Меню

Лексическое значение имени прилагательного это



Урок русского языка по теме «Лексические и грамматические значения имен прилагательных»

Цели:

  • Закрепить лексические и грамматические значения имен прилагательных, научить пользоваться именами прилагательным в устной и письменной речи.
  • Формировать орфографическую грамотность, творческие способности учащихся.
  • Развитие навыков каллиграфически правильного письма.
  • Воспитывать любовь к природе, гуманные качества, самостоятельность.

Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс» Р.Н. Бунеева, фонограмма мелодии курая, картины природы, карточки.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок —
Начинается урок!

— Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке русского языка, где мы узнаем много интересного и удивительного!

2. Проверка домашнего задания.

— Что обозначают имена прилагательные?

— Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?

— Какими членами предложения являются прилагательные?

3. Постановка целей и задач урока.

— Отвечая на вопросы домашнего задания, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? (о прилагательных).

— Сегодня мы уточним лексические и грамматические значения имен прилагательных. А еще мы поговорим о легких нашей планеты. Догадайтесь сами, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

— Откроем наши тетради и вспомним правила посадки при письме.

Я тетрадь свой открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я — вот так держу,
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.

4. Минутка чистописания.

— Отгадайте, что это? Зеленые, клейкие, нежные, легкие?

— Верно, это листочки на деревьях. Запишем следующие элементы букв, похожие на листочки:

5. Словарная работа.

Вспомним изученные виды орфограмм. Разгадайте загадки, ответы запишите в тетрадь и подчеркните орфограммы.

Кто живет в лесу?

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистее, нежней? (Соловей)

У нее глаза большие,
Хищный клюв — всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)

За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Летом катится клубок
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)

6. Решение целей и задач урока.

а) Постановка целей и задач урока.

Скажите, о чем идет речь?

Стоит Алена
Платок зеленый.
Тонкий стан
Белый сарафан. (Береза)

— Какие два значения можно выделить у слова? Верно, лексическое и грамматическое.

— Поговорим о лексическом значение этого слова. Для этого заглянем в «Толковый словарь» С.И. Ожегова.

Береза — лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

б) Работа в группах. Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

—— береза считается символом России. На —— шаре насчитывается около 120 видов берез. Весной —— березка распускает —— сережки. Из —— березы течет много сока — к —— лету.

Вывод. Слова из какой части речи помогли украсить наш текст? (прилагательные). Прилагательные делают нашу речь красивее, выразительнее, богаче.

в) Работа в парах. Вспомним грамматические значения прилагательных. Исключите лишние прилагательные.

Береза ( какая?) белая, красная, карликовая, черная, стройная, городская, целебная, полезная, кудрявая.

— Что обозначают эти слова? (признак предмета).

— На какие вопросы отвечают? (какая?)

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале:
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!

д) Вспомним грамматические признаки прилагательных. Работа в тетрадях.

Подберите прилагательные к словосочетаниям, выделите окончания.

— Чем отличаются эти прилагательные, кроме лексического значения? (разного рода)

Вывод. Прилагательные изменяются по родам, имеют разные окончания.

  • Ж.р. — ая, яя
  • М.р. — ой, ый, ий
  • Ср.р. — ое, ее

е) Работа в учебниках.

Следующий грамматический признак: изменение по числам и падежам. Найдите в учебнике упражнение 209. Выпиши из предложения имена прилагательные, определите число и падеж. Комментированное письмо по цепочке.

Читайте также:  Признаки глагола и прилагательного у причастия образование причастий

Вывод. Прилагательные изменяются по числам (ед.ч., мн.ч.), склоняются по падежам.

ж) Физкультминутка. Гимнастика для глаз (звучит мелодия курая в современной обработке. Исп. Р.Шарипов).

— Итак, все закрыли свои глаза. Представьте, что вы находитесь в лесу. Веет легкий ветерок, тихонько звенят синие колокольчики, шепчутся листья берез. На желтоглазой ромашке вы заметили красивую бабочку. Вот она расправила крылья и полетела вдаль, к голубому небу. Откройте глаза, посмотрите на горизонт, а теперь друг на друга и улыбнитесь.

