«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_1.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 7 классе по теме:
«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».
Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.
Учитель: Прочитайте тему урока. Вам знакомы эти понятия?
Ученики: Да. Мы их знаем.
Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и отвечает на вопросы где? когда? куда? почему? откуда? каким образом? как?
Краткое прилагательное – качественное прилагательное, имеющее нулевое окончание в единственном числе мужского рода, окончание –а (-я) и –о (-е) соответственно в единственном числе женского и среднего рода, -ы (-и) во множественном числе, всех родов. Отвечает на вопросы: каково? какова? каков? каковы?
Слова категории состояния – неизменяемые слова, которые выражают состояние природы, живых существ, человека. Отвечают на вопросы как? каково?
Учитель: Чем различаются эти части речи в предложении? Какую роль каждая из этих частей речи выполняет в предложениях? Сразу сформулировать сложно. Давайте разбираться. С чего начнем?
Ученики: Будем, как всегда, наблюдать за словами.
Учитель открывает часть доски с материалом для наблюдения:
- Мне грустно и легко ;
- Чу, за белой, дымной тучей глухо прокатился гром;
- Лицо старшины непроницаемо ;
- Войско разъединено на отряды.
Учитель: Запишите предложения в тетради, выделите все члены предложения, обращая внимание на слова, оканчивающиеся на «о».
Учитель: Каждое предложение рассмотрим в отдельности. Итак, каким по составу является предложение 1?
Ученики: Мне грустно и легко (А.С. Пушкин) – предложение односоставное (в нем один главный член предложения – сказуемое, подлежащее отсутствует); безличное (называет действие, которое происходит без участия грамматического субъекта).
Ученики: Слова грустно и весело выражают состояние и настроение человека, поэтому эти слова мы можем отнести к словам категории состояния. В предложении выступают в роли сказуемого.
Предложение 2 — двусоставное, а слово глухо является наречием, поскольку относится к глаголу: прокатился (как?) глухо (наречие образа и способа действия).
Предложение 3 – двусоставное, в котором слово непроницаемо является кратким прилагательным (непроницаемый — непроницаемо). В предложении выступает в роли сказуемого. Лицо (каково?) непроницаемо .
Предложение 4 – двусоставное, в котором слово на разъединено является кратким причастием ( разъединять разъединенный разъединено ). В предложении выступает в роли сказуемого. Войско (что сделано?) разъединено .
Учитель: Ребята, теперь попробуем разобраться, как различать наречия и слова категории состояния?
Ученики: Проанализировав предложения 1 и 2, мы пришли к выводу о том, что слова категории состояния являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях, а наречие относится к глаголу (от глагола задается вопрос), в предложении выступает в роли обстоятельства .
Ученики: Мы уже выяснили, что наречия относятся к глаголам. Прилагательные относятся к существительному, поскольку это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Наречия от кратких прилагательных можно отличать по вопросам: наречие – как?; краткое прилагательное – каково?
Краткие прилагательные от кратких наречий можно отличать по вопросам: краткое прилагательное – каково?; краткое причастие – что сделано?
Учитель: Ребята, для того, чтобы закрепить то, о чем мы сегодня говорили, воспользуемся приемом «Фишбоун» от англ. «рыбья косточка». Суть приема состоит в постановке проблемы, в определении и нахождении аргументов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.
Учитель: Попробуем применить прием «Фишбоун» к проблеме нашего урока. Итак, рисуем голову «рыбы» — формулируем тему урока, далее позвоночник в виде полоски и четыре ребра; хвост, в котором формулируется проблема. Над верхними ребрами необходимо записать условие, при котором определяется выбор той или иной части речи, а под нижними – части речи.
Как работает этот прием?
Ученики: Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в односоставном предложении, оно является словом категории состояния.
Если слово на «о» выполняет роль обстоятельства в предложении, оно является наречием.
Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (каково?), оно является кратким прилагательным.
Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (что сделано?), оно является кратким причастием.
Учитель: Для проверки ваших выводов дома выполните следующее задание. Задание. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Укажите, каким членом предложения является каждое выделенное слово.
- Небо черно и чисто , зеленовато г(а,о)рят ре (д,т)кие мелкие звезды.
- Открытие это мучительно , я вовсе не был трусом.
