Меню

Конспект урока в 4 классе на тему безударные окончания прилагательных



Урок русского языка по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных». 4-й класс

Класс: 4

Цель урока: формирование умения правильно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, писать гласные в безударных окончаниях имен прилагательных.

Задачи:

  • Отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных, проверять написание безударных окончаний имён прилагательных с помощью падежных вопросов.
  • Развивать речь обучающихся, способствовать обогащению словарного запаса языка, осознанию практической значимости имен прилагательных в нашей речи.
  • Развивать орфографическую зоркость, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, выполнять самопроверку и взаимопроверку.
  • Развивать воображение, зрительную и слуховую память, способность к творческой деятельности.
  • Содействовать в воспитании любви к родному слову, к русскому языку, литературе.

Этапы урока

Содержание

Время

Примечание

I Организационный момент

1. Активизация внимания

Внимание, звенит звонок,
Начинается урок!
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?

Мы начинаем урок русского языка, на котором у нас вновь присутствуют гости. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем удачи. А я вам пожелаю творчества, оно вам сегодня пригодится.

2. Запись числа. 1 мин. Дети записывают число в тетради.

II Постановка целей и задач урока

Глядя на слайд (Приложение 1), сформулируйте тему урока.
Сформулируйте для себя задачи на сегодняшний урок. (Учиться употреблять прилагательные в своей речи, учиться правильно писать окончания имен прилагательных, определять падеж прилагательных и т.д.) 1 мин. На доске схемы предложений. III Минутка чистописания, орфографическая работа

1. Работа по числовой таблице (зрительный диктант), поиск числа, соответствующий букве русского алфавита.

9 21 6 13 5
14 2 20 15
18 32 27 19 30
31 24 7 10 29
28 1 26 22 3
4 33 12 8 25
11 23 16 17 1
10 мин. На доске числовая таблица. 2. Запись буквы, соединений, слов с буквой

На что похожа буква ж? (На жука, на снежинку, шесть лучиков, лапок) Запись букв, соединений, слов, предложения. 3. Работа над группой слов.

снежинка заснеженный снежный снеговик снежок

– Что общего между словами?
– Найдите схожие признаки (Группировка слов, поиск «лишнего» и т.д.) 4. Игра «Поймай мяч»

– Составьте словосочетания с этими словами. (Легкая снежинка, снежный город, веселый снеговик, белый снежок и т.д.)
– Запишите два любых словосочетания, выделите окончания имен прилагательных. Дети ловят мяч и говорят словосочетание 5. Работа над предложением

– Сегодня мы еще встретимся со снежинкой, а пока прочитайте предложение:

Пуш_стый сне_ медленно круж_лся в воздухе и падал на холодн__ землю.

– Какой увидели снег в этом предложении?
– Какое это предложение?
– Прокомментируйте пропущенные орфограммы 6. Письмо по памяти

– Напишите предложение по памяти, вставляя пропущенные орфограммы.
– Выделите окончания имен прилагательных Запись предложения по памяти, выделение орфограмм, окончаний имен прилагательных IV Работа над поэтическим текстом

– А теперь вновь встреча со снежинкой. Послушайте стихотворение Константина Бальмонта, которое тоже называется снежинка.
– Какую снежинку нарисовал нам автор?

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

6 мин. – Какие чувства вызвала хрупкая снежинка?
– Чему можно у нее поучиться?
Лазурная высь – это какая?
– Как понимаете ветер веющий, лелеющий?
– Какие словосочетания сущ. + прилаг. услышали?

снежинка чист…
дорогой бурн…
в высь лазурн..
под ветром веющ…

Запись словосочетаний, выделение окончаний, определение падежей.
Проверка с доской, самопроверка Физминутка

Снежинка (зрительная зарядка)
Упражнение с массажером 2 мин. V Отработка навыков (практикум)

1. Блиц-опрос (теория)

1) Число, падеж, род – это

А) постоянные признаки,
Б) непостоянные признаки.

2) Имя прилагательное стоит в той же форме, что и имя существительное:

3) В словосочетании прил. + сущ. имя прилагательное является:

4) Чтобы проверить гласную в безударном окончании имени прилагательного, нужно:

А) задать вопрос от имени сущ,
Б) поставить под ударение гласную в окончании.

