Меню

Конспект урока по теме времена глагола настоящее время



Конспект урока по теме»Настоящее время глагола»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока по теме «Настоящее время глагола»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_otkr_uroka.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: « НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА»

Программа «Начальная школа XXI века»

ЦЕЛИ: Познакомить учащихся с глаголами в форме настоящего времени; развивать умение правильно писать безударные окончания глагола.

Улыбнись себе и другим, не бойся ошибок, помни — в классе тебе всегда помогут. Радуйся успеху.

— Что мы уже знаем о глаголе? ( Учащиеся дают определение глаголу как части речи, а так же называют его грамматические признаки . Параллельно на доску вывешивается алгоритм. )

2)Откройте тетради. Запишите число и классная работа.

Какие орфограммы вам встретились?(У доски 1 учащийся объясняет орфограммы)

-Прочитайте цитату сегодняшнего урока.

Письмо развивает искусство владения словом.

( Древний Рим. Цицерон. )

Цицерон-это древнеримский философ, учёный.

— Как вы понимаете это высказывание?

Письмо с комментированием.

1 учащийся работает у доски.

-Найдите в высказывании изучаемую нами часть речи. (развивает)

— Какие грамматические признаки мы можем определить у этого глагола?

— Воспользуйтесь алгоритмом на доске.(1 учащийся работает у доски.)

Развивает – глаг., развить; несовершенный вид, 2 спряжение, в 3 лице, в ед. числе, сказуемое.

3)Сегодня мы с вами откроем ещё один грамматический признак у глагола.

Мы осанку исправляем,

Спинку дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

Наши мышцы потянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

За работу ты возьмись.

Внимание на доску.

Я читаю правило.

Я читал правило.

Я буду читать правило.

— Назовите глаголы в этих предложениях. НАЗОВИТЕ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЭТИХ ГЛАГОЛОВ.

  1. В чем отличие этих глаголов?
  2. Что вы можете сказать о времени в котором происходит действе в первом предложении?
  3. Что вы можете сказать о времени в котором происходит действие во втором предложении?
  4. Дайте характеристику времени третьего глагола.
  5. Ваши характеристики времён глаголов можно представить так

Прошедшее в момент речи Будущее время

-Давайте сверим наши предположения с выводами учебника стр.115

-А в какое время мы сегодня отправимся , вы узнаете , прочитав слово справа налево.

-Определите тему сегодняшнего урока.

-Когда же происходит действие у глаголов настоящего времени?

4) У вас на партах план-конспект урока. Выполним задание №1. Выберите вопросы на которые отвечают глаголы настоящего времени и подчеркните их. (1 учащийся работает у доски)

Что делаю? Что делаем?

Что будем делать? Что делаем?

Что делаешь? Что сделали?

Что делаете? Что делает?

Что будешь делать? Что делают?

Вопросы на доску выносятся в результате разбора.

Что делаю? Что делаешь? Что делает?

Что делаем? Что делаете? Что делают?

-Давайте ещё раз повторим на что указывают глаголы настоящего времени.

Рисуй глазами треугольник

Теперь его переверни

И вновь глазами

Ты по сторонам веди

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

Зажмурься крепко ,не ленись.

Глаза открываем мы наконец

Зарядка окончилась .Ты молодец!

5) Приступаем к заданию №2.Выберите глаголы настоящего времени и запишите их в тетрадь, выделяя окончания.( 2 учащихся у доски)

Хожу, бежишь, смотреть, писали, решаем, будем гулять, побегу,

кричите, строит, пробежали, думают.

-Повторите правила посадки при письме. Даю 5 минут. Ставим точку. Даже если кто-то не успел, ничего страшного. Сейчас проверим выполнение. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. К каждому слову задаём вопрос. Называем окончание.

-Чем же отличаются выписанные вами глаголы?

-Почему разные окончания у глаголов?

6)Приступаем к заданию №3.

-Каждому ряду я дала один глагол, стоящий в форме настоящего времени.

-Измените его по лицам и числам.

Разбор. Личные окончания глаголов на доску.

Итак, смогли вы изменить глагол по лицам?

— Сделайте вывод о глаголах настоящего времени.

-Сверим наши предположения с выводами учебника. Откройте стр.116

Раз – поднимаемся, потягиваемся.

Два – сгибаемся, разгибаемся,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре руки шире

Пять — руками мы трясём

Шесть — за парту тихо садимся

7)Перед вами задание №4.

Вставьте в текст глаголы.

Наступает настоящая зима. Природа успокоилась и засыпает. Сверкают пушистые снежинки. Деревья одеваются в белоснежный наряд.

