Меню

месяц январь зимы государь имя существительное



Что такое имя существительное?

74. Рассмотрите рисунки.

  • Назовите предметы. Поставьте вопрос к каждому слову-названию предмета. К какой части речи относятся эти слова?
  • Запишите слова так: сначала слова, отвечающие на вопрос кто?, затем слова, отвечающие на вопрос что?

Образец. (Кто?) девочка, . . (Что?) яблоко, . .

  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными. Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц — это имена существительные.

75. Прочитайте. Что обозначает каждое слово? Поставьте к нему вопрос кто? или что?

Учитель, школьник, верблюд, земляника, платье, пчела, ромашка, пальто, ребята, окунь, костюм, врач, шляпа, осина.

    Сгруппируйте имена существительные по их лексическому значению.

Люди: (кто?) . . .
Животные: (кто?) . . .
Растения: (что?) . . .
Одежда: (что?) . . .

  • Запишите эти группы слов. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Составьте предложение с любым словом.
  • 76. Прочитайте. Почему так говорят?

    1. Месяц январь — зимы государь.
    2. Январь — весне дедушка.
    3. Январю — морозы, февралю — метели.
    • Что обозначают выделенные имена существительные? Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос что?
    • Спишите любую пословицу. Подчеркните имена существительные.

    Обратите внимание! Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы: (чего?) зимы, весны; (чему?) зиме, весне; (о чём?) о зиме, о весне.

    77. Прочитайте.

    Вьюга, снежная пурга,
    Напряди нам пряжи,
    Взбей пушистые снега,
    Словно пух лебяжий.
    (С. Маршак)

  • Какие слова в стихотворении имеют значение «сильный ветер со снегом», «метель», «снежная буря»?
  • Спишите. Подчеркните имена существительные, которые обозначают явления природы и отвечают на вопрос что?
  • 78. Прочитайте. Спишите.

    В глазах у нежных — нежность,
    Отвага — у бойца,
    В глазах у скромных — скромность,
    У хитрых — хитреца.
    (О. Дриз)

  • Объясните, какие качества (черты характера) обозначают выделенные слова? Как вы понимаете значение этих слов?
  • На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи относятся?
  • А что вы видите в глазах друзей?
  • Страничка для любознательных

    Значения имён существительных

    Имена существительные получили такое название потому, что обозначают (называют, именуют) всякий предмет, который существует в окружающем нас мире.

    Лексические значения имён существительных разнообразны. Имена существительные обозначают:

    • предметы и вещи: стол, книга, дерево, шкаф, костюм;
    • явления природы: гроза, метель, радуга;
    • людей, животных: мальчик, белка, слон;
    • события: праздник, олимпиада;
    • чувства людей: радость, печаль;
    • качества людей: правдивость, скромность.

    79. Прочитайте.

    Кора, по, сосна, стучит, пёстрый, дятел.
    Куст, под, длинноухий, спрятался, заяц.
    На, рыжая, дорога, выбежала, лисица.

  • Составьте из слов каждой строки предложение. Изменяйте, где нужно, форму слов. Запишите составленные предложения.
  • Найдите в предложениях имена существительные и укажите над ними часть речи (сущ.).
  • Подчеркните в третьем предложении грамматическую основу. Скажите, каким членом предложения является каждое из имён существительных в этом предложении.
  • Источник

    Месяц январь
    методическая разработка на тему

    О зимнем месяце

    Скачать:

    Вложение Размер
    o_yanvare.docx 29.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ялгинский детский дом-школа

    Подготовила: Живова Т. И.

    Январь — году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встает раньше и ярче светит, заторопилось к весне. А сугробы все выше, снег глубже, лед толще.

    Январь — месяц ярких звезд, белых троп. Снег скрипит под ногами. Январь — вершина зимы. Прошло полсрока зимовки птиц, сонного покоя растений и многих животных. Наши предки называли январь: СЕЧЕНЬ, отправляясь в лес подрубать вымороженные деревья, а за синеву неба — ПРОСИНЕЦ, а из-за того, что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег в народе январь называют еще «лютень» или «лютовей».

