Меню

Художественные произведения с краткими прилагательными



Примеры предложений с причастиями из художественной литературы

Предложения с при­ча­сти­я­ми и при­част­ны­ми обо­ро­та­ми часто встре­ча­ют­ся в про­из­ве­де­ни­ях худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Сначала вспом­ним, что назы­ва­ет­ся при­ча­сти­ем.

Более подроб­но об этой фор­ме гла­го­ла узна­ем из ста­тьи «Признаки при­ча­стия».

Причастие, по нашим наблю­де­ни­ям, при­над­ле­жит книж­ным сти­лям речи. Часто оно встре­ча­ет­ся в худо­же­ствен­ной сти­ле, реже — в пуб­ли­ци­сти­ке. В сво­их про­из­ве­де­ни­ях писа­те­ли охот­но исполь­зу­ют при­ча­стие и при­част­ный обо­рот для того, что­бы нари­со­вать образ­ную кар­ти­ну дей­стви­тель­но­сти, вызвать яркое впе­чат­ле­ние у чита­те­ля и выска­зать свое отно­ше­ние к при­ро­де, чело­ве­ку и окру­жа­ю­ще­му миру.

В пред­ло­же­ни­ях пол­ные при­ча­стия явля­ют­ся опре­де­ле­ни­я­ми или частью состав­но­го имен­но­го ска­зу­е­мо­го. Причастия в крат­кой фор­ме — это ска­зу­е­мые.

Примеры предложений с полными причастиями

Месяц, чёт­ко отте­ня­е­мый свет­лым сумра­ком, блед­нел над леса­ми. Ели, отя­го­щен­ные снеж­ны­ми клу­ба­ми, изме­ни­ли очер­та­ния, но без­молв­ство­ва­ли (В. Белов).

Давно опав­шие жёл­тые листья, тер­пе­ли­во ожи­да­ю­щие пер­во­го сне­га и попи­ра­е­мые нога­ми, золо­тят­ся на солн­це, испус­кая из себя лучи, как чер­вон­цы (А.П. Чехов)

Если идти по тро­пин­ке, веду­щей к избуш­ке лес­ни­ка, то попа­дешь в густые зарос­ли чере­му­хи (В. Солоухин).

Я ско­ро заме­тил, что у само­го моря, на высо­кой ска­ле, покры­той люби­мы­ми оле­ня­ми тра­вой, пас­лась сам­ка оле­ня и воз­ле неё в тени лежал какой-то жёл­тый кру­жо­чек (М. Пришвин).

Наконец-то закон­чи­лись дожди и уста­но­ви­лась сухая ясная пого­да. Это было кста­ти, и бурун­ду­чок выбе­жал из норы к пова­лен­но­му бурей дере­ву и стал рас­кла­ды­вать на нем свои запа­сы, что­бы пооб­су­ши­ва­лись на сол­ныш­ке, пооб­вет­ри­ва­лись, что­бы не заплес­не­ве­ли, не испор­ти­лись за дол­гую зиму (С. Воронин).

Старый боль­шой сад, заби­тый на зиму дом и рас­кры­тые бесед­ки по углам огра­ды были жут­ки сво­ей забро­шен­но­стью (И. Бунин).

Когда солн­це село и из лощи­ны потя­ну­ло влаж­ным холо­дом, мы подъ­е­ха­ли к деревне, серев­шей соло­мен­ны­ми кры­ша­ми. Мы въе­ха­ли в узкую, уже потем­нев­шую ули­цу, зарос­шую вёт­ла­ми (В. Вересаев).

Наутро мы поды­ма­лись на гору, сплошь покры­тую осы­пя­ми (А. Арсеньев).

Начало све­тать. Порозовело небо, а лес, засы­пан­ный сне­гом, сто­ял весь белый, при­тих­ший (Г. Скребицкий).

