Меню

короткие существительные с мягким знаком



Слова с мягким знаком

Мягкий знак — это графема, выполняющая разделяющую или смягчительную функцию на письме и в произношении слова, а также показатель некоторых грамматических форм.

Смягчительная функция мягкого знака

Смягчение предыдущих согласных в слове — самая важная функция графемы «ь», помогающая при произношении слов или отдельных слогов. Без смягчения многие слова в русском языке были бы очень труднопроизносимыми, а в речи не было бы целостности и мелодичности.

Мягкий знак никак не может повлиять на всегда твердые звуки «ж, ш, ц» и всегда мягкие «ч, щ». Их соседство с графемой чаще всего происходит в конце слова и указывает на женский род в существительных, либо на форму инфинитива в глаголах.

  • мышь, рожь, печь, помощь, ложь (существительные женского рода с «ь», не влияющим на мягкость предыдущего согласного);
  • жнец, врач, шалаш, корж (существительные мужского рода, у которых не бывает окончания на мягкий знак);
  • помочь, привлечь, превозмочь (глагол в инфинитивной форме, в котором графема не влияет на мягкий звук «ч»).

Рассмотрим другие примеры слов, в которых мягкий знак выполняет смягчающую функцию:

  • в конце слова: конь, трость, вождь, пить, плескать;
  • для смягчения согласной, стоящей перед еще одной мягкой согласной, но только когда вторая согласная теряет свою мягкость, а первая — сохраняет: свадьбе, няньке, восьми;
  • чтобы смягчить звук «л»: мельче, льстить, сельдь, мальчик, льдина.

Разделительная функция

Графема «ь» позволяет фонетически разделить согласный от звука «й», являющегося частью букв:

  • ю — вьюн [в’йун], вьюга [в’йуга], льют [л’йут];
  • я — семья [с’эм’йа], листья [л’ист’йа], бурьян [бур’йан];
  • е — карьера [кар’йэра], премьера [прим’йэра], печенье [пич’ен’йэ];
  • и — соловьи [салав’йи], воробьиный [вараб’йиный], лисьи [лис’йи];
  • ё — ружьё [ружй’о], курьёзный [курй’озный].

Другие случаи употребления мягкого языка

Мягкий язык стоит писать в словах:

  1. Иностранного происхождения: павильон, почтальон, компаньон, шампиньон, гильотина, бульон, карманьола и других — это исключения из правил, которые стоит запомнить.
  2. Во всех наречиях, которые заканчиваются на шипящие звуки: прочь, сплошь, вскачь.
  3. В повелительных формах глаголов во множественном числе перед окончаниями «те» и «тесь» — ешьте, мажьте, мажьтесь, спрячьте, спрячьтесь.
  4. Также в повелительной форме единичного числа: спрячься, ешь, делись, трудись.
  5. В формах будущего и настоящего времени глаголов, которые заканчиваются на «ш» — носишь, носишься, стоишь, ждешь, примешься, возьмешься.
  6. В творительном падеже множественного числа: людьми, детьми, четырьмя.
  7. В сложных числительных, образованных из двух простых и подлежащих склонению — пятьдесят, девятьсот, восемьсот, шестьдесят.
  8. В частицах — бишь, лишь, ишь, вишь.

Мягкий знак не пишется в таких словах:

  • где есть суффикс «ск» — январский, сибирский, зверский;
  • между двойным мягким звуком «л» — иллюзионист, Гулливер;
  • в кратких прилагательных — горяч, могуч, вонюч;
  • в исключениях — уж, замуж, невтерпеж;
  • в существительных мужского рода — мяч, борщ, лещ.

Большинство правил по употреблению графемы «ь» — сложные только на первый взгляд. Стоит немного попрактиковаться и вы будете применять их интуитивно и писать мягкий язык только там, где ему действительно место.

Источник

Примеры слов с разделительным мягким знаком и твёрдым знаком

Приведем при­ме­ры слов с раз­де­ли­тель­ным мяг­ким или твер­дым зна­ком.

Прежде чем подо­брать сло­ва с раз­де­ли­тель­ным мяг­ким зна­ком, вспом­ним, в каких слу­ча­ях он пишет­ся:

  • перед бук­ва­ми «е», «ё», «ю», «я», «и», но не после при­ста­вок (в корне или перед окон­ча­ни­ем);
  • перед бук­вой «о» в ино­языч­ных сло­вах, заим­ство­ван­ных из фран­цуз­ско­го язы­ка.

