Меню

Конспект урока по русскому языку морфологический разбор имени прилагательного



Урок русского языка в 6-м классе по теме «Морфологический разбор имени прилагательного»

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с правилами морфологического разбора имени прилагательного;
  • развивать умение определять морфологические признаки имени прилагательного;
  • воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование:

  • Карточки дифференцированных заданий,
  • Карточки (пазлы) личного учёта,
  • Компьютерный класс.

Оформление:

  • таблица «Порядок морфологического разбора имени прилагательного»,
  • таблица «Дерево знаний»,
  • этапы урока в виде карточек на доске,
  • презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Морфологический разбор имени прилагательного». Сегодня мы повторим то, что уже знаем по теме «Имя прилагательное» и узнаем, как морфологически разбирается имя прилагательное. Для этого мы с вами совершим увлекательное космическое путешествие. Посмотрите, пожалуйста, какие этапы нам для этого нужно пройти:

  1. «Подготовка к полёту»
  2. «Взлёт ракет»
  3. «Работа в открытом космосе»
  4. «Возвращение на Землю»
  5. «Адаптация космонавтов»

1-й этап: «Подготовка к полёту». Игра «Дерево знаний».

— К сегодняшнему уроку наша зимняя ёлочка готова нарядиться, а вот какие это будут шары, зависит от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы.

Вы знаете, что если ответите на «5», на ёлочке появится яркий красный шарик, на «4» — жёлтый, на «3» — зелёный, на «2» — синий.

— Какой вы видите нашу ёлочку?

— Давайте в этом убедимся.

(Дети срывают листочки, читают вопросы, отвечают. На дереве появляются игрушки)

— Посмотрите на «дерево знаний». Красиво оно? Сколько на нём ярких шаров? О чём это говорит?

— Да, верно, вы неплохо усвоили теоретический материал.

Закрасьте первый пазл.

2-й этап: «Взлёт ракет».

— Повторили теорию, переходим к практике. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока.

— Наши ракеты на старте. Чтобы мы успешно взлетели, необходимо выписать словосочетания (сущ. + прил.) из предложенного материала.

Карточка 1:

Расположиться на ночлег, в пламени огня, свинцовые пули, мамино письмо, замирать от восхищения, радостное событие, раскидистый дуб, ваза на столе, верблюжий горб, тихий голос, закрыть книгу, городской житель, вчерашняя газета.

— Вспомним разряды имён прилагательных по значению, распределив их по отсекам ракеты.

Закрасьте второй пазл.

Карточка 2:

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Я шел по узк_ тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат_ бел_ ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю т_жел_ хлопьями. Долго еще др_жала в морозн_ воздухе снежн_ пыль.

— Поработаем у доски. Выполним морфемный разбор слова:

Выполним разбор словосочетания: снежная пыль.

Предлагаю вспомнить морфологический разбор имени существительного: по тропинке.

Закрасьте третий пазл.

3-й этап. Мы приступаем к ответственному этапу нашего путешествия «Работа в открытом космосе». Попрошу вас занять места у компьютеров. Презентация (показ слайдов).

4-й этап: «Возвращение на Землю». Наступил долгожданный момент. Чтобы ракеты быстро и без препятствий возвратились на Землю, необходимо закрепить полученные в космосе знания. (Приложение 1). Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 122, найдите упр.302. Предлагаю выполнить морфологический разбор имен прилагательных из этого упражнения.

Закрасьте четвёртый пазл.

5-й этап: «Адаптация космонавтов». По трассе мы успешно приземлились. Чтобы адаптироваться на Земле, необходимо получить домашнее задание. Все учащиеся получают (карточка 3).

Карточка 3:

Отрывок из стихотворения Р.Горской и Э.Барковой «Я мечтаю»:

Я мечтаю о звёздных полётах,
Намечаю маршруты путей,
Межпланетным я стану пилотом,
Только б вырасти мне поскорей,
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Знаю я, что минута настанет —
В дальний рейс поведу самолёт.