То с утра до утра шел не пере­ста­вая мел­кий, как водя­ная пыль, дож­дик, пре­вра­щав­ший гли­ни­стые доро­ги и тро­пин­ки в сплош­ную густую грязь, в кото­рой увя­за­ли надол­го возы и эки­па­жи (А. Куприн).

Наступила ночь. Туман, лежав­ший досе­ле на поверх­но­сти воды, под­нял­ся квер­ху и пре­вра­тил­ся в тучи (А. Арсеньев).

Дождь, гони­мый силь­ным вет­ром, лил как из вед­ра (Л. Толстой).

В сере­дине апре­ля два гусе­нич­ных трак­то­ра пово­лок­ли сквозь тай­гу довер­ху гру­жен­ные вся­кой вся­чи­ной, тяже­лые, сра­бо­тан­ные из лист­вен­нич­ных бре­вен сан­ные при­це­пы на новое место (П. Проскурин).

Примеры предложений с краткими причастиями

Тонкие ство­лы берёз беле­ли рез­ко и отчёт­ли­во, а на их мел­кую лист­ву, каза­лось, были набро­ше­ны сереб­ри­стые, про­зрач­ные, газо­вые покры­ва­ла (А. Куприн).

Вся боль­шая поля­на была покры­та зеле­ны­ми бугор­ка­ми. Это было всё нара­бо­та­но когда-то кро­та­ми и потом зарос­ло и покры­лось мхом (М. Пришвин).

Широкий подъ­езд на ули­цу закрыт наглу­хо, окна зана­ве­ше­ны што­ра­ми (А. Толстой).

Голые, облу­пив­ши­е­ся ство­лы были окра­ше­ны баг­ро­вым отблес­ком дого­ра­ю­щей зари (А. Куприн).

Передняя ком­на­та ошту­ка­ту­ре­на и рас­пи­са­на каким-то само­уч­кой в кув­шин­ки и лилии. Снаружи дом, крыль­цо, лесен­ка выкра­ше­ны в глян­це­ви­тую охру… Земляной пол пол утрам­бо­ван и чисто под­ме­тен . Ни мусо­рин­ки, ни соло­мин­ки! (В. Солоухин)

Вспоминаю быст­рую хру­сталь­ную реч­ку, через кото­рую поло­же­но жел­тое брев­но (В. Солоухин).

Лежишь, слов­но в воз­ду­хе. Постель сле­ва отго­ро­же­на от две­ри камы­шо­вой шир­мой, сплошь жёл­той, с плав­ны­ми сги­ба­ми (В. Набоков).

Был там и покры­тый лег­ким пуш­ком кры­жов­ник, розо­вая впе­ре­меш­ку с чер­ной смо­ро­ди­на, све­же­спле­тен­ная из тон­чай­ших пру­тьев бело­снеж­ная кор­зи­ноч­ка. Это, нако­нец, кусо­чек пче­ли­ных сотов, из кото­рых не выка­чан мёд и кото­рый дожи­дал­ся наше­го при­хо­да (М. Алексеев).

Каждый при­дел (хра­ма Василия Блаженного) рас­кра­шен сна­ру­жи осо­бен­ною крас­кой, как буд­то они не были выстро­е­ны в одно вре­мя, как буд­то каж­дый вла­де­тель Москвы в про­дол­же­ние мно­гих лет при­бав­лял по одно­му (М. Лермонтов).

Пятнистый тро­туар был устлан чер­ны­ми шел­ко­вы­ми кру­же­ва­ми (И. Бунин).

Каменные лест­ни­цы око­ло двор­ца были осве­ще­ны зарей (К. Паустовский).

Тихая реч­ка была скры­та под зеле­нью кув­ши­нок (А. Куприн).

Источник

Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы

Цели:

  • повторить известное об имени прилагательном; показать роль имён прилагательных в художественных произведениях;
  • формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль, роль в произведениях художественной литературы;
  • воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.

Оборудование.

  • Таблица-опора “Имя прилагательное как часть речи”;
  • Произведения художественной литературы (отрывки);
  • Репродукция картины и рисунки о зиме.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

1. Организационный момент

(Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, классная работа).

