Меню

Конспект урока глагол повторение для 4 класса



Урок по русскому языку в 4-м классе. Тема: «Глагол. Повторение и обобщение изученного материала в 4-м классе» (урок-отчёт)

Цели и задачи урока:

  • обобщить и закрепить знания о глаголе, как части речи;
  • развивать лексическую и орфографическую зоркость;
  • умение проверять безударные окончания глаголов;
  • развивать мышление, речь, внимание, память;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование и наглядность:

Таблицы, раздаточный материал, перфокарты, карточки, учебник, кроссворд.

І Организация класса.

ІІ Ход урока.

1.Вводная беседа:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок – смотр знаний по русскому языку. Королева Грамматики приготовила для вас интересные задания и прислала своих помощников.
-А где же они?

1 ученик:
А вот и мы. Здравствуйте, Галина Александровна!
2 ученик:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Учитель:
-А на какую тему вы принесли нам задание?
1 ученик:
-А тема зашифрована в ключевом слове кроссворда.
2 ученик:
— Если ребята разгадают кроссворд, узнают тему урока.

2. Словарная работа.

Учитель: ребята, откройте тетрадь. Вы будете записывать слова в тетради, а я на доске.

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называется полоска земли, предназначенная для передвижения. (дорога)
  2. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования. ( библиотека)
  3. Дорога в саду или в парке с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам. (аллея)
  4. Крупный населённый пункт, административный, промышленный и культурный центр. (город)
  5. То же, что и экономика. (хозяйство)
  6. Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общественными интересами. (коллектив)

Учитель:
-А ключевое слово по вертикале под цифрой 7. Итак, это слово- глагол.

-А что такое глагол?
( Дети называют правило )
-А какое следующее задание?

3.Грамматическая игра « Да- нет».

1.ученик:
-Королева желает знать: хорошо ли вы изучили глагол и поэтому предлагает вам грамматическую игру «Да-нет».

2.ученик:
-Условия игры: если высказывание верно –все говорят хором «Да»
если высказывание неверно, то все говорят « Нет».

1.ученик:
Игру проводит учитель.

а) Глагол обозначает действие предмета.
б) Все глаголы изменяются по числам.
в) Все глаголы изменяются по родам.
г) Глагол изменяется по временам.
д) Глагол в настоящем и будущем времени склоняется.
е) Спряжение- это изменение глагола по лицам и числам.
ж) У глагола 3 спряжения.
з) Глагол в начальной форме отвечает на вопросы: «Что делать? Что сделать?».
и) Перед глаголом никогда не бывает предлогов.

2.ученик:
-Молодцы, ребята, хорошо справились со вторым заданием.

1.ученик:
— А теперь третье задание.
— К какой части речи относятся словарные слова, которые мы с вами написали в кроссворде?

Дети:
-К имени существительному.

2.ученик:
-А теперь среди словарных слов найдите и запишите только глаголы. Откройте словарь в учебнике

4.Самостоятельная работа.

Учитель:
-Какие слова вы записали?

Дети:
-Гореть, желать, сверкать.

Учитель:
-Чем похожи эти слова?

Дети:
-Стоят в начальной форме, отвечают на один вопрос.

Учитель:
-Какой глагол лишний?

Дети:
-Желать. Гореть, сверкать слова-синонимы.

Учитель:
-В толковом словаре Ожегова написано: «Сверкать-ярко сиять переливчатым светом»
-А какие ещё слова-синонимы можно подобрать к этому слову?

Дети:
-Блестеть, сиять, искриться, светиться.

Учитель:
-Давайте запишем эти слова.
-Мы все задания выполнили по словарной работе?

1.ученик
-Нет. Слово «сверкать» надо разобрать по составу и ещё придумать с ним предложение.

2.ученик:
-А мы нашли у К.Паустовского предложение со словом «сверкать».
«Одинокая яркая звезда сверкала над лесами». Запишите это предложение с комментированием.

1.Ученик:
-Комментирует Алимова Вика, а разберёт по членам предложения-Когтева Маша.

5.Игра «Не ошибись!»

2.Ученик:
-А теперь поиграем в игру «Не ошибись!». Её цель – проверить как вы умеете определять время глагола.

( помощники раздают карточки с одним словом , 1 ряд получает карточки белого цвета, 2 ряд –жёлтого, а 3- зелёного).

1.Ученик:
-Условия игры: по очереди с каждого ряда выходят ученики и кладут свою карточку в конверт. На доске 3 конверта на которых написано: Н. вр., Пр.вр., Б. вр.

