Меню

контрольный диктант по существительному 5 класс разумовская



Русский язык 5 класс. Контрольные диктанты 5 класс учебник М.М Разумовской

1 Русский язык 5 класс Контрольные диктанты 5 класс учебник М.М Разумовской Контрольный диктант 1 по теме «Письмо. Орфография» Ц е л и : 1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся. 2. Отработать навыки самостоятельной работы над ошибками. На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьет подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются. Г. А. Богданова (82 слова) З а д а н и я: 1. Озаглавьте текст диктанта. 2. Выпишите пять слов с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм. Контрольный диктант 2 по теме «Морфология» Ц е л и : 1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся. 2. Проверить умение определять лексическое значение слова и выполнять фонетический разбор. Контрольный диктант Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени. В такой день идешь по лесной тропинке. Кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана. Легко дышит грудь осенней свежестью. Приятно идти по мягкому ковру из листьев. Вдруг среди листьев мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест. (81 слово.) З а д а н и я : 1. Озаглавьте текст диктанта. 2. Выпишите из текста диктанта три слова с разными орфограммами в корне, графически их обозначьте. 3. Определите лексическое значение слов: в а р и а н т I тихие (дни); в а р и а н т II поздней (осени). 4. Сделайте фонетический разбор слова: в а р и а н т I шишек, в а р и а н т II дышит. Контрольный диктант 3 по теме «Лексика. Словообразование» Ц е л и : 1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.

2 2. Проверить умение учащихся выполнять разбор слова по составу. МЕДВЕЖОНОК Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие листики брусники. На краю поляны сохранялись заросли малины. Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться. Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать. В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (По Г. Снегиреву.) (99 слов.) З а д а н и я : 1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы о ё после шипящих в корне слова». 2. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, подберите к ним дватри однокоренных слова; укажите, какой частью речи являются эти слова. 3. Разберите слова по составу: в а р и а н т I лесного, показались, глазки; в а р и а н т II расположился, (в) малиннике, листики. Контрольный диктант 4 по теме «Глагол» Ц е л и : 1. Проверить орфографические и пунктуационные знания учащихся. 2. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и морфологический разбор глагола. ВСТРЕЧА В ДЕРЕВНЕ Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в Сибири. Он приехал в Москву в свое геологическое управление с интересными породами, ожидал результатов их анализов и решил свободные денечки провести в деревне. В рюкзаке у него лежали все пожитки: брюки, тапочки, рубашка, садовый нож, полбуханки хлеба. В папке лежали фотографии. Интересно было их рассматривать и слушать рассказы геолога. Владимир Сергеевич объездил всю страну, был на Диксоне, на Урале. Потом он показал корень женьшеня. Это был маленький ветвистый корешок желтого цвета. Он умещался на ладони и был очень похож на худенького человечка с ручками и ножками. И. Дик (95 слов.) З а д а н и я : 1. Разберите слова по составу: в а р и а н т I свободные, провести, тапочки;в а р и а н т II садовый, рассказы, показал. Выполните морфологический разбор глаголов: в а р и а н т I работал, объездил; в а р и а н т II приехал, умещался. 2. Выпишите словосочетание «глагол + существительное», определите вид и время глагола. Контрольный диктант 5 по теме «Имя существительное» Ц е л и :

