Меню

Когда писать ешь ишь в глаголах



12. Правописание глаголов

§48. Личные окончания глаголов

Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:

а) в I спряжении: шь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;

б) во II спряжении: шь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

У глаголов с безударным окончанием спряжение определяется так:

ко II спряжению от) носятся глаголы на ть в инфинитиве, кроме глаголов брить, зиждиться, зыбиться (бреешьбреют, зиждется – зиждутся, зыблется), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать,а также производные от них. Глагол брезжить имеет разноспрягаемые формы брезжит брезжут. Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: молоть– мелешь – мелют, сеять – сеешь – сеют).

При определении спряжения надо правильно соотносить интересующую форму с инфинитивом (прогонит от прогнать, прогоняет от прогонять).

Примечание 1. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать(стелешьстелют).

Примечание 2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь выздоровеют, опостылеешь опостылеют, опротиветь опротивеют.

Примечание 3. Переходные глаголы с приставкой обез (обес-) спрягаются по II спряжению, а непереходные – по I спряжению. Ср.:

а) обессилить (кого-нибудь): обессилю обессилишь обессилят;

б) обессилеть (самому): обессилею обессилеешь обессилеют.

Соответствующие суффиксы инфинитива и -е- сохраняются в формах прошедшего времени. Ср.: Потеря крови обессилила раненого. Больная девочка обессилела.

Примечание 4. Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени совершенного вида те и повелительного наклонения -ите, например:выберете выберите, выйдете выйдите, выметете выметите, выпишете выпишите, вытрете вытрите, вышлете вышлите, крикнете крикните, стукнете стукните.

Примечание 5. Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива с сохранением той гласной, что была перед суффиксом инфинитива, и никак не зависит от принадлежности глагола к I или II спряжению, например: обидеть – обидел, слышать – слышал, сеять – сеял, обессилеть – обессилел, обессилить – обессилил.

Примечание 6. Необходимо обратить внимание на образование разговорных форм глаголов сыпать, трепать, щипать. В отличие от относящихся к I спряжению нейтральных форм сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, разговорные формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпят (аналогично трепать и щипать) относятся к смешанному спряжению– все личные формы единственного числа и формы 1-го и 2-го лица множественного числа относятся к I спряжению а форма 3-го лица множественного числа – ко II спряжению.

Читайте также:  Глагол are правельный или нет

§49. Употребление буквы ь в глагольных формах

Буква ь пишется:

1) в неопределенной форме глагола, например: умывать – умываться, беречь – беречься;

2) в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь – купаешься, возвратишь –возвратишься;

3) в повелительном наклонении после согласных, например: исправь – исправьте, спрячься – спрячьтесь (но: ляг – лягте);

4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь, вернитесь, вернулись.

Примечание 1. Необходимо различать написание инфинитива глагола и формы 3-го лица настоящего и будущего времени. Ср.: трудно согнуться все согнутся. Он мне нравится— Скоро мне будет нравиться кататься на коньках. Для проверки можно использовать вопросы: что делать? что сделать? и что делают? что сделают? что делает? что сделает?

Примечание 2. У глаголов типа удаться (задаться, предаться, раздаться и др.) различаются формы инфинитива и 3-го лица единственного числа; ср.: это должно удаться это ему удастся.

§50. Суффиксы глаголов

1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы ва-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю.Например:

а) заведую – заведовать, заведовал; исповедую – исповедовать, исповедовал; проповедую – проповедовать, проповедовал; воюю – воевать, воевал; кочую – кочевать, кочевал;

б) закладываю закладывать, закладывал; разведываю разведывать, разведывал; настаиваю настаивать, настаивал.

Указанные глагольные суффиксы сохраняются в формах действительных причастий прошедшего времени; ср.: завед-ова-вш-ий (от завед-ова-ть),бесед-ова-вш-ийзаклад-ыва-вш-ий (от заклад-ыва-ть), подгляд-ыва-вш-ий.

1. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые ать, -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: залитьзаливать, заливаю; преодолетьпреодолевать, преодолеваю.

Исключения: застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю и некоторые другие.

2. В глаголах (о)деревенеть, (о)леденеть, (о)костенеть, (о)кровенеть, (о)-стекленеть, (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.

Источник

Как пишется ешь или ишь?

