Меню

Контрольная работа по русскому языку прилагательные и местоимение



Контрольные работы по темам «Лексика», «Глагол», «Местоимение», «Имя существительное» для учащихся 10-го класса (учебник Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме

Контрольные работы по русскому языку в 10-х классах составлены на основе заданий, использующихся для подготовки к ЕГЭ. Помимо записи текста, учащимся предлагается выполнить по вариантам задания, помогающие выявить уровень знаний ученика по теме, уровень сформированных навыков.

Скачать:

Вложение Размер
k.r._glagol-10.docx 18.71 КБ
k.r._leksika-10.docx 14.17 КБ
k.r._mestoimenie-10.docx 18.34 КБ
k.r.imya_sushchestv._10_kl.docx 16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Глагол. Причастие. Деепричастие». 10 класс.

1. Прочитайте внимательно текст. Сформулируйте и запишите одну из проблем данного текста.

2. Сформулируйте и запишите позицию автора данного текста.

(1)Гриш, а Гриш! (2)Гляди-ка, поросенок-то. (3)Смеется. (4)Да-а. (5)А во рту-то у него. (6)Смотри, смотри. травка во рту, ей-богу, травка. (7)Вот штука-то!

(8)И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. (9)Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки. (10)(З,С)десь, освещё(н,нн)ые ярким светом в_сящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблок и апельсинов; ст_яли прав_льные пирамиды мандаринов, нежно з_л_тившихся сквозь окут_вающую их папиросную бумагу; прот_нулись на блюдах, уродл_во разинув рты и выпучив глаза, огромные копчё(н,нн)ые и маринова(н,нн)ые рыбы; ниже, окружё(н,нн)ые гирляндами колбас, крас_вались сочные разреза(н,нн)ые окорока с толстым слоем розоватого сала. (11)Бе(з,с)числе(н,нн)ое множество баноч_к и коробоч_к с солё(н,нн)ыми, варё(н,нн)ыми и копчё(н,нн)ыми закусками довершало эту э(ф,фф)ектную к_ртину, глядя на которую оба мальч_ка на минуту забыли о двенадцат_градусном мороз_ и о важном поручени_, возложе(н,нн)ом на них матерью, — поручени_, оконч_вшемся так (не)ожида(н,нн)о и так плачевно. (12) Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища. (13) Он дернул брата за рукав и произнес сурово:

— (14)Ну, Володя, идем, идем. (15)Нечего тут.

(16) Одновременно подавив тяжелый вздох (старшему из них было только десять лет, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей) и кинув последний влюбленно-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице. (17)Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки. (18)Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль: остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу. (19) По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. (20)Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам — все осталось позади. (21)Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры. (22)Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его — собственно подвал — был каменный, а верх — деревянный. (23)Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее. (24) Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. (25)Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс — настоящему запаху нищеты. (26)Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания. (А.И. Куприн)

3. Перепишите 10 и 11 предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

4. Выписать из предложения 9 (1 вариант) / из предложения 17 (2 вариант) по одному слову, образованному суффиксальным способом.

5. В каком предложении есть страдательное причастие?

1 вариант: а) 8 б) 11 в) 12 г) 16;

2 вариант: а) 9 б) 20 в) 22 г) 25.

6. Из предложения 18 (1 вариант) / предложения 16 (2 вариант) выписать переходный глагол , определить его вид, наклонение, время и спряжение.

7. Из предложений 8-9 (1 вариант) / из предложений 12-14 (2 вариант) выпишите одно подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

8. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква:

1 вариант: а) песни слыш_тся, щекоч_щий щёки ветерок

б) моряки держ_тся, трепещ_щий от страха

в) молнии блещ_т, колыш_щиеся ветки

г) деревья руш_тся, движ_щаяся колонна

2 вариант: а) усво_шь правило, движ_мый местью

б) печка топ_тся, наруша_мый всеми

в) встрет_шь соседа, расходу_мые материалы

г) мыло мыл_тся, предполага_мый ответ

9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И:

1 вариант: А. Зала_вший Б) Растра_вать В) Выпил_ть Г) Обманч_вый

1) А, В 2) Б, В, Г 3) В, Г 4) А, Б, В, Г

2 вариант: А. Высаж_вать Б. Подраг_вая В. Вид_мый Г. Высаж_нный

1) А, Г 2) А, В 3) А, Б, В 4) В

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1 вариант: Проводя опыты даже с безобидным столовым уксусом,

а) проявляются крупинки соли.

