Меню

Мама прилагательное папа сам глагол



«Причастие как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс)

Скачать:

Вложение Размер
prichastie_kak_chast_rechi.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Причастие как часть речи»

  1. Знакомство с грамматическими признаками, суффиксами причастия
  2. Обучение навыку нахождения причастий в речи, умению отличать их от других частей речи
  3. Воспитание интереса к русскому языку
  4. Развитие творческих способностей

I. Введение в тему урока.

(Учитель не называет тему урока, а помогает детям самим определить, о чем пойдет речь)

Задание « собери слово» ( выбери указанную морфему из данных слов (слова записаны на доске):

  1. Приставку из слова приморский
  2. Корень из слова зачастую
  3. Окончание из слова высокие

Один ученик записывает это слово на доске и делает вывод, что тема урока «Причастие».

(После этого учащиеся записывают тему урока в тетрадь). Запись эпиграфа: Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. ( В. И. Даль)

II. Ввод нового материала.

Есть в стране Лингвинии область Морфляндия. В ней живут известные всем нам жители: Существительное, Прилагательное, Глагол и другие. И вдруг морфляндцы узнают о появлении нового жителя.

– Кто такой? Как зовут? Откуда родом?

И вот что поведал им юный житель: «Зовут меня Причастие. Мама у меня Прилагательное, а папа – Глагол. Я похож и на папу и на маму. И еще у меня есть родимые пятнышки, по которым меня можно опознать. Это -ущ-,-ющ- -ащ-,-ящ-, -ом-,-ем-, -им-,-вш-,-ш-,-енн-, -нн-,-т-.

Просим детей записать в тетрадь три словосочетания:

Просим определить части речи однокоренных слов (задать вопросы). Обращаем внимание на слово желтеющий, можно ли назвать это слово прилагательным? Глаголом? Дети сами делают вывод.

III. Работа в группах по изучению нового материала.

I группа Назовите морфологические признаки причастия, свойственные прилагательным (раздать листочки с предложениями).

1. Внимание охотников привлек растущий на опушке леса дуб.

2. Прочитанная книга лежала на полке.

II группа Назовите морфологические признаки причастия, свойственные глаголу (раздать листочки с предложениями).

1. Догоравший костер ещё дымился.

2. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью.

1. Вопрос какой?
2. Род
3. Число
4. Падеж
5. Полная и краткая форма
6. Согласуется с существительным. В предложении – определение или сказуемое

1. Вопрос что делающий? что сделавший?
2. Возвратность-невозвратность
3. Переходность-непереходность
4. Вид
5. Время: настоящее, прошедшее. Будущего нет
6. В предложении – сказуемое

Суффиксы причастий
-ущ- (-ющ-), – ащ- (-ящ-)
-ем-, (-ом-),- им-,-вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-

(раздать листочки с заданиями)

* Подобрать к словам-именам существительным НЕБО, СОЛНЦЕ, РЕБЕНОК, ОБЛАКО, ВЕТЕР, ЗАЯЦ определения, выраженные причастием.

* От глаголов образовать причастия: читать, гореть; бегать; зеленеть; петь, расти.

* Письменно объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа:

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. ( В. И. Даль)

Проверка работ каждой группы. I и II группы называют морфологические признаки причастий, демонстрируя на примерах. III группа объясняет примеры, отработанные самостоятельно, объясняет смысл эпиграфа.

IV Физкультминутка, упражнения для глаз

V Закрепление нового материала.

  1. С какой частью речи познакомились сегодня на уроке?
  2. Чем отличается причастие от прилагательного и глагола?
  3. В чем сходство?

Выполнение упражнения 451 из учебника

VI Подведение итогов урока.

Можем ли мы теперь в предложениях определять причастия?

Для чего мы используем причастия в речи?

VII Оценки за работу на уроке

VIII Домашнее задание. Презентация на тему «Причастие». Для слабых учеников – упражнение 453.

Технология дифференцированного обучения

Мною был разработан урок русского языка для 6 класса, основанный на технологии дифференцированного обучения. В классе, для которого я готовила урок, обучаются как сильные, так и слабоуспевающие ребята. Одной из проблем всегда является вовлечение слабых детей в учебный процесс.

