Меню

Конспект урока русский язык 6 класс повторение по теме глагол



Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме «Повторение изученного о глаголе»

Цели:

  • повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;
  • продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте;
  • воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку и красоте родной природы.

Оборудование: таблицы по теме «Глагол», карточки с заданиями для учащихся, рисунки детей на тему «Портрет глагола», сочинения-миниатюры на заданные темы, вопросы для проведения лингвистической викторины, плакат с эпиграфом к уроку.

I..Организационный этап. Постановка цели, мотивация учения

– Здравствуйте, ребята! Сегодня проводится урок на тему… Цели урока…

Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех!

– Эти слова и являются девизом сегодняшнего занятия. А начнём мы урок с орфоэпического диктанта.

II.Орфоэпический диктант

(Задание: списать с доски глаголы, поставив ударение. Приготовиться к проверке.)
Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит.

III. Работа по развитию связной речи учащихся

1. Демонстрация и защита рисунков на тему «Портрет Глагола».

– Ребята, а каким вы представляете глагол? Группа художников в составе четырёх учащихся вашего класса нарисовала портрет глагола. Предоставим им слово.

2. Представление детьми сочинений – миниатюр заданной тематики.
– А писатели наблюдали за природой, прислушивались к звукам. Им нужно было написать сочинение – миниатюру на темы: «Лес проснулся», «Звуки весеннего леса», «На берегу лесной речки».

(2–3 ученика представляют свои работы. В это время остальные дети внимательно слушают, отвечают на вопросы: тема и идея сочинения; стиль и тип речи; роль глаголов в тексте.)

IV. Слово учителя

– Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. Обладает высокой эстетической ценностью. Писатель А.Югов дал очень яркую характеристику этой части речи: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»

(Эти слова взяты в качестве эпиграфа к уроку.)

– Ребята, сама королева Морфология прислала вам вопросы для проведения лингвистической викторины по теме «Глагол».

V. Повторение изученного. Лингвистическая викторина

Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры.

1. Как доказать, что слово «ухожу» является глаголом?
2. Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределённой?
3. Какого вида бывают глаголы?
4. Дайте характеристику наклонений глагола.
5. Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений?
6. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на -ите, а в каком на -ите и -ете?
7. В чём особенность безличных глаголов?
8. Расскажите, как определить, к какому спряжению относятся глаголы?
9. В какой форме глагол имеет только постоянные морфологические признаки?
10. Какая глагольная форма славится богатством синтаксической роли в предложении?
11. Расскажите о переходных и непереходных глаголах.
12. Какие основные орфограммы изучены в связи с темой «Глагол» в суффиксах глаголов, в окончаниях глаголов?

VI. Закрепление материала

1. На доске, разделённой на четыре части, учащиеся выполняют задания по карточкам.

Два консультанта проверят, оценят работу одноклассников и ответят на дополнительные вопросы.

Карточка № 1.

Вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор орфограммы. Какой темой объединены предложения?

1) Тот труда не бои (т, ть) ся, кто умеет труди (т, ть)ся .
2) Дело мастера бои (т,ть)ся.
3) Человек по делу узнаё (т, ть) ся.
4) Надо труди(т, ть) ся, а не лени (т,ть)ся.

Карточка № 2.

Списать, раскрыть скобки.

(Не) чувствовал усталости, (не) был в школе, ураган (не) истовствовал, мне (не) здоровится, (не) прикасался к проводам, (не) участвовал в разговоре.

– На какое правило данные примеры?

Карточка № 3.

Списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограмму.

Участв…вал в соревнованиях, уклад…вал чемодан, бесед…вал с мамой, доклад…вал командиру, команд…вал ротой, рассчит…вал на успех.

– Расскажите о переходных и непереходных глаголах.

Карточка № 4.

Списать, вставить пропущенные буквы. Выделить суффиксы глаголов.

Тучи разве…лись, наде…лся на брата, обид…л сестру, постро…л дом, скле…л конверт, услыш…л шорох.

– Расскажите о глаголах совершенного и несовершенного вида.
– А мы в это время в тетрадях и на доске выполним морфологический разбор глагола никнут.

К доске вызывается один ученик.

Никнут шёлковые травы, пахнет смолистой сосной.

