Меню

Конспект урока русского языка в 4 классе настоящее время глагола



Урок русского языка. 4 класс. Тема: «Настоящее время глагола». Программа «Начальная школа 21 века»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка. 4 класс. Тема: «Настоящее время глагола». Программа «Начальная школа 21 века»

Скачать:

Вложение Размер
Настоящее время глагола 34.47 КБ
Презентация «Настоящее время глагола» 2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Настоящее время глагола»

Цель: продолжить знакомство с изменением глаголов по временам; наблюдать образование и функционирование форм настоящего времени.

  • Предметные результаты:
  • Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам в форме настоящего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение.
  • Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам.
  • Находить в тексте слово по заданному грамматическому признаку.
  • Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов.
  • Универсальные учебные действия:
  • Понимать информацию, представленную в виде схемы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач.
  • Находить слова по заданному основанию.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
  • Личностные результаты:
  • Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
  • Формировать способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Формы работы: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть1 (автор Иванов С. В. и др. ), карточки с групповыми заданиями, презентация.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Дети внимательно смотрят показ упражнения на интерактивной доске и старательно записывают значки в тетрадь.

— Отгадайте слова по лексическому значению. Обратите внимание: все эти слова из орфографического словарика. Запишите их в тетрадь.

  • Воображаемая линия между небом и землёй (горизонт)
  • Светлый оттенок фиолетового (лиловый)
  • Книга или тетрадь для стихов, рисования (альбом)
  • Очень крупный населенный пункт, основную часть которого составляют рабочие (город)
  • Источник пожара (огонь)
  • Сооружение, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться (лестница)

— Поставьте ударение и подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

— Проверьте по образцу на доске.

(Уч-ся осуществляют самопроверку по образцу)

  1. Актуализация знаний учащихся.

— Составьте слово из первых букв данных словарных слов.

— Верно. Получилось слово ГЛАГОЛ. (На доске появляется слово глагол)

— Что такое глагол?

— Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?

— Приведите примеры глаголов.

— Остальные свои знания о глаголе вы сможете показать, выполнив тест: «Что я знаю о глаголе?»

Тест «Что я знаю о глаголе?» Выбери верное утверждение

  • Глагол – это часть речи.
  • Глагол – это часть слова.
  • Глагол обозначает предмет
  • Глагол обозначает действие предмета
  • Вопросы глагола: что делать.
  • Вопросы глагола: какой? какая.
  • В предложении глагол обычно является сказуемым
  • В предложении глагол является определением
  • Спряжение – это изменение по падежам
  • Спряжение – это изменение по лицам и числам
  • Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида
  • Не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются.
  • Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.
  • Начальная форма образуется с помощью суффиксов –ть, -чь, -ти

В карточках учителем указана система оценивания работ.

— Обменяйтесь листочками и проверьте работу своих товарищей. Оцените.

(Проводится взаимопроверка тестов и оценивание работ)

— Что ещё мы знаем о глаголе?

(Глаголы бывают настоящего, будущего и прошедшего времени)

(На доске появляются таблички со словами: прошедшее, настоящее время, будущее)

— На что указывает глагол в форме настоящего времени?

— На что указывает глагол в форме прошедшего времени?

— На что указывает глагол в форме будущего времени?

— Приведите примеры глаголов в настоящем времени, в прошедшем, в будущем.

– Сегодня на уроке мы с вами подробнее остановимся на форме настоящего времени глагола.

— Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

( Находить слова в форме наст. вр., образовывать наст. время, изменять глаголы и т.д.)

— Кто поможет справиться с этими задачами? (Учебник)

  • Наблюдение за изменением глаголов в форме наст. вр. по числам.
  • Выполнение упр. 1, с. 152. Фронтально.

(плывет, сидит, плавает, течёт, печёт, распевает, гонит, звучит, ходит, мычит)

— На какой вопрос отвечали выписанные глаголы?

