Меню

Конспект имя прилагательное его значение 3 класс



Урок русского языка в 3 классе «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

имена прилагательные изменяются по родам и числам.

почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?

· Создавать условия для определения рода и числа имен прилагательных.

· Научить определять род и число имен прилагательных по роду и числу имени существительного, с которым оно связано.

· Открыть новое знание – имена прилагательные изменяются по родами числам.

· Формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой.

· Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.

· Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.

Скачать:

Вложение Размер
urok_imya_pilagatelnoe.docx 22.35 КБ
imya_prilagatelnoe_3_kl.pptx 490.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

имена прилагательные изменяются по родам и числам.

почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?

  • Создавать условия для определения рода и числа имен прилагательных.
  • Научить определять род и число имен прилагательных по роду и числу имени существительного, с которым оно связано.
  • Открыть новое знание – имена прилагательные изменяются по родами числам.
  • Формировать умение заниматься коллективно – поисковой работой.
  • Совершенствовать умение различать части речи по грамматическим признакам.
  • Развивать общеучебные навыки: сравнивать, обобщать, делать выводы, навык работы в парах, группе.
  • Презентация по теме «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».
  • Мультимедийный проектор.
  • Карточки с заданиями.

I. Организационный момент :

Создание эмоционального фона урока.

Прозвенел звонок — начинается урок.

Улыбнемся мы друг другу,

Пожелаем всем удачи и добра!

— Сегодня у нас необычный урок.

-Ребята, а вы знаете, кто делает научные открытия?

Ученики: Открытия делают ученые, исследователи, открыватели.

-Как вы думаете, а вы способны сделать открытие? (Да)

-Давайте же сегодня на уроке мы будем научными исследователями. Вы – первая группа ученых, а вы – вторая группа. А что будем исследовать, вы скоро узнаете.

— Итак, поехали по дорогам знаний. Паровозик из Ромашково приглашает в путь. (Слайд № 2)

II. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.

— На доске записаны слова. Прочитайте их.

Ос..нь, к..рова, в..селые, с..пог, сла..кий,

р..бята, ..рбуз, сам..лет, су..ота, поз. няя

— Какую работу вы предложили бы выполнить с этими словами?

(на столах карточки со словами для каждой группы )

( Составить предложения • Разобрать слова по составу • Найти все орфограммы в словах • Разбить на группы • Разделить для переноса • Составить словосочетания)

— Много идей у вас возникло, молодцы. Я предлагаю разбить все слова на две группы и вставить пропущенные орфограммы.

Работаем на желтых карточках. (работа в группах)

— Что же у вас получилось? Объясните пропущенные орфограммы. (Объясняют, я вписываю правильные буквы в словах на карточках)

-Как вы объединили слова?

(Осень, корова, сапог, ребята, арбуз, самолет, суббота — это имена существительные).

-Докажите свое мнение.

(Веселые, сладкий, поздняя – это имена прилагательные).

-Почему вы так решили? (слова разбились на 2 группы)

-Отгадайте, какая из этих частей речи так о себе рассказала:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. (Слайд №3)

– Как вы думаете, что будем исследовать на уроке?
– Верно. Тема нашего урока:

Имя прилагательное, роль имён прилагательных в речи. (Слайд№4)

III. Усвоение новых знаний.

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

— Расскажите, что вы уже знаете об имени прилагательном?

(Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении прилагательное является второстепенным членом предложения и называется определением)

2. Введение термина «имя прилагательное»

— Как вы думаете, почему же прилагательное получило такое название ?
– Оказывается, название этой части речи произошло от латинского “присоединение, прибавление”.

— Интересно, к какой части речи присоединяется имя прилагательное?
(К имени существительному).

— Правильно, прилагательные даже говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

3. Установление связи прилагательного с существительным.

— А теперь присоедините к существительным подходящие имена прилагательные.

— Составьте словосочетания из данных слов.

