Меню

карточки шипящая на конце имен существительных



Дидактические карточки «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Дидактические материалы в помощь учителю для индивидуальной работы с учащимися

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskie_kartochki_myagkiy_znak_na_konce_sushchestvitelnyh_posle_shipyashchih_3_klass.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мягкий знак на конце

имён существительных после шипящих

З а п и ш и т е слова в два столбика. В первый запишите слова, в которых мягкий знак указывает на мягкость согласных. Во второй – те слова, в которых мягкий знак стоит после шипящих.

Дочь, дверь, медаль, степь, лебедь, печь, молодёжь, морковь, картофель, мощь, упряжь, брошь, связь, чушь, глушь, роскошь, ложь, прорубь, кровать, скатерть, мелочь.

– Устно определите род имён существительных. Сделайте вывод.

Н а п и ш и т е слова в единственном числе в таком порядке: 1) рыбы, 2) птицы, 3) растения, 4) звери, 5) помещения, 6) посуда.

Стрижи, ерши, чижи, ножи, ковши, камыши, ландыши, моржи, гаражи, ежи, блиндажи, лещи.

П о д б е р и т е к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначьте их род.

Неправда – . , граница – . , соревнование – . , трепет – . , ерунда – . , команда – . , сила – . , призыв – . , здоровяк – . .

С л о в а д л я с п р а в о к : ложь, рубеж, матч, дрожь, чушь, экипаж, мощь, клич, крепыш.

Д а н н ы е с л о в а объедините в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением. Определите род имён существительных с шипящими на конце.

Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка, тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь, молодёжь, слабость.

– Объясните написание мягкого знака.

П р о ч и т а й т е слова.

П ечь, л ожь, бр е шь, т и шь, д уш.

– Замените выделенные буквы так, чтобы получились слова со следующими значениями:

1) средство человеческого общения;

2) хлебное растение;

3) женское украшение;

4) краска для черчения или письма;

5) торжественное музыкальное приветствие.

Д о п и ш и т е по смыслу слова с шипящими на конце, укажите их род.

Душистый . , красный . , летучая . , весёлый . , ночная . , маленький . , лесная . , крупная . , правильная . , детский . , нужный . , русская . , вкусный . , солнечный . , мужской . , красивая . , свежий . , медицинская . , верный . , спелый . .

С л о в а д л я с п р а в о к : ландыш, карандаш, мышь, малыш, тишь, шалаш, глушь, дичь, речь, плач, ключ, печь, калач, луч, плащ, вещь, борщ, помощь, товарищ, овощ.

С п и ш и т е . Вставьте вместо точек ь , где это следует. Укажите род существительных.

Без знаний и утро – ноч.. . Без работы и печ.. холодна. Книжка – лучший товарищ.. . Короткую реч.. хорошо слушать. На безрыбье и мелоч.. рыба. Тот бригадир хорош, у которого хороша рож.. .

С о с т а в ь т е и запишите предложения с данными словами. Выделенные имена существительные ставьте в единственном числе, укажите их род.

Хорошую, речи , слушать, приятно.

Скупой, беднее, нищего, богачи .

Не, печи , а нива, кормит.

Мыши , не, проголодается, в, амбаре.

На, востоке, лучи , блеснул, солнца.

С п и ш и т е , вставляя нужные по смыслу слова (раскрывая скобки) с шипящей на конце.

1) Колосится золотая . (рожь). 2) Мой отец много лет работает на заводе. У него большой . (стаж). 3) Именительный . (падеж) – это начальная форма имени существительного. 4) . (Кирпич) – хороший строительный материал. 5) Холодный . (душ) полезен всем. 6) Лесной . (ландыш) внесён в Красную книгу.

З а м е н и т е выражения одним словом и запишите. Укажите род имен существительных.

1) Человек, который играет на трубе. 2) Человек, который выступает в цирке. 3) Очень сильный человек. 4) Человек, который играет на скрипке. 5) Житель Москвы. 6) Помещение, где стоят автомашины. 7) Колючее животное. 8) Место, где купаются и загорают. 9) Известный музей картин в Санкт-Петербурге. 10) Крупное морское северное животное с усатой мордой.

