Меню

когда имя прилагательное переходит в имя существительное



Переход имен прилагательных в существительные

Прилагательное, употребляясь без существительного, может само приобрести значение существительного и выступать в предложении в его роли. В этом случае прилагательное обозначает уже не свойство предмета, а самый предмет по его свойству, т.е. является таким же существительным, как и обычные существительные. Например, в предложениях Больной выздоровел, Врач навестил больного слово больной обозначает «тот, кто болен», следовательно, обозначает предмет по его свойству, а не свойство предмета. В таком же значении могут употребляться прилагательные бедный, богатый, слепой, хромой, рабочий, столовая, ломовой, дежурный и др., а также некоторые причастия: заведующий, управляющий, трудящийся, раненый, умирающий и др.

Становясь существительным, прилагательное приобретает и грамматические признаки существительных. Род и число у таких прилагательных, как и у существительных, становятся несинтаксическими. Ср., например: Врач навестил больного (можно заменить больную, больных) и Врач навестил больного товарища (такой замены сделать нельзя, так как род и число прилагательного зависят от определяемого им существительного). Их падежные формы перестают быть согласуемыми, а становятся самостоятельными, выражая, как и у существительных, различные отношения предмета, который обозначается этим словом, к другим словам речи. Например: навестил больного, пошел к больному, вышел от больного, пошел от больных и т.д. (ср. падежи у прилагательных, при помощи которых они согласуются с существительными: больной товарищ, пошел к больному товарищу, больного товарища). Соответственно изменяется и синтаксическое употребление прилагательных. В им. пад. они могут выступать в качестве подлежащего: больной выздоровел, пришел заведующий; в косвенных падежах, употребляясь в соединении с предлогами или без предлогов, они выступают в роли второстепенных членов предложения, и именно дополнения, т.е. предметного определяющего слова, как и другие существительные, ср.: навестил больного и навестил товарища, пошел к больному и пошел к товарищу и т.д. Наконец, прилагательное, став существительным, может само определяться прилагательными, например: тифозный больной, спокойный больной и др.

Однако, переходя в существительные, прилагательные все же продолжают сохранять и некоторые свои особенности. Так, например, они могут определяться такими наречиями, которые обычно не употребляются при существительных: врач подошел к тяжело больному или к смертельно раненому. Перешедшие в существительное причастия обычно сохраняют свойственное причастиям как глагольным формам управление падежами существительных: пошел к заведующему складом, командующий армией приказал.

Прилагательные, которые переходят в существительные по своему употреблению, можно разделить на три группы: одни из них употребляются и как существительные, и как прилагательные (например, больной, богатый, бедный, слепой, хромой). При этом, выступая в качестве прилагательного, такие слова могут употребляться с любыми существительными, например: больной ученик, старик, мальчик, животное, собака, растение и т.д.; другие слова в современном языке употребляются только в качестве существительных, например: портной, мостовая, кладовая, пирожное, лесничий, посыльный, двугривенный, главнокомандующий, набережная, насекомое. Наконец, имеется третья группа слов, переходная от первой ко второй. Слова этой группы обычно употребляются как существительные и реже как прилагательные. При этом в последнем случае эти слова могут сочетаться только с несколькими определенными существительными (иногда даже с одним). Таковы, например, слова: ломовой (извозчик), гончая, борзая (собака), Первая конная (армия), мастеровой (человек), прилагательное (имя), существительное (имя).

Читайте также:  реферат на тему употребления существительного в речи

Процесс перехода прилагательных в существительные происходил в разное время. У одних слов этот процесс уже закончился. Например, портной, жаркое в современном языке выступают только как существительные, хотя когда-то могло быть – портной швец, жаркое блюдо; у других же слов этот процесс только начался, нередко за последние годы, на наших глазах, например: встречный, посевная, уборочная, третий решающий, Первая конная.

