Имя существительное как член предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
конспект урока русского языка в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass_imya_sushchestvitelnoe_kak_chlen_predlozheniya.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и определять синтаксическую роль слов этой части речи, повторить правописание безударных гласных проверяемых ударением, правописание согласных в приставках, в корнях.
- сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи, умение выделять общие и существенные признаки, способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.
- воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.
Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки – подсказки разных уровней сложности, компьютерная презентация, словарик.
I. Организационный момент
Учащиеся рассаживаются группами, по 5-6 человек в каждой. Таким образом, в классе получилось 5 столов – групп.
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.
— Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого оно плохое, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением.
II. Актуализация знаний
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное)
— Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное — самостоятельная часть речи.
Послушайте отрывок стихотворения А.А. Фета (на доске) и ответьте, в чём его необычность?
Шёпот, робкое дыханье,
Серебро и колыханье
Свет ночной, ночные тени,
(Стихотворение состоит практически из одних существительных, а нам все понятно)
— Особой отличительной чертой этого стихотворения является то, что оно состоит из существительных. Здесь нет глаголов, которые бы совершали действие. Оно «безглагольное», в нем нет резкого движения. Но мы видим пейзаж, который описывает автор. Все вокруг замирает от восторга и умиления, глядя на героев. Их светлое и чистое чувство подобно заре, такое же светлое чувство поселяется и в душе после чтения стихов поэта. Всю эту смысловую нагрузку несут существительные. Вот какая важная эта часть речи. Сколько же их в стихотворении Фета? Назовите их.
III. Постановка целей урока
— Произведем морфологический разбор первого существительного по плану:
- Часть речи.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма: существительное (именительный падеж единственного числа);
- Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение;
- Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
— Какого пункта не хватает в нашем плане? Что еще мы не выяснили об этом существительном? (Синтаксическую роль.)
— Синтаксическая роль, т.е. существительное как член предложения – это и есть тема нашего урока. Определите, каким членом предложения является выбранное нами имя существительное.
IV. Работа по теме урока
— Запишите текст под диктовку:
Увидела белка еловую шишку. Схватила ее лапками и уселась на ветку. Вдруг белка испугалась и выронила шишку. Над лесом пролетел ястреб.
— Найдите в каждом предложении грамматическую основу.
— Определите, какой частью речи выражено подлежащие.
— Найдите второстепенные члены предложения, выраженные существительными.
— Какие вы знаете второстепенные члены?
— Вспомните, на какие вопросы они отвечают? От какого слова ставится вопрос?
Источник
Местоимения-существительные
По соотношению с другими частями речи традиционно выделяется три группы местоимений:
К местоимениям-существительным относятся следующие семантические группы местоимений:
Местоименные существительные в предложении выполняют те же функции, что и существительные, — подлежащее или дополнение.
- Мне нравится, что Вы больны не мной,
- Мне нравится, что я больна не Вами.
- (М. И. Цветаева)
1. Для существительных категория рода несловоизменительная, классифицирующая. Некоторые местоимения не имеют категории рода, например, личные местоимения я , ты , вы .
Спорным является вопрос о категории рода местоимений кто и что . «Грамматика — 80», Шанский Н. М., Тихонов А. Н. и Чеснокова Л. Д. считают, что данные местоимения не обладают категорией рода. Белошапкова В. А. полагает, что местоимение кто относится к мужскому роду, а что — к среднему роду. Главный аргумент — способность местоимения кто сочетаться с глаголами прошедшего времени, а также с глаголами сослагательного наклонения в форме мужского рода, а местоимение что сочетается с глаголами в этих же формах в среднем роде.
2. Категория числа у существительных словоизменительная.
У личных местоимений я , ты , мы , вы категория числа имеет классифицирующий характер.
Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. считают, что личное местоимение он изменяется по числам: он — они , а местоимения кто и что не обладают категорией числа.
3. Падеж имён существительных — словоизменительная категория. Большинство местоимений-существительных изменяются по падежам, имея свои особенности склонения.
И. п. | он | она | они |
Р. п. | его | её | их |
Д. п. | ему | ей | им |
В. п. | его | её | их |
Т. п. | им | ей ( ею ) | ими |
П. п. | ( о ) нём | ( о ) ней | ( о ) них |
Единственное число | Множественное число | |
1-е лицо | я | мы |
2-е лицо | ты | вы |
3-е лицо | он , она , оно | они |
У остальных местоимений-существительных лицо определять не принято.
Источник
3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений
1. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
К местоимениям можно задать вопросы имён существительных ( кто? что? ), имён прилагательных ( какой? чей? ), числительных ( сколько? ), наречий ( как? когда? где? ).