з) Работа по учебнику.

Упражнение 211.Задание: просклоняй словосочетание ( сущ. + прилаг). Понаблюдай за тем как, изменяются имена прилагательные. Взаимопроверка.

Вывод: Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится.

7. Закрепление и обобщение изученного материала.

а) Проверим свои знания. Вы должны свой ответ записать цифрой.

1 тайный 2 хитрая 3 косолапый
4 теплое 5 сухой 6 красивые

1. Прилагательное ж.р ед.ч., выражающий характер лисы.

2. Синоним к слову секретный.

3. Антоним к слову мокрый

4. Прилагательное во множественном числе.

5. Прилагательное м.р. ед.ч, характеризующий медведя.

6. Прилагательное ср.р. ед.ч

Правильные ответы: 2,1,5,6,3,4.

б) Работа в группах. Выпиши из текста словосочетания прил. + сущ., укажи род, число и падеж. На доске текст:

Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько прекрасных песен и стихов сложено о ней. Часто она упоминается в мудрых пословицах и поговорках, в интересных сказках. Из белоствольной березы делают прочную фанеру, красивую мебель, много необыкновенных сувениров. А береста? Это готовая природная бумага.

От многих болезней помогает добрая березонька. Сердечный поклон и большое спасибо родной березке!

8. Подведение итогов урока.

— Какую тему мы закрепили на уроке?

-Что нового для себя узнали? Оцените работу своих друзей.

-С какими трудностями столкнулись на уроке? Как их можно исправить?

-Как правильно нужно относиться к лесу? Почему?

9. Домашнее задание. Подготовьте и запишите рассказ о березе, используя имена прилагательные.

Использованная литература.

  1. Ахмедов Р.Б. Одолень — трава. Уфа: Башкирское издательство «Китап», 2001
  2. Бунеев Р.Н. Русский язык. — М.: «Баласс»
  3. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999
  4. Целоусова Т.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».- Москва «ВАКО, 2005

Источник

Значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксические функции

Слова, которые обозначают постоянный признак предметов, называются именами прилагательными.

Семантической основой имени прилагательного является обозначение качества, признака, принадлежности предметов как относительно постоянное свойство. Их семантика весьма разнообразна и охватывает различные тематические ряды. Имя прилагательное — это важнейший выразитель точной определительной характеристики предметов, явлений объективной действительности. Ср., например, у А.С. Пушкина первоначальный вариант предложений и окончательный: Вдруг раздалась музыка, и лодка причалила к самой беседке. — Вдруг раздалась музыка, и шестивесельная лодка причалила к самой беседке («Дубровский»). Или: Строгая экономия царствовала за его трапезою. — Строгая немецкая экономия царствовала за его столом («Капитанская дочка») и др.

Морфологическим признаком имен прилагательных служит их изменяемость по родам, числам и падежам. В отличие от существительных формы рода, числа и падежа прилагательных не являются самостоятельным средством выражения лексических и грамматических значений, так как они полностью зависят от рода, числа и падежа тех существительных, с которыми данные прилагательные согласованы.

Окончания имен прилагательных указывают на синтаксическую связь прилагательных с именами существительными, т.е. выполняют функции грамматических форм согласования с именами существительными.

В предложении имена прилагательные чаще всего бывают определением или именной частью сказуемого, например: Отец работает в небольшой комнате за письменным столом у окна. (Марш.); Она так молода, так невинна, а он такой ветреный, такой безнравственный (П.).

Разряды имен прилагательных по значению

Читайте также:  Укажите в каком предложении есть качественное прилагательное

Признак предмета обозначается именем прилагательным или непосредственно лексическим значением его основы (желтый, пунцовый, бодрый), или через отношение предмета к другим предметам (кирпичный дом, годовой отчет, газовая плита, газетные сведения и т.д.). Кроме того, прилагательные могут указывать на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (дядин велосипед, кошкин дом и др.).