Читайте также:  Клеить глагол в настоящем времени

Проверяется работа школьников у доски. Оценивают выполнение работы товарища по каждой карточке вызванные консультанты. Кроме того, они должны ответить на дополнительные вопросы, после чего им выставляется оценка.

Вопросы I консультанту:

– Какова синтаксическая роль глагола в предложении?
– Восстановить порядок действий, который помогает правильно определить написание -ться и -тся в глаголах.

Вопросы II консультанту:

– Назвать постоянные признаки глагола.
– Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

А) Задание: вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским.
(…) свежий ветерок, (…) прохладой в лицо путнику, (…) по листьям, (…) дверь в избе и (…) в кустах…(И.Гончаров.)

Глаголы, использованные автором: пронёсся, подул, прошумел, открыл, затих.

Задание выполняется в паре на заготовленных карточках.

Б) Даны глаголы: окружали, окаймляли, покрывались, подёргивались.

Задание: выберите, какие из них уместны в следующих двух предложениях.

1) Небольшой квадратный пруд, точно рамкой, … старые ветлы.
2) Когда поднимался ветер, листья ветлы вдруг… серебристой сединой.

Задание выполняется устно, индивидуально.

3. Разбор слов по составу: оказывается, вылетишь, ложиться, приближался.

Выполняется на доске и в тетрадях.

4. Выборочная работа.

Задание: из предложений выбрать и записать глаголы (I вар.) изъявительного, (II вар.) условного, (III вар.) повелительного наклонений. Приготовиться к проверке.

1) Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам.
2) Без смелости не возьмёшь и крепости.
3) Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
4) Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
5) Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля.

5. Задание «Исправь ошибки в образовании форм глаголов».

1) Он всегда ложит локти на стол.
2) Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.

А) Игра «Составь слово».

От глагола размешать взять приставку, от глагола побежать – корень, от глагола летать – суффикс, от глагола краснеть – окончание, от глагола поскользнуться– второй суффикс. Какое получилось слово? (Разбежаться.)

Б) «Четвёртый лишний».

Завид…вать, рассказ…вать, совет…вать, танц…вать.

Задание: отгадайте загадки, выпишите из них глаголы, укажите время и вид.

1) Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса. (Велосипед)

2) Шёл – шёл без дорог,
Где шёл – там и лёг.
До весны пролежал,
А весной побежал. (Снег)

3) Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лёд)

VII. Подведение итогов урока

Слово учителя. Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь дома с творческой работой.

VIII. Домашнее задание: сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…»

Источник

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: Обобщение изученного по теме «Глагол»

Описание материала:
Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Обобщение изученного по теме «Глагол». Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, работающим в среднем звене по программе Т.А.Ладыженской. Урок обобщения изученного материала проводится с использованием игровой технологии, активных методов обучения. На уроке повторяются теоретические сведения о глаголе, учащиеся закрепляют изученное, выполняя тренировочные упражнения.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.
Вид урока: обобщающий урок
Цель урока: мотивировать учащихся к изучению русского языка при помощи игровых форм.
Задачи:
обучающие: закрепить и обобщить знания о значении, грамматических признаках, правописании, образовании и произношении глаголов;
развивающие: совершенствовать умение анализировать языковой материал при разрешении учебных проблемных ситуаций;
воспитательные: развивать коммуникативную культуру учащихся, воспитывать интерес к предмету.
Формы работы учащихся: в парах, индивидуальная, фронтальная
Педагогические технологии: игровые (цель использования – повышают эффективности урока, создают ситуации успеха, развивают интерес к предмету), информационно-коммуникативные (цель использования – наглядность позволяет сформулировать тему урока, облегчает повторение объёмного теоретического материала, дает возможность проверить усвоенные учащимися знания, повышает мотивацию учащихся), технология дифференцированного обучения (цель – повышает мотивацию к обучению, дает возможность реализоваться всем учащимся), здоровьесберегающие технологии.
УМК: учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. -. — М.: Просвещение, 2010)
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал

Читайте также:  Глаголы переход из одного состояния в другое в русском языке

Источник

«Повторение и обобщение по теме «Глагол» конспект урока русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Тема урока: «Повторение и обобщение по теме «Глагол».