Примеры слов с разделительным мягким знаком

В корне слов

  • курьёз­ный
  • серьёз­ный
  • пье­де­стал
  • ком­пью­тер
  • инте­рьер
  • барьер
  • обе­зья­на
  • подья­чий
  • небью­щий­ся
  • мышьяк
  • бурьян
  • вью­нок
  • навью­чить
  • ате­лье
  • ста­рьёв­щик
  • ружьё
  • мно­го­бо­рье
  • вьюш­ка
  • интер­вью
  • интер­вью­и­ро­вать
  • пор­тье­ра
  • про­то­дья­кон
  • пье­са.

После корня слов перед буквами «е», «ё», «ю», «я», «и»

Мягкий раз­де­ли­тель­ный знак пишет­ся у при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных:

В корне заимствованных слов

  • меда­льон
  • бата­льон
  • бульон
  • пави­льон
  • коти­льон
  • каньон
  • шам­пи­ньон
  • папи­льот­ки
  • гильо­ти­на
  • ком­па­ньон
  • шиньон
  • сеньор
  • кар­ма­ньо­ла.

Примеры слов с разделительным твердым знаком

1. Разделительный твер­дый знак пишет­ся в сло­вах после рус­ской при­став­ки на соглас­ный и перед кор­нем, начи­на­ю­щим­ся с букв «е», «ё», «ю», «я», напри­мер:

2. Буква «ъ» пишет­ся перед «е», «ю», «я» в сло­вах, име­ю­щих в сво­ем соста­ве окан­чи­ва­ю­щи­е­ся на соглас­ный латин­ские при­став­ки аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- или ино­языч­ные морфемы-приставки контр-, пан-, транс-. Во мно­гих этих сло­вах при­став­ки уже не выде­ля­ют­ся в каче­стве само­сто­я­тель­ной мор­фе­мы, напри­мер:

Читайте также:  категориальные признаки имен существительных

3. Пишется раз­де­ли­тель­ный «ъ» в слож­ных сло­вах после чис­ли­тель­ных двух-, трёх-, четырех- перед бук­ва­ми «е», «ё», «ю», «я», напри­мер:

Источник

Карточки по теме «Мягкий знак в конце слова»
картотека по теме

Подборка заданий по теме «Мягкий знак на конце слова». Карточки применимы для работы по коррекции акустической формы дисграфии. Возрастной контингент: учащиеся 2 класса.

Скачать:

Вложение Размер
kartochki_myagkiy_znak_v_kontse_slova.docx 13.31 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 1. Прочитай слова. В некоторых словах забыли поставить мягкий знак. Найди эти слова и исправь ошибку.

лист окун карас пыл рол ден

рул нос сом бол сол мир

лос крик лен слон мох гус

Карточка 2. Запишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова.

Возит – возить Трактор сено _____________ .

Далеко ему ______________ .

Говорит – говорить Ира по телефону _____________ .

_______________ долго нельзя.

Шест – шесть Вове ______________ лет.

Петя взял _______________ .

Жар – жарь От печки идёт _______________ .

Скорее ______________ рыбу.

Удар – ударь Раздался ______________ .

Ваня, _______________ в барабан.

Карточка 3. Составьте словосочетания, соединяя линиями прилагательные с нужными по смыслу существительными.

Карточка 4. Вставьте пропущенную букву мягкий знак там, где это нужно.

Штрафной удар__, нержавеющая стал___, густая пыл___, сильный жар___, белый мел___, острый угол___, каменный угол___, обширная мел___, длинный шест___, зелёная ел___.

Карточка 5. Отгадай загадки

Зарывается он в снег,

Если наступил январь.

Крупная лесная птица

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. _______________

Он по лугу важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. ________________

Хищный небольшой зверек

От людей живет поодаль.

На куницу он похож,

Называется он ___________________

Жеребенок тонконогий
Бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший –
Не догонит мама — _________________

Может пролежать весь день на снегу лентяй ______________

Если назовут змеей.

Длинный, тонкий, но, друзья,

Я все же рыба, не змея.________________

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. _____________

У какой кисочки на ушах кисточки? _______________

Карточка 7. Найди ошибки и исправь их.

