Меню

местоимения существительные как члены предложения



Имя существительное как член предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

конспект урока русского языка в 4 классе

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk_4_klass_imya_sushchestvitelnoe_kak_chlen_predlozheniya.docx 25.14 КБ

Предварительный просмотр:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • развивать умение правильно ставить вопрос к имени существительному в предложении и определять синтаксическую роль слов этой части речи, повторить правописание безударных гласных проверяемых ударением, правописание согласных в приставках, в корнях.
  • сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи, умение выделять общие и существенные признаки, способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти.
  • воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.

Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки – подсказки разных уровней сложности, компьютерная презентация, словарик.

I. Организационный момент

Учащиеся рассаживаются группами, по 5-6 человек в каждой. Таким образом, в классе получилось 5 столов – групп.

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.

— Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого оно плохое, мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением.

II. Актуализация знаний

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Имя существительное)

— Почти каждое второе слово в нашей речи — имя существительное — самостоятельная часть речи.

Послушайте отрывок стихотворения А.А. Фета (на доске) и ответьте, в чём его необычность?

Шёпот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

(Стихотворение состоит практически из одних существительных, а нам все понятно)

— Особой отличительной чертой этого стихотворения является то, что оно состоит из существительных. Здесь нет глаголов, которые бы совершали действие. Оно «безглагольное», в нем нет резкого движения. Но мы видим пейзаж, который описывает автор. Все вокруг замирает от восторга и умиления, глядя на героев. Их светлое и чистое чувство подобно заре, такое же светлое чувство поселяется и в душе после чтения стихов поэта. Всю эту смысловую нагрузку несут существительные. Вот какая важная эта часть речи. Сколько же их в стихотворении Фета? Назовите их.

III. Постановка целей урока

— Произведем морфологический разбор первого существительного по плану:

  1. Часть речи.
  2. Морфологические признаки:
  • Начальная форма: существительное (именительный падеж единственного числа);
  • Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение;
  • Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.

— Какого пункта не хватает в нашем плане? Что еще мы не выяснили об этом существительном? (Синтаксическую роль.)

— Синтаксическая роль, т.е. существительное как член предложения – это и есть тема нашего урока. Определите, каким членом предложения является выбранное нами имя существительное.

IV. Работа по теме урока

— Запишите текст под диктовку:

Увидела белка еловую шишку. Схватила ее лапками и уселась на ветку. Вдруг белка испугалась и выронила шишку. Над лесом пролетел ястреб.

— Найдите в каждом предложении грамматическую основу.

— Определите, какой частью речи выражено подлежащие.

— Найдите второстепенные члены предложения, выраженные существительными.

— Какие вы знаете второстепенные члены?

— Вспомните, на какие вопросы они отвечают? От какого слова ставится вопрос?

Источник

Местоимения-существительные

По соотношению с другими частями речи традиционно выделяется три группы местоимений:

К местоимениям-существительным относятся следующие семантические группы местоимений:

Местоименные существительные в предложении выполняют те же функции, что и существительные, — подлежащее или дополнение.

  • Мне нравится, что Вы больны не мной,
  • Мне нравится, что я больна не Вами.
  • (М. И. Цветаева)

1. Для существительных категория рода несловоизменительная, классифицирующая. Некоторые местоимения не имеют категории рода, например, личные местоимения я , ты , вы .

Спорным является вопрос о категории рода местоимений кто и что . «Грамматика — 80», Шанский Н. М., Тихонов А. Н. и Чеснокова Л. Д. считают, что данные местоимения не обладают категорией рода. Белошапкова В. А. полагает, что местоимение кто относится к мужскому роду, а что — к среднему роду. Главный аргумент — способность местоимения кто сочетаться с глаголами прошедшего времени, а также с глаголами сослагательного наклонения в форме мужского рода, а местоимение что сочетается с глаголами в этих же формах в среднем роде.

2. Категория числа у существительных словоизменительная.

У личных местоимений я , ты , мы , вы категория числа имеет классифицирующий характер.

Шанский Н. М. и Тихонов А. Н. считают, что личное местоимение он изменяется по числам: он — они , а местоимения кто и что не обладают категорией числа.

