Русский язык . 3 класс .Урок № 5 Тема:: Различие в тексте имен существительных, прилагательных, глаголов.Программа «Атамұра»
Цель урока:
1. Формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку во всех видах речевой деятельности; уточнить лексическое значение, грамматические признаки, употребляемых в предложении различных частей речи.
2. Воспитание стремления к продуктивному обучению, творческой совместной деятельности с учителем; формирование гражданских, духовно-нравственных качеств личности учащегося.
3. Формирование основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык . 3 класс .Урок № 5 Тема:: Различие в тексте имен существительных, прилагательных, глаголов.Программа «Атамұра»»
1. Формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку во всех видах речевой деятельности; уточнить лексическое значение, грамматические признаки, употребляемых в предложении различных частей речи.
2. Воспитание стремления к продуктивному обучению, творческой совместной деятельности с учителем; формирование гражданских, духовно-нравственных качеств личности учащегося.
3. Формирование основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.
Тип урока урок усвоения навыков и умений;
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________
Оборудование, наглядность, ТСО
Этапы и структура урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)
Проверка домашнего задания.
— Какой звук она обозначает? (Гласный [у], который на письме после согласной обозначает его твёрдость).
— В каких буквах есть похожие элементы?
Разминка для рук. Напишите буквы и буквосочетания по образцу. Прочтите следующую строчку: ум ул ух уч ув уж уш ук
— Можно ли сказать, что здесь записаны слоги? (Да, так как во всех буквосочетаниях есть гласный звук, который образует слог.)
— Это открытые или закрытые слоги? (Закрытые.)
Повторите их запись на следующей строке. Из этих же букв составьте открытые слоги (му лу ху чу ву жу шу ку). Запишите эти слоги на следующей строке. Правильно выбирайте соединения.
Большая туча, будто чёрная орлица, летела по небу.
Рассмотрите рисунок на стр. 16. Соответствует ли он предложению?
— Назовите имена существительные из этого предложения. Слова каких частей речи есть еще в этом предложении?
Бедный, бедняк, бедность, обеднеть, бедняжка.
Побелить, белизна, побелка, белый, белеть.
Запевать, певец, петь, певучий, запевала.
— Как называются слова, записанные в каждом ряду?
Назовите в каждой строчке слова, которые являются проверочными.
— Какое правило вы знаете о написании родственных слов? Запишите слова в три столбика:
Существительные Прилагательные Глаголы
Бедняк бедный обеднеть
Бедность белый побелить
Бедняжка певучий белеть
— Как правильно определить какой частью речи является слово? ■ По значению слова и вопросу.
Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы повторим все, что знаем о частях речи .
Наблюдение над особенностями частей речи
Русский, язык, город, деревня, родина. Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы написание которых нельзя проверить, а надо запомнить,
— Какой частью речи является слово — русский?
Если зададим вопрос какой? — прилагательное. Например: язык (какой!) русский.
Если зададим вопрос кто! — существительное. Например: русский, украинец, белорус.
Прослушай загадки, запиши отгадки. На какие орфограммы слова-отгадки?
Сидит рядом с нами,
Смотрит черными глазами.
Черна, сладка, мала
Сладок, да не пахуч.
Всю руку обдерешь.
Ее любят очень дети,
А в лесу густом — медведи. (Малина)
— Какой частью речи они являются?
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью.
Не ботинки, не сапожки.
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром — в школу, днем — домой.
В обоих домиках темно.
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама. (Варежки)
Задание. Из словаря на стр 286 выпиши 5 слов, составь с ними словосочетания.
Посмотрите, как выполнено задание и объясните, кто из ребят прав:
(какой?) осенний день (какой?) осенний
(какая?) густая пелена (какая?) густая
(какое?) весёлое настроение (какое?) весёлое
(Прав Егор, так как вопрос надо ставить не к каждому слову, а от одного слова к другому слову.) Прочтите словосочетания, которые составили со словарными словами, не забывайте называть вопросы.
Товарищ, берёза, земляника, ягода.
После быстрого показа каждого слова ученики проговаривают его орфографически и слово выставляется на наборное полотно.
— Какой частью речи являются эти слова?
Составьте словосочетания с данными существительными, чтобы перед ними стоял предлог. Запись на доске:
пришёл к (кому?) товарищу;
пирог_с (чем?) земляникой;
компот из (чего?) ягод.
Вывод: предлоги с другими словами пишутся раздельно.
Источник
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык, 3 класс
Раздел. Части речи
Тема. Имя прилагательное
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Познакомиться с наукой морфологией, которая изучает части речи; обобщить знания об имени прилагательном, научиться устанавливать связь между существительным и прилагательным, определять число имён прилагательных, изменять прилагательные по числам
Тезаурус (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке)
Морфология, части речи, имя существительное, имя прилагательное, единственное, множественное число имён прилагательных.
Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
- различать части речи;
- устанавливать связь между существительным и прилагательным;
- выделять имя прилагательное;
- определять число имён прилагательных.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим иллюстрации. Что в них общее и чем они различаются?
Большой дом Маленький дом.
Красный воздушный шар. Жёлтый воздушный шар. Синий воздушный шар.