Источник

Урок русского языка на тему: «Переход прилагательных в имена существительные»

Конспект урока русского языка

«Переход прилагательных в имена существительные»

— формирование представлений учащихся о явлении перехода имени прилагательного в имя существительное.

— Развитие у учащихся умений: формулировать вопрос урока; находить в тексте ответ на поставленный вопрос;

решать творческую задачу на уровне импровизации.

— Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку;

— Развитие познавательного интереса к родному слову;

— Развитие у учащихся умений учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу).

— формирование навыков речевых действий: использование адекватных языковых средств для выражения своих чувств, эмоций, мыслей;

— осознавать способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

— объяснять языковые процессы, явления, выявляемые в ходе повторения;

— формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

— урок «открытия» нового знания.

— презентация к уроку,

— раздаточный материал (текст В.Г. Короленко), карточки с заданием,

Личностные: развитие доброжелательности, внимательности, готовности к сотрудничеству.

Актуализация опорных знаний

— Сегодня мы с вами поговорим о слове, точнее, об имени прилагательном. И урок этот будет необычным: чувство, настроение, мысль помогает выразить слово, но не простое, а “волшебное”. Имя прилагательное выступит в этой роли. Почему волшебной? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.

— В каком стиле, по-вашему, используются чаще имена прилагательные?

— Как вы думаете, почему именно в художественном? Что характерно для данного стиля?

— Давайте обратимся к тексту В. Г. Короленко “Поздняя осень”.

— Имена прилагательные чаще всего используются в художественном стиле речи.

— ( Черты художественного стиля: сферу употребления, задачи речи, языковые и речевые средства. Учащиеся отмечают богатство художественной речи, подчёркивая, что именно ей свойственно широкое использование имен прилагательных ).

Познавательные : владение необходимой информацией.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Над землёй низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи. Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела.

Белый цвет – это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот, – цвет величавых горных вершин.

Личностные : формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

— Посмотрите, какие изменения происходят в природе осенью?

-Какое настроение создает у вас текст? Меняется ли оно?

— С какой целью автор использует повтор одного и того же слова “холодный”?

— Найдите слова, которые помогают “почувствовать” осень.

— Объясните лексическое значение словосочетания овдовевшая земля . Как называется этот троп?

— Найдем и подчеркнем все прилагательные. Какова их роль в тексте?

— Как заглавие отражает “настроение” текста?

— К какому типу текста вы отнесёте данный?

— Можем ли мы сейчас уже ответить на вопрос, в чем же волшебство прилагательных?

— А что станет с текстом, если убрать все имена прилагательные?

— Давайте сделаем вывод о роли прилагательных в тексте.

— Но волшебство прилагательных на этом не заканчивается. Давайте попробуем разобраться, почему же ещё.

— Холодное(ые), недосягаемая, ровна, одноцветна, бела, смирившаяся, притихшая, овдовевшая.

(Учащиеся отмечают переносное значение слова овдовевшая, объясняют значение словосочетания, подчёркивая образность переносного значения словосочетания).

— Природа живёт своей жизнью: на смену осени приходит зима, которая царственно вступает в свои права.

— ( Учащиеся находят в толковом словаре лексическое значение слова “поздний”:

1. Представляющий собой конечную пору суток или какой-л. части суток, года. 2.Задержавшийся появлением, наступивший, совершённый после обычного или нужного времени; запоздалый) .

— Повествование с элементами описания. Доказательства: отмечают последовательность действий, находят элементы описания.

— С помощью прилагательных создается особая выразительность текста.

— ( читаем текст, пропуская все прилагательные ) Текст стал, сухим, неинтересным, невыразительным, утратилась эмоциональность, образность.

— Имена прилагательные придают тексту точность, образность, эмоциональность.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

— Посмотрите на доску. Прочитаем предложение.

— Определите, к какой части речи относится данное слово? Докажите.

— Посмотрите на второе предложение. Здесь выделено это же слово. Но к какой части речи оно относится?