Технология дифференцированного обучения привлекает меня тем, что позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учеников, работая по одной программе, но на разных уровнях сложности с целью развития личности каждого ученика посредством изучаемого предмета. Очень важным фактором стала для меня большая степень занятости учащихся.

Я хотела провести урок таким образом, чтобы задействовать всех учащихся, независимо от уровня способностей и коммуникативной активности. Тема урока и время проведения соответствуют поурочному планированию. Классное помещение было подготовлено заранее, парты составлены для работы в группах.

Урок начался интересно. С первых минут удалось привлечь внимание учащихся. Практический и теоретический материалы соотносились друг с другом. На уроке проводилась работа в группах, фронтальная работа. Каждый этап работы проверялся устно. Учащиеся при выполнении заданий опирались на имеющиеся знания: признаки имени прилагательного, признаки глагола. Работоспособность учащихся на уроке обеспечивала за счет использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу, подобрав интересный и насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость. На уроке использовались здоровьесберегающие технологии.

Ориентируясь на уровень подготовки и речевые способности учащихся, применяла дифференцированный подход. Также домашнее задание было дано дифференцировано. Отклонений от плана урока не было. Результативность хорошая. Урок был насыщенным, проходил в быстром темпе. Перегрузки детей не было. Я считаю, что цели урока были достигнуты.

Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Готовясь к этому уроку, я намеренно не стала предупреждать ребят о предстоящем.

Первое же задание было выполнено учащимися с легкостью. Дети смогли четко сформулировать и обосновать тему урока: «Мы изучаем морфологию, а это значит, что нас интересует причастие как часть речи».

Лингвистическая сказка пробудила интерес к изучению русского языка и активировала творческий взгляд на изучение темы. Ребята сразу представили семью из мамы-прилагательного, папы-глагола и сыночка-причастия. Учащиеся первой и второй групп, заданием которых было определение признаков прилагательного и глагола, присущих причастию, отметили, что эта работа затруднений не вызвала, так как признаки «родителей» причастия им были хорошо известны. Обе группы смогли подобрать много интересных примеров для демонстрации. У третьей группы было три мини-задания. Первые два практические задания они выполняли сообща, а вот третье – более творческое, сначала устно обсуждали, где каждый ученик смог высказать свое мнение, потом самостоятельно записывали.

Упражнение 451 выполняли по классической схеме – один ученик у доски, остальные – в тетрадях.

Подводя итоги урока, я отметила хорошую результативность, а, соответственно, достижение поставленных целей.

Оценка использованной методики

Опираясь на технологию дифференцированного обучения, работать было несложно и интересно как учителю, так и учащимся. Наблюдается высокий уровень эффективности данной методики.

Источник

Грамматические загадки по русскому языку обучающие и развивающие для детей

Грамматические загадки по русскому языку помогут в обучении и развитии детей. Используйте их, чтобы сделать обучение более интересным. Посмотрите также как быстро учить стих.

1. Загадочные синонимы-рифмы:

Шум – грохот,
Смех – . (хохот).

Хвала – одобрение,
Удача –- . (везение).

Здесь – тут,
Работа – . (труд).
(М. Дружинина)

Силач – атлет,
Тайна – . (секрет).

Отчий – родной,
Жара – . (зной).

Внезапно – вдруг,
Товарищ – . (друг).

Идти – шагать,
Плясать – . (танцевать).

Верный – надёжный,
Трудный – . (сложный).

2. Загадки про буквы и слова

В текст слова чужие вставим
И в кавычки их поставим.
Все вы знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
(Цитата.)

Русской речи государь
По прозванию …
(Словарь.)

Всему название дано —
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных — нету!
И всё, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами, —
И всё, что в памяти у нас, —
Означено.
(Словами.)

На снежном склоне
Чёрные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(Буквы.)

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква .
(«О».)

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
(Слоги.)