2. О теме, целях урока.

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играет эта часть речи в художественных произведениях.

Поэтому запишите тему урока “Роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы”.

2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.

Вначале повторим по таблице-опоре.

— Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?

(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)

— В чём смысл этого высказывания?

— Есть ли здесь прилагательные?

(как вы определили, что они есть?)

Задание. Разберите предложение по членам.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.

— Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.

Проверка домашнего задания

Проверим домашнюю работу (упр. 260)

Задание. Назовите словосочетания “ прил.+сущ.”, выписанные вами из учебника и художественных произведений; укажите, с какой целью употреблены прилагательные: они выделяют предмет из множества или рисуют, описывают.

3. А теперь посмотрим, какими прилагательными пользовался А.С.Пушкин

Задание. Послушайте такие строчки

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

— Запишите это предложение.

Читайте также:  Форма морфологического разбора прилагательного

— Найдите имена прилагательные и слова, от которых они зависят. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

— Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко и выразительно описывать предмет.

Под небесами (какими?) голубыми (цвет)

Коврами (какими?) великолепными —

Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.

— А что такое эпитет?

(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)

— А какое ещё изобразительно-выразительное средство использует А.С.Пушкин в этом отрывке?

(сравнение: снег, как великолепный ковёр, олицетворение: снег лежит).

— К эпитетам можно подбирать синонимы.

Задание. Выпишите прилагательное “великолепный”, подберите синонимы к этому эпитету, назовите их.

А в “Словаре эпитетов” К.Горбачевича и Е.Хабло даётся к этому слову более ста эпитетов, например:

Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный…

Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

— Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?

— Какие прилагательные уместны в художественном описании?

(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).

— А с какой целью?

(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).

Обратимся к тексту.(он записан на доске). Послушайте его.

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

— Чего-то в нём не хватает?!

— Как вы думаете, почему?

Но чтобы ответить более полно на этот вопрос, обратитесь к Теории 98, найдите то место, где говорится о роли прилагательных в речи.

То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

— Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным.

Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).

Прочитайте получившееся описание.

А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!

Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?

(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?

(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).

Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как на уроке есть не только произведения художественной литературы, но и произведения искусства.

Перед вами две репродукции.

— В чём сходство этих картин, а в чём отличие?

(Тема одинаковая: изображён зимний лес, но манера исполнения разная: одна картина в серых тонах, а другая – красочная).

Из уроков ИЗО мы знаем, что эти репродукции относятся к разным видам изобразительного искусства.

Первая – это рисунок. Главное изобразительно-выразительное средство – линия, штрих, тон.

Вторая – живопись. Главное изобразительно-выразительное средство — цвет.

Отсюда можно сделать вывод: писатели описывают предмет с помощью прилагательных, эпитетов, а художники – с помощью цвета.

Физкультминутка.

А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.

Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.

Над голубыми свежими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (И.А.Бунин.)

Иллюстрация готова. Открываем глаза.

— Что вы изобразили?

И всё это в великолепном цвете.

Тексты этих отрывков у вас на столах. Прочтите его ещё раз сами.

Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.

Над голубыми снегами, синее небо, огромное небо, яркие краски, над зелёным бором…

А теперь — словосочетания с эпитетами.

Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом.

— С какой целью автор использует столько прилагательных?

— Что хотел показать он этим описанием?

(как ему представляется зимний пейзаж утром, какие краски он видит, когда смотрит на утреннюю зимнюю природу…)

Итак, мы подошли к концу нашего путешествия в сказку зимней природы, в мир художественного текста.

Остаётся сделать вывод, какова же роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы?

Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф нашего урока, тексты, которые мы с вами рассмотрели, Теория 98…

(писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.

Выставление и комментирование оценок.

(сегодня в нашем путешествии хорошо помогали…, неплохо работали…).

Объяснение домашнего задания.

