Меню

Кластеры на тему глаголы 6 класс



Урок-игра «Обобщение и систематизация по теме «Глагол»», 6-й класс

Класс: 6

Обобщение и систематизация материала по теме «Глагол».

Обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол».

  • формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;
  • продолжить развивать аналитико-синтетическую деятельность уч-ся;
  • работать над развитием речи;
  • продолжать формировать культуру учебного труда;
  • воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимовыручки.

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

поле квадратиков на полу (для игры « Крестики — нолики).

Карточки (3 цветов; жёлтый, зелёный, оранжевый),

Шаблоны палатки, костра, лодки, рыб

Карточки с гласными;

1. Организация класса. Сообщение темы и цели урока.

(Звучит фрагмент музыкального сопровождения телевизионной игры « Последний герой».)

У. — У нас сегодня необычный урок, наверняка, вы догадались из какой телевизионной передачи эта музыка.

(игра «Последний герой»).

— Вот и мы сегодня поиграем в эту игру. У нас тоже есть два племени.

(ставлю таблички « Барракуды», « Пеликаны»).

— В конце игры мы узнаем, какое племя самое дружное, сообразительное, выносливое, и кто в племени — самый, самый…

Чтобы преодолеть каждое испытание, нужно выполнить задание, показать насколько вы знакомы с глаголом, ведь у нас урок-обобщение по теме «Глагол». За быстрое и правильное выполнение задания — жетон. Кто их наберет больше, тот и победитель.

2. Итак, мы с вами попали на остров.

(муз. сопровождение: шум моря, крики чаек.)

— И первым делом — нужно построить жилище, чтобы укрыться от дождя и ветра.

— Вам необходимо выполнить задание: составить четверостишие.

(у каждого на парте карточки со строками стихотворения)

Мы веселые ребята. В шестом классе уч…мся. Подружи(т)(ть)ся все успели. Все нам в школе нравится. (1 команде)

Никто из нас не упадет. В беде никто не пропадет. Мы в дружбу вер…м горячо. И друга чувству..м плечо. (2 команде)

3. — Без чего не сварить обед, не обогреться? (огонь).

Второе испытание — добудь огонь.

(на листочках в стихотворении записаны слова с пропущенными орфограммами). — Какой части речи эти слова? Докажите. Определите спряжение и вид глаголов, вставьте пропущенные буквы. Докажите.

(проверка с помощью карточек)

4. — Пока мы с вами строили жилище, добывали огонь, лодки унесло в море. Необходимо их скорее вернуть. А поможет нам световая дорожка.

(у ребят на партах цветные карточки с напечатанными глаголами разных наклонений).

поймал поймал бы поймай
наблюдает наблюдал бы наблюдай
победит победил бы победи

— Поднимите карточку, где записаны глаголы изъявительного наклонения (все поднимают желтые карточки), повелительного (зеленые карточки), условного (оранжевые)

— Молодцы! Вернули лодки.

5. — Пора и поесть. Давайте наловим рыбы.

Работа с текстом. (текст на доске и на партах у учащихся).

Кислая и п. лезная ягода р. стёт в б..лотах.

В Сл. пой елани немало зат. нуло в б.. .лота людей и скота. Б.. .льшой ч.. .рный пень соб.. .ра.. .т в себе лучи солнца и вот уже начинает в.. .череть. [1]

Я считаю, что это текст, а вы? Докажите.

— Из какого произведения предложения? (« Кладовая солнца» М.Пришвина)

Кто является главными героями? (Настя и Митраша).

Почему случилась беда? (ссорились).

Какой же вывод мы должны сделать, если берёмся за какое- то дело?

(Всё делать вместе, сообща, дружно, не ссориться, и тогда никто не останется один на один с бедой).

Работа над текстом.

1) Списать и вставить пропущенные буквы, знаки препинания. (Проверка с помощью карточек).
2) Я считаю, что все предложения простые, так ли это? (нет. )
3) Докажите
4) Подчеркните глаголы. Все ли они личные? Докажите.
5) В первом предложении найти слова, где звуков больше чем букв.

Работа в тетрадях.