ПРИставляемся всегда мы к началу слова
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи очень много нас!
ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!
И другие тоже есть,
Всех нас трудно перечесть!
Твёрдо помните, друзья, —
В языке без нас нельзя!
(Приставки.)
Скопировать

3. Загадки про омонимы

Он – ботанический, фруктовый,
Зоологический, вишнёвый,
И даже детским он бывает,
Кто это слово отгадает?
(Сад.)

Есть омонимов немало:
Вот продукт, свиное сало.
Был в истории момент –
Звался тайный так агент.
(Шпик.)

Чтоб в ванну нам воды набрать,
Его мы будем открывать.
Ну, а на стройке он другой:
Большой, подъёмный и стальной.
(Кран.)

Так называют детский сад
Для самых маленьких ребят.
Ещё так ящик назовут,
Куда корове корм кладут.
(Ясли.)
Скопировать

4. Загадки про синонимы

Надеюсь, вы, друзья, готовы
Отель зазвать мне русским словом?
(Гостиница.)

В языке родном, богатом
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи.
(Доктор, лекарь, эскулап.)

Ясен здесь ответ любому:
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что то — …
(Еда.)

Морской разбойник, злой пират,
Синоним слышать буду рад.
(Корсар.)

Здесь придётся подумать немного
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное — …
(Путь.)
Скопировать

5. Загадки про части речи

Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение.)

Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про .
(Глагол.)

Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное.)

Снег КАКОВ? Он ЧИСТ и БЕЛ.
Мел КАКОВ? Он ХРУПОК, мел.
Пух КАКОВ? Всегда ПУШИСТ.
И КРАСИВ кленовый лист.
КАКОВО моё оконце?
ШИРОКО, в нём видно солнце!
Совы СЕРЫ и ТЕМНЫ,
Ночью мышкам не ВИДНЫ.
Все подобные слова —
Форма прилагательных.
Нам КАКОВ и КАКОВА —
Скажут обязательно!
(Краткие прилагательные.)

Ключ большой, а МЕНЬШЕ — ключик.
ЯРЧЕ луч, чем тонкий лучик.
Торт ВКУСНЕЕ, чем конфета.
Осень ХОЛОДНЕЙ, чем лето.
Снег БЕЛЕЕ молока.
ВЫШЕ дома облака.
ЗЕЛЕНЕЙ травы зелёнка.
Киска ЧИЩЕ поросёнка.
Согласись, словечки эти
Сравнивают всё на свете!
Этим прилагательным
Очень мы признательны!
(Сравнительная степень прилагательного.)

Мама — Прилагательное,
Папа — сам Глагол,
Их сыночек родненький
В них двоих пошёл.
Мамины вопросики
Сынок всем задаёт,
Признаки по действию
Предметам раздаёт.
Этому ребёнку
С рожденья повезло:
Как мама, он имеет
Род, падеж, число.
Время он имеет,
Как родной отец,
Имя отгадаешь —
Будешь молодец!
(Причастие.)

Мы войдём в лесную чащу —
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,
Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий.
Там ПОЮЩИЙ соловей
И ПОЛЗУЩИЙ муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи.
(Причастие.)

Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное.)

Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)

НА дороге пёс сидит,
ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Там подземный переход.
ОТ дороги — кот идёт,
У дороги — поворот.
НАД дорогой — облака.
Шёл К дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем С классом НА попутке,
Мы В дороге будем сутки.
Нам С дорогой повезло,
В дождь её не развезло.
Нам В рассказе О дороге
Очень помогли.
(Предлоги.)
Скопировать

6. Загадки про обобщающие слова

Вот малина, голубика,
Земляника, ежевика.
Как назвать нам дар тот леса?
Это очень интересно!
(Ягода.)

Всезнайкой если хочешь стать,
Учись предметы обобщать.
Байдарка, баржа, ледокол.
Ты слово общее нашёл?
(Судно.)

Общим словом непременно
Назовите мне спортсмена:
Каратист и сумоист,
Дзюдоист или самбист.
(Борец.)

Быки, бараны и коровы…
Назвать их сможешь общим словом?
(Скот.)
Скопировать

7. Загадки про падежи

Творите — КЕМ? Творите — ЧЕМ?
Я подскажу вам — нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.
Коль ты сообразительный,
Узнай падеж .
(Творительный.)

