Меню

Комплексный анализ текст по теме глагол



5 класс. Комплексный анализ текста. Глагол
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Современный этап методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица.

Предлагаемые учебно-методические материалы, предназначенные для обучающихся 5 класса, включают 6 текстов, различных по типу и стилю речи, для комплексного анализа текста по теме «Глагол».

Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля речи, составление плана, затем задаются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки.

Данные тексты можно с успехом испоьзовать как дидактический материал на различных этапах обучения.

Скачать:

Вложение Размер
5_klass._kompleksnyy_analiz_teksta._glagol.zip 42.93 КБ

Предварительный просмотр:

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Бронницы

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Над глаголами укажите вид. Начертите схемы указанных предложений.

М. л…дые осинки и стройн… б…рё…ки спускают…ся по к…согору к широк… луговин…. 7 Среди д…рев…ев идёт полная тал… воды д…ро…ка. Рядом в…ёт…ся сухая п…шеходная тропка и (по)ней мы углубля…мся (в)лес 7 .

Вот где чу…ствует…ся настоящая в…сна! Ветки осин кажут…ся пушист…ми от дли(н,нн)ых серёжек. В…ршины м…л…дых берё… стали совсем ш…коладн… цвета. Посмотр… на б…рёзовую веточ…ку а она вся в крупных поч…ках. Пр…йдёт день, другой поч…ки нач…нут лопат…ся и из них покажут…ся з…лён… языч…ки м…л…дых лист…ев.

Это самое хорошее… время (в)лесу. Он ещё (не)з…лене…т ст…ит прозрачный и такой радос…ный. А как чудес…но пахн…т прошл…годн…ми прел…ми лист…ями и г…рьковат…й свежест…ю почек!

(По Г. Скребицкому)

1. Озаглавьте текст.

2. Определите тему текста: _______________________________________

3. Определите идею (основную мысль текста): ______________________________________________________________________

4. Определите тип речи: __________________________________________

5. Определите стиль речи: __________________________________________

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Над глаголами укажите вид. Начертите схемы указанных предложений.

М. л…дые осинки и стройн… б…рё…ки спускают…ся по к…согору к широк… луговин…. 7 Среди д…рев…ев идёт полная тал… воды д…ро…ка. Рядом в…ёт…ся сухая п…шеходная тропка и (по)ней мы углубля…мся (в)лес 7 .

Вот где чу…ствует…ся настоящая в…сна! Ветки осин кажут…ся пушист…ми от дли(н,нн)ых серёжек. В…ршины м…л…дых берё… стали совсем ш…коладн… цвета. Посмотр… на б…рёзовую веточ…ку а она вся в крупных поч…ках. Пр…йдёт день, другой поч…ки нач…нут лопат…ся и из них покажут…ся з…лён… языч…ки м…л…дых лист…ев.

Это самое хорошее… время (в)лесу. Он ещё (не)з…лене…т ст…ит прозрачный и такой радос…ный. А как чудес…но пахн…т прошл…годн…ми прел…ми лист…ями и г…рьковат…й свежест…ю почек!

(По Г. Скребицкому)

1. Озаглавьте текст.

2. Определите тему текста: _______________________________________

3. Определите идею (основную мысль текста): ______________________________________________________________________

4. Определите тип речи: __________________________________________

5. Определите стиль речи: __________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для комплексной работы с текстом, предназначенная для учащихся 10-11 классов, поможет учителю организовать целенаправленную и системную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ .

Работа учащихся с текстом в условиях ГИА и ЕГЭ является актуальной, т.к. формирует языковую и коммуникативную компетенции.Текст М.Алпатова о картине И.Левитана «Март» имеет большое в.

Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят.

Мастер-класс для учителей начальной и средней школы «Комплексный анализ текста» от 17 января 2013г. Предполагает работу с учащимися 4-5 класса, обучающимся в системе ФГОС. Рассматривает возможно.

Система тестовых заданий включает задачи, направленные на подготовку к ГИА по русскому языку по основным темам данного курса. Работа проводится в условиях школьного урока, все учащиеся выполняют.

Комплексный анализ текста для 9 класса.

конспект урока русского языка в 10 классе на тему «Комплексный анализ текста» на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка» на уроке используется современная педагогическая технол.

