Конспект логопеда согласование прилагательных с существительными
Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «Какой, какая, какое, какие?»
— усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
— усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
— усвоены понятия «единственное и множественное число».
— проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.
Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.
— продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов — чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
— продолжать развивать умение подбирать местоимения — мой, моя, мое, мои к существительным;
— развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
— закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
— развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
— развивать словарный запас детей;
— формировать навыки общения и правильного поведения.
Методы и приемы:
Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.
- Организационный момент.
- Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
- Работа с картинками.
- Определение темы занятия.
- Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки».
- Игра «Четвертый лишний».
- Физкультминутка.
- Игра «Угадай-ка».
- Работа с карточками.
- Игра «Светофор».
- Физкультминутка.
- Игра с мячом : «Какой, какая, какое, какие?»
- Антонимы.
- Упражнения на релаксацию.
- Итог занятия.
1. Организационный момент:
Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?
2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.
Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
Как пыхтит тесто?
Пых- пых- пых…
Как паровоз выпускает пар?
Чух – чух — чух…
Как шипит гусь?
Шшшшшшшшшш……
Как мы смеемся?
Ха- ха- ха……
Как накачиваем насос?
Ссссссссссссссссс….
Как дуем на одуванчик?
Фффффффффф…..
Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.
Речевая гимнастика:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…
Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.
3. Работа с картинками:
Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак.
Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро,
пианино, пальто.
Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.
4. Определение темы занятия:
Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом
существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в
группах.
Тема : Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки»:
У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
Инструкция: закрась все слова женского рода — красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.
6. Игра «Четвертый лишний»:
Инструкция: назови 4-й лишний, объясни — почему?
1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода.
2. Корова, лиса, собака, тигр .
3. Капуста , баклажан, помидор, картофель.
4. Яблоко , абрикос, персик, апельсин.
5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник .
6. Кабачок , репа, свекла, редиска.
7. Лимон, персик, апельсин, груша .
8. Репа , чеснок, салат, огурец.
9. Дыня , виноград, лимон, арбуз.
10. Курица , снегирь, гусь, воробей.
11. Дятел , синица, ласточка, сорока.
12. Конь , собака, корова, свинья.
13. Лиса , заяц, волк, медведь.
«Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
8. Игра «Угадай-ка»:
Пока вы отдыхали, к нам пришли сказочные герои. Мы должны их угадать.
Ответьте, про кого мы можем так сказать:
— крошечная, заботливая, добрая – Дюймовочка.
— глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
— длинноносый, деревянный, озорной – Буратино.
— красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
— серый, голодный, злой- Серый Волк.
— рыжая, хитрая, коварная – Лиса.
— толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
— зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
— лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.
— дикий, отважный, ловкий – Маугли.
9. Работа с карточками по вариантам:
1 вариант: Тигренок
Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.
2 вариант: Синица
Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.
3 вариант: Цветы цветут
Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.
Карточки раздаются по вариантам и самостоятельно выполняются детьми..
10. Игра «Светофор»:
Инструкция: разделите предметы на группы — по цветам:
Вопросы: какой, какая, какое, какие?
Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы.
Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок .
Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.
«Вновь у нас физкультминутка»
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать. Считать
И совсем не уставать.
( рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо- влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
(садятся за парты)
12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»
Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:
Мяч — резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.
Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:
Большой – маленький
Толстый – тонкий
Голодный – сытый
Тупой – острый
Твердый – мягкий
Широкий – узкий
Короткий – длинный
Веселый – грустный
Легкий – тяжелый
Чистый – грязный
Добрый – злой
14. Упражнения на релаксацию:
Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?
Комплекс упражнений:
«Роняем руки» — поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ — руки висят, как веревочки.
«Трясем кистями»— руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
«Стряхиваем воду с пальцев»— руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«Поднимаем и опускаем плечи»— как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение ( сбрасывают плечи вниз).
15. Подведение итогов:
Что вам понравилось на занятии?
Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.
Источник
Конспект логопедического занятия: «Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе»
Конспект логопедического занятия предназначен для учащихся 4 класса с задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательной школе. Учащиеся данной группы обучаются по «адаптированной рабочей программе по коррекции нарушений письма и чтения, обусловленных недостаточной сформированностью средств языка и неполноценностью смысловой стороны речи, группа №5, 3 год обучения».
Конспект занятия рассчитан на 40 минут. Упражнения направлены на закрепление уже пройденного материала.
На занятии использованы такие упражнения, как подбор прилагательного к имени существительному, работа со словарём синонимов для пополнения словарного запаса учащихся, на развитие воображения и рассуждения, определение частей речи, составление рассказа.
Тема занятия: «Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе»
- закрепления и обобщения знаний.
- закрепить знания учащихся о прилагательных;
- умение задавать вопросы от существительного к прилагательному;
- расширение словарного запаса по теме «Зима».
- развивать устную и письменную речь учащихся, через умение отвечать на вопросы, развивать навык безошибочного письма;
- совершенствование и обогащение – синонимами, антонимами.
- воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке, интерес к занятиям.
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение взаимодействовать со сверстниками; умение слушать.
- познавательные: самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; навык самоконтроля.
- регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся и того, что ещё неизвестно).
Формы организации познавательной деятельности:
- проектор, презентация к уроку, словарь синонимов, карточки с заданиями, листы со свободными рисунками, для рисования двумя руками одновременно, искусственная ёлка, новогодние игрушки для рефлексии.
Ход занятия:
Методы и приёмы: | Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: |
I Орг.моментЦель: учащиеся смогут оценить свою готовность к занятию, проявить интерес. | Метод стимулирования мотивации, интереса.- Сегодня на занятие нам предстоит много говорить, писать, делать обобщения. Мы должны подготовиться с вами к большому объёму работы. Подготовим наше лицо к работе. |
Если солнце жарко греет,
Если легкий ветер веет,
Стало сухо и тепло –
Это лето к нам пришло.
Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно,
Птицам улетать пора –
Это осень к нам пришла.
Если вьюга кружит, злится,
Всюду белый снег кружится,
В снежных шапках все дома,
Это к нам пришла зима.
Если тает снег и лед,
Звонкий ручеек течет,
Распускается листва –
Это к нам пришла весна.
Язычок погладим ласково губами, а теперь пошлёпаем мы его губами, нежно мы погладим язычок зубами, нежно покусает мы его зубами, снова мы погладим язычок зубами и в конце погладим мы его губами.
Развитие мелкой моторики.
Свободные рисунки двумя руками одновременно.
Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.
Круговые движения в области лба, щек, подбородка.
Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.
Выполнение артикуляционной гимнастики под чтение стихотворения.
Рисование на листе бумаги сначала левой рукой, затем правой, двумя руками одновременно по готовому чертежу.
Самостоятельное рисование двумя руками одновременно кругов правой рукой по часовой стрелке, левой- против часовой.
В белом инее дома.
Это значит — разгулялась
Наша русская …. (Зима)
— Послушайте высказывание и скажите верное оно или нет: зима пришла, потому-что река замерзла.
Первое слово, которое вы назвали – снег.
Давайте составим цепочку однокоренных слов (слова не записываются, учащиеся должны запомнить как можно больше слов: снег, снежинки, снегопад, снежки, снежный, снегири, снегурочка, снеговик).
Закончи предложение словом, образованным от слова снег.
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю СНЕГ.
С неба всё скользят пушинки
Серебристые СНЕЖИНКИ.
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в СНЕЖКИ
Словно в белый пуховик
Мы одели СНЕГОВИК.
Рядом – снежная фигурка
Это девочка СНЕГУРКА.
На снегу – то, посмотри
С красной грудкой СНЕГИРИ.
Подберите к этому слова, отвечающие на вопрос какой?
После перечисления прилагательных выставляется слайд (снег – белый, пушистый, рыхлый, липкий.
— Почему вы именно так согласовали: снег белый, а ни снег белое, белая?
Второе слово, которое вы назвали – это слово метель. Подберите к этому слову прилагательные.
После перечисления прилагательных выставляется слайд (метель – снежная, сильная, холодная, свирепая, непроглядная.)
Обогащение словаря: как вы понимаете слово непроглядная?
Каким другим словом можно заменить слово метель?
(выставляется слайд: метель-вьюга, метелица, завируха, пурга, буран, позёмок, веялица)
-Ещё одно слово к слову Зима – убранство. Знакомо ли вам это слово? Если слово вызывает затруднение, учащимся предлагается слово в контексте (Деревья в декабре надели новое убранство – яркий, искрящейся иней.)
После перечисления прилагательных выставляется слайд (убранство – зимнее, богатое, шикарное, роскошное, шикарное, нарядное, великолепное). Почему именно так согласовали существительное с прилагательным?
Задание: согласовать прилагательное с существительным, поставив его в том же роде. (Морозный – ветер, ночь, утро.)
(Ранний – утро, цветы, зима). (Русский – речь, слово, люди, народ).
Задание: найди ошибку.
— Внимательно прочитайте словосочетания и подумайте все ли существительные с прилагательными согласованы верно?
Работа по карточкам:
Спокойное море, глубокий озеро, спелая ягоды, красный знамя, спокойный голос.
Изменение словосочетаний по числам.
Задание: словосочетания даны в единственном числе вам необходимо их поставить во множественное число. Устно, по цепочке, логопед читает словосочетания: один – много
душистый ландыш –
полное ведро – и т.д.
сочные арбузы –
острые когти – и т.д.
Составление цепочки однокоренных слов.
Учащиеся добавляют необходимое слово в стихотворение.
Учащиеся подбирают к существительному прилагательные, чётко проговаривая окончания, объясняя, что слово снег м.р. задаётся вопрос кУчащиеся подбирают к существительному прилагательные, чётко проговаривая окончания, объясняя, что слово метель ж.р. задаётся вопрос какая?
Учащиеся работают со словарём синонимов.
Учащиеся подбирают к существительному прилагательные, чётко проговаривая окончания, объясняя, что слово убранство с.р. задаётся вопрос какое?
Учащиеся изменяют окончания прилагательных в зависимости от рода существительного.
Учащиеся находят ошибку в согласовании, записывают словосочетания верно.
Учащиеся изменяют словосочетания в числе.
Можно провести задание в форме игры с мячом.
Слова 2 столбика: шумный, зимнее, разноцветные, ледяная, весёлое, снежная, нарядная.
— Мы послушали ваши рассказы, они получились интересными. А теперь давайте попробуем составленные вами словосочетания добавить в готовый рассказ, помните, что необходимо будет менять окончания в словосочетаниях в зависимости от структуры предложения.
Рассказ «Зимние забавы».
В это _________ выпало много снега. У меня было __________. Старшие ребята во дворе сделали ______. Малыши слепили __________. На площадке взрослые установили ________. На ветки ёлки развесили ___________ . Приближался ________ новый год.
Источник
Конспект занятия согласование существительного и прилагательного в роде и числе
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе
Конспект занятия
Тема. Согласование имени прилагательного сименем существительным.
Цель. Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе.
Х о д з а н я т и я .
I. Организационный момент.
Логопед выясняет у учащихся, какое сегодня число, день недели, месяц.
II. Образование имен прилагательных. Составление словосочеаний.
Логопед задает вопросы ученикам, не требуя развернутого ответа:
Какая сегодня погода? (Хорошая.)
Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.)
Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)
Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)
А когда нет ветра? (Безветренный.)
Л о г о п е д . Уточним, какой сегодня день. (День теплый, соленный, безветренный.) Как мы скажем про погоду, у нее те же призаки? (Погода теплая, солнечная, безветренная.)
Логопед обращает внимание учеников на то, какое сегодня небо, и задает вопросы:
Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)
Когда бывает такая погода? (Весной.)
Значит, погода какая? (Погода весенняя.)
А как мы скажем про день? (День весенний.)
Про небо? (Небо весеннее.)
Про дни? (Дни весенние.)
III. Составление предложений с именами прилагательными.
Логопед дает задания:
1) Перечислите все признаки: а) весеннего дня; б) весенней погоды; в) весеннего неба; г) весенних дней.
2) Закончите предложения, используя изученные ранее слова-признаки. Выделите голосом окончания слов-признаков.
Весной небо . . День весной . . . . Весной дни . . . . Погода весной . . . . Ветер весной . . . . Солнце весной . . . . Настроение весной . . . .
IV. Итог занятия.
Л о г о п е д . Сегодня мы учились правильно связывать слова в предложении. Что вам понравилось на занятии?
Задание 1. Рассмотрите картинки (или предметы). Ответьте на вопросы К а к о й ?
К а к а я ? Какое? Какие? с помощью плана.
План:размер, цвет, материал, из чего сделан предмет.
П р и б л и з и т е л ь н ы й п е р е ч е н ь к а р т и н о к или п р е д м е т о в :
мяч, шкаф, графин, кувшин, чашка, ваза, зеркало, кольцо, носки, вилки, ножницы.
План:форма, цвет, какой предмет на ощупь, какой предмет на вкус.
П р и б л и з и т е л ь н ы й п е р е ч е н ь п р е д м е т о в или к а р т и н о к :
помидор, свекла, яблоко, дыня, лук, сливы.
Задание2. Опишите предметы
а) форма, цвет, на ощупь, на вкус, принадлежность,
огурец, помидор, апельсин, банан, лимон, вишни
б) размер, цвет, материал, из чего сделан предмет, принадлежность
ложка, нож, платье, колготки, бусы, кольцо
Задание 3.Прослушайте рассказ. Назовите слова-признаки. Выделите голосом
в них окончания. (Сначала логопед читает текст целиком. Затем — по предложениям,
не договаривая окончания имен прилагательных. Ученики договаривают окончания имен прилагательных и произносят слово целиком.)
Голубая пора. (Март.)
У каждого месяца свой цвет. Январь — бел(ый), июнь — зелен(ый), а вот март — голуб (ой).
Голуб(ое) небо, снега голуб(ые). На снегах тени, как син(ие) молнии. Голуб(ая) даль, голуб(ые) льды. Голуб(ые) на снегу следы. Перв(ые) голуб (ые) лужи и последи (ие) голуб (ые) сосульки. А на горизонте син(яя) полоска далекого леса. Весь мир голуб(ой)!
Задание 4.Вставьте пропущенные слова, обозначающие признаки предмета. (Используется материал предыдущего задания.)
В марте небо . . Снега . . Даль . . Льды . . На снегу следы . . Лужи . . Сосульки . . Весь мир . .
Задание 5. Прослушайте предложения. Составьте загадки по образцу.
О б р а з е ц : Рыжая, хитрая, умная. Кто это?
Лиса хитрая, умная, рыжая. Волк серый, злой, хищный. Белка рыженькая, пугливая, прыгучая. Ежата маленькие, серенькие, колючие. Медвежата забавные, неуклюжие, доверчивые. Олень серый, рогатый, красивый. Тюлень неуклюжий, скользкий, усатый. Дерево высокое, раскидистое, зеленое. Река глубокая, широкая, полноводная. Пруд старый, заросший, тинистый. Солнце яркое, жаркое, ласковое. Ручьи весенние, шумные, бурливые. Озеро большое, глубокое, чистое. Дорога проселочная, ухабистая, пыльная
Задание 6.Закончите предложения, подбирая по смыслу слова-признаки.
Вспомните слова-признаки предыдущего задания.
(Логопед следит за правильным согласованием имен существительных
с именами прилагательными.)
О б р а з е ц : Лиса — зверь хитрый, умный.
Лиса — зверь . . Волк — зверь . . Белка — животное . . Тюлень — животное . . . . Медвежата — звереныши . . . . Олень — животное . . Крапива — растение . . Груша — фрукт . .Роза — цветок . . . . Морковь — овощ . . . . Береза — дерево . . . .
Сыроежка — гриб . . . . Кузнечик — насекомое . . . . Дельфины — животные . . . . Окунь — рыба . . . .
Источник
Конспект логопеда согласование прилагательных с существительными
Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «Какой, какая, какое, какие?»
— усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
— усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
— усвоены понятия «единственное и множественное число».
— проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.
Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.
— продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов — чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
— продолжать развивать умение подбирать местоимения — мой, моя, мое, мои к существительным;
— развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
— закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
— развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
— развивать словарный запас детей;
— формировать навыки общения и правильного поведения.
Методы и приемы:
Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.
- Организационный момент.
- Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
- Работа с картинками.
- Определение темы занятия.
- Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки».
- Игра «Четвертый лишний».
- Физкультминутка.
- Игра «Угадай-ка».
- Работа с карточками.
- Игра «Светофор».
- Физкультминутка.
- Игра с мячом : «Какой, какая, какое, какие?»
- Антонимы.
- Упражнения на релаксацию.
- Итог занятия.
1. Организационный момент:
Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?
2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.
Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
Как пыхтит тесто?
Пых- пых- пых…
Как паровоз выпускает пар?
Чух – чух — чух…
Как шипит гусь?
Шшшшшшшшшш……
Как мы смеемся?
Ха- ха- ха……
Как накачиваем насос?
Ссссссссссссссссс….
Как дуем на одуванчик?
Фффффффффф…..
Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.
Речевая гимнастика:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…
Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.
3. Работа с картинками:
Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак.
Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро,
пианино, пальто.
Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.
4. Определение темы занятия:
Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом
существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в
группах.
Тема : Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки»:
У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
Инструкция: закрась все слова женского рода — красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.
6. Игра «Четвертый лишний»:
Инструкция: назови 4-й лишний, объясни — почему?
1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода.
2. Корова, лиса, собака, тигр .
3. Капуста , баклажан, помидор, картофель.
4. Яблоко , абрикос, персик, апельсин.
5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник .
6. Кабачок , репа, свекла, редиска.
7. Лимон, персик, апельсин, груша .
8. Репа , чеснок, салат, огурец.
9. Дыня , виноград, лимон, арбуз.
10. Курица , снегирь, гусь, воробей.
11. Дятел , синица, ласточка, сорока.
12. Конь , собака, корова, свинья.
13. Лиса , заяц, волк, медведь.
«Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
8. Игра «Угадай-ка»:
Пока вы отдыхали, к нам пришли сказочные герои. Мы должны их угадать.
Ответьте, про кого мы можем так сказать:
— крошечная, заботливая, добрая – Дюймовочка.
— глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
— длинноносый, деревянный, озорной – Буратино.
— красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
— серый, голодный, злой- Серый Волк.
— рыжая, хитрая, коварная – Лиса.
— толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
— зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
— лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.
— дикий, отважный, ловкий – Маугли.
9. Работа с карточками по вариантам:
1 вариант: Тигренок
Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.
2 вариант: Синица
Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.
3 вариант: Цветы цветут
Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.
Карточки раздаются по вариантам и самостоятельно выполняются детьми..
10. Игра «Светофор»:
Инструкция: разделите предметы на группы — по цветам:
Вопросы: какой, какая, какое, какие?
Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы.
Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок .
Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.
«Вновь у нас физкультминутка»
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать. Считать
И совсем не уставать.
( рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо- влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
(садятся за парты)
12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»
Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:
Мяч — резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.
Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:
Большой – маленький
Толстый – тонкий
Голодный – сытый
Тупой – острый
Твердый – мягкий
Широкий – узкий
Короткий – длинный
Веселый – грустный
Легкий – тяжелый
Чистый – грязный
Добрый – злой
14. Упражнения на релаксацию:
Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?
Комплекс упражнений:
«Роняем руки» — поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ — руки висят, как веревочки.
«Трясем кистями»— руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
«Стряхиваем воду с пальцев»— руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«Поднимаем и опускаем плечи»— как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение ( сбрасывают плечи вниз).
15. Подведение итогов:
Что вам понравилось на занятии?
Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.
Источник
Открытое занятие по аграмматической дисграфии по теме «Согласование существительного и прилагательного в роде и числе»
Разделы: Логопедия
- Картинки с изображением листьев разного цвета:
– красный осиновый лист;
– желтый березовый лист;
– коричневый тополиный лист;
– красный рябиновый лист;
– желтый кленовый лист. - Карточки с вопросами: какой? какая? какое? какие? сапоги, шапка, куртка, шарф, резиновые, теплые, шерстяная, теплая, вязаная, цветная, теплый, вязаный, цветной.