б) лабораторная работа была закончена без приключений.

в) получаются разнообразные химические соединения.

г) следует соблюдать аккуратность и осторожность.

2 вариант: Изобразив ряд разных по мимике и настроению детских лиц,

а) получился необычный медальон.

б) на века сохранился семейный портрет.

в) создаётся произведение «педагогической» скульптуры.

г) скульптор проявил себя как умелый физиономист.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология».10 класс.

1. Едва Чичиков вступил в тёмные широкие сени, пристроенные кое-как, на него повеяло холодом, как из погреба. 2. Из сеней он попал в комнату со спущенными шторами, чуть озарённую светом, восходящим к потолку. 3. Распахнувши дверь, он был поражён представшим беспорядком. 4. Казалось, будто в доме происходило мытьё полов и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. 5. На одном столе стоял даже сломанный стул и здесь же — часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил причудливую паутину. 6. Тут же стоял шкаф со старинным серебром, графинчиками и превосходным китайским фарфором, приобретённым бог весть когда. 7. На бюро, выложенном некогда перламутровою мозаикой, лежало превеликое множество всякой всячины: куча испещрённых мелким почерком бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с ручкой, какая-то старинная книга в кожаном переплёте, высохший лимон ростом с лесной орех, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмка с какой-то непривлекательной жидкостью и тремя мухами, кусочек где-то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. 8. В довершение этого странного интерьера по стенам было весьма тесно и бестолково навешано несколько картин. (По Н.В.Гоголю)

1. Выписать из предложений 4-6 фразеологизм, подобрать к нему синоним-фразеологизм и антоним-фразеологизм.

2. Подберите пароним к слову старинный. Объясните их различие. Составьте предложения.

3. Выпишите из предложения 2 (1 вариант) / из предложения 6 по 1-му многозначному слову, указав его прямое и одно из переносных значений.

4. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

1 вариант — банкротство, имитация, стресс, оппозиция, мобильность;

2 вариант — контракт, анкета, камуфляж, резонанс, толерантность.

5. Вариант 1: Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

А) Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.

Б) В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.

Вариант 2: Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова НАСЛЕДСТВО

А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством прошлого.

Б) Юрист сказал, что мне следует вступить в право на наследство в течение полугода.

6. Определите средство выразительности:

а). В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

А) эпитет Б) метафора В) антитеза Г) оксюморон

б). Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.

А) сравнение Б) олицетворение В) эпитет Г) инверсия

в). Туча с громом сговорилась: ты, гром, греми, а я дождем разолью.

А) анафора Б) сравнение В) эпитет Г) олицетворение

г). И луч блеснул с него чудесный, как с черной тучи день небесный.

А) сравнение Б) метафора В) олицетворение Г) литота

д). Не то на серебре – на золоте едал.

А) метафора Б) гипербола В) литота Г) метонимия

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Правописание прилагательных, числительных и местоимений».

1. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, буквы и раскрывая скобки. Дату напишите прописью.

1)Творчество каждого из великих русских кла(с,сс)иков имеет за рубежом свою собстве(н,нн)ую (не)повторимую судьбу. 2)В этом смысл_ судьба автора Записок охотника и Отцов и детей была на редкость счас(?)ливой.

3)И.С. Тургенев один из первых русских п_сателей XIX века который получил всеобщее пр_знание за рубежом. 4)Авторитет Тургенева как выдающ_ся мастера слова пр_зн_вали самые крупные (Е,е)вропейские п_сатели.

5)Когда перед европейцами предстал бл_стяще образова(н,нн)ый человек со свет(ц,ск)ими манерами они были изумле(н,нн)ы. 6)Русский п_сатель свободно ра(з,с)говар_вал на (не)скольких (Е,е)вропейских языках пр_красно ра(с,з)б_рался не только в литератур_ но и в живопис_ и философи_. 7)Он к_зался (не)обыкнове(н,нн)о интересным соб_седником. 8)От его рослой ф_гуры веяло перв_зда(н,нн)ой физической силой. 9)Мужестве(н,нн)ая внешность Тургенева мягкий х_рактер нежная и чуткая душа прон_цательный ум нав_дили всех знавших его на мысль что этот русский вопл_щает в себе лу(?)шие стороны человеческой натуры.

