Урок русского языка. 4 класс. Тема: «Настоящее время глагола». Программа «Начальная школа 21 века»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка. 4 класс. Тема: «Настоящее время глагола». Программа «Начальная школа 21 века»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Настоящее время глагола | 34.47 КБ |
Презентация «Настоящее время глагола» | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Настоящее время глагола»
Цель: продолжить знакомство с изменением глаголов по временам; наблюдать образование и функционирование форм настоящего времени.
- Предметные результаты:
- Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам в форме настоящего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение.
- Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам.
- Находить в тексте слово по заданному грамматическому признаку.
- Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов.
- Универсальные учебные действия:
- Понимать информацию, представленную в виде схемы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач.
- Находить слова по заданному основанию.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
- Личностные результаты:
- Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
- Формировать способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Формы работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С. В. и др. ), карточки с групповыми заданиями, презентация.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
Дети внимательно смотрят показ упражнения на интерактивной доске и старательно записывают значки в тетрадь.
— Отгадайте слова по лексическому значению. Обратите внимание: все эти слова из орфографического словарика. Запишите их в тетрадь.
- Воображаемая линия между небом и землёй (горизонт)
- Светлый оттенок фиолетового (лиловый)
- Книга или тетрадь для стихов, рисования (альбом)
- Очень крупный населенный пункт, основную часть которого составляют рабочие (город)
- Источник пожара (огонь)
- Сооружение, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться (лестница)
— Поставьте ударение и подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.
— Проверьте по образцу на доске.
(Уч-ся осуществляют самопроверку по образцу)
- Актуализация знаний учащихся.
— Составьте слово из первых букв данных словарных слов.
— Верно. Получилось слово ГЛАГОЛ. (На доске появляется слово глагол)
— Что такое глагол?
— Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?
— Приведите примеры глаголов.
— Остальные свои знания о глаголе вы сможете показать, выполнив тест: «Что я знаю о глаголе?»
Тест «Что я знаю о глаголе?» Выбери верное утверждение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В карточках учителем указана система оценивания работ.
— Обменяйтесь листочками и проверьте работу своих товарищей. Оцените.
(Проводится взаимопроверка тестов и оценивание работ)
— Что ещё мы знаем о глаголе?
(Глаголы бывают настоящего, будущего и прошедшего времени)
(На доске появляются таблички со словами: прошедшее, настоящее время, будущее)
— На что указывает глагол в форме настоящего времени?
— На что указывает глагол в форме прошедшего времени?
— На что указывает глагол в форме будущего времени?
— Приведите примеры глаголов в настоящем времени, в прошедшем, в будущем.
– Сегодня на уроке мы с вами подробнее остановимся на форме настоящего времени глагола.
— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
( Находить слова в форме наст. вр., образовывать наст. время, изменять глаголы и т.д.)
— Кто поможет справиться с этими задачами? (Учебник)
- Наблюдение за изменением глаголов в форме наст. вр. по числам.
- Выполнение упр. 1, с. 152. Фронтально.
(плывет, сидит, плавает, течёт, печёт, распевает, гонит, звучит, ходит, мычит)
— На какой вопрос отвечали выписанные глаголы?
— В каком числе употреблены все эти глаголы? (В форме ед. ч.)
— Можно ли эти глаголы поставить в форму мн. числа?
— Назовите эти же глаголы в форме мн. числа?
— Какой вывод из этого следует?
Глаголы в форме настоящего времени изменяются по числам.
(К доске прикрепляются таблички ед.ч. и мн.ч.)
- Наблюдение за изменением глаголов в форме наст. вр. по лицам.
- Выполнение с комментированием упр. 2.
— Выпишите глаголы в форме настоящего времени.
(хожу, бежишь, рисую, смотрят, спрашиваю, стоим, изучаешь)
! Каждый глагол необходимо проанализировать.
— На какие 2 группы вы могли бы распределить эти глаголы?
— На какие три группы можно распределить эти же глаголы?
(ед.ч. и мн.ч.; 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо)
— Какой вывод из этого следует?
Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.
(На доске появляется табличка со словами: 1 л., 2 л., 3 л.)
- Наблюдение за невозможностью образования форм настоящего времени от глаголов совершенного вида.
— Прочитайте глаголы говорить, писать, написать, сказать.
— Что их объединяет?
— Можно ли их разделить на две группы?
(глаголы сов. и несов. вида)
— Образуйте формы настоящего времени от глаголов.
— Какие глаголы не удалось поставить в форму настоящего времени?
— Как вы думаете, почему? ( Это глаголы совершенного вида)
— Какой вывод можно сделать?
— Как вы думаете, почему не удается от глаголов сов. вида образовать форму наст. времени?
Глаголы совершенного вида не могут иметь формы настоящего времени, так как сов. вид обозначает действие, которое в момент речи уже совершилось.
— Сравним наш вывод с правилом, данным в учебнике.
* Чтение рубрики «Секреты русского языка»
- Работа в группах. Подчеркнуть глаголы, от которых возможно образовать форму настоящего времени.
1 гр. Принести, гудеть, жужжать, нарисовать, дышать, заснуть, благодарить.
2 гр. Написать, запретить, гудеть, дышать, благодарить, купить, жужжать.
3 гр. Заснуть, благодарить, победить, гудеть, жужжать, сбежать, дышать.
