Меню

Конспект урока русского языка 6 класс не с именами прилагательными



Тема урока: «Правописание не с именами прилагательными»

Тема урока: «Правописание не с именами прилагательными»

Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными

Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами

Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.

Развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока:
Образовательные : познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с прилагательными.
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока : урок приобретения новых знаний.

Оборудование : компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, шаблон таблицы.

1.Орг. момент

— Девизом нашего урока возьмём слова великого Ломоносова, который сказал:

«Береги время учёбы: оно не вернётся, его не наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится.»

— Давайте , ребята, откроем тетрадки, запишем число сегодняшнее и кто-то уже получает задание у доски

2. Актуализация знаний

— Индивидуальные задания: 1 . На обычной доске записано предложение нужно одному человеку выполнить морфологический разбор существительного, а другому – прилагательное. У обоих проблемный вопрос: «Чем морфологический разбор существительного отличается от разбора прилагательного?» Солнце скрылось за чёрной 3 тучей 3

2. На интерактивной доске : восстановить схему разрядов прилагательных и примеры распределить по разрядам.

— Работа с классом.

1. Повторение сведений о прилагательном:

Что такое прилагательное?

Как изменяется прилагательное?

Что вы знаете о степенях сравнения прилагательных?

Чем краткие прилагательные отличаются от полных?

Синтаксическая роль прилагательных?

2. Теперь обратите внимание на следующую запись на слайде.

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.

Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

(Не) быть гордым и грубым.

(Не) произносить грубых и пустых слов.

Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 г.)

-Ломоносов нам здесь советует беречь время учёбы, так как оно не вернётся, его не наверстаешь. Согласны вы с его высказыванием?

-Какое правило вспоминаем, глядя на эти скобки?

-Как пишутся не с глаголами?

-Что общего в правилах «Не с существительными» и «Не с глаголами»?

(Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется.)

3. проверка выполнения заданий у доски.

3. Изучение нового материала.

1. Работа с презентацией.

Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.

2. Вспомним орфограмму Не с существительными.

Работа с таблицей на интерактивной доске

Не с существительными

Не употребляется без не-

= синониму без не-

Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?

Читайте также:  Что общего у наречия с прилагательными

Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.

Учитель: А данные слова являются какой частью речи?

Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?

Учащиеся: Данную тему не изучали

Учитель: Тема нашего урока

Правописание НЕ с прилагательными”. Записываем в тетради.

3.Работа с таблицей на интерактивной доске

Не с прилагательными

Не широкая, а узкая дорога

Без не не употребляется

2. Далеко не веселый

= синониму без не

Слова: далеко не

Таблица раскрывается постепенно (сначала объясняют написание прилагательных, потом формулируют правило)

4. Обобщающие вопросы.

1. Что общего и чем отличаются орфограммы «не с прилагательным» от орфограммы «не с существительным»?

2. Знакомство с теоретическим материалом Т 106

3. О чём новом для себя вы узнали из правила? ( не с краткими прил. пишется так же, как и с полными; не с относительными и притяжательными прилагательными пишется раздельно)

Поиграем: я буду давать словосочетания, а вы подберите к ним синонимы- прилагательные с НЕ.

(Глупый пёс) — неумный ,(злой взгляд) — добрый, (узкая речка) — неширокая, (твёрдый хлеб) — немягкий , (близкий город) — недалёкий, ( старое дерево)- немолодое, (маленькая поляна) – небольшая.

— Как пишутся такие прилагательные? (гиперссылка)

Физминутка. Немного отдохнём.

Учитель читает словосочетания. Если НЕ с прилагательным пишется слитно , учащиеся садятся , если раздельно – остаются стоять .

не мягкий, а твёрдый хлеб

далеко не удачный ответ

не скучная, а интересная книга

неглубокий овраг, небрежный почерк

Работа с текстом

Один из неизвестных датских моряков стал служить в русском флоте. Не поверхностной, а глубокой любовью полюбил страну и русских людей.

Служил нелицемерно, храбро и дослужился до капитана корабля с шестьюдесятью пушками. Непривычное слуху имя сменили ему и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась прежняя — Беринг.