В зависимости от того, как и какой признак обозначается прилагательным, а также от того, какими грамматическими свойствами обладает прилагательное, все прилагательные делятся на следующие основные группы: качественные, относительные, притяжательные.

142.

Качественные прилагательные

Качественными прилагательными называются такие прилагательные, которые обозначают признаки, свойства и качества предметов, воспринимаемые нами по преимуществу непосредственно, т.е. являются прямыми наименованиями признаков. Лексические значения качественных прилагательных разнообразны. Они обозначают цвета (белый, пунцовый, русый, карий, седой), пространственные понятия (прямой, левый, широкий), качества (кислый, соленый, горячий, тяжелый, крепкий), черты характера (отзывчивый, скупой, радушный), внешние, физические или телесные, качества людей и животных (курчавый, толстый) и другие признаки.

Качественным прилагательным присущи следующие лексико-грамматические особенности:

1) наличие полной и краткой формы: белый, -ая, -ое, -ые; крепкий, -ая, -ое, -ие и бел, -а, -о, -ы; крепок, -а, -о, -и;

2) возможность образования степеней сравнения: дорогой, дороже, более дорогой, самый дорогой; умный, умнее, умнейший и т.д.;

3) наличие форм субъективной оценки (уменьшительных, ласкательных и других суффиксов): светлый — светленький, светловатый, светлехонек, светлешенек и др.;

4) возможность образования от большинства качественных прилагательных наречий на -о, -е: красивый — красиво, красочный — красочно, волнующий — волнующе, излишний — излишне;

5) возможность входить в антонимические пары слов: яркий — тусклый, светлый — темный, добрый — злой, высокий — низкий;

6) возможность образования отвлеченных имен существительных при помощи суффиксов -от-, -изн-, -ость, -есть, -ин-, -ств-о и других: пустота, крутизна, скупость, сыпучесть, величина, богатство и др.;

7) возможность быть и корневыми (первообразными), например: синий, юный, рыжий, русый и др., и производными, образованными при помощи специальных суффиксов, например -ост-, -ист-, -ое-, -к и др.: глазастый, душистый, моложавый, верткий.

Перечисленные лексико-грамматические признаки отличают качественные прилагательные от притяжательных и относительных. Однако не каждое качественное прилагательное обладает всеми указанными особенностями. Наличие отдельных признаков находится в прямой зависимости от времени появления того или иного прилагательного в языке, от его семантики, морфологической структуры и стилевой принадлежности.

Так, качественные прилагательные классный (классный пловец), ударный (ударная бригада) и другие, первоначально бывшие прилагательными относительными, а также прилагательные с суффиксами -ов-, -ев-, -ск- и др. (деловой, беловой, комический, товарищеский) не образуют кратких форм и форм субъективной оценки.

Качественные прилагательные, называющие признак, который не проявляется в большей или меньшей степени (больной, хромой, слепой, босой, голый, косой, лысый, немой и др.), не имеют степеней сравнения.

Таким образом, отмеченные лексические и грамматические особенности качественных прилагательных в известной мере условны. Тем не менее наличие хотя бы некоторых из указанных признаков позволяет отличать качественные прилагательные от притяжательных и относительных, которым все эти признаки не свойственны.

143.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

Источник

3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных

1. Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Основные признаки имени прилагательного

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это значение признака предмета:
  • цвет;
  • Синий, голубой, сиреневый.
  • вкус, запах;
  • Сладкий, пахучий, пряный.
  • оценка;
  • Хороший, плохой.
  • характер;
  • Добрый, скромный, смешливый.
  • умственная и речевая деятельность.
  • Умный, глупый, говорливый.
    Б) Морфологические признаки Примеры
    Те же, что и у имени существительного – род, число, падеж.
    Но в отличие от имён существительных, прилагательные изменяются по родам, числам, падежам, причём родовые различия наблюдаются у прилагательных только в форме единственного числа. Это связано с тем, что прилагательные обслуживают, поясняют имена существительные: прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
    Ср.: голубой ковёр, голубая лента, голубое блюдце – голубые ковры, голубые ленты, голубые блюдца.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении прилагательные обычно бывают определениями или именной частью сказуемого. Ср.: Весёлый клоун рассмешил ребят; Клоун был весёлым .
    Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Ср.: Весёлый клоун рассмешил ребят; Весёлая шутка рассмешила ребят.
    Прилагательные могут распространяться существительными и наречиями, образуя с ними словосочетания. Ср.: слабый от болезни, очень слабый.

