Меню

Конспекты уроков в 6 классе дефисное и слитное написание прилагательных



Урок русского языка по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных». 6-й класс

Класс: 6

Тип урока. Изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательная: показать учащимся условия слитного и дефисного написание сложных имён прилагательных
  • Развивающая: Развивать навыки мыслительной деятельности, образное мышление

Оборудование: компьютер, экран, проектор, сигнальные карточки.

Проверка домашнего задания. (на листочках). (Презентация)

Распределите прилагательные на две группы с суффиксами –К- и –СК- (слайд 2).

Проверка выполнения (слайд 3)

На доске записаны слова: (слайд 4)

  • Кресло(кровать)
  • Сбер(касса)
  • Кисло(сладкий)
  • Газо(провод)
  • Ярко(красный)
  • Северо(западный)
  • Генерал(лейтенант)
  • Право(бережный)
  1. Прочитайте слова вслух. Скажите, что у них общего? (Это сложные слова)
  2. Какие слова называются сложными? (сложными называются слова, которые состоят из двух и более корней)
  3. Разделите эти слова на две группы. (существительные и прилагательные) (слайд 5)
  4. Расскажите о правописании сложных существительных. Для примеров используйте слова на доске.
  5. Назовите остальные слова. Как они могут быть написаны?
  6. Постановка проблемы, формулировка темы и целей урока (слайды 6-8)

Формулировка правил.

Через дефис

  • Правило 1. Через дефис пишутся прилагательные с повторяющейся основой
  • Правило 2. Через дефис пишутся прилагательные, обозначающие оттенки цвета, вкуса, запахи
  • Правило 3. Через дефис пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис
  • Правило 4. Через дефис пишутся прилагательные, образованные от сочетания основ независимых друг от друга слов (можно вставить союз И)

Слитно

  • Правило 5. СЛИТНО пишутся прилагательные, если они образованы путем сочетания основ слов, одно из которых зависит от другого (нельзя вставить союз И)
  • Правило 6. СЛИТНО пишутся прилагательные, если они образованы от слитно пишущихся имен существительных

Запись схемы в грамматическую тетрадь (слайд 25)

Выполнение упражнений

А) Раскрыть скобки (слайд 26) (по цепочке с объяснением)

  • (Юго) западное побережье
  • юго-западное побережье
  • (кисло) сладкий соус
  • кисло-сладкий соус
  • (русско) японский словарь
  • русско- японский словарь
  • (древне) русский язык
  • древнерусский язык
  • (лимонно) жёлтые полоски
  • лимонно-жёлтые полоски

Б) Самостоятельно записать в тетрадь словосочетания, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы (слайд 27)

  • (зелёно) серый пла_
  • (перво) майские праз(?)ники
  • (желто) ротый пт..нец,
  • (тревожно) грус(?)ный взгляд,
  • (изжелта) красный ог..нек
  • (землянично) черничное варен..е,
  • (синие) пр..синие глаза
  • (древне) индийские рукописи
  • (иссиня) ч..рный грач..

(слайд 28 – проверка)

  • Зелёно-серый плащ
  • первомайские праздники
  • желторотый птенец,
  • тревожно-грустный взгляд,
  • изжелта-красный огонек
  • землянично-черничное варенье,
  • синие-пресиние глаза
  • древнеиндийские рукописи
  • иссиня-чёрный грач

В) Заменить словосочетания синонимичными словосочетаниями прил. + сущ. (слайд 29)

  • девушка с чёрными глазами
  • животное с длинной шеей
  • мороз сорок градусов
  • пират с одной ногой
  • народы Северного Кавказа
  • малыш с тёмной кожей
  • мороженое с шоколадом и орехами
  • граница России и Украины
  • обезьяна с длинным хвостом

(слайд 30 – проверка)

  • Черноглазая девушка
  • Длинношеее животное
  • Сорокаградусный мороз
  • Одноногий пират
  • Северокавказские народы
  • Темнокожий малыш
  • Шоколадно-ореховое мороженое
  • Российско-украинская граница
  • Длиннохвостая обезьяна

Игра на понимание с сигнальными карточками (слайд 31-33) (Приложение — распечатывается на цветных листах)

Формулирование домашнего задания (слайд 34)

Рефлексия. Подведение итогов урока

Источник

Урок русского языка в 6 классе «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

Читайте также:  Орфограммы в суффиксах и окончаниях имен прилагательных

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_25.01.2016g.docx 22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Шарипова Гульнара Анваровна — учитель русского языка и литературы средней школы №16 г. Альметьевск Республики Татарстан.

6 класс (базовый уровень).

Предмет: Русский язык.

