Меню

Методика изучения имен прилагательных в коррекционной школе



Методика изучения имен прилагательных в коррекционной школе

Изучая употребление умственно отсталыми школьниками слов трех грамматических категорий (имя существительное, имя прилагательное и глагол), Г.В. Кузнецова установила, что пассивный словарь детей этой группы в два раза превышает активный.

Наши исследования позволяют сделать вывод, что эти цифры отражают только среднестатистические показатели. Подлинную картину различий между активным и пассивным словарем умственно отсталых детей можно наблюдать, рассматривая слова конкретных лексико-семантических групп и лексико-грамматических категорий. Так, при назывании хорошо знакомых предметов мебели первоклассники с нарушенным интеллектом активно пользуются достаточно большим количеством слов. Соотношение между активным и пассивным словарем в этом случае может быть выражено 1:1,6. При использовании слов, обозначающих названия предметов одежды и обуви, это различие увеличивается и составляет соотношение 1:3. Еще более заметная разница между активным и пассивным словарем наблюдается в отношении некоторых грамматических категорий. Если в среднем соотношение между активным и пассивным словарем имен существительных можно выразить показателями 1:2, то для имен прилагательных это различие выражается в цифрах 1:4.

Еще сложнее протекает процесс овладения умственно отсталыми детьми синтаксической стороной речи. Наиболее серьезными, часто встречающимися недостатками являются такие.

Малая распространенность предложений. Дети пользуются простыми, короткими конструкциями, употребляя чаще всего в качестве второстепенных членов названия конкретного объекта, на который переходит действие, или орудия, с помощью которого действуют (купили книгу, режут ножом), лица, на которое направлено действие (дать брату), места действия (в школе, дома). Значительно реже второстепенные члены могут выражаться наречием, указывающим на время и образ действия (поздно, вечером, быстро, медленно), качественным прилагательным для характеристики признака предмета (красный, сладкий, круглый) и в единичных случаях — относительным прилагательным (песчаный заводской), сочетанием существительного с предлогом для выражения причины и цели действия (по болезни, за книгами).

Источник

Урок русского языка коррекционной школы VIII вида по теме «Имя прилагательное. Общее значение». 5-й класс

Класс: 5

  • коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имён прилагательных;
  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание.

Методическое оснащение и оборудование урока:

  1. Организационный момент урока.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Массаж пальчиков рук.
  4. Орфографическая разминка, подготавливающая к восприятию новой темы.
  5. Объяснение нового материала.
  6. Физкультминутка для глаз.
  7. Закрепление темы урока.
  8. Физкультминутка.
  9. Закрепление темы урока (продолжение).
  10. Контроль и закрепление новых знаний.
  11. Домашнее задание.
  12. Итог урока, рефлексия.

1. Организационный момент урока (настрой на работу, подготовка класса к уроку, внешний вид в соответствии со школьными требованиями, рапорт дежурного).

2. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о её охране и красоте, познакомимся со словами, которые помогают передавать красоту окружающего мира.

(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)

Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни,
Мы для сердца – живая отрада,
Украшенье родимой земли.

– Ребята, вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, и пение птиц. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы не описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом для зверей и птиц. Давайте и мы шагнём в лес, и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.

(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)

Тихо и чудно в лесу вековом,
Сосны с прямым красноватым стволом
Высятся точно колонны, рядами,
И в вышине меж густыми ветвями
Синее небо лазурью сквозит,
Луч шаловливый украдкой скользит,
Веет прохладой в лесу тишина.

3. Массаж пальчиков рук.

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать, (пальцы сжимаем в кулачок, разжимаем).
А потом они в тетради
Будут буковки писать, (руки вверх, потряхивание кистями рук)
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.

– Откройте тетради, запишите число, слова “Классная работа”, тему урока: “Имена прилагательные”.

4. Орфографическая разминка.

А сейчас мы вспомним некоторые слова, написание которых надо запомнить. (Учитель задаёт учащимся загадки.)

1. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурную сосал.
А проснувшись стал реветь,
Этот зверь – лесной … (Медведь.)

2. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт
В деревне кур крадёт. (Лисица.)

3. По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом –
Ушки торчком. (Заяц.)

4. И в лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и………..(Совы.)

– Какое из этих слов не является словарным? Почему?

5. Объяснение нового материала.

– Давайте послушаем ученика – консультанта. (Ученик заранее подготовил сообщение о сове.)

Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства.

Читайте также:  Вставь нужные буквы в окончания имен прилагательных обозначь графически

– Сова какая птица? (Крупная.)

– Какие лапы? (Короткие, мощные с кривыми острыми когтями.)