(поздняя осень, веселые ребята, сладкий арбуз)

— А можно ли сказать так Сладкая корова, поздний сапог? (нет, не подходят по смыслу)

— Запишем словосочетания в тетрадь вместе с вопросом. (осень какая? поздняя)

(Записывают с комментированием и анализируют, выделяя главное крестиком и зависимое стрелкой)

— Составьте предложения с этими словосочетаниями. Запишем с комментированием одно из них.

-Итак, мы записывали словосочетания?

— Что мы хотели показать? (имя прилагательные связано с именем существительными)

— Ваши глазки устали. Выполним гимнастику для глаз .

— Следите глазами за полетом птицы. (Слайд №5)

4. Наблюдение за изменением имён прилагательных.

— Давайте продолжим наши исследования.

Станция «Почемучка» (Слайд №6)

Нам необходимо выяснить, как изменяются имена прилагательные.

-Прочитайте слова в первом столбике. Что вы скажете про эти слова?

(это имена прил., у них одинаковый корень, суффикс, но разные окончания)

— Прочитайте слова во втором столбике.

— Соедините верные словосочетания.

(Подбегают к доске и соединяют стрелками слова)

— Почему словосочетания разбились на две группы?

Сладкие ягоды – прилагательное употреблено во мн. ч.

— Как изменятся имена прилагательные? (по числам)

— Почему у прилагательных окончания разные? От чего это зависит?

— Имена прилагательные сочетаются с именами существительными в роде и числе. Определим род существительных.

(Торт – он мой — сущ м. р. , значит и прилагательное м. р.,

Груша – она моя – сущ ж. р., значит и прил. ж. р.

Яблоко – оно мое – сущ ср. р., значит и прил. ср. р.)

— Можно ли определить род во мн. числе? (нет)

— Что мы указали у прил.? (род)

— Как же изменяются имена прилагательные? (прил. изменяются по родам)

Дети: Имена прилагательные изменяются по родам и числам и связаны с именами существительными.

— Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам.

— Настало время отдохнуть. Встали все в кружок. У меня в руках мяч.

Игра называется «Отгадай предмет»

— Я называю признак, а вы добавляете к нему подходящий по смыслу предмет.

— А теперь наоборот, я называю предмет, а вы добавляете признак.

5. Роль прилагательных в загадках, логических задачах.

Едем дальше. Станция «Загадочная» (Слайд №8)

Отгадки запишите в тетрадь с объяснением орфограмм. (Слайд №9)

1. Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел. (гриб)

2. В лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (ромашка)

3. Золотое решето чёрных домиков полно. (подсолнух)

4. Носик стальной, хвостик льняной. (игла)

— По каким признакам вы легко догадались о задуманном предмете? Назовите имена прилагательные .

— Что добавите про имена прилагательные?

Вывод: Прилагательные описали характерные признаки предмета, поэтому вы легко узнали этот предмет.

6. Роль прилагательных в описании предметов, явлений природы.

Индивидуальная работа по карточкам. Преобразование текста.

Следующая станция «Мудрая». (Слайд №10)

— А как вы думаете, можно ли нам обойтись без имён прилагательных?

  • — Какое время года изображено на иллюстрациях? (весна)

— Как можно узнать о наступлении весны?

— Молодцы! Хорошие рассказы составили. А теперь прочитайте вот такой текст.

Прошла _______ зима. Наступила ______ весна.

_____ солнце пригревает землю. Приходит _______ оттепель.

________ сосульки свисают с крыши. И это уже _________ март. (Слайд №11)

— Нравится ли вам этот текст?

(Текст выглядит сухо, бедно, неинтересно, невыразительно, научно).

— Как сделать так, чтобы текст стал более ярким, выразительным? (Надо добавить имена прилагательные)

Возьмите зеленую карточку.

-Вставьте в текст подходящие по смыслу имена прилагательные и подчеркните их волнистой линией. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

(Дети выполняют это задание на индивидуальных карточках).

Сверяют с записями на доске.

— У кого все верно, поднимите руку.