Тема урока: Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

  1. образовательная – закрепить знания о сложных прилагательных, формировать знания о слитном и дефисном написании сложных прилагательных;
  2. развивающая – развивать умения учеников применять теоретические знания на практике, логично и последовательно излагать свою мысль; развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас учащихся;
  3. воспитательная — воспитывать ценностное отношение к слову, прививать бережное отношение к родной природе, содействовать средствами урока формированию личностных качеств учащихся.

Тип урока: закрепление изученного.

Оборудование и наглядности урока: компьютер, проектор, иллюстративные материалы , слайды, карточки с текстом.

1. Организационный момент. Приветствие, чуткое отношение к друг другу.

2. Актуализация знаний.

1) Упражнение 330 ( 2 ученика)

2)Фронтальный опрос (параграф 58)

3. Побуждение интереса. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Запишите предложения, объясните знаки препинания.

Приятно пахла горько-сладкая полынь, и спокойно жужжали шмели над широко раскинувшимися лопухами.

Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

— Какие прилагательные есть в этих предложениях? О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

4. Первичное закрепление.

— А сейчас закрепим полученные знания при помощи упражнений. Посмотрите на доску . Здесь даны сложные прилагательные. Устно объясните их написание и составьте с ними словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».

Двадцатиградусный (мороз), юго – западный (ветер), длинноволосая (девочка), темно – красный (шарф), научно – фантастический (рассказ), журнально – газетный (столик).

5.Включение в систему знаний и повторение.

1) Лабораторная работа. Образовать от данных слов и словосочетаний сложные прилагательные. Объяснить выбор слитного или дефисного написания полученных сложных прилагательных (по цепочке)

  • садовый и огородный (инвентарь)
  • чугун лить (производство)
  • железная дорога (магистраль)
  • север, запад (ветер)
  • садово-огородный (инвентарь) – сложн. пр.обр. от прилаг. с сочинит. св.;
  • чугунолитейное (производство) – сложн.пр. обр. от сл/соч. с подчинит. св.;
  • шахматно — шашечный (турнир) – сложн. пр.обр. от сл/соч. с сочинит. св.;
  • железнодорожная (магистраль)- сложн.пр. обр. от сл/соч. с подчинит. св.;
  • тёмно- зелёный (шарф )- сложн. пр. обозначает оттенок цвета;
  • северо — западный (ветер) – сложн.пр. обозначает сторону света.

2) Игровой момент.

— А теперь проверим вашу внимательность. Перед вами сигнальные карточки двух цветов, красные карточки обозначают написание сложных прилагательных через дефис, а зелёные – слитное написание. Я буду читать сложные прилагательные, а вы будете поднимать карточки соответствующего цвета.

Белокаменная(з), серо – коричневый(к), мясо – молочный(к), добродушный(з), дальневосточный(з), глубоководный(з), грязелечебный(з), янтарно – желтый(к), самодельный(з), монголо – татарское(к).

3) ФИЗМИНУТКА (отдельно)

4)Работа в парах с последующей взаимопроверкой. Распределительный диктант.

-В первый столбик записать словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся через дефис, а во второй столбик записать словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся слитно.)

Словосочетания со сложными прилагательными для распределительного диктанта: многолетний план, разноцветная бумага, ватно-марлевая повязка, нефтеносная скважина, русско-немецкий словарь , станкостроительный завод, северо-западный округ, светло – зелёные лепестки.

6. Взаимопроверка распределительного диктанта, самоконтроль по эталону

(После завершения диктанта, ученики передают тетради соседу по плечу, проверяют карандашом словосочетания по записям в тетрадях, записанные в первый и второй столбики , оценивают:

5 — нет ошибок, 4 – 1-2 ошибки, 3 – 3-5 ошибок.

Затем показать эталон на доске , правильное распределение словосочетаний по столбикам.)

Словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся через дефис

Словосочетания со сложными прилагательными, которые пишутся слитно

светло – зелёные лепестки.

7. Творческое применение. Работа с текстом, объяснительный диктант.

Тихо в лесу. Светло-лиловые длинные тени лежат на сугробах. По нежно-голубому весеннему небу плывут лёгкие белоснежные облака. Вот по-весеннему попискивают, возятся шустрые черноголовые синички. Высятся на солнце медно-бронзовые стволы сосен.

— Назовите сложные прилагательные, объясните их написание.

— К какому стилю относится текст? (Художественный)

8. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

(Параграф 58 повторить , упр.335 выполнить.)

9. Рефлексия(подведение итогов занятия), оценивание

— Продолжите предложение ( запись на доске ) :

У меня получилось…

-Приведите примеры сложных прилагательных, которые пишутся слитно, через дефис.

