Меню

Конспект урока по русскому языку 3 класс род имен прилагательных



Открытый урок по теме » Род имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок по данной теме проводился на ШМО для учителей начальной школы МБОУ СОШ «2 п.Клетня Брянской области.

Скачать:

Вложение Размер
tema_izmenenie_pril_po_rodam.docx 31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Род имён прилагательных .

Обучающие: сформировать умение определять род имён прилагательных; совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД : анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД : формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернулись, улыбнулись гостям, друг другу, пожелали удачи.

— В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и ручку. Давайте выполним зарядку для рук.

II. Актуализация знаний.

— Посмотрите в окно. Опишите сегодняшнюю погоду, используя имена прилагательные. Какой сегодня день? (Ненастный, пасмурный, хмурый, теплый, солнечный. светлый.)

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает? (Весной).

— Верно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна — это «утро года».

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех. ( Первый весенний цветок – подснежник).

— Сегодня на уроке мы попробуем выполнить задания, и тем самым создать свой собственный нежный цветок. За выполненные задание вы будете получать по одной части подснежника и создавать композицию.

— С помощью какой части речи мы передавали своеобразие погоды? (Имени прилагательного).

— Что такое имя прилагательное? (Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)

— С какой частью речи связано? (С существительным)

— «У существительных подчас,

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

— С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи? (Прилагательные делают нашу речь точной и выразительной).

— А сейчас давайте откроем тетради, запишем дату.

III. Минутка чистописания

— Давайте запишем следующие буквосочетания и слова:

ранняя светлый голубое

Наступила ранняя весна.

— Разберите слова по составу.

— Грамматический разбор предложения : Наступила ранняя весна.

— Ребята, что вам напоминают эти буквосочетания? (Окончания прилагательных).

— Будьте внимательны, эти окончания помогут нам в выполнении следующих заданий.

— Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

— А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки .)

1. Второй месяц весны ( апрель)

2. Самая близкая звезда к Земле (солнце)

3. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

4. Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет .
(д о рога)

5 . Какого цвета одуванчик? (ж е лтый)

6. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Ул и ца)

7. Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка
Упадет сама в траву.
(Ябл о ко)

8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам – Андрюшка.
(Кр о вать)

9. Белое, да не снег,
Вкусное, да не мед.
От рогатого берут
И ребятам дают.

10. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(М е дведь)

— Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

— Назовите «лишнее» слово (желтый).

— Почему оно лишнее?

— Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные)

-Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет).

— Определите род имен существительных.

— Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово желтый.

— Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?

— Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).

— А могут ли изменяться по родам прилагательные?

-Определите тему урока.

— Какую цель мы будем преследовать? (Научиться определять род имени прилагательного).

— А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться? (Выполнять задания).

IV. Работа по новой теме.

1 . Усвоение новых знаний и способов действий.

— Посмотрите на доску: на доске — словосочетания

— Определите род и число имен существительных.

— Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и существительное?

— Поставьте вопрос к каждому прилагательному.

— Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? (окончание)

(какая) (какой) (какое)

— ая, — яя — ый, — ий — ое, — ее

— Назовите окончания имен прилагательных мужского, женского, среднего рода.

— Запишите данные словосочетания.

— Выделите окончания, укажите род прилагательных.

— Что нового теперь вы можете сказать об имени прилагательном? (Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. От существительного нужно поставить вопрос к прилагательному).

— Давайте составим алгоритм. (вывешивается на доске)

1. Найди сущ., определи его род.

2. Задай от сущ. вопрос к прил.

3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

4. Выдели окончание

м. р. – ый, — ий, — ой

  1. Работа с правилом в учебнике.

— Вы сами путём исследования вывели правило.

— Откройте, пожалуйста, учебник на с. 72. Самостоятельно прочитайте правило. Скажите, верно ли мы его сформулировали? Молодцы!

— Перечитайте правило ещё несколько раз.

— Закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.

— Давайте произнесем ещё раз вопросы прилагательных и окончания.

— Эта таблица будет вашим помощником в написании безударных окончаний прилагательных.

— Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

3. Выполнение упр.124. (1 уч-ся у доски).

— Прочитайте задание к упражнению 124.

— Спишите словосочетания, выделяя окончания. Определите род имени прилагательного.

— Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

VII. Закрепление нового материала.

1. Организация познавательной деятельности . Творческое задание.

-Миша составил текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша?

Погода стояла ясное. Мы сели на красивое парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали интересное приключения.

— Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? (В окончаниях прилагательных)

— Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.

-Где вы затруднились определить род?( последнее прилагательное)

-Как вы думаете, почему вы не определили род? (прил. во мн. числе)

Вывод: род прил. можно только определить в ед. числе.

— Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

2. Тренажер «Родовые окончания имён прилагательных» . Одновременно дается индивидуальная работа по карточкам. (Дифференцированный подход).

№1 (высокий уровень)

Из данных слов составить и записать предложения, определить род.

ранняя ,пришла , весна. солнышко , последний , согнало, яркое, снег. на, цветок, расцветает, поляне, нежный . подснежник, это.

№2 (средний уровень)

Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

Пришла ………… весна. …………. солнышко согнало …………. снег. На поляне расцветает …………… цветок. Это подснежник.