10)Как отм_чали многие зарубежные л_тераторы крас_та стиля (Т,т)ургеневских произв_дений заключает(?)ся в умени_ поэтически изобр_зить буднич(?)ное облечь высокой поэзией простейшие жизне(н,нн)ые факты.

11)Тургенев пок_рил мир совершенством своих произв_дений высокими личнос(?)ными достоинствами. 12)Но самое главное он открыл зарубежной ч_тательской публик_ русскую литературу во всём её многообрази_ и величи_ выступил как «посол» русского романа. (По Ю. И. Сохрякову)

2. Выпишите из предложений 1-4 (1 вариант) , из предложений 5-9 (2 вариант) все местоимения, определите их разряд.

3. Определите способ образования 1 вариант — слова РЕДКОСТЬ, 2 вариант — слова ПРИЗНАНИЕ.

4. Просклонять словосочетание 1 вариант — 379 страниц; 2 вариант — 751 рубль.

5. Выпишите из предложения 10 (1 вариант) одно словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ; 2 вариант — из 4 предложения выпишите одно словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.

КЛЮЧ к контрольной работе по теме «Правописание прилагательных, числительных и

местоимений». 10 класс. Подготовка к ЕГЭ.

1)Творчество каждого из великих русских классиков имеет за рубежом свою собственную неповторимую судьбу. 2)В этом смысле судьба автора «Записок охотника» и «Отцов и детей» была на редкость счастливой.

3)И.С. Тургенев — один из первых русских писателей XIX века, который получил всеобщее признание за рубежом. 4)Авторитет Тургенева как выдающегося мастера слова признавали самые крупные европейские писатели.

5)Когда перед европейцами предстал блестяще образованный человек со светскими манерами, они были изумлены. 6)Русский писатель свободно разговаривал на нескольких европейских языках, прекрасно разбирался не только в литературе, но и в живописи и философии. 7)Он казался необыкновенно интересным собеседником. 8)От его рослой фигуры веяло первозданной физической силой.9)Мужественная внешность Тургенева, мягкий характер, нежная и чуткая душа, проницательный ум наводили всех знавших его на мысль, что этот русский воплощает в себе лучшие стороны человеческой натуры.

10)Как отмечали многие зарубежные литераторы, красота стиля тургеневских произведений заключается в умении поэтически изобразить будничное, облечь высокой поэзией простейшие жизненные факты.

11)Тургенев покорил мир совершенством своих произведений, высокими личностными достоинствами. 12)Но самое главное — он открыл зарубежной читательской публике русскую литературу во всём её многообразии и величии, выступил как «посол» русского романа. (По Ю. И. Сохрякову)

Ответы на задания

2. 1 в.- каждого -опред., свою -притяж., этом — указ., который -относ., самые — опред.

2 в.- они, он, его — личн., нескольких — неопред., его (фигуры) — притяж., всех — опред., что — относ., этот — указ., себе — возвр.

3. 1 в. — суффиксальный, 2 в. — суффиксальный.

4. 1 в. — И. — триста семьдесят девять страниц = В.п.

Р. — трёхсот семидесяти девяти страниц

Д. — трёмстам семидесяти девяти страницам

Т. — тремястами семьюдесятью девятью страницами

П. — о трёхстах семидесяти девяти страницах

2 в. И. — семьсот пятьдесят один рубль = В.п.

Р. — семисот пятидесяти одного рубля

Д. — семистам пятидесяти одному рублю

Т. — семьюстами пятьюдесятью одним рублём

П. — о семистах пятидесяти одном рубле

5. 1 в. — поэтически изобразить, как отмечали, в умении изобразить, в умении облечь.

2 в. — авторитет Тургенева, мастера слова, признавали авторитет.

Источник

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ и
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания по важнейшим грамматическим темам, изучаемым в курсе 6-го класса.

Примечание. Самостоятельная работа и ее анализ на последующем уроке готовит школьников к итоговому контролю по теме; тестовые задания будут однотипными, но наполнены другим содержанием.

Глагол: систематизация и обобщение

1. Укажите верное утверждение.

А. Безличные глаголы обозначают состояние человека или природы.

Б. Глаголы изменяются по временам.

В. В настоящем времени глаголы изменяются по родам и числам.

Г. Совершенный и несовершенный вид – это постоянный признак глагола.

