Меню

конспект урока на тему разносклоняемые имена существительные 6 класс



Урок русского языка по теме «Разносклоняемые имена существительные». 6-й класс

Класс: 6

Цели:

  • Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, научить их склонять, обосновывая выбор гласных в окончаниях.
  • Совершенствовать навыки правописания падежных окончаний существительных.
  • Формировать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, таблицы.

Ход урока.

1.Мотивация учащихся на работу:
а) приветствие учащихся;
б) сообщение темы и целей урока.

2. Актуализация имеющихся у детей теоретических знаний по теме «Имя существительное»
— Дать определение имени существительного.
— Назвать морфологические признаки этой части речи.
— Изменяются ли существительные по родам?
— Какие существительные называются собственными, а какие – нарицательными?
— Как различить одушевленные и неодушевленные существительные?
— Что называется склонением имен существительных? Как определить склонение существительных?

3. Обобщение изученного материала по теме «Имя существительное». Выполнение теста.
1. Указать существительное.
1) три
2) третий
3) тройка
4) утроить

2. Указать существительное среднего рода:
1) пульс
2) мораль
3) приложение
4) собственность

3. Указать существительное второго склонения.
1) аллея
2) иней
3) картина
4) метель

4. Указать существительное третьего склонения.
1) сталь
2) тропинка
3) медведь
4) семья

5. Какое существительное имеет окончание е?
1) об учени…
2) в пустын…
3) о молодост…
4) по географии…

6. Какое существительное имеет окончание и?
1) в деревн…
2) о Марь…
3) на гармошк…
4) к Мари…

7. Какое существительное в родительном, дательном и предложном падежах имеет окончание и?
1) медведь
2) молодежь
3) малина
4) счастье

4. Работа с таблицей склонений имен существительных.

Падеж

Склонение

— ия
(армия)

-ие
(здание)

-ий
(лекторий)

1-е

2-е

3-е

Р.п.

-и (-ы)

— и

— и

Д.п.

— е

— и

— и

П.п.

— е

— е

— и

— и

— и

— и

5. Объяснение нового материала.

1) Постановка проблемы.
— Как вы думаете, почему некоторые существительные в русском языке называются разносклоняемыми?

Цель нашего урока- познакомиться с этими существительными и научиться их склонять.

2) Устно просклоняем в единственном числе два таких существительных. Одно из них назовите сами:

а) оно среднего рода, но не относится ко второму склонению, имеет окончание я, но не относится к первому склонению. Его вы прочитаете в выделенных клеточках по вертикали, отгадав слова по горизонтали.

1. Она есть у ежа и ели, шить без неё мы б не сумели. (Игла)
2. Душистое растение, употребляемое для медицинских, парфюмерных и кондитерских целей. (Мята)
3. Дерево, белый клен. (Явор)

Учащиеся устно склоняют существительные имя, путь.
(По мере ответов детей падежи и склоняемые существительных появляются на слайде).

Имя

Имени

Пути

Имени

Пути

Имя

Именем

Путём

Об имени

О пути

— Что общего в этих существительных? (Окончания –и- в родительном, дательном и предложном падежах, как у существительных третьего склонения и существительных на -ия; а в творительном падеже они имеют окончание — ем (-ём), как существительные второго склонения).

— А что различного? (У существительного имя окончания безударные, а у существительного путь — ударные).

— Почему же эти существительные называются разносклоняемыми? (В родительном, дательном и предложном падежах они имеют окончание существительных третьего склонения, а в творительном падеже – второго склонения).

— А что еще вы отметили при склонении существительного имя? (Суффикс –ен в родительном, дательном, творительном и предложном падежах).

3) Чтение учителем стихотворения А. Хайта. Дети дополняют его подходящими по смыслу разносклоняемыми существительными.

В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … –
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает… .
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .

БРЕМЯ ИМЯ СЕМЯ
ВРЕМЯ ПЛАМЯ СТРЕМЯ
ВЫМЯ ПЛЕМЯ ТЕМЯ
ЗНАМЯ ПУТЬ

Читайте также:  покойник это одушевленное существительное или нет

— Что вы можете сказать о разносклоняемых именах существительных?
(10 существительных среднего рода, оканчивающихся на –мя, и одно существительное мужского рода — путь).

4) Работа с толковым словарем.

Выяснение лексического значения слов: бремя, стремя, темя.

6. Закрепление нового материала.

— Назовите разносклоняемые существительные.
— Почему они так называются?
— Какие суффиксы появляются при склонении этих существительных?

— Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых существительных.

Занимать много врем.н., в плам.н. костра, выращивание сем.н., подарок африканскому плем.н., нога в стрем.н., звать по им.н., подъем знам.н. .

I вариант.
Большого плам.н. не задуешь, а больше раздуешь.

II вариант.
Даже большое дерево вырасло из сем.н. .

III вариант.
Потерянного врем.н. не воротишь.