— Для чего нам необходимы имена прилагательные?

— Какую роль они играют в речи?

(Имена прилагательные делают нашу речь красочной, образной, яркой, выразительной, красивой, помогают лучше представить предметы и явления).

Наш урок подходит к концу.

У вас на столах лежат конверты.

На листочках неполный текст. Закончите предложения, вставляя подходящие слова. Работаем в группах.

Имя прилагательное – это часть…, которая обозначает …предмета и отвечает на вопросы…. Имя прилагательное связано с именем… Имя прилагательное изменяется по … и в единственном числе по…В предложении выделяется волнистой… и называется … Имена прилагательные делают нашу речь….

— Сегодня на уроке мне было интересно, потому что…

V. Домашнее задание.

-Дома я предлагаю вам разгадать кроссворд с именами прилагательными. А кто захочет, тот может придумать свой кроссворд.

— Возьмите в руки те цветные карандаши, которые выражают ваше настроение. Спасибо за урок.

Источник

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Имя прилагательное

Цели:

Обучающие: обобщить знания об имени прилагательном и его связях с именем существительным

Развивающие: формировать умение правильно употреблять существительные и прилагательные в речи, развивать орфографическую зоркость

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел опять звонок,

Ты готов начать урок?

Их повторить тебя зовут!

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня мы с вами повторим и закрепим наши знания, полученные по теме «Прилагательное». Выясним знатоков этой темы.

III. Работа по теме урока.

— Что такое прилагательное?

— Что обозначает прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— С какой частью речи употребляется?

— Чем является в предложении?

— Для чего используется в нашей речи?

(Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением вороны с «карманом»)

— Какие слова помогли отгадать? (сероватая, хрипловатая, вороватая)

— Опишите эту птицу. (Она серая, голова у неё чёрная. Она каркает)

— Запишем слово «ворона». Что вы можете сказать об этом слове? (Оно словарное)

— Давайте подберём к слову «ворона» однокоренные слова.

Ворона – воронёнок, воронушка, вороний, вороньё.

— Составьте и запишите предложения о вороне.

Ворона – серая, голова, крылья и хвост – чёрные.

— Вы описали внешний вид. А теперь поговорим об отношении к ней.

(Люди по — разному относятся к этой птице. Для одних – вороны всегда хитрые, коварные. А в Японии ворона – спутник богов, символ сыновнего почёта)

— Значит, разглядели в ней что — то хорошее. А что значит выражение: Считать ворон? (Глазеть по сторонам, ротозейничать, проводить время в праздности, бездельничать)

— Как называется такое выражение? (фразеологический оборот)

— Итак, что вы знаете об имени прилагательном? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

— У вас на столах лежат карточки. Вместо пропусков впишите имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ.

— Кто хочет поделиться?

— Подумайте над словосочетанием: крикунья хрипловатая, что за песня у вороны? (кар) С какого звука начинается воронья песня?

IV Чистописание.

— Что вы знаете о букве к?

(Буква согласного звука (к), этот звук может быть в начале, конце, середине слова, это звук твёрдый, а есть мягкий (к´). Два звука обозначаются одной буквой. Она может быть большой, если это начало предложения или слово – имя собственное, или маленькой)

к – от середины ведём на себя прямую черту до нижней линии, затем, не отрывая руки, ведём вверх по написанному, дойдя до середины черты, плавно закругляем вправо, доводим до середины строки, слегка закругляем, отрываем руку и начинаем писать третий элемент буквы.

К – начинаем писать ниже верхней строки, ведём небольшой штрих вправо вверх и, затем, пишем прямую черту, закругляем у нижней линии вверх и пишем узкую петлю, пересекая её в середине строки. Потом, слегка округлив, ведём вправо вверх, заканчиваем небольшим закруглением. Отрываем руку. Начинаем писать следующий элемент. От середины ведём по написанному, закругляем вверх, ведём вниз на себя прямую черту с закруглением внизу.

V Продолжение работы по теме.