Д. Возвратные глаголы могут быть переходными.

2. Найдите возвратные глаголы.

3. Вставьте, где нужно, мягкий знак, обозначьте в глаголах окончание.

Б. Ты говориш_ мне о любви.

В. Спряч_те это письмо.

Г. Он приучил нас трудит_ся.

Д. Слышит_ся какой-то шум.

Е. Встав_те пропущенные буквы.

4. Найдите, к какому глаголу неверно подобрана неопределенная форма:

б) разожгу – разжечь;

в) разрушу – разрушать;

5. Укажите глаголы 2-го спряжения:

6. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте окончания глаголов:

Выйд_те через калитку. Когда выйд_те, поверните направо.

7. Укажите, где неверно образована форма 3-го лица множественного числа:

в) ездить – ездиют;

г) ходить – ходят.

8. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы глаголов:

9. Найдите предложение с глаголом в повелительном наклонении. Запишите характеристики этого предложения: по цели высказывания; по наличию главных членов.

Не смейте забывать учителей.
Ведь лучшее все в нас – от их усилий:
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.

10. Укажите глагол, употребленный для обозначения действия в прошлом.

А. Я хочу, чтобы вы прочитали эту книгу.

Б. Он прочитал эту книгу.

11. Укажите безличные глаголы:

12. Укажите группу слов, в которой правильно расставлены все ударения:

б) Позвонишь, баловать, начала.

в) Позвонишь, баловать, начала.

г) Позвонишь, баловать, начала.

13. Вставьте пропущенную букву в глаголах 3-го лица множ. числа (они):

14. Слитно или раздельно?

б) За это ему (не)поздоровится.

в) Ему (не)достает терпения.

г) (Не)достанешь рукой.

15. Найдите односоставные предложения:

б) Люблю грозу в начале мая.

в) Небо затянулось тучами.

г) За ночь подморозило.

16. Сделайте морфемный разбор слов:

17. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова:

Контрольная работа по теме «Глагол»

1. Укажите верное утверждение.

А. Спряжение – это непостоянный признак глагола.

Б. Глаголы хотеть, бежать относятся к 1-му спряжению.

В. Глаголы повелительного наклонения изменяются по временам.

Г. Возвратные глаголы не могут быть переходными.

2. Найдите возвратные глаголы:

3. Вставьте, где нужно, мягкий знак, обозначьте в глаголах окончание.

а) Грамоте учит_ся всегда пригодит_ся.

б) Умнож_ 12 на 13.

в ) Постав_те ноги на ширину плеч_.

4. Найдите, к каким глаголам (или глаголу) верно подобрана неопределенная форма:

б) рассказал – сказать;

в) отцветает – отцветать;

г) хвалился – хвалить.

5. Укажите глаголы 1-го спряжения:

6. Укажите, где неверно образованы глагольные формы:

7. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы глаголов:

8. Найдите предложение с глаголом в повелительном наклонении. Запишите характеристики этого предложения: по цели высказывания; по интонации; по наличию главных членов.

Выделите окончания глаголов в двух предложениях.

Вы говорите правду?
Говорите же смелее!

9. Подчеркните основу во второй части сложного предложения.

Если я был бы маленький-маленький гном,
Я б на божьей коровке ездил верхом.

В данном предложении глаголы употреблены в форме __________наклонения.

Это предложение сложноподчиненное, т.к. его части между собой связаны __________.

10. Укажите безличные глаголы:

11. Укажите группу слов, в которой правильно расставлены все ударения:

б) избалованный, позвала, звонит;

в) избалованный, позвала, звонит;

г) избалованный, позвала, звонит.

12. Вставьте пропущенную букву в глаголах 3-го лица множ. числа (они):

б) дома стро_тся;

13. Слитно или раздельно? Подберите и запишите синонимы к данным глаголам:

14. Какие глаголы из № 13 являются переходными?

15. Обозначьте основы. Укажите односоставные предложения:

Б. Мне удалось доказать свою правоту.

В. Небо заволокли тучи.

Г. Небо заволокло тучами.

16. Сделайте морфемный разбор глаголов:

разыгрывают, открывался, воскликнуть, прикажете, размышляй.

17. Вставьте пропущенные буквы:

Самостоятельная работа по теме «Имя прилагательное»

1. Укажите верное утверждение:

Б. Прилагательные в простой сравнительной степени, как и наречия, не изменяются по родам, числам и падежам.