3. Падеж имён существительных — словоизменительная категория. Большинство местоимений-существительных изменяются по падежам, имея свои особенности склонения.

И. п. он она они
Р. п. его её их
Д. п. ему ей им
В. п. его её их
Т. п. им ей ( ею ) ими
П. п. ( о ) нём ( о ) ней ( о ) них
Единственное число Множественное число
1-е лицо я мы
2-е лицо ты вы
3-е лицо он , она , оно они

У остальных местоимений-существительных лицо определять не принято.

Источник

3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений

1. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

К местоимениям можно задать вопросы имён существительных ( кто? что? ), имён прилагательных ( какой? чей? ), числительных ( сколько? ), наречий ( как? когда? где? ).

Основные признаки местоимений

А) Общее грамматическое значение Примеры
Указание на предметы, признаки, количество без называния их. Он смеется, мой брат, несколько карандашей, там весело.
Б) Морфологические и синтаксические признаки
Чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют в тексте. Местоимения почти не имеют своих особых морфологических и синтаксических признаков.

2. Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи:

1. Местоимения-существительные – я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.:

  • указывают на предметы;
  • отвечают на вопросы имён существительных ( кто? что? );
  • изменяются по падежам;
  • связываются с другими словами в предложении, как имена существительные;

2. Местоимения-прилагательные – мой, твой, наш, ваш, какой, какой-то, этот, тот и др.:

  • указывают на признаки предметов;
  • отвечают на вопросы имён прилагательных ( какой? чей? );
  • связываются с именами существительными, как имена прилагательные;
  • изменяются, как и прилагательные, по числам, родам (в единственном числе) и падежам.

Местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно изменяется по родам, числам и падежам), но, как порядковое числительное, указывает на порядок предметов при счёте (ср.: – Который час? – Пятый);

3. Местоимения-числительные – сколько, столько, несколько :

  • указывают на количество предметов;
  • отвечают на вопрос ( сколько? );
  • связываются с существительными, как количественные числительные;
  • обычно изменяются по падежам;

4. Местоимения-наречия – так, там, потому, где, куда и др.:

  • указывают на признаки действий;
  • отвечают на вопросы наречий ( как? куда? когда? где? почему? зачем? );
  • не изменяются, как и наречия;
  • связываются с глаголами так же, как и наречия.

Примечания. Традиционно местоимения-наречия исключаются из состава местоимений. В этом случае в состав местоимений включаются только те слова, которые соотносятся с именными частями речи (с существительными, прилагательными, числительными). Но поскольку местоименные наречия там, тогда и др., как и другие местоименные слова, не называют, а лишь указывают (в данном случае на признаки действий), мы рассматриваем их в составе местоимений как особую группу.

3. Разряды местоимений по значению и грамматическим особенностям:

1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, он ( она, оно, они ) – указывают на лица, которые участвуют в речи:

  • это местоимения-существительные;
  • постоянным морфологическим признаком для всех личных местоимений является лицо ( я, мы – 1-е л.; ты, вы – 2-е л.; он ( она, оно, они ) – 3-е л.);
  • постоянным морфологическим признаком личных местоимений 1-го и 2-го л. является число ( я, ты – единственное число; мы, вы – множественное число);
  • все личные местоимения изменяются по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и всё слово ( я – меня, ты – тебя, он – его );
  • местоимение 3-го лица он изменяется по числам и родам (в единственном числе) – он, она, оно, они .

2. Возвратное местоимение себя – обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо:

  • это местоимение-существительное;
  • возвратное местоимение не имеет рода, лица, числа и формы именительного падежа;
  • возвратное местоимение изменяется по падежам ( себя, себе, собою ).

3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой – указывают на признак предмета по его принадлежности:

  • это местоимения-прилагательные;
  • притяжательные местоимения изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам ( мой, моя, моё, мои, моего и т.д.).

    При указании на принадлежность третьему лицу используются застывшие формы родительного падежа личных местоимений – его, её, их .