П р о ч и т а й т е предложения. Распространите их словами разных частей речи. Напишите. Вместо точек вставьте ь , где это необходимо, укажите род этих имён существительных.

О б р а з е ц : Камыш.. шумит. У реки шумит высокий камыш (м. р.).

Товарищ.. помог. Молодёж.. борется. Реч.. звучит. Ноч.. наступила. Ландыш.. расцвёл. Послышался плач.. . Луч.. осветил.

Н а п и ш и т е ответы в строчку через запятую.

1) Суп со свёклой и другими овощами.

2) Дикие птицы и животные как предмет охоты.

3) Мягкая часть печёного хлеба.

4) Женское украшение, прикалываемое на грудь, на воротник.

5) Человек с большими усами.

6) Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи.

7) Способность говорить.

8) Пролом в стене, в корпусе корабля, пробоина.

9) Брусок из обожженной глины, используется для построек.

10) Беспорядок, путаница.

– Укажите род имён существительных.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

На рыбной ловле

Д..рога шла через рож.. . Вот (про) б..жала мыш.. . (В) роще послышался плач.. – это сыч.. зат..нул песню. Вот и р..ка. Наступила ноч. и ловля нач..лась. Кругом ст..яла тиш.. . Камыш.. ш..птался (с) р..кою.

Скоро мне (по) пался ёрш.. , а (у) дяди (на) леске бился лещ.. . Вот и полноч.. . Мы сделали шалаш.. . Утром, тол..ко бл..снул луч.. солнца, мы были на н..гах.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

Морж.. – крупное северное м..рское ж..вотное. У него усатая морда с клыками. Морж.. – (пр..) крас..ный пл..вец.

М..ржами стали называть людей, которые занимаются плаванием з..мой. Человек-морж.. тоже не б..ится л..дяной в..ды.

1.Дидактические карточки -задания по русскому языку . 3 класс . ID 3540920. Автор: О. В. Узорова , Е. А. Нефедова. Языки : Русский . Издательство: АСТ, Астрель. Серия: Мастерская учителя начальных классов.

2.Издательство «Учитель» электронное пособие по русскому языку «Развивающие упражнения и задания.»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс. Учебник «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра.

Открытый урок русского языка с применение технологии проблемного обучения.

Конспект урока по русскому языку по теме:»Мягкий знак на конце существительных после шипящих».На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать .

Данный урок разрабатывался мной к УМК «Школа России», может быть использован и при работе с другими УМК.

Современное обучение направлено не только на обеспечение учащихся определенной суммой знаний, но и на развитие их интеллектуальных, познавательных и созидательных способностей. Как.

Технологическая карта урока, с указанием целей каждого этапа урока, форм, методов и приёмов работы на каждом этапе, деятельность учителя и учащихся, формируемые УУД. Презентация к уроку, так как урок .

Урок — путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План — конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, .

Источник

Дидактические карточки мягкий знак на конце сушчествителных после шипяшчих 3 класс

3 класс.
Мягкий знак на конце
имён существительных после шипящих
Карточка 1.
З а п и ш и т е слова в два столбика. В первый запишите слова, в которых мягкий знак указывает на мягкость согласных. Во второй – те слова, в которых мягкий знак стоит после шипящих.

Дочь, дверь, медаль, степь, лебедь, печь, молодёжь, морковь, картофель, мощь, упряжь, брошь, связь, чушь, глушь, роскошь, ложь, прорубь, кровать, скатерть, мелочь.

– Устно определите род имён существительных. Сделайте вывод.
__________________________________________________________________
Карточка 2.
Н а п и ш и т е слова в единственном числе в таком порядке: 1) рыбы, 2) птицы, 3) растения, 4) звери, 5) помещения, 6) посуда.