В. Все прилагательные имеют степени сравнения.

Г. Качественные прилагательные в краткой форме в предложении являются сказуемыми.

2. Укажите притяжательные прилагательные:

в) собачий ( холод);

3. Вставьте, где нужно, ь:

4. Укажите прилагательное, которое с не пишется то слитно, то раздельно. Приведите примеры.

5. Укажите неверные формы образования сравнительной степени имен прилагательных:

б) сладкий – слаже;

в) тонкий – тоньше;

г) длинный – длиньше.

6. О или ё? Объясните свой выбор графически.

7. Найдите слово с суффиксом -н-:

8. Вставьте пропущенные буквы. Выберите группу прилагательных, в которой все прилагательные имеют суффикс -ск-:

б) дерз_кий, оде_кий, францу_кий;

в) ру_кий, француз_кий, белору_кий.

9. Найдите прилагательные, которые пишутся через дефис:

10. В каких предложениях допущены грамматические ошибки?

Б. Этот лес более густой, чем тот.

В. Здесь река более мельче, чем там.

Г. У моей бабушки красивое домишко.

11. Укажите предложения, в которых имена прилагательные выступают в роли имен существительных.

А. Мороженое мясо долго хранится в холодильнике.

Б. Мороженое – очень вкусное лакомство.

В. Столовая ложка лежала на столе.

Г. На перемене мы дружной гурьбой спешили в столовую.

12. Н или нн? Обозначьте морфему или морфемы, в которые н или нн входят.

13. Сделайте морфемный разбор прилагательных.

14. Подчеркните прилагательное, в скобках укажите начальную форму.

Б. Красна изба пирогами.

В. Мой брат выше меня на десять сантиметров.

Г. Хорошая книга – лучший подарок.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

1. Укажите верные утверждения:

Б. Разряд прилагательного – это смысловая группа, постоянный грамматический признак. Но в определенном контексте (словесном окружении) разряд прилагательного может изменяться.

В. Относительные прилагательные имеют степени сравнения.

Г. Прилагательные в краткой форме изменяются так же, как полные: по родам, числам и падежам.

2. Укажите относительные прилагательные:

в) ветреный (день);

г) ветряная (мельница).

4. Укажите прилагательные, которые с не пишутся то слитно, то раздельно. Приведите примеры:

5. Укажите неверные формы образования сравнительной степени имен прилагательных:

б) маленький – меньше;

в) звонкий – звончее;

г) красивый – красивше.

6. О или ё? Объясните свой выбор графически.

7. Найдите слова с суффиксом -н-.

8. Вставьте пропущенные буквы. Выберите группу прилагательных, в которой все прилагательные имеют суффикс -к-:

б) рез_ кий, молоде_ий, чуко_кий;

в) матро_кий, францу_кий, англи_кий.

9. Найдите прилагательные, которые пишутся через дефис:

10. В каких предложениях допущены грамматические ошибки?

А. Эта книга более интереснее, чем та.

Б. Мне снится далекое городишко моего детства.

В. Дружба и братство лучше богатства.

Г. Илья – большой зазнайка.

11. Укажите предложения, в которых имена прилагательные выступают в роли имен существительных.

А. Хозяйка пригласила всех пройти в гостиную.

Б. В городе построили кондитерскую фабрику.

В. В кондитерской выпекают вкусные плюшки.

Г. Дежурный по классу подготовил доску к уроку.

12. Выберите правильный ответ:

А. В средней полосе России июль обычно жарче августа.

Б. В средней полосе России июль обычно жарчее августа.

13. Н или нн? Обозначьте морфему или морфемы, в которые н или нн входят.

14. Сделайте морфемный разбор прилагательных.

15. Подчеркните прилагательные, в скобках укажите начальную форму.

Б. Ранним утром я подошел к величественной реке.

В. Уровень воды в период паводка обещают выше прошлогоднего.

Самостоятельная работа по теме «Имя числительное»

1. Укажите верные утверждения:

Б. Числительные всех разрядов изменяются по падежам.

В. Порядковые числительные отличаются от числительных других разрядов вопросом и грамматическими признаками.

Г. Собирательные числительные могут сочетаться с одушевленными существительными женского рода.

Д. Числительные, имеющие два корня и два окончания, называются составными.