После игры содержимое конвертов учитель предлагает проверить помощникам Королевы Грамматики.

5.Упражнение по чистописанию.

1.Ученик открывает занавеску на доске.
-Здесь надо закончить запись

Учитель:
Это упражнение по чистописанию! Ребята, чем оно интересно?
Ешь ет ем …
Ишь ит им..

Дети:
-Это личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Читайте также:  От чего зависит образование причастие от глаголов

Учитель:
— Спишите это упражнение и допишите недостающие окончания 1 и 2 спряжения.
— Какие окончания надо дописать?
— Дети говорят: «ете, ут,ют, ите, ат, ят».
Учитель записывает на доске, а дети в тетради.

6. Задание. Упражнение «График».

2.Ученик:
-Надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График».
(Детям раздаются листочки с системой координат)

1.Ученик:
-Упражнение проводит учитель.

Учитель:
— Я читаю слова по вариантам, а вы ставите точку на графике.

1.В.
смотрит
строишь
едем
думает
красит
бегаешь
чертит
сияет
ругает
зеленеет
2.В.
вертят
рубишь
мокнет
откроет
возит
бреет
схватит
плавает
делает
оденут

Учитель:
-Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение глагола, то график должен выглядеть так:

7.Задание. Самостоятельная работа.

2.Ученик:
-Работаем с перфокартами. Вставьте пропущенные окончания.

-Какое окончание вставили?
-У кого другое?
-Объясните, почему?

8.Задание. Работа с пословицей.

1.Ученик:
Объясните, как вы понимаете пословицу?

Без труда вытащишь и рыбку из пруда.

2.Ученик:
-Ой, что-то здесь непонятно.

1.Ученик:
-А тут одно слово выпало. Да вот оно! Это частица –не!

2.Ученик:
-Ребята, а как пишется частица «не» с глаголом?
Дети называют правило о правописании частицы «не» с глаголом.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1.Ученик:
-Послушайте задание. Запишите глагол «не вытащишь» .Откройте учебник на странице 253 и разберите это слово, как часть речи.

2.Ученик:
-Комментирует Валя Тэйф.

9.Итог урока.

1.Ученик:
-Итак, урок подходит к концу. Все задания, ребята, вы выполнили.

2.Ученик:
-Мы доложим Королеве Грамматики, что ученики 4 «А» класса хорошо усвоили тему «Глагол», что вы любите русский язык. Спасибо вам!

Учитель:
-Спасибо Королеве Грамматики, спасибо вам, дорогие помощники!
До свидания!

10.Дом. задание.

Учитель: дома запишите как можно больше глаголов с частицей «не» на тему: «Соблюдай правила дорожного движения».

Материал к уроку

Слова на карточках для определения времени глагола:

1.ряд 2.ряд 3.ряд
клеил строил верил
бросит начнет упадетp
слышит видит смотрит
таяла сеяли сияло
сушишь крошишь топчешь
заплатим заплачешь подежурим
работает сидит молчит
наберут найдут будут цвести

Слова на перфокартах

Стро..т, ед..шь, вер..шь, смаж..м, кол..шь, бре..т, посад..т, гон..т, дыш,.шь, урон..м.

Источник

«Повторение о глаголе»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка по теме «Повторение о глаголе» предназначен для учащихся 4 класса. Проводится как урок обобщения знаний по изученной теме. На уроке используются проблемно-диалогическая и информационно-коммуникативная технологии.

Скачать:

Вложение Размер
povtorenie_o_glagole.docx 22.29 КБ
povtorenie_o_glagole_4_klass.pptx 1.55 МБ

Предварительный просмотр:

«Повторение о глаголе».

(Урок с использованием самостоятельно созданных ЭОР).

Составитель: Никитина С.Ю., учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 643 г. Санкт-Петербург.

Цель: создание условий для закрепления понятия «глагол»

  1. повторить и обобщить знания по теме “Глагол”;
  2. учить составлять памятку “Что я должен знать о глаголе”
  3. учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль.

Оборудование: напечатаны 2 глагола для морфологического разбора; глаголы с ударным окончанием; глаголы с безударными личными окончаниями для 3 рядов; схема с сочетаниями -ться-; -тся-; чистые листочки для работы в парах; схемы для разбора глагола по составу; 2 глагола для разбора по составу; памятки.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь! Начнём урок русского языка.

2. Актуализация знаний.

Здравствуйте, мои друзья!
К вам спешил я на урок не зря,
Мне хотелось очень знать:
Сумеете ли вы меня узнать!
Часть речи я – самостоятельная,
Люблю я действовать, друзья,
Ещё легко спрягать меня.
Могу вдруг стать возвратным,
Прошедшим, непонятным.
Могу я сделать исключение,
Меня узнайте без сомнения!