Основные признаки местоимений
А) Общее грамматическое значение | Примеры |
Указание на предметы, признаки, количество без называния их. | Он смеется, мой брат, несколько карандашей, там весело. |
Б) Морфологические и синтаксические признаки | |
Чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. Местоимения почти не имеют своих особых морфологических и синтаксических признаков. |
2. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи:
1. Местоимения-существительные – я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.:
- указывают на предметы;
- отвечают на вопросы имён существительных ( кто? что? );
- изменяются по падежам;
- связываются с другими словами в предложении, как имена существительные;
2. Местоимения-прилагательные – мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.:
- указывают на признаки предметов;
- отвечают на вопросы имён прилагательных ( какой? чей? );
- связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
- изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.
Местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (ср.: – Который час? – Пятый);
3. Местоимения-числительные – сколько, столько, несколько :
- указывают на количество предметов;
- отвечают на вопрос ( сколько? );
- связываются с существительными, как количественные числительные;
- обычно изменяются по падежам;
4. Местоимения-наречия – так, там, потому, где, куда и др.:
- указывают на признаки действий;
- отвечают на вопросы наречий ( как? куда? когда? где? почему? зачем? );
- не изменяются, как и наречия;
- связываются с глаголами так же, как и наречия.
Примечания. Традиционно местоимения-наречия исключаются из состава местоимений. В этом случае в состав местоимений включаются только те слова, которые соотносятся с именными частями речи (с существительными, прилагательными, числительными). Но поскольку местоименные наречия там, тогда и др., как и другие местоименные слова, не называют, а лишь указывают (в данном случае на признаки действий), мы рассматриваем их в составе местоимений как особую группу.
3. Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям:
1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он ( она, оно, они ) – указывают на лица, которые участвуют в речи:
- это местоимения-существительные;
- постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо ( я, мы – 1-е л.; ты, вы – 2-е л.; он ( она, оно, они ) – 3-е л.);
- постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го л. является число ( я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число);
- все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово ( я – меня, ты – тебя, он – его );
- местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они .
2. Возвратное местоимение себя – обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:
- это местоимение-существительное;
- возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
- возвратное местоимение изменяется по падежам ( себя, себе, собою ).
3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности:
- это местоимения-прилагательные;
- притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам ( мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).
- кто? что? – местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
- какой? чей? который? – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
- сколько? – местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и т.д.);
- где? когда? куда? откуда? зачем? и др. – местоименные наречия; неизменяемые слова.
- тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и т.д.);
- столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и т.д.);
- там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. – местоименные наречия; неизменяемые слова.
- сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
- всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.
- Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кому?
- Н. ф. – себя. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-существительное;
2) возвратное;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа. - В предложении – дополнение.
- Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какого?
- Н. ф. – какой-нибудь. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-прилагательное;
2) неопределённое;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа. - В предложении – согласованное определение.
- Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопросы который? какой? кто?
- Н. ф. – который. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-прилагательное;
2) относительное;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа. - В предложении – подлежащее.
- Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос где?
- Н. ф. – где. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-наречие;
2) относительное;
Б) Неизменяемая форма. - В предложении – обстоятельство места.
- Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос каких?
- Н. ф. – этот. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-прилагательное;
2) указательное;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа. - В предложении – часть обстоятельства времени.
- Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
- Н. ф. – ничей. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-прилагательное;
2) отрицательное;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа. - В предложении – согласованное определение.
- Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто?
- Н. ф. – он. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-существительное;
2) личное;
3) 3-е лицо;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа. - В предложении – подлежащее.
- Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
- Н. ф. – свой. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-прилагательное;
2) притяжательное;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа. - В предложении – согласованное определение.
- Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какими?
- Н. ф. – всякий. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-прилагательное;
2) определительное;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа. - В предложении – согласованное определение.
При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их .
4. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и др. – употребляются в вопросительных предложениях:
5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и др., но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:
Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.
Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.
6. Неопределённые местоимения: некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и др. – указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.
Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь :
кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.
Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.
7. Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и др. – указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.
Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни- :
кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.
Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.
8. Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. – являются средством указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):
9. Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. – служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:
1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода ( это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным ( Тот нам уже не опасен ; Сам придёт ; Это книга ; Всё закончилось хорошо).
2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи ( это, что, как, когда ): Это книга (местоимение). – Москва – это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение). – Я знаю, что он здесь (союз).
3. Морфологический разбор местоимений:
План разбора местоимений
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма. Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие); | ||
2 | разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное); | ||
3 | лицо (для личных местоимений); | ||
4 | число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица). | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | падеж; | ||
2 | число (если есть); | ||
3 | род (если есть). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении). |
Образцы разбора местоимений
Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).
Упражнение к теме «3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений»
Рекомендуем также купить справочник для начальной школы «Русский язык. Грамматический разбор».
В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.
Источник