3 1. Проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся. 2. Проверить умение выполнять словообразовательный разбор слов по составу, находить одушевленные и неодушевленные существительные. ПРИЕЗД ЭЛЕКТРОНИКА В ГОРОД Ранним майским утром к гостинице «Дубки» подкатил светлый автомобиль. Открылась дверца, из машины вышел человек с трубкой в зубах. Он увидел веселые лица, букеты цветов, робко улыбнулся. Это был профессор Громов. Знатный гость приехал из научного городка и решил остановиться в «Дубках». Директор «Дубков» занялся вещами. Из открытой пасти багажника торчал угол чемодана. Директор с тремя помощниками взялись за ручки, отнесли чемодан на второй этаж и удалились. Профессор поднялся за ними, с удовольствием оглядел голубоватые стены, удобную мебель, широкое окно. Профессор нагнулся над чемоданом, откинул крышку. В чемодане на мягком нейлоне лежал кибернетический мальчик с закрытыми глазами. (По Е. Велтистову.) (97 слов.) З а д а н и я : 1. Выпишите одушевленное и неодушевленное существительные. Каким способом образованы существительные? В а р и а н т I багажник; в а р и а н т II помощник. 2. Разберите слова по составу: в а р и а н т I подкатил, трубкой, научного; в а р и а н т II увидел, голубоватые, помощниками. Контрольный диктант 6 по теме «Имя прилагательное» Ц е л и : 1. Проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся.2. Проверить умение выполнять морфологический разбор прилагательного Звуки весны Для чуткого и внимательного человека звуки весеннего леса необычны и разнообразны. Вот с изящной ветки берёзы упала прозрачная капля. Послышался тонкий, хрустальный звон. Под напором жизненных соков сам собой шевельнулся листок. Вот дятел пустил весёлую барабанную дробь. От пенька к пеньку пробежала и тоненько пискнула хлопотливая мышь. Прогудел, стукнулся о берёзу и грузно упал неповоротливый жук. Под коркой льда журчит радостный ручей. Затянул свою нудную песенку комар. Только в глухую полночь всё примолкает. Хороши ночлеги в весеннем лесу! В предутренний час начинается прекрасная музыка. При появлении солнца звуки лесной музыки нарастают. Приветствуя солнце, в серебряные трубы трубят журавли. (99 слов) Задания 1. Сделайте морфологический разбор прилагательного Вариант I предутренний ( 12 предложение) Вариант II серебряные (14 предложение) 2. Запишите словообразовательную цепочку слова Вариант I — барабанную Вариант II — хлопотливая

Читайте также:  скоро это наречие или существительное

4 Контрольная работа. Итоговый тест.(5 класс) Вариант 1. Часть 1. А. Выберите заголовки, отражающие основную мысль стихотворения. Дождик прошел по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как сережки, Тронешь березку она встрепенется И засмеется. До слез засмеется. Дождь прошуршал по широкому лугу, Даже цветы дивились друг другу; В чашечках листьев, на каждой травинке По огонечку, по серебринке. (А.Яшин) 1. Дождик. 2) После дождя 3) Хорошо после дождя! 4) Волшебник-дождь. Б. Укажите средство связи предложений В дальнем углу за печкой висела шинель. Она была ржавой от времени, с подпалинами и дырками. Мой отец носил ее тогда, когда меня еще не было на свете. 1) лексический повтор. 2) местоимение 3) Синоним. 4) Однокоренные слова В. Определите тип речи. На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая пухом курчавая голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней. (По К.Паустовскому) 1. повествование 2) Описание предмета 3) Описание места 4) Рассуждение Г. Определите стиль речи. -Оля, кто такой Тимур? — Это один царь такой, злой, хромой, из средней истории. 1. Художественный 2) Научный 3) деловой 4) Разговорный Д. Определите вид речи (см. текст задания Г) 1) Монологическая речь 2) Диалогическая речь Часть 2. А. Укажите имена существительные. 1) Доброта 2) Она 3) Проводы 4) Хождение 5) Свежесть 6) Жадничает 7) Рыбачий 8) Завтракают Б. Укажите глаголы. 1) Беречь. 2) Жужжание 3) Галдёж 4) Желтеет 5) Струсил 6) Скрипучий 7) Хочу 8) Свист В. укажите, в каких случаях морфологические признаки имен существительных указаны неверно. 1) Фамилия сущ. ср.рода 2) Мыши сущ. 2-го скл. 3) Ель сущ. 2-го скл.