Источник

Материал для комплексного анализа по теме: «Морфология. Глагол»

Материал для комплексного анализа по теме: «Морфология. Глагол»

(1) Природа любит разнообразие и многоцветье.(2) Водопады дождей и света, просеясь сквозь радугу, как через призму, окрасили землю во все радужные цвета и оттенки. (3) Мы живем на разноцветной земле.(4) Видел я красную землю.

(5) Вдруг покраснели дали! (6) Вчера еще все было тускло-зеленым, а сегодня у подножия далеких гор красная полоска – непонятная и неожиданная. (7) Словно кто-то красным карандашом подтушевал снизу синие горы. (8) Что это – отблеск зари? (9) Или россыпи красных камней? (10) Или далекий степной пожар?

(11) Топочут копыта коня, все ближе, все ярче, все шире загадочная красная полоса. (12) Так вот это что – разливы маков!

(13) Маки, живые маки! (14) Их видимо-невидимо! (15) Они обступили со всех сторон, они затопили как наводнение! (16) Маки трепещут на ветру пламенем невиданного пожара. (17) От маков рябит в глазах и кружится голова. (18) По сторонам вздымаются красные уваля – как волны багряного моря. (19) На гребнях вскипает огненная пена пронизанных солнцем багряных лепестков.

(20) Земля горит от цветов – полыхает красная степь. (21) Седые степные луны скользят над красными маками, и белые их крылья отсвечивают розовым. (22) Красные жуки жуют красные лепестки.

(23) Порозовели даже белые облака, даже дали подернулись розовой дымкой. (24) Цветы без конца и края. (25) Неистовое буйство красного цвета, кипучая лава цветов!

1. Определите тему и главную мысль текста.

2. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Приведите примеры.

3. Объясните значение слов: многоцветье, разноцветная (земля).

4. Выпишите из текста синоним к слову красный.

5. Выпишите из текста слова, обозначающие все оттенки красного цвета.

6. Выпишите из текста однокоренное слово к слову красный.

7. Подготовьте пересказ текста.

8. Пофантазируйте, какого цвета может быть земля? Напишите об этом сочинение.

9. Из предложений 1–5 выпишите глаголы в настоящем времени.

10. Из предложений 13–15 выпишите глаголы в прошедшем времени.

11. Из предложений 20–22 выпишите глаголы 2-го спряжения.

12. Из предложений 1–4 выпишите глаголы несовершенного вида.

13. Спишите предложения 13–19. Обозначьте орфограммы.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Деревьям приходится выдерживать жестокие морозы. (2) Как они справляются с этим? (3) Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. (4) Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме.

1. Определите тему и главную мысль текста.

2. Расскажите, как деревья готовятся к зиме. Напишите 3–5 предложений по теме. Укажите время, лицо и число глаголов, которые вы употребили в тексте.

3. Выпишите глагол(-ы) совершенного вида.

4. Выпишите глагол(-ы) в неопределенной форме.

5. Укажите номер(-а) предложения(-ий), которое(-ые) осложнено(-ы) однородными сказуемыми.

6. Из первого предложения выпишите глагольное(-ые) словосочетание(-ия).

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Вечереет. (2) По снегу проносится тень. (3) Она движется к сосне. (4) Это сова. (5) Охотники знают, как охотится она на зайцев. (6) Усядется на ветках или на пне и поджидает добычу.

1. Определите тему и главную мысль текста.

2. Знаете ли вы, как охотятся другие звери или птицы. Напишите об этом небольшой рассказ.

3. Выпишите невозвратные глаголы.

4. Выпишите глагол, состоящий из приставки, корня, суффикса и окончания.

5. Укажите номер предложения с однородными сказуемыми.

6. Укажите номера нераспространенных предложений.

7. Укажите номер предложения, в котором нет подлежащего.

8. Укажите номер сложного предложения.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Я вижу, как по ступенькам террасы взбирается наверх маленький лягушонок. (2) Ступеньки высоки, и ему приходится затрачивать огромные усилия, чтобы взобраться. (3) Он делает прыжок, цепляется за кромку ступеньки передними лапками, повисает и подтягивает тельце. (4) Взобравшись на очередную ступеньку, он отдыхает, потом снова делает прыжок. (5) Наконец он на террасе. (6) Здесь он долго отдыхает. (7) Ему нужно проникнуть в комнаты. (8) Он подбирается к порогу, перепрыгивает, оказывается на застекленной веранде, отдыхает, осматривается; потом он перетягивает тело через порог в комнату.