    Всегда ли январь год начинал? Открывать год январь на Руси стал сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли примерно 1 марта — с наступлением тепла и полевых работ. Этот обычай продержался до 1343 года, когда Новый год стали отмечать 1 сентября. С 15 декабря 1699 года, по указу Петра I, летоисчисление предписывалось вести на западный манер. Не от «сотворения мира», а от «рождества Христова», разница между которыми составляла 5508 лет. А еще в том указе говорилось: «По. улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из дерев и ветвей сосновых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколь у кого случится, и зажигать огни. В знак веселья друг друга поздравлять с Новым годом». С тех пор появился у нас этот замечательный праздник.

    А про январь сложили пословицу: «Январь-батюшка год начинает, зиму величает». Чтобы наступающий год был благополучным, ему устраивали радостную, приветливую встречу. В некоторых северных русских деревнях перед полуночью собирались в избе и стар и млад. Один из парней наряжался стариком, другой — обычно мальчик — надевал красную рубашку, белую шапку с кисточками. «Старик» (уходящий год) садился на стул посредине избы. Ровно в полночь в избу вбегал мальчик (новый год), сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. А старый год выталкивали из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали каждому здоровья и добра. Январь — самый холодный месяц года, крыша зимы.

    Вскоре после новогодних торжеств — седьмого января наступает светлый праздник Рождества Христова. Около 2000 лет назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Младенец появился на свет в пастушьей пещере. Первыми радостную весть узнали пастухи, пасшие неподалеку скот. В эту волшебную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она и возвестила всему миру о рождении Иисуса Христа.

    Январю — морозы, февралю — метели.

    Январь — в лесу глухая пора.

    Если январь холодный, то июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до поздней осени.

    Январской весны бойся, живуча хилая весна: зимнее тепло — летний холод.

    Холодные январи подряд не бывают.

    В январе висит много частых сосулек, очень длинных — урожай будет хороший.

    Если январь сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето будет сухое и жаркое.

    Если январь в прошлом году был теплым, то январь этого года будет холоднее.

    Сух январь — крестьянин богат.

    Коли в январе март, бойся в марте января.

    Пословицы и поговорки про январь

    Месяц январь — зимы государь.

    Январь — всему году запевала.

    Январь — запевка года, зиме — вершина.

    Январь — лютовей, трескун, снеговик.

    Январь — перелом зимы, темная зорька года.

    Январь — ломонос: береги свой нос.

    Береги свой нос в большой мороз.

    Январь на порог — прибыло дня на воробьиный скок.

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    Снега надует — хлеба прибудет.

    Холодно и голодно в это время зверю и птице.

    Не страшен мороз, когда укрыт тепло нос.

    Не будет снега, не будет следа.

    На печке не храбрись, а в поле не трусь.

    В январе и горшок в печи замерзает.

    В январе морозы злее, а налим живее.

    В январе растет день — растет и холод.

    Снег земле-кормилице — что теплый кожух.

    Загадки про январь

    Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.

    Брызнешь воду — упадет не вода уже, а лед.

    Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

    Повернуло солнце к лету, что, скажи, за месяц это? (Январь.)

    На первую ступеньку встал парень молодой,

    К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Год и 12 месяцев.)

    Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой.)

    Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)

    В белом бархате деревня — и заборы, и деревья.

    А как ветер нападет, этот бархат опадет. (Иней.)

    Дел у меня не мало, я белым одеялом

    Всю землю укрываю, белю поля, дома.

    Зовут меня. (зима).

    Одеяло белое не руками сделано.

    Не ткалось, не кроилось, с неба на землю свалилось. (Снег.)

    Он черной тучей был сначала,

    Он белым пухом лег на лес,

    Покрыл всю землю одеялом,

    А по весне совсем исчез. (Снег.)

    По снегу покатите –

    А на костре согреете –

    Я пропаду. (Снежный ком.)

    Меня растили, из снега слепили,

    Вместо носа ловко вставили морковку.

    Глаза — угольки, губы — сучки.

    Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба.)

    Прозрачен, как стекло, да не вставишь в окно. (Лед.)

    Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед.)

    Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды,

    Превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады. (Мороз.)

    Мороз на улице трещит и носики морозит.

