Меню

Краткие прилагательные и краткие причастия дидактический материал



Краткие страдательные причастия материал закрепления на упражнениях

1. Полные причастия и прилагательные заменить краткими, найти слова, от которых они образованы: болезненная операция — операция болезненна (болезнь); вспаханные поля— поля вспаханы (вспахать).

Измученная лошадь, берега пустынные, предложение жизненное, потерянные ключи, чулки длинные, юные лица, дописанное сочинение, оконченные работы, выученная теорема, ценное изобретение, единые требования, оставленные вещи, развеянные сомнения.

Обратите внимание на интересную игру: взлом brawl stars устанавливается на телефон под управлением Андроид.

2. В данных словосочетаниях полное причастие заменить кратким, записать полученные предложения.

Установленные проекционные фонари; огороженные конопляные участки; оштукатуренное старинное здание; прерванная телефонная связь; исправленные многочисленные- ошибки; заброшенная водяная мельница; скошенное овсяное поле.

3. Сначала устно образовать от данных глаголов полные причастия, затем письменно — краткие; с полными составить предложения.

Поля вспахали и удобрили. Яблоки собрали и рассортировали. Журналы сброшюровали и переплели. Траву скосили и сложили в копны.

4. Из данных словосочетаний построить предложения. В качестве сказуемого употребить сначала краткое причастие, а затем краткое прилагательное: пустынные слабо освещенные улицы — Пустынные улицы слабо освещены. Слабо освещенные улицы пустынны.

1) Потерянные ценные вещи.

2) Внезапно разбуженные полусонные ребята.

3) Выученные трудные уроки.

4) Бесчисленные запутанные следы.

5) Мужественные овеянные славой герои.

5. Комментированное письмо.

1) Пустыня таинственна и безжизненна, пока не разгаданы ее тайны.

2) Торжественна и загадочна тишина леса.

3) Дорога длинна, путники измучены, но непреклонна их воля.

4) Все эти книги прочитаны длинными бессонными ночами.

5) Все были захвачены и потрясены его искренней пламенной речью.

6) Многочисленные северные острова затеряны в ледяных просторах.

7) Мне была подарена шкатулка, оклеенная диковинными ракушками.

Наташа была равнодушна, сдержанна и как будто рассеянна.

Учащиеся ошибаются не только в написании нн и н в прилагательных и причастиях; часто приходится встречаться с ошибочным написанием гласной перед н в кратких причастиях (засеян, увенчан, успокоен) и в некоторых прилагательных единственного числа мужского рода (опасен, строен).

Чтобы не ошибиться в правописании этих орфограмм, учащиеся должны краткую форму заменить полной и по ней определить часть речи. Если это причастие, то у него в краткой форме сохраняется та же гласная, что и в полной (засеянный — засеян, увенчанный — увенчан, успокоенный — успокоен), если это прилагательное, то в краткой форме мужского рода единственного числа у него появляется беглое е (ясный — ясен, стройный — строен, опасный — опасен, душный — душен, знойный — зноен).

Учащиеся также часто смешивают краткую форму прилагательного слышен (слышна, слышно, слышны), образованную от полной формы слышный, с кратким причастием услышан (услышана, услышано, услышаны), образованным от причастия услышанный.

Полезно обратить внимание учащихся и на то, что от прилагательного достойный краткая форма будет достоин, а удостоен — краткое причастие, образованное от глагола удостоить.

Материал для тренировочных работ.

1. Краткую форму причастий и прилагательных заменить полной и наоборот.

а) Дом выстроен, отпуск обещан. Сын послушен. Достоин награды. Деньги разменяны. Мальчик доволен. Удостоен звания.

б) Голодный щенок. Запущенный сад. Рассеянные ученики. Знойный полдень. Душный воздух. Интересный рассказ, засеянный участок. Прямолинейный ответ.

2. Из данных предложений выписать в один столбик причастия, а в другой — прилагательные. Найти их полную форму.

1) Воздух душен, сонна степь.

2) Керосин из бочки выкачан.

3) Прекрасен, но опасен бурный океан.

4) Прозрачен и зноен воздух.

5) Победитель овеян славой и увенчан лаврами.

6) Путь его был труден й опасен, он совсем измучен.