— В каком числе употреблены все эти глаголы? (В форме ед. ч.)

— Можно ли эти глаголы поставить в форму мн. числа?

— Назовите эти же глаголы в форме мн. числа?

— Какой вывод из этого следует?

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по числам.

(К доске прикрепляются таблички ед.ч. и мн.ч.)

  • Наблюдение за изменением глаголов в форме наст. вр. по лицам.
  • Выполнение с комментированием упр. 2.

— Выпишите глаголы в форме настоящего времени.

(хожу, бежишь, рисую, смотрят, спрашиваю, стоим, изучаешь)

! Каждый глагол необходимо проанализировать.

— На какие 2 группы вы могли бы распределить эти глаголы?

— На какие три группы можно распределить эти же глаголы?

(ед.ч. и мн.ч.; 1 лицо, 2 лицо, 3 лицо)

— Какой вывод из этого следует?

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.

(На доске появляется табличка со словами: 1 л., 2 л., 3 л.)

  • Наблюдение за невозможностью образования форм настоящего времени от глаголов совершенного вида.

— Прочитайте глаголы говорить, писать, написать, сказать.

— Что их объединяет?

— Можно ли их разделить на две группы?

(глаголы сов. и несов. вида)

— Образуйте формы настоящего времени от глаголов.

— Какие глаголы не удалось поставить в форму настоящего времени?

— Как вы думаете, почему? ( Это глаголы совершенного вида)

— Какой вывод можно сделать?

— Как вы думаете, почему не удается от глаголов сов. вида образовать форму наст. времени?

Глаголы совершенного вида не могут иметь формы настоящего времени, так как сов. вид обозначает действие, которое в момент речи уже совершилось.

— Сравним наш вывод с правилом, данным в учебнике.

* Чтение рубрики «Секреты русского языка»

  • Работа в группах. Подчеркнуть глаголы, от которых возможно образовать форму настоящего времени.

1 гр. Принести, гудеть, жужжать, нарисовать, дышать, заснуть, благодарить.

2 гр. Написать, запретить, гудеть, дышать, благодарить, купить, жужжать.

3 гр. Заснуть, благодарить, победить, гудеть, жужжать, сбежать, дышать.

4 гр. Благодарить, написать, гудеть, дышать, принести, жужжать, полить.

5 гр. Потратить, жужжать, дышать, гудеть, записать, благодарить, приготовить.

6 гр. Жужжать, заскрипеть, благодарить, гудеть, взять, дышать, срезать.

Для проверки вывесить все листы на доску.

— Образуем от данных глаголов форму настоящего времени 2-го лица ед. числа.

  1. Обобщение полученных знаний.

— Таблица, которую мы с вами начали заполнять, ещё не закончена.

— Поработайте в группах и закончите её.

  • Заполнение памятки в группах. Затем в ходе проверки оформляется на доске.

Источник

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме «Настоящее, прошедшее и будущее время глагола» (урок-путешествие)

Цель урока: создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола.

  • формировать умения определять время глагола, спряжение глагола;
  • развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость;
  • воспитывать положительную мотивацию изучения предмета, воспитывать культуру речи, товарищество.

Оборудование: запись на доске, карта путешествия, карточки с заданиями, тест.

Ход урока

В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

  1. Чистописание. Актуализация опорных знаний.

— На уроках литературного чтения, когда изучали устное народное творчество, то приводили много примеров пословиц и поговорок. Скажите, пожалуйста, зачем нужны пословицы и поговорки?

— Мы сегодня на уроке будем вспоминать пословицы и поговорки о дружбе. Прочитайте пословицы, которые написаны на доске. Объясните смысл.

  • Дружбу за деньги не купишь.
  • Друг – это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга.

— Что за слова у меня подчёркнуты?
— Что такое глагол?
— На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе?
— Во множественном числе?
— Объясните правописание глаголов.

Запишите словарное слово ССОРА. Образуйте от него глаголы, используя разные приставки.

