Меню

Карточки с правилами о глаголе



Скачать карточки «Глаголы»

Приходит время, когда ребёнку становятся интересны не только предметы и их названия, но и действия, которые выполняют все окружающие его люди. Изучать такие действия очень удобно по карточкам Домана, к тому же скачать карточки «Глаголы» на нашем сайте можно абсолютно бесплатно.

Карточки Домана «Глаголы»

В наборе представлены различные глаголы и их изображения, характеризующие следующие действия и навыки: улыбаться, обнимать, рисовать, спать, пить, кушать, сидеть, целовать, одеваться, плавать, чистить зубы, лежать и многие другие. Здесь собраны и наглядно продемонстрированы действия и умения, которые малышу приходится проделывать или наблюдать в его повседневной жизни, поэтому он с лёгкостью их запомнит.

Проговаривать глаголы необходимо громко и чётко, так вы будете побуждать малыша повторять их за вами. А пока он только учиться запоминать и говорить, можете просить кроху сделать следующее: «Видишь, девочка улыбается, ну-ка, сделай так же, как она» или, «мальчик на картинке кушает, а как ты кушаешь?». Потом ребёнок будет подражать действиям на картинке без вашей просьбы, а со временем, станет ассоциировать написанное слово именно с изображённым действием, что будет являться первым шагом к умению читать и ассоциативно мыслить.

После того, как глаголы станут знакомы малышу, описывайте их подробно, так вы не только побудите малыша повторять за вами, но и дадите ему понять, как сделать то или иное действие правильно, приучите к культуре поведения. Таким образом, карточки Домана с глаголами оказывают благотворное влияние на развитие личности малыша.

Скачать карточки «Глаголы»

Скачать карточки Домана «Глаголы» можно по прямой ссылкеснашего сайта:

Вы можете также посмотреть дидактические материалы в рубрике глаголы, или выбрать карточки Домана другой тематики.

Источник

Определение спряжения и личных окончаний глаголов + карточки-тренажеры 🎥

Определение спряжения глаголов и написание их окончаний — сложная тема. Простая на первый взгляд, но детьми усваивается медленно. Отработать тему, попрактиковаться помогут карточки.

Спряжение — постоянный признак глагола. Глаголы относятся к I или II спряжению в зависимости от личных окончаний.

I спряжение II спряжение
ед.ч мн.ч ед.ч мн.ч
1-е л. -у(-ю) —ем(-ём) -у(-ю) —им
2-е л. —ешь(-ёшь) —ете(-ёте) —ишь —ите
3-е л. —ет(-ёт) -ут(-ют)ит -ат(-ят)

Алгоритм определения спряжения глагола:

1. Если личное окончание глагола ударное, спряжение определяем сразу по ударному гласному: бер[ёшь] — I спр, молч[и́шь] — II спр.

2. У глаголов-исключений спряжение определяем сразу:
брить, стелить — I спр.,
смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать — II спр.
Орфограмму обозначаем так:
бре[ е т] (бр и ть — I, искл.)

3. Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяем по суффиксу перед -/ть\ в неопределенной форме:
/и\ — II спр., любые другие суффиксы — I спр.
Орфограмму обозначаем так:
бо́р[ е т]ся (бор о ться — I спр.).

Первому пункту уделите особое внимание! Ребенок ленится или забывает определять, ударное окончание или безударное, и сразу ставит все в начальную форму. Но если окончание ударное, то н.ф. этого глагола только запутает. Пример: гниют, окончание ударное, буква ю — I спр. Но детки ставят в н.ф. — гнить. Перед ть — и, ошибочно пишут, что спряжение второе. Частая ошибка.

Карточки для определения спряжения глаголов и личных окончаний:

Вставьте пропущенные буквы, над всеми глаголами укажите время, спряжение. Выделите окончание.

П…ля опустели. Цв…ты исчезли. Ж…лтая тр..ва клонится к з…мле, как будто просит снега. Одна только озимь поднимается ровным з..леным к…вром. Корешки хлеба сохранятся невредимым. В…сной они выгл…нут на свет з..леными ст…бельками.

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи спряжение. Обозначь орфограмму.

Игорь пиш _т (писать, . ). Собака скреб_т ( . ).
Аня беж_т ( . ). Олег и Глеб перепиш _т (переписать, . ) статью.
Ребята чита _т (читать, . ). Текст прочита _т (прочитать, . ) Инна.
Мы смотр _м (смотреть, . ) фильм. Друзья не посмотр _т (посмотреть, . ) фильм.
Ты слыш _шь (слыш_ть, . ) шорохи? Ты часто слуша _шь (слушать, . ) радио?
Что вы реша _те (решать, . )?

