Меню

Корень и три суффикса глаголы



2.7. Суффиксы. Постфиксы

1. Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов, хотя может использоваться и при образовании формы одного слова.

Например: добрый – добр от а (суффикс —от – словообразовательный), добр ее , добр ейш ий (суффикс —ее – формообразующий, образует форму сравнительной степени прилагательного; суффикс —ейш – формообразующий, образует форму превосходной степени прилагательного).

2. Большинство суффиксов служит для образования новых слов.

Учить – учи тель , учитель ств о, учитель ск ий.

Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Наиболее важными среди них являются следующие:

суффиксы сравнительной и превосходной степени прилагательного: -ее ( -ей ), -е, -ше, -ейш-, -айш ;

Быстр ее , быстр ей , дорож е , стар ше , глубоч айш ий, мудр ейш ий.

суффикс прошедшего времени глагола -л ;

Пришё л , узна л .

суффикс повелительного наклонения глагола -и ;

некоторые суффиксы существительных как показатели множественного и единственного числа;

Ср.: граждан ин (ед.ч.) – граждане (мн.ч.); друг (ед.ч.) – друзья (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [ а ], но и за счёт суффикса -j- – [друз’ j а́]); сын (ед.ч.) – сын овь я (мн.ч.; оно создаётся не только за счёт окончания -я [ а ], но и за счёт суффикса -овj – [сынΛв’ j а́]); ут ён ок (ед.ч.) – ут ят а (мн.ч.).

некоторые суффиксы существительных как показатели косвенных падежей.

Ср.: мать – (нет) мат ер и, время – (нет) врем ен и.

Правописание суффиксов зависит от частеречной принадлежности слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

1) В лингвистике нет единства в определении статуса показателя неопределённой формы глагола (инфинитива) – -ть, -ти, -чь (бежа ть , вез ти , бере чь ). Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие – как суффикс. В данном пособии мы рассматриваем показатель инфинитива ( -ть, -ти, -чь ) как окончание (!).

2) В лингвистике нет единой точки зрения на частеречную принадлежность причастий (чита ющ ий, чита ем ый, прочита вш ий, прочита нн ый) и деепричастий (чита я , прочита в ). В одних пособиях причастия и деепричастия характеризуются как самостоятельные части речи (и в этом случае соответствующие суффиксы будут словообразовательными), в других – как особые формы глагола (и тогда те же суффиксы будут формообразующими). В данном пособии причастия и деепричастия рассматриваются как самостоятельные части речи.

3. Как корни и приставки, суффиксы могут изменять свой внешний облик. При этом, как и в корнях, здесь наблюдаются чередования согласных и гласных звуков. В частности, возможны «беглые гласные».

Ср.: книж- к -а – книж- ек ; скольз- к -ий – скольз- ок , смеш- н -ой – смеш- он , стар- ец – стар- ц -а, блюд- ц -е – блюд- ец .

Достаточно регулярно в суффиксах наблюдаются чередования согласных и сочетаний звуков ( к / ч , ова / уj ).

Ср.: книж- к -а – книж- еч -к-а, ком- ок – ком- оч -ек, пир- ова -ть – пир- уj -ю.

4. В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово. При этом удобно использовать перифраз с таким однокоренным словом.

Например:

    Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка .

В слове Сашенька (Саш-еньк-а) выделяется корень Саш- (Саш-а) и суффикс -еньк(а): «Сашенька – уменьшительно-ласкательное к Саш а».

В слове вишенка (вишен-к-а) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я) и суффикс (а): «Вишенка – маленькая вишн я».

В слове горошинка (горош-ин-к-а) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х/ш (горох) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а): «Горошина – единичная составляющая гороха» ; суффикс (а): «Горошинка – маленькая горош ина».

В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый) выделяется корень мечт- (мечт-а) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть): «Мечтать – предаваться мечт ам»; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель): «Мечтатель – тот, кто любит мечт ать»; суффикс прилагательного (ый): «Мечтательный – такой, как мечтатель ; свойственный мечтател ю».

В слове сознательный (со-зна-тельн-ый) выделяется корень зна- (зна-ть) с приставкой со- (со-зна-ть), а также один суффикс -тельн(ый): «Сознательный – такой, который правильно созн аёт, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель.

1) Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами: -ениj (е) – влад- ениj -е, -тиj(е) – взя-тиj-е, -иj(е) – самолюб-иj-е, -j(е) – счасть-j-е, -j(ё) – старь-j-ё, -ациj(я) – делег-ациj-я, -иj(я) – арм-иj-я. Во всех этих случаях иj или j относятся к суффиксу, а не к окончанию (!).

2) Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв).