4 гр. Благодарить, написать, гудеть, дышать, принести, жужжать, полить.
5 гр. Потратить, жужжать, дышать, гудеть, записать, благодарить, приготовить.
6 гр. Жужжать, заскрипеть, благодарить, гудеть, взять, дышать, срезать.
Для проверки вывесить все листы на доску.
— Образуем от данных глаголов форму настоящего времени 2-го лица ед. числа.
- Обобщение полученных знаний.
— Таблица, которую мы с вами начали заполнять, ещё не закончена.
— Поработайте в группах и закончите её.
- Заполнение памятки в группах. Затем в ходе проверки оформляется на доске.
Источник
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме «Настоящее, прошедшее и будущее время глагола» (урок-путешествие)
Цель урока: создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола.
- формировать умения определять время глагола, спряжение глагола;
- развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;
- воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.
Оборудование: запись на доске, карта путешествия, карточки с заданиями, тест.
Ход урока
В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.
- Чистописание. Актуализация опорных знаний.
— На уроках литературного чтения, когда изучали устное народное творчество, то приводили много примеров пословиц и поговорок. Скажите, пожалуйста, зачем нужны пословицы и поговорки?
— Мы сегодня на уроке будем вспоминать пословицы и поговорки о дружбе. Прочитайте пословицы, которые написаны на доске. Объясните смысл.
- Дружбу за деньги не купишь.
- Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга.
— Что за слова у меня подчёркнуты?
— Что такое глагол?
— На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе?
— Во множественном числе?
— Объясните правописание глаголов.
Запишите словарное слово ССОРА. Образуйте от него глаголы, используя разные приставки.
Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие по океану Глаголов.
Прежде, чем отправиться в путешествие, вы должны вспомнить грамматические признаки глагола. (Вид, лицо, число, род). Пришло время познакомиться с ещё одним признаком – время глагола.
Все готовы? Тогда в путь! Обязательно возьмём с собой уважение к друзьям, взаимопомощь, дружбу.
- Изучение нового материала. Первичное закрепление.
- Наблюдение за глаголами настоящего времени.
Наш корабль причалил к какому-то острову. Прочитаем его название. (Открывает название острова). Это остров глаголов настоящего времени. Здесь живут глаголы: сидит, слушает, думают, отвечает и т.д. На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делает? Что делают?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас. Приведите примеры глаголов в форме настоящего времени.
Измените по лицам глагол ПИСАТЬ и поставьте его в форму настоящего времени.
Вывод. Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.
Откройте учебник на странице 116, упражнение 2. (Коллективно, письменно).
- Наблюдение за глаголами прошедшего времени.
Узнали о жизни жителей этого острова, отправляемся дальше.
Следующий остров – это остров Глаголов прошедшего времени. Здесь живут глаголы: сидел, слушал, думал, отвечали, нарисовал, написали.
На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходило до момента речи, т.е. вчера, на прошлой неделе или 5 минут назад и т.д. Приведите примеры глаголов в форме прошедшего времени.
Жители этого острова приготовили для вас задание.
Задание. Образуйте от глаголов в начальной форме глаголы в форме прошедшего времени , единственного числа, мужского, женского и среднего рода.
СВЕТИТЬ, ПЛЫТЬ, ЦВЕСТИ . Например: блестеть – блестел (снег), блестела (луна), блестело (озеро). Работаем в парах, советуемся вместе.
Измените глагол в форме прошедшего времени по лицам. ЛЕТАТЬ
Вывод: В форме прошедшего времени глаголы не изменяются.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
В форме какого времени употреблены глаголы?
Подплываем к последнему острову. Это остров Глаголов будущего времени. Здесь живут глаголы: уйду, напишу, решу, посчитаем, буду смотреть. На какие вопросы отвечают эти глаголы?
Глаголы в форме будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи, т.е. когда – то. Приведите примеры глаголов в форме будущего времени.
Задание. В пословицах найдите глаголы в форме будущего времени и запишите их в тетрадь. (По вариантам).
- 1 вариант. Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.
- 2 вариант. Дружба как стекло: расколешь – не соберёшь.
Измените глагол нарисовать в форме будущего времени по лицам.
Вывод. Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам.
На этом наше путешествие по островам времени глаголов завершилось.
Какие формы времени вы сегодня узнали?
- Повторение изученного материала.
- Какое из данных слов является глаголом? а) пробежка; б) пробегать; в) бег; г) беговой
- С какими глаголами частица не пишется слитно? а)(не)пишет; б) (не)доумевать; в) (не) боится; г) (не) взлюбить
- Укажи глаголы 1 спряжения.а)стро__ть ;б) слуш___ть; в) обид__ть; г) шаг__ть
- В каком ответе перечислены окончания только 2 спряжения. а) –ит, -ем, — ют б) –им, -ут, -ют в) -ат, -ешь, -ет г) –ите, -ишь, — ят
Самопроверка: 1- б), 2- б), г) 3 — б), г) 4 – г). Самооценка
- Домашнее задание. Стр. 117, упр. 4
- Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Какой вывод надо сделать о дружбе?
- Рефлексия.
- Привлёк меня тем, что……..
- Показался интересным…..
- Заставил задуматься……
- Навёл меня на размышления……
Источник