2. Укажите словосочетания, в состав которых входят числительные:

б) трехэтажный дом;

в) удвоить усилия;

3. Вставьте, где необходимо, ь:

4. Используя числительное два, образуйте числительные всех разрядов. Запишите их в сочетании с подходящим по смыслу существительным.

Количественное целое _____________________.

5. Поставьте числительные триста тридцать три и триста тридцать третий в р. и д. пп. Обозначьте окончания во всех формах.

И. Триста тридцать третий
Р.
Д.

* Каким постоянным грамматическим признаком они отличаются друг от друга? Ответьте одним словом: ____________________ .

Уточните: ________________ и _______________.

6. Запишите цифры словами: 11; 16; 312; 1,5; 581; 477; 68.

* Какое числительное имеет два варианта написания? Приведите примеры.

7. В каких предложениях допущены орфографические или грамматические ошибки? В скобках, где необходимо, укажите верную форму.

Б. В обеих случаях это правильный ответ.

В. Два суток продолжалась метель.

Г. А.С. Пушкин родился в июне тысяча семьсот девяносто девятом году.

Е. Я поздравил дедушку с Девятым маем.

8. Подчеркните все слова как члены предложения. Обозначьте части речи.

Б. Три дня шел проливной дождь.

9. Выберите правильное написание, зачеркнув в скобках лишнюю букву или сочетание букв.

10. Как нужно писать слова типа (трехсот)(двадцати)(пяти)(тысячный), сто(миллионный)? Выберите правильный ответ.

Б. Оба слова нужно писать раздельно.

В. Оба слова нужно писать слитно.

Г. 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно.

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

1. Укажите неверные утверждения.

Б. Числительные всех разрядов изменяются по родам, числам и падежам.

В. Числительные, как и прилагательные, в определенном контексте могут изменять свой разряд.

Г. Собирательные числительные не могут сочетаться с одушевленными существительными женского рода.

Д. Числительные, имеющие два корня и два окончания, называются сложными.

2. Укажите словосочетания, в состав которых входят числительные.

а) двадцатый век,

б) тройка за ответ,

3. Вставьте, где необходимо, ь:

4. Используя числительное пять, образуйте числительные всех разрядов. Запишите их в сочетании с подходящим по смыслу существительным.

Количественное целое: ____________________.

Количественное дробное: __________________ .

5. Поставьте числительные двести девяносто восемь и двести девяносто восьмой в р. и д. пп. Обозначьте окончания во всех формах.

И. Двести девяносто восьмой
Р.
Д.

* Каким постоянным грамматическим признаком они отличаются друг от друга? Ответьте одним словом: ____________________.

Уточните: ______________ и ______________.

6. Запишите цифры словами: 11; 16; 365; 1,5; 872; 464; 99.

* Какое числительное имеет два варианта написания? Покажите на примере.

7. В каких предложениях допущены орфографические или грамматические ошибки? В скобках, где необходимо, укажите верную форму.

Б. По обеим сторонам дороги расстилались поля (__________).

В. Трое школьниц из нашего класса участвовали в районной олимпиаде (_________).

Г. Первые микроскопы давали увеличение до двести семидесяти раз, а современные – до трех тысяч шестисот раз (_______).

Д. В декабре тысяча восемьсот двадцать пятом году произошло восстание декабристов (_______).

8. Определите синтаксическую роль числительных в предложении.

Б. Тему «Имя числительное» изучают в шестом классе.

В. Все радуются первым солнечным дням.

Г. Склоны обоих берегов реки сильно размыты дождями.

Д. В нашем классе учатся пятеро отличников.

Е. Эту самостоятельную работу мы выполняем четырнадцатого апреля.

* Укажите, в каких случаях числительные входят в состав цельных словосочетаний.

9. Выберите правильное написание, зачеркнув в скобках лишнюю букву или сочетание букв.

Ми(л,лл)иард, ми(л,лл)ион, ки(л,лл)огра(мм), ба(с,сс)ейн, те(р,рр)ито(р,рр)ия, экз(е,э,и)мпляр.

10. Как нужно писать слова девяти(тысячный), (тридцати)(пяти)миллионный? Выберите правильный ответ.

А. Оба слова нужно писать через дефис.

Б. Оба слова нужно писать раздельно.

В. Оба слова нужно писать слитно.

