Меню

Конспект урока в 10 классе правописание суффиксов имен прилагательных



Урок русского языка в 10 классе по теме: «Правописание окончаний и суффиксов различных частей речи»

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Правописание окончаний и суффиксов различных частей речи»

    Повторить и систематизировать полученный в предыдущих классах разрозненный материал по правописанию суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов. Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного суффикса слова. Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужного суффикса слова.

    Изучить в системе правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий и глаголов. Тренировать навыки контроля над письмом и удержания внимания через слух, зрение, пишущую руку. Тренировать память через систему специально подобранных примеров.

    Интерактивная доска. (Дополнительно перед каждым учеником могут располагаться монитор, клавиатура и графический планшет). Распечатки сводного учебного материала по правописанию суффиксов слов. Необходимый для работы текстовый материал и используемые учителем учебники. Как вариант также могут быть применены интерактивные задания, специально подготовленные учителем или взятые с сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection. edu. ru/

Постановка проблемы: Ребята, в следующем году вы сдаете ЕГЭ. На уроках русского языка мы готовимся с вами к этому экзамену. Вот и сегодня я хочу предложить вам рассмотреть одно из заданий ЕГЭ – А11. Примеры этого задания вы видите на экране интерактивной доски :

    Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

(гуси) щипл..т (траву)

    Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

Итак, задания А11 – это правила правописания окончаний и суффиксов различных частей речи. Продолжаем работу над правилами правописания слов. Вы помните, что на прошлом уроке мы говорили с вами о том, что организация русских слов – морфемная. Следовательно, собрав правила правописания слов в единый блок и распределив их по морфемам, мы существенно облегчим их изучение для последующего правильного и безошибочного написания любых слов. Нельзя забывать при этом о порядке изучения материала. Алгоритм рассуждения над той или иной проблемой – великая вещь!
Итак, в слове всего пять позиций, где может быть допущена орфографическая ошибка: приставка, корень, суффикс, окончание и стык приставки с корнем.

На прошлом уроке мы рассмотрели свод правил, касающихся окончаний имён существительных, имён прилагательных, причастий, глаголов. Сегодня рассмотрим суффиксы существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

II. Изучение нового материала

На экран интерактивной доски выводится сводный изучаемый материал. Учитель даёт краткие пояснения того, что видят учащиеся. Далее изучение нового материала проводится по трём блокам, из которых состоит сводный материал: «Суффиксы имён существительных», «Суффиксы имён прилагательных и причастий» и «Суффиксы глаголов».

I-й БЛОК ПРАВИЛ: Суффиксы ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Условия выбора суффикса

Если при склонении гласный выпадает, пиши –ек

После д-т, з-с, ж пиши — чик, после остальных согласных – щик

У сущ м. р. пиши –ец,

У сущ. ж. р. пиши –иц

У сущ. ср. р. пиши –е, если она стоит перед ударным гласным, пиши –и, если она стоит после ударного гласного.

Читайте также:  Прилагательные к слову вечеринка

После твердых согласных пиши о, после мягких согласных –е

Исключения: заинька, паинька, баиньки

Смазчик, рассказчик, перебежчик, пильщик

Тест по теме «Правописание окончаний и суффиксов имен существительных» 10 класс

1.Укажите ряд, в котором все слова имеют окончание –и:

А)о снегопад…, о радост…, о знамен…, о роял…

Б) к радост…, в санатории…, по географии…. к Мари…

В) в здании…, в алле…, в тетрад…, о здоровь…

2. Укажите ряд, где во всех словах окончание –е:

А) в раздумь…, в ущель…, о Дарь…, в несчасть…

Б) в арми…, с акаци…, о Марь…, в плать…

В)на ветк…, на ветв…, о дом…, в город…

3. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется ч:

А) Рассказ…ик, перепис…ик, перебеж…ик

Б) времен…ик, барабан…ик, налад…ик

В) пиль…ик, груз…ик, лет…ик

4. Отметьте слова с буквой о:

5. В каком слове пишется суффикс –иц?

6. В каком слове пишется в суффиксе и?

Взаимопроверка теста: 1-б, 2-а, 3-а, 4-а, в, 5-а, 6-г

II-й БЛОК ПРАВИЛ: СУФФИКСЫ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

    Задание: Спишите, вставьте пропущенные орфограммы.

