Меню

Корень раст рост в глаголе



Правописание чередующихся гласных «о» и «а» в корнях -лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-. 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (197,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

о б р а з о в а т е л ь н ы е

  • учить правописанию и употреблению данных корней, показать условия, от которых зависит правописание гласных;
  • учить правильному написанию слов с чередующимися гласными;
  • закрепить умения в разборе слов по составу;

р а з в и в а ю щ и е

  • развивать самостоятельность учащихся при выполнении заданий;
  • способствовать развитию образного мышления, внимания.

в о с п и т а т е л ь н ы е

  • формировать интерес к изучению предмета.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Оборудование урока: экран, проектор, ноутбук, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Актуализация пройденного материала.

Вопрос: По каким признакам вы различаете, когда в корнях -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-, -кос-кас-, -гор-гар- надо писать безударную гласную О и когда безударную гласную А ?

— в корнях -лож-лаг- в безударном положении пишется а перед г , буква о— перед ж: предполагать, предположение.

— в корнях — раст-рос- в безударном положении пишется а перед ст, щ, в остальных случаях— о:

расти, выросла (не перед ст, щ).

Исключения: росток, рост, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

— в корнях -кос-кас- в безударном положении пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях -о:касаться- коснуться(нет а).

— в корнях -гор- гар- написание гласного зависит от ударения. Под ударением пишется а, без ударения- о: загар, загорать.

Составление таблицы: Слайд №3

Чередующиеся гласные зависят

От ударения От последующей буквы
-гор-гар-: горел, нагар -лаг- лож-: прилагать, приложение
-кас-кос-: касаться, коснуться
-рос-раст-ращ-: росли, выращенный, растение

Устная разминка. (Слова выводятся на экран).

№1.В каком слове ударение падает на третий слог? Слайд № 4

№2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня? Слайд № 5

г..релый, зар..стают, прит..щить.

отр..сль, зам..рать, подп..лзти.

№3.Отметьте ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О? Слайд № 7

предл..гать, сл..жение, сл..гать.

Пол..жить, ул..жить, изл..жение.

Сл..гаемое, пол..гаться, возл..жение.

№4. Укажите неверное объяснение написания слова. Слайд № 9

ТуЧ- существительное мн.ч., родительного падежа на шипящий, ь не пишется.

граММатика- двойные согласные в корне .

Читайте также:  Роль глаголов в тексте сообщение

рАстереть- пишется А , так как дальше следует сочетание СТ.

холщОвый — в суффиксе прилагательного под ударением пишется О.

№1 №2 №3 №4
2 4 3 3

Индивидуальные задания(письменные):

  • запишите как можно больше глаголов с корнем -лаг- лож-, используя приставки по-, при-, про-,с-, воз-, из-, до-.
  • составьте 4 предложения с данными словосочетаниями: восклицательное предл..жение, распол..гаться на ночлег, комнатные р..стения, заг..рает на солнышке.
  • используя приставки за- , пере-, в-, про-, вы-, образуйте слова с корнем -рос- раст- ращ-. От полученных глаголов образуйте форму прошедшего времени множественного числа.

Словарный диктант с последующей взаимопроверкой (слова выводятся на экран). Слайд № 11

Коснуться абажура, выгореть на солнце, уложить вещи, слагать стихи, доросли до небес, вырастала ёлка, журнал с приложением, возлагать ответственность, приехал из Ростова, газовая отрасль, ростки подснежников, выращивают растения, угарный газ, подростковый возраст.

Работа с текстом. Слайд № 12

1) Подростковый возр..ст характеризуется интенсивным р..стом.

2) Действительно, никогда человек (не) р..стёт так бурно, как в этом возр..сте.

3) Во-первых, перестраивается опорно- двигательный аппарат: нар..стает мускульная сила.

4) Во- вторых, у подр..стка усиленно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы.

5) Р..стут лё(г,х)кие, увеличивается их объём и поверхность.

6) Словом, всё направлено на то, чтобы потребность бурно р..стущего организма была удовлетворена.

Словарная работа. Слайд № 13

Интенсивный — напряжённый, усиленный.

Бурно — резко, стремительно.

Задания к тексту.

1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2. Придумайте заголовок, определите тему, основную мысль.

3.Определите стиль текста. Слайд № 14

4.Определите тип речи. Слайд № 15

4) рассуждение и описание

5. Укажите верную морфологическую характеристику слова возраст (предложение 1) Слайд № 16

1) одушевлённое существительное, средний род, 2-е склонение

2) неодушевлённое существительное, средний род, 1-е склонение

3) неодушевлённое существительное, мужской род, 1-е склонение

4) неодушевлённое существительное, мужской род, 2-е склонение

6. Каким членом предложения является слово подростковый (предложение1) Слайд № 17

7. Укажите способ образования слова усиленно (предложение 4) Слайд № 18

8. В четвёртом (4) предложении найдите имя существительное, относящееся ко 2-му склонению. Напишите это существительное в форме именительного падежа. Слайд № 19

9. Во втором (2) предложении найдите одушевлённое имя существительное. Напишите это существительное. Слайд № 20

10. В предложениях найдите слова, правописание которых определяется правилом: «В корне -раст- рос- безударная а пишется перед ст, щ.» Слайд № 21

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Трудно ли быть подростком?».
  2. Индивидуальные задания:

а) Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень с чередованием а/о: сл..жить, дол..жить, изл..гать, отр..слевой, р..стительность, пор..сль, заг..реться, уг..рный, з..рница, заг..р, приг..реть, к..сательная, прик..сновение.

б) Найдите слова с корнями -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-, -кос-кас-, -гор-гар-. Выпишите их и объясните написание.

Читайте также:  Какие приставки могут быть у глаголов

Источник

Правописание глагола «расти»: правила чередования корней, примеры употребления

Правильное первое слово в заголовке: глагол «расти» всегда пишется с «а» в корне:

  • Как в инфинитиве («что делать?») – напр. «В 40 лет профессионально расти еще не поздно».
  • Так и в повелительном наклонении второго лица единственного числа («что делай?») – напр. «Расти большим».

Написание через «о» («рости») неверно: слов с корнем «рост» в русском языке немного («рост», «ростовщик», «росток» («проросток», «подросток»), Ростов, Ростислав), и они не глаголы. Есть существительные с корнями «рас» («отрасль») и «рощ» («роща»), но глаголов с корнем «рост» нет. В глаголах данного ряда значений (см. далее) чередуются корни «рос»«раст»«ращ».

Правила

Слова с корнями «рос»-«раст»-«ращ» древнерусского происхождения. Изначальный (прототипический) корень в них глагольный – «рос». Не исключено, что исходный корень здесь «рас», но на чередование гласных в этих корнях данное обстоятельство не влияет: перед сочетанием букв «ст» и буквой «щ» пишется «а», а перед «с»«о», независимо от того, какие буквы следуют далее. То есть, чередование гласных в глагольных корнях «рос» – «раст» – «ращ» влечёт за собой и замену согласных:

  1. Если за корнем «рос» нет никаких букв, или стоит согласная, то он остаётся прототипическим и пишется через «о»: «доро́с», «приросли́», «подро́сток». Причём от постановки ударения (на корень или нет) это не зависит, см. выделенные буквы.
  2. Если за тем же корнем следует ударная гласная, то к нему добавляется «т», а в корне вместо «о» пишется «а»: «расти́», «срастётся», «расту́щий», «выраста́ющий».
  3. Если же следующая за корнем гласная безударная, то дополнительно к замене «о»«а» в корне ещё и «-ст-» заменяется на «щ», причём корень становится ударным: «сра́щивать», «выра́щенный».

Грамматика

Слово «расти» – непереходный глагол несовершенного вида изолированного спряжения (см. статью о слове «приехать»). Состоит из корня «рас-» и глагольного окончания «-ти». Постановка ударения и разделение для переноса рас-ти́. Соответствующие глаголы совершенного вида «взрасти», «вырасти», «дорасти», «подрасти».

Инфинитивная (исходная, словарная) форма «расти» спрягается таким образом:

  • (Я) расту́ (наст.)/ ро́с (прошедш. муж.)/ росла́ (прош. жен.)/ ро́с(росла́) илиро́с(росла́) (сослагательн.). Вариант будущего времени буду расти́.
  • (Мы) растём (наст.)/ росли́ (прошедш.)/ росли́ или росли́ (сослагательн.). Вариант будущ. врем. будем расти́.
  • (Ты) растёшь (наст.)/ ро́с (прошедш. муж.)/ росла́ (прош. жен.)/ ( ро́с(росла́) илиро́с(росла́) (сослагательн.)/ расти́ (повелительн.). Вариант будущ. врем. будешь расти́.
  • (Вы) растёте (наст.)/ росли́ (прошедш.)/ росли́илиросли́ (сослагательн.)/ расти́те (повелительн.). Вариант будущ. врем. будете расти́.
  • (Он) растёт (наст.)/ ро́с (прошедш.)/ ро́силиро́с (сослагательн.).
  • (Она) растёт (наст.)/ росла́ (прошедш.)/ росла́илиросла́ (сослагательн.).
  • (Оно) растёт (наст.)/ росло́ (прошедш.)/ росло́илиросло́ (сослагательн.).
  • (Они) расту́т (наст.)/ росли́ (прошедш.)/ росли́илиросли́ (сослагательн.).
Читайте также:  Глаголы имеющие только несовершенный вид

Действительное причастие настоящего времени расту́щий; прошедшего ро́сший. Деепричастие настоящего времени растя;́ прошедшего ро́сши. Формы будущего времени 3-го лица, а также повелительного наклонения образуются от соответствующего глагола совершенного вида «вырасти».

Значение

Значение глагола «расти» во всех формах остаётся исходным – увеличиваться по какому-либо качеству (признаку, параметру, фактору):

  1. Вещественному (физическому) – размеру (величине), количеству, внешнему виду, внутреннему строению: «Надо бы сводить дочку к врачу, что-то плоховато растёт»; «Платим и платим, а тарифы растут как растут – когда же этому конец?»; «Как ты думаешь, будет ли у нас на даче расти виноград?».
  2. Нравственному, культурному, духовному: «Разумно ограничивать самостоятельность ребёнка необходимо, чтобы он правильно рос морально». Частичный синоним «воспитываться».
  3. Профессиональному, интеллектуальному: «Старайтесь расти в собственном умении, а не в подражательстве» Частичный синоним «совершенствоваться».

Примечание к п. 1: если за глаголом следует прилагательное, его необходимо склонять по родам, числам и падежам согласно спряжению глагола. Например, написать или сказать «Кушай лучше, расти здоровый» будет неправильно, так как здесь глагол употреблен в повелительном наклонении. Значит, прилагательное нужно поставить в творительный падеж («расти здоровым»), вот так теперь оба слова предполагают, что с субъектом высказывания что-то делают – велят ему, заставляют, побуждают.

Пояснение к правилам

В древности грамотой владели немногие, и грамотеям часто приходилось писать, воспринимая слова на слух. Следовательно, писцам необходимо было различать нюансы речи, о которых наш современник чаще всего и не задумывается. Поэтому немало тонкостей значений слов в древнерусском языке обозначались чередованием букв. Чаще всего оно указывало на вид глагола, несовершенный или совершенный («опаздывать»«опоздать»). Однако корни «рос»/«рас» очень богатые, слов от них произведено множество. Переход к чередованию фактически целых корней «рос»-«раст»-«ращ» дал возможность чётко различать на слух также времена, наклонения и производные от слов с ними.

Источник