Меню

Методика обучения правописанию безударных личных окончаний глагола



Методика обучения правописанию безударных личных окончаний глагола

Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в III классе особое место. Данный навык сложен, и его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи. При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:

1. Узнай начальную форму глагола и по ней определи спряжение.

2. Узнай время, лицо и число глагола.

3. Вспомни окончание глагола этого спряжения в лица, напиши его.

Необходимо заметить, что осознание последовательности действий не означает правильного написания окончаний. Есть еще ряд условий, определяющих правильность написания. В частности, одним из них является знание суффикса глагола, но которому определяется спряжение, например: сочинять, строить, таять, сеять, лаять, чистить, гладить, красить, ставить и т. п. Поскольку неопределенную форму подобных глаголов нужно запомнить, такие глаголы должны быть заранее (начиная со II класса) включены в упражнения в начальной форме. Не менее важным условием успешного формирования навыка является система упражнений.

Источник

Урок русского языка по теме «Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (901,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Авторский медиапродукт – презентация 19 слайдов (среда POWERPOINT)

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.

Цель: создать условия для “открытия” правила правописания безударных личных окончаний глаголов и зависимости их от начальной формы.

образовательные:

  • формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу начальной формы;
  • отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

развивающие:

  • учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
  • способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитательные:

  • содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • карточки с заданиями;
  • презентация 19 слайдов (среда POWERPOINT);
  • учебник русского языка I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”)

I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.

II. Схема взаимосвязи кадров презентации:

III. Содержание кадров: (переход по щелчку)

  1. Титульный лист.
  2. Тема урока.
  3. Цель урока.
  4. Организационный момент с поэтической минуткой.
  5. Слова с пропущенными орфограммами.
  6. Предложения с пропущенными словами.
  7. Текст для самостоятельной работы. Информация о глаголе
  8. Новая информация о глаголе.
  9. Плакат Летучей Мыши.
  10. Открытие нового.
  11. Слова для физминутки.
  12. Алгоритм.
  13. Проверка задания упр. 33.
  14. Проверка задания для детей 1 группы.
  15. Проверка самостоятельной работы (гиперссылка, возврат на 12 слайд (в случае необходимости) по вопросительному знаку, возврат на 15 слайд по слову “алгоритм”).
  16. Слова благодарности.
  17. Рефлексия.
  18. Домашнее задание.
  19. Используемые ресурсы.
Читайте также:  Слово идешь глагол какой род

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  • интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  • развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности;
  • развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.)

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор, экран, доска, тетради, учебники, карточки.

Технологии, методы:

  • проблемное обучение;
  • иформационно-коммуникационное;
  • частично-поисковый;
  • практический;
  • наблюдение, сравнение, анализ;
  • словесный.
Структурные элементы Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок. 1
2 Вхождение в тему. Проверка знаний и умений учащихся, полученных ранее. Фронтальный опрос. Постановка проблемы. Повторяют орфограммы, вставляют пропущенные буквы. Размышляют. Выход на проблему. 4
3 Стадия вызова. Прием “Продолжи фразу” Подготовка учащихся к получению новых знаний. Актуализация знаний. Осмысление. Работа в парах. Взаимопроверка. 5
4 Стадия осмысления. Решение проблемного вопроса. Разъяснение заданий. Наблюдение, помощь. Индивидуальная и парная работа. Анализируют, размышляют, работают с научной информацией. Делают открытие. 12
5 Составление алгоритма. Анализ, помощь, фиксация. Систематизация знаний. 3
6 Закрепление. Объяснение заданий, организация игры, помощь. Самостоятельная, парная работа. 9
7 Самостоятельная работа. Организация самостоятельной работы, наблюдение, помощь. Применение знаний. 5
8 Итог урока Организация. Определение ценности и полезности урока. 1
9 Рефлексия. Организация рефлексии деятельности. Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности. 2
10 Домашнее задание. Разъяснение дифференцированного задания. Восприятие. Запись. 1

I. Организационный момент. (Слайд № 4)

Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

II. Вхождение в тему.

(На слайде № 5) слова: с_сна, в_лна, сверка_т, пч_ла, к_рмушка.

— Назовите орфограмму, встречающуюся в данных словах, подберите проверочные слова.

(Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

С_сна – со’сны, в_лна – во’лны, пч_ла – пчё’лы, к_рмушка – ко’рм.)

— Какое слово вызвало затруднение? Почему?

(Слово “сверкает” — безударная гласная в окончании. Мы ещё не знаем, как её проверять.)

— О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?

— В какой части слова находится орфограмма, которую мы изучаем?

— Как называется изучаемая орфограмма?

— Что у вас вызывает трудности?

— Над этим мы и будем работать на уроке.

III. Стадия вызова.

Приём “Продолжи фразу”. (Слайд № 6)

Каждый ученик работает по карточке №1:

а) Часть речи, которая обозначает действие . (предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? называется . (глаголом)

б) Не с глаголами пишется . (отдельно)

в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы. (что делать?, что сделать?)

г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы . (ть, ти,чь)

д) Глаголы изменяются в прошедшем времени и . (по числам, в ед. ч. – по родам), в наст. и буд. времени глаголы изменяются по . (числам и лицам)

Читайте также:  Глагол provide в прошедшем времени

е) В предложении глагол является . (сказуемым).

ё) Спряжение – это . (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

Работа в парах. Взаимопроверка.

— Обсудите результаты своей работы. Информацию, с которой вы не согласны, помечайте знаком “?”

— Проверим вашу работу.