    А Дед Мороз на елку к нам спешит

    И букву «М» с игрушками приносит.

    Что приносит Дед Мороз? (Мешок с игрушками.)

    Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка.)

    Загляните вы в окошко, там растянута гармошка.

    Но гармошка не играет, а квартиру согревает. (Батарея.)

    В нашем доме круглый год

    Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник.)

    Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом

    И ребятам помогаю делать горку, строить дом. (Лопата.)

    Все лето стояли, зимы ожидали.

    Дождались поры, помчались с горы. (Санки.)

    Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи.)

    Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник.)

    Невидимкой, осторожно он является ко мне,

    И рисует, как художник, он узоры на окне.

    Это — клен, а это — ива, вот и пальма предо мной.

    Как рисует он красиво белой краскою одной. (Мороз.)

    Летаю в поле, гуляю на воле,

    Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

    Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель.)

    Зиму пролежал, потом в землю убежал. (Снег.)

    Бел, как мел, с неба прилетел. (Снег.)

    Покружилась звездочка в воздухе немножко,

    Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.)

    Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

    Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима.)

    Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом,

    Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины? (Зима.)

    Кто зимой в трубе гудит? (Ветер.)

    Старик у ворот тепло уволок,

    Сам не стоит и нам не велит. (Мороз.)

    Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)

    Его весной и летом мы видели одетым,

    А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,

    Но зимние метели в меха его одели. (Дерево зимой.)

    Кто в году четыре раза переодевается? (Земля.)

    Что за стол среди берез под открытым небом?

    Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)

    Стихи про январь

    Здравствуй, года государь!

    Нас на санках покатай,

    Пусть цветет на окнах рай:

    Скачет белкой на заре

    Новогодье в январе

    По высоким елям,

    Чтоб детишки ели

    Шоколадки в детсаду —

    Ну хотя бы раз в году.

    Отрываем календарь, начинается январь.

    В январе, в январе много снега на дворе.

    Снег на крыше, на крылечке,

    Солнце в небе голубом.

    В нашем доме топят печки —

    В небо дым идет столбом.

    Дело было в январе

    Дело было в январе,

    Стояла елка на горе,

    А возле этой елки

    Бродили злые волки.

    Вот как-то раз, ночной порой,

    Когда в лесу так тихо,

    Встречают волка под горой

    Зайчата и зайчиха.

    Кому охота в Новый год

    Попасться в лапы к волку!

    Зайчата бросились вперед

    И прыгнули на елку.

    Они прижали ушки,

    Повисли, как игрушки.

    Летели мимо воробьи,

    Уселись на верхушке.

    Десять маленьких зайчат

    Висят на елке и молчат —

    Дело было в январе, —

    Подумал он, что на горе

    Мы с братишкою вдвоем,

    И хлебных крошек,

    На крыльцо бежим скорей.

    Много ласковых, хороших

    Прилетает к нам друзей.

    На кормушке сидя, птицы

    Чистят крылышки свои.

    Тут щеглы, чижи, синицы

    И проныры воробьи,

    Ждут нас также терпеливо

    Все привыкли — не пугливы,

    Хоть руками их бери!

    Вот моя деревня

    Вот моя деревня;

    Вот мой дом родной;

    Вот качусь на санках

    Вот свернули санки,

    И я на бок — хлоп!

    Под гору, в сугроб.

    Улицей гуляет Дедушка Мороз,

    Иней рассыпает по ветвям берез.

    Ходит, бородою белою трясет,

    Топает ногою, только треск идет.

    • Если январь в прошлом году был теплым, то январь этого года будет холоднее.

    • Сух январь — крестьянин богат.

    • Если январь холодный, июль будет сухой, жаркий, не жди грибов до осени.

    • Коли в январе март, бойся в марте января.

    • В январе висит много частых и длинных сосулек — урожай будет хорошим.

    • Морозы на последней неделе января обещают холодное лето. Новогодний праздник связан с елкой — лесной красавицей.

    Новогодние приключения Валеры

    Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна

    Хлопнула входная дверь, и в прихожей послышались оживленные голоса мамы и папы, а в комнату донесся свежий запах мороза и хвои.

