Меню

Методы и приемы изучения глагола



Методика изучения темы «Глагол»

Программный раздел «Грамматика, правописание и развитие речи» определяет содержание обучения, умения и навыки, которые должны быть отработаны со 2-го по 9-й класс.

Специфичность задач и принципов обучения русскому языку учащихся младших классов

вспомогательной школы предполагает и своеобразие методики работы над первоначальными языковыми о6о6щениями.

Здесь нужно сказать, прежде всего, о тесном взаимопроникновении, слитности всех этапов усвоения материала (подготовительного, знакомства с новым материалом и его закрепления), так что не всегда возможно установить границы каждого этапа. Однако условно их можно выделить и охарактеризовать то специфическое, что отличает характер обучения русскому языку в младших классах от старших.

Так, подготовительный этап организует наглядно-практическую деятельность учащихся и ее

«оречевление». Но уже в процессе последнего осуществляется наблюдение за теми языковыми формами, с помощью которых мы смогли отразить в речи созданную предметную ситуацию.

Фактически на уроке практических грамматических упражнений реализуется мини-модель того пути,

который проходит нормальный ребенок в овладении речью и некоторыми законами языка.

Покажем это на примере. Приступая к овладению понятием «Названия действий предметов», второклассники наблюдают действие вызванного к доске ученика, отгадывают это действие, называют его. Затем изображение того же действия находят на картинке, прикрепляют ее к доске и подписьпзают под ней название действия. Учитель предлагает вспомнить вопрос, который он задавал к действию ученика, найти этот вопрос на карточке и подставить к слову. Получившийся ряд слов (например: Что делает? — бегает) ученики записывают в тетрадь.

Учитель демонстрирует картинку (например, девочки прыгают), просит назвать действие, которое выполняют девочки, и задать вопрос к этому действию. Картинку снова размещают на доске, подписывают название действия, прикрепляют табличку с вопросом. Учащиеся прочитывают данный ряд слови с новой строчки записывают их в тетрадь. Подводится итог: ученики зачитывают по тетради названия действий, вопросы, на которые они отвечают, показывают на доске, где изображены действия, а где записаны слова -названия этих действий, еще раз повторяют вопросы, на которые отвечают названия действий.

В том случае, если учащиеся продолжают изучать указанную тему в последующих классах, их

подготовка к усвоению нового будет начинаться, как всегда, с подготовительного этапа, в процессе

которого актуализируется ранее усвоенный материал. Например, в 3-м классе, кроме глаголов, отвечающих на вопросы: что делает? и что делают? — вводятся другие глагольные формы, к которым

можно поставить вопросы что делал? что будет делать? и что сделал?

Начиная изучение нового материала, учитель использует любой прием повторения пройденного:

называние действий по картинками постановка вопросов к ним, подбор учащимися собственных примеров по вопросам (что делает? что делают?), разбор слов, написанных на доске, и определение, к какой группе слов они относятся и на какие вопросы отвечают. Формулируется тема урока. Далее, так

же как и во 2-м классе, ученик по заданию учителя выполняет любое действие, например поливает

цветы. Учащиеся называют действие, ставят вопрос к нему. На доске пишется вопрос или

прикрепляется карточка с вопросом, а под ним фиксируется название действия. Ученик садится, а

учитель задает вопрос о выполненном действии. Вновь записывается на доске вопрос (что делал?) и этот же глагол в прошедшем времени. Учитель снова просит ученика взять лейку и подойти к другому цветку, спрашивая при этом: «Что будет делать Витя?» Ответ на этот вопрос также фиксируется на доске, а под ним записывается нужная глагольная форма. Чтобы дети не утомились от длительной

устной работы, предпочтительнее параллельно записывать материал на доске и в тетрадях. После

окончания записей зачитываются названия действий и вопросы к ним, уточняется, кто и где выполнял сами действия и где записаны их названия. Перед детьми ставится проблемный вопрос, что нового они узнали о названиях действий. Через один — два урока можно ввести глагольные формы с вопросом что

Тема «Названия действий» отрабатывается сначала на словах, указывающих на деятельность одушевленных предметов. Осознание детьми значений этих глаголов осуществляется легче, так как их

семантика близка к представлениям школьников о самих действиях. Это выражение движений,

трудовых и игровых процессов (бежал, строгал, бросал). Позднее включаются слова, обозначающие действия неодушевленных предметов (река течет, деревья растут), и, наконец, слова, называющие состояние, чувства, мыслительную и речевую деятельность человека (краснеть, радоваться, думать, рассказывать).