1. Определите тему и главную мысль текста.

2. Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ.

3. Объясните значение слов: терраса, веранда.

4. Выпишите из текста слова, которые помогают показать, что лягушонку «приходится затрачивать огромные усилия».

5. Продолжите текст. Предположите, что могло произойти дальше.

6. Выпишите слова с орфограммой «Правописание корней с чередованием».

7. Из 1-го предложения выпишите слово с орфограммой «о–е после шипящих в суффиксах существительных».

8. Из 2-го предложения выпишите глагол в неопределенной форме.

9. Выпишите глагол 2-го спряжения.

10. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.

5. Прочитайте высказывание Л. Толстого. Приведите в его подтверждение пример из жизни. Составьте небольшой рассказ, используя соответствующее высказывание.

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опаса(е, и)ш_ся, а на друга наде(е, и)ш_ся.

1. Найдите глаголы с орфограммой «Мягкий знак в глаголе 2-го лица ед. ч.». Обозначьте ее.

2. Образуйте форму 2-го лица ед. ч. от глаголов видеть, увидеться, приклеить, приклеиться, веять, развеять. Обозначьте орфограммы.

3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

6. Прочитайте высказывание Н. Сладкова. Укажите в нем глаголы в будущем времени. Укажите их начальную форму.

Чем больше вы будете узнавать лес, тем больше и больше будете убеждаться в том, что лес человеку не враг, а друг.

1. Напишите, какую пользу приносит людям лес.

2. Укажите форму глаголов.

3. Обозначьте орфограммы в глаголах.

4. Как вы думаете, какую пользу приносит людям чтение книг? Расскажите об этом, используя такое же по форме предложение, как у Н. Сладкова, то есть начните его так: «Чем больше вы будете читать…».

Источник

Комплексная работа по русскому языку по теме «Глагол», 6 класс

Данная работа даст представление об усвоении темы «Глагол» в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная работа по русскому языку по теме «Глагол», 6 класс»

Комплексный анализ текста. 6 класс. Тема «Глагол»

1. Запишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания, буквы в окончания глагола:

(1) Я вижу как по ступенькам террасы взбира..т(?)ся (на)верх маленький лягушонок. (2)Ступеньки высоки и ему приход..т(?)ся затрачивать огромные усилия, чтобы взобрат(?)ся. (3)Он делает прыжок цепля..тся за кромку ступеньки передними лапками повиса..т и подтягива..т тельце. (4)Взобравшись на очередную ступеньку, он отдыха..т, потом снова дела..т прыжок. (5)Наконец он на террасе. (6)Отдохни малыш! (7)Вот бы проникнуть в комнаты! (8)Он пробира..тся к порогу перепрыгива..т оказыва..т(?)ся на застеклённой веранде отдыха..т осматрива..тся; потом он перетягива..т тело через порог в комнату.

2. Определите тип речи.

3. Определите стиль речи.

4. Выпишите слова с орфограммой «Правописание корней с чередованием»(2-3 слова).

5. Найдите по одному глаголу изъявительного, условного и повелительного наклонения.

6. Выпишите из текста 2 переходных глагола(вместе с существительными).

7. Выпишите из текста 2 возвратных глагола.

8. Из 2-го предложения выпишите глагол в неопределённой форме.

9. Выпишите по 1 глаголу I и II спряжения.

10. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.

11. Из первого предложения выпишите любой глагол и сделайте морфологический разбор этого глагола.

12. Продолжите текст. Предположите, что могло произойти дальше.(3-4 предложения).

Источник

Работа с малым текстом при изучении темы «Глагол»

Цель: повторение и углубление знаний о глаголе, формирование умения работать с текстом и выполнять его комплексный анализ, умения воспринимать чужую речь и составлять свою; воспитание любви к природе.

Оборудование: спроецированный на интерактивной доске текст; диск “Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 классы” под редакцией О.И.Руденко-Моргун с уроком в виртуальном классе “Глагол как часть речи”; раздаточный материал с текстами для самостоятельной работы.

Ход урока.

I. Актуализация прежних знаний.

II. Комплексная работа с текстом.

1. Выразительное чтение текста, спроецированного на интерактивной доске.

Весна. На телеграфном столбе … ворона. Над лесной проталиной … жаворонок. Сорока … на ветке. В светлых березняках — теньканье, посвисты, щебетанье. Под снегом в лощине … вода. Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох — оседает под солнцем последний снег.