Флот…кий завтрак, тка…кий станок, кавказ…кий обычай, узбек…кий кафтан, дач…ный поселок, сан-францис…кий гламур, углич…кий (г. Углич), переулок, бо…вой отряд, Сирен…вый бульвар, он получил тро…чку, юрод…вый, пальт…шко, кресл…це, красав…ца, листоч…к, берёз…нька, па…нька, флейтщ…к, виш…нка, завал…нка, ниц…кий (г. Ницца), крупитч…тый, волгоград…кий, звер…кий, ноябрь…кий, кон…кий, чиновн…чий, заносч…вый человек, череп…чная крыша, Баренц…во море, спас…кий спуск (г. Спасск), сорбон…кий уровень, паломнич…ство, ученич…ство, болот…стая местность, заботл…вый отец, туч…ньки, стол…к, огн…во; огн…вой; овраж…к; в деревне много ласточ…к; обработч…к; обоч…на дороги; образоч…к (образок), обраща…мость механизма; обрез…чный станок; обрыв…стость речи; обугл…вание дров.

    Задание: Спишите, вставьте пропущенные орфограммы

Ненавид…щий меня сосед; непредугадыва…мый результат; знач…щее событие; преумнож…вший результаты учёный; слыш…вший об этом; выздоров…вший ребёнок; он высме…л меня; он завис…л от этого; он леле…л мечту; он завед…вал кафедрой; он вывед…вал тайны; они заклад…вают фундамент; малыш посматр…вал и погляд…вал; это ему удастся; мгла затм…вает небо; я это преодол…ваю; кони обезнож…ли; он остолбен…л; деревни обезлюд…ли; выбер…те и выпиш…те!; я наста…ваю на этом; бесед…вавший со мной; исповед…вавший это; они проповед…вали это; масл…ый блин; брош…ный камень; купл…ный билет; лиш…ный чувства юмора; непуг…ый зверь; спас…ный ребёнок; правле…ый текст; се…ые травы; вял…ая рыба; дра…ая куртка; рва…ая рана; неслых…ный случай; опира…щийся на трость; опаса…щийся грозы; опазд…вающий на работу.

Ороше…ая водой местность; поля ороше…ы и приготовле…ы к севу; прекраще…ый сеанс; работа прекраще…а, она была естестве…на, пламе…ные чувства, естестве…ость; неслыха…ый случай, нечая…ая встреча, исправле…ая рукопись, стекля…ый стакан, конче…ый человек, глаже…ые в ателье брюки, ноше…ый-переноше…ый костюм, стира…ое мамой бельё, платье поноше…о; мощё…ые булыжником дороги, малонаезже…ая трасса, лата…ая-перелата…ая шуба, свежегаше…ая известь, сраже…ый этим человек, они увере…ы в победе, незва…ый гость, рискова…ый проект, выдержа…ое вино, его превосходство общепризна…о, ягоды свежезамороже…ы, ножи заржавле…ы и гряз…ы, сестра намере…а уехать, его дерзость намере…а; ориентирова…ый в этом турист; они ориентирова…ы на это; освещё…ая улица; комната освеще…а; святые места оскверне…ы и поруга…ы.

Читайте также:  Имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном падеже

    Орфографическая минутка. Подготовка к ЕГЭ.

III-й БЛОК ПРАВИЛ: СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ.

Примеры для орфографической разминки:

Рассказываю — рассказывать, рассказывал; опаздываю — опаздывать, опаздывал; рассеиваю — рассеивать, рассеивал; отчаиваюсь — отчаиваться, отчаивался; подглядываю — подглядывать, подглядывал, заканчиваю — заканчивать, заканчивал; засеиваю — засеивать, засеивал; беседую — беседовать, беседовал; воюю — воевать, воевал; чувствую — чувствовать, чувствовал; использую-использовать, использовал, предчувствую — предчувствовать, предчувствовал; горюю — горевать, горевал.

Источник

Урок русского языка в 10-м классе по теме: «Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных»

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием н-нн в суффиксах имен прилагательных; закрепить умения аргументировать выбор н-нн в суффиксах прилагательных;
  • развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать коммуникативные умения при работе в парах, воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: доска, мультимедийная установка, словари, справочный материал.

Записано:

  • обобщить, систематизировать…
  • закрепить умение….
  • развивать…

Словарные слова:

  • толерантность
  • иммиграция
  • эмиграция

Домашнее задание: параграф 40, упражнение 237 (по заданию), индивидуальное задание – отредактировать написанное сочинение.

Ход урока

I. Организационный момент.

Записать число, тему урока. Определение целей урока учащимися

Работа учащихся у доски с индивидуальными заданиями:

1. Рассказать о правописании н в суффиксах имен прилагательных.

Работа по карточке № 1

Правописание Н-НН в разных частях речи.

В каком слове на месте пропуска пишется НН?

  1. Дикови…ое происшествие
  2. Багря…ые закаты
  3. Дровя…ой склад
  4. Беше. ый ритм
  5. Ветре. ая девушка

2. Рассказать о правописании нн в суффиксах имен прилагательных.

Работа по карточке № 2

Правописание Н-НН в разных частях речи.