Стрижи, ерши, чижи, ножи, ковши, камыши, ландыши, моржи, гаражи, ежи, блиндажи, лещи.
__________________________________________________________________
Карточка 3.
П о д б е р и т е к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначьте их род.

Неправда – . , граница – . , соревнование – . , трепет – . , ерунда – . , команда – . , сила – . , призыв – . , здоровяк – . .

С л о в а д л я с п р а в о к : ложь, рубеж, матч, дрожь, чушь, экипаж, мощь, клич, крепыш.
_________________________________________________________________
Карточка 4.
Д а н н ы е с л о в а объедините в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением. Определите род имён существительных с шипящими на конце.

Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка, тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь, молодёжь, слабость.

– Объясните написание мягкого знака.
__________________________________________________________________
Карточка 5.
П р о ч и т а й т е слова.

Печь, ложь, брешь, тишь, душ.

– Замените выделенные буквы так, чтобы получились слова со следующими значениями:
1) средство человеческого общения;
2) хлебное растение;
3) женское украшение;
4) краска для черчения или письма;
5) торжественное музыкальное приветствие.
_________________________________________________________________
Карточка 6.
Д о п и ш и т е по смыслу слова с шипящими на конце, укажите их род.

Душистый . , красный . , летучая . , весёлый . , ночная . , маленький . , лесная . , крупная . , правильная . , детский . , нужный . , русская . , вкусный . , солнечный . , мужской . , красивая . , свежий . , медицинская . , верный . , спелый . .

С л о в а д л я с п р а в о к : ландыш, карандаш, мышь, малыш, тишь, шалаш, глушь, дичь, речь, плач, ключ, печь, калач, луч, плащ, вещь, борщ, помощь, товарищ, овощ.
__________________________________________________________________
Карточка 7.
С п и ш и т е . Вставьте вместо точек ь, где это следует. Укажите род существительных.

Без знаний и утро – ноч.. . Без работы и печ.. холодна. Книжка – лучший товарищ.. . Короткую реч.. хорошо слушать. На безрыбье и мелоч.. рыба. Тот бригадир хорош, у которого хороша рож.. .

Карточка 8.
С о с т а в ь т е и запишите предложения с данными словами. Выделенные имена существительные ставьте в единственном числе, укажите их род.

Хорошую, речи, слушать, приятно.
Скупой, беднее, нищего, богачи.
Не, печи, а нива, кормит.
Мыши, не, проголодается, в, амбаре.
На, востоке, лучи, блеснул, солнца.
__________________________________________________________________
Карточка 9.
С п и ш и т е , вставляя нужные по смыслу слова (раскрывая скобки) с шипящей на конце.

1) Колосится золотая . (рожь). 2) Мой отец много лет работает на заводе. У него большой
·. (стаж). 3) Именительный . (падеж) – это начальная форма имени существительного. 4) . (Кирпич) – хороший строительный материал. 5) Холодный . (душ) полезен всем. 6) Лесной . (ландыш) внесён в Красную книгу.
__________________________________________________________________
Карточка 10.
З а м е н и т е выражения одним словом и запишите. Укажите род имен существительных.

1) Человек, который играет на трубе. 2) Человек, который выступает в цирке. 3) Очень сильный человек. 4) Человек, который играет на скрипке. 5) Житель Москвы. 6) Помещение, где стоят автомашины. 7) Колючее животное. 8) Место, где купаются и загорают. 9) Известный музей картин в Санкт-Петербурге. 10) Крупное морское северное животное с усатой мордой.
__________________________________________________________________
Карточка 11.
П р о ч и т а й т е предложения. Распространите их словами разных частей речи. Напишите. Вместо точек вставьте ь, где это необходимо, укажите род этих имён существительных.
О б р а з е ц : Камыш.. шумит. У реки шумит высокий камыш (м. р.).

Товарищ.. помог. Молодёж.. борется. Реч.. звучит. Ноч.. наступила. Ландыш.. расцвёл. Послышался плач.. . Луч.. осветил.
__________________________________________________________________

Н а п и ш и т е ответы в строчку через запятую.