Г. 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно.

Самостоятельная работа по теме «Местоимение»

1. Укажите неверное утверждение:

А. Местоимение – часть речи, которая не только указывает на предметы, признаки и количества, но и называет их.

Б. Синтаксическая функция местоимений зависит от соотносительной группы (той части речи, на которую указывают).

В. Личные местоимения 3-го лица в родительном падеже могут выступать в роли притяжательных в определенном контексте.

Г. В отрицательных местоимениях ни находится в ударном положении.

Д. Раздельное написание не в отрицательных местоимениях зависит от наличия предлога.

2. Вставьте пропущенные слова в стихотворении, используя подсказку. Определите разряд местоимений:

Всем на свете буква я
Доложить готова:
– А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква я,

Но и _________ (минимальная единица фонетики), _________ (минимальная значимая единица морфемики), _________ (основная единица лексики).

3. Укажите личные местоимения:

4. Укажите, какие местоимения надо писать через дефис:

5. В каких предложениях допущены речевые ошибки в употреблении местоимений? Подчеркните их. Рядом напишите верную форму.

А. На пригорке появилась первая трава. Она зазеленела уже в апреле.

Б. Ихние тетради лежали на столе.

В. У его сестры очень красивый почерк.

Г. Мы решили пойти к ему в гости.

6. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложных?

Укажите вид СП ____ (не сокращенно, полностью).

7. Выберите правильный ответ.

8. Ударение в этих словах поставлено правильно:

б) у самого синего моря;

в) к самому президенту;

9. Укажите, в каких предложениях есть определительное местоимение.

А. Всякая работа мастера хвалит.

Б. Все пройдет: и печаль, и радость.

В. В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела.

Г. Каждый имеет право на отдых.

10. Укажите группу, в которой все три склоняемых местоимения не имеют формы именительного падежа:

б) так, отсюда, сюда;

11. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

б) (Н_)чего не нужно.

в) (Н_) с кем посоветоваться.

г) (Н_) с кем (не)посоветоваться.

д) (Н_)чем (не)отблагодарить.

Контрольная работа по теме «Местоимение»

1. Укажите неверные утверждения.

А. Местоимение – часть речи, которая только указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Б. Местоимения мой, твой, меня, тебя принадлежат к одному разряду.

В. Разряд местоимения определяется по вопросу.

Г. В отрицательных местоимениях ни всегда находится в безударном положении.

Д. Дефисное написание не в отрицательных местоимениях зависит от наличия предлога.

2. Укажите личные местоимения:

3. Укажите, какие местоимения надо писать через дефис:

4. В каких предложениях допущены речевые ошибки в употреблении местоимений? Подчеркните их. Рядом напишите верную форму или исправленное предложение.

Б. Шкафы были набиты книгами. Они служили стеной, разделяющей комнату на две половины.

В. Об этом фильме много писали.

Г. В ихнем классе много спортсменов.

Д. Над мной ослепительно-голубое небо.

5. Какие местоимения употребляются для связи простых предложений в составе сложных?

Укажите вид СП ____ (не сокращенно, полностью).

6. Выберите правильный ответ.

7. Запишите словосочетания, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки:

(н_)о чем (не) жалеть

8. Выпишите местоимения из текста (не меньше семи), поставьте их в начальную форму, определите разряд.

Повторяющиеся формы дважды можно не указывать.

Однажды я ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена.

Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже замирал на месте. Когда я шел быстрее, этот малыш тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но в здание телефонной станции не пошел.

Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Я вернулся через несколько минут, но его уже не было.

Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне стало нехорошо, будто я предал или не уберег моего маленького друга! (По В.Луговскому)

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6-м классе: Кн. для учителя. 6-е изд., дораб.
М.: Просвещение, 2001. C. 171.

2. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 6-й кл.: Кн. для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 2000. С. 224.

3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 6-й кл.
2-е изд., испр. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 96.

4. Русский язык. Практика. 6-й кл. Учебник для общеообразоват. учреждений / Под ред.
Г.К. Лидман-Орловой. М.: Дрофа, 2005. С. 284.

5. Шипицина Г.М. Русский язык. Изложения и сочинения. 5-й кл. 2-е изд., стереотипн. М.: Дрофа, 2001. С. 208. (Дидактические материалы)

Источник

Читайте также:  Окончание ами есть у прилагательных