7) Костюм его плохо скроен и сильно изношен.

Отряд замечен и обстрелян неприятелем.

9) Портрет увеличен и вставлен в раму.

10) Ребенок послушен и достоин похвалы.

Предложения, которые можно использовать для диктанта.

1) В заснеженном лесу звериные тропы длинны и запутаны.

2) На заболоченном участке организованы осушительные работы. Заказанные товары закуплены и отправлены.

3) Атомный ледокол построен и спущен на воду.

4) На его картине отдаленные горы в Предутреннем тумане были едва намечены.

5) Найденные недавно старинные монеты переданы в местный музей.

Особую трудность для правописания представляют краткие страдательные причастия и сходные с ними краткие прилагательные от причастного образования. Например: По полю рассеяны семена и эти мальчики на уроке рассеянны.

Читайте также:  Число имен прилагательных памятка

Для различения этих форм можно использовать следующие приемы.

1. Причастие всегда можно заменить глаголом: По полю рассеяны семена.— По полю рассеяли семена; Экзамены выдержаны отлично.— Экзамены выдержали отлично.

Прилагательные заменить глаголом нельзя, но от них можно образовать сравнительную степень: Эти мальчики на уроках рассеянны.— Эти мальчики сегодня были рассеяннее, чем всегда. Ваши друзья выдержанны.— Ваши друзья стали выдержаннее.

2. Причастие можно заменить другим причастием: По полю рассеяны семена.— По полю разбросаны семена; Экзамены выдержаны.—Экзамены сданы.

Прилагательное можно заменить другим прилагательным:

Мальчики на уроках рассеянны.— Мальчики на уроках невнимательны.

Ваши друзья выдержанны.— Ваши друзья дисциплинированны.

К каждому предложению с сомнительным случаем мы применяем один из указанных приемов, а если сомнение, не разрешено, то проводим проверку обоими способами.

Закрепить этот навык можно при разборе предложений.

1) Путешественники озабочены отсутствием проводника.

2) Организована группа продленного дня.

3) Мое внимание сосредоточено на решении задачи.

4) Она всегда слишком озабоченна.

5) Бурные потоки воды сдержаны плотиной.

6) Бригада организованна и дружна.

7) Дети воспитаны и умны.

На уроке все были сосредоточены.

В результате такой работы над темой учащиеся, как правило, усваивают отличие прилагательных от причастий и не допускают ошибок в этих грамматических формах.

Источник

Дидактический материал по русскому языку. Карточки-задания по теме «Причастие»

Класс: 7

Ключевые слова: причастие , карточки-занятия

В 7 классе дети знакомятся с новой частью речи – причастием. Это одна из наиболее сложных для изучения тем, и учащиеся испытывают определенные трудности при освоении данной темы, в частности, в правописании суффиксов причастий. Поэтому требуется многократное повторение правил и систематическая отработка навыков правописания.

Карточки с заданиями для самостоятельной работы учащихся являются эффективным и удобным способом закрепления пройденного материала, т.к. дети успевают выполнить больше заданий, проверка карточек занимает небольшое время, поэтому ребенок быстро получает обратную связь и может сразу проработать свои ошибки.

Дидактический материал разделен по темам:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
  • Действительные причастия прошедшего времени
  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
  • Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
  • Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных
  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Карточка №1. «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Стел…щийся, корм…щий, дыш…щий, бор…щийся, плач…щий, держ…щий, ре…щий, скач…щий, мел…щий, пил…щие, плещ…щиеся, пен…щийся, клокоч…щий, кле…щий, сража…щийся, хлопоч…щая, расстила…щаяся, стро…щееся, кол…щий, ненавид…щий, пряч…щийся, готов…щийся, дремл…щий, слыш…щийся, ла…щая, спеш…щий, завис…щий, знач…щий, колебл…щийся.

Карточка №2. Действительные причастия прошедшего времени.

Вставьте пропущенные буквы.

Стро…вший, се…вший, увид…вший, ве…вший, высме…вший, ре…вший, замет…вший, огорош…вший, наде…вшийся, раска…вшийся, раста…вший, слыш…вший, прав…вший, обид…вший, направ…вший, постро…вший, ужал…вший, ла…вший, отта…вший, завис…вший, ненавид…вший, встрет…вший, отча…вшийся, зажмур…вшийся.