Стоит тёплый летний ден. По небу плывёт болшая туча. Вот ударил силный гром. На землю упали первые капли дождя. Полил дожд. Куда бежат ? Игор и Юля укрылись под навесом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ.

конспект занятия «Буква мягкий знак в конце слова».

Конспект урокапо УМК «Начальная школа XXI». Урок общеметодической направленности.

Учить детей определять мягкость согласных звуков посредством мягкого знака, различать твердые и мягкие согласные на слух и на письме.

Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком. Применять правила правописания: мягкий знак в конце слова.

Маршрутный лист дистанционного урока.

laquo;Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений, восклицательный знак в конце предложений». Технологическая карта урока русского языка в 1 классе.

Источник

Правописание мягкого знака

В русском языке буква ь выполняет различные функции: разделительную, обозначает мягкость согласного на письме, а также определяет грамматическую форму слова. Согласно этим функциям, мы собрали в таблицы все правила, когда пишется ь , а когда нет.

Мягкий знак пишется в следующих случаях:

Часть речи Пишем ь Примеры
Все части речи разделительный ь в корне слова перед гласными и, е, ё, ю, я. бур ь ян, руж ь ё, ноч ь ю, лис ь и, ш ь ю
разделительный ь в корне некоторых слов иноязычного происхождения перед гласной о гил ь отина, компан ь он, павил ь он, почтал ь он
в конце слова после согласной для обозначения ее мягкости бит ь , вып ь , кор ь
в корне слова перед твердой согласной для обозначения мягкости предшествующей согласной кон ь ки, нян ь ка, молот ь ба
для обозначения мягкости буквы л стрел ь ба, люл ь ка, л ь стить
Имя существительное в формах Тв. п. мн. ч. люд ь ми, дет ь ми
после шипящих ж, ч, ш, щ на конце сущ. ж. р. 3-его скл. ед. ч. в Им. и В. падежах реч ь , мыш ь , печ ь , рож ь
Имя числительное в сложных числительных перед -десят Пят ь десят, сем ь десят, восем ь десят
в форме Тв. п. мн. ч. четыр ь мя
Глагол в неопределенной форме перед -ся купат ь ся, чертыхат ь ся
в повелительной форме перед -ся и -те встан ь те, приблиз ь ся
в окончании после ш в форме 2-го л. ед. ч. наст и буд. вр. береш ь , береш ь ся, ткёш ь , несеш ь ся, спиш ь
на конце после шипящих ж , ч , ш , щ в формах повелит. накл. ед. ч. (также перед -ся )

и мн. ч. перед -те , -тесь спряч ь , спряч ь ся, смаж ь , еш ь

спряч ь те, спряч ь тесь, еш ь те на конце слова после шипящих ж , ч , ш , щ в неопред. форме, в том числе перед -ся береч ь , стрич ь ся Наречие во всех после ш и ч сплош ь , вскач ь , проч ь
Исключение: настеж ь
Частицы на конце после шипящих биш ь , виш ь , лиш ь , иш ь

Мягкий знак не пишется в следующих случаях:

Источник

Урок «Слова с мягким знаком на конце»

урока русского языка

«Слова с – ь – на конце»

для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью

Автор: учитель начальных классов Еремеева И.В.

Цель: Учить письму слов с – ь – на конце.

Знакомить с написанием буквы – ь -.

Формировать навыки правильного каллиграфического письма изученных букв и слогов.

Учить дифференцировать слова с – ь — на конце и без него.

Развивать зрительное и слуховое осознанное восприятие и внимание.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Образец написания букв «ы», «ь»; город букв, наборное полотно; предметные картинки с изображением коня, лося, карася, окуня, линя, сома, акулы, саназа; зеленая и синяя корзинки; магнитофон, мр3 музыка для физминутки; карточки с индивидуальными заданиями; анкета к уроку; ПК, экран, мультимедийная презентация.

1. Организационный момент

— Прозвенел уже звонок,

Ждут нас книжки и тетрадки.

Проверка готовности к уроку.

— Ребята, сядет тот, кто придумает слова с –ь- на конце ( Гусь, конь, мать, пень, соль, день, тень, моль, лось, огонь, дождь, медведь… )

— Какое идет время года?

— Какой день недели?

— Какое сегодня число?

— Какой по счету урок?

