Меню

Местоимения которые замещают прилагательные



Местоимения-прилагательные

Что такое местоимения прилагательные?

Местоимения прилагательные – это разряд местоимений, которые имеют лексические, грамматические и синтаксические признаки прилагательных:

  • Называют признак предмета;
  • Отвечают на вопросы Какой? Чей?;
  • Изменяются по числам, родам и падежам, то есть склоняются так же, как прилагательные;
  • В словосочетаниях согласуются с существительными;
  • В предложениях, как правило, выступают определением, но если заменяют существительное, то могут выполнять роль подлежащего или дополнения, в редких случаях употребляются в качестве части составного сказуемого.

Типы местоимений-прилагательных

В русском языке выделяют шесть групп местоимений прилагательных, различающихся по значению:

  1. Притяжательные – указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу:
    • Первому лицу – мой, наш;
    • Второму лицу – твой, ваш;
    • Третьему лицу – его, ее, их (несклоняемые местоимения-прилагательные);
    • Возвратное – свой (указывает на принадлежность предмета любому лицу).
  2. Указательные – служат для выделения определенного предмета или признака ( тот, этот, таков, такой, сей, оный, следующий, такой-то, тот-то и др.).
  3. Определительные – обозначают обобщенный признак предмета ( всякий, каждый, всяческий, весь, любой, целый, другой, иной, сам, самый).

Источник

Что такое прилагательное-местоимение. Примеры и таблицы

Прилагательные местоимения – части речи, которые оопределяют свойства и принадлежность существительному. Схожесть слов с прилагательными вызывает трудности при определении морфологической принадлежности. Чтобы разобраться в теории и усвоить ключевые отличия, стоит рассмотреть наглядные примеры.

Что такое местоимения-прилагательные

Данные части речи характеризуются тем, что объединяют в себе собственное значение и дополнительные морфологические свойства, дающие характеристику предмету.

В русском языке их различают на три вида:

  1. Существительные.
  2. Прилагательные.
  3. Числительные.

Местоимения существительные наряду с местоимениями прилагательными очень схожи между собой и несут общую смысловую нагрузку. По сути вторые являются производным склонением первых (я – мой, ты – твой, мы – наши):

  • Я хотела на выходных съездить к родителям, однако мои планы поменялись.
  • Он записался на прием к врачу, когда его болезнь начала прогрессировать.
  • Мы пришли на урок, но нашей учительницы не оказалось на месте.
  • Ты просил забрать пальто из химчистки, но я забыла о твоем поручении.

При определении числительных не возникает трудностей, поскольку они всегда указывают на количество чего-либо.

Эти слова трудно вычленить из-за их принадлежности к определенному предмету или лицу, которые они дополняют. Примеры:

Прилагательное местоимение обозначает основные качества ключевого слова в словосочетании. Отвечает на такие вопросы: Чей? Какой?

Таблица разрядов

В грамматике русского языка различают несколько видов разрядов:

  1. притяжательные— описывают принадлежность в тексте: мой, твои, наши, ваш, своя;
  2. определительные — дают оценку: каждый, другая, любой;
  3. указательные — уточняют свойства: эта, таков, этот;
  4. вопросительные — формируют вопрос в словосочетании: какой, который, чьи, сколько;
  5. неопределенные — несут размытое описание: какой-то, чей-то, какой-нибудь, чей-нибудь;
  6. отрицательные – имеют антонимичный смысл вопроса: никто, никому, ничто, нисколько, ничей.

Таблица разрядов местоимений, относящихся к прилагательному типу, с примерами:

Грамматические признаки

Нужно помнить, что прилагательные местоимения имеют некоторые морфологические свойства прилагательного, поскольку описывают принадлежность и качество существительного.

Однако есть исключения и особенности::

  1. слова таков и каков никогда не меняются по падежам;
  2. никогда не склоняются притяжательные местоимения её, его, их.

Основные морфолого-синтаксические свойства:

  1. склоняются по родам, числам, падежам;
  2. отвечают на вопросы: какой? чей?
  3. в словосочетаниях выступают в качестве зависимого слова;
  4. в предложении служат определением или именной частью сказуемого.

