Конспект урока в 6 классе правописание сложных прилагательных
Правописание сложных имён прилагательных план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока по ФГОС с применением ЭОР на этапе закрепления и самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение
Размер
Конспект урока по ФГОС
35.74 КБ
Предварительный просмотр:
Правописание сложных имен прилагательных
Цель урока: формировать у школьников целостную систему ведущих знаний по теме «Правописание сложных имен прилагательных», учебно-познавательную компетентность через содержание, методы и организацию учебного занятия.
— обучающие: познакомить с новой орфограммой «Правописание сложных имен прилагательных»; закрепить правило в практической деятельности учащихся; расширить словарный запас школьников;
— развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать мыслительные операции; формировать специальные технические умения работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет;
— воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку; формировать познавательную активность, умение работать в коллективе и сотрудничать со сверстниками в решении поисковых задач; воспитывать сознательную дисциплину.
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные и групповые.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, ЭОР сети Интернет, эталоны.
Тип урока : урок открытия нового знания
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель: Есть хорошая русская пословица: «В детстве не научишься — всю жизнь промучишься». Как вы понимаете её? Что имеется ввиду? (Варианты ответов). Надо сегодня поработать так, чтобы мы научились новому, и нам не пришлось бы в будущем краснеть от безграмотности (т.е. «мучиться»).
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
— Чтобы не быть безграмотными, мы должны усвоить правила правописания, а каких именно, мы скоро узнаем.
-Какова учебная задача сегодняшнего урока? (открыть новое знание).
-Но сначала давайте проверим прочность уже полученных знаний.
Я приглашаю двоих учеников к доске. Остальные записывают эти же слова в тетрадях.
-При написании этих слов какие правила пришлось вспомнить? (правописание сложных имен существительных)
-Проверьте себя по эталону. Кто допустил ошибки?
3.Выявление места и причины затруднения.
-Какие слова у вас вызвали затруднение? (ярко-синий, англоязычный, коми-русский)
-Почему? Чего не знаем? ( это прилагательные, не знаем, как пишутся эти слова; не знаем правила правописания).
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Что в этих словах одинакового? (имена прилагательные, состоят из двух корней)
-Как называются слова, состоящие из двух корней? (сложные)
-Чем отличаются? (одни пишутся через дефис, другие слитно).
-Сформулируйте тему урока. (Правописание сложных имен прилагательных.)
-Запишите в тетради, а я на доске запишу.
-Какая же цель нашего урока? (узнать, как пишутся сложные прилагательные, в каких случаях пишутся слитно, а в каких- через дефис).
-А где мы это узнаем?(в учебнике, в справочнике, в Интернете, у учителя).
-А как интереснее открыть новое знание? (самим разобраться).
-Составим план выхода из затруднения? (1.Понаблюдать 2.Сравнить 3.Обобщить, сделать выводы).
5.Реализация построенного проекта.
— Предлагаю провести исследование и понаблюдать за словами. Посмотрите на слова.
— Посмотрите и подумайте, как пишутся сложные прилагательные. Кто что увидел, заметил? ( умный- преумный — слова повторяются.)
-Правильно. Т.е. слова, которые образовались повтором слов пишутся через дефис.
— Черно-белый . Что обозначает слово? (цвет, оттенок цвета)
-Следовательно, слова, обозначающие оттенок цвета тоже пишутся через дефис.
— Северо-западный .(Мы знаем, что слово северо-запад –сложное существительное, обозначает сторону света. Оно пишется через дефис. А северо-западный- это прилагательное, и оно,наверное, так же пишется через дефис.)
-Итак, прилагательное, образованное от существительного, которое пишется через дефис, тоже пишется так же, через дефис.
— Посмотрите на слово машинно-тракторный. Почему оно пишется через дефис? Никакие вышеуказанные правила не работают. Обратимся за помощью к учебнику стр.182 , 2 пункт правила.
По хамбер-джамбер я шагал
По хамбер-джамбер я шагал, (Шагаем на месте.)
По хамбер-джамбер-джони (Хлопаем в ладоши.)
И вдруг увидел — риг-ма-джиг
За шею тащит бони. (Прыжки на месте.)
Ах, будь со мною хоб-ма-гог, (Руки на пояс, наклоны влево-вправо.)
Мой хоб-ма-гоб-ма-гони, (Хлопаем в ладоши.)
Я застрелил бы риг-ма-джиг (Шагаем на месте.)
За кражу бедной бони.
-Посмотрите на слова, которые пишутся слитно.
— Железобетонный. От каких слов оно образовано? (железобетон)
-Как оно пишется? (слитно)
-Вывод: Слитно пишутся те сложные прилагательные, которые образованы от слитно пишущихся существительных.
— Тихоокеанский. От каких слов оно образовано? (Тихий океан).
-Как оно пишется? (раздельно)
-Чем оно является синтаксически? (словосочетанием)
-Вывод: если прилагательное образовано от словосочетания, то оно пишется слитно.
-Давайте громко проговорим схемы.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Работаем с ЭОР Интернета. Работа индивидуальная. Проговариваем правописание слов.(например, бледно-зелёный пишется через дефис, потому что обозначается оттенок цвета)
7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
— Каким новым знанием мы пополнили свою копилку знаний?
-Достаточно ли мы закрепили новое? (нет)
-Я рекомендую выполнить еще одно задание, написав сложные прилагательные слитно либо через дефис.
1.Рабочий парень широко(?)плечий
В рабочей кепке и смугло(?)лицый,
Руко(?)пожатьем гордиться крепким.
Он строит домны и тем гордится.(И.Кобзев)
2.На северо(?)востоке широко раскидывалась Большая Медведица,»любимое созвездие Гомера».На юго(?)западе низко,но ярче и великолепнее сверкала розово(?)серебристая Венера. Темно(?)синяя глубь была переполнена повисшими в Млечном Пути алмазами. И отовсюду лились в море нити тонкого,дивного света. (И.Бунин)
-Проверьте себя по эталону.
-Кто ошибся? В каком месте? Найдите и исправьте ошибки.
-Я предлагаю вам выбрать д/з.
1.Упр. 425 в учебнике
2. Написать мини-рассказ или сочинение на произвольную тему. Главное условие: надо включить не менее 5 сложных прилагательных.
-Какие цели были поставлены?
-Смогли ли мы выполнить всё, что запланировали?
Источник
Урок русского языка по теме «Правописание сложных прилагательных». 6-й класс
Класс: 6
Цель: развитие навыков исследовательской деятельности, формирование логического мышления при выполнении различных по форме и уровню сложности заданий, усвоение новых знаний (условий слитного и дефисного написания имён прилагательных), развитие творческих способностей учащихся.
Задачи: закрепление знаний учащихся о правописании имен прилагательных, формирование орфографической зоркости.
1. Терминологический диктант (ежеурочно готовят сами дети. Как вариант можно вызвать несколько учеников с подготовленными терминологическими диктантами, чтобы они продиктовали свои слова-термины другим детям и потом проверили написанное):
Б) Выборочный диктант. Выпишите только сложные прилагательные, объяснив условия их написания:
Одним ярко-желтым осенним днем из вагона нью-йоркского поезда, который опоздал на полчаса, выпрыгнул человек в серо-зеленом костюме, старых-престарых ботинках и с русско-французским словарем в руках. Это был президент крупной финансово-промышленной компании, которая заключила контракт с Санкт-Петербургским драматическим театром.
В) Устная работа с тестовыми заданиями:
1. Сложные прилагательные пишутся через дефис, если (найдите неправильное утверждение):
а) образованы на основе подчинительного словосочетания;
б) обозначают оттенки цветов;
в) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис;
2. Найдите сложное прилагательное, которое пишется через дефис:
3. Найдите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
5. Творческое задание (выполняется на выбор учащихся: по группам или самостоятельно). Написать миниатюру на свободную тему, используя как можно больше сложных прилагательных. Было бы неплохо, если бы вы включили и другие орфограммы, изученные в теме “Имя прилагательное”.
Образцы выполненных заданий.
Веселый день рождения.
У моего друга завтра день рожденья. Мы купили ему в подарок ярко-синий шарик с ярко-красными и желто-зелеными квадратиками, похожими на шахматно-шашечное поле. Также смастерили ему бумажно-картонный средневековый замок в темно-красных и темно-зеленых тоннах. Еще мы приготовили торт с плодово-ягодным джемом внутри.
Так как его дом находится в трёх километрах от нашего, в юго-западном районе, нам пришлось катить торт на ненадежной небольшой тележке. Также мы подарили ему коробку с бело-розовым и бело-синим зефиром. Другие ребята подарили ему матросскую фуражку, томик древнерусской литературы в ярко-красном переплете, кожаный жакет, русско-немецкий словарь в бледно-зеленом переплете и русско-английский словарь в ярко-зеленом переплете. На его празднике мы устроили шахматно-шашечный турнир и литературно- музыкальный конкурс. Всем было очень весело, но самым счастливым был, конечно, именинник!
Сегодня я устроила чаепитие со своими друзьями из шахматно-шашечного клуба. На тёмно-синий стол я поставила плодово-ягодный джем и налила чай в светло-зелёные чашки. Когда мои друзья пришли, они принесли с собой малиново-черничный пирог в бумажно-картонной коробке. Мы попили чай с пирогом и посмотрели научно- фантастический фильм.
Умиротворение
Бело-чёрные берёзы качаются, и не хочется шевелиться. Низкий голос юго-восточного ветра успокаивает, и самый резкий, неспокойный человек млеет. Густо-синее небо безоблачно, и июльское солнце слепит глаза. Скользкий ил на берегах реки приятно прохладен. Жаркий летний день долог, многогранен и жизнерадостен.
(Аббасова Шамс, Балабан Михаил, Журавлёв Павел)
(Составленные детьми миниатюры можно использовать на последующих уроках и как работу по карточкам, и проверочную, и выборочный диктант на повторительно-обобщающих уроках).
Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.
— Что сегодня на уроке мы повторили?
— Что нового узнали?
— А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему “Имя прилагательное”.
Источник
Конспект урока в 6 классе правописание сложных прилагательных
Автор: Хайруллина Татьяна Александровна
Организация: МБОУ Чкаловская СОШ
Населенный пункт: Оренбургская область Асекеевский район п.Чкакловский
Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные —искать и выделять необходимую информацию в учебнике и других источниках.
-научиться применять правило написания сложных слов.
Проверяют цифровой диктант , индивидуальное задание, проводят работу над ошибками.
Сдают тетради на проверку учителю. Записывают число в рабочей тетради.
Личностные (самооценка), регулятивные (коррекция знаний), познавательные (опираются на уже известное)
3.Постановка учебной задачи.
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
Работа с текстом
19 октября – открытие Лицея — Пушкин –осень…прогулка в осенний лес
— Прочитайте текст (1 ученик читает вслух).
и печален русский лес в осенние дни. На золотом фоне листвы видны яркие пятна кленов, осин. Тихо падают сбелоствольныхберез легкие листья. От дерева к дереву протянулисьтонкие-претонкиесеребряные нити паутины. Кое-где проглядывает шапкатёмно-красногоподосиновика. Шелестит под ногами сухая трава.
Назовите характерный для художественного стиля признак – употребление средств выразительности.
– Какие средства выразительности использовал автор , чтобы как можно точнее описать осенний лес ?
Так о чем пойдет речь на уроке? Какова тема урока? (Запись на доске и в тетрадях)
– Каким может быть написание сложных прилагательных?