- Экскурсия прошла организова(н, нн)о .
- Было морозно и ветре (н, нн)о , с крыш падал снег.
- Как румя (н,нн)о и пышно это небо цветет.
- Участники экспедиции взволнова(н,нн)о рассказывали о ее результатах.
- Направ (о,а) и налев (о,а) по длинным скатам тихо зыблется зеленая рожь.
Источник
Урок русского языка по теме «Слова категории состояния». 7-й класс
Класс: 7
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (679,4 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель:
- Познакомить со значением категории состояния, её семантическими группами, морфологическими признаками, синтаксической ролью.
- Учить отличать слова категории состояния от кратких прилагательных и наречий.
- Формировать навык определения, к какой группе по значению относятся слова категории состояния.
- Развивать интерес к русскому языку.
Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал, презентация
Ход урока
1. Орг. момент
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2. На слайде записаны 3 предложения. (2 слайд).
— Задание: назовите повторяющиеся слова, определите их синтаксическую роль и часть речи.
— Какое предложение вызвало затруднение?
— Каким членом предложения является слово тепло, есть ли в предложении подлежащее, может ли оно быть?
— Можно ли определить принадлежность слова тепло к какой-либо части речи без включения его в предложение?
— Как называются слова, которые одинаково пишутся, произносятся, но отличаются по значению? (омонимы)
Части речи, как и люди, живут своей особой жизнью: у каждой свой характер (морфологические признаки), у них есть родственные связи, они ходят на работу в предложения. У наречия, например, есть брат-близнец, очень на него похожий. Зовут его словокатегории состояния. И сегодня мы с ним познакомимся.
Вы узнаете, на какие вопросы он отвечает, что обозначает, какую работу выполняет в предложении, и вообще, чем похож и не похож на брата.
(слайд 3), заголовок
Запишите тему урока.
3. Усвоение новых знаний
— Какова цель нашего сегодняшнего урока? (слайд 4)
1) определять значения .
2) отличать . от других частей речи
3) употреблять в речи .
— Не пользуясь учебником, вы можете сказать, какие слова относятся к словам категории состояния и что обозначают слова категории состояния? (Нет)
— Сравним записанные на доске пары предложений. Попытаемся сделать их синтаксический разбор:
1) Лицо темнеет от загара. 2) Летом в Сочи темнеет очень быстро.
1) Весь июль солнце пекло немилосердно. 2) Весь июль пекло немилосердно.
— Что же увидели? В первых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого-глагола: лицо темнеет, солнце пекло. Во вторых предложениях каждой пары грамматическая основа состоит только из сказуемого-глагола: темнеет, пекло.
— Таким образом, мы с вами видим, что в речи существуют предложения, не имеющие подлежащего.
— Что они передают? Они чаще всего передают состояния окружающей среды, физическое и душевное состояние людей.
— Запишем в тетрадях предложения и подчеркнём главные и второстепенные члены (один человек работает у доски):
— Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (Каждое предложение содержит одно общее слово)
-Давайте определим, какие же слова относятся к словам категории состояния?
— Рассмотрим первое предложение.
— Какой частью речи является слово радостно в первом предложении? (кратким прилагательным).
— От какого слова задаем вопрос? (от существительного утро)
— На какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос каково?)
— Каким членом предложения является? (в предложении является сказуемым).
— Во втором? – наречие, так как обозначает признак действия: Светились как? радостно, В предложении является обстоятельством.
— В третьем предложении? Радостно – одновременно и прилагательное – ведь оно способно быть сказуемым (было радостно) без подлежащего, и наречие – оно неизменяемо. Возникает противоречие: это не прилагательное и не наречие, значит что-то третье, совершенно особая часть речи? Это неизменяемая часть речи употребляется в предложении без подлежащего. Это и есть слово категории состояния.
— Давайте заполним таблицу на слайде (для заполнения каждого столбца таблицы вызываются ученики, наиболее “сильный” заполняет четвёртый столбец). Ученики работают со своей таблицей.(слайд 5,6,7,8)
Вопросы | Краткое прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какому слову относится? | Существительное | Глагол | Не зависит от других слов |
На какой вопрос отвечает? | Каков? Какова? Каковы? | Как? Где? | Как? Каково? |
Что обозначает? | Признак |
Предмета