Меню

Конспект урока 5 класс повторение имя прилагательное шмелев



Конспект урока в 5 классе.Повторение по теме «Имя прилагательное»
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Урок -повторение за курс начальной школы

Скачать:

Вложение Размер
prilagatelnoe_._povtorenie_5_kl.doc 42 КБ
prilagatelnoe_5_kl.ppt 445.5 КБ

Предварительный просмотр:

урока русского языка в 5 классе.

Имя прилагательное. Повторение .

Цель : привить учащимся интерес к изучению русского языка; сформировать у них желание

самостоятельно заниматься языком; развивать орфографическую зоркость, образную речь,

воспитывать культуру речи.

Знать: понятие имя прилагательное; общее грамматическое значение и морфологические признаки имен прилагательных.

Уметь: распознавать прилагательные среди других частей речи; определять значение и морфологические признаки прилагательных, их роль в предложении; комментировать изменение форм прилагательных; составлять сочетания существительного и прилагательного

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

1 .Вступительное слово:-

Сегодня на уроке мы будем повторять полюбившуюся вам часть речи – им. прилага-

тельное. Уже в самом названии этой части речи содержится намек на то, что это слово

должно к чему-то « прилагаться»,присоединяться.

Нас всюду сопровождают вопросы, ведь нам хочется побольше узнать о предметах. Что же это за вопросы?(какой? какая? какие?чей?)Отвечая на эти вопросы мы называем имена прилагательные.

Дать определение им.прилаг.

Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?
Имя прилагательное помогает точно, ярко и образно описать предметы, чувства, настроение.
Обозначает признак предмета

2. Работа с текстом.

1. Роса жемчужная.
2. Озеро серебряное.

2 .1. Запишите текст, раскрывая скобки.

1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над (мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. 3. В (тенистый) аллейке солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали ( весёлый) птички.

Как изменяются имена прилагательные?

Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

2.2. Запишите текст

А кругом р_са ж_емчужная

Отл_вала блестки алые(,)

И над оз_ром серебряным

К_мыши, склонясь, ш_пталися.

Как мы видим, писатели и поэты часто используют в своих произведениях им.прилагательные.

С их помощью авторы более точно, более красочно, более ярко описывают предметы и явления.

А теперь подумаем, по каким признакам можно давать характеристику предметам?

(по величине,цвету,форме,весу,месту,материалу,времени,вкусу,цене,возрасту,внешнему виду, внутренним качествам…)

а) Художественные средства .(Эпитет-это художественное отпределение предмета или

явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему):

роса жемчужная, блестки алые, озеро серебряное.

Найдите эпитеты в тексте Упр.98.

б) Придумать синонимы к слову алый.

Вспомните, что наз.синонимами?

(Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употреблением в речи).

Алый, красный, багряный, багровый, пунцовый, кумачовый.

в)Из истории слов. В древнерусском языке слово красный означало только красивый: красный молодец, красна девица, красно солнышко.

Вспомним пословицу: «Весна красна цветами, а осень — плодами».

Красную краску называли словом БАГР.

Багровым называют густой красный цвет, а багряным- яркий, чистый красный цвет.

Вспомните у А.Пушкина : «В багрец и золото одетые леса».

А вот у Бунина: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.»

г) Вспомним орфограмму « Правописание безуд. гл. в корне слова ».Вставим пропущенные буквы, объясним их написание. Упр. 101

3.Словарная диктовка с комментированием (Правописание гласных в падежных окончаниях прилагат.). Определить число, род и падеж прилаг., объяснить гласные в падежных окончаниях прилаг. :

4. Синтаксическая роль
Мы ж…вём на красивой планете Земля.
Красота нашей Земли хру…кая и уязвимая.

5.Прилагательные-паронимы. Игра «Паутина слов». Задание — различить данные прилагательные. Для каждого прилагательного найти подходящее по смыслу сущ. Пронумеруй сущ. так, чтобы номера совпали с нужным прилагательным и соедини их, к концу работы получится паутина.

Маленькое дело лучше большого безделья .

Что это за предложение?( пословица)

Как вы понимаете смысл пословицы?

Морфологический разбор прил.маленькое

  1. Маленькое — прилаг.Дело(какое?)маленькое
  2. Н.Ф.-маленький, в ед.ч.,ср.р.,им.п.
  3. Дело(какое?)маленькое –опред.

