Меню

конспект урока 5 класс русский язык морфологический разбор существительного



Конспект урока 5 класс «морфологический разбот имени существительного»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект и презентация к уроку русского языка 5 классс по теме «Морфологический разбор имени существительного»

Скачать:

Вложение Размер
morfol.razbor.rar 1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: морфологический разбор имени существительного.

Цель урока: Закрепить навык различения частей речи, познакомить с порядком разбора имени существительного

  1. Закрепить навык различения частей речи, познакомить с порядком разбора имени существительного
  2. .Систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока; познакомить с порядком морфологического разбора имени существительного; формировать умение правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе как части речи;
  3. Развивать умение грамотно выражать свои мысли;
  1. Орг.момент.
  2. Актуализация опорных знаний

-У каждой части речи есть свои отличительные признаки, знание которых облегчает постигать законы правописания.

– Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить определение имени существительного как части речи, постоянные признаки имени существительного, непостоянные признаки имени существительного, его синтаксическую роль в предложении для того, чтобы создать морфологический портрет имени существительного.

А ) сравним устно (на доске написан материал для наблюдений):

Мне подарили Тузика.

Мне подарили конфеты «Тузик».

— Почему в 1-м предложении слово Тузик – в вин.п.. а во 2-м – в им.п. и в кавычках?

1-м предлож. Тузик – одушевл. Сущ., поэтому в вин.п. отвечает на вопрос кого? Во 2-м предлож. «Тузик» — название конфет, сущ. Неодуш., поэтому кавычки и им.п. : конфеты какие?)

— Для выполнения следующего задания ответим на вопрос: какие существительные являются названиями единичных предметов, выделяемых из однородных? (имена собственные)

Б) Словарный диктант на правописание имен собственных и нарицательных (обучение и закрепление)

Птица орел, журнал «Огонек», город Орел, природа Сибири, теплоход «Орел», яркий огонек, Россия, повесть Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда», герои Чук и Гек, озеро Байкал, кинотеатр «Колос».

-Итак, для того, чтобы достичь цели урока, нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном, делать мы это будем постепенно, выполняя определённые задания и отвечая на задаваемые мною вопросы. Начинаем.

ВОПРОС №1: Что такое имя существительное, как часть речи?

найдите в предложении имена существительные, определите число и падеж.

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный мыслями, знаниями.

мыслями -тв.п., мн.ч.

знаниями —тв.п, мн.ч.

Вопрос №2: Назовите постоянные грамматические признаки имени существительного?

ЗАДАНИЕ №2: определите постоянные признаки имен существительных из предложения:

Не красна книга письмом, красна умом.

книга – сущ. Нариц., неодушевл., ж.р., 1склон.

письмом – сущ. Нариц., неодуш., ср.р., 2склон.

умом — сущ.нариц., неодуш., муж.р., 2склон.

А у Левки все ловко.

Левка – сущ. Собств., одуш., муж.р., 1склон.

Вопрос №3: Назовите непостоянные грамматические признаки имени существительного?

ЗАДАНИЕ№3: выбрать из текста только по непостоянным признакам имена существительные .

Если человек никогда не раскрывал хороших книг, не запоминал хотя бы четверостишия любимого поэта или вообще такового не имеет, он обречен на духовную нищету. Он сам лишил себя радости, которой наслаждаются люди, общающиеся с миром прекрасного. (Л.Кассиль)

множеств. число, именит.падеж – люди

Единств.число, имен.п. —— человек

Множеств.число, род.п. — книг

Единств.ч., винит.п. — нищету

Единств.ч., род.п. —- четверостишия, поэта, радости

Единств.ч., твор.п. ——— с миром

Вопрос №4: Расскажите о синтаксической роли имени существительного?

Задание №4: выполните синтаксический разбор предложения на доске и в тетрадях.

Книга – мудрое творение человека.

Дорога к знаниям длинна, но прекрасна.

Книги созданы умом человека и его руками.

— Итак, благодаря вашим ответам и выполненным заданиям, мы можем создать морфологический портрет имени существительного. Из чего же он состоит? (дети предлагают портрет)

-значение имени существительного;

-постоянные признаки имени существительного;

-непостоянные признаки имени существительного;

-синтаксическая роль в предложении.

Познакомимся с порядком морфологического разбора предложения (работа с учебником)

Выполнение упражнения 498

Запись предложения и морфологический разбор существительных .

Книги созданы умом человека и его разумом.

  1. Книги-сущ. (что?)
  2. Н.Ф. –книга; нариц., неодуш., ж.р., 1склон., в им.п.
  3. Созданы (что?) книги.

Человека- сущ., (кого?)

н.ф. человек; нариц., одуш., муж.р., 2склон.

Записать текст, подчеркнуть имена существительные, выполнить морфологический разбор 3 имён существительных

Конец февраля. В сухом морозном воздухе сверкают на солнце бесчисленные блестки инея. Они украшают в алмазный наряд ветки деревьев. Не сбросили еще снежные шапки деревья, но в воздухе уже чувствуется приближение весны

Вы показали свои знания и умения по теме урока. Вы хорошо знаете, что такое имя существительное, умеете определять постоянные и непостоянные признаки этой части речи, роль в предложении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ЭОР в 4 классе.

Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы «Имя существительное», подан в интерактивной форме.

Конспект урока русского языка.

Данный конспект урока предназначен для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Урок проведен в классе для детей с умственной отсталостью.Используется презентация — плакат для удобства демонстрации.

Конспект урока для специальных (коррекционных) школ: Единственное число имен существительных, 6 класс.

Урок русского языка по теме «Грамматические признаки имени существительного » в 5 классе для детей с умственной отсталостью является обобщающим после изучения большой темы.

Источник

Морфологический разбор имени существительного (5-й класс)

Класс: 5

Цель:

  • создать условия для обобщения и систематизации знаний об имени существительном.

Задачи:

  • повторить ранее изученный материал;
  • установить порядок морфологического разбора;
  • учить выполнять морфологический разбор существительного;
  • развивать аналитическое мышление;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент. Запись даты. 1мин

2. Актуализация. 2мин

— Какой раздел учебника изучаем? (Существительное)

— Что такое существительное? (Часть речи)

— Выберите из данных слов и словосочетаний те, которые характеризуют слово как часть речи. (Заранее на доске).

  1. Орфография
  2. Грамматическое значение
  3. Способы образования
  4. Морфологические признаки
  5. Пунктуация
  6. Синтаксическая роль

— Охарактеризуйте существительное как часть речи. (Появляется на доске).

  • грамматическое значение «предмет»
  • морфологические признаки:
  • одушевленное/неодушевленное
  • собственное/нарицательное
  • род
  • число
  • падеж
  • склонение

Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, сказуемое, обращение, вводное слово

3. Тема, целеполагание.1 мин

-Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи? (Морфологический)

Определите, какой будет тема сегодняшнего урока?

Морфологический разбор имени существительного. (Запись на доске и в тетрадях)

— Что мы должны сегодня узнать?

— Чему должны учиться?

Уметь: выполнять морфологический разбор существительного.

4. Открытие знания.

— Предлагаю начать работу с определения порядка разбора.

— Каждая группа получает карточку с заданием. Читают, определяют уровень задания. 4мин

Заполните пробелы

I.Общее грамматическое значение (ОГЗ) — _______________. Вопрос. Часть речи.

Н. ф. – (_____________)

II. Морфологические признаки.

1. ________________________:

а) _________________________;

б)_________________________;

в)_________________________;

г) _________________________.

2. ________________________:

а) ________________________;

б)_________________________.

III. _______________________________.

— Выступление групп. 5 мин

— У вас на столах лежат желтые карточки с правильным вариантом морфологического разбора. Прочитайте его и проверьте себя. (Читает один вслух) Все ли сделано верно?

5. Закрепление.

— Каким будет следующий этап работы? (учиться выполнять)

— упр.531 на стр.276. Читаем задание и текст вслух. 3мин

Тема текста: словарь 5мин

ОМ: словарь — это история, культура, память народа.

Словарь – это хранилище памяти нации, ее культуры, истории, языка.

Запись предложения с объяснением знака препинания.

— Разбор 2-х существительных: 1 – словарь, другое – хранилище (с комментарием с места). 10 мин.

Словарь

I. ОГЗ – предмет. (Что?) словарь. Существительное.

II. Морфологические признаки.

1. Постоянные признаки:

2. Непостоянные признаки:

А) именительный падеж;

Б) единственное число.

III. Синтаксическая роль – подлежащее.

I. ОГЗ – предмет. Словарь (что такое?) хранилище. Существительное.

II. Морфологические признаки.

1. Постоянные признаки:

2. Непостоянные признаки:

А) именительный падеж;

Б) единственное число.

III. Синтаксическая роль – составное именное сказуемое.

6. Самостоятельная работа. 5мин

— продолжаем работу в группах. Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют морфологическому разбору и восстановите по ним пословицу о языке.

Слово – серебро, а молчание – золото.

Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке.

СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ

I ОГЗ – предмет. Что?_______________ Сущ. Н.ф. — _____________

II Морфологические признаки.

2 Непостоянные признаки:

III Синтаксическая роль – подлежащее.

I ОГЗ – предмет. _____________ Что это? ________________. Сущ. Н.ф. — _____________

II Морфологические признаки.

2 Непостоянные признаки:

III Синтаксическая роль – составное именное сказуемое.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют данным морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке.

СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ

I ОГЗ – предмет. ________________Чем? _____________. Сущест. Н.ф. — ____________.

II Морфологические признаки.

1 Постоянные признаки:

2 Непостоянные признаки:

III синтаксическая роль – косвенное дополнение.

I ОГЗ – предмет. ___________Чем? ________________. Сущ. Н.ф. — _____________.

II Морфологические признаки.

1 Постоянные признаки:

2. Непостоянные признаки:

III Синтаксическая роль – косвенное дополнение.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют данным морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке.

СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ ВОРОБЕЙ ТОПОРОМ

I ОГЗ – предмет. Что? ____________. Сущ. Н.ф. — ______________.

II Морфологические признаки.

1 Постоянные признаки:

2 Непостоянные признаки:

III Синтаксическая роь – подлежащее.

I ОГЗ – предмет. _____________ Это что? __________________ . Сущ. Н.ф. — _____________.

II Морфологические признаки.

1 Постоянные признаки:

2 Непостоянные признаки:

III Синтаксическая роль – составное именное сказуемое.

Дорога ложка к обеду, а слово к ответу.

Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют данным морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке.

СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ ТОПОРОМ ВОРОБЕЙ

I ОГЗ – предмет. Что? _______________. Сущ. Н.ф. — _____________.

II Морфологические признаки.

1 Постоянные признаки:

2 Непостоянные признаки:

III Синтаксическая роль – подлежащее.

I ОГЗ – предмет. _____________ К чему? ______________. Сущ. Н.ф. — ________________.

II Морфологические признаки.

1 Постоянные признаки:

2 Непостоянные признаки:

III Синтаксическая роль – косвенное дополнение.

— О чем пословицы? О бережном отношении к языку, внимательном и трепетном, потому что за языком стоит история человечества, государства, наших предков и каждого из нас. Эти пословицы являются продолжением проблемы, поднятой в упражнении 531. К этому же упр вы обратитесь , выполняя домашнее задание.

(Запись в дневниках).

7. Рефлексия.

— Какая была тема урока?

— Что должны были узнать?

— Чему должны были научиться?

— Зачем нужно уметь это делать? Выполняя морф разбор, мы учимся внимательному отношению к слову, существительному, к его форме, больше узнаем о нем. И то, что на уроках русского языка мы учимся грамотно и выразительно выражать свои мысли и чувства, — это и есть наш с вами вклад в сохранение родного языка. Ведь оттого, как мы сможем сберечь и сохранить наш язык, зависит судьба каждого из нас и государства в целом.

8. Домашнее задание.

Запомнить порядок разбора и выполнить упр. 532

Источник

Читайте также:  подбери и запиши по два слова имени существительных