Меню

Конспект урока прилагательные противоположные по значению



Конспект урока по русскому языку «Прилагательные близкие и противоположные по смыслу»

Описание разработки

1. Мотивация к учебной деятельности.

поработать нам пора!

— Давайте поприветствуем наших гостей (дети поворачиваются к гостям и здороваются)

— Ребята, скажите, а каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

— Прочитайте девиз нашего урока «Учитесь открывать»

— А что мы будем открывать? (новые знания)

— А вы хотите открыть новые знания? (хотим)

2. Актуализация (повторение) знаний.

Ребята, скажите, а для чего мы каждый день проводим минутку чистописания?

«Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!» (прилагательное)

— С какой ч/р мы с вами познакомились?

— На какие вопросы отвечает имя прилаг-ное?

— Что оно обозначает?

— С какой ч/р связано?

— Какие признаки может обозначать? (цвет, форму, размер…) /Приведите примеры/.

— Обобщите свои знания об имени прилагательном.

3)Словарная работа.

м . л . дой, мальч . к, дев . чка (молодой, т.к. имя прилагательное)

— Подберите прилагательные к данным существительным

6. Этап разъяснения домашнего задания

Подбери к именам существительным имена прилагательные, определи род и число имен прилагательных, подбери по два синонима и два антонима к прилагательным.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Что нового узнали об именах прилагательных?

— Что такое синонимы? Антонимы?

— Что интересного было на уроке?

— Как вы оцените свою работу? Работу одноклассников?

Весь материал — смотрите документ.

Содержимое разработки

Прилагательные близкие и противоположные по смыслу.

1.Мотивация к учебной деятельности.

поработать нам пора!

— Давайте поприветствуем наших гостей (дети поворачиваются к гостям и здороваются)

– Ребята, скажите, а каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

— Прочитайте девиз нашего урока «Учитесь открывать»

-А что мы будем открывать? (новые знания)

— А вы хотите открыть новые знания? (хотим)

— откройте тетради и запишите число, Классная работа

Ребята, скажите, а для чего мы каждый день проводим минутку чистописания?

«Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!» (прилагательное)

— С какой ч/р мы с вами познакомились?

— На какие ?? отвечает имя прилаг-ное?

— Что оно обозначает?

— С какой ч/р связано?

— Какие признаки может обозначать? (цвет, форму, размер…) /Приведите примеры/.

— Обобщите свои знания об имени прилагательном.

Словарная работа. «Третий лишний»:

м . л . дой, мальч . к, дев . чка (молодой, т.к.

— Подберите прилагательные к данным существительным

3. Объяснение нового материала. Постановка целей урока.
-Молодой

— Каким другим словом, близким по значению, можно заменить это прилагательное? (юный)

— А какое слово противоположно по значению? (старый)

– Что такое синонимы? (Это слова, близкие по значению.)

– Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)

Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? («Прилагательные близкие и противоположные по смыслу»)

– О чем мы говорили на прошлом уроке? (Об именах прилагательных.)

– Могут ли быть имена прилагательные синонимами или антонимами?

– Вот это мы и должны выяснить на уроке.

Это цель нашего урока.

4. Первичное закрепление с проговариванием в слух.

У п р а ж н е н и е 62, с. 31 – коллективное выполнение.

– По какому признаку сравниваются предметы в каждом предложении?

– Выпишите прилагательные, которые обозначают противоположные признаки (антонимы).

– Как называют слова, близкие по смыслу? (Синонимы.)

Всегда близки по смыслу,

Разница лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна.

Как много в них священного для нас.

– Что такое антонимы?

Минус – плюс, огонь – вода,

Все антонимы всегда

6. Включение в систему знаний и повторение.
1)И г р а «Путаница»


Собрать цепочки: предмет (вопрос) – признак.

– Определите род и число существительных.

– Как вы это узнали? (Подставили слова: это, оно, мое – с. р., этот, он, мой – м. р., эта, она, моя – ж. р.)