— Выпишите словосочетания с выделенными словом.

— Это слово является именем прилагательным, так как оно обозначает признак предмета, зависит от имени существительного.

— ( Знаться с умным, с умным человеком ).

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

С умным знаться – ума набираться.

Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

— Определите и докажите, к какой части речи относится слово «умным».

— Одно слово «умный», но в одном случае вы говорите, что это прилагательное, а в другом – имя существительное. Как так?

— Почему так происходит?

— Совершенно верно. Молодцы!

— Совершенно верно. Запишем тему нашего урока «Переход прилагательных в имена существительные».

— Такие имена существительные еще называют субстантивированными . А сам процесс перехода – субстантивацией .

— Знаться (с кем?) с умным, имя существительное;

с человеком (каким?) умным, имя прилагательное.

— Имя прилагательное переходит в имя существительное, потому что оно получает предметное значение и приобретает признаки имени существительного (одушевленное-неодушевленное, нарицательное-собственное, род).

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные : подведение под понятие, выведение следствий.

— Применим ваши знания на практике. Я прошу вас составить и записать 2 предложения со словом «рабочий»: 1) это слово является прилагательным, 2) это слово является существительным.

(выполняется работа, учащиеся зачитывают свои предложения ).

Регулятивные : умение действовать по плану и планировать свою деятельность; целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации.

Заполните таблицу, разместив по группам приведенные справа слова.

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная,

частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, приезжий, сладкое, душевая, белый..

— Посмотрите, таких слов множество. Что они могут обозначать?

— Совершенно верно. Я предлагаю нам сейчас немного поиграть. Для этого мы сначала разделимся на группы ( по 4 человека, как сидят ). Сейчас я каждой группе раздам данный набор слов и карточку с одним понятием. Задача каждой группы среди всех слов найти только те, которые соответствуют их теме.

— А теперь давайте проверим, что у нас получилось.

— Молодцы! А следующее задание индивидуальное, и выполнять мы его будем в тетрадях.

— Я прошу вас разделить лист на два столбика. Один – прилагательные, другой столбик – существительное. На слайде появятся предложения. Ваша задача записать их в нужный столбик.

— ( Учащиеся просматривают слова и предлагают свои варианты ) Обозначают название лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактные понятия.

( учащиеся разворачиваются друг к другу ).

( Учащиеся получают свои карточки и начинают работу. Минуты 4-5 максимум. Далее представитель от группы зачитывает слова своего столбика ).

В нашей гимназии красивая столовая.

Столовая ложка упала на пол.

В детской комнате много игрушек.

В детской сделали ремонт.

Оркестр играл военный марш.

По улице шел военный.

Раненого принесли в дом.

Мне стало жаль раненого пса.

Врач прописал больному постельный режим.

Больному ребенку необходим покой.

Регулятивные : умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные : постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы

— Закончили? Хорошо, а теперь я прошу вас взять цветную ручку и поменяться тетрадкой с соседом по парте. Сейчас вы все побудете в роли экспертов и проверите работу своего товарища. Не забудьте выставить отметку.

Регулятивные : умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Столовая ложка упала на пол.

В детской комнате много игрушек.

Оркестр играл военный марш.

Мне стало жаль раненого пса.

Больному ребенку необходим покой.

В нашей гимназии красивая столовая .

В детской сделали ремонт.

По улице шел военный .

Раненого принесли в дом.

Врач прописал больному постельный режим.

— Мы познакомились с интересным явлением – переходом имени прилагательного в имя существительное.

— Давайте подведем итог нашего занятия.

Я прошу вас проанализировать свою работу на уроке, продолжив предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Мне было интересно…

Познавательные : рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные : целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Источник

Когда имя прилагательное переходит в имя существительное



Урок русского языка на тему: «Переход прилагательных в имена существительные»

Конспект урока русского языка

«Переход прилагательных в имена существительные»

— формирование представлений учащихся о явлении перехода имени прилагательного в имя существительное.