Учитель: Ребята, а по каким признакам вы узнали глагол?

а) самостоятельная часть речи;

б) обозначает действие;

г) бывает возвратным;

д) изменяется по временам;

е) есть глаголы-исключения.

Молодцы, мои друзья!
В вас всегда уверен я!
Пожелаю вам, ребята,
Русский на пятёрки знать,
Меня не забывать
И только правильно писать!

3. Формулирование темы и цели урока.

Учитель: Ребята, помогите мне сформулировать тему урока.

Дети формулируют тему и цель урока.

На доске открывается тема урока: Повторение по теме “Глагол”

Анализ проверочной работы:

1.Базовые знания по теме;

2.Умение определять спряжение глагола;

3.Умение разбирать глагол как часть речи;

4.Умение выполнять синтаксический разбор предложения;

5.Умение разбирать глаголы по составу;

6.Умение выбирать и объяснять написание.

Какие выводы мы можем сделать по этой диаграмме? В каких заданиях было допущено больше всего ошибок и что нам необходимо ещё повторить?

  • Базовые знания о глаголе;
  • Умение определять спряжение глагола;
  • Умение разбирать глаголы как часть речи;
  • Умение выбирать и объяснять написание.

Работа в группах:

1 группа составляет

«Что я знаю о глаголе»

Глаголы обозначают……………… и отвечают на вопросы…………………………………

Постоянный признак глагола……………………..

Непостоянные признаки глагола………………………………………….

В предложении глагол является……………………………….

Глаголы спрягаются, т е. изменяются по……………………………………..

Глаголы … спряжения имеют окончания –ешь, -ёшь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют

Глаголы … спряжения имеют окончания –ишь, , -ит, -им, -ите, -ат, -ят

Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы …………………….

Глаголы в возвратной форме имеют суффиксы ………………………

Глаголы изменяются по ………………………

Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс………

Памятка: «Как определить спряжение глагола»

1.Если личное окончание……………………………., спряжение определяем сразу по ………………………гласной.

2. У глаголов -……………………… спряжение определяем сразу: брить, стелить — …………….. спряжение, терпеть, вертеть………………………………………………………………………………..- ….спряжение.

3.Спряжение глаголов с ………………………….окончаниями определяем по суффиксу………………. формы : -и – … спряжение, другие суффиксы — … спряжение.

«Как определить, какую гласную писать в безударных личных окончаниях глагола»

1.Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное

2. Если ударное – пишу,……………….

А) ставлю глагол в …………………..форму;

В) если -и- — ….. спряжение, пишу в окончаниях –…………………..

Г) если не –и- — ….. спряжение, пишу в окончаниях гласную — ……………………

4. Обозначаю орфограмму.

Проверка памятки «Что я знаю о глаголе»

Проверка памятки: «Как определить спряжение глагола».

— Для чего нам нужно уметь определять спряжение глагола? (Чтобы правильно писать безударные окончания глаголов.)

Задание 1. Определите спряжение глаголов.

Свистеть – свистит ( …спр.)

Смотреть – (…. …. II спр.)

Слушаешь – слушать (… спр.)

Спрашивает – спрашивать (…спр.)

Дидактический материал упр. № 153.

Объясни, почему в безударных личных окончаниях глаголов пишется та или иная гласная. Обозначь орфограмму карандашом.

Гонит, дышит, катят, бреет, прополют, вертят, зависим, держишь, кипит, терпишь.

Дидактический материал упр. № 146.

Используя алгоритм, определи, какие гласные надо писать в окончаниях глаголов.

Образец: тревожимся – тревожиться (II спр.)

Птички щебечут – щебетать (I спр.), кузнечик стрекочет – стрекотать (I спр.) , волны плещут – плескать (I спр.) , окно светится — светиться (II спр.) , мама хлопочет –хлопотать (I спр.) , беспокоится – беспокоиться (II спр.), строят школу – строить (II спр.) , выходим из дома – выходить (II спр.), разносишь газеты — разносить, делаешь – делать (I спр.) уроки.

Дидактический материал упр. 154. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Подведение итогов урока.

Вспомните тему урока.

Оцените свои знания по данной теме.

1.Я хорошо владею материалом и выполнил все задания без ошибок.

2.Я хорошо знаю теорию, но допустил ошибки при выполнении задания.

3.Я не достаточно хорошо владею материалом и мне нужно доучить правила.

4.Я плохо владею материалом и не могу применять знания при выполнении заданий.

