Меню

Конспект урока по русскому языку степени сравнения прилагательных 5 класс



Урок «Степени сравнения имен прилагательных»

Тема урока: «Степени сравнения имен прилагательных. »

Усвоение значения прилагательных в форме сравнительной степени.

Формирование УУД при помощи приемов технологии критического мышления.

разобрать способы образования сравнительной степени, их синтаксическую роль,

отработать навык правильного употребления прилагательных в составной сравнительной степени.

формирование мировоззренческих понятий.

Общеучебные универсальные действия использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические учебные действия умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

на доске записи: Шестнадцатое января

Изучить Научиться Научиться правильно употреблять

Саша внимательнее Маши.

Саша более внимательна,чем Маша.

1. Мотивирование к учебной деятельности(психологический настрой на урок с целью поднятия эмоциональности и позитивного настроя учащихся).

-Доброе день, ребята! Я очень рада видеть вас. Меня зовут Ильгамия Рашитовна, и сегодня я постараюсь помочь вам открыть новое в мире русского языка

Есть такие высказывания : « Открытия делают только подготовленные умы. ( Блез Паскаль )

Не сомневаюсь, что передо мной подготовленные умы и думающие ученики, которые совершат сегодня открытие. Мне тоже интересно открыть каждого из вас.

Какие характеристики вы можете дать себе как школьникам, используя имена прилагательные?

Замечательно, что вы можете выделить в самих себе такие важные черты, но к концу урока вы сможете наметить себе новые цели и создать памятку «Каким должен стремиться стать школьник»

Удачи желаю я Вам. Улыбнитесь миру, и мир улыбнется вам.

-Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий. Перед вами опорная карта, с которой вы будете работать.

Посмотрите на вашу опорную карту и напишите все, что знаете об имени прилагательном.

Прилагательное – ___________________ часть речи, которая обозначает ____________________________, отвечает на вопросы ___________________ Изменяется по _______________________________________. Могут иметь ________________и _____________________форму. В предложении бывают __________________и____________________.

(прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? Чей? Изменяется по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении бывают определениями и сказуемыми.) Слайд 1.

-Прочитайте, что написали.

Молодцы. Вы дали правильное определение имени прилагательного

А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.

Перед вами снежинки(обращаю внимание на проектор. Слайд 2). Попробуйте найти в них отличия.

2. Рядом со снежинками написаны цепочки слов.

маленькая – меньше – более маленькая;

– Про какую снежинку можно сказать, что она маленькая? А какая меньше? Какая более маленькая?

– Продолжите вторую цепочку. Одна снежинка красивая, вторая – … .

– Поработаем с трётьей цепочкой. Какая снежинка холодная? Вторая – …?

Молодцы. Вы все верно рассказали. И тема нашего урока «Степени сравнения имён прилагательных».

А теперь, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Степени сравнения имён прилагательных». (учитель обращает внимание ребят на проектор, где записаны: число, вид работы и тема урока. Слайд 3,4

4.Фаза- осмысление материала:

1. Теория. У вас на партах схема. Она называется кластер. В переводе с английского «кисть», «пучок», «гроздь». Нам сейчас предстоит его построить понятиями из темы.

Как построить ? Я предлагаю вам узнать это самим. Это умение очень важно — учиться самостоятельно. В современном мире человеку приходится всю жизнь учиться.Учебник, теоретический материал на с. 10-11.Мы сегодня проработаем только сравнительную степень. Но сделаем этот таким способом. «Инсерт» — маркировка текста. Это такой способ работы с информацией. Пообщайтесь с параграфом самостоятельно.

Проверка заполнения ядер. Слайд5

2.Теория обязательно должна подтверждаться практикой:

–Раскройте скобки, ставя прилагательные в сравнительную степень .Подчеркните главные члены предложения

Добрые слова (хороший) мягкого пирога.

После работы еда (вкусный).

Дождливое лето (плохой) осени.

Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)

раскрыть особенность прилагательных в простой и составной сравнительной степени.

Нам необходимо решить лингвистическую задачку . Для этого прочтите предложения, записанные на доске.

– В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?

– Можно ли определить кем является Саша (мальчиком или девочкой?)

– Сделайте вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).