— Развитие у учащихся умений: формулировать вопрос урока; находить в тексте ответ на поставленный вопрос;

решать творческую задачу на уровне импровизации.

— Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку;

— Развитие познавательного интереса к родному слову;

— Развитие у учащихся умений учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу).

— формирование навыков речевых действий: использование адекватных языковых средств для выражения своих чувств, эмоций, мыслей;

— осознавать способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

— объяснять языковые процессы, явления, выявляемые в ходе повторения;

— формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

— урок «открытия» нового знания.

— презентация к уроку,

— раздаточный материал (текст В.Г. Короленко), карточки с заданием,

Личностные: развитие доброжелательности, внимательности, готовности к сотрудничеству.

Актуализация опорных знаний

— Сегодня мы с вами поговорим о слове, точнее, об имени прилагательном. И урок этот будет необычным: чувство, настроение, мысль помогает выразить слово, но не простое, а “волшебное”. Имя прилагательное выступит в этой роли. Почему волшебной? На этот вопрос вы дадите ответ в конце урока.

— В каком стиле, по-вашему, используются чаще имена прилагательные?

— Как вы думаете, почему именно в художественном? Что характерно для данного стиля?

— Давайте обратимся к тексту В. Г. Короленко “Поздняя осень”.

— Имена прилагательные чаще всего используются в художественном стиле речи.

— ( Черты художественного стиля: сферу употребления, задачи речи, языковые и речевые средства. Учащиеся отмечают богатство художественной речи, подчёркивая, что именно ей свойственно широкое использование имен прилагательных ).

Познавательные : владение необходимой информацией.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Над землёй низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи. Жизнь замирает тихо, незаметно. Земля всё больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона. И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела.

Белый цвет – это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот, – цвет величавых горных вершин.

Личностные : формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

— Посмотрите, какие изменения происходят в природе осенью?

-Какое настроение создает у вас текст? Меняется ли оно?

— С какой целью автор использует повтор одного и того же слова “холодный”?

— Найдите слова, которые помогают “почувствовать” осень.

— Объясните лексическое значение словосочетания овдовевшая земля . Как называется этот троп?

— Найдем и подчеркнем все прилагательные. Какова их роль в тексте?

— Как заглавие отражает “настроение” текста?

— К какому типу текста вы отнесёте данный?

— Можем ли мы сейчас уже ответить на вопрос, в чем же волшебство прилагательных?

— А что станет с текстом, если убрать все имена прилагательные?

— Давайте сделаем вывод о роли прилагательных в тексте.

— Но волшебство прилагательных на этом не заканчивается. Давайте попробуем разобраться, почему же ещё.

— Холодное(ые), недосягаемая, ровна, одноцветна, бела, смирившаяся, притихшая, овдовевшая.

(Учащиеся отмечают переносное значение слова овдовевшая, объясняют значение словосочетания, подчёркивая образность переносного значения словосочетания).

— Природа живёт своей жизнью: на смену осени приходит зима, которая царственно вступает в свои права.

— ( Учащиеся находят в толковом словаре лексическое значение слова “поздний”:

1. Представляющий собой конечную пору суток или какой-л. части суток, года. 2.Задержавшийся появлением, наступивший, совершённый после обычного или нужного времени; запоздалый) .

— Повествование с элементами описания. Доказательства: отмечают последовательность действий, находят элементы описания.

— С помощью прилагательных создается особая выразительность текста.

— ( читаем текст, пропуская все прилагательные ) Текст стал, сухим, неинтересным, невыразительным, утратилась эмоциональность, образность.

— Имена прилагательные придают тексту точность, образность, эмоциональность.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

— Посмотрите на доску. Прочитаем предложение.

— Определите, к какой части речи относится данное слово? Докажите.

— Посмотрите на второе предложение. Здесь выделено это же слово. Но к какой части речи оно относится?