Формулировка правила

  • Имя прилагательное стоит в той же форме, что и имя существительное.
  • В словосочетании имя прилагательное всегда зависит от имени существительного
  • Чтобы правильно написать безударное окончание в имени прилагательном, нужно задать вопрос от имени существительного.
Читайте также:  Относительные прилагательные в качественном значении пример
10 мин. Сверка с доской 2. Тренинг с переходом

Сейчас мы с вами выступим в роли своеобразных снежинок. Вам предстоит перемещение по классу с целью выполнения задания по карточкам. Условие – двигаться тихо, не мешая друг другу.
По карточкам необходимо вставить пропущенные окончания, указать падеж. Проверка, зачитывание словосочетаний по цепочке VI Творческая работа над текстом

– Сейчас мы встретимся еще с одним героем, это снег, постарайтесь его представить, какой он, закройте для этого глаза.

Снег и скрипка

Снег беззвучно опускался на дома и деревья. Снег садился на открытые форточки – как воробей, только не чирикал. Сидя на форточке, снег болтал ногами, а так как спинки у форточки не было, часто падал вниз… хватаясь за воздух растопыренными снежинками.
И вот однажды, когда снег привычно сидел на форточке, до него донеслись звуки скрипки. Нельзя сказать, что он не слышал их раньше, но сейчас… «Ах, как чудесно! – подумал снег. – Если бы я тоже так умел!» И он стал учиться… Это пока снег только скрипит. 8 мин. – Какой прием использует автор в этом произведении?
– Каким себе представили снег?
– Почему снег только скрепит? (маленький, не умеет петь…)
– Почему звуки скрипки, которые он и раньше слышал, в этот раз запали ему в душу?
– Что же решил снег? (Чему-то научиться)
– Давайте вместе со снегом немного поиграем. Ответы на вопросы устно 1) Восстановление деформированных предложений.

Снег, на дома, беззвучно, и деревья, опускался.
Снег, на открытые, садился, форточки.
Сидя, ногами, на форточке, снег, болтал.
И, донеслись, вот, до него, скрипки, звуки.

– Почитайте, что получилось (мини-рассказ) Устное составление предложений, запись одного предложения, где есть прилагательное. 2) Игра «Добавьте прилагательное»

Над … форточкой (над открытой форточкой)
Болтал … ногами (длинными ногами)
Схватился за … воздух (прозрачный воздух)
Звуки … скрипки (нежной скрипки)

– Выделите окончание у имен прилагательных.

Запись словосочетаний, выделение окончаний

Проверка VII Самостоятельная работа

А сейчас, мы как этот герой снег, который всему хотел научиться, выполним с/р.
1) Подчеркнуть в тексте прилагательные.
2) Поставить словосочетание в указанную падежную форму.
3) Вписать окончание у имен прилагательных, указать падеж (Приложение 2) 5 мин. Самопроверка
Взаимопроверка. VIII Итог урока

– Ребята, если вы заметили, то сегодняшний урок был уроком прощания с зимой, через два дня мы будем встречать весну!

1. – Был ли полезен сегодняшний урок для вас? Чем?
– Какие умения и навыки отрабатывали сегодня на уроке?

Источник

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных . Закрепление”.
Задачи:
направленные на достижение личностных результатов обучения — формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности
направленные на достижение метапредметных результатов обучения -формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с олимпиадой; воспитание личностных качеств;
направленные на достижение предметных результатов обучения — тренировка умения правильно писать безударные падежные окончания прилагательных; развитие умения правильно и точно использовать в речи имена прилагательные.
Формы работы:
· фронтальная
· самостоятельная
· групповая
ХОД УРОКА
Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Очень многое будет зависеть от того, как мы с вами сегодня поработаем. Но я уверена, что все будет хорошо.
II. Введение в тему урока.
— Посмотрите на задание №1, которое у вас на столах.
Если вы правильно ответите на вопросы, то из букв правильно угаданных ответов сможете составить слово, которое имеет отношение к теме нашего урока
Задание №1
1. Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения с) часть речи.
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет к) признак предмета в) действие предмета
3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? к) что делает? что сделает? л) какой? какая? какие?
4. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным о) второстепенным
5. Как определить род прилагательного?
м) по вопросу н) по существительному с ним связанному.
6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя е) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
7. С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
8. Какое прилагательное является синонимом к слову » старательный»?
а) вежливый и) аккуратный о) хлопотливый
9. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное «водный».
а) проводка е) вода е) уводить