– Определите род и число прилагательных.

– Что вам помогло это узнать? (Род и число существительных, с которыми они связаны; вопросы и окончания прилагательных.)

Читайте также:  Правило род и число имен прилагательных определяется по

К одному из слов, обозначающих признак подобрать слова близкие и противоположные по смыслу

2) Работа в группах.

Подобрать и записать антонимы:

близкий – …, новый – …, широкий – … .

Подобрать и записать синонимы:

Печальный – …, трудный – …, быстрый – …,

– Объясните написание слов, в которых есть орфограммы.

– Составьте предложения: I вариант – с любым антонимом,

6.Этап разъяснения домашнего задания

Подбери к именам существительным имена прилагательные.,

определи род и число имен прилагательных,

подбери по два синонима и два антонима к прилагательным.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Что нового узнали об именах прилагательных?

– Что такое синонимы? Антонимы?

-Что интересного было на уроке?

-Как вы оцените свою работу?

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся

Источник

Прилагательные, близкие и противоположные по значению.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка во 2 классе.

Скачать:

Вложение Размер
prilagatelnye_blizkie_i_protivopolozhnye_po_znacheniyu.pptx 907.78 КБ
prilagatelnye_blizkie_i_protivopolozhnye_po_znacheniyu.docx 24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный. I вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие хорошие качества человека, подчеркнуть. II вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие плохие качества человека, подчеркнуть.

Плохие качества: Трусливый, робкий, застенчивый, нерешительный. Хорошие качества: Храбрый, мужественный, смелый, отважный.

Синонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.

Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

Цели урока: Познакомиться со словами-антонимами и словами-синонимами и ; развивать умения распознавать и правильно употреблять имена прилагательные;

Укажите имена прилагательные, близкие данным по значению. ( Синонимы). Крошечный — хорошенький, слабый, маленький. Дождливый – ненастный , страшный, сильный. Весёлый — громкий, радостный , ласковый. Мудрый – умный , талантливый, хороший. Отважный – верный, храбрый , преданный.

Сравните: По вкусу : перец и мёд. По ширине : реку и ручей. По цвету : уголь и мел. По весу : камень и пушинку. По величине : орла и воробья . По смелости : зайца и тигра.

з л о й т и х и й т ё м н ы й в ы с о к и й п о л е з н й ы П роверка

Проверка Маленькое дело лучше большого безделья. Большое безделье хуже маленького дела.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрны е тучи. Под ногами сырая земля. Выделенные слова заменить синонимами .

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрны е тучи. Под ногами сырая земля. Сегодня прохладный пасмурный день. Стоит дождлива я погода. По небу плывут тяжёлые тёмные тучи. Под ногами влажная земля.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрны е тучи. Под ногами сырая земля. Сегодня тёплый солнечный день. Стоит ясная (хорошая) погода. По небу плывут лёгкие белые облака. Под ногами сухая земля.

Рефлексия. — У меня получилось… Было интересно… Было трудно… — Теперь я знаю…

Итог урока. О чём узнали на уроке? Что такое слова-синонимы? Что такое слова-антонимы? Закончите предложение: Прилагательные — это слова, которые обозначают … и отвечает на вопросы … .

Источник

«Конспект урока по русскому языку «Прилагательные близкие и противоположные по значению»

Педагогические цели
Способствовать развитию умения подбирать имена прилагательные-сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным

Тип урока
Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные результаты
Уважительно относятся к иному мнению, истории и культуре

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
Познавательные: общеучебные – выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); логические – осуществляют сравнение, анализ.
Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму- никации

Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
контроля

осуществляемые
действия
формируемые
умения

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Индивидуальная.
Практический. Письмо
Ук Уз Уе Уа
Выполняют письмо
по образцу
Вырабатывают калли-графический почерк
Правильное написание