Задание: произвести синтаксический разбор предложения «Небо синее ласково манит и к бескрайним просторам зовёт», выполнить морфологический разбор двух прилагательных.

— Наш урок закончился.

— Посмотрим на пазлы. Результат задания «рисунок-пазл» очевиден (выставление оценок).

Источник

Конспект урока «Морфологический разбор имени прилагательного»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Морфологический разбор имени прилагательного

Скачать:

Вложение Размер
morfologicheskiy_razbo_prilagatelnogo.docx 18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка для 6 класса на тему

«Морфологический разбор имени прилагательного».

— познакомить учащихся с планом морфологического разбора прилагательных и закрепить его при выполнении упражнений.

— повторить порядок морфологического разбора имени прилагательного.

— научить производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.

— развитие самостоятельности, доказательности.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: устный опрос, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала ( задания , см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

I. Проверка домашнего задания.

1). Устный опрос о грамматических признаках качественных, относительных и притяжательных именах прилагательных.

2). Упражнение № 350.

II. Работа с теоретическим материалом из учебника (стр. 22 — 23):

Порядок морфологического разбора имени прилагательного:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).

III. Синтаксическая роль.

Образец письменного разбора:

Чиста небесная лазурь.

I. Небесная (лазурь) – прилагательное, так как обозначает признак предмета: лазурь (какая?) небесная.

II. Н. ф.: небесный.

Непост.: Им. п., ед. ч., жен. род.

III. Лазурь (какая?) небесная .

III. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 351: письменно в тетради и у доски (морфологический разбор прилагательных).

Упражнение № 352: чтение, обсуждение заданий, письменное выполнение.

Стиль текста – художественный.

IV. Работа с дополнительным дидактическим материалом (письменно в тетради).

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:

(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!

(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.

(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.

Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:

I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);

II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);

III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).

Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:

(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.

Задание № 4: выпишите из текста предложно-падежные словоформы «существительное + прилагательное»; у прилагательных выделите окончание, определите род, число, падеж и определите разряд:

(1) Стоит знойный безоблачный день. (2) Радует глаз бездонная синева неба. (3) Лазурный пар поднимается над утренними просторами земли. (4) Струится стеклянной рябью воздух. (5) Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах.

(6) На багряных лилиях суетится пчелиный рой. (7) Туманной сеткой висит над пашней мошкара.

Задание № 5: вставьте пропущенные буквы; выполните синтаксический разбор предложений; отметьте, какими частями речи выражены в них главные и второстепенные члены:

(1) Птиц… ветка дороже золотой клетк…. (2) Утро вечера мудр…нее. (3) Старый друг лучше новых двух. (Пословицы).

Домашнее задание: § 61; упражнение № 353 (по заданию).

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:

(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!

(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.

(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.

Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:

I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);

II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);

III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).

Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:

(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.

Задание № 4: выпишите из текста предложно-падежные словоформы «существительное + прилагательное»; у прилагательных выделите окончание, определите род, число, падеж и определите разряд:

(1) Стоит знойный безоблачный день. (2) Радует глаз бездонная синева неба. (3) Лазурный пар поднимается над утренними просторами земли. (4) Струится стеклянной рябью воздух. (5) Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах.

(6) На багряных лилиях суетится пчелиный рой. (7) Туманной сеткой висит над пашней мошкара.

Задание № 5: вставьте пропущенные буквы; выполните синтаксический разбор предложений; отметьте, какими частями речи выражены в них главные и второстепенные члены:

(1) Птиц… ветка дороже золотой клетк…. (2) Утро вечера мудр…нее. (3) Старый друг лучше новых двух. (Пословицы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смарт-урок содержит разные формы работы для самостоятельной и коллективной работы на этапе обобщения изученной темы.