5 4) На ветке сущ. 1-го скл. 5) Из-за тучи сущ. в предл. пад. 6) В книге сущ. в род. Падеже Г. Укажите, в каких случаях морфологические признаки глаголов указаны неверно. 1) Бегал глаг. сов. вида 2) Прочитал глагол сов.вида 3) Выстирал глагол несов. вида 4) Смотреть глагол 1 спряжения 5) Слышать глагол 2 спр. 6) Строить глагол 1 спр. Д. Укажите словосочетания. 1) Подмигивать глазами 2) Царевна догадалась 3) Взялся за кольцо. 4) Царевна очутилась Е. Укажите словосочетания, в которых глагол является главным словом 1) Быстро бежать 2) Бег вприпрыжку 3) Синее небо 4) Синеет море Ё. Укажите побудительное предложение. 1) Расскажи мне сказку 2) Люблю весну! 3) Куда ты поедешь летом? 4) Сегодня мама пришла пораньше. Ж. Укажите предложение с обстоятельством 1) Мяч ударился о дверь. 2) Убери книги в стол. 3) Мальчик был весел. З. Найдите сложные предложения. 1) В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут 2) Тучка по небу идет, бочка по морю плывет. 3) Мы объехали весь свет, торговали соболями, чернобурыми лисами. 4) Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился 5) Мы хотели, чтобы скорее наступил день. Часть 3. А. Укажите слова с проверяемой гласной в корне. 1) Наслаждаться. 2) сверкать 3) Породниться 4) Побелить 5) Росточек 6) Разместиться Б. Укажите слова, в корне которых пишется а. 1) Опр..вдать 2) Уд ленный 3) Пом гает 4) Д..бросердечный 5) Хв..стливый 6) Предл..гать В. Укажите слова, в которых пишется О. 1) Взр..слеть 2) Распол..гаться 3) Р..стение 4) Прол жить 5) Р..сток 6) Выр..стить Г. Укажите слова, в которых после шипящих пишется О. 1) Ключ..м 2) Ч..рствый 3) Ш..рох 4) Реш..тка 5) Удач..й 6) Свинц..вый Д. Укажите словосочетания, в которых существительные имеют окончание И 1) Прогуливаться по улиц.. 2) Отдыхать в санатори 3) Жить в селени.. 4) Заботиться о молодеж.. 5) Хранить в тайн.. 6) Строить на побережь.. Е. Укажите глаголы с окончанием ЕТ. 1) Ненавид..т 2) Скач..т 3) Кол..тся 4) Прос..тся 5) Терп..т 6) Взглян..т

6 Ё. Укажите, в каких словах приставки оканчиваются на З. 1) Бе..граничный 2) Ра..давать 3) Ра..целовать 4) В..глянуть 5) Ра..чистить 6) И..следование Ж. В конце каких предложений следует поставить вопросительный знак? 1) В чём, скажи, виновна я 2) Ты к нему теперь ступай 3) Что ж качаешь головою 4) Не губи меня, девица З.Укажите, где перед союзом И необходима запятая. 1) Прошёл долгожданный дождь и оживил пожухлую зелень. 2) Невинно небо голубеет и солнце ласковое греет. 3) Теплый ветерок сушит крыши и ласково покачивает деревья. И. В каких предложениях есть обращения, которые надо выделить запятой? 1) Бабушка и я с братом поехали за город. 2) Бабушка мы с братом уезжаем за город. 3) Страна моя велика и могуча. 4) Велика ты страна моя! К. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки? 1) Осыпался с березы лист и, как ковер, устлал дорогу 2) улыбнулись сонные березки растрепали шелковые косы 3) Школа тотчас наполнилась голосами, смехом, шарканьем ног 4) С классом мы побывали в Смоленске, Новгороде, Самаре и Вологде. Часть 4. А. Укажите, от какого слова образовано существительное «велосипедистка». 1) Велосипед 2) Велосипедный 3) Велосипедист Б. Какое слово является однокоренным к прилагательному «куриный»? 1) Курильщик 2) Курятник 3) Курение 4) Курительный В) Укажите слова, образованные приставочным способом. 1) Подождать 2) Перепилить 3) Перепёлка 4) Отцовский 5) Отцеплять 6) Оборот 7) Оборвать Г. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в переносном значении? 1) Горячее сердце 2) Горячий чай 3) Горячий спор 4) Горячая плита Д. Как называются выражения сахарный снег, чугунный грохот, мёртвая тишина, золотая осень? 1) Фразеологизмы 2) Эпитеты 3) Метафоры 4) Синонимы Е. Укажите слова с нулевым окончанием 1) (Много) ягод 2) Лифтером 3) Любить 4) (много) молоточков 5) шутник 6) (белая) мышь 7) машинистка 8) Захотел Ё. Строение каких слов соответствует морфемной модели 1) Туманность 2) Глупость 3) Безжалостный 4) Твёрдость 5) Ясность 6) Радость 7) Звучность 8) Безграмотность