– Прочитайте второе предложение. Саша, мальчик или девочка? Докажите.

Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени?

ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН

Учащиеся при правильном ответе встают с места( сравнительные степень прилагательных):

Слаще , более лучше, более узкий , худше, теплее , менее сильнее

Наша задача выполнить упражнение 334.

Тренироваться в употреблении составной сравнительной степени имени прилагательного.

Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного.

Сидя за партой, работа по цепочке.

Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?

Молодцы, ребята, следующая наша

Учащиеся должны определить, какое имя прилагательное в простой сравнительной степени сравнения, а какое — в составной сравнительной степени сравнения.
Огромнейшее, более великий, больше, здоровее, более смелый, смелее, меньше, менее маленький, длинный, длиннее, самый длинный, короткий, самый короткий, более короткий, короче, лучше.

— мы помним, как вы характеризовали себя в начале урока. Но теперь, зная, как образуются формы сравнительной степени прилагательных, вам не составит труда написать памятку для школьника: каким должен стремиться стать школьник.

Итак, школьник должен стремиться стать …..

Используйте разные формы сравнительной степени прилагательных.

Источник

Урок русского языка «Степени сравнения имен прилагательных»

Описание разработки

Цель урока: дать понятие о формах сравнения имён прилагательных.

Задачи урока:

формировать умение образовывать формы сравнения прилагательных, различать их в контексте; расширять словарный запас школьников;

развивать мышление, орфографическую зоркость, речь обучающихся;

воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, наглядность, рабочий лист с заданиями.

Ход урока.

Орг. момент. «Зарядка для ума»

Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный,- размышление; второй, самый легкий,- подражание; третий, самый горький,- опыт… ( Конфуций)

— Какой путь выбираете вы?

Проверка домашнего задания. «Крестики-нолики»

Ученики работают с картой готовых утверждений:

Обозначает признак предмета

Изменяется по числам и падежам.

В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством

Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.

Прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степени.

Имя прилагательное изменяется по родам.

В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением, в краткой форме – сказуемым.

Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам.

Все прилагательные имеют краткую форму

Прилагательные имеют две степени сравнения.

Распределить данные словосочетания по разрядам. Объясните свой выбор. Вставить пропущенные окончания, объяснить выбор.

Бел.. блузка, коровь.. молока, фарфоров.. посуду, соломенн.. крышей , воробьин.. писк, широк.. простора, лис.. хвост, декабрьск.. метель, о великолепн.. зрелище, вчерашн.. газета.

Вывод : На какие разряды делятся имена прилагательные? Как согласуются прилагательные с существительными? Как определить написание окончаний имен прилагательных?

Введение в тему.

На доске предложения.

Перед нами открылся красивый пейзаж.

Этот пейзаж был красИвее предыдущего.

Перед нами открылся красИвейший пейзаж.

— Какое прилагательное показывает, что признак предмета проявляется в большей степени? (красИвее)

— Какое прилагательное показывает, что признак предмета превосходит остальные признаки предмета? ( красивейший)

— Как назовём форму, где признаки сравниваются? (Сравнительная)

— Как назовем вторую степень, если известно, что она превосходит всех? (Превосходная)

Вывод: Качественные имена прилагательные имеют две формы сравнения: сравнительную и превосходную.

— Послушайте, стихотворение «Два приятеля».

Вывод: Все ли имена прилагательные могут образовывать степени сравнения?

— Как же образуются эти две формы?

Изучение нового материала. Немая таблица. Схема на доске.

— Сделайте вывод о том, какими членами предложения являются прилагательные в сравнительной и превосходной форме на примере предложений данных выше.

Вывод: Прилагательные в сравнительной форме являются сказуемыми, а в превосходной форме – определениями.

Первичное закрепление.

Упражнение 648, страница 196. В гостях у пословиц. Образовать от имен прилагательных, данных в скобках, сравнительную степень. Указать синтаксическую роль в предложении.

Дороже, больше, хуже, вкусней, лучше, мудренее.

Вывод: В русском языке имеются имена прилагательные, которые в сравнительной степени меняют свой звуковой состав. (Опора)

Физминутка. Закрыли глаза, представили, что вы в зимнем лесу любуетесь красотой окружающего пейзажа. Какие прилагательные вы услышали, в какой степени они употреблены?

Чистейшего снега, И, пухом легчайшим

Белейшего снега На солнце блистая,

Зима отряхнула Пустила гулять

На рощу с разбега. По лесам горностая.

Прочитайте прилагательные и формы их превосходной степени. Правильно ли образована простая превосходная форма прилагательных? Запишите правильно, образовав ещё и сложную превосходную форму.

Избегайте речевых ошибок.

— Произносите правильно: «красИвее»

— Правильно образуйте составные формы степеней сравнения: более умный, самый умный

— Нельзя два раза употреблять ее (более умнее).

— Самый не сочетается с суффиксами -айш, -ейш

Самостоятельная работа. «Шифровка»

Определить степень сравнения имен прилагательных.

Вывод: Образование степени сравнения имен прилагательных

Что нового узнали на уроке?

Чему научились на уроке?

Как вы думаете. Можно ли встретить в нашей жизни употребление данных форм сравнения имен прилагательных.

«Самая обаятельная и привлекательная», «Хатико: Самый верный друг»;

Прекрасное далеко, Лучший день;

Жить-хорошо. А хорошо жить- еще лучше.

Наши телевизоры не хуже импортных.

Наше турагенство отправляет людей в жаркие и холодные страны. Мы самая старая фирма города. Наши гиды сопровождают вас и не дадут вас в обиду. Ни один наш клиент не заразился холерой, малярией, брюшным тифом. Ни одного не съел крокодил, ни один не достался пираньям, не упал с высоты, не потерялся в джунглях, не был убит, не разбился в скалах, не был съеден людоедами. Мы лучшие!

Сразу предложите потенциальному клиенту наилучшее решение вопроса. Желательно сделать это в краткой, убедительной форме, чтобы человек почувствовал, как легко будет избавиться от проблемы.

Домашнее задание. Третий путь, самый горький,- опыт.

Для слабых учащихся стр. 198, правило. Упр. 655.

Для сильных уч-ся: написать небольшой текст о зиме, используя прилагательные в сравнительной и превосходной форме.

Поделитесь своим мнением об уроке , используя степени сравнения имен прилагательных.

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Игра «Хвастунишка», которая поможет проверить, умеете ли вы образовывать формы степеней сравнения. Например: я высокая – а я выше – а я самый высокий. Старайтесь использовать разные формы степеней сравнения. (Учитель называет положительную степень прилагательного, учащиеся – другие формы.)

Источник

Урок русского языка в 5 классе «Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок позволит дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имён прилагательных.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_russkogo_yaz_nepostoyannye_morf_prizn_pril_stepeni_sravneniya.docx 32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме

«Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имен прилагательных».

Дата проведения : 31 марта 2016 года

Учитель: Цурикова Елена Викторовна

Тип урока: получение и первичное закрепление новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Рабочий учебник: Русский язык. 5 класс / Под ред. С.И. Львовой, В.В Львова в 2 ч. – М.: Мнемозина, 2012.

  • дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имен прилагательных;
  • активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.
  • Образовательные :
  • научить образовывать формы степеней сравнения качественных имен прилагательных, осознавать их функции в языке, грамотно использовать в речи;
  • способствовать формированию лингвистических понятий;
  • осваивать методы комплексного анализа слова;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • закреплять знания о разрядах и морфологических признаках имен прилагательных;
  • продолжать закреплять знания об употреблении прописных букв;
  • продолжать закреплять знания в области синтаксиса и пунктуации;
  • совершенствовать навыки словообразовательного разбора.
  • Развивающие :
  • осуществление системно – деятельностного подхода;
  • развитие памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воображения;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
  • развитие умения находить, извлекать и систематизировать информацию;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие умений целеполагания, планирования деятельности и ее результатов, развитие навыков коррекции и оценки;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • развитие умения работы с интернет-ресурсами.
  • Воспитательные :
  • воспитание любви и ценностного отношения к Родине и малой Родине, к школе и родному дому;
  • воспитание уважения к родному языку, бережного отношения к слову;
  • формирование умения оценивать усваиваемое содержание, ориентируясь на социальные и личностные ценности, обеспечивающее личностный моральный выбор;
  • развитие навыков коммуникации, умения организовывать диалог с партнером, воспитание уважительного отношения к собеседнику;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, понимания и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные:
  • получение и закрепление знаний о способах образования, морфологических признаках и синтаксической роли форм степеней сравнения имен прилагательных; введение понятий «положительная степень», «сравнительная степень», «превосходная степень», «простая форма», «составная форма»; формирование знаний о речевых ошибках, связанных с употреблением форм степеней сравнения.
  • формирование навыков комплексного анализа слова (на лексическом, словообразовательном, морфемном уровнях).
  • Метапредметные:
  • формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию; формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки;
  • формирование умений работы в паре, навыков взаимодействия и сотрудничества;
  • формирование умений работы с таблицей, интернет-ресурсами, справочниками;
  • формирование ценностного отношения к учебным предметам.
  • Личностные:
  • развитие интереса к получению знаний в процессе обучения; формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;
  • воспитание любви и уважения к национальным, общественным и семейным ценностям; формирование личных ценностных ориентиров.

1. Организационный этап, мотивация учебной деятельности

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада новой встрече с вами в нашем классе, в нашей школе! Скажите, ребята, а вы считаете школу своим родным домом, могли бы назвать школу среди других любимых, близких вашему сердцу мест? Что вы понимаете под словосочетанием «родные места»?
Что бы мы ни называли родными местами: дом, школу, город, край, родину – все это очень дорого человеку. Об этом свидетельствуют многие русские пословицы. Обратите внимание на пословицы, которые будем считать эпиграфом к нашему уроку.

Родина краше солнца, дороже золота.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
За морем теплее, а у нас светлее.

– Ребята! Определите, какая мысль объединяет эти пословицы. Запишите их в тетрадь.

– Действительно, только в родных стенах человек чувствует себя спокойно и уютно. Я думаю, что в стенах нашего класса вы сегодня плодотворно поработаете и обязательно сделаете свои открытия в процессе изучения русского языка.

2. Постановка проблемы. Актуализация знаний

– Ребята, определите, какие слова в этих пословицах являются ключевыми и помогают выразить основную мысль данных народных изречений, подчеркните их ( слова: «краше», «дороже», «милей», «светлее» ).

– Какова особенность этих слов? Какое отношение к Родине помогают выразить эти слова?

( Данные слова помогают сравнить родину с чужой стороной, выявить и подчеркнуть ее достоинства ).

– От какой части речи образованы эти формы слов? Вспомните, какая часть речи нам помогает охарактеризовать признаки предмета.

— Имя прилагательное (взаимопроверка «Что такое имя прилагательное?» — ученики заполняют оценочный лист)

— Вспомним постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного (два человека у доски, прокомментировать схему)

— А какие разряды имен прилагательных вы знаете? Каковы различия между названными разрядами? (Учащиеся воспроизводят знания о качественных, относительных и притяжательных прилагательных).

– От всех ли прилагательных мы можем образовать слова с функцией сравнения?

— Как правильно образовать слова со значением сравнения?

— А какую синтаксическую роль будут выполнять подобные слова в предложении?

Ребята, посмотрите, сколько проблемных вопросов стоит перед нами. Все их нам предстоит решить на сегодняшнем уроке. Какова же, по вашему мнению, тема нашего урока? Сформулируйте ее.

(Учитель корректирует тему урока и озвучивает)

– Итак, тема нашего урока: «Степени сравнения имен прилагательных». Запишем ее в тетради.

3. Постановка учебной задачи

– Какие же учебные задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке?

( Познакомимся с правилами образования форм степеней сравнения имен прилагательных, выявим их роль и особенности употребления в речи.)

4. Введение новых знаний

– Ребята! Сегодня на уроке мы уже говорили о том, как дороги человеку его родные места и какими необыкновенно красивыми они ему кажутся. Мы также сказали о том, что передать чувства человека нередко помогают имена прилагательные в форме сравнения.

– Сейчас я предлагаю вам познакомиться с песней на стихи М. Пляцковского «Родные места», замечательную музыку к которой написал композитор Ю. Антонов .
При прослушивании выпишите в тетрадь имена прилагательные в форме сравнения. Слова расположите столбиком.