- карточки с родом и числом.
- Карточка с заданием (приложение1).
- Изображение лиственницы.
- ЦОР. Русский язык под редакцией Р.Н. Бунеева.
1. Организационный момент. (Встали в круг, пожимая друг другу руки.)
Если хмуришься с утра
Нам поможет доброта
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Повторение сведений об имени прилагательном и имени существительном.
Ну, что, устали сегодня?
Раз не устали, значит, пойдем в лес. Согласны? Идем прямо так? А что мы наденем? (Выкладываются карточки со словами(в 1столбик имена существительные, во 2 столбик имена прилагательные): сапоги, шапка, шарф, вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?, подходящие по смыслу имена прилагательные.)
- Прочитайте слова в первом столбике. Что общего у этих слов? Что вы знаете об имени существительном?
- Прочитайте слова из 3 столбика. А у них что общего? Что вы знаете об имени прилагательном? Каково значение имени прилагательного в нашей речи? (они делают нашу речь понятной, более точной, более выразительной).
- Подберите обобщающие слова к словам кепка, шапка, бейсболка …..– это головные уборы.
- Продолжите ряд: сапоги, валенки… Подберите обобщающее слово к этому ряду.
- Дополните: куртка, штаны…. Это…..
Что – то мы долго одевались. Идем?
До леса идти далеко (ходьба на месте)
До леса идти нелегко (наклоны туловища вправо-влево)
Вот камень лежит у дороги (наклон туловища вперед)
Присядем и вытянем ноги (присели)
Вдруг на ноги камень вскочил (прыжок на месте)
И за ноги их ухватил (хлопок перед собой)
И они закричали от страха
Это черепаха!
5. Развитие зрительной памяти. (Остались около доски.)
А вот и лес. Сколько листьев вокруг.
- С какого дерева упал этот лист? Значит, он какой? (Кленовый)
Так работаем с каждым листком. А вот этот упал с елки. Значит, он какой?
У елки иголка тоже лист, только скрученный. Он не опадает на зиму. А у какого хвойного дерева иголки желтеют и опадают осенью? (Показывается изображение лиственницы.) - Игра “ Что изменилось?”
(Дети закрывают газа, в это время логопед меняет карточки местами, убирает некоторые. Дети должны определить, что изменилось.) - Вспомните, как пишется окончание ого, его?
6. Соберите словосочетания.
Скажите, а кого мы можем встретить в лесу? Как их назвать обобщающим словом?
Прочитайте слова на карточках:
Белочка Заяц Волк Лиса Бегемот Еж | запасливый неуклюжий трусливый злой хитрая проворная |
- Соедините стрелками нужные словосочетания.
- Давайте, проверим…белочка какая? Ж.р. ед.ч …..
- Скажите, а здесь есть лишнее? Почему?
Задание №4. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?
Впиши подходящие по смыслу имена существительные, укажи их род:
Душистая————————— железная—————————- дружный————————— звездная—————————- футбольный——————— жареный————————— | летучая———————- теплое————————— топленое—————— — красное——————— верный———————— субботний—————- |
По дорожке, по дорожке
скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
до лужайки добежим.
Стоп. Немного отдохнем
И пешком домой пойдем
Выполните следующее задание: согласуйте имена существительные и прилагательные в роде и числе:
Осенн…лес, хмур…небо, дождлив….погода, тревожн….крики, ненастн….день, удачлив….. грибник, бледн….солнце, последн…. Листья, мелк…..дождь, мокр……снег, темн…..туча.
10. Работа с текстом. ЦОР.
Вспомните, какими словосочетаниями можно описать погоду этого дня?
Верни в текст слова-признаки:
В глубине леса послышались ………………голоса птиц. Это …………..……песни птиц. В сентябре в лесу рядом весна и осень. …………………..лист и …………..…..травинка. ………………..солнце и …………………..радуга. И грустно и радостно.
11. Найдите в карточке 5 задание.
Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?
12. А вот теперь пора домой.
Вышли к доске, взялись за руки.
13. Вывод. Что делали на занятии.
14. Опишите свое настроение прилагательными среднего рода.
Источник