Предлогов с детства не люблю,
С собой их рядом не терплю.
Мои вопросы — ЧТО? и КТО? —
Не перепутает никто.
(Именительный падеж.)

КОГО же нет?
Я очень беспокоюсь.
ЧЕГО же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
Какой падеж, скорее подскажите!
(Родительный падеж)
КОМУ всё дать? К ЧЕМУ призвать? —
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
С предлогом «по» гулять хожу.
Запомни обязательно,
Дружок, падеж ты .
(Дательный.)

КОГО винить, спросите у меня,
Без обвинений не проходит дня.
Но я могу не только обвинять,
ЧТО вижу, тоже вам могу сказать.
Предлоги «в», и «на», и «под»
Со мной найдёте без хлопот.
Предлоги «через», «про» и «за»
Вам тоже бросятся в глаза.
Так кто же умный самый тут,
Кто скажет, как меня зовут?
(Винительный падеж.)

О КОМ все думают, О ЧЁМ мечтают, —
Свои секреты мне лишь открывают.
Мне без предлогов белый свет не мил,
Без них, родных, и дня б я не прожил.
Моё вам имя отгадать не сложно,
Коль я с предлогами, то я — .
(Предложный.)
Скопировать

8. Перевертыши

Я крик известный птицы,
Не галки, не синицы.
Меня переверни
И в воду загляни.
Мне нравится вода,
Я в ней живу всегда.
(Кар – рак)

Я нужен там, где борются с водой,
И нужен там, где вам нужна вода.
Поставьте первый слог
Туда, где был второй, –
Я буду деревом тогда.
(Насос – сосна)

В морях и океанах
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В комнате услышишь.
(Кит – тик)

Я маленький зверек.
Теперь я попрошу:
Вы переставьте слог –
Я тихо зашуршу.
(Мышка – камыш)
Скопировать

9. Шарада

Загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая их которых может быть самостоятельным словом.

Три буквы – термин при игре,
Другие три – победный крик,
А в целом встретишь на дворе,
Услышав вдруг собачий рык.
(Кон-ура)

Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши –
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги.
(Ре-Зина)

Ты первым слогом пишешь.
Вторым ты стукнешь по шару,
Вступив с товарищем в игру.
А в целом о ручье услышишь,
Когда ручей тот неглубок,
Не скроет по колени ног.
(Мел-кий)

Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
(Пи-рог)
Скопировать

10. Палиндромы

Палиндромы – слова, словосочетания или предложения, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.

Вставьте подходящее слово – палиндром из трех букв:

Дай мне … карандаш (тот).
Ты знаешь, … пишется этот слово? (как)
Заходите. Вот … я живу (тут).
Какой вкусный обед ты приготовил. Ты настоящий … (кок).
Скопировать

Авторы: Г. Кодиненко, Н. Иванова, А. Барто, Т. Рик, С. Олексяк, М. Шварц…

Источник

Читайте также:  Вид глагола в русском языке пример

Мама прилагательное папа сам глагол



Словарная разминка «Всё про части речи», русский язык, 7 класс

« Этот загадочный русский язык»

7 класс. Словарная разминка « Всё про части речи »

Выполнила Горбачева М.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154, г. Екатеринбург

Задание: Вспомни термины и названия частей речи, изученные на уроках, отгадай предложенные загадки. В записанных словах обозначь орфограммы.

1 Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названия их помни.

Зовутся не волшебные,

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет.

Нельзя отыскать в них морфемы-

И в этом их главный секрет.

2 Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это, например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется.

Он предметы оживляет,

И в дела их привлекает.

Что им делать – говорит.

Строго сам за всем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться сам умеет.

Дети долго ходят в школы,

3 Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Знает весь свет.

На вопросы такие:

4 Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает.

Все, что существует,

На вопросы «Кто?» и «Что?»

Всегда оно имеет

Чтоб не обижался

Сразу целых шесть

На любые случаи

5 Порядок при счете оно называет.