Дома вам тоже предстоит работать с художественными текстами. Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните их как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

Источник

Проект по русскому языку «Имена прилагательные в названиях литературных произведениях»

Проект по русскому языку Имена прилагательные в названиях литературных произведениях

Читайте также:  Слова образующие степени сравнения прилагательных

Выполнила: Яковлева Анастасия, ученица 6 класса МБОУ Богородицкой СШ

Руководитель проекта: Ипатова Р. М., учитель русского языка и литературы

Скачать:

Вложение Размер
6_kl._proekt_prilagatelnye.docx 244.06 КБ
prilagatelnye_v_nazvaniyah_proizvedeniy.ppt 905 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Богородицкая средняя школа

Проект по русскому языку

Имена прилагательные в названиях литературных произведениях

Выполнила: Яковлева Анастасия,

ученица 6 класса

МБОУ Богородицкой СШ

Руководитель проекта: Ипатова Р. М.,

учитель русского языка и литературы

2017-2018 учебный год

Тема исследования: « Имена прилагательные в названиях литературных произведениях»

Прилагательное — это самая изобразительная

часть речи. Прилагательные могут описать цвет,

запах, форму любого предмета. Рассказать

о наших чувствах, характерах, настроении.

В. В. Виноградова (1894-1969)

— исследовать школьную программу по литературе и выявить, как часто в названиях литературных произведений употребляются имена прилагательные

— изучить по материалам школьной программы, какие писатели в названиях своих произведений используют имена прилагательные.

— выявить, какие прилагательные (разряд) чаще встречаются в названиях произведений и почему.

— проследить значимость, весомость прилагательных, которые способны раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором.

Объект исследования : школьная программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной
Предмет исследования: имена прилагательные и их роль в названиях литературных произведений.

  • изучение школьной программы;
  • отбор произведений, в названии которых встречаются прилагательные;
  • анализ собранных материалов и сведений по теме.

— Оформление письменного вида речи начинается с названия текста, который представляет собой законченное выражение определенной идеи. Название в зависимости от использованных в нем языковых единиц может быть двух видов: именное или глагольное. Названия смешанного типа, как правило, не наблюдаются, хотя в принципе не исключены («Белеет парус одинокий» В. Катаев).

— Наибольшей частотностью отличается структурное расширение именного центра внутри себя, которое приобретает характер глубинного плана (ср. «Лес» и «Русский лес», где во втором названии происходит смысловое раскрытие именного центра за счет сочетающегося с ним прилагательного).

— Через ассоциативный анализ названия произведения можно показать значимость, весомость прилагательного, которое способно раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором.

Имена прилагательные сопровождают нас повсюду. Они обогащают нашу речь, делают её образной, яркой. Прилагательные помогают нам увидеть мир во всём его многообразии, помогают увидеть красоту всего живого и неживого. Они используются в нашей повседневной речи, и без них наша жизнь была бы скучна и монотонна. Имена прилагательные встречаются во многих названиях местностей, растений, произведений, названиях профессий, вещей. В прилагательном может быть заложен ключ к пониманию всего предыдущего или последующего контекста. Оказывается, по частоте употребления прилагательное в нашей речи занимает почётное третье место ! И эта «бронза» — вещь очень серьезная . И многие ученые-лингвисты подтверждают это. Вот что говорят они:

  • Прилагательное — «спутник» существительного.
  • Прилагательное — это «озаряющее» слово.
  • Прилагательное — это «живописующая» часть речи.
  • Прилагательное — это «красивая» и «певучая» часть речи.

II. Роль имени прилагательного в речи

Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.

Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя. Поэтому немаловажную роль они играют в заглавии художественного произведения.

III. Употребление прилагательных в названиях программых художественных произведениях.

Я проанализировала школьную программу по литературе под редакцией Веры Яновны Коровиной для 5-7 классов и пришла к выводу, что в названиях произведений очень часто встречаются прилагательные.