Данный конспект может быть использован при изучении нового материала или повторении темы «Имя прилагательное как часть речи».

Цель: повторить всё об имени прилагательном как части речи знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): — повторение изученного об имени прилагательном; — отработка навыков морфологического разбора прилагательного;- отработка навыков о.

разработка урока русского языка на тему «Морфологический разбор имени прилагательного&quot.

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи.

Источник

Конспект урока на тему » Морфологический разбор прилагательного «

Содержимое публикации

Урок русского языка для 6 класса на тему

«Морфологический разбор имени прилагательного».

— познакомить учащихся с планом морфологического разбора прилагательных и закрепить его при выполнении упражнений.

— повторить порядок морфологического разбора имени прилагательного.

— научить производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.

— развитие самостоятельности, доказательности.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: устный опрос, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

I. Проверка домашнего задания.

1). Устный опрос о грамматических признаках качественных, относительных и притяжательных именах прилагательных.

2). Упражнение № 350.

II. Работа с теоретическим материалом из учебника (стр. 22 — 23):

Порядок морфологического разбора имени прилагательного:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).

III. Синтаксическая роль.

Образец письменного разбора:

Чиста небесная лазурь.

I. Небесная (лазурь) – прилагательное, так как обозначает признак предмета: лазурь (какая?) небесная.

Непост.: Им. п., ед. ч., жен. род.

III. Лазурь (какая?) небесная.

III. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 351: письменно в тетради и у доски (морфологический разбор прилагательных).

Упражнение № 352: чтение, обсуждение заданий, письменное выполнение.

Стиль текста – художественный.

IV. Работа с дополнительным дидактическим материалом (письменно в тетради).

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:

(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!

(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.

(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.

Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:

I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);

II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);

III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).

Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:

(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.

Задание № 4: выпишите из текста предложно-падежные словоформы «существительное + прилагательное»; у прилагательных выделите окончание, определите род, число, падеж и определите разряд:

(1) Стоит знойный безоблачный день. (2) Радует глаз бездонная синева неба. (3) Лазурный пар поднимается над утренними просторами земли. (4) Струится стеклянной рябью воздух. (5)Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах.

(6) На багряных лилиях суетится пчелиный рой. (7) Туманной сеткой висит над пашней мошкара.

Задание № 5: вставьте пропущенные буквы; выполните синтаксический разбор предложений; отметьте, какими частями речи выражены в них главные и второстепенные члены:

(1) Птиц… ветка дороже золотой клетк…. (2) Утро вечера мудр…нее. (3) Старый друг лучше новых двух. (Пословицы).

Домашнее задание: § 61; упражнение № 353 (по заданию).

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:

(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!

(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.

(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.

Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:

I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);

II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);

III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).

Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:

(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.

Задание № 4: выпишите из текста предложно-падежные словоформы «существительное + прилагательное»; у прилагательных выделите окончание, определите род, число, падеж и определите разряд:

(1) Стоит знойный безоблачный день. (2) Радует глаз бездонная синева неба. (3) Лазурный пар поднимается над утренними просторами земли. (4) Струится стеклянной рябью воздух. (5)Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах.

(6) На багряных лилиях суетится пчелиный рой. (7) Туманной сеткой висит над пашней мошкара.

Задание № 5: вставьте пропущенные буквы; выполните синтаксический разбор предложений; отметьте, какими частями речи выражены в них главные и второстепенные члены:

Птиц… ветка дороже золотой клетк…. (2) Утро вечера мудр…нее. (3) Старый друг лучше новых двух. (Пословицы).

Порядок морфологического разбора имени прилагательного:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).

III. Синтаксическая роль.

Порядок морфологического разбора имени прилагательного:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).

III. Синтаксическая роль.

Порядок морфологического разбора имени прилагательного:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).

III. Синтаксическая роль.

Порядок морфологического разбора имени прилагательного:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).

Источник

Читайте также:  Прилагательное от слова просить