Читайте также:  Идиома и фразовый глагол отличия

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму.

С земли ещё не сошёл снег, а в душе уже наступа….т (________________ , . ) весна. Замира….шь (________________ , . ) от смутных предчувствий и улыба….шься (________________ , . ) без всякой причины. Такое же состояние пережива….т (________________ , . ) теперь и природа. Земля холодна, грязь хлюпа….т (________________ , .. .) под ногами, но кругом всё весело, ласково, радостно! Солнце свет….т ( , . ) ярко и своими лучами купа….тся ( , . ) в лужах вместе с воробьями. Речка надува….тся (________________ , . ) и темне….т (________________ , . ). Она уже проснулась, скоро заревёт, понесёт свои бурные воды, погон….т ( ________________ , . ) лёд. Деревья голы, но уже живут, дыш. т ( ________________ , . ).

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания, укажи начальную форму и спряжение. Обозначь орфограмму.

Кабан — это дикая свинья. По виду он немного отлича….тся (________________ , . ) от домашней свиньи: облада….т (________________ , . ) более коротким и плотным телом. Дикий кабан вод….тся ( ________________ , . ) в широколиственных и смешанных лесах.
Он брод….т (________________ , . ) по лесам и похрюкива….т (________________ , . ) . Дубовые жёлуди подбира….т ( ________________ , . ) . Своим длинным рылом землю ро….т ( ________________ , . ). Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива….т (________________ , . ). Это он пищу ищ….т ( ________________ , . ).
Очень редко кабан напада….т ( ________________ , . ) на мелких и крупных животных, больных или раненых.

Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения.

Вер_ш_ (________________спр.), леч_ш_ся (________________ спр.),
он зябн_т (________________ спр.), вы обижа_т_ (________________спр.),
он мороз_т (________________ спр.), вы беж_те (________________спр.),
они слыш_т (________________спр.), она купа_тся (________________спр.),
мечта_ш_ (________________спр.), дежур_ш_ (________________спр.),
оно свет_т (________________спр.), он гон_т (________________спр.),
они крич_т (________________спр.), они хохоч_т (________________спр.),
они уч_т (________________спр.), мы люб_м (________________спр.).

Заполни пропуски. Поставь глаголы в н.ф. Определи спряжение. Подчеркни исключения.

Догон_ш_ (________________ спр.), гре_ш_ся ( ________________спр.),
он смотр_т (________________спр.), вы броса_т_ (________________ спр.),
он глад_т (________________спр.), они бормоч_т ( ________________спр.),
они терп_т (________________спр.), она улыба_тся ( ________________спр.),
куша_ш_ (________________ спр.), вздыха_ш_ ( ________________спр.),
оно гре_т (________________ спр.), он стон_т ( ________________спр.),
он обид_т ( ________________спр.), он верт_т (________________ спр.),
она бле_т ( ________________спр.), они ненавид_т (________________ спр.),
они леч_т ( ________________ спр.), мы вер_м ( ________________спр.).

Готов_ш_ ( ________________ спр.), воз_ш_ся ( ________________спр.),
он слыш_т (________________ спр.), он ро_т ( ________________спр.),
вы руб_т_ (________________ спр.), он вид_т ( ________________спр.),
он кол_т (________________ спр.), они дремл_т ( ________________спр._),
они стел_т ( ________________спр.), она гоня_тся ( ________________спр.),
он верт_т ( ________________спр.), он завис_т (________________ спр.),
гон_ш_ ( ________________спр.), пряч_ш_ ( ________________спр.),
оно се_т ( ________________спр.), он держ_т ( ________________спр.),
они суш_т ( ________________спр.), мы гас_м ( ________________спр.).

От данных глаголов образуй и запиши форму 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.

Спр. ед. ч. мн. ч.
Работать — ____________________________________________________,
стелить — _____________________________________________________,
зреть — ________________________________________________________,
расцветать — ___________________________________________________,
сто́ить — _______________________________________________________,
таять — ________________________________________________________,
вертеть — _______________________________________________________,
кричать — _______________________________________________________,
дышать — _______________________________________________________,
решать — ______________________________________________________,
терпеть — _______________________________________________________,
ненавидеть — ____________________________________________________,
копить — _______________________________________________________,
смотреть — ____________________________________________________.

Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

Они пиш…т ручкой, мы черт….м , мы вис..м, они леч…т, наступа…т весна, вы обижа…те, вы реша …те, ты дежур…шь, мы дыш…м, ты не догон…шь, она маш…т рукой, ты ласка…шься, ты вздыха…шь, ты выуч…шь, друзья не посмотр …т, коты ворч. т, ты стира…шь, мы вер…м, вы готов…те, он подбира…т, они глад…т, мы вид…м, ты дыш…шь.

