Меню

Конспект урока по теме имена прилагательные 2 класс



Разработка открытого урока по русскому языку во 2-м классе на тему «Имя прилагательное»

Класс: 2

Тема урока: Имя прилагательное.

Форма урока: урок-игра.

Цели: углубить представление учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов, совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного; формировать умение ставить к слову вопрос , формировать навыки грамотного письма, воспитывать чувство коллективизма, умения работать совместно.

Наглядные пособия, ТСО: Буратино, фишки-монеты, магнитофон, таблица «Этапы урока», карточки, золотой ключик, компьютер, экран, проектор.

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!
– Сегодня у нас будет необычный урок-игра. Мы познакомимся с новой частью речи.
На доске тема урока.
– Игра будет проходить по следующим этапам (таблица этапов игры висит на доске).

I этап. «Угадай, кто это?»
II этап. Знакомство с именем прилагательным
III этап. Музыкальная пауза
IV этап. Загадки
V этап. Физминутка
VI этап. Игра «Кто это? Что это?»
VII этап. Работа по парам
VIII этап. Итог урока

– Итак, начнём урок.
Психологический настрой учащихся (тихо звучит сказочная музыка).
– Все закрыли глаза, кругом тишина.
– Что мы слышим?
– Где мы?
– Представьте себе, что мы все попали в сказочную страну.
– Какие звуки мы слышим?
– Птички поют, бабочки порхают, ручей журчит, солнышко светит. Кругом светло, тепло. Всем нам весело и радостно стало!
– Открыли глаза и улыбнулись друг другу.

I этап. Угадай кто это?

– К нам в гости пришёл весёлый человек. Но надо отгадать его имя, решив ребус.
– Назовите, что изображено на рисунках?
– Прочитайте по первым буквам имя Весёлого человека. По рисункам отгадывают, рисунки показаны на слайде.

– Кто это? Буратино. Вот он.
– Буратино принёс много заданий для нашего урока. И просит помочь ему.

Работа на тетрадях. Чистописание.

– С какой буквы начинается слово Буратино? Какой звук?

На доске слова: б..рёзовый, б..жит, б..льной, б..льшой.

– Чем похожи все эти слова? Обоснуйте свой ответ. (Все слова начинаются с буквы б. Во всех словах пропущена безударная гласная).
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово бежит, это глагол, отвечает на вопрос что делает? А все остальные слова отвечают на вопрос какой?)

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

II этап. Знакомство с именем прилагательным.

На столах у детей – карточки с двумя столбиками слов:

Мёд жаркие
Трава сладкий
Поле зелёная
Дни большое

– Прочитайте слова на карточках, и составьте пары слов из левого и правого столбиков и соединим их линиями. По какому признаку объединены слова в первом столбике? (Они отвечают на вопросы кто?, что? Это имена существительные)
– А что общего у слов во втором столбике? (Они отвечают на вопросы какой? Какая? …)
– Молодцы, эти слова называются именами прилагательными. Они отвечают на вопросы какой?, какая?, какие?, какое?

– А теперь выясним для чего нужны имена прилагательные?
– Буратино нам принёс задание. Послушайте и определите , о ком идёт речь. (Показ на слайде)

  1. У него уши, хвост, шерсть.
  2. У него длинные уши, короткий хвост. Летом шерсть серая, а зимой белая.

– Какие слова во втором тексте помогают догадаться, о ком говорится в тексте?
– Это имена прилагательные. Они уточняют, украшают слова.

III. Музыкальная пауза

– Буратино принёс нам интересную музыку, а музыка то не простая. Слушайте внимательно. Отгадайте кто это?

1 задание. К этим словам подберите как можно больше прилагательных. (Показ зверей на слайде)

1) Собака какая? (злая… )
2) Тигр
3) Заяц
4) Белка

– Молодцы, правильно! (Буратино раздаёт фишки-монетки)

IV этап. Загадки

– А вы любите загадки?
– Буратино нам сегодня принёс много загадок. Давайте отгадаем. (Загадки в конверте). Отгадавшему Буратино раздаёт фишки-монетки.

1. Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный он внутри. (Арбуз)

2. красный нос в землю врос,
А зелёный хвост – снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

3. Сама пёстрая, ест зелёное, а делает белое. (Корова)

4. Непоседа пестрая – птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

5. Хитрая плутовка – рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её ….. (лиса)

6. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)

7. красная, сладкая, душистая,
Растет низко, к земле близко. (Земляника)

8. Живёт в глуши лесной
Старательный работник –
Лесной носатый плотник. (Дятел)

V этап. Физминутка

Читайте также:  Праздник какой прилагательные слова

– А теперь немножко отдохнём (показ текста на слайде)

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл,
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать (повторить 2 раза).