В это отнюдь не спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело — плыть к неведомым берегам Камчатки. Не отказался капитан. Целый год готовились, потому что поход был неблизок. Так был открыт пролив, который назвали Беринговым.

— О каком царе Петре идёт речь? Что вы знаете о нём?(Гиперссылка)

— Кто же такой Беринг? (Гиперссылка)

— Где находится Берингов пролив? (Гиперссылка)

— Выписать слова с не в 2 столбика, раскрыть скобки и объяснить написание.

5.Обобщение

1. Перечислить 2 случая слитного написания не с прилагательным.

2. Перечислить 3 случая написания не с прилагательным раздельно. Примеры.

6. Игра «Змейка» ( по рядам). Каждый на ряду по очереди называет слово на орфограмму. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит задание, тот выигрывает.

1 ряд – не с существительными

2 ряд – не с прилагательными

Герой сказки «Маленький принц», которую мы будем читать, сказал:

«Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.»

Оцените свою работу с помощью фразеологизмов.

8. Задание на дом

Т § 106 , выучить правило
На выбор Упр. 431 или выписать из рассказов Платонова примеры написания не с изученными частями речи.

Источник

Конспект урока русского языка 6 класс не с именами прилагательными

Автор: Александра Валентиновна Уханова

Организация: МБДОУ СОШ №83 имени кавалера ордена Мужества Е.Е.Табакова

Населенный пункт: г. Ногинск-9

Цель урока :

закрепление умений и навыков правописания НЕ с именами прилагательными.

Задачи урока:
Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными.
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Читайте также:  Произведите морфологический разбор имени прилагательного на сухом дереве

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, карточки с разноуровневыми заданиями, сигнальные карточки.

Структура урока

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

II. Повторение пройденного материала. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

III. Определение темы и цели урока учащимися. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Первичное закрепление (типовое, конструктивное задания).

V .Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации(проблемное задание).

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

-Здравствуйте! Присаживайтесь на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине.

В прошлом году Россия первый раз в своей истории стала страной-хозяйкой мирового чемпионата по футболу. Я предлагаю вам, ребята, потренироваться и впервые в вашей школе провести мини-чемпионат. Первый раз мундиаль состоится на территории школы №83. Проведение мероприятия запланировано на 18 января 2019 года, на уроке русского языка, в кабинете №27. Кроме того, на чемпионате впервые будет использована система разноуровневых заданий и штрафных карточек.

По результатам жеребьёвки класс был разделён на 2 команды «Волонтеры» и «Футболисты».

С вами сегодня я, ваш тренер, Уханова Александра Валентиновна.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Как и полагается, перед игрой нам нужно размяться.

Перед вами текст. Прочитайте внимательно на экране текст.

Летом 2018 года в России произошло небывалое событие. Чемпионат мира по футболу.

Футбол – нелегкая игра. Чтобы это непростое мероприятие прошло хорошо, требуется большая подготовка и непосильный труд.

Немалую помощь в организации оказывают волонтёры. Волонтеры – необычные люди. Работа у них не легкая, а очень трудная. Они неленивые и негрубые. Друг другу они не соперники, а приятели. Волонтер должен легко справляться с несправедливостью, невежливостью, неправдой и даже непогодой. Быть волонтером – непростая работа!

Задание: Найдите в тексте ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, которые пишутся с НЕ слитно, и которые пишутся с НЕ раздельно.

Объясните написание НЕ с этими словами….

Исходя из этого, мы можем сделать вывод…Когда НЕ с существительными пишется слитно, а когда раздельно. (ответы детей)

Ответьте на мой вопрос: какие слова в данном тексте ещё употребляются с НЕ? Какой частью речи являются эти слова?

III. Определение темы и цели урока учащимися. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Вы догадались , о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (О правописании НЕ с именами прилагательными) Как вы думаете, какова цель нашего урока? (закрепить умения и навыки правописания НЕ с именами прилагательными.)

  • Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Прошу вас, используя опорные слова, сформулировать данные задачи.

  • 1) Повторить… .
  • 2) Познакомиться с … .
  • 3) Научиться … .