2. Анализ текста.

Текст ли перед нами? (Да.) Докажите. (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.) О чем говорится в данном тексте? (О весенней природе, о птицах.) Какова основная мысль текста? В каком предложении она выражена? (Многообразие весенних звуков. Основная мысль выражена в заглавии текста.) Найдите слова, с помощью которых автор передает музыку, звуки весны. (Теньканье, посвисты, щебетанье, свист, шорох.) Запишите их в первый столбик. А какие еще звуки можно “услышать” в данном тексте? (Обращаем внимание на предложения первого абзаца. Ворона может каркать, кричать. Жаворонок — трепетать и заливаться. Сорока — трещать. А вода в лощине может течь, булькать, журчать.) Запишите эти слова во второй столбик. Скажите, что общего в их значениях и в чем разница? (Эти слова обозначают звуки, действия, но в первом столбике существительные, а во втором — глаголы.) Докажите, что это слова различных частей речи. (Существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет. В данном случае обозначают действие как предмет. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и обозначают действие. В данном случае глаголы обозначают динамику, движение и действия пробуждающейся природы.)

— Попробуем вставить эти глаголы в текст и прочитаем, что получилось.

Весна. На телеграфном столбе каркает ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. Сорока трещит на ветке. В светлых березняках — теньканье, посвисты, щебетанье. Под снегом в лощине течет, булькает вода.

Я присел на пенек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох — оседает под солнцем последний снег.

— Есть ли еще глаголы в данном тексте? (Присел, слушаю, радуюсь.) Что они обозначают? (Действия человека, его состояние, чувства.) Скажите, пожалуйста, какую роль играют глаголы в нашей речи? (Глаголы обозначают действие, движение, его динамику, трудовые процессы, может передавать звуковые, зрительные восприятия, состояние человека и т.д.)

— Обратим внимание на записанные нами глаголы. Разберите их по составу. Что вы можете сказать об этих глаголах, определив их морфемы? (Каркает, трепещет, заливается — глаголы I спряжения, трещит — II спряжения.) Какие еще морфологические признаки этих глаголов вы можете назвать? Запишем:

Каркает (что делает?) — 3-его лица, единственного числа, женского рода, I спряжения, настоящего времени, в предложении является сказуемым.

Трепещет (что делает?) — 3-его, ед. числа, мужского рода, I спряжения, настоящего времени, в предложении является сказуемым.

Заливается (что делает?) — 3-его, ед. числа, мужского рода, I спряжения, настоящего времени, в предложении является сказуемым.

Трещит (что делает?) — 3-его лица, единственного числа, женского рода, II спряжения, настоящего времени, в предложении является сказуемым.

— Назовите формы слова КАРКАЕТ (каркаю, каркаем, каркаешь, каркаете, каркает, каркают) и подберите однокоренные слова (каркать, каркали, Каркуша). Выполним синтаксический разбор предложения с данным словом.

— Попробуем дать определение, что же такое глагол? Посмотрим по учебнику правило, правильно ли мы все сказали.

III. Закрепление изученного.

1.Просмотр урока виртуального класса.

-А теперь посмотрим урок в виртуальном классе и определим, все ли мы знаем о глаголе как о части речи. ( Просмотр урока.)

Конспект урока виртуального класса.

“Что за часть речи глагол?”.

Учитель: Знаете ли вы, что такое глагол?

Вася: Конечно. Это часть речи.

Анфиса: Это самостоятельная часть речи.

Лиза: Глагол — значит “слово”.

Учитель: Кто прав?

Учитель: Без сомнения, Вася и Анфиса правы. Глагол — это одна из самостоятельных частей речи.

Учитель: Но давайте посмотрим на ответ Лизы. Он кажется мне очень интересным.

Учитель: В старославянском языке “глагол” означал “слово”, “мысль”, а “глаголать” — “говорить”. Посмотрите, именно в этом значении Пушкин использовал это старославянское слово для того, чтобы подчеркнуть, что слово поэтапророка особенное. Давайте послушаем.

Восстань, пророк!
И виждь, и внемли!
Исполнись волею моей.
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Учитель: Как вы думаете, правильно ли наши предки словом “глагол” называли любое слово, речь вообще? За что глаголу такая честь? Может быть, эта часть речи самая важная в языке?