В процессе закрепления названий действий ученики тренируются в умении практически пользоваться различными грамматическими категориями глагола, такими, как число (2-й класс), время, род в прошедшем времени (3-й класс), лицо (4-й класс). Образование этик форм и употребление их в речи выполняются на основе речевых ситуаций, образцов, вопросов. В качестве одного из видов упражнений возможно использовать редактирование, предлагаемое в игровой форме. Это может быть Незнайка, перепутавший карточки со словами, в результате чего получились странные предложения: Он играли. Я бежишь. Они идет. Ты пишу. Учащимся следует помочь Незнайке правильно переставить карточки. В другом варианте игры предложения может произносить учитель с правильными или неверными согласованием. Дети одобряют их или исправляют ошибки, получая за верные ответы баллы либо игровые фишки.

В работе с названиями действий школьники вновь возвращаются к изученным формам имени: числу (2-4-й классы), роду (3-4-й классы). Так, для закрепления родовых окончаний глагола можно использовать такой прием:

– Дима, иди к доске. Возьми мел. Что сделал Дима?

– Зина, теперь ты иди к доске. Тоже возьми мел. Что сделала Зина?

– Повторите слова, которые называют действия Димы и Зины. Запишите их. Дима напишет на доске название своего действия, а Зина – своего.

– Оком мы говорим «взял»? А оком «взяла»? Сравните слова по буквам. Чем отличаются слова? Какую букву (окончание) мы прибавляем, когда говорим о девочке, о женщине?

Выделите у себя в тетрадях это окончание: взял. – нет окончания, взял [а] –окончание -а.

Читайте также:  Какое окончание у глагола значит

После разбора грамматических признаков рода выполняются упражнения с другими названиями предметов и действий.

В работе по данной теме некоторое место должны занимать упражнения с образными средствами языка, когда учащиеся сравнивают предложения: Девочка смеется.— Гриб смеется. Вместе с детьми устанавливается, в каком предложении говорится о жизни, а в каком — о сказке. Школьники сами пробуют составить предложения с названиями действий (опорные слова предлагает учитель) в том и другом значении. На уроках чтения специально обращается внимание школьников на подобные сочетания. Умение замечать образные средства языка, использовать в речи, под руководством учителя, слова с переносными значением, объяснять сказанное («Почему гриб смеется? Над кем смеется? Нарисуй Смеющийся гриб») – это еще один из путей формирования лингвистического отношения к слову, чувства языка, развития речи и мышления.

В СКШ VIII вида учащиеся получают элементарные сведения о глаголе. Усвоение этой части речи опирается на ИХ знание о действии предмета. В младших классах школьники выполняли упражнения по определению действий предмета, постановки вопроса к действию предмета (что делает? Что будет делать?) В 5 классе новый термин «глагол» формируется понятие о глаголе как о части речи. Далее идёт углубление изучения этой темы.

Понятие о глаголе.

Формирование понятия можно проследить в 2 этапа:

1. Учащиеся уясняют значение глагола как части речи, обозначающей

действие предмета (5класс)

2. Изучают глагол как часть речи, обозначающей состояние предмета (7

класс). Одновременно определяют роль глагола в предложении.

В 5 классе начиная работу по изучению глагола, учитель восстанавливает знания учащихся о действии предмета. Из предложения выделяются слова, обозначающие действие предмета и учитель с помощью вопросов подводит к обобщению что все эти слова глаголы и отвечают на вопросы

В 7 классе включаются глаголы, обозначающие состояние предмета.