Часть речи, но это не существительное.

Количество числами выражает

Быстро предметы оно сосчитает.

Строгий порядок при счете их знает.

На два вопроса ответит вам только:

Это вопросы «который» и сколько».

Цифры частенько ответ заменяют.

Люди его очень часто склоняют.

Часто при этом они ошибаются.

Как он зовется? Кто догадается?

6 Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.

На дороге кот сидит.

За дорогой столб стоит.

По тропинке побегу,

До дороги добегу,

Там подземный переход.

От дороги кот идет.

У дороги – поворот.

Над дорогой – облака.

Шел к дороге пешеход

Едем с мамой на попутке.

Мы в дороге будем сутки.

Нам с дорогой повезло.

В дождь ее не развезло.

Нам в рассказе о дороге

7 Признаки действий оно означает.

Всем любопытным оно отвечает,

«Где?» и «Когда?», «Почему?», «Отчего?»

«Как?» и «Куда же?», «Зачем?», «Для чего?»

Род не имеет, не хочет склоняться,

Очень не любит оно изменяться.

Степень сравнения может иметь.

Как его имя? Скорее ответь.

Я никогда не изменяюсь

И ничуть в этом не каюсь.

Шел он как? Пешком.

Крал он как? Тайком.

Писал он как? Красиво.

А жил он как? Игриво.

А делал он назло,

Ему всегда не везло.

Какая же часть речи я?

8 Мы зашли в лесную чащу.

Бродит там медведь рычащий.

Там – протоптанные тропки.

Еж испуганный и робкий.

Там – ползущий муравей

И поющий соловей.

В строках этих, я замечу,

Есть особая часть речи.

Папа — сам Глагол,

Их сыночек родненький

В них двоих пошёл.

Сынок всем задаёт,

Признаки по действию

С рожденья повезло:

Как мама, он имеет

Род, падеж, число.

Как родной отец,

9 Пух каков? Всегда пушист.

И красив кленовый лист.

А зима-то, какова?

Очень снежна, холодна.

Каково мое оконце?

Широко! В нем видно солнце.

Совы – серы и темны.

Мышкам ночью не видны.

Все похожие слова –

Нам « каков» и «какова» –

10 Применяем мы все это

Вместо имени предмета.

И в количестве предметов

Применяем также это.

Нам оно на все укажет,

Только вот, имен не скажет.

Очень часто это применяется

. Очень сильно это изменяется.

Без него, как ни вертись,

В речи нам не обойтись.

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

11 Я часть речи не простая,
И меня не каждый знает.
У меня есть друг глагол,
И к нему я прикреплен,
Но при этом непременно
Запятыми окружен.
Сколько действий можно сразу
Просто взять и спрессовать!
Только нужно много знать.
«Прыгая, играем, пляшем;
Лежа, пишем и едим;
Напевая, что-то красим
И на корточках сидим».
Не глагол, а что-то вроде
Действую отчасти я,
Эксклюзив в каком-то роде.
Я – .

Читайте также:  Употребите глаголы в нужной видовременной форме предложения переведите

12 Ключ большой, а МЕНЬШЕ — ключик.
ЯРЧЕ луч, чем тонкий лучик.
Торт ВКУСНЕЕ, чем конфета.
Осень ХОЛОДНЕЙ, чем лето.
Снег БЕЛЕЕ молока.
ВЫШЕ дома облака.
ЗЕЛЕНЕЙ травы зелёнка.
Киска ЧИЩЕ поросёнка.
Согласись, словечки эти
Сравнивают всё на свете!
Этим прилагательным
Очень мы признательны!

13 Служит он для связи слов .
Нет прочнее этих уз.
Перечислит, уточнит,
Предложения скрепит..

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

14. Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Выражаю поощренье, похвалу, упрёк, запрет,

Благодарность, восхищенье, возмущение, привет…

Те, кого охватывает страх, произносят слово АХ!

У кого тяжёлый вздох, произносят слово ОХ!

Кто встречается с бедой, произносит слово ОЙ!

Кто отстанет от друзей, произносит слово ЭЙ!

У кого захватит дух, произносит слово УХ!