    4. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? и др. – употребляются в вопросительных предложениях:

    • кто? что? – местоимения-существительные; не имеют рода, лица, числа; изменяются по падежам (кто, кого, что, чего и т.д.);
    • какой? чей? который? – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (какой, какая, какое, какие, какого и т.д.);
    • сколько? – местоимение-числительное; изменяется по падежам (сколько, скольких, скольким и т.д.);
    • где? когда? куда? откуда? зачем? и др. – местоименные наречия; неизменяемые слова.

    5. Относительные местоимения совпадают с вопросительными – кто, что, какой, чей, который, сколько, где, когда, куда, откуда, зачем и др., но употребляются не в роли вопросительных слов, а в роли союзных слов в придаточных предложениях:

    Я знаю, кто виноват в нашем провале; Я знаю, сколько усилий он потратил на выполнение этого задания; Я знаю, где спрятаны деньги.

    Морфологические и синтаксические характеристики относительных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений.

    6. Неопределённые местоимения: некто, нечто, некий, какой-то, чей-нибудь, некоторый, несколько, сколько-либо, где-то, когда-либо, кое-куда, откуда-то, зачем-то и др. – указывают на неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество.

    Неопределённые местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и постфиксов -то, -либо, -нибудь :

    кто → некто, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кто-то; сколько → несколько, сколько-то, сколько-нибудь; где → кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь.

    Морфологические и синтаксические характеристики неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых неопределённые местоимения образованы.

    7. Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, негде, никогда, ниоткуда, незачем и др. – указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

    Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, ни- :

    кто → никто, сколько → нисколько, где → негде, когда → никогда.

    Морфологические и синтаксические характеристики отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых отрицательные местоимения образованы.

    8. Указательные местоимения: тот, этот, сей, оный, такой, столько, там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. – являются средством указания на определённые предметы, признаки, количество (с различением одного от другого):

    • тот, этот, сей, оный, такой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (тот, та, то, те; такой, такая, такое, такие и т.д.);
    • столько – местоимение-числительное; изменяется по падежам (столько, стольких, стольким и т.д.);
    • там, тут, здесь, туда, сюда, оттуда, отсюда, тогда, поэтому, затем и др. – местоименные наречия; неизменяемые слова.

    9. Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. – служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

    • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
    • всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.

    1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода ( это, всё ) и некоторые другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным ( Тот нам уже не опасен ; Сам придёт ; Это книга ; Всё закончилось хорошо).

    2) Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи ( это, что, как, когда ): Это книга (местоимение). – Москва – это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение). – Я знаю, что он здесь (союз).

    3. Морфологический разбор местоимений:

    План разбора местоимений

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма. Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки:
    1 разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное, местоимение-наречие);
    2 разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);
    3 лицо (для личных местоимений);
    4 число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица).
    Б Непостоянные морфологические признаки:
    1 падеж;
    2 число (если есть);
    3 род (если есть).
    III Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).

    Образцы разбора местоимений

    Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кому?
    2. Н. ф. – себя. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-существительное;
      2) возвратное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.
    3. В предложении – дополнение.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какого?
    2. Н. ф. – какой-нибудь. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) неопределённое;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.
    3. В предложении – согласованное определение.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопросы который? какой? кто?
    2. Н. ф. – который. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) относительное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
    3. В предложении – подлежащее.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос где?
    2. Н. ф. – где. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-наречие;
      2) относительное;
      Б) Неизменяемая форма.
    3. В предложении – обстоятельство места.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос каких?
    2. Н. ф. – этот. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) указательное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.
    3. В предложении – часть обстоятельства времени.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
    2. Н. ф. – ничей. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) отрицательное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.
    3. В предложении – согласованное определение.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто?
    2. Н. ф. – он. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-существительное;
      2) личное;
      3) 3-е лицо;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
    3. В предложении – подлежащее.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?
    2. Н. ф. – свой. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) притяжательное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, винительного падежа.
    3. В предложении – согласованное определение.
    1. Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какими?
    2. Н. ф. – всякий. Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) местоимение-прилагательное;
      2) определительное;
      Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.
    3. В предложении – согласованное определение.

    Упражнение к теме «3.6.1. Понятие о местоимении. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимений»

    Рекомендуем также купить справочник для начальной школы «Русский язык. Грамматический разбор».

    В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.

    Источник

Читайте также:  укажите несклоняемое существительное мужского рода лимпопо