— Посмотрите, у вороны карман. Что бы это значило? Какие слова могут быть там? (В которых есть слог кар)

— Запишем эти слова вместе. (картофель, картина, карандаш)

— Давайте подберём к существительным соответствующие прилагательные.

Картофель (какой?) свежий, крупный.

Картина (какая?) чудесная, красивая.

Карандаш (какой?) синий, новый.

— А теперь образуйте от существительного картофель прилагательные мужского, женского, среднего родов в единственном числе и множественном числе.

М. р. – картофельный (салат)

Ж. р. – картофельная (ботва)

Ср. р. – картофельное (поле)

Мн. ч. – картофельные (пироги)

— Как определить род и число имени прилагательного? (По имени существительному, с которым оно согласуется. )

— У каких прилагательных род узнать нельзя? (У прилагательных во множественном числе)

— Как отличить имена прилагательные от существительных? (По значению, по вопросам, прилагательные изменяются в единственном числе по родам)

— А сейчас давайте проверим, как вы умеете отличить имя прилагательное от имени существительного.

VI Физкультминутка.

— Если я назову имя существительное – вы хлопайте, а если имя прилагательное – топайте.

Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький, сильный, дерево, капуста, весенний, весна, чёрный, круглый, окно, золотая.

— А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов:

Большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.

VII Продолжение работы по теме.

— Теперь другое задание. Напишите имена прилагательные противоположного значения (антонимы). Вставьте пропущенные буквы, докажите.

У. кий (узок) – широкий (жи — ши)

Б. льшой (больше) – маленький

В. сёлый (весело) – грустный (непроизносимая согласная)

Х. роший (словарное слово) – плохой

— Составьте и запишите предложение с одним из придуманных прилагательных. Разберите предложение по членам предложения и частям речи.

— Следующее задание: подчеркните прилагательные в словосочетаниях, укажите род, число, падеж имени прилагательного

Любимой бабушке – ед. ч. , ж. р. , Д. п.

Синих васильков – мн. ч. , Р. п.

Ясный день – ед. ч. , м. р. , И. п.

На лесных дорожках – мн. ч. , П. п.

Какие вы молодцы! А теперь найдите карточку под номером 2 у себя на столах. Вам необходимо дописать в словах безударные родовые окончания прилагательных и указать род.

Весь материал — смотрите документ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Имя прилагательное »

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема урока: Имя прилагательное.

Составила учитель начальных классов Смакотина Ирина Александровна

Обучающие: обобщить знания об имени прилагательном и его связях с именем существительным

Развивающие: формировать умение правильно употреблять существительные и прилагательные в речи, развивать орфографическую зоркость

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку.

I. Организационный момент.

Прозвенел опять звонок,

Ты готов начать урок?

Их повторить тебя зовут!

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня мы с вами повторим и закрепим наши знания, полученные по теме «Прилагательное». Выясним знатоков этой темы.

III. Работа по теме урока.

— Что такое прилагательное?

— Что обозначает прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— С какой частью речи употребляется?

— Чем является в предложении?

— Для чего используется в нашей речи?

(Учитель прикрепляет на доску картинку с изображением вороны с «карманом»)

— Какие слова помогли отгадать? (сероватая, хрипловатая, вороватая)

— Опишите эту птицу. (Она серая, голова у неё чёрная. Она каркает)

— Запишем слово «ворона». Что вы можете сказать об этом слове? (Оно словарное)

— Давайте подберём к слову «ворона» однокоренные слова.

Ворона – воронёнок, воронушка, вороний, вороньё.

— Составьте и запишите предложения о вороне.

Ворона – серая, голова, крылья и хвост – чёрные.

— Вы описали внешний вид. А теперь поговорим об отношении к ней.