IV. Стадия осмысления.

1. Работа с текстом (Слайд № 7)

Каждому ребенку выдается текст.

— Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте:

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.

Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.

Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.

По окончаниям в 1-м лице определить спряжение нельзя, потому что они одинаковые для ОБОИХ спряжений! Нужно определять спряжение по окончаниям глаголов во 2-м или 3-м лице!

Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо помнить, что у глаголов 1-го спряжения в окончаниях есть буква —Е и буквы —У или —Ю в 3-м лице множественного числа, а у глаголов 2-го спряжения – буква —И и буквы —А и —Я в 3-м лице множественного числа.

Безударное окончание глагола можно правильно написать, определив спряжение по его начальной форме.

— Что нового узнали? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

2. Решение проблемного вопроса.

— Какая проблема встала перед нами? (Слайд № 8).

(Как определить спряжение глагола по начальной форме?)

— Попробуйте выяснить, как определить спряжение по начальной форме глагола.

(Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают с сообщениями).

— Как проверить верность наших выводов?

(Надо обратиться к научной информации).

— Поработайте с плакатами Летучей мыши и текстом на стр.54 – 56. (Слайд №9)

Какое открытие вы для себя сделали? (Слайд № 10)

1. Если мы не знаем, как писать безударные личные окончания глагола, нужно поставить глагол в начальную форму и посмотреть на глагольный суффикс.

2. Если глагольный суффикс –и-, значит, это глагол 2-го спряжения и надо писать личные окончания глаголов 2-го спряжения: букву –и- в окончаниях ед.ч. и буквы -а/-я – в окончаниях 3-го лица мн.ч.

3. Если у глагола в начальной форме нет суффикса –и-, значит, это глагол 1-го спряжения, и в безударных окончаниях ед.ч. надо писать букву –е-, а в окончаниях 3-го лица мн.ч. – буквы –у/-ю.

V. Физминутка. (Слайд №11)

— Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопки над головой, 2 спряжения – хлопки за спиной.

Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.

VI. Составление алгоритма.

— Что общего между словами, которые вы видите на слайде?

У этих слов ударное окончание.

Читайте также:  Образуйте от глаголов действительные и страдательные причастия строить

— Давайте составим алгоритм определения спряжения: (Слайд №12)

1. Проверяем, какими являются окончания личных форм глагола – ударными или безударными.

2. Если личные окончания ударные, спряжение определи по букве окончания: если -Е (-Ё) и -У (-Ю), значит, это глагол 1-го спряжения; если -И и -А (-Я) – 2-го спряжения.

3. Если личные окончания безударные, поставь глагол в начальную форму и посмотри, какой у него глагольный суффикс. Если суффикс –и-, значит, глагол (как правило!) 2-го спряжения; если другой суффикс, то глагол (как правило!) 1-го спряжения.

(Информация о глаголах-исключениях будет вставлена позже.)

1. Упр. 33, стр. 56 (работа в парах)

Налить воды, грузить вагон, сеять пшеницу, забить гол, зашить дырку, уснуть на уроке, колоть дрова, шагать по улице, вязать шарф.

Попробуй определить спряжение глаголов. Пользуйся инструкцией и подсказкой (на стр. 56 – 57 учебника).

Проверка. (Слайд № 13)

— Петя Захаров, который был невнимателен на уроке, решил, что глаголы налить, забить и зашить – это глаголы 2-го спряжения, потому что у них глагольный суффикс – и -.

— Вы согласны с Петей?

Нет. Петя ошибся дважды: во-первых, ему не надо было смотреть на глагольный суффикс, потому что у этих глаголов ударные личные окончания, по которым видно, что все они – глаголы 1-го спряжения: нальёшь, забьёшь, зашьёшь; во-вторых, у этих глаголов нет глагольного суффиксаи -. У них буква –и— входит в корень.

2. Игра “Займи своё место”. У двух ведущих карточки с буквами и , у остальных ребят карточки, на которых написаны глаголы, с пропущенными гласными в окончаниях. По сигналу учителя ребята занимают свои места за ведущими. (Стро_т, пил_т, дума_шь, ед_шь, рису_м, люб_т, нос_т, бел_шь, пада_т, крас_т.)

3. Дифференцированная работа.

(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)

— Пользуясь новым способом определения спряжения, вставим пропущенные гласные в окончания глаголов:

Пиш_т, вяж_м, вар_м, чита_шь, отвеча_т, жар..т, мо..шь, чист..т.

(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)

(Задание для успевающих детей – 2 группа по карточкам)

— Поставьте глаголы в форму настоящего времени;

Весеннее солнце теплыми лучами (пригревать) ____________землю.

Природа (оживать) ___________ от зимнего сна. Одним из первых (прилетать) ___________ весной грач.

VIII. Самостоятельная работа (на компьютерах).

— В личные окончания глаголов вставьте пропущенные буквы.

Тревож_шь маму, ужина_м в столовой, меша_те Диме, кос_т траву, угрожа_т жизни, люб_шь красоту, стира_м белье, лета_шь легко.

— Проверим вашу работу. (Слайд №15)

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Что нового о глаголе вы узнали?

— Для чего мы учимся определять спряжение глагола?

X. Рефлексия. (Слайд №17)

Закончите фразу “Теперь я знаю. ” или “Я умею. ”.

XI. Дом. задание. (Слайд №18)

1-ая группа – стр.58, упр.34;

2-ая группа — написать мини-сочинение на тему “Осень” (5-6 предложений) и указать спряжение глаголов.

Литература.

1. Т.А.Байкова, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова Русский язык, методическое пособие, 4 класс. М.: Академкнига/Учебник, 2009.

Источник