Меню

Конспект урока по русскому языку правописание окончаний прилагательных 5 класс



—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>

Конспект урока в 5 классе
Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цель урока:
1) познакомить с орфограммой — гласные в падежных окончаниях имен прилагательных, достичь качественного усвоения новой темы максимальным количеством учащихся.
2) развивать навыки правописания падежных окончаний прилагательных, опираясь на вопрос от определяемого слова( существительного), а также руководствуясь пошаговой инструкцией алгоритма правописания падежных окончаний прилагательных с основой на шипящий; продолжать работу по развитию орфографической зоркости учащихся.
3) Вырабатывать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, воспитывать сознательную дисциплину и ответственное отношение к собственной деятельности на уроке.

Оборудование:
— раздаточный материал (карточки с заданиями трех уровней сложности, листы ответов, карточки с алгоритмом правописания падежных окончаний), — — наглядный материал.

1 Орг. момент. Зарядка позитивного мышления.(Ученики повторяют вслед за учителем )
*Именно сегодня я сделаю что-нибудь полезное.
*Я не буду лентяем в умственном отношении.
*Я выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.
— А вот с такими словами обратился к вам , ребята, великий французский педагог Ж.Ж.Руссо : «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»
Я надеюсь, что той цели, которую мы поставим сегодня на уроке, вы обязательно достигнете.
Открывайте тетради, записывайте число, классная работа.(оставить 2 строки для записи темы)
2 мин.
2. Актуализация знаний (Перекрестный опрос по теме имя прилагательное)

На карточках вопросы — Над какой темой из раздела морфология мы работали с вами в течение нескольких уроков?
(имя прилагательное)
ТСЗ:
— вы вспомнили термины и слова, которые мы употребляем, изучая имя прилагательное, время вспомнить их определения.
Поможет вспомнить перекрестный опрос.
-Назовите общее грамматическое
значение имен прилагательных
— С какой частью речи согласуются имена прилагательные и как?
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
— как изменяются имена прилагательные?
— Перечислите лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
— Что обозначают качественные имена прилагательные? (приведите пример)
— Что обозначают относительные имена прилагательные? (приведите пример)
— Приведите пример притяжательных имен прилагательных, что они обозначают?
-Чем отличаются полные и краткие имена прилагательные?
— от каких прилагательных нельзя образовать краткую форму?
Учитель: Так что же такое имя прилагательное? Оценивание на МПМ
3. Формулировка правила, составление алгоритма.
«Проба»
«Актуализация субъектного
опыта учащихся»

Формулировка темы и цели урока:
На доске: в зимн.. погоду, утренн.. ветерка, больш… снегопада, свеж.. воздуха, ясн.. неба
-в какой форме употреблены прилагательные в данных словосочетаниях?
— как называется та буква в слове, в написании которой мы можем ошибиться?
— в прочитайте словосочетания, в какой части слова пропущены орфограммы в именах прилагательных?
— сформулируйте тему урока
(правописание падежных окончаний имен прилагательных)
— назовите цель.
(узнать как пишутся падежные окончания имен прилагательных, учиться правильно писать окончания прилагательных, составить алгоритм правописания)

На доске:
В зимнюю (какую?) погоду
Утренним (каким?) ветерком
-что заметили?
Вывод: Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

ОГО или ЕГО?
Све,ж..го воздуха
(какого?)
Больш. го снегопада

Вывод: В окончаниях прилагательных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е.

Алгоритм правописания падежных окончаний имен прилагательных.

1. Прочитай слово
2. Убедись, что это прилагательное
3. Основа слова на шипящий?
А НЕТ Б ДА

4А мягкая?
4Б ударение падает на окончание?
5А да нет 5Б да нет
Пиши в окончании
6А е, и, ю ы, о, у, а о е

3 организация
восприятия Выполнение заданий трех уровней сложности. Три задания:
нпс-ппс-впс
Окончание работы 3+30
4 организация
осмысления
Рефлексия После выполнения задания каждого уровня взаимопрверка
На каждом уровне отдельно определяется качество исполнения. На доске появляется запись: нас =; ппс=; впс =. Оценивание на МПМ
5. Итог урока Определяется уровень усвоения материала и схемы ОСУД классом.
— Над какой темой работали на уроке?
— Что узнали о написании падежных окончаний прилагательных?
— Как проверить написание падежных окончаний прилагательных?
-От чего зависит написание окончания прилагательного, если основа слова оканчивается на шипящий?
Выставле-ние оценок по МПМ.

Источник

Урок русского языка «Путешествие в весенний лес» (правописание падежных окончаний имён прилагательных: обобщение изученного). 5-й класс

Класс: 5

Читайте также:  Какие бывают степени сравнения имен прилагательных

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • обеспечить в ходе урока обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме урока;
  • содействовать формированию умений
  • проверять орфограммы в окончаниях имён существительных и имён прилагательных с помощью “волшебных” слов,
  • правильно писать гласные в окончаниях после шипящих,
  • определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
  • способствовать развитию у учащихся умений
  • осознанно ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи,
  • логически мыслить при проверке орфограмм и при выполнении творческих работ,
  • использовать ранее полученные теоретические знания при выполнении практических заданий,
  • способствовать развитию коммуникативно-речевой компетенции;
  • содействовать в ходе урока эстетическому воспитанию учащихся, формированию любви к родному языку, чувства ответственности за качество знаний.

Оборудование:

  • запись на доске темы урока;
  • мультимедийная презентация;
  • разноуровневые карточки для индивидуальной работы;
  • таблицы по теме урока.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний .

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока.

— Наконец-то дождались мы весну-красавицу. Всё теплее становятся дни, сугробы превращаются в лужи, деревья ждут не дождутся, когда оденут новый зелёный наряд.

А мы сегодня отправляемся в весенний сказочный лес, куда пригласил нас гномик Вася, друг Мышки-норушки, и его младшие братья. Во время этой весенней прогулки мы должны обобщить знания о правописании падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.

Зимой мы путешествовали на весёлом паровозике, а сегодня. Гномик Вася прислал вам письмо, в котором приглашает вас принять участие в первом весеннем пробеге. Так что поудобнее устраивайтесь в этих гоночных автомобилях: команда “Ручейки”(1 вариант) – в один, команда “Капельки”( 2 вариант) – в другой.

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

а) Фронтальный опрос.

— Путь наш далёк, а поэтому давайте проверим вашу готовность. Ответьте-ка на следующие вопросы:

— Что обозначает имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

— Как изменяются имена прилагательные?

— С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

— Как можно проверить падежные окончания прилагательных?

б) Распределительный диктант “Выиграй гонки!”.

— Что ж, вы показали хорошую готовность. Победителю гонок гномик Вася обещал приз. Кто же выиграет его? Итак, вперёд! Прежде чем мы будем говорить о прилагательных, давайте вспомним имена существительные. Ваша задача такова: распределить существительные в четыре столбика, устно объяснить орфограммы в словах. Как вы думаете, почему Вася предлагает ехать вам по четырём дорожкам?

(В зависимости от рода и окончания существительных в именительном падеже единственного числа)

“Ручейки” “Капельки”
ж. р.(-а, -я) м. р. с. р.(-о, -е) ж. р.
травкой о подснежнике на солнце о сирени
лужей на дереве в небе на ели
на поляне лучом на облаке к ночи
к берёзе ландышем на болоте в глуши

— По отдельной трассе отправляются Уступкин А. и Шевнина О. Им придётся выполнить индивидуальные задания, которые предлагает им Мышка-норушка

4. Обобщение теоретических знаний учащихся.

Организация работы с учебником: анализ алгоритма проверки окончаний прилагательных (параграф 102, страница 218 – 219).

5. Обобщение отдельных фактов, событий, явлений.

а) Выборочный диктант “Найди братьев”.

— Вот мы и на весенней полянке. Как много здесь подснежников! Сейчас приготовим корзинку, чтобы собрать цветы. Кстати, здесь нас ждёт гномик с братьями. Но где же они?

Ребята, случилось непредвиденное! Злая колдунья-стужа взмахнула своим волшебным рукавом, и подснежники и гномики исчезли. Наша задача – отыскать их. Этот творческий диктант так и назовём – “Найди братьев”. Составьте словосочетания “прил. + сущ.”, выбрав из двух прилагательных одно, подходящее по смыслу и грамматически к существительному, графически обозначьте окончания, укажите род и падеж слов в словосочетании. Команды ищут одновременно. Работой “Ручейков” руководит Баринова О., “Капелек” — Подпругин А.

Ландышем (чудесным, чёрным); грачом (первым, белым); облаками (нежными, зелёными); солнцем (жгучим, колючим); о листочках (молодых, старых); ручейки (весёлые, горячие); капелькой (звонкой, огромной); из-за туч (тёмных, ярких); в пламени (жёлтом, тёмном).

— Составьте с одним из полученных словосочетаний простое предложение.

(Я любовался чудесным ландышем.

Старое дерево мечтало о молодых листочках.)

— Мы не указали число имён существительных и имён прилагательных в словосочетаниях. Давайте проверим эту грамматическую категорию так: если я указываю словосочетание в единственном числе, вы поднимаете одну руку, если во множественном – две руки.

Читайте также:  Сравнительная и превосходная степень прилагательных в англ языке

б) Организация индивидуальной работы: Лосев Д. и Шебырёва К. попробуют расколдовать гномиков, выполнив индивидуальное задание

в) Творческий диктант “Помоги Васе”.

— Вот и Вася с гномиками появился. Посмотрите, как он и его братья рады гостям! Они зовут нас собирать подснежники. Но опять беда! Не успокаивается стужа: вновь взмахнула она рукавом, и поляна вмиг покрылась снегом. И главное, спрятала все цветы. А их было так много! Давайте поможем гномику Васе убрать снег с полянки, чтобы вновь подснежники радовали наш глаз. Запишите предложения, добавляя к указанным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Графически обозначьте окончания существительных и прилагательных, укажите род, число и падеж слов в данных словосочетаниях. И снова работаем командами: “Ручейки” под руководством Пацула Ж., “Капельки” — Карелина Ж.

Дорога на весеннюю полянку проходит мимо (. ) дач. Провожал нас на прогулку (. )грач. Рядом с поляной чудесное озеро. На берегу дремлет (. ) камыш. Вот греются на солнце (. ) уж и (. ) мышь. Вылез из земли первый подснежник, а (. ) ландыш ещё спит.

г) Организация индивидуальной работы.

— По просьбе Мышки-норушки самостоятельно поработают Кочербитов А. и Чепурнова А.

д) Корректировка текста “Соберите подснежники”.

— Наша прогулка в весенний лес заканчивается. Много дел мы сегодня сделали: приняли участие в пробеге, нашли гномиков, освободили из снежного плена подснежники. Скоро нам в обратный путь. Но наша корзина ещё пуста. А чтобы она наполнилась, вам необходимо прочесть послание от Весны. Только гномики часть слов из записки потеряли, слова перепутали. Вы должны составить предложения из оставшихся слов, изменяя окончания у существительных ,прилагательных и глаголов и добавляя предлоги.

  • Настоящий, весна, приходить, середина, март.
  • Ярко, светить, солнце, весеннее.
  • Нет, небо, тучи.
  • Веточки, покрылись, почки, берёза, смолистые.
  • Весна, лес, пахнуть, сосновая, смола, и, хвоя.

е) Организация индивидуальной работы

— По просьбе Мышки-норушки поработают самостоятельно, постоят на страже полянки, не пропустят на неё злую Стужу Федоркина Ю и Шкурко С.(упражнение № 583)

6. Подведение итогов урока. Вручение призов от гномика Васи, его братьев и Мышки-норушки — выставление оценок.

7. Домашнее задание:

— индивидуально – сочинение-миниатюра “Путешествие по весеннему лесу”.

Источник

Конспект урока русского языка по теме» Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных» 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме» Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных» 5 класс»

Тема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях

имён прилагательных». 5 класс 14.04.2020 год

Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления об имени прилагательном как части речи

предметные: закрепление знаний о правилах написания падежных окончаний имён прилагательных; закрепление навыка применения алгоритма выбора гласной в окончаниях прилагательных; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета;

личностные УУД:, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1. Организационный момент. Приветствие, записываем в тетради число + классная работа.

2. Орфографическая минутка

Ребята, это выполняем в тетради! Окончания выделить!

Побывать на спектакл. участвовать в экспедиции. работать на стройк. подъехать к насып. добраться до палатк. гулять по алле. выступать на собрании…., пробираться по тропинк. писать в тетрад. писать в тетрадк..

Оценю работу по следующим критериям:

4 и более ошибок – «2»

3. Синтаксическая пятиминутка.

— Какая сегодня хорошая погода! У всех весеннее радостное настроение.

Запишите предложение, выполните синтаксический разбор и дайте его характеристику.

Улыбкой яс…ною природа

Сквозь сон встр…чает утро года

Прочитаем про себя, а затем выразительно вслух. Кому принадлежат эти строчки? О каком времени года идёт речь? Как высчитаете, почему А.С. Пушкин называет весну утром года? Найдите изобразительно-выразительные средства (эпитет –ясная улыбка; олицетворение — природа встречает утро года, встречает сквозь сон)

Читайте также:  У имени прилагательного есть родной

Запишите прилагательное « ясною» в начальной форме. (ясный)

Запишите два синонима (солнечный — погожий)

Запишите два антонима (пасмурный, ненастный)

Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Неслучайно писатели, поэты, художники посвятили весне столько произведений.

3. Актуализация знаний.

-О какой части речи эта загадка?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Со мною ваша речь красива и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

Соцветьем дивных слов легко определю я!

Что же такое имя прилагательное? Для чего оно нужно в нашей речи?

Следующее задание . прочитать тексты и ответить на вопросы УСТНО

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.

Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

Беседа по прочитанным текстам.

— О чем был первый текст?

— О чем был второй текст? (тоже о весне)

-Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

-Чем же отличается первый текст от второго?

Учащиеся называют отличия в текстах и делают вывод о том, что различие текстов зависит от наличия в них прилагательных и делают вывод, что с прилагательными текст становится красивее, то есть прилагательные в речи нужны для красоты описания

Да, мир без прилагательных был бы серым и скучным. Окружали бы нас одни серые предметы (показать нераскрашенную, черно-белую картинку.)

Если б все на свете было

Вас бы это рассердило

Или радовало это? (ответы учеников) УСТНО ОТВЕТЬТЕ.

Видеть мир привыкли

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным!

4. Формулирование темы урока.

В тетрадь запишите словосочетания.

На чист..м небе, весен..м утром

– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Гласные в окончаниях имён прилагательных.)

5. Выявление ключевых слов темы и определение задач урока.

Назовите ключевые слова темы.

(Имя прилагательное, окончание, безударные гласные)

6. Постановка проблемы.

– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?

Ученики выдвигают гипотезы.

7. Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм).

В словосочетании определить главное слово.

Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

В ыделить в слове-вопросе.

Н аписать соответствующее в слове прилагательном.

По небу Под снегом В листву

— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? ( В роде, числе и падеже).

— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (По вопросу).

8. Закрепление изученного материала

В ТЕТРАДЬ ЗАПИСАТЬ КАЖДОМУ! ВЫДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЯ, ЗАДАТЬ ВОПРОСЫ!

На свеж..м воздухе, о ранн.. тепле, син.. небом, на могуч… дереве, весенн.. утром, в дремуч… лесу, легк..ми облаками, по лесн.. тропинке, о свеж… травк. солнечн.. зайчика

Оцените свою работы по следующим критериям:

4 и более ошибок – «2»

Давайте подведём итог урока

— Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

Итогом всей темы станет небольшой тест.

Тест для учащихся (В тетради только номер задания и вариант ответа. Переписывать не надо! Например, 1-в).

1.Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и падежам

в) по родам, числам, падежам

2.Как определить падеж прилагательных?

а) по окончанию прилагательных

б) по вопросу от существительного к прилагательному

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.

а) на низк… потолке

в) горяч… сердцем

4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.

а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца.

б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.

в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные

5. Укажи предложение, в котором выделенное имя прилагательное употребляются в форме ж. р ед. ч. Д.п.

а) Ласточка предложила бедной Дюймовочке лететь в теплые края.

б) Девочка с большой радостью согласилась.

в) Там Дюймовочка поселилась в чашечке крупного цветка.

Домашнее задание & 102 выучить правило. Упр. 580 стр.87

Источник