— С какой буквой познакомились на прошлом уроке русского языка?

2. Сообщение темы урока

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с буквой – Ь -.

1. Работа с городом букв.

— Назовите гласные звуки.

— Почему они гласные?

— Какие только твердые звуки вы знаете?

— Какие только мягкие звуки вы знаете?

4. Пальчиковая гимнастика

Дети выполняют движения в соответствии со словами стихов.

На поляне дом стоит.

Но вот к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

Пальчик, пальчик, где ты был?

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять –

Десять пальцев, пара рук –

Всё твоё богатство, друг!

1. Самостоятельное письмо бордюров из элементов буквы Ь.

2. Письмо буквы ь.

— Ребята, на какую букву похож -Ь- ?

— Давайте превратим букву -Ы- с -Ь-.

— Посмотрите на букву ь. Из скольких элементов состоит эта буква?

Объяснение написания буквы ь.

— Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

3. Письмо букв и сочетаний букв с -Ь-.

— Прочитайте буквы: л, м, б, в, с, д, н, т.

— Какие это букву? (Согласные, могут быть твердыми и мягкими)

— Нарисуйте в тетради синий круг. Запишите буквы в тетради.

— Как превратить их в мягкие? (Подставить мягкий знак)

— Прочитаем, что у нас получилось: ль, мь, бь, вь, сь, дь, нь, ть.

— Нарисуйте в тетради зеленый круг. Запишите буквы в тетради.

— Что можно сказать про -Ь-?

— Ребята, есть стихотворение про букву –Ь-, вот послушайте:

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится,

Почему у дома «угол»

Превратился сразу в «уголь»

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

7. Изучение темы урока.

1. Звуко-буквенный анализ слов.

Он стройный и красивый,

У него густая грива. (конь)

— Сосчитаем, сколько звуков в слове конь? (3)

— Нарисуем 3 клетки.

— Первый звук согласный, твердый – синяя клетка.

— Второй звук гласный – красная клетка.

— Третий звук – согласный, мягкий — зеленая клетка.

— Запишем слово – конь – в тетрадь.

— Сосчитаем, сколько букв в слове конь? (4)

Такого у нас еще не было, чтобы звуков было меньше, чем букв. Как вы думаете, почему так получилось? (Буква –Ь- звука не имеет).

— Отгадайте еще одну загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

Разбор слова по аналогии.

— Ребята, конь и лось – это кто?

— Каких животных вы еще знаете?

— На какие две группы можно разделить всех животных?

Дети выполняют движения за учителем под музыку.

2. Дифференциация слов с -Ь- и без него.

— Ребята, посмотрите, на доске у нас появился водоем. Там плавают рыбки. Прочитаем их название. (Акула, карась, сазан, окунь, линь, сом).

— Ребята, давайте оставим с водоеме только тех рыб, в названии которых на конце есть –Ь-, а остальных в корзинки.

— Запишите названия рыб с –Ь- на конце в тетрадь, подчеркните согласный рядом с –Ь- зеленым карандашом.

— Прочитаем хором названия рыб.

— А каких рыб вы еще знаете? (Карп, селедка, камбала и другие).

3. Игра «Превращение слов» (игра с мячом)

— Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.
Лоси, кони, гуси, медведи, тетради, двери, звери, тени, буквари, угли, рыси, окуни.

4. Индивидуальная работа.

Дети получают карточки с заданием: выписать слова с –Ь- на конце с один столбик, а слова без мягкого знака в другой.

— Нарисуйте два кружка синего и зеленого цвета (жар, жарь, мыл, мыль, угол, уголь, кон, конь, хор, хорь) .

5. Работа с предложением.

Запись предложения под диктовки.

— Ребята, как начинаю писать предложение? (С большой буквы).

— Что ставим в конце? (Точку).

— Посчитайте, сколько слов в данном предложении (Хорь напал на кур.)

Хорь напал на кур.

— Самостоятельно составьте схему к данному предложению.

Проверка (У доски схему составляет ребенок).

— О чем мы беседовали на уроке?

— Вспомните, какие задания вы выполняли.

Урок был интересным.

Задания были легкие.

Я активно работал на уроке.

Нужно стараться больше.

Красный цвет – да, синий – нет.

— Ребята, вычеркните в строке все –Ь- и вы узнаете, как вы работали на уроке:

Источник