Местоимения-прилагательные
Что такое местоимения прилагательные?
Местоимения прилагательные – это разряд местоимений, которые имеют лексические, грамматические и синтаксические признаки прилагательных:
- Называют признак предмета;
- Отвечают на вопросы Какой? Чей?;
- Изменяются по числам, родам и падежам, то есть склоняются так же, как прилагательные;
- В словосочетаниях согласуются с существительными;
- В предложениях, как правило, выступают определением, но если заменяют существительное, то могут выполнять роль подлежащего или дополнения, в редких случаях употребляются в качестве части составного сказуемого.
Типы местоимений-прилагательных
В русском языке выделяют шесть групп местоимений прилагательных, различающихся по значению:
- Притяжательные – указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу:
- Первому лицу – мой, наш;
- Второму лицу – твой, ваш;
- Третьему лицу – его, ее, их (несклоняемые местоимения-прилагательные);
- Возвратное – свой (указывает на принадлежность предмета любому лицу).
- Указательные – служат для выделения определенного предмета или признака ( тот, этот, таков, такой, сей, оный, следующий, такой-то, тот-то и др.).
- Определительные – обозначают обобщенный признак предмета ( всякий, каждый, всяческий, весь, любой, целый, другой, иной, сам, самый).
Источник
Что такое прилагательное-местоимение. Примеры и таблицы
Прилагательные местоимения – части речи, которые оопределяют свойства и принадлежность существительному. Схожесть слов с прилагательными вызывает трудности при определении морфологической принадлежности. Чтобы разобраться в теории и усвоить ключевые отличия, стоит рассмотреть наглядные примеры.
Что такое местоимения-прилагательные
Данные части речи характеризуются тем, что объединяют в себе собственное значение и дополнительные морфологические свойства, дающие характеристику предмету.
В русском языке их различают на три вида:
- Существительные.
- Прилагательные.
- Числительные.
Местоимения существительные наряду с местоимениями прилагательными очень схожи между собой и несут общую смысловую нагрузку. По сути вторые являются производным склонением первых (я – мой, ты – твой, мы – наши):
- Я хотела на выходных съездить к родителям, однако мои планы поменялись.
- Он записался на прием к врачу, когда его болезнь начала прогрессировать.
- Мы пришли на урок, но нашей учительницы не оказалось на месте.
- Ты просил забрать пальто из химчистки, но я забыла о твоем поручении.
При определении числительных не возникает трудностей, поскольку они всегда указывают на количество чего-либо.
Эти слова трудно вычленить из-за их принадлежности к определенному предмету или лицу, которые они дополняют. Примеры:
Прилагательное местоимение обозначает основные качества ключевого слова в словосочетании. Отвечает на такие вопросы: Чей? Какой?
Таблица разрядов
В грамматике русского языка различают несколько видов разрядов:
- притяжательные— описывают принадлежность в тексте: мой, твои, наши, ваш, своя;
- определительные — дают оценку: каждый, другая, любой;
- указательные — уточняют свойства: эта, таков, этот;
- вопросительные — формируют вопрос в словосочетании: какой, который, чьи, сколько;
- неопределенные — несут размытое описание: какой-то, чей-то, какой-нибудь, чей-нибудь;
- отрицательные – имеют антонимичный смысл вопроса: никто, никому, ничто, нисколько, ничей.
Таблица разрядов местоимений, относящихся к прилагательному типу, с примерами:
Грамматические признаки
Нужно помнить, что прилагательные местоимения имеют некоторые морфологические свойства прилагательного, поскольку описывают принадлежность и качество существительного.
Однако есть исключения и особенности::
- слова таков и каков никогда не меняются по падежам;
- никогда не склоняются притяжательные местоимения её, его, их.
Основные морфолого-синтаксические свойства:
- склоняются по родам, числам, падежам;
- отвечают на вопросы: какой? чей?
- в словосочетаниях выступают в качестве зависимого слова;
- в предложении служат определением или именной частью сказуемого.
Синтаксические свойства
Эта часть речи связывается с существительным по типу согласования, в предложении является определением или частью составного именного сказуемого.
Нужно запомнить, что местоимения данного вида так или иначе заменяют в тексте описание и указывают на характеристику предмета или лица, хотя и не называют ее. Различаются согласованные и несогласованные определения. Ко второму типу относятся те, которые выражены местоимениями ее, его, их. Все остальные входят в первую группу.
Примеры в предложениях:
- Наш любимый пес занял первое место на выставке.
- Свои картины художник представил на выставке.
- Этот путеводитель помог сориентироваться на незнакомой местности.
- Каждый человек обязан соблюдать гражданские законы.
- Его решение было судьбоносным.
- Ее апартаменты выходили окнами на залив.
Слова таков и каков используются только в качестве сказуемого, поскольку указывают на состояние предмета:
- Каков твой план на ближайшее время?
- Таков исход проделанной операции.
Вопросительное местоимение какой является постоянным помощником при морфологическом разборе прилагательного. Оно позволяет определить грамматические признаки основного слова (род, падеж, число), помогает в написании окончаний.
Таблица с примерами
Чтобы лучше усвоить отличие этого вида местоимений, можно сравнить ее с другими частями речи:
Отличия от местоимений-существительных
Обе разновидности местоимений имеют общую грамматическую основу, однако их не стоит путать. Отличить одну от другой легко по следующим признакам:
- Существительные прямо указывают на лицо, не описывая его характеристик. Вопросы: Кто? Что? (я, ты, он, мы, они).
- Прилагательные отмечают отличительные качества предмета. Вопросы: Какой? Чей? Каков? Примеры слов: твой, тот, мой, такой, самый, всякий и др.