Можем ли мы объяснить, почему в одних случаях сложные имена прилагательные пишутся слитно, а в других раздельно?
– Поставьте перед собой цель. Чему будете учиться?
– Для разрешения поставленных задач я предлагаю вам потрудиться
-Вам необходимо, объединиться в группы и поработать с информацией учебника на стр. 88
Работают с текстом: определяют тему и основную мысль, тип и стиль, читают, определяют часть речи подчёркнутых слов, обращают внимание, как они пишутся, распределяют в 2 столбика в зависимости от написания,формулируют тему и цель урока
Учащиеся выходят сами на тему урока.
— Слитным и дефисным.
Критерии успеха.
—Я хочу научиться на уроке:
определять условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных
правильно писать сложные прилагательные.
(понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале),
(понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
коммуникативные(формулировать собственное мнение и позицию)
4.Изучение нового материала
Цель: познакомить с новыми знаниями, обеспечить их связь с изученными ранее.
Исследование нового материалаСтратегия «Мозаика»
Детям предлагается изучить информацию слитного и дефисного написания сложных прилагательных в учебнике, обменяться информацией, составить кластер.
Сложные прилагательные
Дефис
Слитно
1.Оттенки цветов
1.Образованы из словосочетаний
2.Равноправные слова –союз И
3.От сложного существительного через дефис
4.Повтор слова
Исследуют новый материал в группах , выявляют условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, составляют кластер
Коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
5.Первичная проверка усвоения знаний
Цель: после прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило слитного и дефисного написания сложных прилагательных
Распределите данные словосочетания в 2 столбика и объясните написание сложных прилагательных,
(осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя,
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами), познавательные (поиск и выделение информации
6.Физминутка:
Цель: здоровьесбережение, активизация внимания
Филологическая физминутка: сложное прилагательное пишется слитно — руки вверх, через дефис – приседание
Ярко-красный, правобережный, северо-западный, кисло-сладкий, длинноногий, белый- белый
Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом – мальчики.
7.Закрепление знаний
ЦЕЛЬ: на основе новых знаний сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний.
— развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
— развивать умение грамотно отвечать на вопросы, слушать и слышать;
-формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов.
— уметь слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга, умение учиться, искать решения.
— понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять;
— извлекать нужную информацию;
— объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления опорного справочного лингвистического материала.
Оборудование: компьютер, проектор,
Формы работы учащихся: взаимопроверка, проблемные задания, задания творческого характера, индивидуальная, групповая, самоконтроль, анализ и оценка ответов учащимися
Данный урок является четвёртым в разделе «Имя прилагательное». Этот урок готовит учащихся к изучению темы «Дефисное написание слов». Основные вопросы урока были известны детям, но нужно было вспомнить и обобщить знания о написании сложных существительных. Поэтому, я постаралась опираться на самостоятельность учащихся. Стремилась к тому, чтобы дети сами могли находить нужный материал.
При подготовке к уроку были полностью учтены программные требования.
В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, парная и групповая работа
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.
5. Подведение итогов урока, рефлексия (итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.
6. Дано домашнее задание.
Для проведения урока использовался учебный кабинет школы, технические средства обучения — компьютер и медиапроектор. Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы урока, диалога между ребятами и учителем.
Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.
Оптимальные социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические условия были созданы для проведения урока
Удалось решить на необходимом (оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления учащихся; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия.
В процессе урока наблюдалось конструктивное сотрудничество учащихся между собой и учителем.
Реализованы этапы целеполагания и рефлексии урока. Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты. На следующем уроке необходимо включить промежуточный контроль.
Домашнее задание носит дифференцированный характер. По тому выбору учащихся, который они сделают, можно диагностировать степень усвоения нового материала.
Учащиеся обнаруживали самостоятельность в действиях, были эмоционально активны.
Урок проведён с доминирующей деятельностью обучающихся.