Кузнечики стрекоч…т в поле, ты гуля…шь, пиш…м в тетради, он рассыпа…т, жук бега…т по дорожке, вы груз…те, он дума…т на уроке, мы замороз…м, ты крас…шь, ярко свет…т солнце, мы се…м, он обид…лся, прыга…шь на улице, вы слыш…те, зна…те правило, смотр…т в окно, он верт…ся, они вид…т, игра…м в мяч, ты бре…шь.

Читайте также:  Какой из этих глаголов реже остальных сочетается с подлежащими

Трава зелене…т в лесу, она держ…тся, он пиш…т в тетради, она полива…т цветы, ты жале…шь, земля чернее…т в поле, мы вид…м, корм…т птиц, она завис…т, они ход…т в школу, ты посмотр…шь, дети ищ…т одежду, дела…шь уроки, замеча…шь ошибку, ветер гон…т стаю туч, она стон…т от боли, маш…т рукой, встрет…ш.. друга, ты жале…шь.

Вставьте подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени , измените порядок следования предложений, чтобы получился связный рассказ. Определите спряжение и лицо глаголов.

На улице ……… лютый мороз. Вдруг ты …….. тоненький стук. Метель ……… дорожки. Синичка ……….. по снежку. Ты …….. в тепле и ………… уроки. Через стекло на тебя ……… глазки-бусинки. Бедняжка совсем ……….. . За оконной рамой ты ………. птичку. Ты быстро …….. окно и ……. крылатую гостью в тёплую комнату.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные окончания в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов.

Из пословицы слов не выкин…шь.
Что посе…шь, то и пожнёшь.
Слезами горю не помож…шь.
Одной рукой и узла не завяж…шь.
Правды не спряч…шь.
Разговором сыт не буд…шь, если хлеба не добуд…шь.
На час опозда…шь – годом не наверста…шь.
Ласковым словом и камень растоп…шь.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Безударные гласные в личных окончаниях глаголов». Определите спряжение глаголов.

Сам не зна…шь, где найдёш…, где потеря…шь.
Как налад…шь, так и поед…шь.
Неправдой свет пройдёшь, да назад не ворот…шься.
Не попробу…шь горького, не узна…шь сладкого.
Днём раньше посе…шь, неделькой позже пожнёш….
Дальше полож…шь, ближе возьмёш… .
Глубже вспаш…шь – буд…шь с хлебом зимой.

Вставьте буквы И или Е в окончания глаголов. Выделите окончания. Определите спряжение.

Замяука…т Нервнича…т
Угоща…т Беле…т
Запуга…т Зала…т
Искупа…т Провожа…т
Вис. т Порт…шь
Окружа…т Развлека…т
Запута…т Зиму…т
Желте…т Дикту…т
Марину…т Голода…т
Залива…т Добре…т
Строга…т Рыщ…те
Барабан…м Надкус…м
Выброс…м Верт…м
Готов…м Молч. т
Глад…шь Услыш…шь
Леч…шь Свет…шь
Молв…шь Скос…шь
Рыбач…те Причал…те
Выполн…те Застав…те
Люб…те Загон…те
Приземл…тесь Обнаруж…те

Определи спряжение глаголов. Обозначь орфограмму.

Для этого необходимо проспрягать глагол и определить спряжение по алгоритму.

Видеть, решать, брить, сидеть, стелить, знать, шить, копать, вертеть, бить, ломать, строить, загадывать, вспоминать, лепить, молчать, смотреть, бежать, надеть, сеять, сиять, пойти, выполнить, помогать, слышать, везти.

Определите спряжение глаголов

Бить, свить, жить, полить, выпить, прошить.

Примечание для преподавателя. Обратите внимание ребенка на то, что в этих глаголах спряжение определяется по личному окончанию (оно ударное), а не по начальной форме глагола. Если ребенок определил по начальной форме, что это 2-е спряжение, а не 1-е, напомните ему, что глаголы бить, вить, жить, лить, пить, шить и все глаголы, которые от них образованы с помощью приставок, не имеют глагольного суффикса -и- (буква и входит в корень).

Источник

Карточки по теме «Глагол»

Карточки для промежуточной проверки знаний, умений по русскому языку — незамеенимый помощник учителя .

Просмотр содержимого документа
«Карточки по теме «Глагол»»

МКОУ Верхнетерешанская основная общеобразовательная школа

Составитель: Аксянова Гузель Саитовна,

учитель русского языка и литературы

Определите, из какого произведения взяты данные строчки. Выпишите отрывок. Найдите в тексте и подчеркните глаголы неопределённой формы.

Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны…

Как услышал царь-отец,
Что донёс ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить…

Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять.

1. От существительных образуйте глаголы неопределённой формы:

Коса-… обед-… игра-… бег-… пила-…. рисунок-…

2. Составьте из частей слова глаголы неопределённой формы:

Приставка: по, вс, при.

Читайте также:  Образец выполнения морфологического разбора глагола

Корень: порх, черн, сматр.

Суффикс: е, ну, ива.

Окончание: ть, ть, ть.

Укажите, из какого произведения взяты данные строчки, кто автор, сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.

В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой.
Он
лежал пустой равниной,
Рос на нём дубок единый,
А теперь
стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А
сидит в нём князь Гвидон,
Он
прислал тебе поклон.
Царь Салтан дивиться чуду,
Молвит он: “Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу”.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его
пустить
Чудный остров навестить.

Выпишите отдельными столбиками глаголы 1) неопределенной формы, 2) безличные, 3) возвратные, 4) переходные, 5) непереходные, 6) глаголы условного наклонения, 7) глаголы повелительного наклонения.

1. Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.). 2. Крепни и славься в битвах веков, Красная Армия большевиков (М.). 3. Хотел бы очень сам я посудить, твое услышав пенье. (К.). 4. Приляг-ка, брат, и отдохни, да коли хочешь, так сосни (К-)- 5. Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица (К-). 6. Хочется подышать свежим воздухом. 7. Что-то нездоровится мне сегодня. 8. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.). 9. . Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин (М.).

Образуйте (и напишите) неопределенную форму и прошедшее время глаголов:

Ночую, кочую, гарцую, рассматриваю, показываю, чувствую, участвую, шествую, шефствую, командую, заведую, интересуюсь, присматриваюсь, агитирую, преследую, оканчиваю.

Спишите, вставляя, где нужно, Ь.

Сладко спит…ся у костра в лесу, на берегу реки, на палубе корабля, что плывет в открытое море. 2. Ядовитая вода должна была подвергат…ся сложной химической обработке. 3. Сколько завязывает…ся новых дружб и добрых знакомств! 4. Далеко за рекою слышат…ся веселые песни косцов. 5. Летом убирает…ся сено.

Вставьте, где нужно, Ь. найдите «четвертое лишнее».

Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.

Собирает…ся, считат…ся, ломат…ся, гневат…ся.

Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнует…ся.

Загибат…ся, зажигает…ся, смеят…ся, прощат…ся.

Подберите видовую пару к глаголам.

Говорить, брать, класть, ловить, искать.

Выпишите глаголы, которые имеют особенности в образовании форм прошедшего времени мужского и женского рода. Образуйте эти формы от выписанных глаголов.

Унести, умолкнуть, увидеть, потухнуть, заглотнуть, крикнуть, войти, прожечь, протереть, свернуть.

Спишите. Найдите глаголы, которые употреблены в форме будущего времени. Обозначьте их вид.

В окрестностях знойного города не найдешь горсти плодородной земли, не увидишь зеленого деревца, не зачерпнешь капли студеной воды. Еще зеленеет на пастбищах подъеденная травка, такой она и под снег ляжет.

Выпишите глаголы, которые нельзя употребить в форме 1-го лица единственного числа. Составьте словосочетания, употребив эти глаголы в форме 3 лица единственного числа.

Плавать, ощущаться, переносить, чудить, задумываться, толпиться, разливаться, волноваться, чинить, подниматься.

Найдите «четвертое лишнее».

спит, бежит, добивается, разбудит

читает, просматривает, обеспечит, думает.

негодует, рассмотрит, обижается, свистит.

передает, перечитает, передвигает, перемешивает.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Произведите морфологический разбор выделенных глаголов.

У берегов нар…сла стеклянная полоска л…да. Путешественники т…рпеливо переносят неудо…ства и (не) взгоды. Река течет …квозь пустыню. Я плыву (по) реке. Пока личинки превратят…ся в стреко…, проходит несколько месяцев, а то и лет.

Перепишите слова, вставляя орфограммы и объясняя написание слов.

бежать, …добрить, …дороваться, …густить, …зывать, …грести, ни …ги, …двинуть, …жигать, …грузить, …дание, …дача, …жимать, …десь, …зади, …дравница, …двиг, …говор, …горать, …гнить, …держаться.

Перепишите слова, разбирая их по составу. Объясните удвоение согласных.

Воззвание, воззрение, восславить, воссоединить, воссоздать, восстановить, восстать.

Исследовать, иссохнуть, иссушить, иссякнуть, иззеленить, иззябнуть.

Рассказать, рассчитать, рассматривать, рассушить.

Источник