Синтаксические свойства

Эта часть речи связывается с существительным по типу согласования, в предложении является определением или частью составного именного сказуемого.

Нужно запомнить, что местоимения данного вида так или иначе заменяют в тексте описание и указывают на характеристику предмета или лица, хотя и не называют ее. Различаются согласованные и несогласованные определения. Ко второму типу относятся те, которые выражены местоимениями ее, его, их. Все остальные входят в первую группу.

Примеры в предложениях:

  • Наш любимый пес занял первое место на выставке.
  • Свои картины художник представил на выставке.
  • Этот путеводитель помог сориентироваться на незнакомой местности.
  • Каждый человек обязан соблюдать гражданские законы.
  • Его решение было судьбоносным.
  • Ее апартаменты выходили окнами на залив.

Слова таков и каков используются только в качестве сказуемого, поскольку указывают на состояние предмета:

  • Каков твой план на ближайшее время?
  • Таков исход проделанной операции.

Вопросительное местоимение какой является постоянным помощником при морфологическом разборе прилагательного. Оно позволяет определить грамматические признаки основного слова (род, падеж, число), помогает в написании окончаний.

Таблица с примерами

Чтобы лучше усвоить отличие этого вида местоимений, можно сравнить ее с другими частями речи:

Отличия от местоимений-существительных

Обе разновидности местоимений имеют общую грамматическую основу, однако их не стоит путать. Отличить одну от другой легко по следующим признакам:

  1. Существительные прямо указывают на лицо, не описывая его характеристик. Вопросы: Кто? Что? (я, ты, он, мы, они).
  2. Прилагательные отмечают отличительные качества предмета. Вопросы: Какой? Чей? Каков? Примеры слов: твой, тот, мой, такой, самый, всякий и др.

Основы определения прилагательных-местоимений входят в обучающий курс русского языка за 4 класс.

Таблица отличий

Чтобы отличить один вид местоимения от другого, достаточно задать вопрос к основному слову в предложении:

  • Мы(кто?) отменили запланированную поездку.
  • В досадной ошибке некого(кого?) было винить.
  • Я(кто?) отправился на рынок за покупками.
  • Эта(какая?) шляпа осталась на парковой скамейке.
  • Он откровенно признался, что таково(каково?) его решение.
  • Твое(чье?) мнение очень значимо.

Учёные-лингвисты пришли к выводу, что по частоте использования местоимения занимают третье место после существительных и глаголов.

Источник

Местоимения – прилагательные в языке и речи
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Местоимения – прилагательные в языке и речи

Скачать:

Вложение Размер
111.docx 33.86 КБ

Предварительный просмотр:

– повторить и систематизировать полученные ранее (в 5-м классе) знания о местоимении;

– дополнить полученные ранее знания новыми;

– соотнести знания о местоимении со знаниями о других частях речи;

– выделить параметры, по которым местоимение определяют как часть речи.

– формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;

– развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать,

– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на

– воспитывать активное и сознательное, а не “потребительское”

отношение к изучению русского языка;

– создание на уроке положительной культурно-речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.

Задача: довести до сознания учащихся мысль о том, что “местоимения – это слова, объединенные в одну часть речи только по их значению “указательные слова”; постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.

Оборудование: раздаточный материал (информационные тексты, таблицы); опорная схема-кластер на доске; плакат на доске “Кувшин эмоций”.

Проведенный урок полностью соответствовал внедряемой технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. Помимо четкого соответствия требуемой структуре используемой технологии (стадия вызова – стадия осмысления – стадия рефлексии), на уроке были использованы и некоторые элементы новизны, подтверждающие творческий подход учителя к разработке и проведению урока. Это: 1).Использование цветового теста на стадии вызова и стадии рефлексии с целью увидеть объективную картину эмоционального настроения учащихся в начале и в конце урока. В начале урока из 20 учеников 3 человека выбрали черный цвет, 4 – зеленый, остальные – красный, желтый и синий. В конце урока зеленый цвет выбрали 10 учащихся, черный – ни один, все остальные – красный, желтый и синий. Это говорит о том, что урок был проведен успешно с максимальной пользой для учащихся. (Черный цвет – негативное отношение ко всему окружающему, в том числе и к уроку; зеленый – желание быть лидером ,быть лучше, потребность в похвале, , стремление получить только “5”.)