— Выпишите словосочетания с выделенными словом.

— Это слово является именем прилагательным, так как оно обозначает признак предмета, зависит от имени существительного.

— ( Знаться с умным, с умным человеком ).

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

С умным знаться – ума набираться.

Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

— Определите и докажите, к какой части речи относится слово «умным».

— Одно слово «умный», но в одном случае вы говорите, что это прилагательное, а в другом – имя существительное. Как так?

— Почему так происходит?

— Совершенно верно. Молодцы!

— Совершенно верно. Запишем тему нашего урока «Переход прилагательных в имена существительные».

— Такие имена существительные еще называют субстантивированными . А сам процесс перехода – субстантивацией .

— Знаться (с кем?) с умным, имя существительное;

с человеком (каким?) умным, имя прилагательное.

— Имя прилагательное переходит в имя существительное, потому что оно получает предметное значение и приобретает признаки имени существительного (одушевленное-неодушевленное, нарицательное-собственное, род).

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные : подведение под понятие, выведение следствий.

— Применим ваши знания на практике. Я прошу вас составить и записать 2 предложения со словом «рабочий»: 1) это слово является прилагательным, 2) это слово является существительным.

(выполняется работа, учащиеся зачитывают свои предложения ).

Регулятивные : умение действовать по плану и планировать свою деятельность; целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации.

Заполните таблицу, разместив по группам приведенные справа слова.

Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная,

частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, приезжий, сладкое, душевая, белый..

— Посмотрите, таких слов множество. Что они могут обозначать?

— Совершенно верно. Я предлагаю нам сейчас немного поиграть. Для этого мы сначала разделимся на группы ( по 4 человека, как сидят ). Сейчас я каждой группе раздам данный набор слов и карточку с одним понятием. Задача каждой группы среди всех слов найти только те, которые соответствуют их теме.

— А теперь давайте проверим, что у нас получилось.

— Молодцы! А следующее задание индивидуальное, и выполнять мы его будем в тетрадях.

— Я прошу вас разделить лист на два столбика. Один – прилагательные, другой столбик – существительное. На слайде появятся предложения. Ваша задача записать их в нужный столбик.

— ( Учащиеся просматривают слова и предлагают свои варианты ) Обозначают название лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактные понятия.

( учащиеся разворачиваются друг к другу ).

( Учащиеся получают свои карточки и начинают работу. Минуты 4-5 максимум. Далее представитель от группы зачитывает слова своего столбика ).

В нашей гимназии красивая столовая.

Столовая ложка упала на пол.

В детской комнате много игрушек.

В детской сделали ремонт.

Оркестр играл военный марш.

По улице шел военный.

Раненого принесли в дом.

Мне стало жаль раненого пса.

Врач прописал больному постельный режим.

Больному ребенку необходим покой.

Регулятивные : умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества со сверстниками; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные : постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы

— Закончили? Хорошо, а теперь я прошу вас взять цветную ручку и поменяться тетрадкой с соседом по парте. Сейчас вы все побудете в роли экспертов и проверите работу своего товарища. Не забудьте выставить отметку.

Регулятивные : умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; умение адекватно воспринимать оценки и отметки.

Столовая ложка упала на пол.

В детской комнате много игрушек.

Оркестр играл военный марш.

Мне стало жаль раненого пса.

Больному ребенку необходим покой.

В нашей гимназии красивая столовая .

В детской сделали ремонт.

По улице шел военный .

Раненого принесли в дом.

Врач прописал больному постельный режим.

— Мы познакомились с интересным явлением – переходом имени прилагательного в имя существительное.

— Давайте подведем итог нашего занятия.

Я прошу вас проанализировать свою работу на уроке, продолжив предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Мне было интересно…

Познавательные : рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные : целеустремленность и настойчивость в достижении целей.

Источник

Переход имен прилагательных в имена существительные

Цель: познакомить учащихся с переходными явлениями в русском языке.