Действительно, тема нашего урока сегодня это: «Правописание НЕ с прилагательными». Так как прилагательные тесно связаны с существительными, они всё повторяют за ними, нам сегодня будет очень легко работать над темой.

Читайте также:  Бездарь глагол или прилагательное

Наша разминка окончена!

Вы молодцы! Команды заработали баллы в виде футбольных мячей. Победит сегодня та команда, у которой будет больше таких мячей.

IV. Первичное закрепление (типовое )

Отправляемся на игровое поле.

Ребята, открываем учебники на странице 25. Ещё раз внимательно читаем правило.

А теперь давайте разберём упражнение 356 у доски. (Ученики работают по очереди или сразу с двух команд)

Упражнение 356 .( работа на 7-10 минут. Сравнения ответов с помощью сигнальной карточки: зелёный цвет-слитно; красный-раздельно).

(Не)ожиданное известие(слитно, без НЕ не употребляется); далеко (не)удачный ответ(раздельно, идет в сочетании слово-далеко не); (не)обрывистый, а пологий берег(раздельно, идет противопоставление союзом А); (не)строгий человек(слитно, можно подобрать синоним без НЕ); (не)мягкий, а твёрдый(раздельно, идет противопоставление союзом А);совсем (не)удобная дорога(слитно, можно подобрать синоним без НЕ); (не)глубокий овраг(слитно, можно подобрать синоним без НЕ); (не)чаянная встреча(слитно, без НЕ не употребляется); (не)брежный почерк(слитно, без НЕ не употребляется).

Если ученик выполнил задание неправильно, команда соперник показывает красную карточку, если верно, то зелёную.

Хорошо. По результатам первого тайма у команд по 2 мяча.

РАЗМИНКА 1

Молодцы. Первый тайм подходит к концу. Нам необходимо отдохнуть перед вторым таймом. Набраться сил. Предлагаю вам поиграть. Я буду называть вам слова. Если НЕ со словом пишется слитно (т.е. является чем. приствакой), вы хлопаете в ладоши, а если НЕ пишется со словом раздельно (т.е. является чем. частицей), то вы топаете. Готовы?

    1. Не весёлый, а грустный, Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами, а красна пирогами, неглубокая речонка, не готов, не фарфоровая чашка, неуклюжий малыш, непобедимый народ, далеко не безразличное отношение.

Отдохнём одну минутку, Как уютно в нашем классе,

  • зоркость глаз. Нет печали, нет тревог.

Мы почувствуем всем телом, Продолжаем мы трудиться.

  • тепло согрело нас. Продолжается ..НАШ ЧЕМПИОНАТ(урок.)

Вы получаете ещё по одному мячу.

Молодцы, как ваш тренер, я могу с уверенностью сказать, что вы готовы начать 2 тайм!

V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

( проблемные задания) Повторение материала.

И так, второй тайм! Чтобы заработать баллы командам необходимо выполнить задание на карточках.

Ребята, перед вами карточки с заданиями. По результатам теста вы заранее были разделены на группы. Выполните задание в соответствии с вашим уровнем.

Разноуровневые задания (Выполняют на карточках )

Выполните тест.

1. Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

  1. если слово не употребляется без не-;
  2. если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
  3. если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово пишется слитно с не- в предложении:

  1. Его (не)опрятный вид всегда отпугивал.
  2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
  3. День выдался отнюдь (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:

  1. Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
  2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
  3. Вид у этого человека был (не)ряшливый.

4.Слово с не- пишется слитно в предложении:

  1. Фильм был (не)интересный, а поучительный.
  2. Эта задача далеко (не)простая.
  3. От жажды они выпили (не)свежую воду.

5.Слово с не- пишется раздельно:

  1. Посетитель был вовсе (не)скучен.
  2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
  3. Её (не)годующий взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

  1. Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
  2. Океан был совсем не спокойным.
  3. В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

Карточка — информатор

Задание: раскрыть скобки

(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка.

Карточка — информатор

Некрасивый, неумный, неуклюжий, ничуть не интересный маршрут, не мягкий, а жесткий диван, река неширока.

Задание : отметьте случаи слитного написания

Источник