1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В.Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя.- 2 изд., доп.-М.: Просвещение, 1991.

2.Леонович Е. Н., Нефедова Е. А., Узорова О. В. Уроки русского языка. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Аквариум, 1997.

3.Соболева О.Л.Русский язык. 2 класс. Экспериментальный учебник для трехлетней начальной школы. – М.: Новая школа, 1998.

4.Учителям о ТРИЗ. Сборник методических материалов по преподаванию теории решения изобретательских задач в начальной школе – СПб.: ЗАО «Атос», 1997.

4.Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) / Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». – 3-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2010.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Повторение о глаголе»

Анализ проверочной работы по теме «Глагол»

Что я знаю о глаголе» Глаголы обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? ч то сделать? Постоянный признак глагола спряжение . Непостоянные признаки глагола время, лицо, число, род. В предложении глагол является сказуемым. Глаголы спрягаются, т е. изменяются по лицам и числам. Глаголы I спряжения имеют окончания –ешь, -ёшь, — ет , -ем, — ете , — ут , -ют Глаголы II спряжения имеют окончания –ишь, , — ит , -им, — ите , — ат , — ят . Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы – ть , — ти Глаголы в возвратной форме имеют суффиксы — ся , — сь . Глаголы изменяются по временам. Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс л.

Памятка: «Как определить спряжение глагола» 1.Если личное окончание ударное , спряжение определяем сразу по ударной гласной. 2. У глаголов – исключений спряжение определяем сразу: брить, стелить – I спряжение, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, дышать, слышать, держать, — II спряжение. 3.Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяем по суффиксу неопределённой формы : -и – II спряжение, другие суффиксы – I спряжение .

Алгоритм «Как определить, какую гласную писать в безударных личных окончаниях глагола» 1.Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное или безударное. 2. Если ударное – пишу, как слышу. 3.Если безударное, А) ставлю глагол в неопределённую форму; Б) смотрю, какой суффикс перед — ть . В) если -и- II спряжение , пишу в окончаниях – — и, — ат , — ят . Г) если не –и — I спряжение , пишу в окончаниях гласную – — е, — ут , -ют.

1 вариант Свистеть – свистит ( II спр .) Рычать — рычит ( II спр .) Говорить — говорит ( II спр .) Прожить — проживёт ( I спр .) Уплыть – уплывёт ( I спр .) Дышать- ( искл ., II спр .) Смотреть – ( искл ., II спр .) Слушаешь – слушать ( I спр .) Думаете — думать ( I спр .) Изучаем – изучать ( I спр .) Определи спряжение глаголов

2 вариант Идти-идёт ( I спр .) Молчать – молчит ( II спр .) Реветь- ревёт ( I спр .) Стеречь – стережёт ( I спр .) Везти – везёт ( I спр .) Слышать- ( искл ., II спр .) Терпеть – ( искл ., II спр .) Спрашивает – спрашивать ( I спр .) Лечат – лечить ( II спр .) Требуешь – требовать ( I спр .) Определи спряжение глаголов

«Как определить, какую гласную писать в безударных личных окончаниях глагола» 1.Ставлю ударение и определяю, какое окончание – ударное или безударное. 2. Если ударное – пишу , как слышу . 3.Если безударное, А) ставлю глагол в неопределённую форму ; Б) смотрю, какой суффикс перед — ть В) если -и- — II спряжение , пишу в окончаниях – — и, — ат , — ят . Г) если не –и- — I спряжение , пишу в окончаниях гласную — — е, — ут , -ют. 4. Обозначаю орфограмму.

Используя алгоритм, определи, какие гласные надо писать в окончаниях глаголов. Образец: тревожимся – тревожиться ( II спр .) Птички щебеч у т – щебет а ть ( I спр .) , кузнечик стрекоч е т – стрекот а ть ( I спр .) , волны плещ ут – плеск а ть ( I спр .) , окно свет ит ся — свет и ться ( II спр .) , мама хлопоч ет – хлопот а ть ( I спр .) , беспоко ит ся – беспоко и ться ( II спр .) , стро ят школу – стро и ть ( II спр .) , выход им из дома – в ыход и ть ( II спр .) , разнос ишь газеты — разнос и ть, дела ешь – дел а ть ( I спр .) уроки .

Я хорошо владею материалом и выполнил все задания без ошибок. Я хорошо знаю теорию, но допустил ошибки при выполнении задания . Я не достаточно хорошо владею материалом и мне нужно доучить правила Я плохо владею материалом и не могу применять знания при выполнении заданий. Вершина знаний

Источник