7. Самостоятельная работа (по выбору учащихся).

  1. Записать 3 словосочетания с разносклоняемыми существительными.
  2. Используя разносклоняемые существительные, составить простое распространенное предложение.
  3. Используя разносклоняемые существительные, составить сложное предложение.

8. Рефлексия.

Тебя спросили: «Сколько время?» Что ты ответишь?
* Назовешь точное время.
* Скажешь: «Надо говорить – который час?».
* Скажешь: «Надо говорить – сколько времени?»

9. Дифференцированное домашнее задание.

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени. (Письмо А. Хайта к ребятам) .

Выписать словосочетания с разносклоняемыми существительными.

1) Составить предложения с фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.

2) Поработай редактором!
Время было в обрез.
Сколько время прошло?
У тебя нет время поговорить в обрез.

Придумать небольшой рассказ или сказку о разносклоняемых существительных или с использованием этих существительных (по желанию).

Всем: выучить разносклоняемые существительные.

10. Итоги урока.

— Какое отношение, по вашему мнению, этот шифр имеет к теме урока?

Источник

«Разносклоняемые имена существительные» — урок русского языка в 6 классе ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Первый урок по теме «Разносклоняемые имена существительные»

Скачать:

Вложение Размер
«Разносклоняемые имена существительные» 36.83 КБ
презентация к уроку «Разносклоняемые существительные» 353.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Разносклоняемые имена существительные»

Тип урока: комбинированный

Уровень подготовленности класса: средний

  • Помочь учащимся познакомиться с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания.
  • Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
  • Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.

Предметные: Познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя; видеть их в тексте и правильно склонять.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного

Коммуникативные: определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы

Оборудование: учебник, толковый словарь русского языка, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся.

Ну-ка дружно потянитесь,

К соседу в группе повернитесь,

Ему пошире улыбнитесь,

В хорошем настроении садитесь.

Проверьте, всё ли у вас имеется для работы на уроке.

Сегодня у нас урок немного необычный, изучая новую тему, вам предстоит работать в группе, при этом помогая друг другу.

Выберете координатора группы (ответственного).

Но сначала вы выполните небольшую самостоятельную работу по теме прошлого урока индивидуально.

проверка готовности к уроку

выбор координатора группы

Проверка домашнего задания

— Что такое начальная форма имени существительного?

— Какие постоянные признаки существительных вам известны?

-Как определить категорию одушевленности-неодушевленности существительных?

— Какие непостоянные признаки?

— Как называется изменение существительных по падежам?

— От чего зависит выбор гласной в окончании существительных?

Цель: Проверка знаний

Задание: Проанализируйте предложенный вам языковой материал, в пустые клетки впишите только буквы, в соответствии с заданием

(о-н одуш./неодуш.; е-и оконч.сущ.)

Способ проверки: самопроверка по образцу (показан на слайде презентации)

Задание: Определите, какие существительные одушевленные, какие неодушевленные. В пустые клетки добавляйте только О или Н .

огурец, мартышка, кукла,

табун, собака, роза,

мертвец, кактус, голубь

Задание: Определите, какую гласную следует писать в окончании существительного.

В пустые клетки добавляйте только Е или И .

на площад…, по алле…, у печ…,

в полици…, у Наталь…, по привычк…,

в паспорт…, на заняти…, по глупост…

— Собст./нариц., одуш./неодуш., род, склонение.

— 1. задать вопрос

2. поставить во мн.ч. и посмотреть, какие падежи совпадают

Актуализация знаний, постановка цели и задач урока

Цель: Проверка знаний о склонении, проверка умения аргументировать ответ, определять тему и цели урока

Постановка проблемного вопроса

Упр. 1. Распределительный диктант

Задание: Распределите слова по типам склонения (СЛАЙД 3).

Зима, буря, метель, буран, пурга, снег, небо, з..мля, степь, всадник, д..рога, лошадь, время, пламя

— Из какого произведения взяты слова для распределительного диктанта?

-Все ли слова удалось распределить по типам склонений? Почему?

— Есть группа необычных слов, которые можно отнести к нескольким, разным склонениям. Как вы думаете, как их можно назвать?

Тема нашего урока «Разносклоняемые существительные», запишите число, вид работы и тему урока в тетрадь (СЛАЙД 4).

-Что мы должны узнать на уроке?

-Чему должны научиться?

работа в группе

(на столах таблица с типами склонений)

— «Метель» А. С. Пушкина

— Слова время и пламя по роду вроде как 2 склонение, но у них окончание – — я. Такие окончания есть в первом типе, но среднего рода там нет. Получается, для них нет склонения.

записывают число и тему в тетрадь

-находить их в тексте, правильно склонять, употреблять в речи такие слова

Первичное усвоение новых знаний

К разносклоняемым существительным относятся 10 слов, оканчивающихся на МЯ, только не путайте с окончанием.