— Ребята, вам понравился урок? Мне было очень приятно поговорить с вами. Вы очень хорошо знаете русский язык, а значит и любите. Молодцы, все активно участвовали на уроке.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Часть 1

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Дефисное написание сложных прилагательных.

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».

Сложные прилагательные – это прилагательные, которые состоят из двух и более корней.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – с. 35-38.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитаем слова: кресло(кровать), сбер(касса), кисло(сладкий), газо(провод), ярко(красный), северо(западный), генерал(лейтенант), фруктово(ягодный).

Определим, что у них общего. Перед нами сложные слова. Вспомним, какие слова называются сложными. Сложными называются слова, которые состоят из двух и более корней.

Разделим эти слова на две группы: имена существительные и имена прилагательные.

К именам существительным относятся слова кресло(кровать), сбер(касса), газо(провод). К именам прилагательным относятся слова кисло(сладкий), ярко(красный), северо(западный) и фруктово(ягодный).

Вспомним, как пишутся сложные существительные.

Существительное кресло-кровать пишется через дефис, потому что слово образовано из целых самостоятельных существительных. Слово сберкасса пишется слитно, потому что это сложносокращенное существительное – сберегательная касса. Существительное газопровод пишется слитно газопровод, потому что две основы объединены соединительной гласной.

Сложные имена существительные пишутся слитно или через дефис. Так и сложные имена прилагательные могут быть написаны слитно или через дефис.

Прочитаем отрывок из книги Аксакова «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».

«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая, белоствольная, светло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа».

Обратите внимание, что выделены сложные прилагательные. Посмотрите, одни сложные прилагательные пишутся слитно, другие – через дефис. Сегодня мы рассмотрим правила написания сложных прилагательных через дефис.

Прочитайте слова: светло-зелёный и чёрно-красный. Эти прилагательные обозначают цвет и оттенки цветов.

Приведём ещё примеры: бледно-синий, иссиня-черный, бело-розовый.

Сделаем вывод: сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис.

Попробуем в словах русско-английский и фруктово-ягодный вместо дефиса поставить союз и, заменить равноправными словами. Получится русско-английский (русский и английский), фруктово-ягодный (фруктовый и ягодный).

Сделаем вывод: сложные имена прилагательные, образованные сложением равноправных слов, между которыми можно вставить союз и, пишутся через дефис.

Прочитайте слова: юго-восточный, санкт-петербургский. Эти прилагательные образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис.

Приведём ещё примеры: нью-йоркский, контр-адмиральский.

Сделаем вывод: через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис.

Прочитайте слова: белый-белый пароход, хитрый-хитрый взгляд. Повтор прилагательного используется для усиления признака.

Сделаем вывод: сложные прилагательные, образованные повтором одного и того же слова, пишутся через дефис.

Вернёмся к нашим примерам. Определим, как же пишутся сложные прилагательные: кисло(сладкий), ярко(красный), северо(западный), фруктово(ягодный).

Прилагательное кисло(сладкий): оттенок вкуса, поэтому пишем через дефис. Прилагательное ярко(красный): обозначает оттенок цвета и пишется через дефис. Слово северо(западный): образовано от сложного существительного, которое пишется через дефис, поэтому пишется через дефис. Прилагательное фруктово(ягодный): можно заменить равноправными прилагательными фруктовый и ягодный, поэтому пишем через дефис.

Правило 1. Через дефис пишутся сложные прилагательные с повторяющейся основой.

Правило 2. Через дефис пишутся сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета, вкуса, запахи.

Правило 3. Через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис.

Правило 4. Через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные от сочетания основ независимых друг от друга слов (можно вставить союз и).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Какое прилагательное пишется через дефис?

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить правила дефисного написания сложного прилагательного и найти среди предложенных прилагательных такое слово, к которому подходит одно из правил. Правило 2. Через дефис пишутся прилагательные, обозначающие оттенки цвета, вкуса, запахи – подходит к прилагательному (тёмно)синий, к остальным вариантам правила дефисного написания не подходят.

Подчёркивания / зачеркивания элементов

Подчеркните лишнее сложное прилагательное.

Серо(синий), (зеленовато)серый, (серебристо)белый, (красно)оранжевый, (сине)фиолетовый, (иссиня)чёрный, (тёмно)красный, юго(западный), (светло)голубой, (бледно)зелёный, (мутно)лиловый, (золотисто)жёлтый, (лимонно)желтый, (бутылочно)зелёный, (прозрачно)зелёный, (изжёлта)оранжевый.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Определить, какое правило иллюстрируют все собранные сложные прилагательные и найти такое прилагательное, которое не соответствует правилу. В данном задании собраны сложные прилагательные, обозначающие оттенок цвета, а прилагательное юго(западный) обозначает направление и образовано от сложного существительного, пишущегося через дефис.

Источник