Что за часть такая я,

Назовите же, друзья?

ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ: Служебные, глагол, прилагательное, существительное, числительное, предлоги, наречие, краткие прилагательные, местоимение, деепричастие, сравнительная степень прилагательного, союз, частица, междометие.

Источник

Загадки про причастия?

Русский язык | 1 — 4 классы

Загадки про причастия.

Папа — сам Глагол,

Их сыночек родненький

В них двоих пошёл.

Сынок всем задаёт,

Признаки по действию

С рожденья повезло :

Как мама, он имеет

Род, падеж, число.

Как родной отец,

Мы войдём в лесную чащу —

Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.

Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,

Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий.

Там ПОЮЩИЙ соловей

И ПОЛЗУЩИЙ муравей.

В этих строчках, я замечу,

Есть особая часть речи.

Info / grammaticheskie — zagadki /.

Подскажите пожалуйста мне надо срочно : Что такое причастие на какие ?

Подскажите пожалуйста мне надо срочно : Что такое причастие на какие ?

Какие виды причастий есть и про краткие причастия ну в общем всё о причастий.

Отгадайте загадки интиресные загадки?

Отгадайте загадки интиресные загадки.

Что такое зависимые от причастием и главные причастие?

Что такое зависимые от причастием и главные причастие.

Блин ребят я забыл причастия?

Блин ребят я забыл причастия.

Как определить, какого разряда причастие?

Загадки про причастия?

Загадки про причастия.

Помогите Пожалуйста?

Видевший это причастие или прилагательное?

Знавший это причастие или прилагательное?

Имевший это причастие или прилагательное?

Потерявший это причастие или прилагательное?

Нашедший это причастие или прилагательное?

Узнавший это причастие или прилагательное?

Обладающий это причастие или прилагательное?

Составьте предложения с причастиями ; 1)С причастием «проживающих»?

Составьте предложения с причастиями ; 1)С причастием «проживающих».

2)С причастием «отличающих».

Дать определение причастия?

Дать определение причастия.

Рассказать о признаках прилагательного и глагола у причастия, о видах причастий.

Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАЗРЕШЕНА из предложения : «Эта загадка природы сегодня разрешена» Варианты ответов : 1?

Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАЗРЕШЕНА из предложения : «Эта загадка природы сегодня разрешена» Варианты ответов : 1.

Краткое прилагательное 3.

Краткое причастие 4.

Спишите пословицы и загадку?

Спишите пословицы и загадку.

Найдите в них все краткие причастия подчеркните.

Объясните значение пословиц.

Вы перешли к вопросу Загадки про причастия?. Он относится к категории Русский язык, для 1 — 4 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

В, нашей школе не отмечают этот праздник, но если бы он был я его представляю так : Будет проведён конкурс на лучшую стенгазету о славянской письменности и кто — то должен будет придумать свою букву или несколько и объяснить почему она так называется..

Источник

научная статья по теме ЗНАКОМСТВО С ПРИЧАСТИЕМ Народное образование. Педагогика

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ЗНАКОМСТВО С ПРИЧАСТИЕМ»

ТАКИЕ РАЗНЫЕ УРОКИ.

ЗНАКОМСТВО С ПРИЧАСТИЕМ

Современный ритм жизни заставляет учителя менять подходы к организации уроков русского языка. Многие преподаватели уже не представляют урока без использования компьютера. Это объясняется тем, что новые информационные технологии обеспечивают информационную насыщенность занятия, доступность и наглядность материала. Их применение способствует не только лучшему усвоению материала, но и повышению интереса к предмету.

Читайте также:  Вид глагола в русском языке пример

Один из таких уроков, посвященный первому знакомству с причастием, предлагается вашему вниманию.

Цели урока: 1) повторение грамматических признаков глагола и прилагательного и знакомство с грамматическими признаками причастия; 2) знакомство с суффиксами причастия; 3) знакомство с отличиями причастия от прилагательного; 4) формирование навыка употребления причастий в речи.

Используемые технические средства:

Программные средства: Microsoft Power Point.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой частью речи — причастием. (Переход к показу слайда 2.)