Некоторые учащиеся получают карточки со словами для справок.

*продолжить текст 1-2 предл.

Работа с орфограммами.

Что нового мы узнала о глаголах?

Выскажите своё мнение об уроке с помощью глаголов в форме настоящего времени. Опишите своё настроение, состояние.

Я тоже сегодня радуюсь…

Дома продолжите текст 4-5 предложениями, используя глаголы настоящего времени.

Опорный план – конспект урока для учащихся.

( выдаётся в начале урока для каждого учащегося индивидуально)

Выберите вопросы на которые отвечают глаголы настоящего времени и подчеркните их.

Что делаю? Что делаем?

Что будем делать? Что делаем?

Что делаешь? Что сделали?

Что делаете? Что делает?

Что будешь делать? Что делают?

Выберите глаголы настоящего времени и запишите их в тетрадь, выделяя окончания.

Иду, гуляешь, смотреть , писали, решаем, будем рисовать, побегу, поёте, живёт , пробежали , думают.

Измените глагол живу по лицам и числам. Выделите окончания .

Вставьте в текст глаголы и запишите текст в тетрадь.

… настоящая зима. Природа успокоилась и … .

… пушистые снежинки. Деревья … в белоснежный наряд.

Источник

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме «Настоящее, прошедшее и будущее время глагола» (урок-путешествие)

Цель урока: создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола.

  • формировать умения определять время глагола, спряжение глагола;
  • развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;
  • воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.

Оборудование: запись на доске, карта путешествия, карточки с заданиями, тест.

Ход урока

В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

  1. Чистописание. Актуализация опорных знаний.

— На уроках литературного чтения, когда изучали устное народное творчество, то приводили много примеров пословиц и поговорок. Скажите, пожалуйста, зачем нужны пословицы и поговорки?

— Мы сегодня на уроке будем вспоминать пословицы и поговорки о дружбе. Прочитайте пословицы, которые написаны на доске. Объясните смысл.

  • Дружбу за деньги не купишь.
  • Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга.

— Что за слова у меня подчёркнуты?
— Что такое глагол?
— На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе?
— Во множественном числе?
— Объясните правописание глаголов.

Запишите словарное слово ССОРА. Образуйте от него глаголы, используя разные приставки.

Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие по океану Глаголов.

Прежде, чем отправиться в путешествие, вы должны вспомнить грамматические признаки глагола. (Вид, лицо, число, род). Пришло время познакомиться с ещё одним признаком – время глагола.

Все готовы? Тогда в путь! Обязательно возьмём с собой уважение к друзьям, взаимопомощь, дружбу.

  1. Изучение нового материала. Первичное закрепление.
  1. Наблюдение за глаголами настоящего времени.

Наш корабль причалил к какому-то острову. Прочитаем его название. (Открывает название острова). Это остров глаголов настоящего времени. Здесь живут глаголы: сидит, слушает, думают, отвечает и т.д. На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делает? Что делают?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас. Приведите примеры глаголов в форме настоящего времени.

Измените по лицам глагол ПИСАТЬ и поставьте его в форму настоящего времени.

Вывод. Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.

Откройте учебник на странице 116, упражнение 2. (Коллективно, письменно).

  1. Наблюдение за глаголами прошедшего времени.

Узнали о жизни жителей этого острова, отправляемся дальше.

Следующий остров – это остров Глаголов прошедшего времени. Здесь живут глаголы: сидел, слушал, думал, отвечали, нарисовал, написали.

На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходило до момента речи, т.е. вчера, на прошлой неделе или 5 минут назад и т.д. Приведите примеры глаголов в форме прошедшего времени.

Жители этого острова приготовили для вас задание.

Задание. Образуйте от глаголов в начальной форме глаголы в форме прошедшего времени , единственного числа, мужского, женского и среднего рода.

СВЕТИТЬ, ПЛЫТЬ, ЦВЕСТИ . Например: блестеть – блестел (снег), блестела (луна), блестело (озеро). Работаем в парах, советуемся вместе.

Измените глагол в форме прошедшего времени по лицам. ЛЕТАТЬ

Вывод: В форме прошедшего времени глаголы не изменяются.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

В форме какого времени употреблены глаголы?

Подплываем к последнему острову. Это остров Глаголов будущего времени. Здесь живут глаголы: уйду, напишу, решу, посчитаем, буду смотреть. На какие вопросы отвечают эти глаголы?

Глаголы в форме будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи, т.е. когда – то. Приведите примеры глаголов в форме будущего времени.

Задание. В пословицах найдите глаголы в форме будущего времени и запишите их в тетрадь. (По вариантам).