Сегодня я предлагаю вам совершить необычное путешествие по океану Глаголов.

Прежде, чем отправиться в путешествие, вы должны вспомнить грамматические признаки глагола. (Вид, лицо, число, род). Пришло время познакомиться с ещё одним признаком – время глагола.

Все готовы? Тогда в путь! Обязательно возьмём с собой уважение к друзьям, взаимопомощь, дружбу.

  1. Изучение нового материала. Первичное закрепление.
  1. Наблюдение за глаголами настоящего времени.

Наш корабль причалил к какому-то острову. Прочитаем его название. (Открывает название острова). Это остров глаголов настоящего времени. Здесь живут глаголы: сидит, слушает, думают, отвечает и т.д. На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делает? Что делают?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас. Приведите примеры глаголов в форме настоящего времени.

Измените по лицам глагол ПИСАТЬ и поставьте его в форму настоящего времени.

Вывод. Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.

Откройте учебник на странице 116, упражнение 2. (Коллективно, письменно).

  1. Наблюдение за глаголами прошедшего времени.

Узнали о жизни жителей этого острова, отправляемся дальше.

Следующий остров – это остров Глаголов прошедшего времени. Здесь живут глаголы: сидел, слушал, думал, отвечали, нарисовал, написали.

На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?) Это глаголы, которые показывают, что действие происходило до момента речи, т.е. вчера, на прошлой неделе или 5 минут назад и т.д. Приведите примеры глаголов в форме прошедшего времени.

Жители этого острова приготовили для вас задание.

Задание. Образуйте от глаголов в начальной форме глаголы в форме прошедшего времени , единственного числа, мужского, женского и среднего рода.

СВЕТИТЬ, ПЛЫТЬ, ЦВЕСТИ . Например: блестеть – блестел (снег), блестела (луна), блестело (озеро). Работаем в парах, советуемся вместе.

Измените глагол в форме прошедшего времени по лицам. ЛЕТАТЬ

Вывод: В форме прошедшего времени глаголы не изменяются.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

В форме какого времени употреблены глаголы?

Подплываем к последнему острову. Это остров Глаголов будущего времени. Здесь живут глаголы: уйду, напишу, решу, посчитаем, буду смотреть. На какие вопросы отвечают эти глаголы?

Глаголы в форме будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи, т.е. когда – то. Приведите примеры глаголов в форме будущего времени.

Задание. В пословицах найдите глаголы в форме будущего времени и запишите их в тетрадь. (По вариантам).

  • 1 вариант. Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.
  • 2 вариант. Дружба как стекло: расколешь – не соберёшь.

Измените глагол нарисовать в форме будущего времени по лицам.

Вывод. Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам.

На этом наше путешествие по островам времени глаголов завершилось.

Какие формы времени вы сегодня узнали?

  1. Повторение изученного материала.

  1. Какое из данных слов является глаголом? а) пробежка; б) пробегать; в) бег; г) беговой
  2. С какими глаголами частица не пишется слитно? а)(не)пишет; б) (не)доумевать; в) (не) боится; г) (не) взлюбить
  3. Укажи глаголы 1 спряжения.а)стро__ть ;б) слуш___ть; в) обид__ть; г) шаг__ть
  4. В каком ответе перечислены окончания только 2 спряжения. а) –ит, -ем, — ют б) –им, -ут, -ют в) -ат, -ешь, -ет г) –ите, -ишь, — ят

Самопроверка: 1- б), 2- б), г) 3 — б), г) 4 – г). Самооценка

  1. Домашнее задание. Стр. 117, упр. 4
  2. Итог урока.

  • Чем занимались на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Какой вывод надо сделать о дружбе?

  1. Рефлексия.

  • Привлёк меня тем, что……..
  • Показался интересным…..
  • Заставил задуматься……
  • Навёл меня на размышления……

Источник

Читайте также:  Глагол и его формы кратко