III. Орфографическая минутка

Фронтальная.
Словесный.
Чтение
Списать, добавляя слово – признак предмета, отвечающее на вопросы какой? какая? какое?
Январь , а июль .
Медведь , а заяц
Лебедь , а грач
Подбирают прилагательные-антонимы.
Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий
Письмо, чтение

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Какие слова вы подобрали? Как они называются? Что вы можете сказать об этих парах слов? Определите тему урока.
Слушают учителя, предлагают формули- ровки целей урока
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный,
проблемный, практический.
Чтение, беседа,
письмо

·Противоположные по смыслу имена прилагательные (упр. 155).
Правило. Сравнение прилагательных (учебник, с. 91)– Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и под- ходящие по смыслу имена прилагательные.
Предлагает ответить на проблемный вопрос, знакомит с правилом
Читают, списывают, вставляя пропущенные буквы и подходящие
по смыслу имена прилагательные, отвечают на вопросы, знакомятся с правилом
Подбирают имена прилагательные-сравнения для характеристики качеств животных и предметов. Извлекают необходимую информацию из учебного текста. Высказывают свое мнение, размышляют
Беседа по вопросам, письмо

Фронтальная.
Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо
Сравнения (упр. 156)
Организует работу над упражнением, контролирует его выполнение
Записывают сравнения и вопросы к именам прилагательным
Подбирают подходящие по смыслу имена прилагательные. Умеют задавать вопросы
Упражнение

Коллективная. Практический
По выбору учащихся
Выполняют движения по тексту под руко-
водством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение дви- жений

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Парная, инди- видуальная.
Словесный,
практический.
Беседа, упражнение
Антонимы. Работа в рабочей тетради (№ 94, 95)
– Соедините линиями имена прилагательные-антонимы.
– Дополните предложения антонимами имен прилагательных
Соединяют противоположные по значению имена прилагательные,дополняют предложения антонимами
Находят среди пред- ложенных слов анто- нимы. Подбирают противоположные по смыслу имена прилагательные
Упражнение

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Что получилось хорошо?
– Что вызвало затруднения?
– О чем хотели бы узнать подробнее?
Отвечают на вопросы
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморегуляция

VIII. Домашнее задание.

Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

  • 0007993f-ed6d74c9
    Размер файла: 48 kB Загрузок: 2

Источник

Урок русского языка. 2-й класс. Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи

Класс: 2

Цели:

  • формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи,
  • развитие орфографической зоркости,
  • продолжать работу над умением пользоваться словарями,
  • развитие речи, расширение словарного запаса детей,
  • формирование интереса к родному языку и литературе,
  • воспитание прилежания и умения работать в коллективе.

Оборудование: карточки, толково-этимологический словарь, мультимедийная установка, презентация в программе Microsoft PowerPoint.

Ход урока

1. Организационный момент.

А девиз у нас какой?
Все, что надо, под рукой!
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки!

2. Проверка домашнего задания:

– Что такое имя прилагательное?

(Имя прилагательное! Мы с тобой дружны. Признаки предметов называешь ты!)

– Когда слова отвечают на вопрос какие?

(Обозначают признаки нескольких предметов)

– Когда слова отвечают на вопросы какой? какая? какое?(Белый (какой?) ландыш)

(Обозначают признак одного предмета)

– Какие слова отвечают на вопрос какие?

(Обозначают признаки нескольких предметов – Белые (какие?) ландыши))

3. Чистописание.

Правила посадки при письме (Слайд № 4)

– Палочка и палочка, между ними галочка.
Ну, понятно сразу всем, что напишем букву….М? (Слайд №5)

«Пословица рассыпалась»: (Слайд №6)

большого, лучше, дело, безделья, маленького.

(Маленькое дело лучше большого безделья.) (Слайд №7)

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

– Какие орфограммы вспомним, записывая эту пословицу?

– Назовите имена прилагательные в пословице. (маленькое, большого)

– Что можно сказать об этих именах прилагательных?

(Они указывают на размер предмета, но значение – противоположное).