2).Очень важным элементом урока является самостоятельная формулировка темы и целей самими учащимися, то есть целеполагание. (Не учитель литературно и правильно формулирует тему и цели. (Это он фиксирует у себя в планах.) А именно дети ставят для себя осуществимую для каждого цель и достигают ее). Этому способствует правильная подготовка учителем учащихся на стадии вызова.

2). Развитие образного, слухового, чувственного и эмоционального восприятия материала, взаимодополняющих друг друга и дающих возможность создать ребенку целостную картину “мира”.

3).Кластер, то есть последняя, базовая схема, которая остается у ребенка и в памяти, и на бумаге и где занесена только правильная, выверенная информация, учитель использует на последней стадии рефлексии, а не на стадии вызова , затем рефлексии, как рекомендует уважаемая С.В.Столбунова.

4).В силу того, что на уроке не было практического применения полученных знаний, возможно и являющегося недостатком, по мнению некоторых педагогов, эта работа была выполнена дома (задания прилагаются) и на последующих уроках.

5) Подтверждением эффективности и результативности урока является то, что дети не просто выучили материал и прекрасно выполнили домашнее задание, но и то, что они как бы “пережили” его, “прочувствовали” вместе с учителем. Скажу образно: “Урок прошел на одном дыхании!”

Последующие уроки посвящены не теоретическому материалу, а практической его отработке.

6) На мой взгляд технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо” является эффективной, имеет хорошие положительные результаты; разработана для ученика, чтобы максимально приблизить его к процессу познания русского языка и чтобы от этого он получил моральное удовлетворение.

Данная технология очень тесно связана с технологией личностно ориентированного и развивающего обучения. Она “учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее”. Надеюсь, что она принесет “хорошие плоды”.

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Давайте перечислим то, что вы видите вокруг себя:…. (учащиеся называют предметы, которые их окружают). Это все создано разумом и руками человека.

Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество,– это язык, главная задача которого состоит, как вы думаете, в чем. (Предполагаемые ответы детей.) Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их… (Учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служебные.) Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них не обозначает, а…..

– Что же она делает?

Ответить на этот вопрос нам поможет эпиграф урока. (Учитель читает эпиграф. Это отрывок из стихотворения известного русского поэта серебряного века Валерия Брюсова “Родной язык”).

– Кого в этих стихотворных строчках Валерий Брюсов называет другом и врагом, царем и рабом? Какой художественный прием он при этом использует? (Антитезы)

– Как вы понимаете выражение “мой язык”?

– С какой целью автор употребляет его несколько раз, и к какой части речи оно относится? (Предполагаемый ответ: “Это местоимение. Оно придает оттенок искренности и обобщенности, одновременной отнесенности к каждому из нас.)

Ваши ответы дополнит небольшое сообщение…..

Сообщение ученика №1:

Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения. Перечислите их, пожалуйста. (Учащиеся перечисляют). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто..). О них мы будем говорить далее. Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений. Например:

А.С.Пушкин писал: “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы..”,

используя местоимение мой, которое воссоздает чувство близости и родства.

А в стихотворных строчках Сергея Есенина: “Я снова здесь, в семье родной,//

Мой край, задумчивый и нежный. ” местоимения я и мой воссоздают чувство родства между поэтом и краем.

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.

-Ребята, а вы могли бы привести примеры стихотворных строчек с использованием местоимений. (Учащиеся приводят свои примеры…)

– Сообщение…. поможет вам сформулировать и записать цель урока. (Учащиеся записывают и озвучивают цель).

Ребята, давайте вспомним и самостоятельно запишем уже известную вам о местоимении информацию. (Учащиеся заполняют первую колонку таблицы “Я знал (а)”)

Источник

Читайте также:  Прилагательные к слову климат