Цель урока: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Глагол»

  • выявить степень усвоения учебного материала и проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся;
  • закрепить полученные понятия, углубить представление о глаголе, способах его образования, отработать умения правильного написания гласных в окончаниях и суффиксах глаголов.
  • воспитывать культуру речи;
  • поддерживать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
  • развитие речи;
  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
  • формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
  • развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
  • обогащать словарный запас школьников.

Скачать:

Вложение Размер
obobshchenie_po_teme_glagol.docx 37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Повторение и обобщение по теме «Глагол».

Цель урока: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки учащихся по теме «Глагол»

  1. выявить степень усвоения учебного материала и проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся;
  2. закрепить полученные понятия, углубить представление о глаголе, способах его образования, отработать умения правильного написания гласных в окончаниях и суффиксах глаголов.
  1. воспитывать культуру речи;
  2. поддерживать интерес к урокам русского языка;
  3. воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.
  1. развитие речи;
  2. продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
  3. формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
  4. развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
  5. обогащать словарный запас школьников.
  1. учебник (Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А.Ладыженская и др. — 29-е изд. — М.: Просвещение, 2002);
  2. раздаточный материал (тестовые задания, листочки)
  3. обобщающие таблицы

2. Основная часть.

3.Выполнение практической работы.

4.Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение практической работы.

Самостоятельная работа учащихся.

— Здравствуйте. Меня зовут Ольга Руслановна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

-Сегодня у нас урок-повторение по теме «Глагол». Мы с вами вспомним основные вопросы, связанные с глаголом.

— Сейчас мы устно отвечаем на вопросы.

1.Расскажи об инфинитиве глагола. Почему иначе эта форма глагола называется неопределённой?

2. Что называется спряжением глагола?

3. Расскажи, как определить, к какому спряжению относятся глаголы? (см. приложение 1)

4. Что такое разноспрягаемые глаголы? Почему глаголы дать и есть нельзя отнести к разноспрягаемым?

5. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на –ите, а в каком на –ите и –ете?

6. Определи, в каком наклонении употреблены глаголы в данных предложениях:

1). Молчать! Не двигаться! 2). Сходила бы ты за хлебом. 3). Едем со мной на рыбалку!

7. Расскажи о переходных и непереходных глаголах.

8. В чём особенность безличных глаголов?

Работа с обобщающими таблицами по теме «Глагол ».

-Я прочитаю вам стихотворение, а вы обратите внимание на глаголы. Давайте я вам прочту еще раз стихотворение, а вы выпишите глаголы и подумайте к какой орфограмме мы можем отнести данные глаголы.

Осторожно накрапывает (накрапываю)

как дорожку нащупывает (нащупываю)

Где-то сладко похрапывает (похрапываю)

Нервы людям пощипывает (пощипываю)

— Так к какой же орфограмме мы можем отнести данные глаголы?

Работа с текстом.

Могучий дуб рос на высокой горе. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Сила его в том, что он в землю родную врос.

— Ваша задача: вписать глаголы в таблицу и разобрать их.

Проверяем правильность заполнения таблицы всем классом.

Учащиеся сдают свои работы.

— На этом урок окончен, вы свободн

Учащиеся приветствуют учителя, стоя около своих парт.

Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.

это изменение глаголов по лицам и числам.

7) Переходный глагол сочетается с существительными, числительными, местоимениями в винительном падеже без предлога.

Видеть (что?) дом, видеть (кого?) сестру.

8) Безличный глагол обозначает действия, происходящие сами по себе, без действующего лица.

— Правописание суффиксов глаголов

— Поставим глагол в форму

(лица) ыва, ива – сохраняется во всех формах; ова, ева – выпадает из формы 1 лица

Могучий дуб рос на высокой горе.

  1. Дуб (что делал?) рос.
  2. Н.Ф. расти: нес.в., 1 спр., пр. вр., 3 л., непереходный, изъяв. накл., невозвр.
  3. Рос

Каждый ученик получает карточку с текстом и таблицу.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»
Вариант 1

1. Глагол – это____________________________________________________

2. Спряжение – это________________________________________________

3. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос____________________

4. Отметь только те глаголы, которые пишутся раздельно с НЕ:
а. (не)навидеть
б. (не)добиться
в. (не)годовать
г. (не)волить
д. (не)бояться
е. (не)лаять
ж. (не)лишать

5. Распредели глаголы по двум колонкам:
Брить, стелить, вылететь, ненавидеть, колоть, выспаться, дышать, думать, шептать, держать, обидеться, бороться, украсить, тянуться, лаять, вертеть.