Основы определения прилагательных-местоимений входят в обучающий курс русского языка за 4 класс.
Таблица отличий
Чтобы отличить один вид местоимения от другого, достаточно задать вопрос к основному слову в предложении:
- Мы(кто?) отменили запланированную поездку.
- В досадной ошибке некого(кого?) было винить.
- Я(кто?) отправился на рынок за покупками.
- Эта(какая?) шляпа осталась на парковой скамейке.
- Он откровенно признался, что таково(каково?) его решение.
- Твое(чье?) мнение очень значимо.
Учёные-лингвисты пришли к выводу, что по частоте использования местоимения занимают третье место после существительных и глаголов.
Источник
Местоимения – прилагательные в языке и речи
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме
Местоимения – прилагательные в языке и речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
111.docx | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
– повторить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания о местоимении;
– дополнить полученные ранее знания новыми;
– соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи;
– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи.
– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;
– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать,
– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на
– воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское”
отношение к изучению русского языка;
– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.
Задача: довести до сознания учащихся мысль о том, что “местоимения – это слова, объединенные в одну часть речи только по их значению “указательные слова”; постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.
Оборудование: раздаточный материал (информационные тексты, таблицы); опорная схема-кластер на доске; плакат на доске “Кувшин эмоций”.
Проведенный урок полностью соответствовал внедряемой технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Помимо четкого соответствия требуемой структуре используемой технологии (стадия вызова – стадия осмысления – стадия рефлексии), на уроке были использованы и некоторые элементы новизны, подтверждающие творческий подход учителя к разработке и проведению урока. Это: 1).Использование цветового теста на стадии вызова и стадии рефлексии с целью увидеть объективную картину эмоционального настроения учащихся в начале и в конце урока. В начале урока из 20 учеников 3 человека выбрали черный цвет, 4 – зеленый, остальные – красный, желтый и синий. В конце урока зеленый цвет выбрали 10 учащихся, черный – ни один, все остальные – красный, желтый и синий. Это говорит о том, что урок был проведен успешно с максимальной пользой для учащихся. (Черный цвет – негативное отношение ко всему окружающему, в том числе и к уроку; зеленый – желание быть лидером ,быть лучше, потребность в похвале, , стремление получить только “5”.)
2).Очень важным элементом урока является самостоятельная формулировка темы и целей самими учащимися, то есть целеполагание. (Не учитель литературно и правильно формулирует тему и цели. (Это он фиксирует у себя в планах.) А именно дети ставят для себя осуществимую для каждого цель и достигают ее). Этому способствует правильная подготовка учителем учащихся на стадии вызова.
2). Развитие образного, слухового, чувственного и эмоционального восприятия материала, взаимодополняющих друг друга и дающих возможность создать ребенку целостную картину “мира”.
3).Кластер, то есть последняя, базовая схема, которая остается у ребенка и в памяти, и на бумаге и где занесена только правильная, выверенная информация, учитель использует на последней стадии рефлексии, а не на стадии вызова , затем рефлексии, как рекомендует уважаемая С.В.Столбунова.
4).В силу того, что на уроке не было практического применения полученных знаний, возможно и являющегося недостатком, по мнению некоторых педагогов, эта работа была выполнена дома (задания прилагаются) и на последующих уроках.
5) Подтверждением эффективности и результативности урока является то, что дети не просто выучили материал и прекрасно выполнили домашнее задание, но и то, что они как бы “пережили” его, “прочувствовали” вместе с учителем. Скажу образно: “Урок прошел на одном дыхании!”
Последующие уроки посвящены не теоретическому материалу, а практической его отработке.
6) На мой взгляд технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” является эффективной, имеет хорошие положительные результаты; разработана для ученика, чтобы максимально приблизить его к процессу познания русского языка и чтобы от этого он получил моральное удовлетворение.
Данная технология очень тесно связана с технологией личностно ориентированного и развивающего обучения. Она “учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее”. Надеюсь, что она принесет “хорошие плоды”.
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:…. (учащиеся называют предметы, которые их окружают). Это все создано разумом и руками человека.
Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем. (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…..
– Что же она делает?
Ответить на этот вопрос нам поможет эпиграф урока. (Учитель читает эпиграф. Это отрывок из стихотворения известного русского поэта серебряного века Валерия Брюсова “Родной язык”).
– Кого в этих стихотворных строчках Валерий Брюсов называет другом и врагом, царем и рабом? Какой художественный прием он при этом использует? (Антитезы)
– Как вы понимаете выражение “мой язык”?
– С какой целью автор употребляет его несколько раз, и к какой части речи оно относится? (Предполагаемый ответ: “Это местоимение. Оно придает оттенок искренности и обобщенности, одновременной отнесенности к каждому из нас.)
Ваши ответы дополнит небольшое сообщение…..
Сообщение ученика №1:
Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). О них мы будем говорить далее. Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений. Например:
А.С.Пушкин писал: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы..”,
используя местоимение мой, которое воссоздает чувство близости и родства.
А в стихотворных строчках Сергея Есенина: “Я снова здесь, в семье родной,//
Мой край, задумчивый и нежный. ” местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем.
Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.
-Ребята, а вы могли бы привести примеры стихотворных строчек с использованием местоимений. (Учащиеся приводят свои примеры…)
– Сообщение…. поможет вам сформулировать и записать цель урока. (Учащиеся записывают и озвучивают цель).
Ребята, давайте вспомним и самостоятельно запишем уже известную вам о местоимении информацию. (Учащиеся заполняют первую колонку таблицы “Я знал (а)”)
Источник