    — Валерочка! Смотри, что мы принесли! —позвала мальчика мама.

    Валера выбежал в прихожую и ахнул: прямо перед ним красовалась пушистая, густая, зеленая елка.

    — Сейчас достанем с антресолей игрушки и будем наряжать нашу красавицу!

    Елку поставили в большой комнате у окна. Валера с мамой стали вешать на нее золотые и серебряные шары, стеклянные сосульки, колокольчики и шишки, украшать смолистые ветки бусами, сверкающей мишурой и гирляндами разноцветных лампочек, а на макушку надели большую рубиновую звезду. Валера повесил на елку и свои любимые игрушки, искусно сделанные из ваты и усыпанные сверху серебристой пылью, похожей на морозный иней. Эти игрушки были старинные и хранились отдельно от других в картонной коробке.

    Валера соскучился по ним за год и с удовольствием разглядывал медведя-почтальона, избушку на курьих ножках и зайца в капусте. Но больше всего Валере нравилась девочка на качелях. Ее милое розовое личико улыбалось, а короткая юбочка разлеталась на ветру. Чем-то она напоминала Валере соседку Катю, в которую он был влюблен с первого класса. Когда елку полностью украсили, мама отошла к дверям и полюбовалась на нее:

    — Очень красиво! Ну, теперь пойду готовить праздничный ужин, ведь у нас сегодня гости — Катенька с мамой!

    Сердце у Валеры радостно забилось! Какая приятная неожиданность! За окном стемнело, крупными хлопьями валил снег, снизу подсвеченный фонарями.

    Валера включил гирлянду, и разноцветные огоньки таинственно замерцали в густой темно-зеленой хвое. Мальчик поудобнее устроился на диване возле елки, замечтался и незаметно задремал.

    Вдруг одна золотая звездочка упала с ветки на пол и рассыпалась на сверкающие осколки. Искорка коснулась мальчика. Валера открыл глаза и почувствовал, что стал совсем маленьким, не больше елочной игрушки, а вокруг него раскинулся густой еловый лес. Но мальчик нисколько не испугался, наоборот, ему стало очень интересно, показалось даже, что он попал в волшебную сказочную страну и впереди его ждут необыкновенные приключения!

    Отыскав тропинку из голубого серпантина, Валера смело пошел по ней. Вдруг откуда-то с горы на тропинку выехал на лыжах медведь-почтальон.

    — Как хорошо, что я тебя встретил, Валера! — обрадовался он. — До Нового года осталось совсем мало времени, боюсь, не успею развезти все письма и открытки с поздравлениями, может быть, ты мне поможешь?

    — С удовольствием! — ответил мальчик и вытащил из сумки медведя-почтальона пачку писем и открыток.

    — Спасибо! И с наступающим Новым годом! — пожелал ему вслед мишка.

    Валера побежал дальше. Тропинка неожиданно свернула и привела мальчика к куколке на качелях. Она весело раскачивалась, ее личико разрумянилось от движения и легкого морозца.

    — Добрый вечер! — поздоровался с девочкой Валера. — И с наступающим вас Новым годом!

    — Спасибо, Валера! — ответила девочка.

    — Вы знаете, как меня зовут? — удивился мальчик. — А как ваше имя?

    — Катя, — ответила куколка.

    — Катя, пойдемте вместе разносить письма! — позвал красавицу Валера.

    — Не моту! —ответила Катя, и в голосе ее послышалась грусть. — Меня заколдовала злая ведьма, я не могу слезть с качелей, пока кто-нибудь меня не расколдует.

    — Я найду ведьму и расколдую вас! — решительно воскликнул мальчик, махнул Кате рукой на прощание и побежал по тропинке.

    Вдруг навстречу Валере из густых елей выбежал вороной конь с золотой гривой и остановился перед мальчиком как вкопанный.

    — Садись на меня, Валера! Я твой покровитель и помогу тебе расколдовать Катеньку! Мальчик ловко вскочил на коня, и они поскакали дальше. По дороге повстречались им белочка с золотым орехом в лайках, заяц и рыжая лисичка-сестричка. Всем зверям Валера отдал новогодние письма с поздравлениями от Деда Мороза.

