Меню

Косвенные падежи кратких прилагательных



Архив форума

Конечно, ведь он не добр молодец, а добрый молодец.

[5.02.2009 19:52] – Neft
Краткие прилагательные и падежи

Никак не пойму. И ответа не нашла (может не так в поисковике слова вводила?). У кратких качественных прилагательных определяется падеж? И если да, то как? Вне предложения можно определить падеж?

О, нашла. Однако, сомневаюсь все равно. Такой уж характер.

«Флексии кратких форм в единственном числе выражает два значения: рода и числа, во множественном числе только значение числа”. Грамматика 80.-с. 547

Я правильно понимаю: у кратких форм в ед.ч. определяется ТОЛЬКО род?

Да они же ведь по падежам не склоняются, краткие-то.

Ну разве что в устаревших конструкциях: добра коня, добру молодцу.

Я, кстати, и не знаю — что делать с такими «включениями» в современном русском, как их рассматривать: как иноязычные или как родные? (Благодарение Господу, что по долгу службы мне ничем таким заниматься не приходится. т.е. не приходится ничего такого «рассматривать». )

>добра коня, добру молодцу Тигрa

[6.02.2009 11:24] – Саид
Или тоже усечение?

Р. п.: красна солнышка.

Конечно. «Красного солнышка».

Это довольно просто.

Краткое прилагательное — сказуемое.
Усеченное — определение. 🙂

> Это довольно просто.

Спасибо. Да вот «ум за разум зашел». Почему-то засомневалась. Вроде логически — ну невозможно, не просклоняешь. А сомнения гложут. Вернее, глодали -))

Вот еще один вопрос, если не трудно:

слово ШЕСТИКЛАССНИКИ в решебнике (не бейте, я опять из-за сомнений полезла глянуть, а как же правильно) разобрано так: корень — шестИ + корень- класс. А я все равно дочери объяснила, что это. окончание. Она утвержала, правда, что это соединительная гласная, но я ткула пальцем в правило -соединительные гласные в русском языке — Е и О.
А потом мы вместе заглянули в словарь Тихонова. Там -И-выделена отдельной мофемой (увы, какая именно это получается морфема в этих словарях не определишь). Теперь мы спорим, а может ли быть окончание посреди двух корней. Или это суффикс такой уникальный?

«Такие бывшие суффиксы, оказавшиеся между корнями, в морфемике принято считать интерфиксами».
© Эмилия

«Бывшие окончания», не исключаю, — тоже интерфиксы. Подождём профессионалов ;).

Neft, могу ответить на Ваши вопросы:
1. Падежей у кратких прил. в СРЯ нет, хотя многие считают, что при употреблении в устойчивых сочетаниях их можно указывать — как пережитки старины.
В связи с этим есть байка от составителей одного машинного поиска слова по лингвистическим параметрам. Программе задали поискать «краткое прил. в дат. пад.». Составители были уверены, что ответа не будет. Попыхтев, машинка выдала ответ: К ЕДРЕНЕ ФЕНЕ. Вот так. :)>>

2. Школьные правила говорят только об О и Е, хотя на самом деле соединительных элементов (их называют интерфиксы) больше. В слове «шестиклассники» этим элементом будет «и», в «двухэтажный» — «ух», «трехзначный» — «ех». Может быть «а» — «сорокалетие». Кстати, сегодня многие школьные пособия включают эти элементы, не только про О/Е говорят. Так что дочка права.
А вот окончанием это может быть в другом случае — «шестисот», «шестьюстами» — склоняются обе части! Следовательно, в таких числительных два окончания.

И сразу вопрос: в каком классе ребенок и автор решебника?

> . в каком классе. автор решебника?

Конечно, Саид, могли бы и не заметить (надув губки). Может, это у меня «фигура речи» такая?
На самом деле к Neft в первую очередь такой вопрос: под учебник какого класса и какого автора составлен решебник? И кто его автор?

[7.02.2009 22:39] – Саид
Ну Эмилия же ж, всамделе.

Я рассмеялся исключительно потому, что воспринял это как шутку юмора ;).
Вопрос действительно заслуживает внимания: в каком классе может учиться (или сколько классов закончил) автор решебника, у которого «корень — шестИ».

Спасибо. Ох, как крепко сидит в голое вбитое когда-то. Боишься шаг в сторону сделать, ибо логика подсказывает, что.

6-й класс. Решебник Климова писала некая -)

Ой, фразу не дописала. Логика подсказывает, что вбитые знания недостаточны или неверны. Русский вообще очень логичен, мне кажется. Главное, это увидеть, прочувствовать. Но. сомневаешься. Комплекс троечницы. -)

Источник

3.3.3. Полная и краткая формы имён прилагательных. Склонение и правописание падежных форм имён прилагательных

А) Полные и краткие формы

1. Качественные прилагательные обычно имеют две формы: полную и краткую.

