Меню

Конспект урока роль имени прилагательного в предложении



Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тема: Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

• Морфологические признаки прилагательного

• Синтаксическую функцию его в предложении

• Роли прилагательного в тексте

• Употреблять прилагательные в речи

• Определять морфологические признаки прилагательного

• Синтаксическую роль в предложении

• Сведения о функции прилагательного в предложении

Ход урока

I Организационный момент

II Проверка д/з

III Лингвистическая разминка

1. На какие группы можно разделить данные слова? Подчеркните одну из групп одной чертой.

Корень, приставка ,глагол, суффикс, местоимение, прилагательное, окончание, существительное.

— Корень, приставка, суффикс, окончание – это части слова (морфемы).

— Глагол, местоимение, прилагательное, существительное – это части речи.

2. Найдите лишнее слово в группе слов, подчеркните его одной чертой:

1) определение, обстоятельство, подлежащее,

2) прилагательное, сказуемое, дополнение.

Имя прилагательное – это часть речи.

IV Изучение нового материала

— О какой птице идет речь?

— Как вы это определили?

— Какие слова помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? На какие вопросы они отвечают? ( Имена прилагательные)

— К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание птицы?

— Какие слова они поясняют? ( Имена существительные)

Сам алый, сахарный,

Золотое решето черных

домиков полно: сколько

столько беленьких жильцов.( подсолнечник)

— Какие слова помогают нам отгадать загадки? ( Имена прилагательные.)

3. Поэтическая пятиминутка

• Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Подчеркните все прилагательные в тексте волнистой линией.

• Такое средство выразительности речи называется эпитетом.

• Разберите по составу прилагательное грустная. Подберите к нему синонимы, а затем антонимы.

• Выпишите из текста три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите число, род, падеж прилагательных. От чего они зависят?

Белая берёза — ед.ч., ж.р., им.п..

На пушистых ветках – мн.ч., пр.п.

Новым серебром – ед.ч., с.р., тв.п.

• Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.

1. Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь.

2. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им.

3. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные.

Получилось слово Бесстрашные х/ш

• С каким фонетическим явлением вы встретились?

• Почему в этом слове пишется две буквы с ?

• Разберите слово по составу.

5. Синтаксическая пятиминутка

— Разберите предложения по членам предложения:

Бесстрашные птицы отважно защищали ласточкино гнездо.

Вода в озере холодная.

— Какова синтаксическая роль прилагательного в предложении?

— На какие вопросы отвечают прилагательные? Что обозначают прилагательные, которые отвечают на вопрос чей?

— Принадлежность предмета кому-либо.

— Прочитайте предложения и найдите определения. Какие из них показывают только качество и свойство предмета. А какие ещё выражают и чувства человека?

1. Приближалась довольно скучная пора. (А.Пушкин)

2. Никнут шелковые травы. (С.Есенин)

3. Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н.Греков)

4. Осыпается весь наш бедный сад. (А.Толстой)

Вывод: прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.

V Итог урока

— Что же такое имя прилагательное?

• Имя прилагательное – это

Читайте также:  Подобрать определения прилагательные к атташе

• часть речи, которая отвечает на вопросы Какой? Чей? и обозначает признак предмета

• Имена прилагательные изменяются по числам, родам(в единственном числе), падежам.

• Имена прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде числе и падеже.

• В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.

VI Домашняя работа

Источник

Роль имен прилагательных в тексте. 3-й класс

Класс: 3

УМК: «Школа России».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель учителя: показать роль имен прилагательных в тексте.

Результаты урока:

Предметные результаты: учащиеся научатся определять роль прилагательных в тексте и использовать их в собственной речи, получат возможность научиться умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД: учащиеся будут учиться работать с учебником как источником информации; грамотно излагать свои мысли и отвечать на вопросы связанные с темой урока; корректировать и исправлять свои ошибки; осуществлять оценку и самооценку учебной деятельности;
  • Познавательные УУД: учащиеся будут учиться использовать логические операции сравнение, обобщение при обсуждении употребления имени прилагательного в тексте, умение находить нужные слова;
  • Коммуникативные УУД: учащиеся будут учиться сотрудничать с учителем и сверстниками при решении проблем; высказывать свою точку зрения.