Читайте также:  рыка это имя существительное

7 Ответы. Вариант 1. Часть 1. Часть 2 Часть 3 Часть 4 А-3,4 Б- 2 В-2 Г-4 Д-2 А-1,3,4,5 Б-1,4,5,7 В-1,3,5.6 Г- 1,3,4,6 Д-1,3 Е-1 Ё-1 Ж-2 З-1,2,5 А-1,3,4,6 Б- 1,2,5,6 В-1,4,5 Г-1,3,6 Д-2,3,4 Е-2,3.6 Ё-1,2,4 Ж-1.3 З-2 И-2,4 К-2.4 А-3 Б-2 В-1.2,5,7 Г-1,3 Д-2 Е-1,5,6,8 Ё-2,4,5,6 Вариант 2. Часть 1. А. Выберите заголовки, отражающие основную мысль стихотворения. Пришла телеграмма, Пришла телеграмма Слов меньше десятка. И боль отлетела Но вдруг поседела В строчках коротких Упрямая прядка Она уместилась. Пришла телеграмма Пришла телеграмма Лицо посветлело. И жизнь изменилась. (Ф.Васильев) 1) Телеграмма. 2) Слово это тоже дело. 3) Пришла телеграмма 4) Пришла телеграмма — и жизнь изменилась Б. Укажите средство связи предложений Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. 1) лексический повтор. 2) местоимение 3) Синоним. 4) Однокоренные слова В. Определите тип речи. Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щелкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой. (По К.Паустовскому) 1. Описание предмета 2) Описание места 3) Рассуждение 4) Повествование Г. Определите стиль речи. — Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива, как у льва. — Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так постригли. 2. Художественный 2) Научный 3) деловой 4) Разговорный Д. Определите вид речи (см. текст задания Г)