Так, в 5 -7 классах программый материал состоит из 203 произведений (это повести, рассказы, сказки, летописи, стихотворения и т.д.). В 68 названиях встречаются прилагательные: качественные, относительные и притяжательные.

Качественные прилагательные встречаются в названиях 33 произведений. Например:

  1. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (5 класс)
  2. В. Г. Короленко «В дурном обществе» (5 класс)
  3. А. С. Грин « Алые паруса» (6 класс)
  4. М. Е. Салтыков — Щедрин « Дикий помещик» (7 класс)
  5. Ю. П. Казаков « Тихое утро» (7 класс).
  6. Е. И. Носов « Живое пламя» (7 класс)
  7. Антуан де Сент-Экзюпери « Маленький принц» (6 класс)
  8. В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» (6 класс)
  9. А. И. Куприн « Чудесный доктор» (6 класс)
  10. К.Г. Паустовский « Тёплый хлеб» (5 класс)

Относительные прилагательные встречаются в названиях 32 произведений. Например:

1. Л. Н. Толстой « Кавказский пленник» (5 класс)

2. А. С. Пушкин « Зимнее утро» (6 класс), « Медный всадник» (7 класс), « Станционный смотритель» (7 класс)

3. Н. А. Некрасов « Железная дорога» (6 класс)

4. Р. Л.Стивенсон « Вересковы й мёд» (5 класс).

Встречаются в названиях произведений и притяжательные прилагательные. В 6 заголовках произведений, изучаемых в 5 классе, есть этот развяд. Например:

1. Сказка « Солдатская шинель» (5 класс)

2. Н.А. Некрасов « Крестьянские дети» (5 класс)

3. К.Г. Паустовский « Заячьи лапы» (5 класс)

4. В.П. Астафьев « Васюткино озеро» (5 класс)

5. А.С. Пушкин « Капитанская дочка» (7 класс)

IV. Значимость, весомость прилагательных, способных раскрыть весь спектр проблем, поставленных автором

1. В. Г. Короленко «В дурном обществе»

В повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» повествование идет о жизни нищих людей Валька и Маруси. Главным героем является Вася, именно от его имени ведется повествование. Смысл названия этого произведения можно определить путем анализа, какое же общество называется дурным. Люди, которые живут в достатке, не зная трудностей и материальных проблем, считают дурным обществом бедных, оборванных нищих. В повести Короленко такое дурное общество предстает перед читателем в образе воров, нищих, бродяг под предводительством Тыбурция Драба.

В это общество попадает наш главный герой Вася. Он – сын судьи, из хорошей, обеспеченной семьи. Попав в дурное общество, он находит там общий язык с их обитателями и сразу же становится там своим. Писатель вкладывает совсем другое значение в понятие дурного общества. Он с присущим ему состраданием описывает тяготы и несправедливость жизни, которую ведут его обитатели. Для него очевиден тот факт, что люди из этого слоя общества сохраняют человеческое достоинство и имеют представление о чести, благородстве и порядочности. Вася обретает здесь настоящих друзей, к нему относятся с заботой и участием. В жизни маленького мальчика происходит переоценка ценностей. Попадая к этим людям, он в какой-то степени обретает близких людей среди бродяг и нищих, и свой дом в этом мрачном подземелье.

Таким образом, дурное общество в значении, которое вкладывает в него Короленко носит иронический характер. Он совсем не считает это общество дурным для Васи. В его жизни встреча с этими людьми укрепляет лучшие качества характера Васи, способствуя его взрослению.

Так Вася оказался в дурном, с точке зрения обывателей, обществе. А Короленко дал своей повести это название, чтобы подчеркнуть предвзятость общего мнения. Помогло ему в этом качественное прилагательное.