Учащиеся подводятся к обобщению что глаголы изменяются по временами имеют 3 времени: настоящее, будущее, прошедшее. Читается правило в учебнике, которое затем заучивается.

Изменение глагола по числам. Данная тема изучается на практическом материале.

Учащиеся читают, находят и подчёркивают глаголы, ставят к ним вопросы и объясняют разницу в каждой паре (едет — действие одного, едут действие многих предметов). Учащимся объясняется что глаголы могут быть множественного и единственного числа.

Правописание частицы не с глаголом.

Учащиеся читают текст, подчёркивают глаголы с не. Учащиеся подводятся к выводу: частица не пишется с глаголами отдельно. На практическом материале демонстрируются глаголы, которые без не не употребляются: негодовать, нездоровится.

Изменение глаголов по лицам.

С термином лицо учащиеся уже познакомились при изучении личных местоимений, поэтому в упражнения включаются сочетания личных местоимений с глаголами во всех лицах, наиболее удобен текст с диалогами, учащиеся из него вьшисьп3ают глаголы с местоимениями. Ставят к глаголу вопросы и определяют время и число.

Под руководством учителя школьники определяют лицо местоимения, называют глагол, который употреблён с данных местоимением. Если местоимение 1 лица, то и глагол 1 лица. Понятия о6 изменении лица закрепляются на предложениях в которых учащиеся мысленно подставляют к глаголу местоимения.

Неопределённая форма глагола на -ть, -чь, -ти.

Учащимся предлагается ряд глаголов: читает, читать, прочитать.

Учащиеся ставят к глаголу вопросы и подчёркивают буквы на конце глагола. Вывод который читают: на вопросы что делать, что сделать отвечают глаголы в неопределённой форме и имеют на конце ть, чь, ти. Термин неопределённой формы значит не определить ни род, ни число, ни падеж. Важно объяснить что на конце неопределённой формы глагола всегда пишется мягкий знак.

Изучается в 4 этапа:

1. Формируется понятие о спряжениях, основное внимание уделяется правописанию окончания глаголов разных спряжений. Ход изучения темы «Глагол» подготовил учащихся к усвоению спряжения. Они уже знают что глаголы изменяются по лицами числам, ло времени.

2.Введение в тему:

Определение спряжения глагола по неопределённой форме.

3. Познакомить с определением спряжения можно так: учащиеся выполняют упражнение в котором даны глаголы II спряжения на — ить. Учащиеся читают правило по учебнику: Глаголы, которые в неопределённой форме имеют на конце — ить (кроме брить, стелить) являются глаголами II спряжения.

Для того чтобы учащиеся запомнили что ко II спряжению относятся 7 глаголов на — еть (видеть, смотреть, вертеть, обидеть, ненавидеть, терпеть, зависеть), 4 глагола на — ать (гнать, держать, дышать, слышать). Эти глаголы записываются в таблицы, вывешиваются в классе, делаются индивидуальные карточки. Все остальные относятся к I спряжению.

4. Знакомство с возвратной формой глагола (без названия термина) Сочетания слов типа купать -купаться, мыть — мыться ит.д. Ученики делают вывод о том, что эти глаголы в неопределенной форме и ь перед — ся сохраняется.

Для выработки навыка правописания глаголов на — тся, -ться, можно использовать дополнительный приём, если к глаголу подставить местоимение он, она, они, то -ь- не пишется, а если добавить надо, буду, то -ь- пишется

Источник

Методы и приемы работы по изучению семантических и грамматических свойств глаголов в начальной школе

Последовательность работы над глаголом, связь между разделами, объём программного материала, приёмы и средства его изучения в каждом классе определяется задачами изучения данной части речи, её лингвистическими особенностями и познавательными возможностями младших школьников. Основные задачи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи, развить умение сознательно употреблять глагол в устных и письменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся, выработать навык правописания личных окончаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. Все эти задачи решаются во взаимосвязи.

Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для этой части речи: временем (настоящим, прошедшим, будущим), числом (единственным и множественным), лицом (1,2,3,) видом (совершенным и несовершенным).

Возможность и качество усвоения учеником знаний решающим образом зависит от его собственной активности в процессе обучения. Что бы и как бы ни делал учитель, успех обучения, в конечном счете, определяется тем, что и как будет делать ученик.

Читайте также:  Как научить детей глаголу can

Для поддержания познавательной активности учащихся, обеспечивающей достижение целей обучения, в практике работы школы используются разнообразные методы, а также формы организации деятельности учащихся и различные средства обучения.

Ведущее место среди последних принадлежит тем, которые, наряду с побуждениями ученика к воспроизводящей репродуктивной деятельности, позволяют включить его в деятельность поисковую, обеспечить обратную связь «ученик — учитель» на всех этапах формирования знаний, умений и навыков. Для этого используются все возможные дидактические пособия (76, с.27).

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку при изучении глагола, является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Дубова Т.А. при закреплении и проверке знаний на уроках по изучению глагола проводит игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Суть игры заключается в следующем. В игре участвует весь класс. У детей есть фишки: красные — это «гости», жёлтые — «хозяева». «Хозяева» приглашают «гостя» и предлагают ему задание, написанное на карточке, затем проверяют выполненное задание и ставят оценку.

Можно предложить следующее задание:

Карточка с заданием

Определить время глаголов

Оценка, которую ставит «хозяин»

Детям эта игра очень нравится, так как, кроме всего прочего, она приучает их к правилам этикета в гостях.

Дидактическая игра помогает учителю оживить уроки русского языка, способствует развитию элементов творчества и самостоятельности (19, с.-93).

Гостева А.А. предлагает использовать на уроках по изучению глагола абак. Он состоит из экрана с окошечками и полосками: лицо, время, спряжение. Полоски легко переставляются.

Работа проводится устно, фронтально, может чередоваться с записью слов в тетради.

У учителя имеется сигнальная карточка — светофор. Если есть ошибка — горит красный свет, который «останавливает» работу. Таким образом осуществляется обратная связь: моментальная информация об ошибках. Абак позволяет установить уровень усвоения материала и сразу же исправить ошибки и, если это необходимо, ещё раз объяснить материал.

Работа ведётся следующим образом: учитель называет глагол, дети определяют лицо, время и спряжение.

Такая работа позволяет эффективно использовать время на уроке. Абак — подвижная игрушка, вызывает интерес к изучаемому, соответствует возрастным особенностям детей. Желание играть вызывает у них непроизвольное внимание, а, значит, помогает прочному усвоению материала (21,с.-56).

Примерно так может выглядеть абак:

ЛИЦО ВРЕМЯ СПРЯЖЕНИЕ

Серьёзный и большой по объему материал можно давать в игровой, занимательной, увлекательной и доступной для детей форме. Урок призван не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать у них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, надо разнообразить уроки русского языка играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой наглядностью.

Каждая из структурных частей урока выполняет свою функцию в организации учебной деятельности. Признавая роль задач наглядно-обощающего характера, учителя, как нам кажется, недостаточно часто используют их в заключительной части урока — при подведении итога. Но это очень важная и значимая структурная единица урока.

Целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для подведения итога урока — значительный аккорд в учебно-воспитательном процессе. От разнообразия эффективных приёмов закрепления изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение детьми учебного материала.

Лоншакова А.А. предлагает использовать при подведении итога урока:

1) зрительную наглядность.

Она уделяет большое внимание оформлению доски: хорошим средством привлечения внимания учащихся являются занимательные рисунки, ребусы, «шифровки», опорные таблицы, графические схемы;

2) графическую иллюстрацию.