Ср.: юбоч-к-а (корень юбоч-юбк-а и суффикс (а)) – пил-оч-к-а (корень пил-пил-а и два суффикса: а) -оч- (здесь есть беглая гласная и чередование к/ч) – пил-к-а, пил-ок; б) —к(а) – пил-оч-к-а, тёл-оч-к-а).

3) Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов.

Ср.: косн- ость (от косн ый, где косн— – корень), готов— ность (от готов ый, где готов— – корень), грамот-н- ость (ср.: грамот —аграмот— н —ыйграмот-н- ость ).

4) Выделение в качестве суффикса части корня или основы.

Люб л -ю (корень любл— с чередованием б / бл );

бесед- уй -те (в данном суффиксе наблюдается чередование -ова- / -уj- , причем обычно [ j ] не получает специального графического выражения (перед гласной буквой) – бесед- у[j] —ю, а в повелительном наклонении (перед согласной буквой) такое графическое выражение есть – бесед- уй -те).

5. Суффиксы занимают положение после корня перед окончанием (если оно имеется у слова).

В русском языке есть несколько суффиксов, которые могут располагаться после окончания:

возвратный суффикс -ся ( -сь );

Учит ся , учила сь .

суффиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь (обратите внимание на то, что эти элементы пишутся через дефис!).

Какой- то , какой- либо , какой- нибудь .

В лингвистике для этой разновидности суффиксов есть специальный термин – постфиксы.

Постфикс -ся выступает в двух вариантах:

после согласных – -ся ;

Учил ся , занял ся , ветвить ся .

после гласных – -сь .

Учила сь , заняла сь , ветвила сь .

Источник

Суффиксы глаголов

Правописание суффиксов глаголов

Словообразующие суффиксы глаголов – разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться с их употреблением поможет таблица.

Суффикс

Правила написания суффикса

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени в том случае, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую(-юю): балую – баловать, беседую – беседовать.

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени в том случае, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол заканчивается на -иваю или -ываю: заделываю – заделывать.

Не спутать его с другими суффиксами помогает положение – он всегда под ударением. Чтобы понять, что перед вами именно суффикс -ва-, нужно выделить корень слова: если е, о, ы или и в нем не сохраняются, нужно действовать по правилам, которые перечислены выше. Если сохраняются, то речь идет как раз о суффиксе -ва-: обвеять – обвевать.

В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется Ё, без ударения – Е: корчевать – выкорчевывать.

Используется в тех глаголах, которые образованы от существительных: лед – леденеть (становиться как лед – самому), леденить (покрывать льдом – кого-то или что-то).

Использование этих суффиксов зависит от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный – то е (обескроветь)

Из правила использования суффикса -ва- в глаголах есть ряд исключений. Это такие слова, как застревать (но застрять), затмевать(затмить), продлевать (продлить), растлевать (растлить) — ударный суффикс -ева-. а также намереваться и увещевать.

Формообразующие глагольные суффиксы

Формообразующий нулевой суффикс используется в нескольких глагольных формах: прошедшего времени изъявительного наклонения мужского рода единственного числа (вез, сох), условного наклонения того же рода и числа (вез бы), в повелительном наклонении (сядь).

Суффикс -л- используется в форме прошедшего времени в изъявительном и сослагательном наклонениях (везли, пошли бы).

В русском языке среди глагольных аффиксов следует отметить также формообразующий постфикс -ся, с помощью которого образуются возвратные глаголы. В школьном курсе русского языка его принято называть суффиксом.

Что мы узнали?

Все суффиксы в русском языке делятся на слово- и формообразующие. Важно запомнить, в каких случаях используются те или иные суффиксы – это сделает как устную, так и письменную речь более грамотной.

Источник

Примеры слов с тремя суффиксами

Приведем при­ме­ры слов с тре­мя суф­фик­са­ми в их мор­фем­ном соста­ве.

Что такое суффикс?

В рус­ском язы­ке суф­фик­сы выпол­ня­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную функ­цию, а так­же выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние слов.

Например:

  • бога­тый — богат ств о;
  • серый — сер оват ый;
  • уте­шить — уте­ши тель ;
  • сла­бый — слаб е ть;
  • уди­вить — удивл ени е.

С помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов обра­зу­ют­ся при­ча­стия, дее­при­ча­стия, фор­мы срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных и наре­чий и т.д.

  • весе­лить — весел ящ ийся маль­чик;
  • отве­сти — отвед я в сто­ро­ну;
  • блед­ный — бледн ее , бледн ейш ий;
  • гром­ко — гро­мч е ска­зать.

Как образуются слова с тремя суффиксами

В соста­ве сло­ва может быть не один, а два суф­фик­са, и даже три. Такой мор­фем­ный состав име­ют те лек­се­мы, если от про­из­во­дя­ще­го сло­ва, напри­мер гла­го­ла, обра­зу­ет­ся сна­ча­ла при­ла­га­тель­ное, а затем суще­стви­тель­ное, то в осно­ве конеч­но­го сло­ва ока­зы­ва­ют­ся по поряд­ку суф­фик­сы трех частей речи. В резуль­та­те тако­го сло­во­твор­че­ства суф­фик­сы, как бусин­ки нани­зы­ва­ют­ся на ниточ­ку, рас­по­ла­га­ют­ся один за дру­гим в мор­фем­ном соста­ве про­из­вод­ной лек­се­мы:

удив и ть → удив и тельн ый → удив и тельн о .

В соста­ве сло­ва могут быть раз­ные соче­та­ния суф­фик­сов. Чтобы это нагляд­но про­де­мон­стри­ро­вать, посмот­рим сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные цепоч­ки слов, име­ю­щих три суф­фик­са.

Примеры

Понаблюдаем, как про­ис­хо­дит сло­во­об­ра­зо­ва­ние неко­то­рых лек­сем, при­чем суф­фик­сы раз­ных частей речи после­до­ва­тель­но при­со­еди­ня­ют­ся к про­из­во­дя­щей осно­ве:

форм а → оформ и ть → оформ и тель → оформ и тель ниц а;

маск а → маск ир ова ть → маск ир ов к а;

зна ть → позна ть → позна ва ть → позна ва тельн ый → позна ва тельн ость ;

стар ый → стар е ть → устар е ть → устар е л ый → устар е л ость

уч и ть → учи тель → уч и тель ниц а;

побед а → побед и ть → побе­ди тель → побед и тель ниц а;

лук → лук ов ый → лук ов иц а → лук ов ич н ый;

скук а → скуч н ый → скуч н оват ый → скуч н оват о ;

гн и ть → гн и л ой → гн и л оват ый.

И еще при­ве­дем при­ме­ры слов с тре­мя суф­фик­са­ми в мор­фем­ном соста­ве:

бес хитр ост н ость — приставка/корень/суффикс/суффикс/суффикс/окончание;

гор е л к а — корень/суффикс/суффикс/суффикс/окончание;

у бы т оч н ый — приставка/корень/суффикс/суффикс/суффикс/окончание;

се я л к а — корень/суффикс/суффикс/суффикс/окончание;

хран и л ищ е — корень/суффикс/суффикс/суффикс/окончание;

в раз би в к у — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс/суффикс;

бес при бы ль н ость — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс/суффикс/окончание.

Источник

Урок русского языка на тему «Правописание глаголов с суффиксами -ся(сь)»

Цели:

  1. Познакомить детей с суффиксами –ся, –сь.
  2. Закрепление знаний о глаголе.
  3. Развивать речь, мышление и память детей.
  4. Воспитывать навыки культуры.

Структура урока:

  1. Орг. момент.
  2. Словарная работа.
  3. Ознакомление с новым материалом.
  4. Постановка домашнего задания
  5. Подведение итога урока.

Ход урока

I. Орг.момент.

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

II. Словарная работа.

(На доске на карточках, вывешены анаграммы 3 слов: петапит, зоринтго, поникзавед).

У: Ребята посмотрите на доску. Решите анаграммы и мы узнаем, что за слова спрятаны.

О: аппетит, горизонт, заповедник.

(Учитель переворачивает карточки с анаграммами, на другой стороне написаны нормальные формы слова).

У: Назовите орфограммы в каждом слове.

У: В тетради, с красной строки запишите, через запятую, слова — аппетит, горизонт, заповедник. Первое слово с большой буквы, остальные с маленькой. В словах поставьте ударение и выделите орфограммы.

III. Ознакомление с новым материалом.

У: Откройте учебники на с. 76, упражнение 342. Прочитайте его.

О: Утром мать умывает, одевает, причёсывает, обувает маленького Серёжу и ведет его в ясли. Утром мать умывается, одевается, причёсывается, обувается и ведёт маленького Сережу в ясли.

Утром я умываю, одеваю, причёсываю, обуваю маленького Серёжу и веду его в ясли. Утром я умываюсь, одеваюсь, причёсываюсь, обуваюсь и веду маленького братишку в ясли.

Утром ты умываешься, одеваешься, причесываешься, обуваешься и ведешь маленького братишку в ясли.

У: Сравните выделенные глаголы. Чем они отличаются?

О: У глаголов разные лица и разные окончания. Одни имеют окончания, а другие оканчиваются на -ся, -сь.

У: Как вы думаете, что такое –ся и –сь? На что указывает эта часть слова?

(Если дети не могут ответить, учитель вывешивает на доску две иллюстрации, где на одной мама одевает, а на другой, ребенок одевается сам).

У: Посмотрите на иллюстрации. На кого направлено действие? На первой иллюстрации?

О: Мама одевает ребенка — действие направлено на ребенка.

(У. вывешивает карточку одевает под первую иллюстрацию)

У: А на второй иллюстрации?

О: Ребенок одевается сам – действие направленно на самого себя.

(У. вывешивает карточку одевается под вторую картинку)

У: Значит, что обозначает –ся?

О: То, что действие направлено на себя.

У: Как вы думаете, что такое –ся? Какой частью слова она является: корнем, суффиксом или окончанием?

(У. на доске над карточкой, со словом одевается, ставит суффикс над –ся)

У: Это суффикс. Что в нем необычного? Где он ставится?

О: Он стоит на конце слова.

У: Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом — местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

Как бы вы назвали глаголы с суффиксом -ся?

У: Давайте прочитаем сведения на с. 77

О: Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на др. предмет, а как бы «возвращается» к самому действующему лицу. «Возвращение» действие обозначается суффиксом –ся и –сь.

Так как называются глаголы с –ся и –сь?

О: Возвратные глаголы.

У: Да, ребята, это возвратные глаголы.

(У. на доску вывешивает карточку)

Глагол + -ся(-сь)
Возвратные глаголы

У: У вас на партах лежат карточки со словами: умыл, причесать, моет, обуваю, одену, остановили. Запишите эти слова в столбик.

У: Образуйте от данных слов формы возвратных глаголов. Запишите их в столбик, через черточку от них. Выделите суффиксы –ся и –сь.

У: Определите у возвратных глаголов время, лицо, число и род, если определяется.

У: Давайте проверим.

У: Составьте предложения с одним из возвратных глаголов, назовите их.

(У. выслушивает примеры. Лучшее предложение записывают с комментированием, проговариванием всех орфограмм. Если нет хорошего примера У. предлагает свое предложение: Мы остановились отдохнуть на небольшой поляне)

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, встал с постели мишка Винни.
Потянулся, улыбнулся и отправился гулять.
Мы тоже с ним пойдем гулять.
По дорожке (2 р.), скачем мы на правой ножке.
По дорожке (2 р.), скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке (2 р.), мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Присели! И за парты тихо сели.

У: Теперь переходим к упражнению 344. Прочитайте задание.

О: Сравните формы глаголов с суффиксами –ся и –сь: когда пишется –ся, когда –сь.

Кататься, катаешься, катается, катался — катаюсь, каталась, катались.

Наряжаться, наряжаешься, наряжается, наряжался — наряжаюсь, наряжалась, наряжались.

Учиться, учишься, учится, учился — учусь, училась, учились.

У: Посмотрите внимательно на глаголы, сможете ли вы догадаться, когда пишется –ся, когда –сь?

(Если дети не могут понять, У. предлагает им в словах проставить время, число, род, лицо).

У: Так почему же в одних словах пишется суффикс –ся, а в других –сь?

О: Потому что все зависит от время, лица, рода и числа.

У: В какой форме стоит глагол, если у него суффикс –ся?

(У. прикрепляет на доску карточку суффикс –ся, под нее будет прикреплять сведения о форме слова).

О: В формах настоящего времени, 1л, мн.ч.; наст.вр., 2 и 3л., ед. и мн. ч. ;

Будущ.вр. 2 и 3л, ед. и мн. ч.; начальная форма; Прош.вр. м.р.

У: В какой форме должен стоять глагол, если у него суффикс –сь?

О: В форме настоящего времени, 1л, ед.ч.; будущ.вр. 1л, ед.ч.; Прош.вр., ж.р.; Прош.вр. мн.ч.

У: Посмотрите на второе задание этого упражнения. Выполните его.

О: Составьте нераспространенные предложения, в которых сказуемое выражено глаголами опускалось, поднималось, вертелось, сжималось. Запишите предложения.

У: Что у вас получилось?

О: Солнце опускалось, сердце сжималось, сверло вертелось, море поднималось.

У: Посмотрите на глаголы. Какой здесь суффикс? Почему?

О: Суффикс –сь, т.к. глагол стоит в прошедшем времени, ср.р., ед.ч.

(У. на доску добавляет еще одну карточку)

У: Посмотрите на второе задание вашей карточки. Вам предлагаются предложения. Вы должны по смыслу вставить возвратные глаголы. Выделите в них суффиксы.

Солнце (скрывалось) за горами, начинало темнеть. Тихо (плескалось) море. Только на берегу (вертелись) в гнездах птицы. По всему берегу (разносились) их тихие возгласы.

IV. Постановка домашнего задания

У: Откройте дневники, запишите домашнее задание (написано на доске, упражнение 345, с.78). Вам необходимо списать упражнение. Вставить пропущенные буквы. Объяснить выбор суффикса на месте пропущенных букв.

У: Закройте дневники, положите их на край стола.

Источник

Читайте также:  Подчеркните переходный глагол переходить умываться спать