6) Первое предложение разобрать по членам предложения, дать характеристику.
7) Морфологический разбор глаголов: Собирает (1 племя), затянуло (2 племя)

(по 1 уч-ся у доски)

6. Физминутка релаксация (« Мы на море»)

7. — Какая вода в море? (соленая) Подберите к этому слову антоним (пресная). — Кто больше наберёт пресной воды.

Читайте также:  6 глаголов в прошедшем времени из текста ellen peel

Источник

Кластер по глаголу

В кластере собран ключевой материал по глаголу

Просмотр содержимого документа
«Кластер по глаголу»

(часть речи, с помощью которой мы глаголем, т.е. говорим)

Разноспрягаемые І. Обозначает действие предмета Безличные глаголы

глаголы Н.ф.: Инфинитив неопределённая форма не сочетаются с И.п.

глагола и обозначают яв —

ІІ. П.п.: 1. Вид ОВЕРШЕННЫЙ НЕСОВЕРШЕННЫЙ

что делать? что делать? хочется

2. ПЕРЕХОДНЫЙ НЕПЕРЕХОДНЫЙ

Остальные: гулять по парку (д.п. с предлогом)

В.п. без предлога – петь песню Р.п. при отрицании – не купил хлеба

Р.п. часть целого – выпил чаю

вставать на защиту (в.п. с предлогом)

3. ВОЗВРАТНЫЙ – СЯ НЕВОЗВРАТНЫЙ

4. СПРЯЖЕНИЕ (изменение по лицам и числам глаголов изъявит. накл. в настоящем и будущем времени)

І ІІ

е.ч. м.ч. е.ч. м.ч.

если ударное 1 л. -у (-ю) -ем, -ём 1 л. -у (-ю) -им

личное окончание 2 л. -ешь, -ёшь -ете, -ёте 2 л. -ишь -ите

Изъявительное Повелительное Сослагательное (Условное)

(действие в пределах времени) (просьба, приказ, совет) (желание, предположение, мечта)

ЧТО ДЕЛАЙ? ЧТО СДЕЛАЙ?

2. ВРЕМЯ ЧТО ДЕЛАЙТЕ? ЧТО СДЕЛАЙТЕ? глаго-Л + бы

3. РОД в е.ч. Прош. вр. (прош. вр.) (частица)

если личное Будущем вр. 2. РОД в е.ч.

окончание 5. ЧИСЛО 2. ЧИСЛО 3. ЧИСЛО

безударное ІІІ. Чаще всего сказуемое.

Инфинитив – любой член

І спр ІІ спр предложения СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Все на –еть все на –ить

(кроме 7 гл.) (кроме брить, зыбиться, І. Суффиксальный синий синЕть

на –ать стелить, зиждиться) умыть умытьСЯ

(кроме 4 гл.) + Гнать, держать, дышать,

на -оть, -ыть, -уть, зависеть, ІІ. Приставочный НАписать, ПЕРЕвыполнить

-ять, -ти … Видеть, слышать и обидеть,

+ брить, стелить, А ещё смотреть, вертеть, ІІІ. Приставочно-суффиксальный

Н обессилЕть (І спр.) обессилИть (ІІ спр.)

Е самому (лишиться сил) кого-нибудь (лишить сил) П

Е они обессилЕЮТ они обессилЯТ Х

О обезлюдЕть (І спр.) обезлюдИть (ІІ спр.) Д

Ы обезлесЕть (І спр.) обезлесИть (ІІ спр.) Е

-УЮ, -ЮЮ сохраняя вид -ЫВАЮ, -ИВАЮ

__ ТЬ = __ Л перед -ВА- = перед -ТЬ Ь: 1. Инфинитив

2. После шипящих

4. В постфиксе, стоя —

NB: __ основы Искл.: застрять – застревать, затмить – щем после гласного

Источник

Дидактический материал по теме «Глагол», 6 класс

Содержимое разработки

Дидактический материал по теме

ЗАДАНИЕ: распределите глаголы в два столбика: глаголы совершенного и несовершенного вида.

Снять, идти, адресовать, заплакать, трясти, казнить, наказать, информировать, помечтать, существовать, миновать, дирижировать, размечтаться, класть, тосковать, положить, брать, начать, раскричаться, петь, испечь, солгать, упрекнуть, присниться, наточить, испугать, молчать, бледнеть, хитрить, закопать, оторвать.