Читайте также:  Видеоурок степени сравнения прилагательных в русском языке

— Какое слово получилось? (Склонение) Правильно. МОЛОДЦЫ!
— А что такое склонение? (Изменение слова по падежам)
— Склоняются все имена ( имя сущ., имя прил., местоимение)
— Какой цели достигли, выполнив первое задание? (Отгадали слово и повторили всё об имени прилагательном).
III. Этап формулировки темы и целей урока.
— Посмотрите на те вопросы, которые вы повторили в задании, сформулируйте тему нашего урока.
— Правильно. Правописание безударных окончаний прилагательного.
— Используя опорную запись, поставьте цели урока.
Ø Закрепить………
Ø Упражняться……….
— Закрепить знания об имени прилагательном,
— упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах,
— проверить знания, увидеть какие у нас пробелы, чтобы устранить их на следующих уроках.
-Кроме этого, будем учиться в ходе урока быть партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.
— А что нужно было знать, чтобы правильно ответить на вопросы теста? ( правила)
— Где ещё можно встретить правила, кроме уроков? ( в играх)
— Как вы думаете, о каких главных спортивных играх я бы хотела сегодня вспомнить? ( Олимпийские игры )
— Я постаралась подготовить содержание нашего урока так, чтобы, конечно, в первую очередь, как мы определили, закрепить знания о прилагательном, но на материале Олимпиады.
4. Работа с текстом.
— Прочитайте выразительно текст. Употребите слова из скобок в требуемом падеже. (задание 2)
В зимн(………) Олимпиаде 2014 года участвовали представители всех континентов. На соревнованиях царил накал эмоций, страстей… Было побито много олимпийск(………) рекордов. Свыше тридцати медалей завоевали российск(………) спорстмены.
Всем памятна золотая медаль, которую выиграли для команды на последн(………..) дистанции наши лыжники – в биатлоне.
— Какая орфограмма встретилась в этом тексте?
— Какие шаги нужно выполнить, чтобы верно написать безударное окончание имени прилагательного?
— Откройте учебник на стр. __________. Повторим правило написания безударных окончаний прилагательных.
1 шаг. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное.
2 шаг. Задать вопрос от этого существительного к прилагательному.
3 шаг. Выбрать такое же окончание как и окончание вопроса (оно ударное).
Взаимопроверка. Сравни работу на карточках и на доске
V. Словарная работа.
— Знаете ли вы почему лыжную дистанцию назвали биатлоном?
Учебник стр. 129 ( с. 136) – толковый словарик (биатлон)
VI. Работа со словосочетаниями
Наши биатлонисты не только быстро бегают , но и метко стреляют. Посмотрим, как мы…
Игра «Мишень» ( задание 3 )
-Чтобы метко выстрелить, нужно выполнить задание.
— Поставьте словосочетания в нужную форму:
М.р. в форму Р.п., ж.р. – П.п., с.р. – Т.п. Задание 3
Олимпийская эмблема, сочинский талисман, утреннее соревнование, спортивный девиз, российская чемпионка, зимнее состязание
7. Локализация затруднений
— Как вы думаете, почему были допущены ошибки? (Плохо знаем падежные окончания имён прилагательных)
— Что необходимо сделать, чтобы выйти из затруднения? (Повторить алгоритм написания падежных окончаний имён прилагательных.)
а) Работа с эталоном.
На олимпийской эмблеме( какой? ), от сочинского талисмана ( от какого?), перед утренним соревнованием (Т.п., каким?), без спортивного девиза( без какого?), на российской чемпионке ( П.п., на какой?), с зимним состязанием( с каким?)
10. Физминутка- Сегодня к нам пришли талисманы сочинской Олимпиады . Знаете ли вы их? ( снежный барс, зайка, мишка) С ними талисманы Паралимпиады ( Лучик и Снежинка)
— Отдохнем с ними.
— Я буду называть виды спорта зимние. Найдите их пиктограммы на стенах класса – покажите рукой
……
I1. – В жизни все люди и даже спортсмены на олимпийских играх могут допускать ошибки. Как сделать так, чтобы достичь высоких результатов в любом деле и чтобы ошибок было меньше или совсем не было? (тренировкой и упорным трудом)
— Вот и мы потренируемся. Вы сейчас найдите ошибки в падежных окончаниях имен прилагательных. (задание 4)
На ревущим стадионе, золотая медаль, перед могучем чемпионом, главнаво тренера, стойкей спортсмен,олимпийскую клятву.
ПРОВЕРКА в парах
На ревущем стадионе, золотая медаль, перед могучим чемпионом, главного тренера, стойкий спортсмен, олимпийскую клятву.
– Как проверить окончание имен прилагательных? (Окончания имен прилагательных проверяем по вопросу.)
12. — Не всегда все получается сразу. Спортивные неудачи, проигрыши в олимпиаде тоже расстраивают многих
Успех в спорте почти исключительно зависит от твоих личных способностей, знаний, воли, настойчивости, твоего беззаветного труда.
— Как вы думаете какие качества развиваются в ходе занятий спортом? ( ответы детей)
А сейчас вы вспомните еще качества, посмотрев на словосочетания в( работа в парах)
Задание 5
К решительн… человеку
Для дружелюбн… человека
У честн… человека
О великодушн… человеке
У спортивн… человека
Навстречу настойчив… человеку
В упорн… человеке
— Распределите слова в группы 1) П.п, 2) Д.п., 3) Р.п.. Соедините словосочетания стрелкой с нужным падежом
-Как написали окончания прилагательных? Какой алгоритм вспомнили и применили?
Проверка .13. задание 6 Самостоятельная работа
Вставьте пропущенные окончания
О стойк… фигуристе
На великодушн… лыжника
К благородн… спортсменке
От мужественн… хоккеиста
С российск. флагом
Для серебрянн…. медали
Перед последн….. дистанцией
Об олимпийск…. рекорде
Честн…. борьба
Лыжн….. состязание
13. Творческая работа
Синквейн об олимпиаде. ( пример)
Правила составления
1 строчка – слово-тема
2 строчка – 2 глагола
3 строчка – 3 прилагательных, описывающих слово-тему
4 строчка- 1 предложение про слово-тему
5 строчка – основная мысль , итог
Х. Итог урока
– Какие задания у вас вызвали интерес?
– Кто еще из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний имен прилагательных.?
– Какие ошибки в правописании окончаний? На что обратить внимание?
— Сможете ли вы реализовать свои знания по данной теме в жизни?
XI Рефлексия.
А теперь давайте оценим свою работу на уроке, заполнив листочки самооценки.
Побудь арбитром минутку, поставь оценку, но не в шутку.
XII. Домашнее задание.
УПР. 3 стр.87 ( стр. 91)
1 уровень Списать с/с, вставить окончания имен прилагательных, обозначить падеж
2 уровень
Составить с данными с/с предложения, записать, у прилагательных обозначить падеж.
Задание №1
1. Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения с) часть речи.
2. Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет к) признак предмета в) действие предмета
3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? к) что делает? что сделает? л) какой? какая? какие?
4. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным о) второстепенным
5. Как определить род прилагательного?
м) по вопросу н) по существительному с ним связанному.
6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя е) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
7. С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
8. Какое прилагательное является синонимом к слову » старательный»?
а) вежливый и) аккуратный о) хлопотливый
9. Укажите слово, от которого образовалось прилагательное «водный».
а) проводка е) вода е) уводить

