Методика обучения правописанию безударных личных окончаний глагола
Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в III классе особое место. Данный навык сложен, и его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи. При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:
1. Узнай начальную форму глагола и по ней определи спряжение.
2. Узнай время, лицо и число глагола.
3. Вспомни окончание глагола этого спряжения в лица, напиши его.
Необходимо заметить, что осознание последовательности действий не означает правильного написания окончаний. Есть еще ряд условий, определяющих правильность написания. В частности, одним из них является знание суффикса глагола, но которому определяется спряжение, например: сочинять, строить, таять, сеять, лаять, чистить, гладить, красить, ставить и т. п. Поскольку неопределенную форму подобных глаголов нужно запомнить, такие глаголы должны быть заранее (начиная со II класса) включены в упражнения в начальной форме. Не менее важным условием успешного формирования навыка является система упражнений.
Источник
Урок русского языка по теме «Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов». 4-й класс
Класс: 4
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (901,1 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Авторский медиапродукт – презентация 19 слайдов (среда POWERPOINT)
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.
Цель: создать условия для “открытия” правила правописания безударных личных окончаний глаголов и зависимости их от начальной формы.
образовательные:
- формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу начальной формы;
- отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;
развивающие:
- учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
воспитательные:
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- карточки с заданиями;
- презентация 19 слайдов (среда POWERPOINT);
- учебник русского языка I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”)
I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
II. Схема взаимосвязи кадров презентации:
III. Содержание кадров: (переход по щелчку)
- Титульный лист.
- Тема урока.
- Цель урока.
- Организационный момент с поэтической минуткой.
- Слова с пропущенными орфограммами.
- Предложения с пропущенными словами.
- Текст для самостоятельной работы. Информация о глаголе
- Новая информация о глаголе.
- Плакат Летучей Мыши.
- Открытие нового.
- Слова для физминутки.
- Алгоритм.
- Проверка задания упр. 33.
- Проверка задания для детей 1 группы.
- Проверка самостоятельной работы (гиперссылка, возврат на 12 слайд (в случае необходимости) по вопросительному знаку, возврат на 15 слайд по слову “алгоритм”).
- Слова благодарности.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Используемые ресурсы.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
- интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности;
- развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.)
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор, экран, доска, тетради, учебники, карточки.
Технологии, методы:
- проблемное обучение;
- иформационно-коммуникационное;
- частично-поисковый;
- практический;
- наблюдение, сравнение, анализ;
- словесный.
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Положительный настрой на урок. | 1 |
2 | Вхождение в тему. | Проверка знаний и умений учащихся, полученных ранее. Фронтальный опрос. Постановка проблемы. | Повторяют орфограммы, вставляют пропущенные буквы. Размышляют. Выход на проблему. | 4 |
3 | Стадия вызова. Прием “Продолжи фразу” | Подготовка учащихся к получению новых знаний. | Актуализация знаний. Осмысление. Работа в парах. Взаимопроверка. | 5 |
4 | Стадия осмысления. Решение проблемного вопроса. | Разъяснение заданий. Наблюдение, помощь. | Индивидуальная и парная работа. Анализируют, размышляют, работают с научной информацией. Делают открытие. | 12 |
5 | Составление алгоритма. | Анализ, помощь, фиксация. | Систематизация знаний. | 3 |
6 | Закрепление. | Объяснение заданий, организация игры, помощь. | Самостоятельная, парная работа. | 9 |
7 | Самостоятельная работа. | Организация самостоятельной работы, наблюдение, помощь. | Применение знаний. | 5 |
8 | Итог урока | Организация. | Определение ценности и полезности урока. | 1 |
9 | Рефлексия. | Организация рефлексии деятельности. | Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности. | 2 |
10 | Домашнее задание. | Разъяснение дифференцированного задания. | Восприятие. Запись. | 1 |
I. Организационный момент. (Слайд № 4)
Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
II. Вхождение в тему.
(На слайде № 5) слова: с_сна, в_лна, сверка_т, пч_ла, к_рмушка.
— Назовите орфограмму, встречающуюся в данных словах, подберите проверочные слова.
(Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
С_сна – со’сны, в_лна – во’лны, пч_ла – пчё’лы, к_рмушка – ко’рм.)
— Какое слово вызвало затруднение? Почему?
(Слово “сверкает” — безударная гласная в окончании. Мы ещё не знаем, как её проверять.)
— О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?
— В какой части слова находится орфограмма, которую мы изучаем?
— Как называется изучаемая орфограмма?
— Что у вас вызывает трудности?
— Над этим мы и будем работать на уроке.
III. Стадия вызова.
Приём “Продолжи фразу”. (Слайд № 6)
Каждый ученик работает по карточке №1:
а) Часть речи, которая обозначает действие . (предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? называется . (глаголом)
б) Не с глаголами пишется . (отдельно)
в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы. (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы . (ть, ти,чь)
д) Глаголы изменяются в прошедшем времени и . (по числам, в ед. ч. – по родам), в наст. и буд. времени глаголы изменяются по . (числам и лицам)
е) В предложении глагол является . (сказуемым).
ё) Спряжение – это . (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
Работа в парах. Взаимопроверка.
— Обсудите результаты своей работы. Информацию, с которой вы не согласны, помечайте знаком “?”
— Проверим вашу работу.
IV. Стадия осмысления.
1. Работа с текстом (Слайд № 7)
Каждому ребенку выдается текст.
— Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте:
Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.
Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.
Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.