    Тропинка все круче поднималась вверх, Валера поднял голову и увидел, как высоко над ним покачивается золотой рожок месяца, а еще выше горит рубиновая звезда. Лес стал еще гуще, и наконец они подъехали к избушке на курьих ножках. Покатая крыша избушки была занесена снегом, над крыльцом висели голубоватые сосульки, а в окне мерцал огонек.

    Мальчик слез с коня и постучал в дверь.

    — Кто там? — недовольно проворчал старушечий голос.

    — Откройте, бабушка! Я вам новогоднее поздравление привез!

    —Поздравление? — удивленно переспросила старушка. — Интересно, от кого?

    Дверь избушки открылась. Валера смело вошел внутрь и передал Бабе Яге нарядную открытку с еловой веткой и большим красным шаром на ней.

    Баба поднесла открытку к самому носу:

    — А, это от Лешего! Видать, не забыл старуху. Ты присядь, мальчик, отдохни с дороги, а я тебя пирожками попотчую, — ласково продолжала Баба Яга. — Вот только за дровами схожу, печурку подтопить надо.

    А сама подумала: «Славный у меня сегодня получится новогодний ужин!»

    Старушка вышла из избушки и дверь за собой заперла. Вдруг мальчик услышал чей-то голос:

    — Не верь ей, она злая колдунья, беги отсюда поскорее!

    Валера оглянулся и увидел жука.

    — Откуда ты взялся, жучок?

    — Я в щели старого сундука прячусь, старуха обо мне и не догадывается. Видишь, у нее под потолком связки трав чародейных сушатся? Бери скорей пучок сушеной крапивы. Если дотронешься до Кати семь раз, колдовские чары тотчас разрушатся!

    Валера быстро влез на сундук и достал пучок сушеной крапивы.

    — А теперь возьми под печкой зеленый камешек, прижми его к двери, она и откроется.

    Мальчик сделал всё, как сказал жук.

    Дверь избушки распахнулась.

    — Скачи во весь опор! До Нового года осталось совсем немного времени. Если опоздаешь расколдовать Катю, она останется елочной игрушкой до следующего Нового года! — крикнул жук вдогонку.

    Валера вскочил на коня, и они понеслись что есть духу

    Катя с нетерпением поджидала своего друга. Мальчик соскочил с коня и дотронулся до нее стеблем крапивы. Катя тотчас спрыгнула с качелей, радостно засмеялась и закружилась вокруг своего спасителя:

    — Ура! Я свободна! Могу бегать, прыгать и танцевать!

    Дети взялись за руки и побежали по серпантиновой тропинке, спустились на самую нижнюю ветку елки и прыгнули с нее на диван.

    В это время раздался звонок, и мама позвала мальчика:

    — Валера! Иди встречай гостей!

    Валера открыл глаза и с удивлением увидел, что сидит на диване под елкой.

    — Значит, это был сон!

    Он побежал к дверям. На пороге стояла румяная улыбающаяся Катя:

    — С Новым годом, Валера!

    — С новым счастьем!

    Ответьте на вопросы:

    1. Что принесли домой родители Валеры?

    2. Какие украшения повесили на елку Валера с мамой?

    3. Что необычного произошло с мальчиком?

    4. Кто повстречался Валере?

    5. Как Валера расколдовал Катеньку?

    6. Чем закончилась сказка?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) П Р И К А З «24» марта 2010 г.N 209 Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 1699.

    материал можно использовать на уроках литературы, истории, во время проведения внеклассный мерприятий.

    Методический материал для детей коррекционной шкоолы 8 вида. Дети познакомятся с историей возникновения праздника Рождества, Святками, колядками. А также узнают, какие существуют приметы о погоде в Ро.

    Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года». В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк.

    Очередной номер газеты, выпущенной учащимися творческого объединения «Первые шаги».

    Внеклассное мероприятие об истории празднования Крещения на Руси.

    Конспект урока математики в 5 «В» классе II вариантТема: Меры времени: год — 12 месяцев. Называние месяцев.Цель: формирование у обучающихся умения ориентироваться во врем.

    Источник

    Читайте также:  правописание окончаний существительных прилагательных причастий словарный диктант