4. Сообщение темы и цели урока. (Слайд № 8)

– Сегодня мы познакомимся с противоположными по смыслу именами прилагательными.

И в конце урока ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»

Эпиграф к уроку: (Слайд №9)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (И.С.Тургенев)

5. Работа над новым материалом.

– Что такое имя существительное?

– Какая часть речи называется именем прилагательным?

– Назовите имена прилагательные в пословице. (Маленькое, большое)

– Сравните их. (Слайды №№ 10–19)

Сравним признаки предметов:

– по величине: орел (какой?) большой, а воробей (какой?)… маленький.

– по цвету: уголь (какой?) чёрный, а мел (какой?)… белый.

– по вкусу: перец (какой?) горький, а сахар (какой?)…сладкий.

– по высоте: дерево (какое?) высокое, а кустик (какой?)… низкое.

– Слова, которые имеют противоположное значение называют антонимами.

Та мелодия (какая?) быстрая, а эта – …(грустная, медленная, любимая).

– По какому признаку сравнили прилагательные «быстрая – медленная»?

6. Физкультминутка (под музыку). (Слайд № 20)

«И вот сейчас пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

7. Наблюдения за антонимами.

7.1. Работа с учебником (стр. 130 – упр. 275) – коллективно.

7.2. Закрепление

Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь… тишина.

– На какой вопрос отвечает слово «тишина»? Какой частью речи является?

– Измените это слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой?

Подберите антоним к слову «тихий». (Слайд № 21-22)

Что может быть тихим, громким? (голос, звук)

– Подберите к данным словам противоположные по смыслу. (добрый, громкий, светлый, низкий)

– Напишите по образцу в учебнике: тихий – громкий голос.

– Выполним это задание вместе (по одному – к доске).

– Как называются слова, противоположные по смыслу? Что же такое антонимы?

(Чтение вывода на с.130 – хором.)

8. Под диктовку:

Тает рыхлый сне… . Прошли х…лодные деньки.

Грамматическое задание:

– Какие орфограммы? Подобрать проверочные слова.

Подчеркните главные члены предложений. Какими частями выражены?

Взаимопроверка.

9. Итог урока. (Слайд № 23)

Предметом нашего разговора на уроке были противоположные по смыслу прилагательные. Обратимся к нашему толковому словарю за разъяснением, что такое антонимы. (с. 24 – Афонина Г.Н. «Школьный толково-этимологический словарь»)

Конечно, антонимами могут быть и другие части речи: имена существительные (свет – тьма, друг – враг), глаголы (молчать говорить, потерял нашел).

Употребление антонимов делает речь более выразительной. (Слайд № 24)

Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным.
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!

«Для всего в русском языке есть множество хороших слов» (К.Г. Паустовский) (Слайд № 25)

– Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали?

10. Домашнее задание (Слайд № 26)

  • № 276 (2 предложения), с.130.
  • Дополнительно – на карточках:
    1. Хороша вещь, когда новая, а друг, когда старый.
    2. В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.
    3. Глупый осудит, а умный рассудит.
    4. От умного научишься, от глупого разучишься.
    5. Буквы кривые, да смысл прямой.

Прочитай пословицы. Выбери и выпиши две из них. Как ты их понимаешь?

Какие именно орфограммы вспомнил при работе?

11. Дополнительный материал

«Если будет увлеченье, станет радостным ученье»

«Улыбнись!»:

– Подумай, в чём путаница?

Игра «Расшифруй слово»: (Слайд № 27–29)

широкий (узкий)

твердый (мягкий)

старый (новый)

скучный (интересный)

бесполезный – (ценный)

неряшливый – (аккуратный)

Он точный, чистый и опрятный.
Иным же словом – аккуратный.

Какая орфограмма в этом слове? (Два «к»)

Попробуйте составить слово из первых букв подобранных вами слов. (умница)

Дорогие умники и умницы! Сегодня наш словарь пополнился новым словом.

Антонимы – так называют слова, противоположные по значению.

Источник