Во многих случаях младшие школьники легко усваивают содержание понятий через абстрактные формы. Они быстро овладевают графикой, системой условных обозначений нашей речи. Человечки, взявшиеся за руки, в графической иллюстрации при изучении темы «Родовые окончания глаголов в прошедшем времени» должны помочь в конце урока напомнить учащимся, что они узнали на этом уроке:

Дети быстро и с удовольствием делают вывод: «Прошедшее время глагола определяется по суффиксу —Л»;

«Глагол в прошедшем времени изменяется по числам»;

«В единственном числе глаголы изменяются по родам»;

«Род глагола в прошедшем времени определяется по роду имени существительного»;

3) зачетную и тестовую формы.

При подведении итога урока интересна и эффективна зачетная форма закрепления изученного в виде игры «Подскажи словечко». Учитель начинает, дети продолжают. Например, при закреплении знаний о глаголе можно использовать на доске рисунок в виде «говорящей» буквы Г.

  • — являюсь…;
  • — обозначаю…;
  • — отвечаю на вопросы…;
  • — изменяюсь по… и (в прошедшем времени) по…;
  • — имею…;
  • — в предложениях чаще всего бываю….

Таким образом, можно «подпитывать» умственную деятельность учащихся в конце урока, предоставив самостоятельно выполнить несколько мыслительных операций (наблюдение, сравнение, сопоставление).

Закрепляя знания по теме «Спряжение», можно подвести итог урока в виде теста. Например, учитель говорит детям:

-Ребята, глагол и местоимение, главные герои сегодняшнего урока, приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданием, которое они предлагают, то узнаете, с каким настроением, прощаясь с нами, они покидают урок. Для этого вы должны из двух ответов каждого задания выбрать правильный, записав его в тетради цифрами 1 или 2.

Учитель показывает таблицу с правильным ответом: 2,1,2,1, переворачивает ее, и дети с удивлением читают: Мы рады!

Читайте также:  Как изменяются имена существительные имена прилагательные глаголы 5 класс

Такой прием закрепления изученного по теме вызывает у детей чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся(30,с. 40).

Очень эффективны и занимательны уроки, проведённые в нестандартной форме.

Рассохина Н. предлагает провести вводный урок по теме «Глагол» в 3 классе в форме игры- путешествия в королевство «Грамматики».

Учитель рассказывает сказку:

-Жил — был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую-нибудь пользу людям, и пошел он по белу свету счастья искать. На пути его ждут испытания. Давайте отправимся вместе с ним и поможем преодолеть трудности.

Учащиеся выполняют задания по подбору глаголов по вопросу, по нахождению глаголов в тексте.

-Совсем скоро мы войдем в сказочное королевство. Там очень красиво, много улиц. Давайте составим в тетради улицу глагола.

Учащиеся подбирают синонимы и антонимы к глаголам.

-Вот мы стоим перед королевством. Но чтобы войти в замок, нам нужно открыть ворота. Нужно вспомнить все, что мы знаем о глаголе.

И вот ворота открылись, и наш герой оказался в сказочном королевстве «Грамматика». Его пригласили работать в предложении, и он согласился. С тех пор глагол работает сказуемым, и улыбка не сходит с его лица: ведь он приносит пользу людям (56, с.16).

Шатилова Г. использует сказки А. С. Пушкина при изучении темы «Спряжение глаголов настоящего времени».

На уроке звучит музыка Г. Свиридова, Н. А. Римского-Корсакова и отрывки из произведений Пушкина, которые используются при выполнении упражнений. Учащиеся находят глаголы, определяют спряжение, повторяют правило написания мягкого знака у глаголов 2 лица после шипящих, восстанавливают текст, подставляют глаголы (74,с. 1).

Власова Л. К. предлагает интегрированный урок русского языка и краеведения в 3 классе на тему «Настоящее время глаголов», используя сведения о родном городе.

Школьники читают рассказ о создании музея, находят в нем глаголы и определяют время. Чтобы спуститься по эскалатору, нужно определить лицо и число глаголов настоящего времени. Учащиеся поют песню о своем городе, затем выписывают глаголы и определяют их форму (15, с 13).