ЗАДАНИЕ: спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, выбирая из скобок видовую форму глагола и расставляя недостающие знаки препинания.

ЗАДАНИЕ: Перепишите, ставя глаголы из скобок в нужной форме настоящего времени.

Зрители (смотреть) с интересом новый фильм. Казалось, пули (дробиться) в воздухе и люди (дышать) раскаленной свинцовой пылью. (Дуть) ветры яростные, (гнать) лодки парусные. Зной (палить) и (пыхать). Чуть (колыхаться) войлок юрты. Дворники на тротуаре (колоть) лед. Косой и назойливый дождик так и (хлестать) в лицо. Клубы дыма (стлаться) над рейдом. Море (дышать) бодрейшей свежестью. (Бороться) с волнами и ветром упорные моряки. (Ползти) (двигаться) белые призраки, (прятаться) в море. Руки мои крепко (держаться) за железный трап рубки. Море (грохотать). Какие-то шаги (слышаться). Твердое дерево плохо (пилиться). Солнце (резать) глаза. (Махать) крыльями мельница. Тревожно (плескаться) и (кричать) гуси и лебеди. (Дремать) бор сосновый. С шумом на белые камни черные волны (находить). (Веять) ветер. Сладко (таять) на поляне вешний снег. В сгущающихся сумерках (реять) снежинки.

ЗАДАНИЕ: Вставьте гласную букву перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени, расставьте знаки препинания.

Чистое небо усе..лось миллионами звезд. Свежесть утра ве..ла над пр..будившимися Сорочинцами. Мать леле..ла и бал..вала его, как балуют единственное чадо. Точ..но он ка..лся ей в немного странной но забавной вых.дк.. . На дворе было хол..дно и ни..ко нависшие плотные тучи се..ли дождь. Заунывная песня на них наве..ла т..ску. Толпа нач..ла редеть потом ра..та..ла. . По син..му небу плыли и та..ли изорванные ветр..м белые обл..ка. Какой (нибудь) к..миссар и од..вался просто, как рядовой красноармеец, и питался с ними из одн..го к..тла и в п..ходах ма..лся рука об руку. Где (то) поблизости зала..ли с..баки. Снегирев почти об..зум..л от страха что его мал..чик умрет.

Читайте также:  Пословицы с глаголом оканчивающимся на тся

ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Кто много зна..т тот вид..т как осторожно надо высказывать своё суждение чтобы (не) ошибит..ся. Молодость время года когда человека тян..т за г..ризонт. С другом вдвоём (не) устан..ш.. от ноши. Кто отдаёт тот много получа..т. Каждое п..коление внос..т в сл..варь свои находки. Мы все завис..м друг от друга на этом жизненном пути. Труд буд..т в ч..ловеке творческие силы. Мы люб..м отечество это воздух которым мы дыш..м.

ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Бежит тропинка стел..т..ся все в жизни перемел..т..ся, добро с добром подел..т..ся а кривде ходу нет. Радость волну..т охватыва..т тревож..т. Мы (не) дорож..м воздух..м и (не) дума..м о нем, пока н..рмально и бе..пр..пятственно дыш..м. Все сия..т зелене..т дыш..т зноем утопа..т в небесной лазури. Целый мир живёт р..стит потомство шевел..тся поёт плач..т пряч..т..ся в плотно сомкнувшейся зелени огорода. Мир встаёт огромной птиц..й; свищ..т щелка..т звен..т. Утро брезж..т а дождик брызж..т.

ЗАДАНИЕ: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Гон..т всадник коня держ..т..ся за поводья смотр..т вперед вид..т: пустыня стел..т..ся перед ним. С..дит он на коне уверенно хотя и дыш..т т..жело. (Не) навид..т всадник эти пустыни а делать нечего – ехать надо. Слыш..т: тишина вокруг только конь верт..т головой то в одну то в другую сторону. Завис..т от него человек. Терп..т конь вместе с ним пыль жару жажду. Обид..ш.. коня – сам об этом пожале..ш.. .

ТЕСТ «ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА»

ЗАДАНИЕ: Укажите случаи написание гласной Е в глаголах.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Повторение и обобщение материала по теме «Глагол»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

1. Глагол как самостоятельная часть речи.