№3 (низкий уровень)

Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

Пришла ……….. весна. ………. солнышко согнало ………. снег. На поляне расцветает ………….. цветок. Это подснежник.

Слова для справок: Последний, ранняя, , нежный , яркое.

3. Самостоятельная работа упр.126 стр.73 (по вариантам)

— Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

VIII. Итог урока, оценивание знаний учащихся

— Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).

— Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе).

— Как мы можем определить род имени прилагательного? (По существительному).

— Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.

  1. выучить правило, таблицу стр.72, 73
  2. выполнить упр.128 стр.74 или р.т. стр.47 упр.104

— Посмотрите, пожалуйста, какой красивый подснежник у нас получился!

— Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке?

— За что бы ты похвалил себя?

— Кто испытывал трудности? В чем?

Я работал с…настроением.

(Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. Я умею определять род имени существительного)

-Оцените свою работу на уроке ( прикрепляют солнышко или облако над подснежником)

— Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась благодаря вашей сплоченной, хорошей работе. Молодцы, ребята!

— В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось вам пожелать всегда весеннего настроения, солнца в душе и радости от учения. Спасибо всем за отличный урок!

Учитель читает словосочетания сущ. + прилаг. Если имена прилагательные женского рода — хлопают девочки, если мужского рода — хлопают мальчики, среднего рода — тишина.

(Молодой сад, молодое дерево, молодая роща, интересная сказка, интересная книга, интересное стихотворение, горячий чай, горячая плита, горячее молоко, зеленый лук, зеленая трава, зеленое яблоко, дурной сон, чужая собака).

Источник

Урок русского языка в 3-м классе по теме «Изменение имен прилагательных по родам»

Тема: Изменение имен прилагательных по родам.

Класс: 3-й.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование умения устанавливать связь слов в предложении, правильно писать окончания имен прилагательных.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить обучающихся с алгоритмом рассуждения при определении рода имени прилагательного.
  • Развивающая: развивать аналитическое мышление, внимание обучающихся, устную и письменную речь.
  • Воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес к предмету.

Оборудование: сигнальные карточки с обозначениями рода (м.р., ср.р., ж.р.)

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Внимание на доску. (В записи даты пропущены подчеркнутые буквы.)

— На какие орфограммы у меня пропущены буквы?

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Минутка чистописания

— Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы, которые являются начальными в названии части речи, обозначающий признак предмета.

— Какие это буквы?

— Какое соединение вы видите в сочетании этих букв?

— Напишите эти соединения в тетрадь.

— Кто мне напомнит, каким должно быть письмо? (Безотрывным, безнажимным, аккуратным.)

— Обратите внимание, как вы сидите, как у вас лежит тетрадь.

III. Словарная работа

— А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки с обратной стороны доски.)

1. Не казиста шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна».
(Картофель)

2. Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко)

3. Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
орога)

4. Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
омидоры)

5. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)

6. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)

7. Что за дорога?
Кто по ней идет, —
Тот хромает?
(Лестница)

8. Я в любое время года
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей.
етро)

9. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кровать)

— Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

— А теперь произведем фонетический разбор слова картофель.

Картофель – 3 слога, 8 звуков, 9 букв; 3 гласных, 5 согласных; [к] – согл., глухой, твердый, [а] – гл., безударная, [р] – согл., звонкий, твердый, [т] – согл., глухой, твердый, [о] – гл, ударная, [ф] – согл., глухой, мягкий, [э] — гл, безударная, [л,] – согл., звонкий, мягкий.

IV. Изучение нового материала

На доске сделана запись:

лес большая зимняя
дорога большое зимнее
озеро большой зимний суровый

— Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи.

(В левом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета.)

— Какого рода данные имена существительные? (Сущ. «лес» мужского рода, сущ. «дорога» женского рода, сущ. «озеро» среднего рода.)

— Подберите к существительному «лес» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Запишите словосочетание. («Лес» какой? большой зимний суровый.)

— Подберите к существительному «дорога» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Запишите словосочетание. («Дорога» какая? большая, зимняя.)

— Сделайте такую же работу в отношении существительного «озеро». Запишите словосочетание. («Озеро» какое? большое зимнее.)

— Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное. Определите род прилагательных, которые относятся к существительному «лес», и обоснуйте вой ответ. (Прилагательные «большой», «зимний», «суровый» м.р., так как они относятся к существительному мужского рода «лес».)

— Определите род прилагательных, связанных с сущ. «дорога». (Прилагательные «большая» «зимняя» женского рода, потому что они связаны с сущ. женского рода дорога.)

— Определите род прилагательных «большое», «зимнее». (Прилагательные «большое» «зимнее» среднего рода, так как они относятся к сущ. «озеро», которое ср. рода.)

— На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода? (Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ой, -ий, -ый.)

— Назовите вопрос и окончание имен прилагательных женского рода. (Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя.)

— На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода, (женского рода и среднего рода).

— Итак, как изменяется имя прилагательное?

— Как определяется род имени прилагательного?

(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое, -ее.)

А сейчас по этой таблице расскажите все, что вы узнали про изменение имен прилагательных по родам.

Изменение имен прилагательных по родам

Источник

Читайте также:  Образуйте степени сравнения следующих прилагательных и наречий soon