1 ответ

Написание окончаний –ешь и –ишь зависит от того, к какому спряжению относится глагол. Правило простое: если глагол относится к 1-му спряжению, тогда пишется окончание –ешь, а если ко 2-му спряжению, то пишется окончание –ишь. Пример: ехать – едешь, говорить – говоришь, читать – читаешь, лететь – летишь.

Оценка: 4.3 ( 3 голоса)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Александр ACDC 461
  2. 2. Анна Велюга 102
  3. 3. Лакрес Розени 94
  4. 4. Игорь Проскуренко 75
  5. 5. Михаил Азрапкин 65
  6. 6. Hon Raon 59
  7. 7. Кирилл Бессонов 57
  8. 8. Анастасия Ефременко 53
  9. 9. Aleksandra Tarasenko 53
  10. 10. Татьяна Роман 50
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Игорь Проскуренко 16,581
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Правописание ишь и ешь у глаголов
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Презентация по русскому языку по программе 2100, 4 класс. В презентации все основные моненты урока — чистописание, работа с правилом, отработка навыков.

Скачать:

Вложение Размер
pravopisanie_ish_esh_u_glagolov.ppt 1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

урок по русскому языку «Правописание ишь, ешь у глаголов» 4 класс Учитель: Шаншиева Н.А. Учитель начальных классов ГОУ Гимназия № 227 Фрунзенского района г. Санкт-Петербург

Кот жмурится. Могу не злиться. Оно греется. Сын улыбается. Дом строится. Мы не будем ссориться. ться тся ? ? ? ? ? ?

Выборочный диктант. 1-вариант записывает глаголы с сочетанием -тся (без мягкого знака), 2-вариант – с -ться (с мягким знаком).

Проверка: I — вариант (-тся) берё тся удаё тся бои тся стави тся слави тся II — вариант (-ться) труди ться води ться роди ться учи ться

Чистописание. ишь // ешь сидишь, думаешь, читаешь

Языковая разминка. Тёплые деньки кончились, теперь начнутся холода . (повеств., невоскл., сложное, состоит из двух частей). [ ___ ] , [ ___ ] .

Знакомство с орфограммой. Прочитайте предложение из знакомого произведения. Кто автор этих строк?

Бывало сорвёш _ такую чашечку, потихон _ ку поднесёш _ ко рту и вып _ еш _ росинку,

и росинка эта вкуснее всякого напитка кажет _ ся.

Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа. Упражнение 277. Прочитай текст. Найди и подчеркни глаголы в тексте. Выпиши в один столбик все глаголы во 2-м лице ед.числа, в другой столбик – все остальные.

Правило стр. 86 В глаголах второго лица единственного числа после шипящей пишется на конце ь: идёшь (2-е л., ед.ч.), помогаешь (2-е л., ед.ч.), летишь (2-е л., ед.ч.)

Помни: в окончаниях -ишь, -ешь ь не съешь!

Первичное закрепление. Упражнение 278 стр. 86

Словарная работа. К_рабль Б_рёза Авт_м_биль Б_рег Б_гаж Г_зета Вп_р_ди В_кзал Д_ревня К_ртина Нести Жить Идти Рисовать Ехать Сажать Вести Плыть Читать

Словарная работа. плывёшь на к о рабле сажаешь б е рёзу ведёшь авт о м о биль плывёшь к б е р е гу несёшь б а гаж читаешь г а зету идёшь вп е р е ди едешь к в о кзалу живёшь в д е ревне рисуешь к а ртину

Итоги урока. Назовите ключевые слова урока. С какой орфограммой познакомились сегодня?

Домашнее задание. Выполнить упражнение № 279 Выучить правило на стр. 86

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 4 классе. Тема урока:«Правописание –тся и –ться в глаголах».Программа «Школа России».

В данной работе вы найдете разработку урока и презентацию по программе «Начальная школа XII века».

Знакомство с алгоритмом написания -ться и -тся. Отработка навыка системой упражнений.

Урок русского языка в 4 классе по программе 21 века (учебник Иванова С.В. и др.) Тема: Правописание ться и тся в глаголах. Тип урока: урок открытия нового знания. Технологическая карта урока русско.

Урок разхработам с использованием ЦОР.

План-конспект урока по русскому языку по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах.»Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча.

Презентация к уроку русского 4 класс «Правописание -тся и -ться в глаголах».

Источник