Ход урока I. Слово учителя. Постановка целей.

Знакомство с причастием

— В. И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» так определил причастие (учитель читает текст слайда).

Па уроке вы познакомитесь с грамматическими признаками причастия, научитесь различать причастие и прилагательное, познакомитесь с суффиксами причастии и будете учиться употреблять причастия в собственной речи.

Мои помощники — папа Глагол, мама Прилагательное и их сыночек Причастие — начнут урок. Даю им слово.

Глагол: Я сегодня весь день подметал, убирал, чистил, отмывал, оттирал — словом, много всего по хозяйству делал, чтобы в доме чувствовался порядок. Шутка ли — сынок приезжает на каникулы.

Прилагательное: А я художница и поэтому раскрашивала цветы в саду. Они сразу становились яркими, разноцветными и душистыми. А соседка моя даже сочинила про меня стишок:

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница зсякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Глагол: А вот и наш сыночек Причастие идет. Здорово, сын!

Прилагательное: Сынок, ты сдал выпускной экзамен на самостоятельность?

Причастие: Пока нет, а когда сдам, стану самостоятельной частью речи. А пока меня еще считают папенькиным сыночком, то есть особой формой глагола. Будто я не сам по себе, а малыш какой-то. Будто я без папы и шагу ступить не могу.

Глагол: Ладно, сынок, не грусти. (Хлопает сына но плечу.) Ты ведь пока несовершеннолетний, подрастешь еще. И потом, быть особой формой глагола тоже не так уж плохо.

Прилагательное: По-моему, это ужасно несправедливо, что Причастие считается особой формой глагола. (Пожимает плечами.) Ведь сам посмотри (обращается к мужу), ну чем он на тебя похож? Только тем, что тоже носит эту дурацкую шляпу.

Глагол: Глагол без шляпы не Глагол! Я тебе сто раз это говорил. Раз Причастие

особая форма глагола, ребенок должен носить шляпу.

Прилагательное: И все-таки я не понимаю, почему Причастие не называют особой формой прилагательного? Ведь у него глаза мои, нос мой .

Причастие: Вот любители поспорить! Я ведь на обоих ужасно похож. Во мне ясно видны и черты Прилагательного, и черты Глагола. Пошли лучше в дом. Я жутко гол од и ы и. ( Уходя т. У

А пока они завтракают, скажите, что вы узнали о Причастии? (Особая форма глагола, имеет черты глагола и прилагательного.)

1 В подготовке урока использованы материалы книг: Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 кл.: Книга для учителя. Из опыта работы. — 3-е изд.. испр. и доп. — М., 2000; Рик Т. Привет, причастие! Здесь живут части речи. — М., 1997; Соловьева Н. Н. Русский язык в задачах и играх. — М., 2004.

Причастие — «часть речи, при-

частная к глаголу, в образе

III. Проверка домашнего задания.

Давайте сейчас и повторим признаки глагола и признаки прилагательного, проверив домашнее задание: морфологический разбор глагола играет и прилагательного маленькая из предложения Маленькая кошка играет с фантиками и шариками. (Ученики читают выполненный ими морфологический разбор этих слов.)

(Переход к показу слайда 3.) IV. Объяснение нового материала.

Учитель читает текст слайда, затем обращается с вопросами к ученикам.

Посмотрите на кошку.

По каким признакам можно узнать именно эту

кошку? (Какая она?)

Названы постоянные признаки кошки?

(Переход к слайду 4.)

Признаки, которые приобретает кошка, когда над ней совершают действие

А если кошку покрасить, она уже не будет рыжая, а какая? (Покрашенная,. то есть та, которую покрасили.) А если ее постричь, она уже не будет пушистая, а какая? (Постриженная, то есть та, которую постригли.) Кошка не всю жизнь постриженная, она становится такой только после того, как ее постригли, то есть совершили действие. И покрашенной она становится только после того, как ее покрасили, го есть гоже совершили действие.

Читайте также:  Глагол to be местоимения таблица спряжение глаголов

Обратите внимание на то, что причастие можно заменить сочетанием «местоимение + глагол».

