Меню

конспекты уроков по русскому языку словоизменение имен существительных



Конспект урока по русскому языку в 3-м классе по теме «Изменение имен существительных по падежам»

Тема: «Изменение имен существительных по падежам».

Цели:

  • познакомить учащихся с названием падежей и склонением имен существительных;
  • повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной;
  • продолжить работу по отработке умений учащихся делать синтаксический разбор и устанавливать связь слов в предложении;
  • продолжить работу по развитию мыслительных способностей и речи учащихся.

Оборудование урока: таблицы, схемы, опорные схемы для учащихся.

1. Организационный момент

– Проверим, все ли в порядке: книги, тетради? Спасибо всем, кто к уроку готов.
– Ребята! Шла я сегодня в школу, и зима мне увиделась такой как у А.С. Пушкина.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

– А какой вы увидели сегодня зиму? (Высказывания детей).
– Какие вы знаете пословицы о зиме?

2. Повторение пройденного

– Прочитайте самостоятельно пословицы, которые приготовила для вас я и найдите словарные слова. Запишите эти слова в тетради.

  1. Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  2. Мороз не велик, а на дороге стоять не велит.
  3. Январь году начало, а зиме середина.
  4. Готовь сани летом, а телегу – зимой.
  5. Береги нос в большой мороз.
  6. Вьюги да метели под февраль налетели.
  7. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. (объяснить смысл пословицы).
  8. Любишь кататься, люби и саночки возить. (объяснить смысл пословицы).

– Какой частью речи является слово «кататься» (глагол). Докажите.
– Образуйте от глагола «кататься» имя существительное. (каток, катание).
– Выясним лексическое значение слова «каток».

1. Ледяная площадка для катания на коньках.
2. Машина, которая уплотняет (прикатывает) асфальт или дорожное покрытие.
3. Приспособление для глажения тканей посредством катания.
4. Каток, который прицепляют для разбивки комьев на полях.

Вывод: Каток – многозначное слово.

– Почитайте записанные слова. На какие группы можно их разделить, по каким признакам?

  1. Название зимних месяцев.
  2. Сочетание -оро-.
  3. Слова с ь знаком на конце.
  4. Имена существительные и глаголы.

– Придумайте еще по одному слову в каждую группу. Почему нет дополнительных слов в первой группе. (т.к. зимних месяцев 3).

3. Подготовка к восприятию нового материала

Прочитайте запись на доске.

– Что записано? (Предложение)
– Докажите.
– Что мы можем сказать об этом предложении. (Нераспространенное, состоит из основы – главных членов предложения).
– Что надо сделать, чтобы предложение стало распространенным. (Добавить второстепенные члены предложения, распространить предложение).

Дети составляют предложение.

– Запишите предложение с комментированием.

Маленькая девочка любовалась хрупкой снежинкой.

(Выполнить синтаксический разбор предложения). Таблицы подсказки.

  • Как мы устанавливаем связь слов в предложении?
  • Назовите имена существительные в этом предложении.
  • Что можете о них сказать? (Одушевленные или неодушевленные)
  • Докажите (Используем вопросы кто? или что?)
  • Чем отличаются? (Снежинкой – изменилась форма слова).
  • Что такое словоизменение?
  • Для чего нужно словоизменение? (Для связи слов в предложении)

Физминутка

4. Новый материал

– Установим связь между словами помощниками и именами существительными «девочка» и «снежинка». На доске таблица.

Девочка Снежинка
Слово-помощник
Есть
Нет
Обрадоваться
Вижу
Доволен
Думаю

Постепенное заполнение таблицы.

– К какому из этих слов подходит существительное? (Есть)
– Что просится между этими словами? (Вопрос)
– Будем устанавливать связь этих слов при помощи вопросов.
– Можно ли так сказать нет девочка? Почему?
– А как поступить?
– Нет кого? Девочки.
– Почему так (По смысловой связи).
– Что вы заметили при заполнении таблицы? (Имена существительные изменялись по вопросам.)
– Они разные. Менялось и окончание слова.

Правило. Изменение имен существительных по вопросам – есть изменение по падежам.

– Сколько раз имя существительное изменило форму. (6 раз)
– В русском языке 6 падежей.
(Открыть таблицу название падежей)
– Прочитайте их и запишите в тетради в сокращенном варианте.

Читайте также:  три склонения существительных таблица с окончаниями

И.п.
Р.п. (и т.д. столбиком).

– Чтобы лучше запомнить названия падежей, послушайте сказку.

Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – именительным. Родился – стал родительным. Он рос, но был еще малышом, ему все давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и называли теперь предложным. Прямо так и говорили, когда вспоминали его.