Весёлый – весел, красивый – красив.

Полные прилагательные изменяются по родам (в единственном числе), числам и падежам.

Краткие качественные прилагательные отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы? и изменяются по родам (в единственном числе) и числам.

Красив, красив а , красив о , красив ы .

В современном русском языке краткие прилагательные не изменяются по падежам!

    Изменение по падежам сохраняют лишь некоторые прилагательные в устойчивых выражениях фольклорного характера.

    По белу свету, на босу ногу.

    В предложении краткие прилагательные обычно являются именной частью составного именного сказуемого.

    Он красив ; Он весел ; Он умён .

    2. Относительные прилагательные имеют только одну форму – полную.

    Стиральный, медный, завтрашний.

    3. Притяжательные прилагательные с суффиксами -ин/-ын, -ов/-ев, -ий/-j- в форме единственного числа именительного падежа имеют обычно только краткую форму.

    Мамин, мамин а , мамин о , мамин ы ; лисий, лись я , лись е , лись и .

    В косвенных падежах такие прилагательные имеют:

    либо полную форму: мамин ого , лись его ;

    либо краткую форму: мамин у , лись ю .

    Окончания кратких форм совпадают с окончаниями существительных.

    Ср.: весн а – мамин а ; весн у – мамин у .

    Б) Склонение прилагательных

    1. Полные формы прилагательных, сложные формы сравнительной степени и обе формы превосходной степени прилагательных изменяются по родам (в единственном числе), числам и падежам.

    Красивый, красивого, красивая, красивое, красивые; более красивый, более красивого, более красивая, более красивое, более красивые; красивейший, красивейшего, красивейшая, красивейшее, красивейшие; медный, медного, медная, медное, медные; птичий, птичьего, птичья, птичье, птичьи.

    Род (в единственном числе), число и падеж прилагательного определяются по роду, числу и падежу существительного, от которого зависит прилагательное.

    2. Краткие формы качественных прилагательных изменяются только по числам и родам – в единственном числе.

    Весел, весела, весело, веселы.

    3. Простая форма сравнительной степени качественных прилагательных не изменяется.

    4. Особую группу составляют несклоняемые качественные прилагательные.

    Цвет беж , форма хаки .

    Их род, число, падеж определяется синтаксически – по существительному, к которому они примыкают.

    Ср.: форма хаки, в форме хаки, о форме хаки.

    5. Полные качественные и относительные прилагательные склоняются одинаково. Притяжательные прилагательные имеют некоторые особенности в склонении.

    Окончания прилагательных в косвенных падежах совпадают с окончаниями вопросов, которые задаются к прилагательным в этих падежах.

    Ср.: в как ом платье? – в красив ом платье; от как ого дерева? – от красив ого дерева; по чь ему следу? – по лись ему следу.

Падеж Единственное число Множественное число
М. р. Ср. р. Ж. р.
И. п. Какой? Чей? Какое? Чьё? Какая? Чья? Какие? Чьи?
Р. п. Какого? Чьего? Какого? Чьего? Какой? Чьей? Каких? Чьих?
Д. п. Каким? Чьим? Каким? Чьим? Какой? Чьей? Каким? Чьим?
В. п. Как И. или Р. п. Как И. п. Какую? Чью? Как И. или Р. п.
Т. п. Каким? Чьим? Каким? Чьим? Какой? Чьей? Какими? Чьими?
П. п. О каком? О чьём? О каком? О чьём? О какой? О чьей? О каких? О чьих?

Исключение составляют притяжательные прилагательные с суффиксами -ин/-ын, -ов/-ев и нулевым окончанием в форме мужского рода единственного числа именительного падежа.

Падеж Единственное число Множественное число
М. р. Ср. р. Ж. р.
И. п. Мамин Мамино Мамина Мамины
Р. п. Маминого Маминого Маминой Маминых
Д. п. Маминому Маминому Маминой Маминым
В. п. Как И. или Р. п. Как И. п. Мамину Как И. или Р. п.
Т. п. Маминым Маминым Маминой Мамиными
П. п. О мамином О мамином О маминой О маминых

В) Правописание падежных форм прилагательных

1. Правописание окончаний в косвенных падежах проверяется по вопросу.

Следует только помнить, что после твёрдых согласных пишутся гласные ы, о, у , а после мягких согласных – гласные – и, е, ю .

Ср.: красив ые платья – син ие платья, в красив ом платье – в син ем платье; в красн ую кофту – в син юю кофту.

2. Правописание о и е после шипящих и ц в окончании прилагательных зависит от ударения: под ударением – о , без ударения – е (см. п. 1.12).

Ср.: большо́го сада – приго́жего мальчика.

3. В именительном падеже единственного числа мужского рода полные прилагательные в ударном положении имеют окончание -ой , в безударном – -ый, -ий .

Ср.: ночн о́й сторож – кра́сн ый шар, ра́нн ий визит.

4. Во всех формах притяжательных прилагательных с суффиксом -ий/-j- , кроме формы мужского рода единственного числа именительного падежа, пишется мягкий знак.

Лис ь я, лис ь е, лис ь его, лис ь их.

5. В кратких прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется.

Жгучий – жгуч, могучий – могуч.

Упражнения к теме «3.3.3. Полная и краткая формы имён прилагательных. Склонение и правописание падежных форм имён прилагательных»

Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Источник

Падежи в русском языке: косвенные падежи, вопросы косвенных падежей

Что такое падежи: прямой и косвенные

В современном русском языке шесть падежей – грамматических категорий, которые указывают на роль существительных, местоимений, прилагательных, причастий и числительных в предложении. Падеж показывает, как одно слово связано с другими.

Прямой падеж в русском языке один – именительный . В именительном падеже существительное отвечает на вопрос «кто? что?»
Человек вышел из дома . Кто? Человек. Это слово стоит в именительном падеже. Существительное в этом предложении играет роль подлежащего.

Косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного: родительный, дательный, винительный, творительный и предложный .
Человека не было на месте . Кого? Человека. Это родительный падеж.
Человеку сказали ждать. Кому? Человеку. Это дательный падеж.

Вопросы косвенных падежей

Родительный . Вопросы: кого? чего?
Женщина родила (кого?) прекрасного ребенка.
Нам очень не хватало (чего?) вашего внимания.

Дательный . Вопросы: кому? чему?
Премию дали (кому?) главному инженеру.
Перейдем к (чему?) более важному вопросу.

Винительный . Вопросы: кого? что?
В ошибке винят (кого?) неосмотрительного директора.
Мы хотим устранить (что?) главную проблему.

Творительный . Вопросы: кем? чем?
Парень был восхищен (кем?) прекрасной девушкой.
Маляр покрасил стену (чем?) большой кисточкой.

Предложный . Вопросы: о ком? о чем?
Расскажи мне (о ком?) об этом человеке.
Мы совсем забыли (о чем?) о скором отъезде.

Предлоги косвенных падежей

Существительные в именительном падеже употребляются без предлога.

А вот в косвенных падежах они могут употребляться как без предлогов, так и с предлогами.

Именительный: жизнь, любовь, друг, собака, река.

Родительный: без конца, от друзей, из леса, вокруг усадьбы, с горы, у дома.

Дательный : к берегу, по кругу.

Винительный : про учителя, в пещеру, на крышу, за забор, через кусты.

Творительный : с приятелем, за пазухой, под одеялом, над полем, между домами.

Предложный : о будущем, об охоте, в задумчивости, на палубе, при деньгах.

Звательный падеж

В прошлом в русском языке существовал еще и звательный падеж : он использовался при обращении к кому-либо.

Его мы встречаем в архаичных текстах. Например, у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Старче – слово в звательном падеже. Также в молитвах слово «Боже» – это существительное «Бог» в звательном падеже.

Да и сегодня мы иногда обращаемся к кому-то, ставя имя в «звательной» форме. Например, зовем Петю: «Петь, слушай». Или говорим Маше: «Маш, пойдем отсюда».

Словосочетания в косвенных падежах

Окончание слова зависит от того, в каком падеже оно стоит. У носителя языка обычно не возникает трудностей с таким согласованием, когда слово одно.

Но нередко нужно согласовывать целые словосочетания – тогда стоит задать подходящий вопрос и поставить каждое слово (существительное, местоимение, прилагательное, причастие, числительное) в правильную форму. Рассогласование слов – серьезная речевая ошибка.

Родительный . Есть кто/что?
Он, Иван, первый умный и думающий студент.

Родительный . Нет кого/чего?
Его, Ивана, первого умного и думающего студента.

Дательный . Дать кому/чему?
Ему, Ивану, первому умному и думающему студенту.

Винительный . Винить кого/что?
Его, Ивана, первого умного и думающего студента.

Творительный Гордиться кем/чем?
Им, Иваном, первым умным и думающим студентом.

Предложный . Думать о ком/о чем?
О нем, об Иване, первом умном и думающем студенте.

Источник

Читайте также:  Семья прилагательные к этому слову