2. А. С. Грин «Алые паруса»

Пурпурный цвет шелка, избранный Греем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которого так не хватало в Каперне.
Белый парусник под пурпурными парусами — символ любви и новой жизни для Ассоль, которая дождалась своего счастья.
«Алые паруса» Грина — это еще утверждение правильного способа достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грей, осуществивший мечту незнакомой ему девушки. Так думал матрос Лонгрен, что сделал когда-то игрушечную яхту с пурпурными парусами, которая принесла счастье его дочери . В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание « алые паруса » прочно ассоциируется с понятием «мечта». Именно прилагательное придаёт такое значение и несёт главную смысловую нагрузку.

3. А. И. Куприн «Чудесный доктор»

Назвав так рассказ, А. Куприн хотел сказать, насколько редкими качествами стали милосердие, внимание к ближнему, бескорыстность, что они воспринимаются как чудо. Автор на примере известного человека показал, как одно доброе дело может изменить к лучшему жизнь других. Главная мысль рассказа «Чудесный доктор» — в каждой жизни есть место «чуду», «мир не без добрых людей.»

Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество, такие люди, как доктор Пирогов, живут среди нас, сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду. Вот поэтому доктор чудесный , он, как волшебник, творит чудеса и дарит добро людям.

4. Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

Прочитав сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева», я задумался: «Почему она так называется?»
Думаю, что она так называется, потому что главной героиней сказки является именно Снежная королева. Действие сказки начинается и заканчивается ею. Снежная королева разлучила Кая и Герду. И поэтому, девочка на протяжении всей сказки ищет своего горячо любимого друга.

Если бы сказка называлась «Герда», то она бы несла такой же кроткий, добрый, нежный смысл, как и сама девочка. А если бы Герде не нужно было преодолевать столько препятствий, то история, рассказанная Андерсеном, была бы значительно короче, а, возможно, и менее интересной. Ведь сказка обычно привлекает тем, что в ней обязательно добро побеждает зло.
Снежная королева является отрицательным персонажем. Она властная, жесткая, холодная, своенравная, бесчувственная.

Именно относительное прилагательное «снежная» в названии сказки подчёркивает это.

5. Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»

Название рассказа Астафьева, на мой взгляд, очень удачное. Во-первых, становится понятно, что речь пойдёт о маленьком мальчике по имени Васютка. И мальчик этот должен быть неплохим парнем. Иначе откуда бы взялась такая ласковая форма мужского имени?

А вот слово «озеро» в сочетании с этим именем уже вызывает интерес: откуда у мальчика своё озеро? Почему оно названо его именем? И мы начинаем читать рассказ. Поиски заблудившегося в лесу мальчика делают повествование напряжённым. Мы уже знаем, что Васютка — парень бывалый. Жизнь в семье рыбака рядом с большой рекой и тайгой многому научила его.

Но тайга велика, а Васютка ещё мал, чтобы противостоять ей. Хватит ли ему сил, смелости, находчивости, чтобы не испугаться, не ослабеть от голода и найти выход из леса?

Васютка не только нашёл путь к реке, но и сделал настоящее открытие: он отыскал в тайге никому не известное озеро, полное ценной рыбы. Так появилось на карте Васюткино озеро, по праву названное в честь первооткрывателя. Так маленький человек сделал своё первое небольшое открытие и доброе дело людям. А люди в благодарность дали озеру его имя.

Закрываем прочитанную книгу и снова видим её название: «Васюткино озеро». Этот мальчик уже оставил память о себе: пусть маленькое, но своё озеро, названное его именем. А что останется от нас? В связи с чем люди вспомнят наши имена, фамилии? Может, мы тоже что-нибудь откроем: новый закон или планету? Или сделаем что-нибудь хорошее для людей?

Название произведения часто ориентирует на ключевые смыслы, содержит подсказку для понимания авторской позиции. Я выяснила, что огромную роль здесь играют прилагательные, которые полнее раскрывают отличительные свойства предмета, характеризуют предмет с разных сторон, придают заглавию образность, яркость, передают оценку, отношение писателя к тому, о чём он пишет.

VI. Список литературы

1. Рабочие программы по литературе под ред. В.Я. Коровиной.- М.: Просвещение, 2016

Источник