7.ИТОГ: 1.Какую часть речи мы сегодня повторили?

2.С чем и как она согласуется?

3.Как изменяется им.прилагательное?(полное и краткое)

4.Как определить окончание прилагательного?

5.Какими членами предложения бывают прилагательные?

8.Задание на дом: Упр. 100,102.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Имя прилагательное как часть речи

Слайд 2
Происхождение слова
Многие термины имеют корни в латыни. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – «эпитет». Перевод с латинского – «нечто прибавленное», «приложенное».

Слайд 3
Определяю я предметы,Они со мной всегда приметны.Я украшаю Вашу речь,Меня Вам нужно знать, беречь!

Слайд 4
Грамматическое значение имени прилагательного
Вставьте на месте пропусков имена прилагательные. Назовите автора и произведение.Улыбнулись …… берёзки,Растрепали …… косы,Шелестят …… серёжки,И горят ………… росы.Какую роль играют прилагательные в произведении?
сонные
шёлковые
зелёные
серебряные
Являются эпитетами

Слайд 5
Просклоняйте словосочетания1. Роса жемчужная.2. Озеро серебряное.

Слайд 6
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
И.п. роса жемчужная, озеро серебряное.Р.п. росы жемчужной, озера серебряного.Д.п. росе жемчужной, озеру серебряному.В.п. росу жемчужную, озеро серебряное.Т.п. росой жемчужной, озером серебряным.П.п о росе жемчужной, об озере серебряном.

Слайд 7
Морфологические признаки имени прилагательного
Запишите текст, раскрывая скобки.1.После (короткий) дождя опять выглянуло (яркий) солнышко.2. Над (мокрый) землёй начал подниматься (лёгкий) парок. 3. В (тенистый) аллейке солнце падало (светлый) пятнами на песок. 4. В (густой) кустах защебетали ( весёлый) птички.Как изменяются имена прилагательные?Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

Слайд 8
Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ?Имя прилагательное помогает точно, ярко и образно описать предметы, чувства, настроение. Обозначает признак предмета

Слайд 9
По свойствам и качествам предмета мы можем понять, о ком или о чём идёт речь
Огромный, тёмно — серый, толстокожий, толстоногий.

Слайд 10
А кругом р…са ж…мчужнаяОтливала блёстки алые,И над оз…ром серебрянымКамыши, склонясь, ш…пталися.

Слайд 11
А кругом роса жемчужнаяОтливала блёстки алые,И над озером серебрянымКамыши, склонясь, шепталися.

Слайд 12
Эпитет – образное определение.роса жемчужнаяблёстки алые, озером серебряным

Слайд 13
Из истории слов.

Слайд 14
В древнерусском языке слово красный означало только красивый: красный молодец, красна девица, красно солнышко. Вспомним пословицу: «Весна красна цветами, а осень — плодами».Красную краску называли словом БАГР. Багровым называют густой красный цвет, а багряным- яркий, чистый красный цвет. Вспомните у А.Пушкина : «В багрец и золото одетые леса».А вот у Бунина: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.»

Слайд 15
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Слайд 16
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
Прилагательные изменяются ПО ЧИСЛАМ, ПАДЕЖАМи в единственном числе по РОДАМ

Слайд 17
Синтаксическая роль Мы ж…вём на красивой планете Земля. Красота нашей Земли хру…кая и уязвимая.

Слайд 18
Мы живём на красивой планете Земля.
Красота нашей Земли хрупкая и уязвимая.

Слайд 19
Синтаксическая роль
Имя прилагательное в предложении является определением или сказуемым

Слайд 20
Прилагательные-паронимы. Игра«Паутина слов». Задание — различить данные прилагательные. Для каждого прилагательного найти подходящее по смыслу сущ. Пронумеруй сущ. так, чтобы номера совпали с нужным прилагательным и соедини их, к концу работы получится паутина.