2. Грамматические признаки и морфологический анализ глагола.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Спряжение глагола – это изменение глаголов по лицам и числам.

Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола, которая отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Наклонение глагола – это категория глагола, которая характеризует каждое конкретное действие, процесс относительно реальности.

Разноспрягаемые глаголы в русском языке – это особый вид глаголов, которые при спряжении по лицам и числам имеют окончания I и II спряжений.

1. Ладыженская Т. А. Русский язык. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2018. – 138 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

1. Селезнёва Е. В. Тесты по русскому языку. Часть 1-2. 6 класс. К учебнику Ладыженской Т. А. и другие. Русский язык. 6 класс. Часть 1-2. ФГОС. – М.: Экзамен, 2017 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние предмета (отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»), например, говорить, читать, привезти, расти, сберечь, задуматься. Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределённой (или инфинитивом). Она оканчивается на -ть, -ти‚ -чь. Неопределённая форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица.

Глаголы бывают переходные и непереходные. Переходными являются те глаголы, которые управляют или способны управлять прямым дополнением, выраженным чаще всего формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения, например, читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты. Все остальные глаголы – непереходные, например, расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю.

Глаголы, имеющие особый суффикс -ся(сь), называются возвратными, например, дымиться (дымить), купаться (купать), строиться (строить). Суффикс -ся(сь) всегда стоит на конце глагола после других суффиксов или окончаний, например, купается, купаются, купался, купаются. Все возвратные глаголы – непереходные.

Читайте также:  Задания с ответами глагол can

Глаголы имеют два вида – совершенный и несовершенный.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?». Например: бросить, отцвести, спеть, запеть. Они имеют две формы времени: прошедшее («что сделали?» – бросили, отцвели, спели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова («что сделают?» – нарисуют, бросят, отцветут, споют, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?». Например, бросать, цвести, петь. Они имеют три формы времени: прошедшее («что делали?» – бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? – бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов – слова буду, будешь и неопределённой формы глагола («что будут делать?» – будут бросать, будут цвести, будут петь).

Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как действие оценивается: считается ли реальным или возможным при каком-либо условии, желательным. В русском языке три наклонения.

В изъявительном наклонении глаголы обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени, т есть изменяются по временам: читал, читаю, буду читать.

В условном (сослагательном) наклонении глагол обозначает действие, которое может произойти при определённых условиях. Например, прочитал бы. Форма условного наклонения образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы, которая пишется отдельно от глагола.

В повелительном наклонении глагол обозначает побуждение. Это может быть приказ, пожелание, просьба, совет. Сравните:

Сядьте немедленно! – (приказ)

Прочти, пожалуйста, книгу (просьба).

Посоветуйтесь лучше со специалистом (совет).

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. В зависимости от личных окончаний, которые представлены в таблице, различаются два спряжения глаголов.

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым. В единственном числе глагол хотеть спрягается по первому спряжению (хочу, хочешь, хочет), во множественном – по второму (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице множественного числа форму бегут (первое спряжение), остальные формы – второго спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите.

Глаголы, которые обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица, называются безличными. Они не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах:

в форме, которая совпадает с формой 3-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени (светает, знобит, смеркается);

в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени (светало, знобило, смеркалось).

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причём при них не бывает (и быть не может) подлежащего.

Мне нездоровится что-то.

В безличном значении могут выступать и личные глаголы.

Зажгло грозою дерево.

Пахнет сеном над лугами.

Выбор элемента из выпадающего списка

Укажите предложения с переходными глаголами.

А) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.

Б) Мужество рождается в борьбе.

В) Красота спасёт мир.

Г) Верить в победу добра и справедливости.

Комментарий к заданию. Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить, какие глаголы относятся к переходным.

Правильный ответ: А, В

Подчеркивания / зачеркивания элементов

Найдите характеристики, которые относятся к глаголу:

а) изменяются по лицам, числам, падежам;

б) бывают совершенного и несовершенного вида;

в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;

г) в настоящем времени изменяются по родам.

Комментарий к заданию. Чтобы успешно выполнить это задание, необходимо вспомнить основные морфологические признаки глагола: вид, спряжение, наклонение, время, переходность, возвратность.

Источник