Карточка №3. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий.

Изуча…мый, слыш…мый, обурева…мый, избира…мый, независ…мый, движ…мый, оберега…мый, исполня…мый, колебл…мый, реша…мый, обрабатыва…мый, ненавид…мый, поднима…мый, сдвига…мый, знач…мый, чита…мый, внуша…мый, склоня…мый, вид…мый, пополня…мый, объявля…мый, замеча…мый, отправля…мый.

Карточка №4. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

Вставьте пропущенные буквы.

Закле…нный, сдерж. нный, умнож..нный, накормл…нный, выуч…нный, вылеч…нный, повеш..нный, перемнож…нный, разнош…нный, взлеле…нный, увид…нный, зате…нный, разбуж…нный, взорв…нный, позолоч…нный, накле…нный, вымаз…нный, подстрел…нный, расстрел…нный, книги напечат…ны, запасы огранич…ны, поля засе…ны, картинки раскраш…ны, слова искаж…ны, дороги расчищ…ны.

Карточка №5. Две и одна Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Жаре…ый на масле картофель, моще…ая дорога, прощё…ое воскресенье, купле…ая вещь, посажё…ый отец, жаре…ые грибы, метко броше…ый камень, разлинова…ая бумага, недавно краше…ый забор, реше…ая задача, назва…ый брат, вяза…ая крючком кофта, рискова…ый поступок, вяза…ые перчатки, кипяче…ое молоко, прида…ое невесты, балова…ый ребёнок, рва…ая рубашка, бракова…ый товар, скова…ый льдом, невида…ый урожай.

Карточка №6. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Девочка взволнова…а событиями, девочка взволнова…а, ягоды подавле…ы в корзине, люди подавле…ы и унылы, рука обожже…а, сумма собра…а, речь стройна и собра…а, девочка рассея…а, семена рассея…ы ветром, публика избалова…а гастролёрами, сани привяза…ы, вещи утеря…ы в дороге, ошибка исправле…а, овощи замороже…ы, встреча устрое…а, сочинение сда…о.

Читайте также:  Прилагательные образованные сложением сокращенных основ примеры

Источник

Дидактический материал по теме «Причастие» (7 класс)
материал по русскому языку (7 класс) по теме

Дидактический материал предназначен для проверки ЗУН учащихся 7 классов по теме «Причастие», а так же для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

Вложение Размер
kartochka_7_klass.doc 48.5 КБ
kartochka_7klass.doc 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями. Выполните синтаксический разбор одного из них.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на ( нарисованная) картину; сварить (потёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручей; отдёрнуть (занесённый) руку.

Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий. Просклоняйте любые два словосочетания.

Улыбающ…ся ребёнок; о наступивш… лете; цветущ…яблоня; в зеленеющ… лесу; мчащ…ся река; у потухш… костра; в застывающ… воздухе; к расстроен… человеку; за ближайш… огородами; за летящ… стрелой; заросш… дорожка; на посветлевш… небе; о клокочущ… лаве; с провален… крыши; не закончен… работа.

Запишите словосочетания в два столбика: в первый – причастие + зависимое слово; во второй – главное слово + причастие. Выделите окончания причастий.

В застывшем воздухе; над сияющей землёй; сделанные своими руками; уснувшая река; передвигаемая молча; выползающая из-за леса; шелест вянущей травы; колышущаяся на ветру; заснувший котёнок; затерявшаяся в парке; блистающая золотом листва; увешанные картинами; согреваемое теплом; растрёпанная чёлка.

Перепишите словосочетания с причастиями. Выделите суффиксы. Над действительными поставьте букву Д, а над страдательными –С.

Завёрнутый в пакет; свисающие гирлянды; отражающий наступление; открывающий калитку; вышедший на террасу; замыкающие колонну; искрящийся на солнце снег; присутствовавшие на совещании; созданное мировоззрение; приехавший троллейбус; собравший коллекцию; создающий подлинное искусство.

Перепишите словосочетания с причастиями. Выделите суффиксы. Над действительными поставьте букву Д, а над страдательными –С.