В каком слове на месте пропуска пишется Н?

  1. Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.
  2. В своих делах она была безукоризнен..а.
  3. В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.
  4. В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”.

III. Работа учащихся с новыми словарными словами.

Определение лексического значения слов по “Словарю русского языка” С.И.Ожегова. Слова указаны на слайде 2.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.

Эмиграция – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, религиозными, политическими).

Дополнительный вопрос: к какому стилю речи можно отнести словарную статью? (к научному стилю)

Вспоминаем с учащимися, что слова эмиграции и иммиграция — паронимы (Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию).

Предлагаем учащимся решить тестовое задание (тест из книги С.А.Ильиной, И.С.Иванова “ЕГЭ по русскому языку 2006”):

Задание на слайде 3: В каком предложении вместо слова “терпимость” нужно употребить слова “терпение”?

  1. Если мы будем сохранять терпимость и искреннее сострадание к ближнему, то сможем жить в мире и гармонии.
  2. В какой другой стране найдется такая терпимость к чужим обычаям?
  3. Воспитание в духе терпимости, безусловно, начинается в семье.
  4. Леонид опаздывал и уже начал терять терпимость.

IV. Работа по орфоэпии.

Задание: в каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена правильно? (ответ: №2)

Читайте также:  Синтаксическая функция прилагательных пример

V. Работа с литературоведческим словарем: повторение стилистической фигуры оксЮморон (стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов, например “Оптимистическая трагедия”, “Живой труп”)

VI. Ответы учащихся, работающих у доски.

Задание классу: дать рецензии на ответы учащихся, записать в тетрадь те слова, которые считают трудными. Оценивание ответов учителем.

Учащиеся класса при повторении используют справочные материалы (из журнала “Русский язык и литература для школьников”) Приложение 1.

1. Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями, отпечатанными для каждого ученика.

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1. коноплян..ый 4. торжествен..ый
2. курин..ый 5. румян..ый
3. оловян..ый

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1. стеклян..ый 4. серебрян..ый
2. деревян..ый 5. ветрен..ый
3. прян..ый

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1. безветрен..ый 4. полотнян..ый
2. багрян.ый 5. овчин..ый
3. времен..ый

(Тесты взяты из книги Н.Г.Гольцовой,И.В. Шамшина “Единый Государственный экзамен. Русский язык” М.: Русское слово, 2006)

2. Осуществляется дифференцированный подход, трем сильным ученицам предложено индивидуальное задание.

Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:

  1. Смотрел рассеян..о.
  2. Облака рассеян..ы.
  3. Девочка рассеян..а.
  4. Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.
  5. Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.
  6. Работа комиссии хорошо организован..а.
  7. Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.

3. Взаимопроверка (работа учащихся в парах), сверяются с ответами на слайде 5. Ответы на тест: А — 3,4;Б – 1,2; В – 1,3,5.

4.Самопроверка индивидуального задания (слайд 6).

  1. Смотрел рассеянно (наречие).
  2. Облака рассеяны (краткое причастие).
  3. Девочка рассеянна (краткое прилагательное).
  4. Участники эксперимента были ограничены во времени (краткое причастие.)
  5. Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны (краткие прилагательные.)
  6. Работа комиссии хорошо организована (краткое причастие).
  7. Команда спортсменов дисциплинированна и организованна (краткие прилагательные.)

Учащимися делается вывод о правописании н-нн в суффиксах прилагательных.

VIII. Работа с текстом, отпечатанным для каждого учащегося.

Приложение 2 Текст В. Лакшина “Весь в письмах”.

Учащиеся сдают на проверку учителю выполненную самостоятельную работу (оцениваются все работы учащихся).

Осуществляется дифференцированный подход: двум сильным ученицам, победившим в районной олимпиаде по русскому языку, предложено индивидуальное задание: написать сочинение- рассуждение по данному тексту. Им предлагается примерный план сочинения- рассуждения.

План.

  1. Прочитать текст.
  2. Записать первые впечатления от прочтения текста (мысли, ассоциации, вызванные текстом).
  3. Тема текста (выделить предмет изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему).
  4. Проблема (проблематика текста; сформулировать проблемы, поставленные автором, показать, как автор решает их).
  5. Идея (отразить основную мысль текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).
  6. Собственная позиция (обосновать свое согласие или несогласие с автором, привести не менее трех аргументов, доказывая собственную позицию).

Ученица зачитывает созданный ею текст сочинения- рассуждения.

IX. Итоги урока.

    Достиг ли урок цели?
  • Какие знания и умения закрепили на уроке?

X. Домашнее задание: параграф 40, упражнение 237(по заданию), индивидуальное задание – отредактировать написанное сочинение.

Источник