Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи
Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в художественной, им отчасти публицистической, речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, — самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства.
Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя: Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах… (П.). Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д.: Сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые (П.). Нередко прилагательные характеризуют и поведение героя, хотя в этом случае с ними успешно конкурируют глаголы; ср.:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах так
При этом предпочтение отдается кратким формам прилагательных, берущим на себя предикативную функцию.
В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках. Проиллюстрируем это примером описания лунной ночи: …Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете (М. Г.). Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества; ср.: блеск, свет, бледнел, медленно.
В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; ср.: Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Купр.). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения. Так, А.С. Пушкин мог к одному слову подобрать до пятидесяти прилагательных-определений в разных контекстах.
В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу, стремление к «деромантизации» пейзажа. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: Соловьи и луна, тени, запах цветов — все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел. Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны…): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».
Стилистическое значение имени прилагательного в системе выразительных ресурсов морфологии ставит его в особое положение в сравнении с другими частями речи. Умение автора найти художественное определение нередко выступает критерием хорошего слога. Поэтому замечания опытных писателей о стиле молодых авторов особенно часто касаются употребления прилагательных. Так, М. Горький обратил внимание на стилистическую беспомощность одного из начинающих литераторов, «украсившего» речь прилагательными: Бессмысленная, вялая какая-то, скучная смерть веяла ровным дыханием. Горький пишет: «Это очень характерная фраза для вас. А ведь в ней, несмотря на три определения понятия «смерть», — нет ясности. Сказать «вялая смерть» и прибавить к слову «вялая» — «какая-то» — это значит подвергнуть сомнению правильность эпитета «вялая». Затем вы добавляете — «скучная», — к чему это нагромождение?».
При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».
Источник
Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы
Цели:
- повторить известное об имени прилагательном; показать роль имён прилагательных в художественных произведениях;
- формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль, роль в произведениях художественной литературы;
- воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.
Оборудование.
- Таблица-опора “Имя прилагательное как часть речи”;
- Произведения художественной литературы (отрывки);
- Репродукция картины и рисунки о зиме.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
1. Организационный момент
(Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, классная работа).
2. О теме, целях урока.
Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играет эта часть речи в художественных произведениях.
Поэтому запишите тему урока “Роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы”.
2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.
Вначале повторим по таблице-опоре.
— Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?
(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?
Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)
— В чём смысл этого высказывания?
— Есть ли здесь прилагательные?
(как вы определили, что они есть?)
Задание. Разберите предложение по членам.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.
— Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.
Проверка домашнего задания
Проверим домашнюю работу (упр. 260)
Задание. Назовите словосочетания “ прил.+сущ.”, выписанные вами из учебника и художественных произведений; укажите, с какой целью употреблены прилагательные: они выделяют предмет из множества или рисуют, описывают.
3. А теперь посмотрим, какими прилагательными пользовался А.С.Пушкин
Задание. Послушайте такие строчки
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
— Запишите это предложение.
— Найдите имена прилагательные и слова, от которых они зависят. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.
— Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко и выразительно описывать предмет.
Под небесами (какими?) голубыми (цвет)
Коврами (какими?) великолепными —
Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.
— А что такое эпитет?
(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)
— А какое ещё изобразительно-выразительное средство использует А.С.Пушкин в этом отрывке?
(сравнение: снег, как великолепный ковёр, олицетворение: снег лежит).
— К эпитетам можно подбирать синонимы.
Задание. Выпишите прилагательное “великолепный”, подберите синонимы к этому эпитету, назовите их.
А в “Словаре эпитетов” К.Горбачевича и Е.Хабло даётся к этому слову более ста эпитетов, например:
Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный…
Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.
А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных
Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).
— Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?
— Какие прилагательные уместны в художественном описании?
(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).
— А с какой целью?
(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).
Обратимся к тексту.(он записан на доске). Послушайте его.
Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)
— Чего-то в нём не хватает?!
— Как вы думаете, почему?
Но чтобы ответить более полно на этот вопрос, обратитесь к Теории 98, найдите то место, где говорится о роли прилагательных в речи.
То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.
— Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным.
Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).
Прочитайте получившееся описание.
А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим.
Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)
Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!
Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?
(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)
Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?
(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).
Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.
Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как на уроке есть не только произведения художественной литературы, но и произведения искусства.
Перед вами две репродукции.
— В чём сходство этих картин, а в чём отличие?
(Тема одинаковая: изображён зимний лес, но манера исполнения разная: одна картина в серых тонах, а другая – красочная).
Из уроков ИЗО мы знаем, что эти репродукции относятся к разным видам изобразительного искусства.
Первая – это рисунок. Главное изобразительно-выразительное средство – линия, штрих, тон.
Вторая – живопись. Главное изобразительно-выразительное средство — цвет.
Отсюда можно сделать вывод: писатели описывают предмет с помощью прилагательных, эпитетов, а художники – с помощью цвета.
Физкультминутка.
А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.
Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.
Над голубыми свежими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (И.А.Бунин.)
Иллюстрация готова. Открываем глаза.
— Что вы изобразили?
И всё это в великолепном цвете.
Тексты этих отрывков у вас на столах. Прочтите его ещё раз сами.
Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.
Над голубыми снегами, синее небо, огромное небо, яркие краски, над зелёным бором…
А теперь — словосочетания с эпитетами.
Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом.
— С какой целью автор использует столько прилагательных?
— Что хотел показать он этим описанием?
(как ему представляется зимний пейзаж утром, какие краски он видит, когда смотрит на утреннюю зимнюю природу…)
Итак, мы подошли к концу нашего путешествия в сказку зимней природы, в мир художественного текста.
Остаётся сделать вывод, какова же роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы?
Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф нашего урока, тексты, которые мы с вами рассмотрели, Теория 98…
(писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.
Выставление и комментирование оценок.
(сегодня в нашем путешествии хорошо помогали…, неплохо работали…).
Объяснение домашнего задания.
Дома вам тоже предстоит работать с художественными текстами. Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните их как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.
Источник