Личностные результаты: осмысление роли имен прилагательных в тексте; расширение словарного запаса учащихся.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска, презентация к уроку, материалы учебника по теме «Роль имён прилагательных в тексте», картинки цветов, карточки для самостоятельной работы.

Формы и методы обучения: фронтальная работа, самостоятельная работа.

Ход урока

Мотивирование к учебной деятельности

Актуализация знаний.

Ребята, послушайте.
Я – часть речи интересная, широко в миру известная, опишу любой предмет – в этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить мною нужно дорожить!
О какой части речи здесь говорится? (Об имени прилагательном)
Как вы догадались?
Вспомним, что мы знаем о прилагательном.

Работа по карточкам

Вставить пропущенные (недостающие слова)

1. Имя прилагательное – это _______________, которая отвечает на вопросы _____________, __________,____________ и обозначает _______________

2.Имена прилагательные бывают _____________рода, ______________ рода и _______________ рода.

3. Имена прилагательные изменяются по ______________________

4. С какой частью речи связано по смыслу прилагательное в предложении___________________

Проверка по образцу, выведенному на интерактивную доску

Формулирование темы и целей урока
Как вы думаете, мы уже всё знаем об имени прилагательном?
Что вы хотели ещё узнать об этой части речи?
Прочитаем в учебнике тему сегодняшнего урока

Роль имён прилагательных в тексте.
Мы должны будем ответить на вопрос, какую роль в тексте играют прилагательные и можно ли обойтись без них.

Изучение нового материала

Итак, тема урока «Роль имён прилагательных в тексте. Вспомним, что такое текст?
Прочитайте загадку об одном интересном растении

_____________ корзинка,
_____________ донце.
В ней лежит росинка,
И сверкает солнце.
Мы домой её возьмём
И на стол поставим.
Если вдруг мы прихворнём,
Мы её заварим.

О чём этот текст?
Почему затрудняетесь, как вы думаете?
Значит, пропущенные слова очень важные и нужные для данного текста.
Вставим пропущенные слова, используя опорные слова
Опорные слова: белая, золотое
(Это ромашка)
— Какие слова помогли отгадать загадку?
— Почему эти слова помогли отгадать загадку?
(Потому что они указывают на признаки предмета, уточняют смысл)
Скажите, какое лексическое значение слова «ромашка»
(Травянистое растение, у которого лепестки обычно белые, а середина желтая)
Сегодня, накануне первого весеннего праздника, мы много будем говорить о цветах.
Ромашка, растение — это словарные слова. Запишем, поставим ударение, запомним безударные гласные.

Читайте также:  Урок 3 класс прилагательные в текстах описаниях

Первичное осмысление и закрепление

Продолжим разговор об этом удивительном цветке, откройте учебник стр. 68 упр. 119.

Ребята, докажите, что это тексты.
Что общего в первом и втором тексте?
Чем отличаются?
К какому виду относятся эти тексты.
Давайте найдём прилагательные в первом тексте. Прочитаем его без прилагательных. Что изменилось? (Стал бедным, неинтересным) Для чего служат прилагательные в данном тексте? (Украшают текст) Где можно встретить этот текст?
Найдите прилагательные во втором тексте. Прочитайте без прилагательных. Для чего автор используетприлагательные в данном тексте? (Текст более точный, прилагательные уточняют текст)
Ромашки – очень нежные, скромные цветы. А какие ещё цветы вы знаете?
Знакомы ли вам цветы – кошачьи лапки. Посмотрите на рисунок, как они выглядят: стр. 69 №120.

Ответим на вопросы к тексту. Сделаем вывод: для чего ещё служат прилагательные в тексте – художественном описании? (выражают чувства автора)

Физминутка. Отгадываем загадки, повторяем движения, называем прилагательные. Демонстрация на интерактивной доске.