  • 1 вариант. Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.
  • 2 вариант. Дружба как стекло: расколешь – не соберёшь.

Измените глагол нарисовать в форме будущего времени по лицам.

Вывод. Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам.

На этом наше путешествие по островам времени глаголов завершилось.

Какие формы времени вы сегодня узнали?

  1. Повторение изученного материала.

  1. Какое из данных слов является глаголом? а) пробежка; б) пробегать; в) бег; г) беговой
  2. С какими глаголами частица не пишется слитно? а)(не)пишет; б) (не)доумевать; в) (не) боится; г) (не) взлюбить
  3. Укажи глаголы 1 спряжения.а)стро__ть ;б) слуш___ть; в) обид__ть; г) шаг__ть
  4. В каком ответе перечислены окончания только 2 спряжения. а) –ит, -ем, — ют б) –им, -ут, -ют в) -ат, -ешь, -ет г) –ите, -ишь, — ят

Самопроверка: 1- б), 2- б), г) 3 — б), г) 4 – г). Самооценка

  1. Домашнее задание. Стр. 117, упр. 4
  2. Итог урока.

  • Чем занимались на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Какой вывод надо сделать о дружбе?

  1. Рефлексия.

  • Привлёк меня тем, что……..
  • Показался интересным…..
  • Заставил задуматься……
  • Навёл меня на размышления……

Источник

Конспект урока по русскому языку. Образование глаголов настоящего и будущего времени

Цель: знакомство с образованием глаголов настоящего и будущего времени

Задачи:
1.Образовательная: познакомить с образованием глаголов настоящего и будущего времени; учить находить их в тексте;
2.Воспитательная: воспитывать усидчивость, дисциплинированность;
3.Коррекционно-развивающая: развивать полноту воспроизведения словесного материала.
Оборудование: карточки с тестами, учебники, тетради.

I. Повторение.
1. Здравствуйте, ребята. откройте тетради, запишите число, классная работа. Отгадайте загадку.
Интересная часть речи
в русском языке живет.
кто что делает расскажет:
вышивает или пашет,
или забивает гол,
варит, жарит, моет, чистит —
все расскажет нам . (глагол!) Молодцы!

У каждого ребенка на парте лежит карточка с тестом. Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах. По цепочке читаем вопрос, отвечаем на него.

1. Что такое глагол?
— часть слова
— часть речи
— часть предложения

2. Что обозначает глагол?
— предмет
— признак предмета
— действие предмета

3. На какие вопросы отвечает глагол?
— кто? что?
— какой? какая? какое? какие?
— что делать? что сделать?
Почему два вопроса? Если дети затрудняются ответить, привести пример. Что делать? Держать. Что сделать? Положить. Вопросы помогают определить закончилось ли действие или нет.
Кто сможет обобщить все вопросы и рассказать, что такое глагол?

3. Зрительный диктант. Отгадайте еще одну загадку.
Я летаю, точно птица
по стране и за границу.
Почту я вожу, людей,
трактора и лошадей.
и ведет меня пилот.
Называюсь . (самолет!)
Прочитать 2-3 раза. Вместе, самостоятельно. Выделить главные члены предложения. Объяснить смысл. Проработать слова летаю, вожу, пилот. По окончанию работы каждый ученик должен по памяти записать загадку в тетрадь.

II. Сообщение нового материала, закрепление
1. откройте учебники на странице 189. Прочитайте правило. Выполните упражнение 239.
2. Раздать карточки с заданиями.
Посмотрите на слова. Вам нужно определить 4-го лишнего и вычеркнуть его.

Играю, читаю, пишу, упал. Буду смотреть, буду сидеть, буду слушать, думал.
Отвечаю, рисую, кидаю, увидел. Буду плыть, буду светить, буду цвести, летал.
Сижу, слушаю, думаю, блестел. Буду говорить, буду плыть, буду кружиться, качался.
Вздыхаю, шагаю, приседаю, потянулся. Буду колоть, буду проводить, буду бегать, прыгнул.

3. игра с мячом.
Сейчас я буду кидать вам мяч, называть слово в неопределенной форме, а вы мне будете обратно кидать мяч и говорить это слово в настоящем времени/будущем.
Играть, кушать, слушать, кидать, спать, лежать, молчать, говорить, упасть, плыть, бежать, прыгать, говорить, писать, читать, рисовать.

IV. Обобщение. Что сегодня изучали? Что понравилось.

Итог. Вы сегодня хорошо работали. Отвечали на все вопросы. Молодцы.

Источник

Читайте также:  Рассказы одними глаголами 4 класс