– Откройте учебник, там где у вас закладка.
– Какой вопрос нам задают?
– А вы знаете, что такое изменение по падежам?

Не то беда, что мы
Чего-нибудь не знаем.
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.

– Отыщите в учебнике ответ на вопрос. (Правило)
– Что такое изменение по падежам? (Склонение)

Изменяя по падежам имена существительные, мы их склоняем.

5. Закрепление нового материала

– Вы записали названия падежей. Будем вместе склонять имена существительные – отгадки на мои загадки.

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег).

Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды
С первым снегом тут, как тут. (Снегирь)

– Записываем в тетради вопросы и имена существительные.

По цепочке у доски. Выделить окончания.

– Какой вывод сделаем. В каждом падеже свое окончание имен существительных.
– Хорошо справились с этим заданием.

Ученику – успех, учителю – радость.

– С какой целью мы сегодня выполняли эту работу? (Запомнить названия падежей. Уметь изменять существительные по вопросам (склонять).)
– Для чего надо уметь склонять имена существительные, изменять форму слова. (Для связи слов в предложении).
– Учились склонять, чтобы в дальнейшем правильно писать окончания имен существительных. Ребята, эта тема большая и трудная, но необходимая. И я вам докажу.

(На доске стихотворение).

Вьюга, снежная пурга
Напряди нам пряж….
Взбей пушистые снега
Словно пух лебяжий. (С. Маршак)

– Какую букву надо написать в слове пряжи.
– Как будем рассуждать?
– Найдем слово, от которого зависит имя существительное пряжи.
– Поставим вопрос.
– Найдем в таблице падеж по вопросу и окончание. (Р.п. окончание и).
– Значит напишем пряжи.
– Убедились?

6. Итоги

– Чему мы сегодня учились?
– Изучали название падежей.
– Познакомились с падежными вопросами.
– Учились изменять имена существительные по падежам, то есть склонять имена существительные.

Источник

Урок русского языка 4 класс Тема: «Наблюдение за словоизменением имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка проводится в 4 классе. Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных. Цель урока: Наблюдение за словообразованием и словоизменение имен существительных, за их ролью в предложении. Ознакомление с названием падежей

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok.docx 25.21 КБ
urok_russkogo_yazyka.ppt 1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наблюдение за словоизменением имен существительных

Цели: — Наблюдение за словообразованием и словоизменение имен существительных, за их ролью в предложении

— Ознакомление с названием падежей

Задачи: — Выполнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном

— Развитие интереса к русскому языку

— Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе

Тип урока: открытие нового материала

Материальное — Учебник «Русский язык» для 4 кл. Р.Н. Бунеев Е.В. Бунеева

обеспечение: — Схема-опора «Падежи»

— Персональный компьютер, экран, проектор

I Словарная работа На доске: Алмаз, газета, дорога, ежиха

— что объединяет эти слова? (сущ.)

— какое слово лишнее? (ежиха) все словарные, неодушевленные

— обведите в овал слово в котором звуков больше чем букв (ежиха) Докажите

На доске: — разберите слово по дороге 3 как часть речи

II Актуализация — о какой части речи мы говорили на предыдущих уроках?

имеющихся знаний (сущ-ое)

— что такое имя существительное? (правило)

— почему существительные могут отвечать на 2 вопроса? (одуш,неодуш.)

— какие признаки имеют имена существительные? (постоянные, непостоянные)

— какие постоянные признаки вы знаете у имен существительных? (одуш.,нариц.,род)

-как вы понимаете выражение «постоянный признак» (признак, который есть всегда в любой форме слова)

III Актуализация Прочитайте слова и запишите их в тетрадь

знаний по теме: Кот Котик Кошечка Котенок

«Словообр и словоизм» — какие это слова? (однокорен.)

Слайд № 2 — выделите ∩ и ____ Что заметили? (основа изменилась). Это значит: образовались новые слова. Выделите

Вывод: — Закончите предложение: При образовании однокоренных слов изменяется основа слова, образуются новые слова Это….(словообразование)

Слайд № 3 — А если изменить форму одного и того же слова напр.: КОТ?

— Что должно произойти? (измениться )

— Давайте проверим это, используя стихотворение о коте.

Слайд № 4 — (Стих) Выпишите формы слова КОТ с (проговариваем цепочкой вслух) вопросами на которые они отвечают (при этом слева каждой строчки от начала записи будем оставлять небольшое расстояние)

Проверка (с доской слайдами)

Слайд № 5 — Посмотрите на свою запись и запись на доске – У вас так же получилось?