Закрепление изученного. Самостоятельная работа

Индивидуальная работа по рядам

1 ряд: выписать из предложенных на карточке слов прилагательные, которые наиболее точно подходят к данному цветку (картинка цветка для каждого индивидуальная – ландыш, подснежник, колокольчик, одуванчик)

2 ряд: из стихотворений известных поэтов выписать прилагательные вместе с существительным ( стихи о ландыше, подснежнике, колокольчике, одуванчике)

Проверка. Представление цветов. На доске вывешиваем картинку и зачитываем выписанные слова.
Представим цветы:
Для чего служат прилагательные в речи? Словесное оценивание работы учащихся
Прилагательное характеризует предмет, добавляя к нему признак, делает речь более красочной и образной. И вот тут возникает еще один вопрос: а так ли уж необходима нам эта образность речи?

Выразительно прочитайте текст и определите его тему (текст написан на карточках)

Однажды рано утром мы увидели… колокольчики ландыша. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветок. «Зачем ты хочешь сорвать ландыши?» – спросил я. «Они очень нравятся мне. Они очень красивые. » «Хорошо, – сказал я. – срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие они красивые».
Мальчик посмотрел на колокольчики ландышей. Они были похожи и на белое облачко, и на маленькое крылышко голубя, и еще на что-то удивительно красивое.
В эти мгновения в его душе, как музыка, зазвучало слово. Маленький человек почувствовал, что в обычных, казалось бы, совсем не примечательных словах – неведомые переливы красоты. «Как снежные пушинки… как серебряные колокольчики… Растите, ландыши», – тихо прошептал мальчик.

Чему учит текст?(Человек порой неосознанно может погубить то, что вызывает его восхищение, приносит ему радость, чтобы избежать этого, он всегда должен обдумывать свои поступки)
Почему мальчик не сорвал цветы?
Как автор передал красоту ландышей?
Что использовал для этого? Прочитаем эти слова. Так давайте сделаем вывод: какую роль играют имена прилагательные в тексте?
(Имена прилагательные делают текст образным, живописным. Они помогают передать и авторскую оценку, отношение к изображаемому предмету.)

Рефлексия

Прием «Незаконченное предложение»

  • Имена прилагательные делают нашу речь …
  • Имена прилагательные помогают нам …
  • Если из нашей речи исчезнут все прилагательные, то…
Читайте также:  Прилагательные бывают качественными относительными и притяжательными

Словесное оценивание работы на уроке.

Домашнее задание: составить текст-описание любого цветка по выбору.

Источник

Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в речи».

Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знаниями.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Роль имени прилагательного в речи».»

МБОУ «Староникольская основная школа»

«Роль имени прилагательного в речи»

Учитель русского языка и литературы

Из опыта работы.

Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знаниями.

На стадии вызова происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Организация работы на данной стадии позволяет сформировать познавательный интерес, определить цели рассмотрения той или иной темы. На стадии осмысления (реализации смысла) учащийся работает с новой информацией, систематизирует ее, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и «присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

В ходе работы по данной технологии ученики овладевают различными приемами работы с информацией, учатся делать выводы, формулировать свою точку зрения, отстаивать ее логическими доводами, ясно выражать свои мысли, внимательно относиться к аргументам оппонента и т.д. В процессуальном плане технология представляет собой систему стратегий и приемов, которые объединены по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.

Тема урока « Роль имени прилагательного в речи».

Тип урока: Изучение нового материала по теме « Имена прилагательные»

Цели: 1.Обучающая-выявить роль имени прилагательного в речи. Учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи.

2.Развивать умения находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет. Развивать речь, орфографическую зоркость.

3.Воспитывать любовь к животным, прививать чувство ответственности за судьбу питомцев.

— Ребята, отгадайте загадку:

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все .

— Правильно, это солнце. А какая орфограмма встречается в этом слове? (непроизносимая согласная)

-Запишите в тетрадях число, классная работа и слово «солнце», выделите в нем орфограмму.

— Ребята, а как мы солнце можем назвать ласково? (солнышко)

— Опишите солнышко, ответив на вопрос: какое оно?

(После работы учащиеся совместно заполняют кластер «Солнышко»)

— При помощи слов, какой части речи вы описали солнышко? (имя прилагательное)

— Что вы знаете об имени прилагательном?

(Учащиеся вспоминают все, что знают об имени прилагательном: что обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, от какой части речи зависит, в предложении является второстепенным членом)

Постановка учебной проблемы.

— Ребята, перед вами карточка «Я знаю, я умею, я могу», я предлагаю заполнить графу «в начале урока». Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?».

Источник