Задачи:

  • поддерживать познавательный интерес учащихся, развивать их исследовательские способности;
  • расширить представления учащихся о процессах, которые происходят в русском языке;
  • закрепить умения, которые были сформированы у учащихся ранее: определение части речи, определение главного и зависимого слова в словосочетании;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;
  • развивать речь учащихся, учить их выражать свои мысли лаконично, точно, образно.

Ход урока

I. Обзор. Мотивация.

Над какой темой мы работаем на уроках русского языка?

Мы работаем над темой «Имя прилагательное»

Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?

С какой частью речи связано имя прилагательное?

Имя прилагательное связано с именем существительным.

Какую роль выполняет имя прилагательное в словосочетании?

Оно поясняет имя существительное.

Каким словом — главным или зависимым в словосочетании является имя прилагательное?

В словосочетании имя прилагательное является зависимым словом.

Определите, к какой части речи относится данное слово. (Приложение 1)
умным

Это слово является именем прилагательным, т.к….

Посмотрите, в предложении выделено это же слово. К какой части речи оно относится?

Как нам это доказать?

Составить словосочетание и поставить к этому слову вопрос.

Прочитайте предложения.
С умным знаться – ума набираться.
Лучше с умным человеком потерять, чем с глупым найти.

Выпишите словосочетание с выделенным словом.

Знаться с умным, с умным человеком.

Определите, какой частью речи является слово «умный». (Приложение 2)

Знаться (с кем?) с умным, имя существительное;
с человеком (каким?) умным, имя прилагательное

Одно слово, но в одном случае вы говорите, что это прилагательное, а в другом – существительное.

Какой у вас возникает вопрос?

Почему одно слово может быть и именем прилагательным, и именем существительным?

Меня тоже заинтересовало, почему одно слово относится к разным частям речи.
Сейчас вы проведете исследование. Одна группа будет теоретиками. Задание у этой группы особое (Приложение 3). Остальные группы будут практиками. (Приложение 4)

II. Исследование.

Групповая форма работы по предложенному плану.

III. Обмен информацией.

Знакомство с результатами нашей работы я предлагаю начать с предложений. Вдруг окажется, что слово «умный» единственное в русском языке, которое относится и к имени прилагательному, и к имени существительному. Предоставляем слово практикам. (Учащиеся представляют свои примеры)

IV. Связывание информации.

Примеров мы привели достаточно, значит, такое явление в русском языке существует. А вы нашли ответ на вопрос урока (зачитывают ответ из текста). Такое явление перехода имени прилагательного в имя существительное существует.

Теоретики, помогите нам разобраться в причине этого перехода.

Что еще интересного вы узнали из текста?
Русский язык находится в постоянном процессе развития. И явление перехода имени прилагательного в имя существительное служит доказательством этого. Благодаря такому процессу наш язык становится богаче. Мы можем выразить свои мысли более точно, лаконично.

Имя прилагательное переходит в имя существительное

Имя прилагательное переходит в имя существительное, потому что оно получает предметное значение и приобретает признаки имени существительного (одушевленное-неодушевленное, нарицательное-собственное, род).

Помните, в начале урока вы сразу сказали, что слово «умный» является именем прилагательным. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: к какой части речи относится слово «умный»? Что необходимо, чтобы определить, к какой части речи относится это слово? Для таких слов важно, в каком окружении, т.е. каком контексте они находятся. Только контекст позволит безошибочно определить часть речи.

Выводы, к которым мы пришли, вы видите на экране.

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Переход прилагательных в существительные.

V. Рефлексия. Итог.

Мы познакомились с интересным явлением – переходом имени прилагательного в имя существительное.
Чем вам была интересна данная тема?

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Сегодняшний урок показал, что не все тайны имени прилагательного нами раскрыты. Я желаю вам новых открытий.

Источник

Читайте также:  найдите в предложениях имена существительные в родительном падеже