– Какой клюв? (Загнутый.)

– Какие у неё глаза? (Большие.)

– Какое оперение? (Коричневое, мягкое.)

– Организм сов приспособлен к какой охоте? (Ночной.)

– Что обозначают подобранные слова? (Признаки совы.)

– Задайте вопросы к этим словам.

– Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Называются прилагательными.

А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают текст полным.)

Учитель об имени прилагательном:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

6. Физкультминутка для глаз.

7. Закрепление темы урока.

– Давайте откроем карточки – памятки, прочитаем правило.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

– Прочитайте текст, выпишите из текста имена прилагательные.

Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства. Она занесена в Красную книгу.

Слова – вопросы подсказки:

– Сова птица какая?
– Лапы какие?
– Клюв какой?
– Глаза какие?
– Оперение какое?
– Организм сов приспособлен к какой охоте?

У медведя дом большой (руки вверх, потянуться)
А у зайца – маленький (руки вверх, присесть)
Наш медведь пошёл домой (ходьба на месте)
А за ним и заинька (прыжки)
Мы зверяток провожаем (марш)
И урок наш продолжаем.

9. Закрепление темы урока (продолжение).

– Дети! В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из – за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.

В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц.

Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: “Растения и животные в беде! Помогите им!”

Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. Всё в природе взаимосвязано.

Мы познакомились сегодня с совой, которая занесена в Красную книгу.

А животное, о котором я вам сейчас загадаю загадку, тоже из Красной книги.

На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок –
Нет ни головы, ни ног. (Ёж.)

– Послушаем ученика – консультанта. (Ученик – консультант подготовил сообщение о животном “Ёжик”.)

Ёжик несёт очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов. Ёжики – одни из древних животных. Они появились много лет назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящеры.

– Ёжик приглашает вас в лес. Он предлагает поиграть в игру.

Игра “Запомни словечко”.

Ёжик – колючий,
Медведь – косолапый,
Лисичка – хитрая,
Белка – пушиста,
Волк – серый,
Лось – большой (через 1–2 минуты вторые слова стираются.)

– Ориентируясь на первое слово, запишите сочетания полностью.

Устно задайте вопросы к прилагательным.

Как мы называем слова, которые вы дописывали сами?

Что они обозначают? (Признак предмета.)

– А сейчас я проверю, умеете ли вы правильно применять прилагательные в речи.

– Прочитайте предложение, найдите ошибки.

На красивой лесной полянке растут красивые незабудки и красивые колокольчики.

Слова для справок: живописной, милые, миловидные.

Задание: замените повторяющиеся слова (имена прилагательные) подходящими по смыслу прилагательными.

Правильная запись предложения:

На живописной лесной полянке растут красивые незабудки и милые колокольчики.

– Почему не использовали слово “миловидный”? (Это качество человека.)

– Молодцы, ребята! Вы хорошо подумали и справились с заданием. Теперь вы знаете, что нельзя допускать повторов одних и тех же слов в предложении.

– А сейчас я проверю на сколько – внимательны вы были весь урок.

10. Контроль и закрепление новых знаний.

– А сейчас я проверю на сколько – внимательны вы были весь урок.

Вставить подходящее по смыслу прилагательное.

Сова охотится на (каких?)…мышей (полевых, серых, больших).

По лесу бродит (какой?)…волк (серый, голодный, добрый).

У лося (какие?)…рога (ветвистые, круглые, большие).

Подобрать подходящее по смыслу прилагательные.

Мышка – (какая?)… Животные – (какие?)…

Составить предложение со словом “прекрасный”.

11. Домашнее задание в рабочей тетради.

12. Итог урока, рефлексация.

– Давайте ещё раз вспомним, с какой частью речи вы сегодня познакомились на уроке?
– Что вы знаете о прилагательном?
Сделаем вывод.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает….. предмета (признак предмета) и отвечающие на вопросы:…. (какой? какая? какое? какие?

Приведите свои примеры имён прилагательных.

Читайте также:  От прилагательных в этих словосочетаниях образуй наречия

– Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Особенно меня порадовали следующие учащиеся …..(учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты работы учащихся).

– Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других?

– Какое задание вызвало затруднение? Почему?

– Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме. Напомните мне правила друзей природы.

– Не срывать цветы.
– Не ломать деревья.
– Не ловить бабочек.
– Не убивать животных.

– Наш урок я хочу закончить строчками из стихотворения В. Гнездилова

Я сорвал цветок – он завял,
Я поймал жука – и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.

