Меню

Конспект урока 6 класс русский язык качественные прилагательные



Урок русского языка в 6-м классе «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

Цель: знать о делении прилагательных на три разряда;
о признаках качественных прилагательных;
уметь находить качественные прилагательные;
определять их синтаксическую роль.

1. Сообщение цели.

2. Слово учителя.

Зима приходит ненароком
По всем статьям, беря свое,
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, — нет ее!
И вдруг, однажды спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь «скатерть-самобранку» —
Везде, вокруг, белым-бело…
( С.Михалков)

С.Михалков в этом стихотворении, как и А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин», изобразил наступление запоздавшей зимы, которую мы ждем в этом году. Поэтому разряды имен прилагательных будем изучать по текстам, изображающим русскую зиму.

3. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима».
(Индивидуальное задание Соломатина А.)

Зима
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели.
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен –
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

4. Синтаксический разбор предложения (из прочитанного стихотворения).

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).

5. Выпишите из данного предложения прилагательные и образуйте от них простую и составную формы сравнительной и превосходной степени.

Белый (белее, более белый; белейший, самый белый).
Пушистый (пушистее, более пушистый; —— ; самый пушистый).

6. Объяснение нового материала (работа по таблице).

РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

КАЧЕСТВЕННЫЕ
(образуют степень сравнения)
какой?
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
(не образуют степень сравнения)
какой?
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ (обозначают принадлежность лицу или животному)
чей?
холодный
1) холоднее,
более холодный,
самый холодный

2) холоден, холодны

3) очень (чрезвычайно, слишком) холодный

4) холодный — холодный

5) неяркий

снежный (материал)

зимний (время)

волчий (след)

мамина (сумка)

— Как называются прилагательные, которые образуют степень сравнения?
— Как называются прилагательные, которые не образуют степени сравнения?
— Как называются прилагательные, которые обозначают принадлежность лицу или животному?

7. Чтение §50(по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григоряна, И.И.Кулибабы) и продолжение работы по таблице.
-Какие признаки имеют качественные прилагательные?
-Продемонстрируйте эти признаки примерами из таблицы.

8. Слово учителя.
Давайте посмотрим фотографии с зимними пейзажами, чтобы увидеть необыкновенную красоту русской природы. (Демонстрация фотографий и прослушивание отрывка из песни «Три белых коня».)

9. Творческий диктант по тексту.

Задание. Вставьте в текст на месте скобок подходящие по смыслу имена прилагательные. Подчеркните как член предложения качественные прилагательные.

Здравствуй, гостья зима!

Мы вышли из школы на прогулку. Взглянули кругом и увидели, что земля покрыта (мягким, серебристым, пушистым) снегом. Только кое-где можно заметить еще (черные, темные) пятна земли.
Вверху над нами (хмурое, зимнее) небо. Оно покрыто (небольшими серовато-белыми) облаками. Только в одном месте проглядывает (узенькая) полоса голубого (чистого) неба.
Входим в лес. Деревья разукрашены (прихотливыми) узорами инея, кое-где на ветвях желтеют (осенние) листья. Ели и сосны выделяются своим (зеленым) убранством. (Глубокую) тишину леса нарушают наши голоса. (Чистый зимний) воздух бодрит нас. Мы играем в снежки, бегаем, кувыркаемся.
Впереди еще настоящая зима с ее (жгучими) морозами, (сильными) ветрами, (снежными) заносами, но мы рады ее приходу!

-Чтение текста учеником (индивидуальное задание).
-Какие из вставленных прилагательных относятся к разряду качественных?

10. Чтение сочинения о приходе зимы. (Индивидуальное задание Вострикова Ю.) (Смотри приложение 1)
Задание. Выписать из текста качественные прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

11. Работа по тексту «Зимний лес».

Задание. Выпишите из текста словосочетания «качественное прилагательное + существительное (главное слово)» и письменно объясните правописание окончаний имен прилагательных.

Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.
Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. Попробуй разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. Все еще зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.
Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьется след лисицы. Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. Парочки следов испятнали снег. Это пробежала куница, хищница искала белок.
Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе!

12. Подведение итогов.

Какие прилагательные являются качественными?

Источник

План-конспект урока в 6 классе на тему «Качественные имена прилагательные»

План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему»Качественные имена прилагательные». Разряды имен прилагательных

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 6 классе на тему «Качественные имена прилагательные»»

«Качественные имена прилагательные»; 6 класс

Цель: дать понятие о разрядах имён прилагательных, познакомить с признаками и значениями качественных прилагательных.

1. образовательные: повторить степени сравнения

прилагательных, познакомить учащихся с разрядами прилагательных,

определить их основные признаки, дать понятие качественных

прилагательных, выяснить значения качественных имён прилагательных;

2.развивающие: развивать навыки определения качественных

прилагательных, умение находить их в тексте;

3.воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность

по отношению к языковым явлениям.

мультимедийный проектор, компьютер;

опорный конспект урока;

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку

2. Актуализация знаний учащихся

По ходу нашего урока мы будем заполнять таблицу

1.Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?

2.познакомиться с признаками…

3. учиться находить…

Расскажите изученный материал о прилагательном по плану:

1.Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?

степени сравнения могут иметь имена прилагательные?

3. Формулирование темы и цели урока

Кроме названных вами грамматических признаков имена прилагательные имеют ещё один.

По значению и форме имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Ещё раз внимательно прочитайте имена прилагательные. Скажите, какой именно признак предмета они обозначают. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Имена прилагательные обозначают качество предмета.

Значит, тема урока — «Качественные прилагательные»

Сформулируйте цели урока

1.Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?

2.познакомиться с признаками…

3. учиться находить…

2.познакомиться с признаками..;

3. учиться находить…

Цель урока: узнать, что такое качественные имена прилагательные; познакомиться с признаками качественных прилагательных;

учиться находить качественные прилагательные среди других имен прилагательных.

4. Изучение нового материала.

По значению и форме прилагательные делятся на три разряда

Качественные относительные притяжательные

Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества и свойства предмета:

по величине (большой, маленький)

по возрасту (молодой, старый)

по цвету (красный, зеленый)

по весу (легкий, тяжелый)

по внешнему виду (красивый, высокий)

по внутренним качествам (умный, добрый, злой, ленивый)

Качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени: красивый-красивее, умный-умнее-умнейший.

Качественные имена прилагательные имеют две формы – полную и краткую:

далёкий-далек, красивый- красив, умный- умен.

Некоторые разряды качественных прилагательных не имеют краткой формы (рад, должен, надобен)

Прилагательные в краткой форме изменяются по родам и числам и выполняют роль сказуемого.

К качественным прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы: маленький-небольшой, маленький-большой.

ЕСЛИ СОЧЕТАЕТСЯ СО СЛОВОМ ОЧЕНЬ, ИМЕЕТ КРАТКУЮ ФОРМУ,

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ, ЗНАЧИТ, КАЧЕСТВЕННОЕ.

Проверьте, относятся ли данные признаки к написанным вами именам прилагательным. Сделайте вывод по каждому слову. Заполнение таблицы

Прилагательное хороший образует степень сравнения: более хороший, самый хороший.. Сочетается с наречиями : очень хороший. Образует краткую форму: хорош. Употребляется с приставкой не-: нехороший. Значит, прилагательное хороший- качественное.

Аналогичным образом ученики работают с другими именами прилагательными.

А теперь обобщите наши рассуждения. Откройте учебник. Скажите, что обозначают качественные имена прилагательные, и назовите их основные признаки. Заполнение таблицы.

1.Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?

2.познакомиться с признаками…

3. учиться находить…

Качественные прилагательные обозначают качество предмета.

Могут иметь степень сравнения, сочетаются с наречием очень. Образуют краткую форму. Употребляются с приставкой не.

5. Закрепление изученного материала.

Прочитайте упражнение и сформулируйте задание

В. Бианки «Первый снег».

Самый первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и легкий., словно на акварельном рисунке. Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь — как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами.

Надо определить, относятся ли выделенные имена прилагательные к качественным.

Вы верно сформулировали задание. Теперь выполните его .Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?

(Без имен прилагательных наша речь станет бедной, невыразительной, неточной)

А вы знаете, ребята, что по количеству употребленных в нашей речи слов имена прилагательные занимают 3 место после имен существительных и глаголов. Употребление имен прилагательных придает нашей речи особую выразительность.Они раскрывают отличительные признаки, свойства предмета, придают описанию образность, яркость,передают настроение автора.

Вы обратили внимание на обилие прилагательных в коротком отрывке. Скажите, какую роль они выполняют?

Найдите в данном отрывке средства художественной выразительности, в которых использованы прилагательные.

(Эпитеты- снежок белый и лёгкий, пушистые легкие снежинки)

(Метафора – вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами)

(Сравнения – Поля и лесные поляны — как гладкие чистые страницы, словно на акварельном рисунке)

6. Самостоятельная работа

Прочитайте отрывок из повести Л.Н.Толстого «Детство Никиты». Какие слова вам непонятны?

Словарная работа Вётлы – дерево, семейства ивовых. Каретник – место, где находились кареты.

Найдите качественные имена прилагательные и подчеркните их вместе с определяемым словом

Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Синели в нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.
Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступенькам. Внизу стояла новенькая сосновая скамейка. Никита осмотрел скамейку и побежал по дороге вдоль сада, к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие ветлы, покрытые инеем, — каждая веточка была точно из снега.

Ответьте на вопросы:

1.Какую роль в этом отрывке играют качественные прилагательные?

(Они определяют, подчеркивают качество предмета в большей или меньшей степени)

-Определите синтаксическую роль полных прилагательных

(Они являются определениями)

Назовите тему прочитанных текстов?

Зима – одно из самых интересных природных явлений. И не случайно, это время года с восторгом воспевается в произведениях русских писателей и поэтов. Не только поэты восхищались этим временем года, но и художники.

Составим словарь эпитетов.

К любому слову можно подобрать большое количество эпитетов. Сколько эпитетов к слову снег мы подобрали на прошлом уроке?

Задания по группам. Подберите эпитеты к следующим словам :Зима, Небо, деревья. А теперь, используя данные эпитеты, составьте текст пейзажную зарисовку, из 2-3 предложений.

(Дети получают карточки)

Дополни текст именами прилагательными.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы узнали всё о ________________ прилагательных. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________. Моё настроение ___________________.

Д.з. написать 10 словосочетаний с качественными прилагательными.

Источник

Читайте также:  Прилагательные для описания человека на букву и