Надвигающаяся опасность; корабль, потерпевший крушение; волна, нахлынувшая с левого борта; терпящие бедствие матросы; теряющий управление штурман; движимый чувством долга; плот, увлекаемый быстрым течением; выкачанная из трюма вода; разрушенный корабль; в бушующем океане.

Определите спряжение глагола. Образуйте причастия от всех глаголов.

Ненавидеть ложь; замираешь от восторга; строят дом; проскочат вперёд; тяжело дышишь; присутствуешь на совещании; сбегаешь в магазин; зависишь от других; сделаешь свою работу; вертишь в руках; смотришь вокруг; борются за первое место.

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени. От каких глаголов нельзя образовать действительные причастия настоящего времени? Почему? В образованных причастиях выделите формообразующие суффиксы.

Читать, прочитать; угнать, гнать; гореть, разгореться; поднять, поднимать; глядеть, поглядеть; решить, решать; расти, вырасти; виснуть, нависнуть; жать, сжать; шелестеть, прошелестеть.

От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы и основы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить.

Распределите словосочетания в две колонки: действительные причастия настоящего времени и действительные причастия прошедшего времени. Выделите формообразующие суффиксы причастий.

Смёрзшийся снег, покалывающая трава, приближающийся шум, полыхающий огонь, сросшиеся корни, выцветшие волосы, выпавший град, тающие снежинки, сияющее лицо, забросивший меня, выгоревшие леса, удаляющийся автобус, переправившиеся через реку, распахнувший окно, движущаяся сила, блистающие вершины, распустившиеся волокна, повлёкший за собой, волнующееся море, увядший цветок, прибывший поезд, розовеющий небосклон.

Образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени от следующих глаголов.

Строить, обличать, проектировать, видеть, рисовать, петь, рассказывать, лелеять, рекомендовать, шить, омрачать, разыскивать, выталкивать.

Образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия настоящего времени, выделите формообразующие суффиксы причастий.

Шептать, вдеть, организовать, хвалить, слышать, ненавидеть, собирать, развиваться, открывать, поддерживать, выталкивать, озарять, повторять, изучать.

Перестройте данные словосочетания, заменив действительные причастия страдательными настоящего времени, выделите формообразующие суффиксы.

Командир, возглавляющий отряд; учитель, рекомендующий литературу для реферата; тренер, воодушевляющий спортсмена; архитектор, проектирующий здание; бабушка, ограждающая внука; мать, лелеющая ребёнка; ученик, ищущий нужную книгу.

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных глаголов. Выделите формообразующие суффиксы.

Убрать, засеять, застеклить, опустить, окружить, напечатать, засыпать, проложить, нагрузить, увешать, разработать, забросить, склонить, пронизать, подвесить, зажечь, обмануть, вылечит.

Вставьте одну или две буквы –Н-. Составьте с любым словосочетанием предложения так, чтобы причастие в одном было полным, а в другом – кратким. Подчеркните причастия как члены предложения.

Листья освеще…ы; письмо было опуще…о; озабоче…ый взгляд; ферма построе…а; враг отброше…; прочита…ая книга; петли смаза…ы; густо заставле…ая, запылё…ая; выписа…ые газеты; номер телефона выписа…; поляна, ввжже…ая солнцем; закова… в кандалы; построе…ая церковь; расписание измене…о; бибилиотека подобра…а.

Спишите, перестроив полные причастия в краткие, а краткие – в полные.

Организова…ая экскурсия; полноце…ый человек; развеша…ы картины; лица озабоче…ы; полома…ые деревья; воспита…ый бабушкой; организова…ая работа; уроки законче…ы; молчание наруше…о; послание адресова..о товарищу; выраще…ый урожай.

Распределите словосочетания в две колонки: с прилагательными и причастиями.

Безымянная речка; выполненная работа; даль туманна; комнаты убраны; дисциплинированная девочка; обнесён изгородью; дорога длинна; неприятель побеждён; высушенная солома; картина современна; слишком юна; подстреленная утка; речь торжественна; погода безветренна; сброшенный сверху; решётка чугунная; трава зелена; речь косна; просмотренный дневник; посажённый в погреб; в церкви обвенчанный.