(Звучит песня «Родные места» с одновременным показом презентации)

– Итак, мы прослушали прекрасные стихи и музыку. Теперь давайте назовем, какие слова вы выписали из прослушанного текста («серебристей», «синее», «просторнее», «прямее», «стройнее» и т.д.).

– А сейчас пришло время проверить правильность выполненной работы: сопоставим выписанные вами слова с текстом песни — текст на партах (самопроверка).

(Учитель организует проверку, контролирует выполнение работы, на доске появляется текст М. Пляцковского)

– Итак, мы выписали слова в форме сравнения. Ребята, в ваших тетрадях рядом с этими словами запишите имена прилагательные, от которых образовались эти формы слов. Подумайте, каким видом разбора слова мы сейчас должны с вами воспользоваться, чтобы определить, каким способом образовались в языке прилагательные в форме сравнения?

– А теперь выделите морфему, с помощью которой образовались данные формы слов.

– Итак, каким же способом образованы данные слова? (Суффиксальный способ)
– Ребята, сейчас вы самостоятельно открыли способ образования простой сравнительной степени имен прилагательных. ( ЭВРИКА . Большой Энциклопедический словарь — » ЭВРИКА » ЭВРИКА (греч. heureka — я нашел) , согласно преданию, восклицание Архимеда при открытии им основного закона гидростатики).

Запомним правило : простая сравнительная степень имен прилагательных образуется путем прибавления формообразующих суффиксов -ее (-ей) к основе прилагательного в положительной степени.

— Какой термин не понятен? ( положительная степень )

Самостоятельная работа с учебником – стр.100, 101

– А сейчас, ребята, давайте определим, что обозначают прилагательные в форме сравнения? (см. учебник).

Учащиеся делают вывод : прилагательные в сравнительной степени показывают, что признак предмета проявляется в большей степени, чем у других предметов .

— Докажите, могут ли прилагательные в простой сравнительной степени изменяться?

Ученики приходят к выводу о неизменяемости данных форм .

— Какую синтаксическую роль выполняют прилагательные в сравнительной степени: «луга просторнее , цвет неба синее» ?

— Вернемся к тексту стихотворения М. Пляцковского. Выпишите из текста имена прилагательные, которые вы ещё не выписали (в столбик), поставьте их в начальную форму, определите их разряд.

Родных – родной (относит.), милые – милый (кач.), весёлой – весёлый (кач.), ночных – ночной (относ.), утренней – утренний (относ.).

Учащиеся выписывают прилагательные «родные», «милые», «веселой», «ночных», «утренней», ставят в нач. форму, определяют разряд.

– Попробуйте образовать от данных прилагательных формы простой сравнительной степени.

Объясните, почему от одних прилагательных получилось образовать форму сравнительной степени, а от других нет.

Учащиеся выполняют проблемное задание, проводят исследование, приходят к выводу, что только качественные прилагательные образуют степени сравнения, а относительные прил. не образуют .

– Составьте словосочетания по теме «Родной край», используя притяжательные прилагательные. Например, «дедушкина родина». Могут ли притяжательные прилагательные образовывать форму простой сравнительной степени? (Нет)

Домашнее задание: параграф 64, упр.621

— Ребята! Мы сегодня уже не раз говорили, что для человека нет ничего дороже его родных мест. Находясь вдалеке от них, он скучает по родным краям и, как бы ни складывались обстоятельства, все равно стремится однажды вернуться домой. Вспомните героиню хорошо известного вам произведения – девочку Элли. О чем она мечтала? Назовите автора и название произведения. (Волков «Волшебник изумрудного города)

– Ребята! Давайте представим, что мы в компании с друзьями Элли идем в прекраснейший Изумрудный город к мудрейшему, добрейшему и величайшему Гудвину, чтобы попросить его исполнить желания Элли и ее друзей. Превратимся на некоторое время в путешественников и разомнемся. Сейчас прозвучит песня из мультфильма «Волшебник Изумрудного города». Представьте себя в роли путников и изобразите под музыку, как вы преодолеваете путь в Изумрудный город: поднимаетесь в гору, переплываете реки, перепрыгиваете через небольшие канавы и т.д. (Физическая разминка: элементы ходьбы, создание движений по воображению, движения заранее творчески продуманы двумя учащимися)

– А теперь, после того как мы немного размялись, продолжим нашу интеллектуальную работу. Мы вновь с вами станем путниками-исследователями, идущими к поиску новых знаний. Ребята, запишите в тетради предложение:

Элли и ее друзья отправились в прекраснейший Изумрудный город к мудрейшему, добрейшему и величайшему волшебнику Гудвину, чтобы попросить его исполнить их желания.