  1. “Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школе” (А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская) Москва “Просвещение”, 1991г.
  2. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой, Москва “Просвещение” 2010 г. Русский язык (А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, С. Ю. Ильина, Э. В. Якубовская).
  3. Русский язык: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская) М.: Просвещение, 2010 г.
  4. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку: «Имя прилагательное» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская) Москва “Просвещение”, 2005 г.
  5. “Я познаю мир: Дет. Энциклопедия. Русский язык”. (В.В. Волина) М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997 г.

Источник

Система изучения имени прилагательного

Имя прилагательное в лингвистике трактуется как часть речи, которая обозначает признак предмета, выражает грамматическую зависимость признака от предмета в формах согласования с существительным в роде, числе и падеже. Значение признака является категориальным значением имени прилагательного как части речи. Признак трактуется как круг свойств, качеств, явлений, отношений, характеризующих предметы. К ним относятся внешние качества людей и животных (красивый, высокий), внутренние (психологические) черты людей (храбрый, весёлый), цвет (красный, розовый), пространственные отношения (дальний, широкий), временные отношения (ранний, вечерний), отношения между предметами (папин костюм, волчий хвост) и др. Поэтому следует осуществлять практическое знакомство школьников с многообразием семантики имен прилагательных.

Грамматические признаки прилагательного зависят от имени существительного, поэтому следует уделять внимание установлению зависимости имени прилагательного от имени существительного. Во втором классе дети учатся подбирать признаки к предмету, устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении (выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного). В третьем и четвертом классах происходит конкретизация этой зависимости — имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.

Задачи изучения имени прилагательного:

  • 1) формирование грамматического понятия «имя прилагательное»;
  • 2) овладение умением различать имена прилагательные среди других частей речи;
  • 3) формирование умения изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам;
  • 4) овладение умением устанавливать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного;
  • 5) формирование навыка правописания родовых и падежных окончаний имен прилагательных;
  • 6) обогащение словаря новыми именами прилагательными;
  • 7) развитие логического мышления.

Система формирования грамматического понятия «имя прилагательное» включает три этапа’. На первом этапе учащиеся подготавливаются к усвоению понятия «имя прилагательное». В процессе наблюдений происходит знакомство школьников с лексическим значением имен прилагательных (без введения термина) и вопросами, на которые они отвечают. Дети усваивают понятие признака предмета, что составляет семантическую основу данной части речи. Н. К. Никитина рекомендует следующим образом организовать работу, направленную на усвоение школьниками понятия «признак предмета».

Фрагмент урока

— Назовите предметы, изображенные на картинках. (Лимон, малина, яблоко.) Опишите предметы, укажите, какие они. Назовите конкретные свойства этих предметов. (Лимон желтый, кислый, большой. Малина красная, сладкая, мелкая. Яблоко зеленое, вкусное.)

Вводятся более общие значения. Учащиеся определяют, что слова жёлтый, красная, зелёное называют цвет; слова кислый, сладкая, вкусное называют вкус; слова большой, мелкая, крупное — размер.

Затем мысль детей направляется по пути большего абстрагирования. Делается вывод о том, что качества предметов (цвет, вкус, размер) — это признаки предметов. Предметы отличаются друг от друга своими признаками, каждый предмет может иметь несколько признаков. По этим признакам можно узнать предмет. Ученикам предлагается ответить на вопрос: «Что могут называть слова?» (Слова могут называть признаки предмета.) Далее проводится наблюдение над тем, на какие вопросы отвечают слова, которые называют признаки предметов [1] .

Кроме того, на данном этапе школьники усваивают связь слов, называющих признаки предметов со словами, которые называют предмет. У учащихся формируется следующие умения:

  • а) распознавать слова данной категории;
  • б) выделять их из предложения, текста вместе со словом, которое называет предмет;
  • в) задавать к ним вопросы;
  • г) определять семантику слова, называющего признак предмета;
  • д) называть признаки известных предметов;
  • с) группировать слова по определенным признакам.

На втором этапе осуществляется углубление знаний об имени прилагательном как части речи, изучение морфологических признаков прилагательного (рода и числа) и форм словоизменения (склонения), а также синтаксической функции. Н. К. Никитина отмечает, что в результате школьники овладевают развернутым определением данной части речи.

Порядок развернутого определения имени прилагательного следующий.

  • 1. Имя прилагательное — это часть речи.
  • 2. Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»
  • 3. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
  • 4. Имя прилагательное связано в предложении с именем существительным.
  • 5. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано.
  • 6. В предложении имя прилагательное бывает второстепенным членом [1] . Такое развернутое определение приводит в систему признаки изученной категории.
Читайте также:  Роль прилагательного в лирике

Содержание третьего этапа:

  • 1) расширение представлений о лексическом значении имен прилагательных;
  • 2) совершенствование умений изменять прилагательные по родам, числам и падежам, устанавливать в предложении зависимость имени прилагательного от имени существительного;
  • 3) развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
  • 4) формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе [3] .