(Люди по — разному относятся к этой птице. Для одних – вороны всегда хитрые, коварные. А в Японии ворона – спутник богов, символ сыновнего почёта)

— Значит, разглядели в ней что — то хорошее. А что значит выражение: Считать ворон? (Глазеть по сторонам, ротозейничать, проводить время в праздности, бездельничать)

— Как называется такое выражение? (фразеологический оборот)

— Итак, что вы знаете об имени прилагательном? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

— У вас на столах лежат карточки. Вместо пропусков впишите имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ.

— Кто хочет поделиться?

— Подумайте над словосочетанием: крикунья хрипловатая, что за песня у вороны? (кар) С какого звука начинается воронья песня?

— Что вы знаете о букве к?

(Буква согласного звука (к), этот звук может быть в начале, конце, середине слова, это звук твёрдый, а есть мягкий (к´). Два звука обозначаются одной буквой. Она может быть большой, если это начало предложения или слово – имя собственное, или маленькой)

к – от середины ведём на себя прямую черту до нижней линии, затем, не отрывая руки, ведём вверх по написанному, дойдя до середины черты, плавно закругляем вправо, доводим до середины строки, слегка закругляем, отрываем руку и начинаем писать третий элемент буквы.

К – начинаем писать ниже верхней строки, ведём небольшой штрих вправо вверх и, затем, пишем прямую черту, закругляем у нижней линии вверх и пишем узкую петлю, пересекая её в середине строки. Потом, слегка округлив, ведём вправо вверх, заканчиваем небольшим закруглением. Отрываем руку. Начинаем писать следующий элемент. От середины ведём по написанному, закругляем вверх, ведём вниз на себя прямую черту с закруглением внизу.

V Продолжение работы по теме.

— Посмотрите, у вороны карман. Что бы это значило? Какие слова могут быть там? (В которых есть слог кар)

— Запишем эти слова вместе. (картофель, картина, карандаш)

— Давайте подберём к существительным соответствующие прилагательные.

Картофель (какой?) свежий, крупный.

Картина (какая?) чудесная, красивая.

Карандаш (какой?) синий, новый.

— А теперь образуйте от существительного картофель прилагательные мужского, женского, среднего родов в единственном числе и множественном числе.

М. р. – картофельный (салат)

Ж. р. – картофельная (ботва)

Ср. р. – картофельное (поле)

Мн. ч. – картофельные (пироги)

— Как определить род и число имени прилагательного? (По имени существительному, с которым оно согласуется. )

— У каких прилагательных род узнать нельзя? (У прилагательных во множественном числе)

— Как отличить имена прилагательные от существительных? (По значению, по вопросам, прилагательные изменяются в единственном числе по родам)

— А сейчас давайте проверим, как вы умеете отличить имя прилагательное от имени существительного.

— Если я назову имя существительное – вы хлопайте, а если имя прилагательное – топайте.

Машина, учебник, красный, цветок, весёлый, веселье, маленький, сильный, дерево, капуста, весенний, весна, чёрный, круглый, окно, золотая.

— А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показывать признаки предметов:

Большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.

VII Продолжение работы по теме.

— Теперь другое задание. Напишите имена прилагательные противоположного значения (антонимы). Вставьте пропущенные буквы, докажите.

У. кий (узок) – широкий (жи — ши)

Б. льшой (больше) – маленький

В. сёлый (весело) – грустный (непроизносимая согласная)

Х. роший (словарное слово) – плохой

— Составьте и запишите предложение с одним из придуманных прилагательных. Разберите предложение по членам предложения и частям речи.

— Следующее задание: подчеркните прилагательные в словосочетаниях, укажите род, число, падеж имени прилагательного

Любимой бабушке – ед. ч. , ж. р. , Д. п.

Синих васильков – мн. ч. , Р. п.

Ясный день – ед. ч. , м. р. , И. п.

На лесных дорожках – мн. ч. , П. п.

Какие вы молодцы! А теперь найдите карточку под номером 2 у себя на столах. Вам необходимо дописать в словах безударные родовые окончания прилагательных и указать род.

Источник

Читайте также:  Роль имени прилагательного в предложении 6 класс разумовская