Я не буду вам их просто так перечислять, вы сами должны будете выписать их в тетрадь из стихотворения, которое я вам прочту (СЛАЙД 5).

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять — бремя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

А у коровы полно вымя.

Её надо подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая ссоры пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

— Какие же слова на –МЯ вы выписали?

— Все ли из перечисленных слов вам понятны? Где можно узнать о их значении?

Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен . Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.)

Племя — в обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство .

Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Работа с учебником:

Задание: прочтите материал п.45 с. 136 , расскажите, почему эти существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала?

-Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным.

Выписывают новые слова в тетрадь

— бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя

работают с толковым словарём (1 словарь для группы)

— в Р.Д.П. падежах у них окончание –и 3-го склонения, в в Т.п. окончание –ем, ём 2-го склонения.

Вы не сказали о слове путь (м.р.)

Первичная проверка понимания + Физкультминутка

Сейчас мы с вами чуточку отдохнём, подвигаемся, но с пользой.

Вы видите, что по классу расклеены слова. Вы, внимательно оглядевшись, выбираете нужное вам слово, не толпясь и не ругаясь, встаете с места, аккуратно отклеиваете его и приносите его на стол своей группы. После чего садитесь на место, поучаствовать должен каждый.

1 группа собирает все слова 1 склонения, 2 группа – 2 склонения, 3 группа – 3-го, а 4 – все разносклоняемые слова.

— Проверим, все ли слова, принесённые вами, выбраны правильно?

встают с мест, находят нужное слово по заданию и крепят к доске

координатор группы зачитывает, остальные внимательно слушают и исправляют

До физкультминутки мы сказали об особенностях склонения разносклоняемых существительных.

Работа с учебником:

Выполните, работая в группе, упр. 254 с. 136 по заданию, при затруднении обращайтесь к правилу. Обязательно выделяйте окончания в словах.

Запись данного упражнения должна быть в тетради у каждого.

-Что у вас получилось?

работа в группах

по 1 примеру от группы.

У вас на столах есть стихотворение с пропущенными словами, ваша задача – восстановить текст (СЛАЙД 6)

В стародавнее древнее время

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое племя

Они не знали, для чего корове вымя,

Как написать свою фамилию и имя,

Зачем на лошадь надевать седло и стремя —

Необразованное было это племя.

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их бремя забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер знамя ,

Что кислород всегда поддерживает пламя ,

Не думали они над тем,

Как в булку превратить простое семя,

С утра до вечера они чесали темя .

-Какого слова здесь не хватает?

работа в группе, взаимопроверка

Рефлексия (подведение итогов занятия)

1. Сегодня на уроке звучал термин «разносклоняемые существительные». Почему существительные на -мя и существительное «путь» получили такое название?

2. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

3. А что показалось вам простым и легким?

4. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке?

отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Запись в дневники

Задание: Определите, какие существительные одушевленные, какие неодушевленные. В пустые клетки добавляйте только О или Н .

огурец, мартышка, кукла,

табун, собака, роза,

мертвец, кактус, голубь

Задание: Определите, какую гласную следует писать в окончании существительного.

В пустые клетки добавляйте только Е или И .

на площад…, по алле…, у печ…,

в полици…, у Наталь…, по привычк…,

в паспорт…, на заняти…, по глупост…

Для определения темы урока

1 скл.: юноша, монета, лодка, вьюга, дядя, коробка, открытка, ягода, прадедушка

2 скл.: пень, море, сено, пылесос, врач, разведчик, дерево, корабль, медведь

3 скл.: брошь, рожь, мышь, дочь, печь, речь, тишь, лень, роскошь

Разноскл.: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь

+ акация и планетарий

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 6 классе

Проверь себя! н о о н о н о н о и е и и и е е и и КАРТОЧКА 1 КАРТОЧКА 2 ОЦЕНИ СЕБЯ! Нет ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» 5 и более ошибок – «2»

Распределите слова по типам склонения Зима, буря, метель, буран, пурга, снег, небо, земля , степь, всадник, дорога , лошадь, время, пламя

Тема урока: «Разносклоняемые имена существительные»

Есть история про племя. Лишь весной настанет время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять — бремя . Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить А у коровы полно вымя. Её надо подоить . Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувая ссоры пламя. Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь.

В стародавнее древнее_________ В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое__________ Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове __________, Как написать свою фамилию и __________, Зачем на лошадь надевать седло и__________ — Необразованное было это____________ . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ___________ забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ___________ , Что кислород всегда поддерживает __________ Не думали они над тем, Как в булку превратить простое __________, С утра до вечера они чесали ______________

ИТОГИ УРОКА Сегодня на уроке звучал термин «разносклоняемые существи­тельные». Почему существительные на — мя и существительное «путь» полу­чили такое название? С какими трудностями вы столкнулись на уроке ? А что показалось вам простым и легким? Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке?

Домашнее задание: П. 45 упр. 255, 256 СПАСИБО ЗА УРОК!

Источник