VI этап. Игра «Кто это? Что это?»

– Я называю прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова. Побеждает та группа, которая больше наберёт фишек.

– Добрая, любимая, родная – …
Весенний, звонкий, говорливый – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Вкусный, шоколадный, свежий – …
Шелковое, красивое, длинное – …
Круглый, деревянный, обеденный – …
Косолапый, белый, неуклюжий – …
Настольная, яркая, удобная – …
Зимние, тёплые, красивые – …
Новогодний, весёлый, долгожданный –
Морозный, ясный, зимний – …
Домашний, пушистый, любимый – …
Полевой, садовый, лесной – …
Сочное, вкусное, спелое – …
Новые, многоэтажные, красивые –…
Горячий, мясной, вкусный – …
Грецкие, лесные, вкусные – …
Настенные, карманные, ручные – …
Чистая, прозрачная, питьевая – …
Мягкая, удобная, деревянная – …

– Что мы описываем с помощью имён прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер)
– Форма, цвет, размер, вкус – это признаки. Значит, что обозначают имена прилагательные? (Признаки предмета).

Показ на слайде

VII этап. Работа по парам

– Рассмотрите иллюстрации, составьте сравнительное описание этих предметов в парах. Сравните арбуз и дыню, грушу и лимон, розу и шиповник, вишню и малину по форме, по цвету, по вкусу, по плотности итд.

– Молодцы! (Буратино раздаёт фишки-монетки)

VIII. Итог урока

– Буратино очень рад, что вы так хорошо усвоили новую тему.
– Ещё раз вспомним вместе правило:

– Хорошо
– Вам понравился урок? Какой этап для вас был самым интересным?
– Буратино дарит вам свой золотой ключик на память. (Вручение жетонов «Золотой ключик» всем)
– До свидания!

Источник

Конспект урока русского языка в 2 классе» Имя прилагательное».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока «Имя прилагательное» познакомит учащихся 2 класса с именем прилагательным, научит находить прилагательные в текстах.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_ruskomu_yazyku_vo_2_klasse_imya_prilagatelnoe.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по русскому языку во 2 классе

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: Что такое имя прилагательное?

Тип урока: урок открытия нового знания

познакомить с существенными признаками имени прилагательного как
части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;

Воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе

Развитие речи учащихся, логического мышления

Учить распознавать в речи имена прилагательные;

Формировать навыки грамотного письма;

Развивать самоконтроль, мышление, речь

Учить работать совместно, в парах;

Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

Воспитывать уважительное отношение друг к другу .

II. Минутка чистописания.

Учитель: Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку к письму.

Пальчиковая гимнастика
— Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Запишите число, классная работа.

— Какие времена года вы знаете? (зима, лето, осень).

— На первой строке дописываем слово весна.

— Назовите весенние месяцы.

2 строка: март, апрель, май

— А какие это месяцы? (весенние)

-На формирование какого умения была направлена эта работа? (Каллиграфии)

III. Постановка цели и задач урока

— А теперь запишите слова в тетради, которые записаны на доске.

Весна, март, апрель, май, весенние
— Какое слово лишнее?
(Весенние.)
— Почему? Докажите. (Это не имя существительное)
Объясните значение слова «весенние». Работа со словарем.

— Если это не имя существительное, то к какой части речи оно относится ?

( Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать. ( некоторые ученики могут назвать имя прилагательное.)

— Сегодня мы познакомимся с новой частью речи . Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об имени прилагательном.)

А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока. поставим?

( . Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.)

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

— Как вы думаете, можно узнать о каком животном идёт речь в этом предложении?

(Это сделать трудно.)

— Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

— А как вы думаете почему? (Нет признаков)

— Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?

— Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.

— Вы должны, вставить пропущенные слова.

— Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.

— Прочитайте, что же у вас получилось?

У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие ушки, рыжая шерсть и пушистый хвост.

— А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?

— А теперь поставьте к словам помощникам вопросы

— Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)

— Какой частью речи они являются?

— Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

IV. Актуализация изученного материала

— Посмотрите на доску, прочитайте слова и подумайте на какие 3 группы можно разделить данные слова.

На доске слова: цветок, сильный, раскрасил, зелёный , найдёт, хороший, девочка, окно , побежал

— На какие группы мы разделим слова? Почему?

( Это имена существительные, глаголы и прилагательные.)

цветок раскрасил сильный

девочка найдёт зелёный

окно побежал хороший

— Давайте посмотрим на первый столбик. Что мы можем сказать об этих словах?

. (Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и отвечают на вопросы кто? что?)

— Посмотрите, на второй столбик, что это за слова?

( Глаголы — это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать? )

— А что вы можете сказать о третьем столбике?

( Это имена прилагательные).