По окончаниям в 1-м лице определить спряжение нельзя, потому что они одинаковые для ОБОИХ спряжений! Нужно определять спряжение по окончаниям глаголов во 2-м или 3-м лице!
Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо помнить, что у глаголов 1-го спряжения в окончаниях есть буква —Е и буквы —У или —Ю в 3-м лице множественного числа, а у глаголов 2-го спряжения – буква —И и буквы —А и —Я в 3-м лице множественного числа.
Безударное окончание глагола можно правильно написать, определив спряжение по его начальной форме.
— Что нового узнали? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?
2. Решение проблемного вопроса.
— Какая проблема встала перед нами? (Слайд № 8).
(Как определить спряжение глагола по начальной форме?)
— Попробуйте выяснить, как определить спряжение по начальной форме глагола.
(Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают с сообщениями).
— Как проверить верность наших выводов?
(Надо обратиться к научной информации).
— Поработайте с плакатами Летучей мыши и текстом на стр.54 – 56. (Слайд №9)
— Какое открытие вы для себя сделали? (Слайд № 10)
1. Если мы не знаем, как писать безударные личные окончания глагола, нужно поставить глагол в начальную форму и посмотреть на глагольный суффикс.
2. Если глагольный суффикс –и-, значит, это глагол 2-го спряжения и надо писать личные окончания глаголов 2-го спряжения: букву –и- в окончаниях ед.ч. и буквы -а/-я – в окончаниях 3-го лица мн.ч.
3. Если у глагола в начальной форме нет суффикса –и-, значит, это глагол 1-го спряжения, и в безударных окончаниях ед.ч. надо писать букву –е-, а в окончаниях 3-го лица мн.ч. – буквы –у/-ю.
V. Физминутка. (Слайд №11)
— Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопки над головой, 2 спряжения – хлопки за спиной.
Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.
VI. Составление алгоритма.
— Что общего между словами, которые вы видите на слайде?
— У этих слов ударное окончание.
— Давайте составим алгоритм определения спряжения: (Слайд №12)
1. Проверяем, какими являются окончания личных форм глагола – ударными или безударными.
2. Если личные окончания ударные, спряжение определи по букве окончания: если -Е (-Ё) и -У (-Ю), значит, это глагол 1-го спряжения; если -И и -А (-Я) – 2-го спряжения.
3. Если личные окончания безударные, поставь глагол в начальную форму и посмотри, какой у него глагольный суффикс. Если суффикс –и-, значит, глагол (как правило!) 2-го спряжения; если другой суффикс, то глагол (как правило!) 1-го спряжения.
(Информация о глаголах-исключениях будет вставлена позже.)
1. Упр. 33, стр. 56 (работа в парах)
Налить воды, грузить вагон, сеять пшеницу, забить гол, зашить дырку, уснуть на уроке, колоть дрова, шагать по улице, вязать шарф.
Попробуй определить спряжение глаголов. Пользуйся инструкцией и подсказкой (на стр. 56 – 57 учебника).
Проверка. (Слайд № 13)
— Петя Захаров, который был невнимателен на уроке, решил, что глаголы налить, забить и зашить – это глаголы 2-го спряжения, потому что у них глагольный суффикс – и -.
— Вы согласны с Петей?
— Нет. Петя ошибся дважды: во-первых, ему не надо было смотреть на глагольный суффикс, потому что у этих глаголов ударные личные окончания, по которым видно, что все они – глаголы 1-го спряжения: нальёшь, забьёшь, зашьёшь; во-вторых, у этих глаголов нет глагольного суффикса – и -. У них буква –и— входит в корень.
2. Игра “Займи своё место”. У двух ведущих карточки с буквами -Е и -И, у остальных ребят карточки, на которых написаны глаголы, с пропущенными гласными в окончаниях. По сигналу учителя ребята занимают свои места за ведущими. (Стро_т, пил_т, дума_шь, ед_шь, рису_м, люб_т, нос_т, бел_шь, пада_т, крас_т.)
3. Дифференцированная работа.
(Задание для слабоуспевающих детей – 1 группа)
— Пользуясь новым способом определения спряжения, вставим пропущенные гласные в окончания глаголов:
Пиш_т, вяж_м, вар_м, чита_шь, отвеча_т, жар..т, мо..шь, чист..т.
(Задание выполняется комментировано под руководством учителя)
(Задание для успевающих детей – 2 группа по карточкам)
— Поставьте глаголы в форму настоящего времени;
Весеннее солнце теплыми лучами (пригревать) ____________землю.
Природа (оживать) ___________ от зимнего сна. Одним из первых (прилетать) ___________ весной грач.
VIII. Самостоятельная работа (на компьютерах).
— В личные окончания глаголов вставьте пропущенные буквы.
Тревож_шь маму, ужина_м в столовой, меша_те Диме, кос_т траву, угрожа_т жизни, люб_шь красоту, стира_м белье, лета_шь легко.
— Проверим вашу работу. (Слайд №15)
— Над какой темой мы сегодня работали?
— Что нового о глаголе вы узнали?
— Для чего мы учимся определять спряжение глагола?
X. Рефлексия. (Слайд №17)
— Закончите фразу “Теперь я знаю. ” или “Я умею. ”.
XI. Дом. задание. (Слайд №18)
1-ая группа – стр.58, упр.34;
2-ая группа — написать мини-сочинение на тему “Осень” (5-6 предложений) и указать спряжение глаголов.
Литература.
1. Т.А.Байкова, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова Русский язык, методическое пособие, 4 класс. М.: Академкнига/Учебник, 2009.
Источник