Списать, указать над причастиями действительные или страдательные.

Слышимый; выстоявший; занят; оклеена; решающий; скошенный; изучаемый; бритый; роющий; защищаемый; строивший; продуманный; читаемый; изучена; вылетевший; кормящий; переведённый; движимый; тающий; решающий; решённый; гонящий; ненавидящий; присланный; терпящий; слышавший.

Образуйте от следующих глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени.

Рассчитать; прекратить; озарить; остановить; таять; соорудить; рассеять, растерять, перекачать, обидеть, сорвать, направить, колебать, увлечь, превратить, растеряться.

Образуйте от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Расстрелять патроны; пристрелить зверя; замесить тесто; высушить волосы на солнце; занавесит плотной шторой; подвесить на потолок; застроить участок земли; выслушать критику в свой адрес; намаслить кусок хлеба; удостоить награды; вывинтить гайку; соорудить плотину.

Образуйте от указанных слов полные причастия. От всех ли глаголов можно образовать краткие формы? Почему? Обозначьте изучаемую орфограмму?

Мерцать, сдержать, ушить, колыхать, занавесить, нагромоздить, петь, издать, сказать, удивить, потерять, оставить, обещать, видеть, покрывать, спасти, начать, вымерить, поранить, прочитать, взвесить, иссечь, решить, сохранить, закрыть.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Укажите способ проверки орфограммы.

Просмотр…нный альбом; задерж…нный на работе; наполн…нный сосуд; взвеш…нный товар; запачк..нный грязью; усе…нное поле; застрел…нный в упор; взволнов…нным голосом; рекомендов…нная литература; посвящ…нная матери книга; развеш…нное бельё; раскро…нный материал; слыш…нная когда-то сказка; купл…нная в магазине вещь; располож…нный рядом дома; избр…нный президент; озар…нный мечтой; изобрет…ный прибор; прослуш…нный курс лекций.

Спишите, распределяя словосочетания на две колонки: -Н- и –НН-. Обозначьте орфограмму.

Окружённый врагами; аллея усыпана листьями; машины, гружённые товаром; желанный гость; тренированный человек; плетёное кресло; дом построен; прислонённый к стене; решённый вопрос; тучи рассеяны; рассеянный свет; неразобранные вещи; рисунок не раскрашен; не приведён в порядок; незапряжённая лошадь; перчатка связана; вязаная кофта; смышленый мальчик; выслушанный рассказ; посажёный отец.

Спишите, вставьте пропущенные –Н- или –НН-, подчеркните изучаемую орфограмму.

Величестве…ая походка; неписа…ый закон; размере…ая жизнь; занавеше…ая шторами; беше…ый нрав; озабоче…ый проблемами; некраше…ое крыльцо; размере…ые движения; соединё…ые канатом; всклокоче…ые волосы; первозда…ые красоты; необыкнове…ый человек; нехоже…ые тропинки; осмолё…ое крыльцо; назва…ый брат; посажё…ый отец; украше…а резьбой.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму.

Явстве…ый голос; замутнё…ая вода; улица дли…а; поноше…ый жилет; прожжё…ая скатерть; неслыха…ая наглость; Кваше…ая капуста; огород засея…; жаре…ая рыба; писа…ые людьми законы; избалова…ый ребёнок; потуше…ый костёр; ране…ый в бою; защище…а от пыли; заброше…ый дом; прищуре…ый глаз; выстрога…ая доска; связа…ый пучок; озаре…солнцем; запуще…ый сад; прида…ое невесты.

От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, составьте с каждым причастием такое словосочетание, чтобы причастие в нём стало определяемым словом.

Опубликовать; разрешить, скосить; лишить; выполнить; сократить; разгрузить; сжечь; вымостить; разместить.

Запишите слова в два столбика: с отглагольными прилагательными и причастиями.

Смешанный лес; смешанный с песком цемент; неслыханная дерзость; стриженные под польку волосы; копчёный окорок; покрашенный плохо пол; посажёный отец; кипячёная вода; подмоченный водой батон; писанные людьми законы; печёный торт; лежащий на дороге предмет; неписаный закон; рассеянные дети; виднеющийся где-то вдали; подмоченная репутация.

Источник