— Что изменяется в словах? ( ) Сделайте вывод: При изменении формы одного и того же слова изменяются окончания это словоизменение

Учитель: Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам или склонениям

Учебник — (стр. 96) прочтите правило

Слайд № 5 — Как называются падежи?

— Вернемся к нашему упражнению со словом КОТИК

Мы оставляем слева места, попробуем представить падежи (сверив их с моей версией)

Сказка — А теперь хочется узнать, почему падежи получили свои названия?

Я расскажу вам грамматическую сказку Волиной про названия падежей, а вы будете находить их в правилах (в учебнике) и хором прочитывать вспомогательные слова и вопросы.

«Он еще не родился, а уже думали какое ему дать имя, и решили назвать Именительный. (1-я строчка)

Родился – стал Родительный. (2-я строчка)

Пока он был малышом, ему все давали, он стал Дательным. (3-я строчка)

Но он был и большим озорником, за всякие проделки еги винили, и он стал Винительный. (4-я строчка)

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. (5-я строчка)

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.(6-я строчка)»

На доске постепенно заполняется схема-опора, но с краткой записью падежей:

Слайд № 6 — Итак: А теперь ответьте на вопросы:

IV Осмысление 1) Как называется изменение имен существительных?

изученного нового (изм. По падежам, склонение )

2) Сколько падежей в русском падеже в русском языке? (6)

3) Что есть у каждого падежа? (вопросы)

4) Почему у каждого падежа 2 вопроса ,а не 1?

Слайд № 7 Физ — минутка

Слайд № 8 — С помощью памяток – подсказок измените слово по (памятка) падежам (МОЛОКО)

1 у доски — Выделяем

Ост. Самостоятельно — Для чего служит окончание в словах? (для связи слов в предложении)

(на обратной стороне — Запишите предложение и выполните полный

Доски 1 чел. у доски) синтаксический разбор + схема. (У сущест. попробуем указать падежи)

п. сущ.П.п. гл. прил. сущ. И.п.

НА ОКНЕ СИДЕЛ ПУШИСТЫЙ КОТЕНОК (пов.,невоск.,распр.,простое)

Итог урока: Мы попали в «Дворец падежей»

Слайд № 9 — Назовите все падежи, которые вы узнали

— Изменение имен существительных по падежам это словообразование или словоизменение?

Слайд № 10 Дополните предложения

— В русском языке (6) падежей

— Изменение слов по падежам называется…..(склонением)

V Д/З — Упр. 1 стр. 38 (Д.м)

Выписать 2 существительных и просклонять их

2) Выучить таблицу падежи стр. 96 (правило)

Vв Шуточное стихотворение «О Лежебоке»

— А ну-ка ,расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассержено:

— В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Ведь я падеж творительный

Такой падеж, как дательный,

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

А на падеж винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

— Да, переделка, кажется,

А сам ты смог бы новые

И, наконец, Простительный!»

  1. Можно ли по падежам Лежебокина изменять имена существительные?
  2. Какие падежи забыл охарактеризовать Лежебокин (Именит.,Родит.)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка Наблюдение за словоизменением имен существительных.

Прочитайте слова кот, котик, кошечка, котёнок

Выпишите формы слова КОТ с вопросами, на которые они отвечают У норы добычи ждёт, Притаившись серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота, А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая — и та Видя грозного кота, Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там дрожит в темноте, Вспоминает о коте.

кто? кот от кого? от кота к кому? к коту кого? кота с кем? с котом о ком? о коте И.п Р.п Т.п В.п Д.п П.п

Ответьте на вопросы Как называется изменение имён существительных? Сколько падежей в русском языке? Что есть у каждого падежа? Почему у каждого падежа по 2 вопроса? Что такое склонение?

Просклоняйте слово молоко

Дополните предложения В русском языке … падежей. Изменение слов по падежам называется … . шесть склонением

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю вашему вниманию урок русского языка по теме «Род и число имен существительных». На уроке дети знакомятся с грамматической сказкой, учатся определять род имен существительных, услышат голос с.

Урок русского языка в 4-м классе по теме:»Наблюдение за словоизменением имён существительных». Урок помогает решать такие задачи как: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существит.

ТЕМА: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»Тип урока: повторение и закрепление изученного ( части речи).

Урок урусского языка.

Урок русского языка.

Представлен конспект урока русского языка по теме «Наблюдение за словоизменением имён существительных» 4 класс «Школа 2100».

Познакомить с названиями падежей, вопросами и вспомогательными словами каждого из падежей, формировать умение применять полученные знания при выполнении упражнений.

Источник