1) Суп со свёклой и другими овощами.
2) Дикие птицы и животные как предмет охоты.
3) Мягкая часть печёного хлеба.
4) Женское украшение, прикалываемое на грудь, на воротник.
5) Человек с большими усами.
6) Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи.
7) Способность говорить.
8) Пролом в стене, в корпусе корабля, пробоина.
9) Брусок из обожженной глины, используется для построек.
10) Беспорядок, путаница.

– Укажите род имён существительных.
__________________________________________________________________
Карточка 13.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

На рыбной ловле
Д..рога шла через рож.. . Вот (про) б..жала мыш.. . (В) роще послышался плач.. – это сыч.. зат..нул песню. Вот и р..ка. Наступила ноч. и ловля нач..лась. Кругом ст..яла тиш.. . Камыш.. ш..птался (с) р..кою.
Скоро мне (по) пался ёрш.. , а (у) дяди (на) леске бился лещ.. . Вот и полноч.. . Мы сделали шалаш.. . Утром, тол..ко бл..снул луч.. солнца, мы были на н..гах.
По С. Аксакову.
__________________________________________________________________
Карточка 14.
С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

Знаешь ли ты?
Морж.. – крупное северное м..рское ж..вотное. У него усатая морда с клыками. Морж.. – (пр..) крас..ный пл..вец.
М..ржами стали называть людей, которые занимаются плаванием з..мой. Человек-морж.. тоже не б..ится л..дяной в..ды.

1.Дидактические карточки-задания по русскому языку. 3 класс. ID 3540920. Автор: О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Языки: Русский. Издательство: АСТ, Астрель. Серия: Мастерская учителя начальных классов.

2.Издательство «Учитель» электронное пособие по русскому языку «Развивающие упражнения и задания.»

  • didakticheskie_kartochki_myagkiy_znak_na_konce_sushchestvitelnyh_posle_shipyashchih_3_klass
    Размер файла: 44 kB Загрузок: 15

Источник

Карточки по теме: « Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Задания по теме «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Просмотр содержимого документа
«Карточки по теме: « Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»»

Карточки по теме « Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».

1.Обозначь род у имен существительных.Вставь, где надо ь знак

В полноч… на манеж… вышел циркач…и его доч… . На нём был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш…

2.Поставьте, где нужно, ь. Обозначь род.

Всякая вещ. должна иметь своё место. Малыш… ур..нил мяч… . Миша нашёл в л..су душистый ландыш… . Верный товарищ… всегда придёт на помощ… . На чердаке нас испугала летуч..я мыш… . Наступила ноч. .В лесу живет еж. .

Обозначь род. Где нужно вставь Ь

Вещ…, товарищ…, мяч. ландыш…, ключ. мелоч. мыш. доч…, силач, нож. луч. дич. багаж. массаж. брош. ноч. кирпич…, пейзаж. гараж. обруч. рож. плач. глуш. ландыш. печ….

Карточки по теме « Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».

1.Обозначь род у имен существительных.Вставь, где надо ь знак

В полноч… на манеж… вышел циркач…и его доч… . На нём был плащ… . В руках он держал мяч… . Скрипач… играл марш… . Вот морж… поймал мяч… . В зале сидела молодёж… . Стояла тиш…

2.Поставьте, где нужно, ь. Обозначь род.

Всякая вещ. должна иметь своё место. Малыш… ур..нил мяч… . Миша нашёл в л..су душистый ландыш… . Верный товарищ… всегда придёт на помощ… . На чердаке нас испугала летуч..я мыш… . Наступила ноч. .В лесу живет еж. .

3.Обозначь род. Где нужно вставь Ь

Вещ…, товарищ…, мяч. ландыш…, ключ. мелоч. мыш. доч…, силач, нож. луч. дич. багаж. массаж. брош. ноч. кирпич…, пейзаж. гараж. обруч. рож. плач. глуш. ландыш. печ….

Источник

Читайте также:  матрешка неваляшка одушевленные имена существительные