А с прилагательными можно сделать подобную замену? (Нет.) Причастие тоже имеет признаки, но по действию. Наш мальчик Причастие что-то хочет сказать, он у нас не только скромный, но еще и умный. Послушайте его рассуждения (чтение слайда 5):

(По окончании чтения мальчик Причастие делает выводы.)

— Я хочу сказать, что маме с папой не надо спорить, на кого я больше похож и почему я особая форма глагола. Как и мама, я отвечаю на вопросы: какой? какая? какое? какие?, обозначаю признак, но только этот признак связан с действием. Признак по действию — это черты папы Глагола.

— Какие же признаки глагола имеет причастие? (Вид и время.)

— Теперь попробуйте определить глагольные признаки причастий, используя материалы слайда.

— Делайте вывод о том, что вы узнали о причастии. (Особая форма глагола, обозначает признак по действию. Имеет постоянные признаки глагола вид и время.) (Переход к слайду 6.)

• Вставьте нужные причастия в стихотворные строчки:

Солнце какое? — . Потому что оно сияет. Стрекоза какая? — . Потому что над лужей летает.

Головастик какой? — . Он в болоте на кочке танцует. Мой братишка Володька . На асфальте он мелом рисует.

Младенец какей? — . Потому что в коляске орет. Сосед дядя Петя . Он песню младенцу поет.

Определите глагольные признаки причастия, выделите суффиксы. (После проверки переход к слайду 7.)

Собака какая? — спящая,

Потому что собака спит. Супчик какой?— кипящий, Потому что супчик кипит.

Дитя какое? — сопящее, Потому что в две дырки сопит. Фикус какой? — торчащий, Потому что из кадки торчит. Стекло, оно дребезжащее, Потому что оно дребезжит. А папа какой? — брюзжащий, Потому что он вечно брюзжит.

Просклоняйте имя прилагательное и причастие:

И. п. кошка (какая?) рыжая, покрашенная

Понаблюдайте, как изменяются прилагательные и причастия, в каких формах они согласуются с именем существительным? Подытожим наблюдения:

— Какую часть речи поясняют прилагательные? Причастия?

— Как они изменяются?

— Признаки прилагательного у причастия — это постоянные или непостоянные признаки? (Непостоянные.)

Какой еще вывод можно сделать о причастии в сравнении с прилагательным? (Как и прилагательные, причастие относится к существительному и согласуется с ним в роде, числе и падеже.)

(Переход к слайду 8.) — Опознать причастие можно и по морфемному строению. Причастия образованы от глаголов при помощи следующих суффиксов. (Ученик читает суффиксы причастий.)

(Переход к слайду 9.)

-ащ- (-ящ), -ущ- (-ющ-), -вш-, -ш-, -ем- (-ом-), -им-, -енн- (-ённ-), -нн-, -т-

• Найдите словосочетания «прич.+сущ.»

2) лаявшая собака

3) спелый крыжовник

4) собранные грибы

5) засеянное поле

6) летящая птица

7) скошенная трава

9) низкие облака

11) высохшая трава

— Выпишите в тетрадь словосочетания «причастие + существительное», выделите суффиксы причастий.

(После проверки переход к слайду 10.)

— Чтобы ваша речь была яркой, четкой и выразительной, вам надо учиться употреблять причастия в собственной речи. Вспомните русскую народную сказку «Колобок» и попробуйте составить по картинке несколько предложений и употребить в них причастия. (Дети читают составленные предложения.)

(Переход к слайду 11.)

В ходе урока мы

1) познакомились с грамматическими признаками причастия;

2) научились различать причастия и прилагательные, определять в причастии признаки глагола и прилагательного;

3) познакомились с суффиксами причастия;

4) приобрели навык употребления причастий в речи.

Учитель оценивает работу учеников. V. Домашнее задание.

Продолжить работу по картинке, составив связный текст. Определить у причастий признаки глагола и прилагательного, выделить суффиксы причастий.

Л. Б. Лапшова, Е. М. Сыров

• Составьте по картинке несколько предложений, употребив причастия

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник