Меню

Красивы прилагательных для сна



20 лучших пожеланий спокойной ночи (самые прикольные)

Тексты самых прикольных пожеланий «спокойной ночи» в стихах и прозе своими словами, а также красивые картинки с надписями «сладких снов и доброй ночи»

1. Приятных снов тебе желаю,
Спокойной ночи говорю
И беспрерывно повторяю,
Как сильно я тебя люблю.

2. Спокойной ночи! Снов приятных,
Красивых, легких, сладких, мятных,
Ванильных, нежных, золотистых,
Небесных, солнечных, лучистых!

3. Сладких снов тебе желаю
В эту сказочную ночь.
Пусть тревоги и печали
Все уйдут из сердца прочь!
Пусть заботы и проблемы
Все с собою унесут.
Пусть лишь радость и веселье,
Как проснешься, тебя ждут!

4. Желаю добрых и теплых снов в твоей нежной и мягкой пастели. Засыпай только с добрыми мыслями. Спокойной ночи!

5. Тебе на ухо нежно-нежно
«спокойной ночи» прошепчу.
Любить я буду бесконечно
И никуда не отпущу!
Ты даже не сопротивляйся,
Покрепче глазки закрывай,
На вкус попробуй слово «счастье»
И сном спокойным засыпай.

6. Добрых снов тебе желаю,
Нежно-нежно обнимаю.
Спи ты сладко, не крутись,
Сном чудесным насладись.

7. Доброй ночи. Пускай ночь заберет всю усталость и весь негатив сегодняшнего дня. Желаю хорошо отдохнуть и набраться новых сил. Пускай тебя снятся самые хорошие сны.

8. Пожелать тебе хочу я
Добрых, милых, сладких снов,
Тихо в щечку поцелуя,
Это лучше всяких слов.
Пусть тебе приснится месяц,
Нежно счастьем позолочен,
Занавес улыбок светлых…
Сладких снов! Спокойной ночи!

9. Под этим небом необъятным,
Где миллиарды звездных точек,
Желаю множество приятных,
Волшебных снов. Спокойной ночи.
Пускай соседи не тревожат,
Пусть шум случайный не разбудит.
Пусть теплота ласкает кожу,
Пусть пробужденье легким будет.

11. Мягких и пушистых снов! Желаю, чтобы тебе сладко и беззаботно спалось, а утром хватило сил и энергии на новые дела.

12. Чтоб пожелать спокойной ночи,
Луною стану для тебя,
Тихонько загляну в окошко
И прошепчу тебе любя:
«Пусть сон твой будет безмятежен,
Тревоги суетного дня
Накрою звездным покрывалом,
Чтоб не тревожили тебя».

13. Спокойной ночи, снов чудесных,
Уютных, сказочных, прелестных.
Желаю выспаться прекрасно,
Чтоб ощутить наутро счастье!

14. Пусть будет сладким и добрым твой сон, пусть эта ночь укроет тебя волшебным одеялом из ярких звёздочек. Спокойной ночи. Желаю отлично выспаться и проснуться с прекрасным настроением.

15. Спокойной ночи, ярких сновидений,
Во сне невероятных приключений.
Надеюсь, там мы встретимся с тобой
В ночи, под звездным небом и луной.

16. Между нами полно километров,
Но душа моя рядом с тобой.
Очень хочется в эти моменты
К тебе чуть прикоснуться щекой.
Только даль расстояния давит,
Как в тиски мое сердце зажав.
Всё, наверно, могу я исправить,
Сладких снов лишь тебе пожелав.

17. Пусть ангел хранит твой чудесный сон. Желаю спать крепко и сладко. Пусть завтра ты с улыбкой встретишь новый день. Спокойной ночи!

18. Душа моя, спокойной ночи!
Как без тебя пуста постель…
Пускай же станет ночь короче,
Скорей настанет новый день.
Увидеть так тебя хочу я.
И так хочу тебя обнять.
Мои ты вспомни поцелуи,
Когда сегодня ляжешь спать.

19. Спокойной ночи, сладких снов
Тебе от всей души желаю.
Тебя во сне хранит любовь,
Тебя я просто обожаю!
Ты закрывай скорей глаза,
Во сне с тобой я буду рядом,
Коснувшись твоего плеча,
Любуясь твоим нежным взглядом!

20. Пусть приснится сон красивый,
Интересный и счастливый.
Спать желаю крепким сном,
Чтоб проснуться бодрячком!

Источник

Каким бывает сон:
(определения приводятся в именительном падеже)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова выпялиться (глагол), выпялился:

Ассоциации к слову «сон&raquo

Синонимы к слову «сон&raquo

Предложения со словом «сон&raquo

  • Я просто видела сон, как гуляю в парке с друзьями, только-только начала его видеть.

Цитаты из русской классики со словом «сон»

  • Временами ему казалось, что долго, в жару спал он где-то на солнцепеке и проснулся с болью в груди, потому что сон был прекрасен и нежен, и видения, полные любовной грусти, прошли мимо его ложа, а он проснулся в знойной тишине полдня, один.

Значение слова «сон&raquo

СОН , сна, м. 1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания. Забыться сном. Клонить ко сну. Пробудиться ото сна. Потягиваться со сна. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «сон&raquo

СОН , сна, м. 1. Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания. Забыться сном. Клонить ко сну. Пробудиться ото сна. Потягиваться со сна.

Предложения со словом «сон&raquo

Я просто видела сон, как гуляю в парке с друзьями, только-только начала его видеть.

Когда мой друг пропал и мне стали сниться сны, как и тебе, и когда, как и тебе, мне никто не верил, родители отправили меня к бабушке, в маленький городок, чтобы подлечить нервы.

Этот страшный сон снился уже который год, причём в одну и ту же ночь – 30 мая.

Источник

Что можно сказать вместо «Спокойной ночи»

Здесь – коллекция выражений, которыми можно заменить привычную фразу «Спокойной ночи!». Каждый пункт списка является самодостаточной (полной, законченной) фразой – просто выберите понравившийся пункт.

  • Сладких снов, принцесса!
  • Выспись хорошенько.
  • Волшебных сновидений тебе!
  • И пусть наутро все задуманное удастся.
  • Безмятежного сна!
  • Легкого засыпания и легкого пробуждения.
  • Высокого тебе полета во сне… и чистого небосклона.
  • Пусть ничто не потревожит твой сон.
  • Пусть сон принесет тебе все, чего ты от него ожидаешь.
  • Крепко тебе поспать… как в детстве.
  • Проснись такой же счастливой, как заснула.
  • Желаю отлично выспаться.
  • Хорошего отдыха, непрерывного сна.
  • Добрых снов!
  • До встречи в мире грёз.
  • Споки-ноки.
  • Встретимся во сне.
  • Сказочных тебе путешествий во сне.
  • Если будешь летать во сне, позови меня с собой.
  • Освежающего сна!
  • Доброй ночи!
  • Пусть сон вольет в тебя новую энергию.
  • Пусть моя любовь греет тебя даже во сне.
  • Не вздумай увидеть кошмар.
  • Исцеляющих тебе сновидений.
  • Давай отдохнем, утро вечера мудренее…
  • Праведных тебе снов.
  • Сладкой ночи.
  • Крепкого сна.
  • Пусть будет ночь со сном, и день без ссоры…
  • Качественного тебе ночного отдыха.
  • Спи! Восстанавливайся!
  • Мирной ночи!
  • Пусть ночь будет покороче, чтобы нам поскорее встретиться снова.
  • Дивных тебе ночных грёз!
  • Пусть 8 часов сна сумеют заменить тебе неделю отпуска.
  • Красочных сновидений.
  • Пусть тебе приснится мечта.
  • Ложись спать… Я приду, проверю!
  • Спи, мой хороший!
  • Желаю, чтобы снилось только счастье.
  • Пусть ничто не потревожит твой сон.
  • Отодвинь заботы до утра… И пусть ночь пройдет сказочно.
  • Пусть подушка будет мягкой, а одеяло обнимает нежно.
  • Райских снов, любимая.
  • Мои тебе сонные поцелуи… До встречи завтра!
  • Спи, мой ангел.
  • Пусть тебе приснятся розовые коты.
  • Когда уснешь ты безмятежно, к твоей душе придет моя и поцелует нежно-нежно…
  • Засыпая, знай: ты мне очень дорог!
  • Все зайцы и зверушки достают себе подушки… фыркают, зевают, хрустальных снов тебе желают.
  • Пусть все задуманное завтра сбудется.
  • Легких снов!
  • Пусть ночь оставит только теплые воспоминания.
  • Успешной тебе подзарядки внутренних батареек!
  • Уютной ночи и до новых встреч.
  • Пусть завтра тебе встретится много хороших людей, пусть сделается много нужных дел.
  • Желаю наловить побольше звезд. Богатого ночного улова тебе!
  • И пусть серенький волчок не кусает за бочок.
  • Пусть ночь наполнит тебя силами.
  • Я буду скучать по тебе во сне. Целую, до завтра!
  • Отпускаю тебя к твоим снам… веди себя там хорошо.
  • Желаю снов и сновидений из тысяч сказочных мгновений.
  • Пусть ночь заберет все тревоги и сомнения, а утро принесет везение и вдохновение.
  • Спи без тревог, я поработаю твоим ангелом-хранителем!
  • Прости их всех, и усни с легким сердцем.
  • Заветное желание загадай и с улыбкой засыпай.
  • Ляг в кроватку, спи в ней сладко.
  • Чудеса тебе пусть снятся, а желания воплотятся.
  • Спи, моя радость, усни…
  • Отбой, семья! Всем – мирной ночи и радостного пробуждения!
  • Красоты тебе… в твои сны!
  • Очистись, голова, от разных мыслей…
  • Пусть тебе спать будет вкусно.
  • Засыпай без тревог, и будь уверен: планы бога относительно твоей судьбы намного лучше, чем твои мечты.
  • Целую столько раз, сколько на небе звезд.
  • Пусть в эту, самую темную, ночь к тебе придут самые светлые сны.
  • Желаю, чтобы во сне у тебя появилось множество причин для улыбки.
  • Красивых снов!
  • Пусть сон будет круче пластического хирурга и оставит после себя яркий блеск глаз и свежесть.

Рекомендации

Нижеследующие рекомендации помогут вам определиться с выбором нужной фразы в случае затруднений:

  1. Перед тем как выбрать оптимальную фразу, определите, насколько близок человек, которому вы собираетесь ее сказать: чем он ближе (например: родственник, ребенок, любимый(ая), супруг(а), друг/подруга и т. д.), тем более неформальный вариант вы можете себе позволить.
  2. Если адресат является коллегой (и не является одновременно близким другом), с которым вы засиделись до ночи за решением рабочих задач – выбирайте нейтральные фразы, без двусмысленностей, подтекста, сленга и неоднозначного юмора (в данном случае будет достаточно сказать «Доброй ночи!», «Хорошего отдыха!»).
  3. Если слова предназначены ребенку – выбирайте ласковые, теплые слова и выражения с пожеланием увидеть сказочных персонажей во сне, успешных полетов, и т. п.
  4. Если хотите адресовать фразу виртуальному знакомому, определитесь, каковы дальнейшие планы на общение с ним… Если это кандидат на последующие романтические отношения, подойдут фразы с романтическим оттенком и/или намеком на флирт (например: «Встретимся во сне», «Мои тебе сонные поцелуи…» и т. п.). Если адресат является близким другом и общение с ним не относится к деловому – можете позволить себе любое высказывание, как формальное, так и двусмысленное, шуточное и т. п.
  5. Если адресат является родственником (супругом, братом/сестрой, мамой/папой и т. п.) – выбирайте ласковые, «уютно-домашние» фразы (например: «Засыпая, знай: ты мне очень дорог(а)!», «Уютной ночи» и т. п.). Если же адресат является любимым человеком, выбирайте фразы с романтическим посылом или словами любви (например: «Райских снов, любимая!», «Целую столько раз, сколько звезд на небе!»).
  6. Если есть желание выбрать остроумную или двусмысленную фразу – убедитесь, что адресат истолкует ее правильно и не возникнет недоразумение (для этого вы должны быть уверены, что адресат не будет оскорблен двусмысленностью и/или понимает ваш юмор, готов это адекватно воспринять). Чтобы не возникло недоразумения, также учитывайте пункты №1 – №5 данных рекомендаций (определите, в какой степени близости находятся ваши взаимоотношения).
  7. Если же позднее прощание приходится (по каким-либо причинам) адресовать начальнику/руководителю – не используйте фразы относительно снов и ночного времяпровождения, помните о субординации (иначе рискуете нарушить дистанцию в общении и спровоцировать недоразумение). В данном случае достаточно ограничиться словами благодарности за уделенное вам время и стандартным/нейтральным/универсальным прощанием (например: «Признателен за уделенное мне время, до завтра!», «Благодарен за продуктивную беседу, всего доброго!»).
Читайте также:  Как обозначается существительное прилагательное и глагол

Источник

Красивы прилагательных для сна

СОН. 1. Состояние покоя (противопол. бодрствованию). Беззаботный, безмятежный, беспокойный, беспробудный, беспросыпный (разг.), благодатный, блаженный, богатырский, всеисцеляющий, воробьиный (разг.), вязкий, глубокий, девичий, детский, добрый, долгий, долгожданный, желанный, животворный ( поэт.), здоровый, изнурительный, изнуряющий, каменный, короткий, крепкий, легкий, ленивый, летучий, мертвенный (устар.), мертвецкий, мертвый, мимолетный, минутный, мирный, могучий, молодой, мятежный, невинный, невозмутимый, недолгий, некрепкий, необорный (устар. поэт.), неодолимый, неотвязный, непобедимый, непреодолимый, непробудный, неспокойный, нормальный, отрадный, плохой, покойный, продолжительный, райский (устар.), свинцовый, сильный, скоротечный, сладкий, сладостный, спокойный, сторожкий, тихий, томный (устар. поэт.), тонкий, тревожный, трудный, трудовой, тягостный, тяжелый, убойный (разг.), умеренный, усладный (устар.), успокоительный, хмельной, хороший, целебный, целительный, чуткий. Будкий, железный, здоровенный, медный, окопный, походный, роскошный, соловьиный, стопроцентный, чугунный. Гипнотический, естественный, летаргический, лечебный, магнетический (устар.), ночной, послеобеденный, предрассветный, предутренний, утренний и т. п. 2. То, что снится, грезится спящему; сновидение. Безгреховный (устар.), безгрешный, безликий, безобразный (безобразный, устар.), безотвязный (устар.), безотрадный, безумный, беспорядочный, бессвязный, божественный (устар. поэт.), болезненный, бредовый, будоражный (разг.), веселый, вещий, глупый, голубой, грешный, грозный, дикий (разг.), дурацкий (разг.), дурной, желанный, жестокий, заветный (устар. поэт.), зловещий, золотой (устар. поэт.), короткий, кошмарный, лживый, лихорадочный, мутный, мучительный, навязчивый, невинный, невозможный, недобрый, неотвязный, несбыточный, несвязный, нескладный, несообразный, нехороший, неясный, обрывочный, печальный, пленительный, плохой, праведный, пророческий, пророчественный (устар.), радостный, радужный (поэт.), розовый (поэт.), символический, сказочный, складный, скорбный, сладкий, сладостный, смешной, смутный, соблазнительный, странный, страшный, сумбурный, таинственный, томительный, тревожный, тусклый, тяжкий, удивительный, ужасный, фантастический, хороший, худой, черный (нар.-поэт.), чудесный, чудной (простореч.). Белый, дымный, жаркий, жемчуговый, лукавый, наплывчатый, пустопорожний, яркий. 3. Вечный сон (смерть). Беспробудный, вечный, могильный, непробудный.

Смотреть больше слов в « Словаре эпитетов »

Смотреть что такое СОН в других словарях:

состояние, противоположное бодрствованию, и поскольку это последнее характеризуется наличностью сознания, внимания и впечатлений из сферы органов чувст. смотреть

Сон — состояние, противоположное бодрствованию, и поскольку это последнее характеризуется наличностью сознания, внимания и впечатлений из сферы органов. смотреть

I(somnus)функциональное состояние центральной нервной системы и соматической сферы, характеризующееся отсутствием активного взаимодействия организма с . смотреть

СОН, периодическое физиол. состояние мозга и организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значит, обездвиженностью и отключением от. смотреть

СОН 1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности; 2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терми. смотреть

195 Сон — сонъ (1) 1. Сновидение; то, что снится. Се ангелъ господьнь въ сьнѣ явися ему глаголя: Иосифе, сыну Давидовъ, не убоися прияти Мария жены . смотреть

процесс в мозгу спящего (в физиологическом смысле) человека, воспринимаемый им как картины или действия с его участием; как правило, воспринимаются . смотреть

– психическое состояние, характеризующееся отрешенностью человека от окружающего мира. В физиологическом отношении сон является условием для восстановления жизненных сил и запаса энергии в организме человека. В психологическом плане сон – это приостановление реагирования человека на окружающий мир посредством восприятия и действия. Для психоанализа сон представляет интерес с точки зрения не столько физиологии, сколько психологии. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд дал следующую психологическую характеристику сна. «Сон – это состояние, в котором я ничего не хочу знать о внешнем мире, мой интерес к нему угасает. Я погружаюсь в сон, отходя от внешнего мира, задерживая его раздражения. Я засыпаю также, если я от него устал. Засыпая, я как бы говорю внешнему миру: «Оставь меня в покое, я хочу спать». Таким образом, если биологической целью сна является отдых, то его психологическим признаком – утрата интереса к миру. В состоянии сна происходит не только потеря интереса к миру, но и стремление обрести покой, который человек имел до своего рождения. «Наше отношение к миру, в который мы так неохотно пришли, кажется, несет с собой то, что мы не можем его выносить непрерывно. Поэтому мы время от времени возвращаемся в то состояние, в котором находились до появления на свет, то есть во внутриутробное существование. Мы создаем по крайней мере совершенно аналогичные условия, которые были тогда: тепло, темно и что не раздражает. Некоторые еще сворачиваются в клубочек и принимают во сне такое же положение тела, как в утробе матери». Пробуждение после сна напоминает собой рождение. Принято считать, что если сон представляет собой прежде всего покой, не предусматривающий никакой психической деятельности, то единственно целесообразным является сон без сновидений. В этом смысле сновидение как бы не входит в программу сна и представляет собой реакцию на мешающее сну раздражение. Однако, как полагал З. Фрейд, это не так. Во-первых, существуют так называемые сны наяву, которые связаны с фантазиями и которые свидетельствуют не о покое, а о психической деятельности человека. Во-вторых, как показывают детские сновидения, их функция выступает в качестве «стража сна», возникающего из двух конкурирующих тенденций – желания сна и стремления к удовлетворению психического раздражения. Поэтому можно говорить о том, что «сновидения являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения». З. Фрейд исходил из того, что в состоянии сна человек находится во власти эгоистических мотивов. Если под воздействием этих мотивов у человека возникают дурные намерения, то они не могут привести ни к чему иному, как к практически безвредному сновидению. Как заметил основатель психоанализа в работе «Толкование сновидений» (1900), «было бы уместно запомнить слова Платона, что добродетельный человек ограничивается тем, что ему лишь снится то, что дурной делает». Первоначально З. Фрейд придерживался именно данного положения. Он полагал, что проявляющееся во сне находится во власти исключительно эгоистических мотивов. Однако после того, как предложенная им теория либидо была подвергнута пересмотру с точки зрения осмысления феномена нарциссизма, что нашло отражение в его работе «О нарциссизме» (1914), ему пришлось признать, что «сон есть состояние, в котором все привязанности к объектам, как либидозные, так и эгоистические, оставляются и возвращаются в Я». Тем самым он по-новому взглянул на состояние сна, считая, что у спящего восстанавливается полный нарциссизм, при котором либидо и интерес Я оказываются нераздельными в самоудовлетворяющемся Я. На этом основании З. Фрейд выдвинул предположение, в соответствии с которым вытесненное бессознательное получает независимость от Я, в результате чего оно не подчиняется желанию спать и сохраняет свои привязанности, даже если зависящие от Я привязанности к объектам оставляются ради сна. В «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) З. Фрейд подчеркнул, что отход от реального внешнего мира в состоянии сна создает условие для развития психоза. Вместе с тем «безобидный психоз сновидения является следствием сознательно желаемого и лишь временного отхода от внешнего мира, и он исчезает при возобновлении отношений с этим миром». Представления З. Фрейда о сне получили свое дальнейшее развитие и критическое переосмысление у ряда аналитиков. Так, К.Г. Юнг (1875–1961) пришел к мнению, что фрейдовское понимание сновидения, как служащего функции охраны сна, является ограниченным, хотя высказанная основателем психоанализа мысль о биологической компенсаторной функции остается верной. По его словам, эта компенсаторская функция «лишь в ограниченной мере имеет дело с самим состоянием сна»: сновидения поддерживают сон, но делают это автоматически под влиянием состояния сна; они могут нарушать сон, если этого требует их функция, то есть когда компенсаторные содержания интенсивны, то они могут прервать сон. Данная точка зрения была высказана им в докладе «Психология сновидений» (1916), текст которого был расширен и опубликован в 1928 г. Э. Фромм (1900–1980) рассмотрел психологическую функцию сна не только с точки зрения ухода от внешнего мира, на что обратил внимание З. Фрейд, но и в плане свободы человека. По его мнению, во сне человек беспомощен (не случайно сон называют «братом смерти»), но в то же время он является более свободным, чем во время бодрствования. Во сне человек свободен от бремени труда, от необходимости защищаться или нападать, от необходимости наблюдать или действовать. В работе «Забытый язык» (1951) Э. Фромм заметил по этому поводу, что «во сне царство необходимости уступает место царству свободы, в котором «Я» – единственная система, являющаяся приложением мыслей и чувств». Словом, сон свободен от функции действия, характерной для бодрствования, и он связан с функцией восприятия человеком самого себя. Кроме того, состояние сна имеет двойственную функцию: при отсутствии контактов с культурой во сне проявляется как самое плохое, так и самое хорошее; «во сне мы можем быть не так разумны, не так мудры и не так пристойны, но мы можем быть и лучше, и мудрее, чем когда бодрствуем». Если З. Фрейд соотносил состояние сна с внутриутробным существованием человека, а его предшественники рассматривали сон в качестве своеобразного эквивалента смерти (понятие «сон» – от греческого hipnos – восходит к мифу о Гипносе, сыну ночи, Никиты и брату смерти, Танатоса), то некоторые психоаналитики усматривают в состоянии сна прообраз бессмертия. В частности, французский психоаналитик Д. Анзье подчеркнул, что «в действительности видеть сон – значит отрицать факт, что человек смертен». Эта точка зрения нашла отражение в его книге «Кожное Я» (1985) в виде вопроса: «Разве можно было бы вынести дневную жизнь без этого ночного убеждения в бессмертии, хотя бы частичного?». В современной психоаналитической литературе большее внимание уделяется рассмотрению природы сновидений, их толкованию и меньшее феномену сна как таковому. Тем не менее в некоторых исследованиях затрагиваются вопросы, связанные с пониманием сна. В частности, в статье Р. Гринберга и С. Перлмана «Континуум сна в психоанализе: источник и функции сновидения» (1975) нашли отражение результаты лабораторных методов изучения сна, на основе которых было сделано заключение, что сон связан с обработкой информации в целях эмоциональной адаптации. смотреть

Читайте также:  Викторина по имени прилагательному 4 класс

СОН — 1) культурная универсалия, образ и мифологема альтернативной реальности; 2) специфично пограничное состояние сознания, описанное в терминах инобытия и теологии успения; 3) эстетич. аналог условной смерти. Первое значение термина актуализовано мифологией С. как онтологич. извода яви и формы временного покоя. С. вписывается в общий круг мифологич. жизнеотношения как реальность, усредняющая оппозиции «мир людей / мир демонов», «здесь / там», «зримое / незримое», «обычное / экстраординарное». Произвольная «логика» сновидения трактуется бодрственным сознанием как извне формируемая причинность иного порядка. Спящий не удивляется диковинным событиям С., и проснувшийся числит их какое-то время в ряду повседневного событийного ряда. С. есть магия бытия и параллельная жизнь. Это форма диалога с богами в пространстве их голосов, указаний и намеков («вещий С.»); здесь осуществляется профетически опознаваемый замысел божеств, руководительства поступками людей, сакрального оберега и упреждающей заботы. Реальность С. чудесна и не нуждается в объяснении: в ней нет ничего, чего бы не было в действительности и в памяти; это делает С. убедительнее и ценнее внесновидч. мира (чудо внутри С. не осознается как диво и небывальщина). Метафора «жизнь=С.» закрепляет эту самоценность С. как формы свободы от обыденной детерминации и как прорыва в область самозаконной онтологии. В цепочке «С. — греза — видение — мечта — идеал — утопия» мы имеем градацию ирреальных возрастаний желаемого. Интенции и претензии на воплощение делают С. формой и образом профетизма, и особенно активно — в лит-ре: С. героя есть или предвосхищение сюжета (С. Татьяны в «Евгении Онегине»), или предупреждение о будущем (апокалиптич. С. Раскольникова в «Преступлении и наказании»), или утопия («Что делать?» Чернышевского). В лит-ре и искусстве романтизма и символизма создана универсальная «мифология» С.: С. предпочтен иным типам реальности как Дар онтологич. и духовной свободы, как порыв к бесконечному, как способ богочеловеч. диалога и контакта с потусторонними силами. Ре-лиг. авангард создает символологию С. как «текстуального» свидетельства бытия Я во множественных мирах, в т.ч. и в мире чистых смыслов (см. анализ С. у Ницше и Флоренского)‘, здесь сформулирована анамнетич. культурология сновидения. Фрейд и его школа придали символике сна гиперсемиотич. значимость, прямо заменив традиц. сакральную детерминанту Божьего внушения агрессивным пафосом саморазоблачения ментальных подвалов бессознательного. Переход от «объятий Морфея» к власти Гипноса, его отца, осуществлен во втором значении термина (пограничные состояния Я). С открытием структурных свойств сновидческих состояний и с накоплением гипнопедич. опыта отчасти прояснилась природа «загадочных феноменов психики», благодаря чему явления лунатизма, сомнамбулизма, летаргии и каталепсии встали в один ряд с фактами творчества во С. Выяснилось, что «С. разума» отнюдь не всегда «порождает чудовищ», как думал Фрейд. Совр. психоаналитич. штудии измененных форм мышления, типов ложной памяти, механизмов функциональной асимметрии мозга, парапсихологич. феноменов и лечебной сенсорики вскрыли работу весьма архаич. структур внутр. поведения, получающих во С. символич. и метафорич. образные репрезентации. Свой вклад внесла и эмпирич. танатология, не слишком склонная к интерпретации уникального опыта клинич. самонаблюдений над состояниями «пост-смерти» в терминах некоей философии С., но предоставившая впечатляющий архив «С. наяву». На этих путях заново открылся инобытийно-пограничный репертуар существования субъекта, не раз описанный в спец. уставах ментального тренажа на Востоке (в частности, в дзэн-буддийской и йогич. практике, типологически родственной аскетич. опыту самопогружения в христ. исихастской культуре священно-безмолвия). В близких С. состояниях Я обретает «единомножественность» личности (в терминах Л. Карсавина и А. Меиера), в психол. пространстве к-рой свершается многоголосый полилог пересекающихся ипостасей Я, обнимаемый единством самосознания. Во С. обнажены и персонифицированы механизмы и агенты диалогич. фактуры мышления, памяти и аутовидения, актуализованы эвристич. способности творчески напряженного и проблемно озабоченного сознания. Ему даны во С. возможности таких пространственно-временных топологич. проекций, метаморфоз, смыслового конструирования и сверхлогич. интуитивной альтернации, какие не в силах предоставить Я отягощенное объективацией и объясняющими раздражителями бодрствующее сознание. С. в этом смысле (в отличие от первого значения термина) осмыслен не в качестве источника сверхчеловеч. внушений (голос Музы, оклик Бога, наваждение дьявола), а в аспекте спонтанной аккумуляции и самопроизводства форм неявного знания и неформализуемой экзистенции. С. есть черновик возможных миров и своего рода гностич. контрабанда. На фоне многократных приравниваний С. и жизни (Кальдерон, С. Квазимодо, Тютчев, Лермонтов), С. и смерти (романтизм) убедительно выглядят гипотезы сновидч. философии истории, к-рая описывает реальность, построенную по принципу «матрешки» и перехода бога-демиурга из одного С. в другой. Так эстетически оформляется образ кумулятивной онтологии мирового С. с ее ритмами пробуждения/засыпания и перехода из реальности в реальность. Это третье наполнение термина «С.» обслуживает поэтич. философию С. Ср. прозу Борхеса и Хлебникова, для к-рых культура есть континуум С., «цитирующих» друг друга в истор. пространстве. Ср. также знаменитую притчу Чжуан-цзы о бабочке с образами С. в рус. традиции (Лермонтов) и словами Тютчева о здешнем мире, где «человек лишь снится сам себе». Старинные представления о С. как временной смерти, усложненные опытом анамнезиса и метемпсихоза, придали С. функцию аргумента в пользу релятивных картин мира и интуитивистских концепций культуры. Образ ноосферы как грандиозного перманентного сновидения Мирового Духа брезжит в картинах мира классич. объективного идеализма (Гегель), в циклич. моделях и космизме;
в психол. и филос. прозе модерна (символизм, постмодернизм), в интуитивистской эстетике. На архетипе С. и сейчас сходятся интересы психологии творчества, филос. антропологии, теории культуры и истор. эстетики. Как зеркало внутр. проективного опыта С. не раз становился объектом философско-поэтич. (Вяч. Иванов) и психоаналитич. (Н.Е. Осипов) рефлексии и лит. мифологии.
Лит.: Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч. Т. 1. М., 1980; Динесман Т.Г. «Сон» // Лермонтовская Энциклопедия. М., 1981; Друскин Я.С. Сны // Даугава. Рига, 1990. № 3; Руднев В.П. Культура и сон // Там же; Сны Николая Клюева // Новый журнал. 1991. № 4; Малкольм Н. Состояние сна. М., 1993; Михайлов А.И. О сновидениях в творчестве Алексея Ремизова и Николая Клюева // Алексей Ремизов: Исследования и материалы. СПб., 1994; Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб., 1997.
К. Г. Исупов

сон безбрежный (Бальмонт); безгрезный (Ремизов); бездумный (Кузьмин, Надсон); беззаботный (Минский); беззвучный (Лохвицкая); безмолвный (Сологуб); без. смотреть

СОНсостояние, периодически возникающее у человека и других теплокровных животных, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы. Сон отличается от сноподобных состояний — комы, наркоза, спячки или гипноза — тем, что он наступает под действием внутренних, а не внешних факторов, и при нем сохраняется способность к пробуждению.Природа сна всегда вызывала повышенный интерес и служила поводом для множества догадок и предположений. Это неудивительно, поскольку треть жизни человек проводит во сне. В древних культурах существовали разнообразные божества, покровительствовавшие сну. В греческой мифологии бог сна назывался Гипносом, в римской — Сомнусом. Морфей, бог сновидений, был одним из тысячи сыновей Сомнуса. Бог сна считался братом бога смерти, и оба они были сыновьями богини ночи.Современные исследования значительно обогатили наши представления о сне. В лабораториях, занимающихся изучением сна, создаются специальные условия, позволяющие оценить влияние на сон определенных факторов (экспериментальных переменных). Исследования проводят в помещении со звуковой изоляцией и регулируемой температурой, а получаемые данные основаны на объективных измерениях и непрерывном мониторинге. Мониторинг обычно проводится ночью в течение 8 часов и включает регистрацию электрической активности мозга (электроэнцефалограммы, ЭЭГ), движений глаз (электроокулограммы, ЭОГ) и мышечной активности (электромиограммы, ЭМГ). Подобные исследования имеют важное значение для диагностики и лечения нарушений сна, а также для анализа воздействия лекарственных средств на центральную нервную систему.Одним из первых и важнейших результатов лабораторных исследований стало открытие, что у спящего человека в течение ночи периодически возникают быстрые движения глаз (БДГ). Фаза сна, во время которой регистрируются БДГ, была названа «быстрым» (или парадоксальным) сном или сном с БДГ; в этой фазе человек чаще всего видит сновидения. Остальные стадии сна, во время которых не наблюдается быстрых движений глаз, собирательно назвали «медленным» сном или сном без БДГ.Фазы сна. Медленный сон, в свою очередь, состоит из отдельных стадий. Они обозначаются как 1-я, 2-я, 3-я и 4-я стадии. Быстрый сон не делится на отдельные стадии и рассматривается как единая фаза.У человека 1-я стадия связана с процессом засыпания. В это время происходит модификация альфа-ритма на ЭЭГ. В состоянии расслабленного бодрствования выявляется альфа-ритм с частотой 8-12 циклов в секунду. По мере засыпания альфа-волны постепенно исчезают, уступая место низкоамплитудной высокочастотной активности (см. также ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА). БДГ при этом отсутствуют.Переход от бодрствования ко сну сопровождается многократным ощущением уплывания, часто прерывающегося внезапным вздрагиванием, которое вновь пробуждает человека. Это внезапное вздрагивание называют миоклоническим подергиванием. Значение такого подергивания неизвестно, но полагают, что оно может быть реакцией активации на значимый, хотя и слабый внешний раздражитель.Первая стадия быстро переходит во вторую. В этот момент на ЭЭГ обычно регистрируются вспышки активности частотой 12-16 циклов в секунду («сонные веретена»), которые чередуются с фоновой низкоамплитудной активностью. Для 3-й стадии характерно наличие на ЭЭГ высокоамплитудных медленных волн частотой 1-3 цикла в секунду, иногда сочетающихся с «сонными веретенами». В 4-й стадии не менее половины времени доминируют высокоамплитудные медленные волны.Фаза с БДГ, помимо быстрых движений глаз, отличается характерной картиной ЭЭГ — низкоамплитудной быстрой активностью, которая во многом напоминает ЭЭГ у человека, находящегося в состоянии активного бодрствования.Структура сна. У людей молодого возраста по мере того, как они засыпают, появляется начальная (или нисходящая) 1-я стадия. Затем 2-я, 3-я и 4-я стадии последовательно сменяют друг друга. После этого следует обратный переход от 4-й стадии через 3-ю и 2-ю в фазу быстрого сна. Она переходит в 2-ю стадию, затем наступают 3-я, 4-я, 3-я, 2-я стадии и, наконец, опять появляется фаза с БДГ. Этот цикл, начинающийся со 2-ой стадии и кончающийся фазой с БДГ, регулярно повторяется в течение всей ночи. Исключение составляют лишь более поздние, предутренние циклы, которые обычно не включают 4-ю стадию — сон углубляется лишь до 3-й стадии, после чего следуют 2-я стадия и фаза быстрого сна (см. график, на котором показаны циклы сна молодого человека).Продолжительность цикла такова, что фаза с БДГ возникает в среднем каждые 70-90 мин. При этом первые 75-100 мин сна занимает сон без БДГ (преимущественно 3-я и 4-я стадии). Из-за длительного начального периода сна без БДГ, а также постепенного увеличения продолжительности сна с БДГ с каждым новым циклом, эта фаза сна занимает больше времени во второй половине ночи.Каждую ночь сон с БДГ появляется от четырех до шести раз, что зависит от продолжительности сна, а не от индивидуальных особенностей человека. Первый период сна с БДГ продолжается примерно 10 мин, а последний — 20-35 мин. В целом сон с БДГ занимает около 20% общего времени сна.У младенцев общая продолжительность быстрого сна наиболее высока. У недоношенных сон с БДГ занимает 60-80% всего времени сна, а у доношенных — 40-50%. Постоянно доля сна с БДГ уменьшается и примерно к восьмому месяцу жизни ребенка падает до 20-25%. Этот уровень поддерживается с незначительными отклонениями на протяжении всей последующей жизни.Цикл сна у новорожденного продолжается от 50 до 60 мин. В периоды сна с БДГ наблюдаются частые сосательные движения, легкие подергивания, гримасы, дрожание, улыбки. В отличие от взрослых, новорожденные могут непосредственно переходить из состояния бодрствования в сон с БДГ.У новорожденных и детей первого года жизни 3-я и 4-я стадии крайне редки. У детей более старшего возраста продолжительность этих стадий увеличивается в начальный период сна, тогда как первый период сна с БДГ появляется лишь спустя два-три часа после засыпания. Основное различие структуры сна у детей, подростков и молодых людей сводится к прогрессирующему снижению по мере взросления продолжительности 3-й и 4-й стадий.По сравнению с молодыми, у здоровых пожилых людей уменьшено общее время сна, увеличена частота пробуждений, чаще прерывается сон с БДГ и отмечается значительное уменьшение или исчезновение 4-й стадии. В старческом возрасте наблюдается тенденция к возврату структуры сна, характерной для детей, со склонностью к дремоте в дневное время и более частым ночным пробуждениям.См. также:СОН: ХАРАКТЕРИСТИКИ СНАСОН: ДЕПРИВАЦИЯ СНАСОН: РАССТРОЙСТВА СНАСОН: СОН И ЗАБОЛЕВАНИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВСОН: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ И СОН. смотреть

Читайте также:  Образовать от данных прилагательных формы превосходной степени

вибива́тися / ви́битися зі сну. Знесилюватися, не маючи можливості виспатися, щоб відпочити. — Пілотку я заховав у кишеню, бо їду й дрімаю. Так і дивись, що загублю. — Вибились люди зі сну. А маршеві кінця не видно (О. Гончар). відійти́ / відхо́дити у ві́чність (у дові́чний сон), уроч. Померти. Минуло п’ять років відтоді, як відійшов у вічність великий сонцелюб — поет-академік Максим Тадейович Рильський (З газети); Буде у Сурамі Велике свято — пам’ятник відкриють Незламній поетесі-войовниці (Лесі Українці), Що там у сон довічний відійшла (М. Рильський). і в сні не ба́чити кого, що. Не мати змоги навіть уявити чогось. Тих нинішніх зломиголов (глибоких ям у Бориславі) по сто та по півтораста метрів ніхто тоді і в сні не бачив (І. Франко). і (в сні) не сни́ться (не присни́ться) кому і без додатка. 1. Хто-небудь навіть уявити собі не може чогось. — Контрасти бачив? — Та бачив. І наче ще хотів сказати: “Такі бачив контрасти, що тобі, брате, й не снилось”. Але не сказав (О. Гончар); Нічого подібного мені і ві сні не снилося, як те, що довелося бачити за той рік (І. Франко). 2. Хто-небудь зовсім не сподівається, не розраховує на щось. Коли так по Семені, другого дня, і не сподівалась, і не снилося мені, та й посватався він (Марко Вовчок). і (уві́ (у) сні) не присни́ться (не присни́лось) кому, що. Щось дуже дивне, незвичайне, таке, чого не можна й уявити. — А що, панове, вам і не присниться там бути, де я побував (Г. Квітка-Основ’яненко); — Моя душа сміє і зможе таке, що іншому й не присниться… (П. Куліш); — Заходьте до мене. Я щось таке надумав, що вам і не приснилось! (П. Панч). мо́рить на сон кого, безос. Хочеться спати, дрімається комусь. Днинка була сьогодні ясна й тепла, то старого трохи морило на сон (О. Маковей). на сон гряду́щий, книжн. Перед тим, як лягати спати, заснути. — Ще не начиталася,— настрожила від печі мати на Вустю.— Щовечора, замість молитви, на сон грядущий: …Піди ночви внеси! (О. Гончар); (Софія:) Благословіть на сон грядущий… (І. Микитенко). потягло́ (потягну́ло, похили́ло і т. ін.) на сон (до сну) кого, безос. Комусь захотілося спати. (Дід Саливон:) Чуєш, а мене потягнуло на сон (М. Стельмах); Запашний дух розпуклої верби, берези .. зламав дитяче завзяття, Марфу потягло до сну (К. Гордієнко); Очі посоловіли, він розігрівся біля вогню, і його похилило на сон (Григорій Тютюнник). сон (дрімо́та) хи́лить (кло́нить, зломи́в, поборо́в і т. ін.) кого, на кого. Хто-небудь засинає. Мене мов сон хилить, та будять мене — хто плачем, хто риданням (Марко Вовчок); Говорить далі невиразно слова, по голосі чутно, що її сон клонить (Леся Українка); Вже князя і сон зломив, В очі мов насипав приску, Голова тяжить, неначе Від маківки (І. Франко); — А-а, це ви, товаришу голова? А ми держались-держались, та таки перед світом поборов нас сон (Григорій Тютюнник); Галя ледве переставляла ниючі ноги, дрімота хилила її до землі (Ю. Збанацький). сон не бере́ / не взяв кого і без додатка. Кому-небудь не спиться. “І спати хочеться, а і чогось мене сон не бере”,— подумав Ломицький (І. Нечуй-Левицький); Вже панотцевого коня й немає: ще до світу махнув старий у нову дорогу: десь його й сон не взяв (П. Куліш); не бере́ться сон. І не береться сон — ходжу, картаю себе думками, розважаю згадками (С. Васильченко). сон не йде на о́чі (в го́лову) кому і без додатка. Хто-небудь не може заснути. Покірно лягаю. Але сон уже не йде на очі (Ю. Збанацький); Син лежить на лаві. Сон не йде йому в голову (Панас Мирний). со́нне ца́рство; ца́рство сну. 1. Тиша, спокій, безмовність, коли всі сплять. Він все ще надіявся, що всі скоро заснуть і запанує те сонне царство, яке дасть йому можливість вийти з хати на побачення (Григорій Тютюнник); Царством сну здаються зали (І. Муратов); // Стан спокою або бездіяльності. — Полетіли бризки, і сонне царство водяних відображень, загойдавшись, пересипалось срібними іскрами (А. Шиян); Ми розпрощалися з сонним царством на великих засіданнях, воно пішло в минуле (З газети). 2. Люди, охоплені сном. Коло його (нього) розвернулося сонне царство (Панас Мирний). сон рябо́ї коби́ли. Нісенітниця, безглуздя, дурниця. — Чи ти, чоловіче, сон рябої кобили розказуєш, чи дороги питаєш? (М. Коцюбинський); А спозаранку почав (Гаманюк) стукати в двері і вимагати, щоб його негайно повели до слідчого. Вартовий пожартував: — Розкажеш сон рябої кобили? (М. Ю. Тарновський); — А чому вона синаша свого в чабани не посилає. — А тому, що в нього нахил до радіотехніки. Здібності, ви це розумієте? — Сон рябої кобили все це, — каже він (О. Гончар). рябо́ї коби́ли сон. Ото ще говорить! Рябої кобили сон розказує (Укр.. присл..); — Справедливий устрій общини — це ваша фантазія! — вигукнув молодогромадівець.— Рябої кобили сон! — додав другий (Ф. Бурлака). сон у ру́ку. Те, що наснилося, збудеться. Кума зичливо всміхалася і замріяно говорила: — Це ж сон ваш, серце Наталю, дивний отой сон .. Кажу вам щиро .. Олекса буде паном у московській столиці.. — Може, і справді сон в руку,— якось мляво мовила Розумиха: клопоти сьогодніші дуже втомили її (М. Лазорський). спа́ти і в сні ба́чити що. Дуже бажати, хотіти чого-небудь, мріяти про здійснення чогось. Антон аж труситься Пожитька з земельного комітету зіпхнути. Щоб — самому. Спить і в сні бачить себе на його місці (А. Головко). уда́рило в сон кого, безос. Хто-небудь захотів спати. Одного разу ліг після обіду відпочити. взяв собі газету (рискнув) і розгорнув… Як ударило ж мене в сон (Остап Вишня). хи́лить (кло́нить) на сон. 1. кого і без додатка. Хто-небудь хоче спати. Після невдалого ранішнього купання тут, на сонці та на вітрі, Мартинюка хилило на сон (Л. Дмитерко); — Щось мене,— кажу,— клонить на сон… спочину трохи (Ганна Барвінок). хи́лить до сну. Ми проїхали, не спиняючись, понад двісті кілометрів — і втома, ритмічне похитування на м’яких ресорах та й сама пізня пора хилили нас до сну (Ю. Смолич). кло́нить в сон. Вечоріло. Вже покрила землю тьма, Але чом це й досі мами ще нема? Жде бабуся — не діждеться… клонить в сон (І. Нехода). 2. кого. Викликати у кого-небудь бажання спати. Інших на сон спиртне клонить, а мене — навпаки (І. Муратов). як (мов, на́че і т. ін.) у сні, зі сл. іти. 1. Не усвідомлюючи, підсвідомо. Я по Сумській іду, в провулок ліворуч, немов у сні звертаю (В. Сосюра). 2. У стані, близькому до непритомності. Знесилившись від втрати крові, він ішов наче в сні, ледве переставляючи ноги (Л. Первомайський). смотреть

СОН физиол. состояние мозга и организма в целом, характеризующееся значит, обездвиженностью, почти полным отсутствием реакций на внеш. раздражители и . смотреть

Источник