Слайд 21
Праздный подарок Праздничный стакан Понятный мальчик Понятливый завод Стекольный костюм Стеклянный щенок Памятный вопрос Памятливый зевака

Слайд 22
1. На какие вопросы отвечает прилагательное?А) Что делать? Что сделать?Б) Какой? Чей?В) Когда? Где?2. С какой частью речи “дружит” имя прилагательное?А) С наречиемБ) С местоимениемВ) С имением существительным3. Что обозначает прилагательное?A) ПредметБ) Признак предметаB) Действие предмета4. Чем, как правило, является в предложении прилагательное?А) ПодлежащимБ) ОпределениемВ) Сказуемым

Слайд 23
Домашнее задание:Упр. 100,102.

Источник

Открытый урок по русскому языку в 5-м классе на тему «Обобщающее повторение темы «Имя прилагательное»»

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме.

1) повторить падежные окончания имён прилагательных;

2) вспомнить суффиксы имён прилагательных;

3) закрепить умение разбора имён прилагательных по составу;

4) отработать навык морфологического разбора имён прилагательных;

5) вспомнить, как изменяются краткие прилагательные;

6) закрепить умение определять синтаксическую функцию прилагательных в предложениях;

7) учить определять роль прилагательных в речи;

*8) развивать орфографически-грамотное письмо;

2) расширять кругозор учащихся;

1) воспитывать любовь к русскому языку;

2) воспитывать любовь к родной природе.

1) Готовность к уроку.

2) Оснащение урока:

а) лист с заданиями по теме урока;

б) карточки с индивидуальными заданиями;

в) репродукция картины А.Пластова “Летом”;

г) игрушки, муляжи (фрукты);

д) цветные мелки; цветы из бумаги.

3) Тип урока: повторение и закрепление ЗУН по теме “Имя прилагательное”.

II. Этап целеполагания.

1) Учитель формулирует цель и задачи урока, записанные на доске.

2) Запись в тетрадях: число, классная работа, тема урока.

III. Основная часть. Работа по теме урока.

1) Актуализация знаний.

1) Какое наступило время года? (Весна)

О том, что наступила весна, нам сообщает не только листок календаря (13 марта), но и то, что день стал длиннее, солнышко пригревает, тает снег.

Вспомните, какое мы учили стихотворение о весне.

(Например, стих Ф.И.Тютчева “Зима не даром злится…”) — читает 1 учащийся одно четверостишие.

А мне тоже вспомнилось четверостишие из сказки С.Я.Маршака “12 месяцев”:

В лесу цветёт подснежник,
А не метель метёт,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не цветёт.

2) Я думаю, что вы все догадались, почему мне вспомнились эти стихи. Потому что у нас на уроке сегодня тоже цветут подснежники. И они не просто цветут, но и хотят немного поучаствовать в уроке. Они принесли нам с собой вопросы о прилагательных. (Игра “Прилагательное в подснежниках”)

(К доске выходят 11 человек и каждый выбирает себе один подснежник с вопросом).

О чём хочет узнать первый подснежник?

1. Что такое прилагательное (что означает? На какой вопрос отвечает?)?

2. Как изменяется имя прилагательное?

3. Что значит “прилагательное согласуется с существительным”?

4. Когда в падежных окончаниях прилагательных пишется “о”, а когда “е” после шипящих и “ц”?

5. Каким членом предложения может быть прилагательное?

6. В какой форме могут употребляться прилагательные?

7. Как изменяются краткие прилагательные?

8. Каким членом предложения бывает всегда краткое прилагательное?

9. Какую роль играют прилагательные в речи?

10. С помощью каких суффиксов образуются прилагательные?

(Карточка №1)

11. Как называются красочные определения, выраженные прилагательными?

3) Итак, весна. Какое мы знаем однокоренное прилагательное к существительному “весна”?

Весна – весенний. (Разбор по составу на доске и в тетрадях)

С помощью какого суффикса образовалось это прилагательное? (С помощью суффикса -н-)

4) Запишите в столбик словосочетания.

(На доске эти же словосочетания написаны заранее учителем в строку).

Весенняя капель — весеннюю капель
Весенний ливень — весенним ливнем
Весеннее настроение — весеннего настроения
Весенние ручьи — о весенних ручьях.

1) Выделите окончания прилагательных

2) Определите род, число, падеж прилагательных

3) Какая часть речи помогает нам в этом? (Существительное, от которого это прилагательное зависит)

4) Как называется способ связи, при котором существительное и прилагательное стоят в одном и том же числе, роде и падеже? (Согласование)

5) Употребите и запишите эти словосочетания соответственно в винительном, творительном, родительном и предложном падежах.