Ознакомление с изменением имен прилагательных по родам осуществляется на основе знаний учащихся о том, что имя прилагательное обозначает признак предмета; в предложении связано с именем существительным. Для ознакомления с категорией рода имен прилагательных используются имена существительные, которые лексически сочетаются с одними и теми же именами прилагательными (например, день, ночь, утро). На основе речевых ситуаций учащиеся подбирают имена прилагательные к данным именам существительным (день (какой?) зимний; ночь (какая?) зимняя; утро (какое?) зимнее).

Далее проводится наблюдение над каждым родом имен прилагательных. Школьники определяют род имени существительного день. Называют имена прилагательные, которые связаны с существительным мужского рода день (холодный, зимний), определяют род этих имен прилагательных. Затем учитель задает вопрос о том. как учащиеся определили род имен прилагательных. Школьники приходят к выводу, что род имен прилагательных определяется по имени существительному, с которым они связаны. Затем ученики выясняют отличительные признаки имен прилагательных мужского рода — вопрос и окончания.

Аналогично проводится наблюдение над именами прилагательными женского и среднего рода. Анализ языкового материала позволяет ученикам сделать вывод о том, что имена прилагательные изменяются по родам, и обобщить признаки каждого рода.

В соответствии с программой у учащихся формируется навык правописания родовых окончаний имен прилагательных. Укреплению данного навыка способствует овладение следующим алгоритмом действия.

  • 1. Установить, с каким существительным связано имя прилагательное.
  • 2. Задать вопрос от имени существительного к прилагательному.
  • 3. Определить род имени существительного.
  • 4. По роду имени существительного определить род имени прилагательного.
  • 5. Вспомнить окончание имени прилагательного этого рода.
  • 6. Сравнить окончание имени прилагательного и окончание вопроса. При формировании навыка правописания родовых окончаний

Н. К. Никитина рекомендует использовать в речевой практике сочетание одного и того же прилагательного с существительными разных родов (полезный совет, полезная вещь, полезное занятие).

В процессе изучения числа имен прилагательных школьники должны усвоить следующие сведения:

  • а) имена прилагательные изменяются по числам;
  • б) число имен прилагательных зависит от числа имени существительного, к которому они относятся;
  • в) имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются;
  • г) прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос «Какие?» и имеют окончания -ые, -ие.

М. Р. Львов считает, что знакомство с данной темой целесообразно провести не индуктивно, а дедуктивно, выдвинув следующую гипотезу: возможно, что прилагательное, зависящее от имени существительного, принимает не только род существительного, но и число. На основе анализа языкового материала учащиеся приходят к выводу о том, что число имени прилагательного также зависит от числа имени существительного. Специальное наблюдение проводится над формой множественного числа [4] .

Для формирования навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных и окончаний во множественном числе необходимо сформировать у учащихся умение соотносить род и число имен прилагательных с родом и числом имен существительных.

Тема «Склонение имен прилагательных» занимает важное место в процессе изучения данной части речи. Склонение прилагательных включает их изменение не только по падежам и числам, но и по родам (в единственном числе). При изучении темы происходит формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных.

Для ознакомления учащихся со склонением прилагательных М. Р. Львов рекомендует в качестве языкового материала использовать текст. В ходе анализа текста школьники выполняют следующие действия: выделяют в каждом предложении словосочетание «существительное + прилагательное», т.е. находят существительное, от которого зависит прилагательное; определяют, в каком падеже это существительное употребляется; задают вопрос от существительного к прилагательному; определяют падеж имени прилагательного. Учащиеся приходят к выводу: падеж имени прилагательного зависит от падежа имени существительного, с которым оно связано. После этого происходит ознакомление со склонением имен прилагательных мужского, среднего и женского рода.

М. Р. Львов указывает на необходимость проведения наблюдения над падежными вопросами имен прилагательных, что позволяет сделать следующие выводы:

  • 1) имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, которые отличаются от падежных вопросов имен существительных;
  • 2) имена прилагательные мужского и среднего рода имеют одинаковые падежные вопросы (за исключением именительного и винительного падежей);
  • 3) падежные вопросы имеют ударные окончания;
  • 4) в одном и том же падеже окончание вопроса совпадает с окончанием прилагательного.

По мере знакомства со склонением имен прилагательных следует составлять таблицу падежных окончаний, использовать ее в качестве справочника при выполнении упражнений.

Источник