    2. По характеру лексического значения прилагательные делятся на три разряда:

    А) качественные;
    Б) относительные;
    В) притяжательные.

    А) Качественные прилагательные

    Качественные прилагательные обозначают раз­личные качества предмета:

    величина: большой, крупный, маленький;

    возраст: старый, молодой;

    цвет: красный, синий;

    вес: лёгкий, тяжёлый;

    внешний вид: красивый, стройный;

    внутренние качества: умный, строгий, ленивый.

    Характерными грамматическими и словообразователь­ными особенностями качественных прилагательных являются:

    наличие степеней сравнения;

    Большой – больше, самый большой; умный – умнее, умнейший.

    наличие полной и краткой формы;

    Строгий – строг, старый – стар.

    способность сочетаться с наречиями степени;

    Очень строгий, очень большой, очень умный.

    образуют наречия с суффиксами -о, -е, -и .

    Умный → умно, блестящий → блестяще, зверский → зверски.

    Наиболее важными морфологическими признаками качественных прилагательных являются следующие:
    наличие степеней сравнения и двух (полной и краткой) форм.

    Однако не все качественные прилагательные обладают этими признаками:

    нет степеней сравнения у прилагательных типа босой, косой, слепой, хромой, мёртвый, женатый, потому что они выражают абсолютные качества, то есть такие качества, которые не поддаются сравнению (нельзя быть мёртвым в большей или в меньшей степени; нельзя быть женатым в большей или в меньшей степени);

    нет краткой формы у прилагательных типа деловой, дружеский, комический, поскольку по происхождению они являются относительными;

    нет степеней сравнения у относительных или притяжательных прилагательных в качественном значении.

    Ср.: золотой браслет (относительное прилагательное) – золотой характер (качественное значение); лисий хвост (притяжательное прилагательное) – у этого человека лисий характер / лисья улыбка (качественное значение).

    Б) Относительные прилагательные

    Относительные прилагательные обозначают признаки не непосредственно, а через отношение к:

    материалу: железный, деревянный, бумажный;

    месту: деревенский, городской, здешний;

    времени: вчерашний, осенний;

    действию: стиральный, подготовительный;

    понятию: научный, философский;

    числу: двойной, тройной;

    Эти признаки не могут проявляться в большей или в меньшей степени.

    В отличие от качественных прилагательных относительные прилагательные не изменяются по степеням сравнения и не имеют краткой формы.

    Относительным прилагательным синонимичны падежные или предложно-падежные формы существительных.

    Ср.: железный обруч – обруч из железа; волжский берег – берег Волги; спортивная обувь – обувь для занятий спортом.

    В) Притяжательные прилагательные

    Притяжательные прилагательные обозначают признаки предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному.

    Отцов пиджак, мамин платок, лисий хвост, волчий след.

    Эти прилагательные отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи? Такие признаки также не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени.

    В отличие от качественных прилагательных притяжательные прилагательные, как и относительные, не изменяются по степеням сравнения.

    Притяжательные прилагательные имеют суффиксы:

    -ин/-ын : мамин, курицын, сестрицын;

    -ий/-j- : медвежий – медвеж[ j ]ьего.

    Ср.: медвежий, медвежь я , медвежь е .

    2) При употреблении прилагательных их значение может меняться. Так, относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных.

    Ср.: сиреневая ветка – относительное прилагательное; сиреневое платье – качественное прилагательное.

    Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных и качественных.

    Упражнение к теме «3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных»

    Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

    Источник