Объясните постановку знаков препинания в предложении (одна запятая пропущена).
Внимательно проанализируйте слова в данном предложении и найдите среди них те, в которых заложено значение сравнения. Назовите эти слова и выпишите в тетрадь. Установите, от каких слов и с помощью каких морфем образованы данные имена прилагательные.

Используя словообразовательный разбор, ученики выявляют суффиксы -ейш-, -айш-, участвующие в образовании простой превосходной степени.

Определите значение данных слов. Итак, данные прилагательные показывают, что признак предмета проявляется в самой большой степени по сравнению с другими предметами. Таким образом, ребята, мы сейчас увидели, как происходит процесс образования форм простой превосходной степени качественных имен прилагательных.

Определите, способны ли данные формы прилагательных изменяться?

Какую синтаксическую функцию выполняют прилагательные в превосходной степени?

Сегодня на уроке мы уже познакомились с правилами образования простой сравнительной и простой превосходной степени.

А как вы понимаете термин «простая степень сравнения». Поскольку существует данная форма, значит, есть и другая? Откройте ваши учебники на стр. 101 и рассмотрите таблицу. Проанализируйте процесс образования составной формы сравнительной и превосходной степени прилагательных. Определите, изменяются ли прилагательные в составной форме? Какую синтаксическую роль они выполняют? Ребята! Обратите внимание на предложение, записанное на доске.

У нас в Турции климат более мягче, чем в Астрахани, а море менее спокойнее, чем ваша река Волга.

– Эту фразу в процессе воспоминаний о своей любимой родине произнес студент из Турции, обучающийся в Астраханском государственном университете. Скажите, ребята, какую форму степени сравнения имен прилагательных студент использовал в своей речи? Правильно ли он образовал эту форму? Какую ошибку он допустил? Почему? Простительно ли нам допускать в речи подобные ошибки?

5. Закрепление новых знаний

(Проводится работа в паре, осуществляется взаимопроверка, контроль, коррекция знаний)

6. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.

– Итак, ребята, сегодня на уроке вы сыграли несколько ролей: вы были учениками, исследователями, путешественниками и даже учителями.
Теперь же, как настоящие исследователи, которые открыли все знания о степенях сравнения прилагательных, сформулируйте научные выводы.

Учащиеся отвечают на вопросы:

1) Какие формы степеней сравнения могут образовывать прилагательные?

2) Каким способом они образуются?

3) Какая форма степени сравнения прилагательного является неизменяемой?

4) Какие речевые ошибки могут быть допущены при образовании степеней сравнения?

5) Какую роль выполняют в языке степени сравнения прилагательных?

6) Что такое бережное отношение к родному языку?

Учащиеся воспроизводят и обобщают знания, полученные на уроке.
Подведение итогов урока, выставление оценок с учетом мнения учащихся, проверявших работы своих одноклассников.

Заключительное слово учителя о бережном отношении к окружающему миру , родине, родному языку, об умении ценить прекрасное! Звучит песня в исполнении Ю. Антонова «Живет повсюду красота».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка «Степени сравнения имён прилагательных» с презентаций.

сводная таблица степеней сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных, по которым ученики могут формулировать правила, а также использовать на уроке.

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе». ЦЕЛИ: — закрепить умения учащихся проверять правописан.

Цели: — Дать представление о степенях сравнения.- Усвоить значение, образование и изменение прилагательных в форме сравнительной степени. — Поработать над нормами образования форм сложной ср.

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается.

Контрольная работа по немецкому языку для учащихся 5 классов к учебнику по редакцией О.А. Радченко, Г. Хебелер, Н.П. Стёпкин.

Источник

Читайте также:  Прилагательные от существительного звезда