Меню

Конспект урока русского языка степени сравнения прилагательного



Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных»»

Жевлакова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Чеканская аграрная средняя школа» с. Чекан Увинского района Удмуртской Республики

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Урок русского языка. 6 класс

дать понятие о степени сравнения имен прилагательных, о способах образования, синтаксической роли и употреблении в речи прилагательных в сравнительной степени.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности и приобретению новых знаний, умений; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, испытывают чувство гордости за свою малую родину;

Регулятивные УУД: ставят цели, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления;

Познавательные УУД: осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, понимают информацию, представленную в схематичной форме; осуществляют для решения познавательных задач операции анализа, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы;

Коммуникативные УУД: вступают в диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения, осуществляют совместную деятельность в паре и группе.

Предметные: образуют формы сравнительной степени прилагательных, определяют синтаксическую роль, осознают их функции в языке, грамотно используют в речи.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: доска, компьютер, экран, проектор

У. Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня жизнь в очередной раз подарила нам новый добрый день. А вы любите дарить подарки? Что мы можем подарить друг другу прямо сейчас? (ручку, конфету, дружбу, добрый взгляд …) А хорошее настроение?

Давайте по принципу снежного кома подарим друг другу настроение (учитель начинает: «Дарю тебе хорошее настроение» — по цепочке каждый следующий добавляет к фразе по одному прилагательному: отличное, доброе, прекрасное, позитивное . )

У. Хорошее, доброе … настроение.

К какой части речи относятся слова, которыми мы охарактеризовали настроение? (Имя прилагательное)

У. Почему вы так решили? (Отвечают на вопрос какое?, обозначают признак предмета)

У. Для чего мы используем в своей речи имена прилагательные? (Они делают нашу речь яркой, образной, красивой, выразительной и точной)

У. Посмотрите, как украсили прилагательные предложения, наполнили их точным и выразительным содержанием. (На доске написаны предложения)

1. Над бескрайним полем простиралось светлое, бездонное небо.

2. Люди у нас трудолюбивые, добрые, светлые.

Работают у доски:

— 1 ученик находит в предложениях прилагательные и определяет их синтаксическую роль, подчеркивает (работает с учителем, самооценка);

2 ученика (взаимопроверка, взаимооценка):

— 1 ученик выписывает из предложений все прилагательные, разбирает их по составу;

— 1 ученик выполняет морфологический разбор прилагательного светлое (небо), заполняет таблицу

Источник

Тема урока: «Степени сравнения имен прилагательных». 6-й класс

Класс: 6

Тема «Степени сравнения имён прилагательных» изучается в 6-м классе. Соединение в одной конструкции простой и сложной форм степеней сравнения имён прилагательных – распространенная грамматическая ошибка ( «более сильнее», « самый интереснейший») не только учащихся 6 класса, но и выпускников школы, которые готовятся к сдаче ЕГЭ. При изучении степеней сравнения наречий тоже возникают проблемы, связанные с различением форм простой сравнительной степени прилагательных и наречий. При выполнении задания В-2, где нужно выписать все прилагательные, нужно уметь находить все имёна прилагательные, в том числе и в форме сравнительной степени.

Читайте также:  Относительные прилагательные чем являются в предложении

Цель урока:

  • познакомить учащихся со степенями сравнения прилагательных;
  • научить образовывать прилагательные в форме сравнительной и превосходной степеней;
  • показать синтаксическую роль в предложении данных форм прилагательных.

Оборудование: проектор, экран или интерактивная доска (для объяснения нового материала), а также для выполнения практического блока.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Вступление по теме урока, объяснение целей.
  3. Теоретический блок (Приложение 1)
  4. Ответы на возникшие вопросы.
  5. Практический блок.
  6. Физминутка на 25 минуте урока.
  7. Объяснение домашнего задания.
  8. Подведение итогов.

II. Практический блок

1. Образуйте (и запишите) простую сравнительную степень от следующих прилагательных: чёткий, резкий, лёгкий, мягкий, жёсткий, частый, сладкий, чистый, простой, густой.

2. Выделите суффиксы в прилагательных: слаще, тоньше, приветливее, громче, глубочайшее, круче, крупнейшее, мягче, легче, твёрже, мельче.

3. Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый, пр.…ятный, счас…ливый, спокойный, удобный, ужасный, пр…красный, пр…лежный, пр…чудливый, пр…влекательный, пр…зрительный, старый, искусный, св…бодный.
Дорогой, сухой, твёрдый, богатый, крутой, густой, простой, толстый, чистый, громкий, мелкий, горький, сладкий, мягкий, лёгкий.
Долгий, ранний, старый, тонкий, далёкий, горький.
Малый, плохой, хороший.

4. Спишите, подчёркивая имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени как члены предложения.

По территории… нашей Родины т…чёт самая большая река в Европ…— Волга. Среднесибирск… пл…скогорье – одно из крупнейших в мир… . Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Ази… . Пр…рода Северн… Урала суровее пр…роды Средн… и Южн… Урала.

5. Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся от другой основы?

Здоровье (дорогой) золота. Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Правда (светлый) солнца. Дождливое лето (плохой) осени.

Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах.

Грус (?)ный, яс (?)ный, опас (?)ный, безжалос (?)ный, пр.…лежный.

6. Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

Красивый, слабый, счастливый, счастливый, простой, интересный, богатый, краткий, лёгкий, мягкий, редкий, тонкий, яркий, высокий, глубокий, широкий, великий, строгий.

7. Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведённых ниже прилагательных. Укажите, от каких прилагательных степени сравнения образовать нельзя.

8. Бойкий, большой, важный, громадный, громадный, громкий, злющий, искусный, клетчатый, красивый, ловкий, плохой, полосатый, розоватый, сверхмощный, скверный, сладкий, холостой, хороший.

9. Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

Эта оправа для очков более женская, чем мужская. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее. Мой друг самый честнейший человек. Такой вариант исправления текста ещё более худший. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация. Новая кофточка ещё коричневее старой.
Домашнее задание.

Читайте также:  Способы образования имен прилагательных в современном русском языке

10. Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы многоводный, полноводный, глубокий, бездонный, мелкий, неглубокий, мелководный. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени.

Источник

Урок «Степени сравнения имен прилагательных»

Тема урока: «Степени сравнения имен прилагательных. »

Усвоение значения прилагательных в форме сравнительной степени.

Формирование УУД при помощи приемов технологии критического мышления.

разобрать способы образования сравнительной степени, их синтаксическую роль,

отработать навык правильного употребления прилагательных в составной сравнительной степени.

формирование мировоззренческих понятий.

Общеучебные универсальные действия использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические учебные действия умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

на доске записи: Шестнадцатое января

Изучить Научиться Научиться правильно употреблять

Саша внимательнее Маши.

Саша более внимательна,чем Маша.

1. Мотивирование к учебной деятельности(психологический настрой на урок с целью поднятия эмоциональности и позитивного настроя учащихся).

-Доброе день, ребята! Я очень рада видеть вас. Меня зовут Ильгамия Рашитовна, и сегодня я постараюсь помочь вам открыть новое в мире русского языка

Есть такие высказывания : « Открытия делают только подготовленные умы. ( Блез Паскаль )

Не сомневаюсь, что передо мной подготовленные умы и думающие ученики, которые совершат сегодня открытие. Мне тоже интересно открыть каждого из вас.

Какие характеристики вы можете дать себе как школьникам, используя имена прилагательные?

Замечательно, что вы можете выделить в самих себе такие важные черты, но к концу урока вы сможете наметить себе новые цели и создать памятку «Каким должен стремиться стать школьник»

Удачи желаю я Вам. Улыбнитесь миру, и мир улыбнется вам.

-Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий. Перед вами опорная карта, с которой вы будете работать.

Посмотрите на вашу опорную карту и напишите все, что знаете об имени прилагательном.

Прилагательное – ___________________ часть речи, которая обозначает ____________________________, отвечает на вопросы ___________________ Изменяется по _______________________________________. Могут иметь ________________и _____________________форму. В предложении бывают __________________и____________________.

(прилагательное — самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? Чей? Изменяется по родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму. В предложении бывают определениями и сказуемыми.) Слайд 1.

-Прочитайте, что написали.

Молодцы. Вы дали правильное определение имени прилагательного

А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.

Перед вами снежинки(обращаю внимание на проектор. Слайд 2). Попробуйте найти в них отличия.

2. Рядом со снежинками написаны цепочки слов.

маленькая – меньше – более маленькая;

– Про какую снежинку можно сказать, что она маленькая? А какая меньше? Какая более маленькая?

– Продолжите вторую цепочку. Одна снежинка красивая, вторая – … .

– Поработаем с трётьей цепочкой. Какая снежинка холодная? Вторая – …?

Молодцы. Вы все верно рассказали. И тема нашего урока «Степени сравнения имён прилагательных».

А теперь, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Степени сравнения имён прилагательных». (учитель обращает внимание ребят на проектор, где записаны: число, вид работы и тема урока. Слайд 3,4

4.Фаза- осмысление материала:

1. Теория. У вас на партах схема. Она называется кластер. В переводе с английского «кисть», «пучок», «гроздь». Нам сейчас предстоит его построить понятиями из темы.

Как построить ? Я предлагаю вам узнать это самим. Это умение очень важно — учиться самостоятельно. В современном мире человеку приходится всю жизнь учиться.Учебник, теоретический материал на с. 10-11.Мы сегодня проработаем только сравнительную степень. Но сделаем этот таким способом. «Инсерт» — маркировка текста. Это такой способ работы с информацией. Пообщайтесь с параграфом самостоятельно.

Проверка заполнения ядер. Слайд5

2.Теория обязательно должна подтверждаться практикой:

–Раскройте скобки, ставя прилагательные в сравнительную степень .Подчеркните главные члены предложения

Добрые слова (хороший) мягкого пирога.

После работы еда (вкусный).

Дождливое лето (плохой) осени.

Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)

раскрыть особенность прилагательных в простой и составной сравнительной степени.

Нам необходимо решить лингвистическую задачку . Для этого прочтите предложения, записанные на доске.

– В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?

– Можно ли определить кем является Саша (мальчиком или девочкой?)

– Сделайте вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).

– Прочитайте второе предложение. Саша, мальчик или девочка? Докажите.

Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени?

ТЕЙК ОФ-ТАЧ ДАУН

Учащиеся при правильном ответе встают с места( сравнительные степень прилагательных):

Слаще , более лучше, более узкий , худше, теплее , менее сильнее

Наша задача выполнить упражнение 334.

Тренироваться в употреблении составной сравнительной степени имени прилагательного.

Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного.

Сидя за партой, работа по цепочке.

Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?

Молодцы, ребята, следующая наша

Учащиеся должны определить, какое имя прилагательное в простой сравнительной степени сравнения, а какое — в составной сравнительной степени сравнения.
Огромнейшее, более великий, больше, здоровее, более смелый, смелее, меньше, менее маленький, длинный, длиннее, самый длинный, короткий, самый короткий, более короткий, короче, лучше.

— мы помним, как вы характеризовали себя в начале урока. Но теперь, зная, как образуются формы сравнительной степени прилагательных, вам не составит труда написать памятку для школьника: каким должен стремиться стать школьник.

Итак, школьник должен стремиться стать …..

Используйте разные формы сравнительной степени прилагательных.

Источник