1 спряжение 2 спряжение
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения:
а. Спешишь, не спеши, сходи-ка
б. Не уходи, сходил бы, уйди
в. Варю, буду варить, сварила

7. Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в форме прошедшего времени:
а. Ждал, опаздывал, нес
б. Будешь ждать, не опоздаю, уйду

8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
а. Соб_рание, подп_реть, зат_реть
б. Зат_рать, соб_рать, уп_раться
в. Заж_гать, сд_ру, зам_рание

9. Укажите ряд, в котором все глаголы невозвратные:
а. Желтеет, смеются, рисуется
б. Смеяться, отвлечься, сморщиться
в. Угодить, прозевали, отойди

  1. Найти характеристики, которые относятся к глаголу:
    а) изменяются по лицам, числам, падежам;
    б) бывают совершенного и несовершенного вида;
    в) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;
    г) в настоящем времени изменяются по родам.
  1. Укажите предложения с переходными глаголами.
    А) Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном.
    Б) Мужество рождается в борьбе.
    В) Красота спасет мир.
    Г) Верить в победу добра и справедливости.
  1. Найти глаголы 1 спряжения:
    а) работать,
    б) стелить,
    в) дышать,
    г) терпеть

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»
Вариант 2

1. Глагол – это____________________________________________________

2. Спряжение – это________________________________________________

3. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос____________________

4. Отметь только те глаголы, которые пишутся раздельно с НЕ:
а. (не)думать
б. (не)истовствовать
в. (не)чувствовать
г. (не)верить
д. (не)здоровиться
е. (не)доумевать
ж. (не)взлюбить

5. Распредели глаголы по двум колонкам:
Бранить, выпить, видеть, слышать, полоть, вылить, гнать, прыгать, сеять, делать, стелить, мыть, украсить, белить, обидеть, пилить.
1 спряжение 2 спряжение
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Укажите ряд, в котором все глаголы повелительного наклонения:
а. беги, не спеши, сходи-ка
б. Не уходи, сходил бы, уйди
в. готовлю, буду варить, запираю

7. Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в форме настоящего времени:
а. Жду, опаздывал, нес
б. Будешь ждать, не опоздаю, уйду
в. Сгибаю, успеваю, запираю

8. В каком ряду на месте пропусков пишется И?
а. Не подума_шь, не посмотр_шь, не побор_шь
б. Пил_шь, вид_те, жар_шь
в. Он се_т, не пиш_шь, не вид_т

9. Укажите ряд, в котором все глаголы невозвратные:
а. Желтеет, смеются, рисуется
б. Смеяться, отвлечься, сморщиться

в. Угодить, прозевали, отойди

10. Найти характеристики, которые относятся к глаголу:
а) изменяются по лицам, числам, падежам;
б) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;

в) бывают совершенного и несовершенного вида;
г) в настоящем времени изменяются по родам.

11. Укажите предложения с переходными глаголами.
А) Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном.
Б) Верить в победу добра и справедливости.
В) Красота спасет мир.
Г) Мужество рождается в борьбе.

12. Укажите глаголы 1 спряжения:
А) рассмотреть; Г) ненавидеть;
Б) рассказать; Д) бороться;
В) шептаться; Е) решиться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Безличные глаголы»Цель урока: дать основное понятие о безличных глаголах.Задачи урока:Образовательная:дать понятие безличных глаголов (на материале безличного предложения), их лекси.

Тема урока: «»Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.Задачи урока:Образовательная:учить определять морфологические признаки глагола;определить и закреп.

Тема урока: «Различие форм повелительного наклонения и формы будущего времени глагола».Цель урока: дать представление об образовании повелительного наклонения глагола; об изменении и употреблени.

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс.

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме «Односоставные предложения». Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях.

Данная тема поможет учителю русского языка коррекционной школы в работе с обучающимися по теме «Глагол».

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного&raquo.

Источник