8 1) Диалогическая речь 2) Монологическая речь Часть 2. А. Укажите имена существительные. 1) Они 2) Всходы 3) Теплота 4) Яблочное 5) Трусость 6) Нянчит 7) Вождение 8) Обедают Б. Укажите глаголы. 1) Пение 2) Стеречь 3) Топот 4) Вертлявый 5) Синеет 6) Буду 7) Звон 8) Имели В. Укажите, в каких случаях морфологические признаки имен существительных указаны неверно. 1) Тополь сущ. жен.рода 2) Фасоль сущ. жен. р.3) о молодежи сущ. 2-го скл. 4) у девочки сущ. в предл. пад. 5) в роще сущ. в род. пад. 6) В зелени сущ. 3 скл. Г. Укажите, в каких случаях морфологические признаки глаголов указаны неверно. 1) читал глаг. сов. вида 2) Пробежал глагол сов. вида 3) гнать глаг. 2 спр. 4) увидел глагол несов.в 5) дышать глагол 1 спр. 6) пилить глагол 1 спр. Д. Укажите словосочетания. 1) Вьется вьюга. 2) По зеркальцу как хлопнет. 3) Воротился царь-отец. 4) Приветливо шутила Е. Укажите словосочетания, в которых глагол является главным словом 1) чтение вслух 2) медленно читать 3) розовый закат 4) закат розовеет Ё. Укажите побудительные предложения. 1) Как ты себя чувствуешь? 2) Хорошо весной! 3) Принеси мне книгу. 4) Ко мне пришел друг.. Ж. Укажите предложение с обстоятельством 1) Корабль ушел в море. 2) Я играю на пианино. 3) Девочка была прилежной. З. Найдите сложные предложения. 1) Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь 2) Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. 3) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились. 4) В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха. 5) Я знал, когда приедет друг. Часть 3. А. Укажите слова с непроверяемой гласной в корне. 1) Пшеница. 2) Ослепительный 3) Обогреватель. 4) Вокзал 5) Железный 6) Поразительный Б. Укажите слова, в корне которых пишется о. 1) взр..слеть 2) взб..дриться 3) распол..гаться 4) р..стение 5) прол.жить

9 6) д..бротный В. Укажите слова, в которых пишется А. 1) Предл..жение 2) подр..сти 3) р..стущий 4) р..сток 5) прил..гательное 6) пол..жил Г. Укажите слова, в которых после шипящих пишется Ё. 1) ш..в 2) ш..пот 3) грач..м 4) деш..вый 5) кумач..вый 6) ч..рненький Д. Укажите словосочетания, в которых существительные имеют окончание Е 1) Собраться на площад.. 2) Расположиться в рощ.. 3) прогуляться о алле. 4) служить в армии.. 5) ошибиться в решении. 6) росли в теплиц. Е. Укажите глаголы с окончанием ЯТ (АТ). 1) круж..тся 2) реж..т 3) обид..т 4) бор..тся 5) услыш..т 6) колыш..тся Ё. Укажите, в каких словах приставки оканчиваются на С. 1) И..расхдовать 2) И..жарить 3) Ра..гонять 4) Во..кликнуть 5) Ра..чувствоваться 6) Бе..покоиться Ж. В конце каких предложений следует поставить вопросительный знак? 1) Посмотри, как он хлопочет 2) Что, Соколко, что с тобою 3) Чего тебе надобно, старче 4) Будь нам милая сестрица З.Укажите, где перед союзом И необходима запятая. 1) все светлее светит солнце и природа пробуждается от спячки. 2) Бурно тают снега и веселыми ручейками бегут по улице. 3) Радостно суетятся птицы и наполняют воздух своим гомоном. И. В каких предложениях есть обращения, которые надо выделить запятой? 1) пригрей солнышко землю! 2) Солнышко пригревает землю. 3) Друг мой пришел на помощь. 4) Помоги мне друг мой! К. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки? 1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. 2) Играют волны ветер свищет 3) День был свежий, солнечный, и безветренный. 4) Дельфины прыгали, кувыркались и играли в воде. Часть 4. А. Укажите, от какого слова образовано прилагательное «водянистый». 1) Вода 2) Водяной 3) Безводный Б. Какие слова являются однокоренными к прилагательному «косолапый»? 1) Сенокос 2) Косоворотка 3) Прикоснуться 4) Косичка В) Укажите слова, образованные сложением. 1) Котята 2) Снегоочиститель 3) Волнистый 4) Газопровод 5) Беловатый 6) Подорожник 7) Глазомер

Читайте также:  тесты на тему число имени существительного

10 Г. В каких словосочетаниях прилагательные употреблены в переносном значении? 1) Железное корыто 2) Железная воля 3) Железный характер 4) Железное перо Д. Как называются выражения взять себя в руки, закрыть рот на замок, развесить уши? 1) Омонимы 2) Фразеологизмы 3) Эпитеты 4) Синонимы Е. Укажите слова с нулевым окончанием 1) Отварить 2) Журналом 3) Баянист 4) Цветник 5) (много) туч 6) бегает 7) Столов 8) прибегал Ё. Строение каких слов соответствует морфемной модели ость? 1) Безоблачность 2) Храбрость 3) Бегать 4) Старость 5) смелость 6) Вредность 7) Ценность 8) Безветренность Ответы. Вариант 2. Часть 1. Часть 2 Часть 3 Часть 4 А-2,4 Б- 1 В-4 Г-4 Д-1 А-2,3,5,7 Б-2,5,6,8 В-1,3,4,5 Г- 1,4,5,6 Д-2,4 Е-2 Ё-3 Ж-1 З-1,4,5 А-1,4,5,6 Б- 1,2,5,6 В-2,3,5 Г-2,4,6 Д-2,3,6 Е-1,3.5 Ё-4,5,6 Ж-2,3 З-1 И-1,4 К-2,3 А-2 Б-2 В-2,4, 7 Г-2,3 Д-2 Е-3,4, 5,8 Ё-2,4, 5 Тексты для изложений. 5 класс. Руки человеческие. Все, что построено, возведено, добыто на свете, сделали человеческие руки. Они управляют пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну. Руки человека, подчиняясь его разуму и воле, превратили дикие земли в богатые поля, заставили яблоню-дикарку приносить сладкие плоды. Они осушили комариные болота, напоили влагой сухие пустыни, перегородили реки, чтобы могучей силой воды гнать сильный ток на тысячи километров. Все могут, все умеют, со всем справляются человеческие руки. Только надо приручить их к хорошему делу, чтобы они стали сноровистыми, умелыми, послушными доброму сердцу и точному уму.

11 Надо, чтобы человек уважал дело своих рук и труд другого человека. ВОПРОСЫ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА. 1. Что делают человеческие руки? 2. Как приучить руки к хорошему делу? 3. Почему нужно уважать дело своих и чужих рук? Бельчонок. Бельчонок спустился по стволу сосны у самых моих ног, сковырнул сыроежку и принялся её есть, а гриб держал в передних лапах. Его щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба. Он съел шляпку, но корешок ему не понравился, и он перешёл на другое место. Бельчонок был совсем маленький, величиной с ладонь.он нашёл другую сыроежку, отгрыз её красную шляпку и спрыгнул с ней на пенек. Шляпка гриба была велика для бельчонка, вроде целого блина, и он объел её, но не всю, потом спрыгнул с пенька, откинул недоеденный блин, нашёл шишку и стал доставать из неё сладкие, пахнувшие смолой семена. Погуляв в одиночестве у моих ног, позавтракав, бельчонок ушел на высоту и покачался на ветке, по которым отправился, может быть, к своему дому. ВОПРОСЫ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА, 1. Зачем бельчонок спустился с дерева на землю? 2. Как ел бельчонок сыроежку? 3. Каким путем ушёл бельчонок к себе домой? О чём говорят рыбки? Заглянешь под воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил я на дно ёлочки и укрепил их камнями. Расчистил аллейки, рассадил водоросли, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь, а на огонёк приплывали яркие рыбки. Мне казалось, что рыбы о многом хотят рассказать людям. Они жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью. Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, потому что от застоя в них вода портится. Они обещали за это не уходить из водоёмов. (По Н. Сладкову) Литература: 1. Макарова Б. А. Диктанты и изложения по русскому языку: 5 класс. ФГОС/ Б.А. Макарова, Е.В. Пересветова, М.Ю. Никулина. 4-е изд., — М.: Издательство «Экзамен», Русский язык. 5- классы: диктанты/сост. Г.П. Попова. 2-е изд. Волгоград: Учитель, Методическое пособие к учебнику «Русский язык.5 класс» /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.: под ред.м.м.разумовской.-м.:дрофа,2013.

Источник