— Что общего в этих словах? Что они обозначают? Что их отличает от других слов? (Предположения детей)

V. Усвоение новых знаний

1. Что обозначает имя прилагательное ?

— Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? Можно ли обойтись без них?

2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные ?

— Когда мы всматриваемся, вслушиваемся в те предметы, которые нас окружают, мы понимаем, что каждый из этих предметов состоит из своих качеств и свойств, то есть признаков. А на какие вопросы отвечают прилагательные?

( Прилагательные отвечают на вопросы : какой? какая? какое? какие? )

— Убедимся в этом. Выполним упр. №148. Прочитайте сначала вопрос, затем слова, отвечающие на этот вопрос. Спишите стихотворение, поставьте вопросы к прилагательным.

VII . Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным

1.Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову (слова записаны на доске)
(учащиеся работают по рядам, каждый ряд со своим словом)

Ветка, ручей, ночь
— Рядом с какой частью речи стоит имя прилагательное? (с именем существительным)
— Запишем с комментированием данные словосочетания.

Зелёная ветка, широкий ручей, тёмная ночь.

2. Игра. Отгадай кто это?

Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь

Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса

Серый, хищный, жадный. Волк

Белый, пушистый. Снег

Круглое, сладкое, сочное. Яблоко

— А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.

Работа по карточке задание № 2

Широкая, глубокая …… река

Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз

Кудрявая, белоствольная …… берёза

— Давайте проверим, что же у вас получилось?

— Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?

3.Найдите пары слов, связанные между собой по смыслу.

спелые, ядовитый, зеленое, пушистая

-Прилагательные употребляются при именах существительных, образуя словосочетания, как бы прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные. Они объясняют, какое это существительное, какой предмет. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать.

Вывод : имя прилагательное употребляется при именах существительных

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Вот громкий звук,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчи к,

А вот и острый кончик,

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

— Какие имена прилагательные прозвучали в этом стихотворении? С какой частью речи связаны имена прилагательные? ( с именем существительным)

4. Работа с текстом.

— А сейчас, ребята, прочитайте текст, записанный на доске (предлагается текст без имен прилагательных)

Пришла весна. Она подарила людям цветы. Пробудилась земля. Поляны украшает ковер подснежников

— Какой это текст, ребята, веселый или грустный?
(грустный, неинтересный, скучный )
Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, весёлым?

Пришла ранняя весна. Она подарила людям яркие цветы..
Пробудилась спящая земля. Зеленые поляны украшает весенний ковер нежных подснежников.

— Прочитайте, пожалуйста, текст, который у нас получился.
Сравните тексты. Какой вам больше нравится? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
(Ответы детей.)
— Выпишите, пожалуйста, из этого текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.

Проверка правильности выполнения задания.

— Так зачем нам нужны прилагательные?

Вывод: Чтобы украшать предметы, чувства и явления, то есть прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь .

— Действительно. Многие писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. Вспомните стихотворения русских поэтов, которые мы изучали на уроках литературного чтения и приведите примеры

( Тютчев Ф.И., А. Плещеев, С. А Есенин и др.)

(учащиеся приводят свои примеры, основываясь на личном опыте)

Вывод: имена прилагательные не только украшают нашу речь, но и уточняют ее.

Игра «Назови признаки».

По вкусу: лимон, сахар.

По цвету: ромашка, колокольчик.

По форме: мяч, стол.

По размеру: слон, муравей.

VIII. Закрепление знаний и способов действий .

— Выполните задание из электронного приложения к учебнику.1вариант — Упражнение – игра «Помоги гномам починить домик» . Вставьте в загадки подходящие по смыслу имена прилагательные. А 2 вариант — в игре «Помоги братьям Лосям спуститься на землю» распределите имена прилагательные на 3 группы по вопросам.

— Какова была цель сегодняшнего урока?

— Достигли ли цели? Докажите.

— Какое задание вам понравилось больше всего?
— У кого из вас все еще есть затруднения при нахождении имен прилагательных?

X. Домашнее задание .

— Упр. № 152, устно составить рассказ о любимой игрушке, используя прилагательные

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В конспекте урока можно найти полезные материалы, которые могут быть включены в уроки по теме «Прилагательное».

Конспект урока русского языка в 4 классе. Авторы учебника: Е.В. Бунеева. Урок разработан в соответствии с ФГОС.

Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том.

Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том, что у них формируются познавательные навыки, навыки грамотной ре.

Данный урок был первым при изучении раздела «Имя прилагательное» в четвёртом классе.. В начале урока после минуты чистописания была проведена работа в группах, после этого на доске был составлен.

Конспект урока по русскому языку на тему:«Число имен прилагательных». Цель урока: закреплять знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умения пра.

Конспект урока русскому языкуУМК «Школа России» 3 класс.

Источник