Алексеева Т.В. проводила урок в форме путешествия во времени на космических кораблях.

В классе три ряда парт — это три экипажа. Оказавшись в прошлом времени, ученики находят глаголы прошедшего времени и выделяют суффикс — л —, изменяют глаголы по родам и выделяют окончания. Работая над выборочным диктантом, они попадают в будущее время. Чтобы попасть домой, нужно поставить глаголы в настоящее время. В конце урока учащиеся составляют рассказ, используя глаголы всех времён и определяют число (1,с. 14).

Иванова Л. А. предложила сказочный урок в форме плавания на кораблике — паруснике по станциям. На станции «Вспоминайка» учащиеся повторяют все, что они знают о глаголе. На станции «Сказочная» ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья» о роли частей речи в предложении. Затем учащиеся находят в предложении глаголы и выделяют подлежащее и сказуемое. На станции «Словознание» учитель объясняет значение слова «время» и дети делают фонетический разбор. На станции «Думайка» они распределяют глаголы по временам в 3 столбика. На станции «Угадайка» дети записывают глаголы в неопределенной форме и определяют спряжение. На станции «Здоровья» в ходе физкультминутки они определяют спряжение произносимых учителем глаголов. Урок заканчивается на станции «Итоговая» (25, с. 25).

Цветкова О. В. предлагает проводить урок-обобщение по теме «Глагол» в форме игры «Грамматическое домино». Детям раздаются карточки, на которых написаны ответы для повторения. Играть начинает тот, кому досталась карточка с № 1, а дальше по принципу домино. Учащиеся находят ответы на вопрос, приводят примеры, подтверждающие правильность выбора (73, с 30).

Петухова Н. урок по теме «Спряжение глагола» предлагает провести в форме игры «Брейн-ринг». Все учащиеся класса делятся на две команды. Обе команды выполняют задания: находят спрятавшиеся глаголы, указав их спряжение, разгадывают кроссворд, изменяют время глаголов, составляют пословицы, вставляя нужные окончания в глаголы, спрягают глаголы, данные на карточках (42, с.2).

Итак, учителя при изучении глагола часто используют нестандартные формы уроков, игры, занимательный материал. Это позволяет повысить интерес учащихся к уроку, заострить их внимание на важных моментах, повысить работоспособность на уроке. Эмоциональный фон урока помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Такие игры, как «Грамматическое домино», «Брейн-ринг» позволяют обобщить и конкретизировать знания школьников по изученным темам. Уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-экскурсии заинтересовывают учащихся. Они лучше запоминают спряжение глаголов, изменение по временам и числам, правописание безударных личных окончаний глаголов. Такие уроки воспитывают в детях желание и умение учиться.

Рассмотрев методику работы над свойствами глаголов в начальных классах, опыт учителей, проанализировав программы по русскому языку, мы пришли к следующим выводам:

Одной из основных задач методики русского языка является формирование первоначального представления о глаголе как части речи, развитие умения осознанно употреблять глаголы в устных и письменных высказываниях, знакомство с основными категориями глагола, такими как время, лицо, число, вид.

Учёными-методистами разработано несколько программ для начальных классов, в которых представлены различные подходы к изучению глагола. По программе Занкова Л.В. понятие глагола вводится уже во 2 классе. Эта программа, на наш взгляд, является наиболее сложной, так как учащиеся сами добывают новые знания. По программе «Школа 2100» подготовительный этап работы увеличен, по сравнению с традиционной программой.

Глагол является довольно сложной категорией русского языка, и при знакомстве с этой частью речи у детей возникают трудности. Для успешного обучения младших школьников по теме «Глагол» используется занимательный материал, нестандартные формы уроков. Уроки-сказки, уроки-путешествия, различные игровые моменты позволяют акцентировать внимание детей на важных моментах, лучше и глубже усвоить содержание материала, избежать ошибок, развивают мышление, интерес, желание и умение учиться, повышают работоспособность.

Источник