Вася: Неправильно, все части речи — важные слова.

Анфиса: По-моему, тоже неправильно. Я бы назвала “словом” существительное. Это оно называет всё, что существует: землю, солнце, людей. Учитель: Все ребята в какой-то степени правы.

Учитель: Нельзя не согласиться с Васей: все части речи — важные для языка слова.

Учитель: Права и Анфиса. Действительно, всему дают имена и названия существительные.

Учитель: Но я собираюсь вам доказать, что без глагола язык мёртв. Учитель: О! Что это у нас появилось?

Анфиса: Кот и собака.

Учитель: Сколько существительных вы назвали!

Учитель: Ну, что? Интересно? Вася: Пока не очень. Вот если бы узнать, что случилось.

Учитель: Есть волшебные слова, с помощью которых мы можем это узнать. Учитель: Попробуем? Откроем сундучок? Класс: Да!

Учитель: Ну, а теперь смотрите внимательно.

Учитель: Какие волшебные слова помогли нам рисунки превратить в мультфильм?

Учитель: Да, с помощью глаголов мы смогли “оживить” рисунки.

Учитель: Глаголь; в языке, как сказал русский лингвист Пешковскии, — это “слова, оживляющие всё, к чему они приложены”.

Учитель: Глаголы способны “оживлять”, потому что обозначают действие.

Учитель: У Анфисы вопрос? Пожалуйста. Анфиса: Кот прыгнул на стол- это действие. Анфиса: Стащил курицу- это тоже действие. Анфиса: Кухарка побила собаку — и это действие. Анфиса: Но, например, страдает — разве это действие?

Учитель: Анфиса права. Этот глагол обозначает чувство.

Учитель: С помощью глаголов можно рассказать не только о действиях, но и о состоянии человека и природы, передать движение, поведать о чувствах и переживаниях, назвать признак.

Учитель: Но когда мы даём определение глаголу в морфологии, мы обобщаем различные значения глагола и говорим, что он обозначает действие в широком смысле слова.

Учитель: Так как глагол называет то, что мы говорим о предмете (о подлежащем), то его главная синтаксическая роль — это роль сказуемого.

Учитель: Начальная форма глагола — неопределённая форма (или инфинитив). Учитель: Сегодня состоялось наше первое знакомство с глаголом. Уберём таблицу в Альбом и посмотрим на определение, которое есть в нашем Учебнике. (Чтение определения.)

— Во всем ли мы были правы, ничего не забыли? Тогда посмотрим, внимательно ли вы посмотрели фильм и хорошо усвоили тему.

2. Выполнение заданий.

— Выполним задания. (Задания по теме даны в том же диске, их можно выполнять коллективно или отправить по сетевой связи на компьютеры для индивидуальной работы.)

Задание 1.Вспомни, что ты знаешь о глаголе. Отметь правильные утверждения.

1. Глагол — служебная часть речи.

2, Глагол в начальной форме отвечает на вопрос что делать?

3 Начальная форма глагола называется инфинитив.

  • Глагол — самостоятельная часть речи.
  • Глагол в начальной форме отвечает на вопрос что сделать?
  • В старославянском языке глаголом называли слово, речь.
  • Начальная форма глагола называется неопределённой формой.
  • Глагол обозначает действие.

Задание 2. Какое значение имеют выделенные глаголы. Ответ выбери из списка: действие, состояние, движение, чувство, признак.

  • Мама гладит бельё.
  • Пчелы жалятся.
  • Бабушка дремлет.
  • К нам бежит собака.
  • Горжусь папой.
  • Папа рубит дрова.
  • Собаки кусаются.
  • Вася лезет на дерево.
  • Дети веселятся.
  • Презираю ябед.

Задание 3. Посмотри! Всё это может обозначать глагол. Но какая характеристика самая общая? С помощью какой из них мы характеризуем глагол как часть речи?

IV. Самостоятельная работа. Задание: вставить подходящие по смыслу глаголы; выполнить комплексный анализ текста.

Скоро весна. Над полями и лесами ярче . солнышко. В полях . дороги, на реке . лед. . Белоносые грачи. свои старые растрепанные гнезда. Скоро, скоро . лес листвою, . на опушках черемуха, . над ручьями голосистые соловьи.

V. Домашнее задание. Написать сочинение “Скоро весна” по данному началу.

Источник

Читайте также:  Как изменяется глагол по лицам 5 класс