Как видно, на иллюстрации изображён один и тот же предмет, но признак этих предметов разный: большой дом – маленький дом; красный шар, жёлтый шар, синий шар.
Сегодня на уроке мы вспомним, какие части речи мы изучили, что такое имя прилагательное, какие признаки имени прилагательного мы знаем.
Вспомним, части речи изучает наука морфология. Слово «морфология» образовалось из двух греческих корней: «морфо» — форма; «логос» — учение. У слов языка есть форма, строение. Например, слово «книга» не похоже на слово «читать», которое, в свою очередь, отличается от слова «интересный». Чтобы составить из этих слов предложение, нужно придать каждому слову форму. Читаю интересную книгу! В этом предложении есть смысл.
Морфология как наука изучает различные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное.
Вспомним всё, что мы изучали в 1 и 2 классе об имени прилагательном. В самом названии части речи уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то прилагаться, присоединяться. К каким же словам прилагается имя прилагательное? Имя прилагательное прилагается к имени существительному. Для какой цели прилагательное прилагается к существительному?
Рассмотрим это на примере сценки из жизни.
Уходя на работу, мама торопливо отдаёт приказания:
— Маша, свари, пожалуйста, кашу, а ты, Вениамин, сходи в магазин за хлебом.
Но вдогонку ей слышится вопрос:
— Какую кашу сварить? Манную, овсяную, рисовую, пшеничную или гречневую?
И Вениамин тоже спешит спросить:
— А какого хлеба купить, белого или чёрного?
И мама уточняет: кашу надо сварить пшеничную, а хлеба купить белого.
Следовательно, именно прилагательные сделали ясным смысл задания.
Например, в магазине можно услышать такой диалог:
Женщина обращается к продавщице:
— Покажите, пожалуйста, тот материал.
Но в ответ слышит:
— Красный, в белую полоску, — уточняет покупатель.
Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, человек стремится не только назвать предмет, но и оценить его, определить его качественную сторону.
По количеству употребляемых слов прилагательные занимают третье место (после существительных и глаголов). По частоте употребления прилагательные занимают 5 место (после существительных, глаголов, местоимений, предлогов).
Самые частые прилагательные: большой, новый, старший, великий, последний, молодой, высокий, хороший, важный, полный, русский, главный, маленький, военный, чёрный, белый, старый, огромный, общий, нужный, красный, крупный.
Итак, сделаем вывод, что мы знаем об имени прилагательном.
Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Слова умный, нежная, круглый, холодные – это имена прилагательные.
Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной. Например:
день (какой?) осенний, солнечный, прохладный
бабушка (какая?) мудрая, добрая, заботливая
небо (какое?) голубое, высокое, чистое
столы (какие?) деревянные, тяжёлые, прочные
Имена прилагательные могут отвечать не только на вопросы какой? какая? какое? какие?, но и на другие вопросы. Например:
желаю пути (какого?) доброго
иду по лугу (какому?) зелёному
горит светом (каким?) ярким
вижу картину (какую?) чудесную
Имена прилагательные могут употребляться в единственном или во множественном числе.
Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на вопросы какой? какая? какое?
диван (какой?) мягкий
книга (какая?) интересная
озеро (какое?) глубокое
Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?
машины (какие?) легковые
Имена прилагательные изменяются по числам:
красивый дом – красивые дома
радостная песня – радостные песни
лёгкое облако – лёгкие облака
Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.
Укажите наиболее полное определение имени прилагательного.
- Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов.
- Имена прилагательные – это слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое?
- Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какое? какие?
Имена прилагательные – это слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Укажите имя прилагательное.
Укажите имя прилагательное, которое указывает на внутренние качества человека.
Укажите сочетание слов, в котором имя прилагательное употребляется в единственном числе.
- Раннее утро;
- Зимние дни;
- Холодные вечера;
- Вкусные ягоды;
- Февральские морозы.
Укажите сочетание слов, в котором имя прилагательное употребляется во множественном числе.
- Белые облака;
- Синий колокольчик;
- Красная роза;
- Белая ромашка;
- Жёлтый одуванчик.
Источник
Имя прилагательное. Глагол.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта к уроку по русскому языку в 3 классе к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ГЛАГОЛ
Цели деятель-
ности учителя
Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках имени прилагательного, глагола как частей речи, роли имени прилагательного в речи; способствовать развитию умений различать оттенки значений имен прила-гательных, определять глаголы по вопросам и по обобщенному лексическому значению
Постановка и решение учебных задач
Планируемые
образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов, проверять написанное, ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать
в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
М етоды и формы обучения
Фронтальная, парная, индивидуальная
Доска, интерактивная доска, проектор (по возможности)
Запись элементов букв, стихотворения для минутки чистописания, выполненных заданий домашней работы,
упр. 97 на с. 56, упр. 102 на с. 58 (учебник), словосочетания с разбором
Основные понятия и термины
Имя прилагательное. Признаки имени прилагательного. Роль прилагательных в речи. Разбор словосочетания
(имя прил. + имя сущ.). Прилагательные, противоположные и близкие по смыслу. Слово с непроверяемым написанием. Глагол. Признаки глагола. Роль глаголов в речи
О рганизационная структура (сценарий) урока
Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания
и упраж-
нения
Формы
организации взаимодействия
на уроке
Формируемые
умения (универсальные учебные действия)
Источник