Читайте также:  Русский язык разбери имя прилагательное по составу

Задание 2
В зимн(………) Олимпиаде 2014 года участвовали представители всех континентов. На соревнованиях царил накал эмоций, страстей… Было побито много олимпийск(………) рекордов. Свыше тридцати медалей завоевали российск(………) спорстмены.
Всем памятна золотая медаль, которую выиграли для команды на последн(………..) дистанции наши лыжники – в биатлоне.

Задание 3 ( в тетради выполнить)
Олимпийская эмблема, сочинский талисман, утреннее соревнование, спортивный девиз, российская чемпионка, зимнее состязание
Задание 4
На ревущим стадионе, золотая медаль, перед могучем чемпионом, главнаво тренера, стойкей спортсмен , олимпийскую клятву.
Задание 5 ( соедини стрелками)
К решительн… человеку
Для дружелюбн… человека
У честн… человека
О великодушн… человеке
У спортивн… человека
Навстречу настойчив… человеку
В упорн… человеке
Р.п.
П.п.
Д.п.
Задание 6 Самостоятельная работа ___________________________________________( ф.и.)
Вставьте пропущенные окончания

О стойк фигуристе На великодушнлыжника
К благороднспортсменке
От мужественнхоккеиста
С российскфлагом
Для серебряннмедали
Перед последндистанцией
Об олимпийскрекорде Честнборьба
Лыжнсостязание

Задание 6 Самостоятельная работа ___________________________________________( ф.и.)
Вставьте пропущенные окончания

О стойк фигуристе На великодушнлыжника
К благороднспортсменке
От мужественнхоккеиста
С российскфлагом
Для серебряннмедали
Перед последндистанцией
Об олимпийскрекорде Честнборьба
Лыжнсостязание
Задание 6 Самостоятельная работа ___________________________________________( ф.и.)
Вставьте пропущенные окончания

О стойк фигуристе На великодушнлыжника
К благороднспортсменке
От мужественнхоккеиста
С российскфлагом
Для серебряннмедали
Перед последндистанцией
Об олимпийскрекорде Честнборьба
Лыжнсостязание

  • conspekt
    конспект урока
    Размер файла: 42 kB Загрузок: 29

Источник