(Карточки № 2-3)

5) Выборочный диктант.

а) Обратимся к листу с заданиями к уроку. Работаем с первым текстом по вариантам (I и II).

  • I вариант из предложения под пунктами 1 и 2,
  • II вариант из предложений под пунктом 3,
  • выписывает словосочетания с прилагательными в роли зависимых слов, выделяет окончания прилагательных, определяет падеж прилагательных.

(Карточки 4-8)

б) Работаем самостоятельно 2 минуты.

Тем временем, кому трудно, работают с карточкой индивидуального задания. (Сколько успеют в течении 3-х минут)

В) Взаимопроверка (1 минута).

Поменялись тетрадями, проверяем в слух, отвечают двое учеников.

I вариант II вариант
глубокую нору сосновых лесов
в Мещёрском крае суетливый стук
лесные озёра в рыжей хвое
с тёплой водой вечерний плач
обширные болота разноголосое пение
одинокие избы деревенского сторожа

Тем временем на доске разобрать по составу слова, выделить цветным мелком суффиксы. (1 минута)

I вариант II вариант
глубокую сосновых
Мещерском суетливый
Обширные деревенского

6) Снова обратимся к листочку с заданиями.

Работаем с заданием №2. (Устно)

2) Читаем вслух тексты (учащиеся).

3) Отвечаем на вопрос по заданию (с помощью прилагательных).

7) Продолжаем работу по листочку с заданиями.

Выполняем задание №3 (устно).

(Карточки №9-10)

1) Прочитаем выразительно стихотворение С. Есенина.

Назовите эпитеты и метафоры из четверостишия.

Но сначала вспомним:

а) что такое эпитет? (Красочное определении)

б) что такое метафора? (Употребление слова в переносном смысле)

Эпитеты встретились в словосочетаниях: роса жемчужная, блёстки алые, над озером серебряным. (Метафорические эпитеты)

Метафора: камыши шептались (олицетворение).

Примечание: Олицетворение — разновидность метафоры: неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого предмета.

в) что придают эпитеты и метафоры тексту? (Образность, яркость, выразительность)

г) слова какой части речи выступают в роли эпитетов? (Прилагательные)

д) какое это предложение: простое или сложное?

3) Подберите синонимы в слову “алый”: багровый, багряный, пунцовый, кумачовый.

4) К истокам слова (сообщение учителя).

В древнерусском языке слово красный означало только красивый: красный молодец, красна девица, красно солнышко. Вспомним пословицу: “Весна красна цветами, а осень — плодами”. Это же значение имеет слово красный в сочетании Красная площадь. От слова красный в значении красивый образовано и прекрасный, то есть очень красивый.

Красный цвет в Древней Руси называли червленый и червонный. Красную краску делали из особого вида червей, отсюда название червленый.

Красную краску другого оттенка называли словом багр. Багровым называют густой красный цвет, а багряным — яркий, чистый красный цвет. Например, багровое зарево и багряный закат.

8) Запишите предложения под диктовку (в тетради и на доске).

(Карточки №11-12)

Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой.

На могучем утёсе росла одинокая сосна.
На чужой стороне и весна не красна.

Задания.

1) Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

2) Найдите прилагательные с орфограммой “о” или “е” в окончаниях прилагательных.

3) Разберите морфологически прилагательные (по вариантам I и II).

I. н.ф. полный;
II. прил., кр. ф., мн. ч.;
III. долины (каковы?) полны.
Свежей (мглой) — прилагательное;

I. н.ф. свежий;
II. м. пр., полн., ед. ч., ж. р., Т. п.;
III. мглой (какой?) свежей.

(Не) красна — прил.
I. н.ф. красный;
II. кр. ф., ед. ч., ж. р.;
III. весна (какова?) красна.

На чужой (стороне).
I. н. ф. чужой;
II. м. пр., полн., ед. ч., ж. р., П. п.;
III. на стороне (какой? чьей?) чужой.

9) Описание картины А. Пластова “Летом”. (Устное сочинение-миниатюра).

1) Можно описать игрушку или муляж.

Употребите как можно больше прилагательных.

Источник

Читайте также:  Роль прилагательных в данном описании